Рабочая программа по Основам духовно-нравственных культур народов России
рабочая программа (5 класс) по теме

Рабочая программа по Основам духовно-нравственных культур народов России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programm_odnknr_sosh_10.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой  Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, ООП ООО МБОУ «СОШ №10», Учебным планом МБОУ «СОШ № 10» изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в  пятом классе.

Цель курса: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.

Основные  задачи учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

  • формирование представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
  • углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
  • осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека имеет истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
  • становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее,  к их культуре и традициям.

Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).

В процессе изучения данного курса у обучающихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и к какому народу изначально принадлежат.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Общая характеристика учебного предмета:

    Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны.

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть   его   интегративный   характер:   изучение   направлено   на   образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1.        Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).

2.        Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).

3.        Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознание», «Литература», «История», «Изобразительное искусство».

Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.

Учебно-методическое  обеспечение учебного курса  в  5  классе

1.Программа к курсу учебника  « Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015;

2. Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015., В.И. Власенко, А.В. Поляков.

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета  в  5 классе  в объеме 35 часов, исходя из 1 часа в неделю.    

Планируемые результаты освоения учебного предмета

1. Личностные результаты (Л).

Л-1. Формирование основ российской гражданственности, чувства гордости за свою Родину.

Л-2. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Л-3. Формирование образа мира как единого, целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.

Л-4. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Л-5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Л-6. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Л-7. Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Л-8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Л-9. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

2.Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные и коммуникативные):

Р-1. Овладение способностью  принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.

Р-2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Р-3. Понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности.

П-1. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

П-2. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

К-1. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

К-2. Развитие умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, правильно распределять роли  в совместной деятельности.

3.Предметные результаты (Пр).

Пр-1. Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

Пр-2. Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Пр-3. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

Пр-4. Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

Пр-5. Первоначальные представления об исторической роли традиционных  религий в становлении российской государственности;

Пр-6. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

Пр-7. Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

Пр-8. Осознание ценности человеческой жизни.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. В мире культуры – 4 ч.

Величие российской культуры.

 Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).

Человек – творец и носитель культуры.

 Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные

установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа – 15 ч.

«Береги землю родимую, как мать любимую».

 Представления о патриотизме в  фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).

Жизнь ратными подвигами полна.

Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.

В труде – красота человека.

Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).

«Плод добрых трудов славен…».

 Буддизм, ислам, христианство о труде и

трудолюбии.

Люди труда. 

Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).

Бережное отношение к природе. 

Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.

Семья – хранитель духовных ценностей.

Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура – 11 ч.

Роль религии в развитии культуры.

Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.

Культурное наследие христианской Руси.

 Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.

Культура ислама.

Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.

Иудаизм и культура.

Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.

Культурные традиции буддизма.

Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности – 2 ч.

Забота государства о сохранении духовных ценностей.

Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.

Хранить память предков.

Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир – 3 ч.

Что составляет твой духовный мир.

Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.

Календарно-тематическое планирование

5 класс – 35 часов

№ урока

Дата

Тема

Планируемые результаты

Хар-ка деятельности обучающихся

Д/з

план

факт

Раздел 1. Введение.  В мире культуры (4ч.)

Вводный урок.

Пр-4

Величие многонациональной российской культуры

Л-1,4,9, Р-2, П-1, К-1, Пр-5

Работа с текстом, ответы на вопросы, работа в тетради (С)

с.8

Человек-творец и носитель культуры

Л-3,4,5, Р-2, П-2, К-1, Пр-3,7

Л-5,6, Р-2, П-2, К-1, Пр-3,6,7

Повторение предыдущей темы. Работа со словарем и дополнительной информацией (С). Ответы на вопросы.

с.14

4.

Самостоятельная работа с источниками информации, , подготовка творческой беседы с членами семьи. Подбор и анализ пословиц по теме.

с.17

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа ( 15 ч.)

5.

Береги землю родимую, как мать любимую

Л-2,6, Р-1, П-1, К-1,2, Пр-1,6

Беседа,комментированное чтение, устный рассказ на тему.

Повторение предыдущей темы. Работа с дополнительной информацией. Ответы на вопросы. Подготовка сообщений о героях эпосов народов России

с.21

6.

Образы нартских богатырей

Л-1,3,5,9, Р-1,2, П-1, К-2, Пр-1,2,8

с.23

7.

Жизнь ратными подвигами полна

Л-1,6, Р-1,

П-2, К-1,2,

Пр-1,2

Повторение предыдущей темы.

Беседа, работа с текстом. Составление  словаря терминов и понятий.

с.27

8.

Всякий мужественный человек приносит честь своей Родине

Л-1,6, Р-1,

П-2, К-1,2,

Пр-1,2

Повторение предыдущей темы. Работа с высказываниями, текстом и дополнительной информацией (С). Пересказ. Ответы на вопросы.

с.33

9.

Вклад мусульманских народов в Великую Победу

Л-1,6, Р-1,

П-2, К-1,2,

Пр-1,2

Повторение предыдущей темы.  Составление  словаря терминов и понятий.

Работа в исследовательских группах

с.35

10.

В труде – красота человека

Л-6,8,9, Р-2,3, П-1, К-2, Пр-1,2,6

Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации

с.40

11.

Плод добрых трудов славен

Л-5,6, Р-3, П-2, К-2, Пр-1,7

Повторение предыдущей темы (С). Работа с текстом, словарем и дополнительной информацией. Ответы – рассуждения на вопросы.

с.42

12.

Люди труда

Л-5,6, Р-3,

 П-2, К-2, Пр-1,7

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Заполнение таблицы

с.44

13.

Самоотверженный труд наших соотечественников

Л-6,7, Р-1,2, П-1,2, К-1, Пр-6,7

Повторение предыдущих тем. Работа с текстом, и дополнительной информацией  Ответы – рассуждения на вопросы.

с.48

14.

Бережное отношение к природе

Л-5, Р-1, П-1, К-2, Пр-1,2,6

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Пересказ. Ответы на вопросы.

с.51-55

15.

Семья-хранитель духовных ценностей

Л-2,5,8,9, Р-2,3, П-1, К-2, Пр-1,2,6

Работа с высказываниями, текстом и дополнительной информацией

с.56-58

16.

Семья-хранитель духовных ценностей

Л-2,5,8,9, Р-2,3, П-1, К-2, Пр-1,2,6

Работа с высказываниями, сказками народов мира

с.60-66

17.

Семья-первый трудовой коллектив

Л-2,5,8,9, Р-2,3, П-1, К-2, Пр-1,2,6

Повторение предыдущей темы. Работа с высказываниями, пословицами.

 Пересказ. Ответы на вопросы.

с.73

18.

Любовь-главная семейная ценность

Л-2,5,8,9, Р-2,3, П-1, К-2, Пр-1,2,6

Работа с высказываниями, текстом и дополнительной информацией, притчами

с.78

19.

Слава детей – родители их

Л-2,5,8,9, Р-2,3, П-1, К-2, Пр-1,2,6

Работа с притчами о детях и родителях

с.80-82

Раздел 3.Религия и культура  (11 часов)

20.

Роль религии в истории культуры

Л-3,6, П-1, К-1, Пр-3,5

Групповая работа с источниками информации Ответы – рассуждения на вопросы.

с.84

21.

Культурное наследие христианской Руси

Л-2,5,6,8, Р-3, П-2, К-1, Пр-3,5

Работа с информацией. Ответы – рассуждения на вопросы.

с.87

22.

Христианская вера и образование в Древней Руси

Л-3,6,8, Р-3,

К-2, Пр-1,2,6,7

Комментированное чтение, работа с иллюстративным

материалом. Ответы на вопросы.

с.89                                                                                                                                              

23.

Художественное своеобразие христианской культуры

Л-4,9, Р-1, П-2, К-2, Пр-1,2,5,7

Повторение предыдущей темы. Работа с текстом, высказываниями (С), дополнительной информацией. Ответы – рассуждения на вопросы.

с.90-98

24.

Культура ислама. Возникновение ислама

Л-1,3, 4,5,Р-2, П-2, К-1, Пр-7

. Работа с текстом,  дополнительной информацией. Заполнение таблицы.

с.101

25.

Литература и искусство в культуре ислама

Л-4,9, Р-1, П-2, К-2, Пр-1,2,5,7

Повторение предыдущей темы. Работа со словарем, высказываниями, иллюстрациями к уроку (С) и дополнительной информацией. Ответы – рассуждения на вопросы.

с.104

26.

Художественное своеобразие архитектуры ислама

Л-4,9, Р-1, П-2, К-2, Пр-1,2,5,7

Групповая исследовательская работа

с.106

27.

Иудаизм и культура

Л-6,7,8, Р-1,2, П-2, К-1, Пр-1,2,3,6

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

с.109

28.

Л-2,56,7,8, Р-1,2, П-2, К-1

 Пр-1,2,3,6

Повторение предыдущей темы. Работа со словарем, сказкой (С), притчей, иллюстрациями к уроку и дополнительной информацией

с.119

29.

Культурные традиции буддизма

Л-2,5,6,7, Р-3, П-2, К-2, Пр-1,6,7

Работа с высказываниями, текстом и дополнительной информацией

с.120

30.

Л-3,4, Р-1, П-1, К-1, Пр-2,3,4,6

Повторение предыдущей темы. Работа с текстом, иллюстрациями к уроку (С). Ответы – рассуждения на вопросы.

с.126

Раздел 4. Сохранение духовных ценностей (2 часа)

31.

Забота государства о сохранении духовных ценностей

Л-1,2,,7, Р-3, П-2, К-2, Пр-1,7

Работа с текстом и дополнительной информацией (С). Пересказ. Ответы на вопросы

с.129

32.

Хранить память предков

Л-1,3,5 Р-1,2,3, П-1,2, К-1,2, Пр-3,6,7

Участие в диспутах: учатся слушать собеседников и высказывать собственное мнение. Подготовка сообщения по выбранным темам (теме)

Раздел 5. Твой духовный мир (3 часа)

33.

Что составляет твой духовный мир

Л-5,8,9, Р-1,П-1,К-1.Пр-1,Пр-6,Пр-8

Участие в диспутах: учатся слушать собеседников и высказывать собственное мнение. Подготовка сообщения по выбранным темам (теме)

34.

35.

Л-5,8,9, Р-1,П-1,К-1.Пр-1,Пр-6,Пр-8

Участие в диспутах: учатся слушать собеседников и высказывать собственное мнение. Подготовка сообщения по выбранным темам (теме)

Оценка уровня достижений обучающихся

Оценование результатов усвоения учебного предмета «Основы духовно-нравственных культур народов России» исключает систему балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При неправильном ответе обучающегося запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д.

Оцениванию не подлежат: темп работы обучающегося, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями).

Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Поощряется любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления.

По «Основам духовно-нравственных культур народов России»  контрольные работы не проводятся.

По «Основам духовно-нравственных культур народов России» домашние задания носят творческий характер (обсуди высказывание с родителями, составь рассказ, составь ребусы, сочини частушку о родине, напиши эссе и т.п.).

По «Основам духовно-нравственных культур народов России» безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года. При оценивании достижений обучающихся при изучении предмета «Основы духовно-нравственных культур народов России» используется качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов.

В течение года индивидуально или в группах обучающиеся выполняют проектные работы. Все итоговые работы выполняются с учетом общих задач курса. Защита работ осуществляется на общеклассных мероприятиях. Независимо от того, какую религиозную культуру изучал школьник, в ходе мероприятия он знакомится и с другими культурами.

По окончании обучения ребята проводят презентацию творческих проектов. По итогам анализа учебной деятельности и достижений обучающиеся получают «зачет/незачет».

Формы продуктов проектов: Web-сайт, атлас, карта, видеофильм, выставка, газета, журнал, костюм, модель, коллекция, игра, мультимедийный продукт, музыкальное или художественное произведение, постановка, праздник.

Формы защиты итоговых работ: игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей, доклад, пресс-конференция, путешествие, экскурсия, ролевая игра, спектакль, соревнование, телепередача и т.д.

Материально-техническое обеспечение

Компьютер (ноутбук), проектор, экран.

Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов  -     http:// school- collection.edu. ru

Всемирная история в интернете                                            -      http:// www.hrono.ru

История стран и цивилизаций                                                -     http: // www. istorya. ru

Библиотека античной литературы                                          -     http:// сyrill.newma.ru

Коллекция: мировая художественная культура                    -     http:// artclassic.edu.ru

- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

- печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России. 

Список рекомендуемой литературы

Для учителя:

  1. Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2007.
  2. Беляева Е.В. Этика: курс лекций. – Минск, 2004.
  3. Васильев Л.С. История религий Востока: религиозно-культурные традиции и общество. – М., 1983.
  4. Введение в буддизм. – СПб., 1999.
  5. История религий в России / под общ. ред. Н.А. Трофимчука. – М., 2002.
  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред.А. Г. Асмолова. – М., 2008.
  7. Карандашев В.Н. Педагогическая психология. – М., 2006.
  8. Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2005.
  9. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М., 2005.
  10. Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1-11. – Иерусалим, 1976-2005.
  11. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2004.
  12. Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2001.Религия в истории и культуре / под ред. М.Г. Писманника. – М., 2000.
  13. Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка / Пер. с фр. – М.: Академический Проект, 2006.
  14. Поснов М.Э. История христианской церкви. – М., 2005.
  15. Теологический энциклопедический словарь / под ред. У. Элвела. – М., 2003
  16. Хопко Ф. Основы православия. – Минск, 1991.
  17. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. – 2007.

Образовательные сайты:

http://easyen.ru/современный учительский портал

http://ifmir.info/budd.htm

http://www.pravoslavie.ru/

http://www.muslim.ru

http://www.buddhism.ru

http://www.feor.ru

http://www.proshkolu.ru/tag/37017/

http://annaellada.narod.ru/интересные

http://ludmilafed.rusedu.net/post/1774/11013

http://wikikurgan.orbitel.ru

http://www.fw.ru – Фонд «Мир семьи»

Яndex-энциклопедии. http://encycl.yandex.ru

Рубрикон. http://www.rubricon.ru/

Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU. http://www.megabook.ru/

Для обучающихся:

  1. Барто, А. Стихи и поэмы: собр. соч.: в 3 т. – М.: Детская литература, 1970.
  2. Домострой / под ред. В. Сенина. – СПб.: Лениздат, 1992.
  3. Михалков, С. Избранные произведения: в 2 т. – М.: Детская литература, 1967.
  4. Морозова, С. А., Элиасберг, Н. И. О самом главном: книга для чтения (для 7-9 классов общеобразовательных школ). – СПб.: Специальная литература, 1998.
  5. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М, Педагогика, 1990.
  6. Пословицы русского народа: сборник В. Даля. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России

Данная рабочая программа составлена по модулю Основы православной культуры для обучающихся 5 класса...

рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс по ФГОС

Цель курса: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного  гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяю...

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  для 5  класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса

Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России»

Автор представляет рабочую программу и календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине "Оновы духовно-нравственной культуры народов России"...

Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России ( Модуль "Основы мировых религиозных культур")

Целью рабочей программы является  формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многона...