Рабочая программа по Основам духовно-нравственных культур народов России
рабочая программа (5 класс) по теме
Рабочая программа по Основам духовно-нравственных культур народов России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programm_odnknr_sosh_10.doc | 197.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, ООП ООО МБОУ «СОШ №10», Учебным планом МБОУ «СОШ № 10» изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в пятом классе.
Цель курса: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Основные задачи учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
- формирование представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
- углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
- осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека имеет истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
- становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, к их культуре и традициям.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
В процессе изучения данного курса у обучающихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и к какому народу изначально принадлежат.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Общая характеристика учебного предмета:
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознание», «Литература», «История», «Изобразительное искусство».
Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.
Учебно-методическое обеспечение учебного курса в 5 классе
1.Программа к курсу учебника « Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015;
2. Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015., В.И. Власенко, А.В. Поляков.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе в объеме 35 часов, исходя из 1 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
1. Личностные результаты (Л).
Л-1. Формирование основ российской гражданственности, чувства гордости за свою Родину.
Л-2. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Л-3. Формирование образа мира как единого, целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.
Л-4. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Л-5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Л-6. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Л-7. Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
Л-8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Л-9. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
2.Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные и коммуникативные):
Р-1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.
Р-2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Р-3. Понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности.
П-1. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
П-2. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
К-1. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
К-2. Развитие умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, правильно распределять роли в совместной деятельности.
3.Предметные результаты (Пр).
Пр-1. Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
Пр-2. Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
Пр-3. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
Пр-4. Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
Пр-5. Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
Пр-6. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
Пр-7. Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
Пр-8. Осознание ценности человеческой жизни.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. В мире культуры – 4 ч.
Величие российской культуры.
Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры.
Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные
установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа – 15 ч.
«Береги землю родимую, как мать любимую».
Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна.
Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека.
Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…».
Буддизм, ислам, христианство о труде и
трудолюбии.
Люди труда.
Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе.
Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей.
Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура – 11 ч.
Роль религии в развитии культуры.
Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси.
Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама.
Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура.
Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма.
Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности – 2 ч.
Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков.
Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир – 3 ч.
Что составляет твой духовный мир.
Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
Календарно-тематическое планирование
5 класс – 35 часов
№ урока | Дата | Тема | Планируемые результаты | Хар-ка деятельности обучающихся | Д/з | |||||
план | факт | |||||||||
5а | 5б | 5в | 5а | 5б | 5в | |||||
Раздел 1. Введение. В мире культуры (4ч.) | ||||||||||
Вводный урок. | Пр-4 | |||||||||
Величие многонациональной российской культуры | Л-1,4,9, Р-2, П-1, К-1, Пр-5 | Работа с текстом, ответы на вопросы, работа в тетради (С) | с.8 | |||||||
Человек-творец и носитель культуры | Л-3,4,5, Р-2, П-2, К-1, Пр-3,7 Л-5,6, Р-2, П-2, К-1, Пр-3,6,7 | Повторение предыдущей темы. Работа со словарем и дополнительной информацией (С). Ответы на вопросы. | с.14 | |||||||
4. | Самостоятельная работа с источниками информации, , подготовка творческой беседы с членами семьи. Подбор и анализ пословиц по теме. | с.17 | ||||||||
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа ( 15 ч.) | ||||||||||
5. | Береги землю родимую, как мать любимую | Л-2,6, Р-1, П-1, К-1,2, Пр-1,6 | Беседа,комментированное чтение, устный рассказ на тему. Повторение предыдущей темы. Работа с дополнительной информацией. Ответы на вопросы. Подготовка сообщений о героях эпосов народов России | с.21 | ||||||
6. | Образы нартских богатырей | Л-1,3,5,9, Р-1,2, П-1, К-2, Пр-1,2,8 | с.23 | |||||||
7. | Жизнь ратными подвигами полна | Л-1,6, Р-1, П-2, К-1,2, Пр-1,2 | Повторение предыдущей темы. Беседа, работа с текстом. Составление словаря терминов и понятий. | с.27 | ||||||
8. | Всякий мужественный человек приносит честь своей Родине | Л-1,6, Р-1, П-2, К-1,2, Пр-1,2 | Повторение предыдущей темы. Работа с высказываниями, текстом и дополнительной информацией (С). Пересказ. Ответы на вопросы. | с.33 | ||||||
9. | Вклад мусульманских народов в Великую Победу | Л-1,6, Р-1, П-2, К-1,2, Пр-1,2 | Повторение предыдущей темы. Составление словаря терминов и понятий. Работа в исследовательских группах | с.35 | ||||||
10. | В труде – красота человека | Л-6,8,9, Р-2,3, П-1, К-2, Пр-1,2,6 | Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации | с.40 | ||||||
11. | Плод добрых трудов славен | Л-5,6, Р-3, П-2, К-2, Пр-1,7 | Повторение предыдущей темы (С). Работа с текстом, словарем и дополнительной информацией. Ответы – рассуждения на вопросы. | с.42 | ||||||
12. | Люди труда | Л-5,6, Р-3, П-2, К-2, Пр-1,7 | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Заполнение таблицы | с.44 | ||||||
13. | Самоотверженный труд наших соотечественников | Л-6,7, Р-1,2, П-1,2, К-1, Пр-6,7 | Повторение предыдущих тем. Работа с текстом, и дополнительной информацией Ответы – рассуждения на вопросы. | с.48 | ||||||
14. | Бережное отношение к природе | Л-5, Р-1, П-1, К-2, Пр-1,2,6 | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Пересказ. Ответы на вопросы. | с.51-55 | ||||||
15. | Семья-хранитель духовных ценностей | Л-2,5,8,9, Р-2,3, П-1, К-2, Пр-1,2,6 | Работа с высказываниями, текстом и дополнительной информацией | с.56-58 | ||||||
16. | Семья-хранитель духовных ценностей | Л-2,5,8,9, Р-2,3, П-1, К-2, Пр-1,2,6 | Работа с высказываниями, сказками народов мира | с.60-66 | ||||||
17. | Семья-первый трудовой коллектив | Л-2,5,8,9, Р-2,3, П-1, К-2, Пр-1,2,6 | Повторение предыдущей темы. Работа с высказываниями, пословицами. Пересказ. Ответы на вопросы. | с.73 | ||||||
18. | Любовь-главная семейная ценность | Л-2,5,8,9, Р-2,3, П-1, К-2, Пр-1,2,6 | Работа с высказываниями, текстом и дополнительной информацией, притчами | с.78 | ||||||
19. | Слава детей – родители их | Л-2,5,8,9, Р-2,3, П-1, К-2, Пр-1,2,6 | Работа с притчами о детях и родителях | с.80-82 | ||||||
Раздел 3.Религия и культура (11 часов) | ||||||||||
20. | Роль религии в истории культуры | Л-3,6, П-1, К-1, Пр-3,5 | Групповая работа с источниками информации Ответы – рассуждения на вопросы. | с.84 | ||||||
21. | Культурное наследие христианской Руси | Л-2,5,6,8, Р-3, П-2, К-1, Пр-3,5 | Работа с информацией. Ответы – рассуждения на вопросы. | с.87 | ||||||
22. | Христианская вера и образование в Древней Руси | Л-3,6,8, Р-3, К-2, Пр-1,2,6,7 | Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Ответы на вопросы. | с.89 | ||||||
23. | Художественное своеобразие христианской культуры | Л-4,9, Р-1, П-2, К-2, Пр-1,2,5,7 | Повторение предыдущей темы. Работа с текстом, высказываниями (С), дополнительной информацией. Ответы – рассуждения на вопросы. | с.90-98 | ||||||
24. | Культура ислама. Возникновение ислама | Л-1,3, 4,5,Р-2, П-2, К-1, Пр-7 | . Работа с текстом, дополнительной информацией. Заполнение таблицы. | с.101 | ||||||
25. | Литература и искусство в культуре ислама | Л-4,9, Р-1, П-2, К-2, Пр-1,2,5,7 | Повторение предыдущей темы. Работа со словарем, высказываниями, иллюстрациями к уроку (С) и дополнительной информацией. Ответы – рассуждения на вопросы. | с.104 | ||||||
26. | Художественное своеобразие архитектуры ислама | Л-4,9, Р-1, П-2, К-2, Пр-1,2,5,7 | Групповая исследовательская работа | с.106 | ||||||
27. | Иудаизм и культура | Л-6,7,8, Р-1,2, П-2, К-1, Пр-1,2,3,6 | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | с.109 | ||||||
28. | Л-2,56,7,8, Р-1,2, П-2, К-1 Пр-1,2,3,6 | Повторение предыдущей темы. Работа со словарем, сказкой (С), притчей, иллюстрациями к уроку и дополнительной информацией | с.119 | |||||||
29. | Культурные традиции буддизма | Л-2,5,6,7, Р-3, П-2, К-2, Пр-1,6,7 | Работа с высказываниями, текстом и дополнительной информацией | с.120 | ||||||
30. | Л-3,4, Р-1, П-1, К-1, Пр-2,3,4,6 | Повторение предыдущей темы. Работа с текстом, иллюстрациями к уроку (С). Ответы – рассуждения на вопросы. | с.126 | |||||||
Раздел 4. Сохранение духовных ценностей (2 часа) | ||||||||||
31. | Забота государства о сохранении духовных ценностей | Л-1,2,,7, Р-3, П-2, К-2, Пр-1,7 | Работа с текстом и дополнительной информацией (С). Пересказ. Ответы на вопросы | с.129 | ||||||
32. | Хранить память предков | Л-1,3,5 Р-1,2,3, П-1,2, К-1,2, Пр-3,6,7 | Участие в диспутах: учатся слушать собеседников и высказывать собственное мнение. Подготовка сообщения по выбранным темам (теме) | |||||||
Раздел 5. Твой духовный мир (3 часа) | ||||||||||
33. | Что составляет твой духовный мир | Л-5,8,9, Р-1,П-1,К-1.Пр-1,Пр-6,Пр-8 | Участие в диспутах: учатся слушать собеседников и высказывать собственное мнение. Подготовка сообщения по выбранным темам (теме) | |||||||
34. | ||||||||||
35. | Л-5,8,9, Р-1,П-1,К-1.Пр-1,Пр-6,Пр-8 | Участие в диспутах: учатся слушать собеседников и высказывать собственное мнение. Подготовка сообщения по выбранным темам (теме) |
Оценка уровня достижений обучающихся
Оценование результатов усвоения учебного предмета «Основы духовно-нравственных культур народов России» исключает систему балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При неправильном ответе обучающегося запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д.
Оцениванию не подлежат: темп работы обучающегося, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями).
Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Поощряется любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления.
По «Основам духовно-нравственных культур народов России» контрольные работы не проводятся.
По «Основам духовно-нравственных культур народов России» домашние задания носят творческий характер (обсуди высказывание с родителями, составь рассказ, составь ребусы, сочини частушку о родине, напиши эссе и т.п.).
По «Основам духовно-нравственных культур народов России» безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года. При оценивании достижений обучающихся при изучении предмета «Основы духовно-нравственных культур народов России» используется качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов.
В течение года индивидуально или в группах обучающиеся выполняют проектные работы. Все итоговые работы выполняются с учетом общих задач курса. Защита работ осуществляется на общеклассных мероприятиях. Независимо от того, какую религиозную культуру изучал школьник, в ходе мероприятия он знакомится и с другими культурами.
По окончании обучения ребята проводят презентацию творческих проектов. По итогам анализа учебной деятельности и достижений обучающиеся получают «зачет/незачет».
Формы продуктов проектов: Web-сайт, атлас, карта, видеофильм, выставка, газета, журнал, костюм, модель, коллекция, игра, мультимедийный продукт, музыкальное или художественное произведение, постановка, праздник.
Формы защиты итоговых работ: игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей, доклад, пресс-конференция, путешествие, экскурсия, ролевая игра, спектакль, соревнование, телепередача и т.д.
Материально-техническое обеспечение
Компьютер (ноутбук), проектор, экран.
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов - http:// school- collection.edu. ru
Всемирная история в интернете - http:// www.hrono.ru
История стран и цивилизаций - http: // www. istorya. ru
Библиотека античной литературы - http:// сyrill.newma.ru
Коллекция: мировая художественная культура - http:// artclassic.edu.ru
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
- печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.
Список рекомендуемой литературы
Для учителя:
- Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2007.
- Беляева Е.В. Этика: курс лекций. – Минск, 2004.
- Васильев Л.С. История религий Востока: религиозно-культурные традиции и общество. – М., 1983.
- Введение в буддизм. – СПб., 1999.
- История религий в России / под общ. ред. Н.А. Трофимчука. – М., 2002.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред.А. Г. Асмолова. – М., 2008.
- Карандашев В.Н. Педагогическая психология. – М., 2006.
- Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2005.
- Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М., 2005.
- Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1-11. – Иерусалим, 1976-2005.
- Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2004.
- Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2001.Религия в истории и культуре / под ред. М.Г. Писманника. – М., 2000.
- Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка / Пер. с фр. – М.: Академический Проект, 2006.
- Поснов М.Э. История христианской церкви. – М., 2005.
- Теологический энциклопедический словарь / под ред. У. Элвела. – М., 2003
- Хопко Ф. Основы православия. – Минск, 1991.
- Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. – 2007.
Образовательные сайты:
http://easyen.ru/современный учительский портал
http://www.proshkolu.ru/tag/37017/
http://annaellada.narod.ru/интересные
http://ludmilafed.rusedu.net/post/1774/11013
http://www.fw.ru – Фонд «Мир семьи»
Яndex-энциклопедии. http://encycl.yandex.ru
Рубрикон. http://www.rubricon.ru/
Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU. http://www.megabook.ru/
Для обучающихся:
- Барто, А. Стихи и поэмы: собр. соч.: в 3 т. – М.: Детская литература, 1970.
- Домострой / под ред. В. Сенина. – СПб.: Лениздат, 1992.
- Михалков, С. Избранные произведения: в 2 т. – М.: Детская литература, 1967.
- Морозова, С. А., Элиасберг, Н. И. О самом главном: книга для чтения (для 7-9 классов общеобразовательных школ). – СПб.: Специальная литература, 1998.
- Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М, Педагогика, 1990.
- Пословицы русского народа: сборник В. Даля. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России
Данная рабочая программа составлена по модулю Основы православной культуры для обучающихся 5 класса...
рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс по ФГОС
Цель курса: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяю...
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО....
Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса
Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....
Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России
Рабочая программа к учебнику Н. Ф. Виноградовой...
Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России»
Автор представляет рабочую программу и календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине "Оновы духовно-нравственной культуры народов России"...
Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России ( Модуль "Основы мировых религиозных культур")
Целью рабочей программы является формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многона...