Рейтинговая система оценивания учебной и внеучебной деятельности учащихся.
статья на тему
Статья из опыта работы по рейтинговой системе оценивания учителя истории и обществознания Баранник Инны Борисовны и МКОУ Кантемировской сош № 2
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рейтинговая система оценивания учебной и внеучебной деятельности учащихся.
Баранник Инна Борисовна, учитель истории и обществознания МКОУ Кантемировская СОШ № 2 Кантемировского муниципального района Воронежской области
Новые стандарты предъявляют требования, прежде всего, к результатам освоения образовательных программ. Особое внимание уделяется организации познавательной деятельности учащихся и воспитанию ответственного, активного гражданина своей страны. Иными словами, учитель в современных условиях должен ориентироваться не только на познавательные, как это было раньше, но и на личностные, и метапредметные результаты. Соответственно должны измениться и критерии оценки с точки зрения применения учащимися на практике теоретических знаний.
Рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки традиционной четырехбалльной по сути системы и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого учащегося.
Рейтинг - это система оценки накопительного типа, которая отражает успеваемость школьников, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая оценка результатов труда ученика в соответствии с его реальными достижениями, система поощрения успевающих учащихся.
Рейтинговая система оценки образовательного процесса обучающихся вводится как гибкое и эффективное средство ранжирования школьников по результатам их учебной и внеурочной деятельности, мотивирующее их на достижение высоких результатов.
Главная цель рейтинговой системы оценивания - влияние на активность учащихся в получении знаний, а также оценка динамики уровня знаний на каждом этапе их усвоения. Рейтинговая система оценивания реализует на практике лекционно-семинарское, модульное, проблемное, дифференцированное обучение, игровые, проектные, информационно-коммуникативные технологии на этапе проверки и оценки достижений школьника при помощи индивидуального числового показателя - рейтинга. Данная система оценивания позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность.
В нашей школе идет поэтапное введение рейтинговой системы оценивания учебных достижений учащихся. Работа началась с изучения педагогической и методической литературы по теме, исследован опыт работы коллег. Было разработано «Положение о рейтинговой системе оценивания учебных и внеучебных достижений учащихся». В документе определены цели и задачи введения системы оценивания, принципы и механизмы формирования рейтинга, определены формы контроля при составлении рейтинга.
Учащихся и родители знакомятся с оценочной шкалой и суммой баллов.
По итогам выполненной деятельности результаты заносятся в рейтинговый лист учащегося, составляется рейтинговая шкала по классу и школе.
Я бы хотела остановиться на основных видах деятельности, позволяющих в полной мере реализовать цели новых стандартов образования.
В 2016-2017 уч году мной была разработана система балльно-рейтинговой оценки знаний учащихся по обществознанию.
При разработке данной системы оценивания учитывались ряд условий. Каждое задание должно соответствовать определенным критериям, ориентируясь на которые, учащийся может спрогнозировать итоговую оценку, и выстроить деятельность, в соответствии с притязаниями.
В начале изучения определенной темы (модуля) учащиеся знают, какие работы им необходимо сделать и по каким критериям будет оцениваться их труд. Таким образом, снижается фактор субъективной оценки, основанной на личном отношении учителя к учащимся.
Задания носят деятельностный и творческий характер: эссе, исследовательская работа, диспут, социологический опрос, анализ бюджета, что выявляет умение и готовность учащихся применять на практике полученные знания.
Значимость и сложность выполнения разных заданий выражена в их «стоимости»: за выполнение репродуктивных или механических заданий можно получить меньше баллов по сравнению с творческими. Это снимает проблему объяснения ученику того факта, что одна пятерка не соответствует другой, потому что первая получена за выполнение домашнего задания, а вторая – за контрольную работу.
Большую часть работы учащиеся проделывают самостоятельно, либо объединяясь в творческие группы. Это позволяет формировать мыслительные, речевые, коммуникативные компетенции, развивает чувство ответственности, стремление выполнить задание качественно и в положенный срок.
Для выдачи ученикам заданий и контроля их выполнения я использую систему Дневник.ру. Это позволяет использовать большое количество иллюстративного материала, выстраивать общение с учениками во внеурочное время, давать консультации при выполнении сложных творческих заданий.
Основным положительным моментом данной системы оценивания можно считать то, что учащийся осознает, что его оценка зависит исключительно от его личных усилий.
В связи с введением ФГОС внеурочная деятельность учащихся в школе является неотъемлемой частью образовательного процесса. Ее специфика связана с тем, что такая деятельность осуществляется в свободное от учебного процесса время и чаще всего зависит от собственного выбора школьника.
В нашей школе разработана система оценки и учета личностных достижений учащихся во внеурочной деятельности.
Она направлена на учёт количественных и качественных изменений, происходящих в личностном росте ребёнка и его успешности. В ней заложен «накопительный» принцип учёта достижений учащихся на протяжении всего процесса обучения в детском коллективе. Это позволяет построить шкалу успешности ученика и научить его видеть собственный рост, приобретая компетенции в той или иной области деятельности.
Работа начинается с отслеживания вовлеченности учащихся во внеурочную деятельность. Классные руководители составляют карту вовлеченности обучающихся, куда заносятся данные не только о внеурочной деятельности в школе по направлениям, но и учитывается занятость детей в социуме.
В конце учебного года проводится анализ карты, который позволяет систематизировать сведения о занятости детей, о наиболее популярных курсах внеурочной деятельности, об активности школьников.
Вовлечённость обучающихся во внеурочную деятельность также отслеживается в журналах занятий. Эти журналы ведёт педагог в течение учебного года. Замдиректора по УВР осуществляет проверку этих журналов 1 раз в четверть.
Личность школьника - главный показатель эффективности процесса воспитания.
- Критерием качества является динамика личностного роста обучающихся, а его показателями: приобретение школьниками социально-значимых знаний.
- Развитие социально-значимых отношений.
- Накопление школьниками опыта социально-значимого действия.
Каждый педагог в своей рабочей программе по курсу определяет метапредметные и личностные результаты, которые будут достигнуты учащимися (эти результаты зависят от направления внеурочной деятельности), а также способы оценки достижения учащимися планируемых результатов и формы представления результатов (выставки, спектакли, концерты, соревнования, турниры, конференции, портфолио и др).
В течение года педагог заполняет уровневую таблицу мониторинга результатов.
Уровневая таблица мониторинга результатов.
№ | ФИ ученика | Правильное выполнение задания 1 2 3 4 5 | Уровень выполнения заданий | ||||
1 | … | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 уровень |
2 | … | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 2 уровень |
3 | … | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 3 уровень |
Кол-во справившихся с заданиями (в%) | |||||||
Кол-во ( %), не знают как выполнять это задание и не приступают к выполнению |
Нижняя строка показывает, какой процент учеников справился с каждым заданием, сколько учеников ( в %) не умеют выполнять задания по предложенным темам. С такими учениками следует провести занятия в индивидуальном порядке. В правой колонке определяется рейтинг ученика по итогам выполнения заданий. Анализ данной таблицы позволит учителю скорректировать свою работу.
В течение года ежемесячно педагог, ведущий курс по внеурочной деятельности, заполняет лист индивидуальных достижений ученика.
ЛИСТ
индивидуальных достижений ученика __ класса МКОУ «Кантемировская СОШ № 2» по курсу внеурочной деятельности «_________________________________»
Вид деятельности. | Время учёбы (месяц) | ||||||||
9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Регулярно посещает занятия. | |||||||||
Старательно и терпеливо выполняет указания учителя. | |||||||||
Адекватно относится к критике со стороны педагога. | |||||||||
Высказывает своё мнение о деятельности товарищей, критически сравнивает свою работу с другими. | |||||||||
Каждый педагог прописывает результаты, которые должен показать обучающийся в данном курсе. | |||||||||
Анализ этих листов позволяет педагогу определить уровень сформированности УУД.
Детям со средним уровнем педагог должен помочь к концу года достичь более высоких результатов. Обучающихся с низким уровнем формирования УУД педагог должен постоянно активизировать, поддерживать их интерес в этом виде деятельности.
Следующая карта развития метапредметных результатов заполняется педагогом в конце учебного года и позволяет определить уровень формирования метапредметных результатов.
Карта развития метапредметных результатов
курса внеурочной деятельности «__________________________________»
ученика ____ класса Ф.И._______________________________________________
Метапредметные результаты | Да | Нет |
Высокая мотивация к …….. | ||
Проявляет настойчивость в достижении цели. | ||
Применяет методы наблюдения. | ||
Оценивает …. | ||
Обсуждает проблемные вопросы с учителем. | ||
Строит работу на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи. | ||
Сравнивает результаты своей деятельности с результатами других учащихся. | ||
Определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. | ||
Понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности; | ||
Обладает волевой саморегуляцией в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. | ||
Объясняет свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства. | ||
Вступает в беседу и обсуждение на занятии и в жизни. |
Если обучающийся набирает 10-12 положительных ответов. У него высокий уровень формирования метапредметных результатов.
7-8 положительных ответов – средний уровень формирования. Учителю необходимо больше обращать внимания на работу с этим обучающимся.
5-6 положительных ответов – низкий уровень формирования. Учитель должен построить работу с данным учеником так, чтобы в следующем году повысить уровень формирования метапредметных результатов.
Мониторинг сформированности универсальных учебных действий проводится в начале и в конце каждого учебного года. Стартовая диагностика в начале учебного года позволяет сформулировать систему учебных задач на развитие способностей к рефлексии, сотрудничеству и учебной самостоятельности младших школьников. В конце учебного года проводится мониторинг для учащихся по картам самооценки.
Уровневая карта развития самооценки.
Поведенческий индикатор | Показатель | Уровень |
Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи. | Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя | Отсутствие оценки |
Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников. | Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия. | Адекватная ретроспективная оценка |
Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи. | Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт того, знает ли он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия | Неадекватная прогностическая оценка |
Оценочная деятельность учащихся заключается в определении учеником границ знания/незнания своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые предстоит решить в ходе осуществления внеурочной деятельности.
Формы и инструментарий фиксации результатов во внеурочной деятельности:
Направления, курсы | Формы и инструментарий оценивания результатов |
Общеинтеллектуальное | - уровневая таблица мониторинга результатов; |
- карты самооценки; | |
- дипломы призёров олимпиад; | |
- уровневая карта развития самооценки; | |
Проектная деятельность | - анкета вовлечённостиобучающихся в исследовательскую и проектную деятельность. |
- научные конференции; | |
- листы рефлексии | |
- дипломы призёров конференций; | |
Духовно-нравственное | - творческий отчет, выставка, смотр, концерт, спектакль. |
Социальное | - анкета участия родителей (законных представителей) в проведении занятий курсов внеурочной деятельности (стартовая и итоговая); |
- общая рефлексивная карта курса внеурочной деятельности. | |
- трудовая деятельность; | |
- карта рефлексии | |
- мониторинговая карта | |
- методика «Какой у нас коллектив», составленную А.Н.Лутошкиным | |
- методика социометрии | |
Спортивно- оздоровительное | - лист индивидуального развития; |
- рефлексивная карта | |
- карта развития метапредметных результатов курса внеурочной деятельности. |
Без исследовательской деятельности учащихся нельзя говорить сегодня о всестороннем развитии учащихсяБыли разработаны и применяются критерии, соответствующие балльно-рейтинговой системе оценивания.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Критерий
| 0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Уровень постановки исследовательской проблемы |
Работа репродуктивного характера – присутствует лишь информация из других источников, нет обобщений, нет содержательных выводов
|
Работа в целом репродуктивна, но сделаны неплохие самостоятельные обобщения |
Работа частично поисковая – в работе есть проблемы, которые имеют частный характер ( не отражающий тему в целом, а касающиеся только каких-то её аспектов)
|
Работа исследовательская, полностью посвящена решению одной научной проблемы, пусть не глобального плана, но сформулированной самостоятельно.
|
Актуальность и оригинальность темы |
Тема всем известная, изучена подробно, в литературе освещена полно. При этом автор не сумел показать, чем обусловлен его выбор кроме субъективного интереса, связного с решением личных проблем или любопытством.
|
Тема изученная, но в ней появились «белые пятна» вследствие новых данных, либо тема относительно малоизвестная, но проблема «искусственная». Не представляющая истинного интереса для науки.
|
Тема с достаточным количеством «белых пятен», либо проблема поставлена достаточно оригинально, вследствие чего тема открывается с неожиданной стороны. |
Тема малоизученная, практически не имеющая описания, для раскрытия которой требуется самостоятельно делать многие выводы, сопоставляя точки зрения из соседних областей исследования. |
Логичность доказательства (рассуждения) |
Работа представляет собой бессистемное изложение того, что известно автору по данной теме. |
Работе можно заметить некоторую логичность в выстраивании информации, но целостности нет. |
В работе либо упущены некоторые важные аргументы, либо есть «лишняя» информация. Перегружающая текст ненужными подробностями, но в целом логика есть.
|
Цель реализована последовательно, сделаны необходимые выкладки, нет «лишней2 информации, перегружающей текст ненужными подробностями. |
Корректность в использовании литературных источников |
В работе практически нет ссылок на авторов тех или иных точек зрения, которые местами могут противоречить друг другу и использоваться не к месту. |
Противоречий нет, но ссылок либо практически нет, либо они делаются редко, далеко не во всех необходимых случаях. |
Текст содержит наиболее необходимые ссылки на авторов в тех случаях, когда делается информация принципиального содержания (определения, обобщения, описания, характеристика, мнение, оценка и т.д.) |
Текст содержит все необходимые ссылки на авторов в тех случаях, когда даётся информация принципиального содержания (определения, описания, обобщения, характеристика, мнение, оценка т.д.), при этом автор умело использует чужое мнение при аргументации своей точки зрения, обращаясь к авторитетному источнику.
|
Количество источников |
Нет списка литературы |
1 – 2 источника |
Список имеет несколько источников, но упущены некоторые важные аспекты рассматриваемой проблемы.
|
Список охватывает все основные источники по данной теме, доступные ученику. |
Глубина исследования |
Работа поверхностна, иллюстративна, источники в основном имеют популярный характер. |
Работа строится на основе одного серьёзного источника, остальные – популярная литература, используемая как иллюстрация.
|
Рассмотрение проблемы строится на содержательном уровне, но глубина рассмотрения относительна. |
Рассмотрение проблемы строится на достаточно глубоком содержательном уровне. |
Оформление |
Оформление носит абсолютно случайный характер, обусловленный собственной логикой автора. |
Работа имеет какую-то структуру, но нестрогую. |
Работа в общем соответствует требованиям, изложенным в следующей графе, но имеет некоторые недочёты, либо одно из требований не выполняется. |
Работа имеет чёткую структуру, обусловленную логикой темы, правильно оформленный список литературы, корректно сделанные ссылки и содержание (оглавление).
|
Выступление
2 балла
| 1 балл | 0 баллов |
Чётко поставлена цель (задача), показан алгоритм её реализации, тема в целом раскрыта, охарактеризованы источники информации, в том числе указана роль самого автора выступления (его собственные мысли, обобщения, умозаключения), сделаны чёткие выводы, отражающие реализацию цели, ответы на вопросы – по существу, с пониманием сути вопроса. |
В выступлении не реализованы некоторые из требований предыдущей графы. |
Выступление представляет собой простой пересказ готовой информации, заимствованной из ряда близких по содержанию источников, которые лишь в отдельных аспектах дополняют друг друга, либо пересказ нескольких различных источников без логического переструктурирования. |
За время работы по рейтинговой системе я очень много узнала о своих учениках, выявила особенности их личности и характера, способность к самостоятельной, творческой деятельности, уровень освоения предлагаемого материала, что соответствует требованиям времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценки учебных и внеучебных достижений учащихся по английскому языку
Система оценки учебных и внеучебных достижений учащихся по английскому языку...
Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся 10 класса по литературе
Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся 10 класса по литературе...
Рейтинговая система оценивания учебных достижений по французскому языкукак средство развития компетентности школьников
Расширить компетентность школьников в предметной области – французский язык;Развить у обучающихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию;Создать условия для успешной реализации еди...
Рейтинговая система оценивания учебных достижений школьников
В прикрепленном файле статья на тему "Рейтинговая система оценивания учебных достижений школьников"...
Рейтинговая система оценивания учебной и внеучебной деятельности учащихся.
Выступление на педсовете «Современные системы оценивания внеурочной деятельности. Рейтинговая оценка»...
Презентация "Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений обучающихся"
Презентация "Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений обучающихся"...
Педагогические возможности рейтинговой системы оценивания учебной деятельности учащихся с задержкой психического развития на уроках математики.
Материал содержит особенности использования рейтинговой системы оценивания на уроках математики в классах для детей с ОВЗ...