Программа музея
материал на тему
/Музей – это живой организм, который собрал в себе и прошлое, и настоящее. Прошлое и наше время, семейные традиции – это те самые корни, которые помогают человеку найти точку опоры, не стать перекати – полем. Музей образовательного учреждения является учебно-воспитательным структурным подразделением школы; тематическим систематизированным собранием подлинных памятников истории, культуры, природы, техники. Деятельность музея специфична и имеет особенности исследовательской, фондовой, экспозиционной, воспитательной и образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_muzeya_no_22.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22
города Узловая Тульской области
_________________________________________________________ 301608, Тульская область, г. Узловая, ул. Смоленского, д.10, т. 8 (48731) 6-17-37
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 22
__________ М.Ю.Чиркова
«Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики».
Программа
историко – краеведческого музея
Программа не ограничена временными рамками, предполагает изменения и дополнения
Возраст детей: 7 – 17 лет
Разработчик
Чудина Т.Б., руководитель музея,
учитель музыки
Узловая - 2015
Содержание.
- Паспорт программы
2. Краткие сведения о музее.
3. Пояснительная записка.
4.Цели программы.
5.Задачи программы.
6. Направления деятельности музея
7.Содержание программы.
8. Формы работы музея.
9. Прогнозируемые результаты.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Наименование Программы | «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики» |
Разработчики Программы | Руководитель музея Обучающиеся школы |
Цель Программы |
|
Основные задачи Программы |
|
Сроки и этапы реализации Программы | Программа не ограничена временными рамками, предполагает изменения и дополнения. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы. |
|
Контроль за выполнением Программы |
|
Любовь к родному краю,
к родной культуре, к родному
селу или городу, к родителям,
к родной речи начинается с
малого – с любви к своему
жилищу, своей школе,
постепенно расширяясь, эта
любовь к родному переходит
к своей стране, к её истории,
её прошлому и настоящему.
Д. С. Лихачев
Нет, и не может быть школы
без воспитания, без стремления
помочь ребёнку стать личностью
самостоятельной, одухотворённой,
способной отдавать себя ближнему,
нашему народу и нашему Отечеству.
Патриарх Алексий II
Наша школа должна быть открыта для всего нового,
должна идти в ногу со временем и при этом сохранять
свое уникальное лицо, свои корни, те ценности,
которые веками закладывались в обществе,
должна не только учить,
но и воспитывать человека и гражданина.
В.В. Путин
2. Краткие сведения о музее.
Сентябрь 2013 года – начало создания музейного фонда.
Руководитель Чудина Татьяна Борисовна.
3. Пояснительная записка.
В настоящее время стала очевидной необходимость духовного оздоровления русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено.
Сегодня наша страна переживает не лучшие времена. На протяжении многих лет она находится в состоянии кризиса, который охватил все области государственной и общественной жизни.
Антипатриотизм, утрата чувства Родины, равнодушие к понятию семьи, социальное сиротство, рост преступности, примитивизация художественных предпочтений, равнодушие или активная неприязнь к людям – это, к сожалению, реалии нашего времени.
На нынешнем этапе остро встал вопрос о формировании у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально – психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеют нравственность, патриотизм и гражданственность.
Во все времена основой духовного единства Российского государства был и остается патриотизм. От степени осознания всеми гражданами патриотической идеи зависит социальный мир, сплоченность общества и стабильность государства.
Не случайно, в Государственном образовательном стандарте общего образования, наряду с компетентностным подходом к обучению, приоритетное место занимает духовно – нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся.
К. Д. Ушинский говорил, что дело воспитания – важное и святое, так как «именно здесь сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины».
Какое поколение будет жить в России в XXI веке? Сумеет ли оно взять с собой духовность, нравственность, гражданственность и патриотизм предков?
Что может и должна сделать школа, чтобы не прервалась «времен связующая нить?».
Одним из приоритетных направлений нашей школы является духовно-нравственное воспитание обучающихся. В 2011 году школа получила статус областной базовой площадки по теме: «Теоретико-методические основы и практические аспекты духовно-нравственного образования и воспитания подрастающего поколения».
На решение этих вопросов направлена и работа музея.
Музей – это живой организм, который собрал в себе и прошлое, и настоящее. Прошлое и наше время, семейные традиции – это те самые корни, которые помогают человеку найти точку опоры, не стать перекати – полем.
Музей образовательного учреждения является учебно-воспитательным структурным подразделением школы; тематическим систематизированным собранием подлинных памятников истории, культуры, природы, техники. Деятельность музея специфична и имеет особенности исследовательской, фондовой, экспозиционной, воспитательной и образовательной деятельности.
Школьный музей как открытая система имеет трехуровневое строение.
Первый уровень – это собственно музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе; второй уровень – интеграция музея в учебно-воспитательный процесс; третий уровень – связь музея с местным сообществом.
Работа музея, обладающая нравственно-эмоциональным воздействием, осуществляется через задачи и организационно-педагогические цели программы.
Важное условие реализации программы музея – совместное творчество музейного педагога и обучающихся, дающее им возможность поверить в себя и свои возможности, пробуждения чувств, которые, развиваясь, вырастут в любовь к родному краю, к России.
4.Цели программы:
- развитие у детей гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;
- воспитание средствами музея социально-активной, образованной, нравственно-здоровой, творческой личности, ответственной за будущее семьи, школы, своей «малой» Родины, страны;
- формирование толерантного отношения к окружающему миру, уважения к прошлому и настоящему, традициям и культуре своего народа.
5.Задачи программы:
- активизация интереса обучающихся к изучению родного края;
- формирование целостного представления об историческом пути России и Тульского края, о важнейших событиях отечественной истории; воспитание у детей чувства гордости за причастность к истории; развитие потребности постоянного приобщения к духовным ценностям народа;
- формирование музейной культуры, бережного отношения к раритетам прошлого и к предметному миру в целом;
- ознакомление обучающихся с основами музееведения, привлечение их к поисковой, краеведческой и пропагандистской деятельности через разнообразные формы музейной работы; развитие творческой активности и самодеятельности;
- распространение и пропаганда опыта работы школьного музея.
Программа строится на принципах:
- краеведения;
- связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью;
- прочности усвоения знаний;
- доступности;
- дифференцированного подхода;
- творческой активности и самостоятельности;
- наглядности;
- занимательности;
- единства воспитания и обучения;
- музеи для детей и руками детей.
На методах:
- диалога и беседы;
- демонстрации музейных предметов и наглядности пособий;
- самостоятельного наблюдения;
- игры;
- проектно-исследовательской деятельности.
6. Направления деятельности музея.
общественно-полезное | |||||||||||||||||
духовно-нравственное и семейное | |||||||||||||||||
военно-патриотическое | |||||||||||||||||
поисково-исследовательское | |||||||||||||||||
экскурсионно-просветительское | МУЗЕЙ | художественно-эстетическое и музыкально-творческое | |||||||||||||||
историческое | |||||||||||||||||
экологическое и трудовое | |||||||||||||||||
Тульский край | |||||||||||||||||
город | |||||||||||||||||
семья | этнографическое | ||||||||||||||||
школа | |||||||||||||||||
7. Содержание программы:
- документальные и вещественные свидетельства (предметы, памятники) истории; их описание;
- документальные материалы исторических событий; характер этих событий;
- образ жизни, мысли свидетелей и участников событий разных исторических периодов жизни страны;
- причины исторических перемен, их следствия; подвиги и действия людей;
- национальное самосознание;
- семья, семейное воспитание, ценность семьи, традиционных семейных отношений; ценностное отношение к матери;
- духовно-нравственные ценности и идеалы русской традиционной культуры.
8. Формы работы музея.
Научно-фондовая и исследовательская | 1. Учет и классификация экспонатов. 2. Описание музейных предметов. 3. Заполнение инвентарных книг. 4. Аннотирование музейных предметов. 5. Работа в библиотечных фондах. 6. Разработка и оформление текстов экскурсий. 7. Работа по реставрации музейного фонда. |
Исполнительская | 1. Изготовление музейного оборудования экспозиции: стендов, витрин, подставок, планшетов, этикеток. 2. Окантовка и оформление музейных предметов (фото, документов), их размещение по музейному оборудованию в соответствии с тематикой. 3. Оформление альбома «Школьный музей: начало…» |
Общественно-полезная | 1. Поддержание порядка у обелиска Павшим воинам в деревне Пашково. 2.Благоустройство территории сквера имени Героя Советского Союза М.Я. Кузякина. 3. Ознакомление с материалами музея родителей и гостей школы через экскурсионную деятельность. 4. Участие школьного музея в областном краеведческом движении обучающихся и педагогов «Тульский край – земля родная». 5. Составление летописи родной школы. 6.Участие школьного музея в ежегодной районной научно- практической конференции по краеведению. 7. Участие в районных и областных Рождественских образовательных чтениях. 8. Участие школьного музея в районном конкурсе юных активистов музеев образовательных учреждений. 9.Участие в благотворительных акциях «Подарок ветерану», «Твори добро», «Рождественский перезвон». |
Массовая | Экскурсии по экспозициям 1. «История города Узловой». 2.«Женщина на войне» (о девушке-зенитчице Октябрине Смирновой). 3. «Смоленский С.М. – Герой Советского Союза». 4. «Галушкин Ю.М. – воин-интернационалист, бывший ученик школы № 22». 4. «Учителя – фронтовики». 5. «Их именами названы улицы». 5. «Никто не забыт» (о ветеранах войны и труда). 6. «Слава Богу, что мы казаки». 7. «Народные промыслы России и Тульского края». 8. «Керамика и стекло» (выставка). 9. «Вышивка и кружево». 10. «Горница» (уголок русской избы). 11. «Есть семья России - значит есть держава!» (уважаемые семьи). 12. «Наш музей» (фоторепортаж). Мероприятия, посвященные 140-летию города Узловой 1. Экспозиция «Узловая -140 лет». 2. Стенд - витрина «Узловая в фалеристике». 3. Конкурс чтецов «Узловая литературная». 4. Встречи с замечательными людьми города Узловой. 5. Мероприятия, посвященные обороне Тулы и освобождения Узловой от немецко-фашистских захватчиков. Месячник гражданско-патриотической работы, посвященной Дню защитника Отечества. 1.Встреча с родителями Героя Советского Союза Евгения Рындина. 2.Встреча с отцом Юрия Галушкина, бывшего ученика нашей школы, воина-интернационалиста. 2. Конкурс «Боевая слава России» (составление карт исторических событий). Неделя памяти к 70-летию Победы «Это праздник со слезами на глазах». 1. «Этих дней не смолкнет слава» (уроки мужества с ветеранами ВОВ и локальных войн). 2. Экскурсии для обучающихся и гостей школы. 3. Музыкально-поэтическая композиция «Живые, пойте о нас!». «Семья – это лучшее, что создало общество». 1. Выставка «Семейная реликвия». 2. Конкурс рисунков, поделок, фотографий «Моя семья». 3. Знакомство с лирикой жительницы г.Узловой Л.М. Кольцовой. Традиции русской кухни 1. «Секреты русского погреба» (засолка капусты). 2. Праздник «Здравствуй, милая картошка!» (о роли А.Т. Болотова в распространении картофеля в России). 3. Блюда русского поста. 4. «Жаворонки» (праздник прилета птиц). 5. «Кока-кола или квас?» (приготовление кваса). Народный православный календарь 1.Кузьминки об осени поминки. 2. Покров. 3.Михайлов день. 4. Рождество. Святки. 5. Масленица. 6.Пасха Красная. (Из истории праздников; песнопения и песни; рождественские здравицы и колядки, пасхальные песнопения). Народные промыслы России и Тульского края 1. Выставки «Гжель», «Филимоновское чудо», «Золотая Хохлома». 2. Интерактивные занятия: - филимоновская игрушка (лепка, рисунок) - традиционная обрядовая кукла Тульского региона (изготовление «куклы – закрутки» и «куклы – младенца») - лоскутное шитье. Музыкально-творческая деятельность Выступление школьного хора и фольклорной группы. 1. «День учителя». 2. «День матери». 3. «Хлеб всему голова». 4. «Новогодняя сказка». 5. «Тебе, родная мамочка». 6. «Салют, Победа!». Человек и природа 1. Экологические викторины. 2. Экскурсия «В гости к зеленому другу». 3. Беседа – занятие «Клумба на окошке». 4. Занятие по теме «Как правильно оформить гербарий». Проведение недели «Музей и дети» «День школьного музея» (подведение итогов работы музея) |
Учебно-воспитательная | 1. «Куликово поле – поле русской славы» (экспозиция с выставкой книг, рефератами, рисунками и поделками обучающихся). 2. Лекция – беседа «От иконы к гербу» (государственная символика – единство исторического и нравственного начала). 3. Научно-практические конференции: «Моя родословная», «Семейные традиции. Зачем их сохранять?», «История казачества». 4. Занятия клуба «Юный экскурсовод». 5. «Тульский край – земля православная». - Возрождение православных святынь земли Тульской (о Свято-Никольском храме в селе Высоцком). - «Она в тени, но свет ее так ясен, что исчезает горькая слеза!» (о старице Матроне). 6. Культурологические экскурсии по городам Тульской области. 7. «Музей одной картины» (Знакомство обучающихся с шедеврами мировой и русской живописи). 8. Уроки – экскурсии, классные часы по планам классных руководителей и учителей – предметников. |
Поисковая | 1. Приобретение предметов и материалов у частных лиц. 2. Обмен экспонатами с родственными музеями. 3. Организовать поисково-исследовательскую экспедицию по сбору материала об истории школы. |
Сотрудничество. | 1. Муниципальным художественно-краеведческим музеем города Узловой. 2. Музеем МБОУ СОШ № 59 имени Героя Советского Союза Д.Л. Медведева. 3. Музеем МБОУ ООШ № 21. 4. Музеем железнодорожного техникума № 31. 5. Православной религиозной организацией Свято-Троицкого храма Узловского благочиния. 6.С Узловским станичным казачьим обществом. |
9. Прогнозируемые результаты.
Реализация программы даст положительные результаты:
- расширит сферу общественной активности детей;
- активизирует учебный процесс и поднимет интерес обучающихся к знаниям;
- позволит воспитать любовь к родному краю, к Родине, к природе, историческому и боевому прошлому, героике сегодняшнего дня;
- научит ценить творческое наследие старших поколений и уважать традиции народа;
- объединит коллектив детей, укрепит их дружбу, воспитает заинтересованность в судьбах людей;
- сделает подростков чуткими и отзывчивыми к окружающим, что так дорого в наше жестокое время.
Кроме того, работа с книгами, рукописями, с архивными материалами и различными документами повысит у молодежи интеллект, расширит кругозор, приучит к целеустремленности и усидчивости, поможет в выборе профессии, сделает людьми серьезными, честными и порядочными.
Программа не ограничена временными рамками,
предполагает изменения и дополнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культурно – просветительская программа музея для учащихся на базе школы
Программа школьного музея...
Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока
Данное проектное задание явялется посвящено проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности. На примере проведения научно-практической конференции среди у...
Рабочая программа музея 53 Стрелковой дивизии.
Рабочая программа...
Программа музея
В нашей школе краеведческая работа связана с работой школьного краеведческого музея, действующего с 1999 года (свидетельство №7544 от 20 августа 1999 г.)....
ПРОГРАММА МУЗЕЯ "иСТОКИ"
Программа содержит основные разделы по музейной деятельности....
Рабочая программа музея «Сибирская старина»
Настоящая программа разработана на основе:Положения о………………….-Устава класса- музея «Сибирская Старина»;-Локального акта МБОУ «Гимнази...
Использование музейного пространства и реализация культурно-образовательных программ музеев во внеурочной деятельности учащихся с ОВЗ
Статья содержит информацию о современных музеях г. Санкт-Петербурга, способах использования музейного пространства школьников с ОВЗ. Практическая часть статьи содержит методическую разработку и матери...