ПРОГРАММА МУЗЕЯ "иСТОКИ"
рабочая программа по краеведению
Программа содержит основные разделы по музейной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 294.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Музей - грандиозная памятная
книга человечества»
Л.В. Луначарский
Школьный музей является одним из самых эффективных способов сохранения и осмысления человеческого опыта. Кроме того, - это отбор, а зачастую и совершенствование того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, природопользовании, сельском хозяйстве, промыслах, материальной и духовной культуре и, конечно же, в сфере нравственности и патриотизма.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня - это одна из важных и актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны. На современном этапе опасной по своим последствиям стала деформация глубинных основ духовного мира - нравственности и патриотизма.
Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательного воздействия культуры и образования, широким распространением таких негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, равнодушие... Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине и окружающей природе, семье - все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» Российской Федерации.
В «Национальной государственной концепции образования в России» четко сформулированы задачи, стоящие перед школой: «В этих тяжелых условиях наша школа, материально обессиленная, духовно дезориентированная, болеющая всеми болезнями сегодняшнего общества, остается, тем не менее, основным инструментов нравственного и умственного воспитания подрастающих поколений. Если мы упустим несколько поколений, как уже было упущено, то будет уже не с кем восстанавливать наше Отечество: Россия, как духовная сущность, как вдохновляющий идеал, перестанет существовать. Система образования в сегодняшних условиях становится одним из главных инструментов преодоления духовно-нравственного кризиса нашего общества. Она становится существенным фактором национальной безопасности».
Именно деятельность школьного музея помогает решать эту проблему в школе. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Школьный музей рассчитан на детей. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других.
Школьный музей на сегодняшний день является одной из форм внедрения музейной педагогики.
На базе музея проводятся уроки, творческие встречи, ведется поисковая и исследовательская работа.
Благодаря деятельности членов школьного музея написаны работы о жителях поселка, первопроходцах, истории поселка Малиновский. Все работы отмечены грамотами и дипломами Всероссийского конкурса «Первые шаги».
Музей осуществляет тесное сотрудничество с поселковыми организациями:
Администрацией городского поселения Малиновский;
Советом ветеранов городского поселения Малиновский;
Поселковой библиотекой;
КСК «Орфей»
Программа музея «Истоки» рассчитана на 35 учебных недели.
Цель и задачи
Цель: создание условий для воспитания патриотизма , гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов.
Задачи:
- развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края;
- развитие интереса к поиску, исследованиям, научно-познавательной деятельности;
- развитие творческих способностей учащихся;
- воспитание чувства уважения, толерантности по отношению к русскому народу, так и народу живущему рядом;
- воспитание бережного отношения к плодам труда, опыту предшествующих поколений;
- сохранение исторического наследия и исторической памяти;
Прогнозируемые результаты
Целенаправленная совместная деятельность способствует достижению положительных результатов:
- достижения обучающихся по предметам истории, литературы, ИЗО, музыке, трудовому обучению;
- постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых экспозиций;
- положительные изменения, происходящие с личностью обучающихся, в их духовном росте;
- стимулирование позитивного поведения учащихся, ориентация их на ведение нормального образа жизни;
- активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки;
- учащиеся являются активными участниками поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы;
- музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика;
4. Направления деятельности
Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом | 1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов. 2. Создание инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение. 3. Систематизация музейных предметов по разделам и по темам. 4. Создание нормативных актов и документов по деятельности музея. 5. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами. Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом, военными действиями. 6. Составление картотеки музейных предметов. 7. Создание условий для хранения экспонатов. |
Работа с активом музея | 1. Обучение актива основам музееведения. 2. Распределение между активистами музея определенных участков работы. 3. Совместная практическая и теоретическая работа в музее. 4. Совместное совершенствование содержания музейной комнаты и музейной работы. 5. Участие в издательской деятельности. |
Поисковая научно-исследовательская работа | 1. Поиск адресов и сбор информации о выпускниках школы. 2. Поиск адресов и сбор информации о бывших учителях школы. 3. Организация проектной деятельности по созданию летописи школы. 4. Накапливание материалов по истории и этнографии родного края. 5. Написание рефератов учащимися на темы, связанные с историей, традиционной культурой, бытом, языком народа. 6. Собирание произведений фольклора: народных песен, частушек, сказок, загадок, пословиц, прибауток. 7. Запись народных праздников, обрядов, обычаев, суеверий. 8. Создание видео- и мультимедийных творческих проектов и сайта музея. |
Экскурсионно-просветительская работа | 1. Организация постоянных (с изменением и дополнением) и временных выставок и экспозиций музейных предметов, литературы, тематических материалов, творчества и достижений учащихся, родителей, учителей. 2. Проведение экскурсий, бесед, музейных уроков, устных журналов, классных часов, театрализованных представлений. 3. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и других войн, краеведами, поэтами, художниками, другими интересными людьми Советского района; 4. Дни открытых дверей. 5. Творческие отчеты. |
Творческая работа | 1. Проведение в музее занятий кружков, мастерских, связанных с краеведением, рукоделием. 2. Организация выставок творческих работ учащихся, их достижений. 3. Привлечение учащихся для демонстрации в музее поделок. 4. Участие в краеведческих конкурсах, викторинах, олимпиадах и других мероприятиях школы, района. |
Организационная работа | 1. Создание актива музея. 2. Планирование работы музея. 3. Создание творческих групп. 4. Составление программы исследовательской деятельности. 5. Организация встреч, поздравлений ветеранов, досуговой деятельности учащихся. 6. Оснащение и оборудование школьного музея. |
Методическая и консультативная работа | 1. Составление лекций, бесед, тематических карточек, ведение документации. 2. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий. 3. Консультации, практические занятия по работе с рефератами, проведению мероприятий и уроков с краеведческой тематикой, составлению программ. 4. Постоянное пополнение музейной библиотеки, тематических папок с материалами. 5. Сотрудничество с музеями, архивами, учреждениями дополнительного образования, библиотеками, Обмен опытом с музеями других школ. 6. Целенаправленное использование материалов курсов, конференций, семинаров в работе школьного музея. |
Материально-техническая база | 1. Изготовление стендов, витрин, макетов. 2. Ремонтные и технические работы. 3. Приобретение технических и канцелярских средств. |
5. Реализация программы
1) кружок «Музееведение»
2) уроки истории, литературы, музыки, изобразительного искусства;
3) интегрированные уроки;
4) уроки технического и художественного труда;
5) предмет регионального компонента «История ХМАО»;
6) предмет регионального компонента «Основы православной культуры»;
7 ) краеведческие экскурсии и походы;
8) организация свободного времени подростков.
6. Основные блоки программы.
Программа рассчитана не только на деятельность учащихся в самом музее, но и дает возможность классным руководителям, учителям школы формировать достаточно высокую духовную культуру учащихся. Программа предлагает вести работу по 5-ти блокам, содержание которых усложняется по мере взросления учеников.
Это следующие блоки:
- «Неиссякаемый источник»
- «Родные истоки»
- «Истоки добра и милосердия»
- «Родословные истоки»
- «Истоки славы и доблести»
I. Неиссякаемый источник.
Задачи:
- использование фольклора в воспитании любви к Родине;
- воспитание на традициях русской культуры;
- развитие творческой деятельности учащихся;
- развитие познавательного интереса к окружающей жизни, родной природе;
- воспитание любви к родному дому, месту, где родился и живешь.
Знания:
- знать устный народный фольклор: сказки, загадки, былины, пословицы, поговорки;
- знать русские народные песни, попевки, потешки; народные инструменты;
- знать народную игрушку;
- знать народные ремесла Ханты и Манси;
- знать народные игры;
- знать народные приметы;
- знать природу родного края;
- знать лекарственные травы;
- знать основы экологической культуры.
Умения:
- уметь выполнять общественные обязанности;
- уметь исполнять народные песни и танцы;
- уметь охранять родную природу;
- уметь инсценировать сказки;
- уметь применять в своей речи русские пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения;
- уметь обсуждать прочитанную книгу об истории нашего народа.
Действия:
-собирать и пропагандировать детский фольклор;
-выпускать народный календарь;
-проводить тематические недели: «масленичную», «святочную»;
-возрождать народные обычаи, ремесла;
-участвовать в национальных праздниках и обрядах;
-участвовать в озеленении класса, школы, микрорайона;
-правильно вести себя на природе.
Возможные формы работы:
- конкурсы, фестивали народного фольклора;
- народные праздники «Сударыня-Масленица», «Рождество», «Богатырские потешки», «Егоркины скороговорки да Тамарины тараторки»;
- праздник народной песни и частушки;
- сказочный фестиваль «Сказка - ложь, да в ней намек...»;
- викторина «Пословица - всем углам помощница»;
- конкурс чтецов «Великое русское слово»;
- выставка «Народные умельцы»;
- праздник «Игры народов Севера»».
II. Родные истоки.
Задачи:
- развитие потребности к изучению истории поселка, Советского района.
- изучение и освоение русских национальных традиций;
- формирование национальной гордости за свою «малую» родину, уважение к традициям, быту, культуре своих предков.
Знания:
- знать, чем живет наша «малая» родина;
- знать историю Советского района;
- знать народный календарь; знать историю своей улицы;
- знать земляков, прославивших нашу землю своими достижениями в области науки, культуры, искусства;
Умения:
- уметь рассказать об истории края, ее традициях, нравах и обычаях;
- уметь рассказать о выдающихся земляках;
- уметь уважать историю своего края, ее традиции, нравы и обычаи;
- уметь составлять народный календарь;
Действия:
- знакомиться с жизнью и деятельностью почетных граждан Советского района, поселка Малиновский.
- участвовать в операциях, акциях;
- участвовать в экскурсиях по родным местам;
- проявлять уважение к традициям «малой» родины;
- помогать в сборе материалов о своей малой Родине.
Возможные формы работы:
- познавательная игра «Русский дом»;
- устный журнал «Наши земляки»;
- встречи со знаменитыми земляками;
- викторины «Живут герои среди нас», «Знай и люби свой край»;
III. Истоки добра и милосердия.
Задачи: воспитание человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям, милосердие, доброту, способность к сопереживанию;
- развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании;
- воспитание уважения к культурному наследию, к людям старшего поколения.
Знания:
- знать понятие альтруизма;
- знать ветеранов Великой Отечественной войны школы;
- знать проблемы ветеранов;
- знать правила общения и основы культуры поведения человека;
- знать историю школы и ее традиции;
- знать ценности общественной жизни
Умения:
- уметь быть терпимым к другим людям;
- уметь оказать помощь престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам войн;
- уметь утверждать в повседневной жизни правду, доброту, красоту;
- уметь сострадать, сопереживать;
- уметь поддерживать добрые и уважительные отношения;
- уметь дружить;
- уметь рассказать о школе и провести экскурсию по школе;
- уметь организовать шефскую работу с младшими школьниками.
Действия:
- оказывать помощь родным и близким; больным, инвалидам и младшим;
- шефствовать над ветеранами Великой Отечественной войны и труда;
- поздравлять ветеранов школы с памятными датами;
- организовывать встречи с ветеранами войн и труда;
- участвовать в ярмарках-продажах поделок, изготовленных своими руками;
- участвовать в благотворительных акциях;
Возможные формы работы.
- операция «Ветеран живет рядом с нами», «Подарок ветерану», «Письмо солдату» ;
- уроки добра и красоты;
- «День добрых сюрпризов»;
- акции «Забота»
V. Родословные истоки.
Задачи:
- формирование у учащихся чувства долга перед родными, семьей, родиной;
- воспитание ответственности за благополучие и безопасность своей семьи;
- развитие творческой деятельности учащихся;
- развитие потребности к изучению родословной своей семьи;
Знания:
- знать биографии своих родителей, предков, родословную;
- знать проблемы и заботы семьи; знать культуру семейных отношений;
- знать семейные законы и обычаи;
- знать увлечения и интересы своих родных;
- знать о членах семьи - участниках ВОВ;
- знать историю людей, которые жили до тебя на земле, дорожить историей своей семьи.
Умения:
- уметь интересоваться жизнью близких и заботиться о них;
- уметь рассказать о своей семье, родственниках;
- уметь поддерживать добрые и уважительные отношения;
- уметь рассказать о профессиях своих родителей;
- уметь планировать семейный бюджет;
- уметь рассказать о своих бабушках и дедушках - участниках военных
действий.
Действия:
- оказывать помощь родным и близким;
- сохранять семейные традиции, передавать их своим детям;
- создавать семейную летопись; принимать гостей семьи;
- организовывать досуг семьи.
Возможные формы работы:
- конкурс знатоков истории;
- фестиваль семейных ансамблей;
- «Путешествие в прошлое»;
- «Приглашение к чаю»;
- рождественские встречи «В семейном кругу в Рождество зажигаются свечи».
V. Истоки славы и доблести.
Задачи:
- воспитание чувства гордости за Отчизну и желания его процветания;
- формирование национального самосознания, лучших черт национального характера;
- осознание учащихся причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;
- привлечение учащихся к поисковой и научно-исследовательской работе;
- использование всех возможных средств воспитания учащихся в духе верности духовным традициям России;
- воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;
- воспитание готовности к защите своей Родины, подготовка к служению Отечеству.
Знания:
- знать военную и трудовую историю Отечества;
- знать символы, святыни, людей, прославивших государство;
- знать культурные центры и достопримечательности родного края;
- знать священные обязанности защитника Отечества.
Умения:
- уметь гордиться Родиной, заботиться о ней;
- уметь трудиться на благо Родины;
- беречь и продолжать традиции;
- уметь проводить экскурсии в школьном музее;
- уметь заниматься исследовательской работой;
- уметь понимать истинную красоту и художественную ценность произведений народного творчества;
- уметь защищать Отечество;
- уметь приносить пользу своему Отечеству;
- уметь отстаивать честь и достоинство Родины;
- уметь анализировать и оценивать происходящие события;
- уметь пропагандировать культуру своего народа и уважать традиции других наций.
Действия:
- проводить культурно-просветительскую работу;
- участвовать в охране памятников истории и культуры;
- проводить экскурсию по улицам поселка;
- проводить поиск и пополнение фондов школьного музея;
- способствовать углублению и расширению школьного музея;
- заниматься исследованиями по проблемам войны и мира;
- способствовать превращению школьного музея в центр
гражданско-патриотического воспитания учащихся;
- проектировать свое будущее в системе будущего страны;
- вести беседы, диспуты, дискуссии о происходящих событиях в стране и за рубежом;
- проводить встречи-диалоги с ветеранами;
- овладевать умениями гражданской обороны;
- навыками начальной военной подготовки;
- готовиться к службе в армии РФ.
Возможные формы работы:
- уроки мужества «Себя в бою не пожалел, а Родину сберег»;
- историко-познавательная игра «Эпоха»;
- военно-спортивная игра «Тропа к генералу»;
- слет мальчишек «Чтоб защитником стать»;
- военно-спортивная игра «Зарница»;
- спортивно-познавательная игра «Не перевелись еще богатыри на земле русской»; - вечер-встреча поколений;
- исследовательский поход «По улицам и переулкам истории родного края»;
- научно-исследовательские работы «Великие имена России»;
- сборник путевых рисунков, фотографий «История, природа и люди - все в памяти моей»;
- выпуск боевых листков «Юность в солдатской шинели»;
7. Критерии оценки результатов реализации программы.
Результаты будут отслеживаться классными руководителями, учителями, психологом, руководителем музея:
- диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:
- собеседования с учащимися;
- наблюдения;
- анкетирования;
-метода самооценки;
- ведение «Книги отзывов»;
- творческие отчеты;
- фотовыставки, аудио- и видеозаписи.
Критерии:
- Сформированность положительной мотивации на развитие у учащихся патриотических чувств.
- Сформированность познавательной активности учащихся.
- Сформированность основных ценностных отношений.
- Сформированность потребности вести поисковую, краеведческую работу.
- Сформированность готовности защищать Отечество.
- Сформированность чувств сострадания и сопереживания.
- Сформированность отношения к окружающей действительности.
Список литературы.
1.Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб, для студ. Сред, и высш. пед учеб, заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2009.
2.Морохин В.Н. Методика собирания фольклора. М.: Высшая школа, 2012.
3.Новиков А.М. Национальная идея России (возможный подход). - М, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...