Рабочая программа музея 53 Стрелковой дивизии.
методическая разработка по истории на тему

Суркина Альфия Равилевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_muzeya_-_kopiya.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

работы Музея Боевой Славы 53 ей

Стрелковой дивизии

МОУ «ЛИЦЕЙ №4»

На 2013 – 2014 учебный год

                                                                                           

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     В  настоящее время в обществе наблюдаются тенденции к исчезновению авторитетных видов деятельности общественного характера, обеспечивающие духовно-нравственное развитие детей и подростков. Школьные Музеи имеют большой потенциал для формирования и развития у подрастающего поколения исторического сознания и ощущения себя в потоке времени, для их нравственного становления.

     Исторически сложилось так, что прошлое наше неразрывно связано с военным делом. Но зачастую, учащиеся и понятия не имеют о тех событиях, которые происходили в их местности или о подвигах, которые совершили их  земляки.

     Школьный Музей 53- ей Стрелковой дивизии, имеющий легендарную историю, может стать важнейшим источником знаний о земляках, об истории родного края.

     Программа, регламентирующая деятельность школьного Музея «ЛИЦЕЙ № 4» является компилятивной и составлена на основе следующих программ:

          Цель деятельности Музея: развитие познавательной активности учащихся через участие в поисковой, исследовательской, экскурсионной работе Музея.

          Задачи:

1. Познавательные:

1.1. Формировать интерес к основам музееведения, истории Урала, в том числе,  в годы Великой отечественной войны.

1.2. Привлекать учащихся к поисковой, научной, исследовательской деятельности.

2. Воспитательные:

2.1. Формировать духовно-нравственные основы личности.

2.2. Осуществлять эстетическое, этическое, правовое воспитание музейными средствами.

3. Развивающие:

3.1. Обеспечить возможность самореализации и саморазвития личности ученика через работу в школьном Музее.

3.2. Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся.

          Направления (секции) деятельности Музея:

1. Поисковое

2. Экскурсионное

3. Лекторское

4. Встречи с ветеранами ВОВ

5. Архивное дело

         

     Возрастные группы учащихся.

1. Учащиеся  5 – 11 классов.

Привлечение в Музейное дело данной группы учащихся позволит обеспечить непрерывность и преемственность деятельности Музея.

2. Учащиеся 7,9,10-х классов.

Данная группа выполняет основные функциональные направления деятельности Музея.

     Наполняемость группы составляет 15– 20 человек.

          Количество часов и формы занятий: программы рассчитана на _____учебный час (2 часа в неделю); из них теоретических ___  часов, практических – ___часов

      На теоретических занятиях учащиеся знакомятся с  основами музееведения, проблемами комплектования музейных коллекций, историей музейного дела.

     На практических занятиях учащихся получают навыки проведения и организации экскурсий по музею, организации конкурсов, викторин, игровых программ; организуют встречи с ветеранами и выпускниками школы.

     Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • Музейную терминологию
  • Основные музейные профессии
  • Об основных акциях, посвященных победе в ВОВ
  • Историю 53  Стрелковой дивизии
  • Историю Саратова в годы войны.

Учащиеся должны уметь:

  • Составлять текст экскурсий.
  • Работать с экспозицией
  • Проводить экскурсии методически грамотно, содержательно
  • Владеть музейной терминологией
  • Оформлять музейную документацию.

     Формы контроля:

1. Тесты, викторины.

2. Проведение экскурсии

3. Оформление картотеки, книги поступлений, экспозиций, творческих материалов, книги отзывов и предложений.

     Руководитель Музея:

  • Суркина Альфия Равилевна
  • учитель истории и обществознания

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ

     Определение понятий «музей», «Школьный музей». Музеи разных типов и профилей. История становления музейного дела.

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ МУЗЕЕВЕДЕНИЯ

Тема 1. Музейная терминология как азбука музейного дела.

     Основные понятия: экспозиция, музейный предмет, экспонат. Раздел экспозиции, текст, этикетаж. Экспозиционное оборудование.

     Практическая работа

  • Составление словаря музейных терминов
  • Знакомство с экспозицией Музея Боевой Славы школы
  • Экскурсия в исторический музей.

Тема 2. Музейные фонды и их накопление

     Основные правила и принципы сбора памятников. Состав музейного фонда. Основной фонд. Научно-вспомогательный. Создание видеотеки.

     Практическая работа

  • Знакомство с фондами Музей Боевой Славы 53 -ей Стрелковой дивизии
  • Оформление картотеки музейных экспонатов

Тема 3. Основные формы учета и хранения музейных фондов.

     Первичная работа музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Оформление документации. Хранение музейных фондов.

     Практическая работа

  • Экскурсия в Историко-краеведческий музей
  • Работа над имиджем «экскурсовод»

РАЗДЕЛ 2. ФОРМЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ БОЕВОЙ СЛАВЫ

Тема 1. Научно-просветительская работа

     Экскурсия: методика организации и проведения. Лекция. Беседа. Викторина.  Традиционные мероприятия «Клуб фронтовых друзей», «Линейка памяти»,  Знакомство с музейными профессиями.

     Практическая работа

  • Написание рефератов  сообщений о войне
  • Встреча с ветеранами ВОВ
  • Работа над текстом экскурсии.

Тема 2. Поисковая работа

     Актуальность проблемы. Сбор документальных памятников, их учет. Сбор материала о выпускниках школы. Акция «Ветеран».

     Практическая работа

  • Работа с архивными документами
  • Репетиция экскурсии
  • Оформление экспозиций.

Тема 3. Оформление тематических выставок

     Планирование. Отбор экспозиционного материала. Заголовки к  разделам.

     Практическая работа

  • Оформление выставок в течение года.

РАЗДЕЛ 3. САРАТОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941 – 1945)

  Тема 1. САРАТОВСКИЙ тыл в ГОДЫ Великой отечественной войны.

     Эвакуация на  промышленные предприятия.

     Практическая работа

  • Работа с архивными материалами.
  • Встреча с работниками тыла «Этот день мы приближали, как могли»
  • Посещение Музея
  • Рефераты и творческие работы «Саратов в годы войны»
  • Сбор картотеки военных орденов и медалей

Тема 2. Ратный подвиг уральцев на фронтах войны.

     Формирование воинских соединений в Саратове. Школа, дети. Саратовцы- участники сражений Великой отечественной войны.

     Практическая работа

  • Встреча с ветеранами ВОВ  Губарь В.И и Поляковой Э.И.
  • Просмотр фильма о ветеранах, обсуждение.
  • Творческие работы учащихся «Мои родственники в годы ВОВ».

РАЗДЕЛ 4. БОЕВОЙ ПУТЬ 53-ей  СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ

     Первое и второе формирование дивизии. Боевой путь дивизии. Итоги боевых действий. – ветераны 53-ей Стрелковой дивизии.

     Практическая работа

  • Работа с архивом Музея
  • Переписка с ветеранами, музеями школы
  • Подготовка и проведение экскурсий.

     

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ тем

Наименование темы

Общее кол-во

часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

1

Введение.

Вводное занятие. Музеи разных типов и профилей

2

История становлений музейного дела

3

Первичная экскурсия в школьный Музей. Краеведческий музей

Раздел 1. Основы музееведения. Тема 1. Музейные термины

4

Основные понятия: экспозиция, музейный предмет, экспонат.

5

Раздел экспозиции, текст, этикетаж

6

Знакомство с экспозициями МБС школы

7

Составление словаря музейных терминов

8

Предмет музейного значения

9

Тексты в экспозиции

10

Посещения музея

Тема 2. Музейные фонды и их накопление

12

Научно-вспомогательные материалы

13

Экспозиционные материалы

14

Основные правила и принципы сбора памятников

15

Основной фонд МБС школы

16

Оформление картотеки  музейных

экспонатов.

17

Знакомство с фондами МБС школы

18

Посещение музея

Тема 3. Основные формы учета и хранения музейных фондов

19

Первичная обработка музейных предметов

20

Научная регистрация музейных предметов, их хранение

21

Экскурсия в музей

22

Оформление документации

23

Посещение выставки

Раздел 2. Формы работы в МБС школы.

Тема 1. Научно-просветительская работа

24

Научно-просветительская работа в музее

25

Методика организации и проведения экскурсий, бесед, лекций

26

Викторины, игровые программы

27

Знакомство с музейными профессиями

28

Встреча руководителем музея им.Суворова

29

Работа над текстом экскурсии, имиджем экскурсовода

30

Встреча с представителем музейного дела

31

Работа по составлению таблицы «Моя родословная», генеалогического древа

32

Организация передвижных выставок, лекций в школе

Тема 2. Поисковая работа

33

Поисковая работа. Актуальность работы

34

Создание картотеки

35

Сбор материала об участниках ВОВ, работниках тыла.

36

Оформление документации, инвентарная книга, анкеты

Раздел 3.Саратов в годы Великой отечественной войны

Тема 1.  Саратов  и тыл в годы ВОВ

37

 Саратов – арсенал Победы

38

Размещение эвакуированных предприятий в Саратове

39

Работа над сценарием  встречи с ветеранами  В О В «Этот день мы приближали, как могли»

40

Образование  в Саратове  в годы войны

41

Посещение музеев

Тема 2. Ратный подвиг саратовцев на фронтах ВОВ

42

Встреча с ветеранами ВОВ

43

Полякова Э.И –дочь полка

44

Подготовка  лекторской группы и проведение классных часов «Саратовцы  на фронтах ВОВ»

45

46

Посещение музеев

47

Линейка памяти для учащихся. Разработка сценария, проведение

48

Мероприятия в рамках месячника защитников Отечества. Подготовка и проведение

Тема 3. Боевой путь 53-ей Стрелковой дивизии

49

Формирование дивизии

50

От Саратова до Белоруссии

51

Под знаменем Гражданской войны

52

Герои Советского Союза 53 СД

53

Полные кавалеры орденов Славы

54

Работа с архивами музея

55

Переписка с музеями и ветеранами

56

Подготовка и проведений экскурсий для учащихся 3 – 9 классов

Итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный музей "Боевой славы 34-й Гвардейской Краснознаменной ордена Кутузова Енакиевской стрелковой дивизии" г. Зернограда

Презентация выполнена в литературном формате и является визитной карточкой нашего школьного музея. В ней использованы стихотворения зерноградской поэтессы  Морозовой М.Т., воспитателя Коваленко Т...

ПОДВИГ 260-Й СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ

На фронтах Великой Отечественной войны погибли 13 тысяч кимряков, из них почти каждый третий – из 260-й стрелковой дивизии. Спустя три недели после объявления о начале Великой Отечественной...

Музей "Боевой славы 88 стрелковой дивизии 31 армии"

В работе содержатся материалы, характеризующие работу музея "Боевой славы 88 стрелковой дивизии" МОУ "Средняя школа № 14" г. Кимры Тверской области....

План музея 53-ей Стрелковой дивизии

План музея 53-ей Стрелковой дивизии на 2014-2015 учебный год....

Вечной, светлой памяти моего дяди - Косицына Ивана Николаевича, младшего политрука, командира взвода пешей разведки 53 гвардейского стрелкового полка 18 гвардейской стрелковой дивизии (53 Гв. СП) посвящается!

Косицын Иван Николаевич, родной брат моей мамы,  погиб 01.04.1942 года, через 7 дней после подписания приказа о награждении его Орденом Красной Звезды. Младший политрук, командир взвода пешей раз...

Сценарий массового мероприятия на базе музея боевой славы 100-й стрелковой дивизии к году экологии "О мужестве, о подвигах, о славе...."

Сценарий классного часа для учащихся среднего звена на базе музея боевой славы 100-й Львовской стрелковой дивизии. Экспозиция посвящена году экологии и на её базе построен сценарий классого часа. Разг...

Рабочая программа музея «Сибирская старина»

Настоящая программа разработана на основе:Положения о………………….-Устава класса- музея «Сибирская Старина»;-Локального акта МБОУ «Гимнази...


 

Комментарии

Родной брат моей матери, Працюк Леонтий Андреевич, воевал в составе 12 стрелкового полка 53 стрелковой дивизии. Погиб при форсировании р. Днепр 08.10.1943 г. Похоронен в Полтавской области (Украина)