Программа музея
рабочая программа по краеведению на тему
В нашей школе краеведческая работа связана с работой школьного краеведческого музея, действующего с 1999 года (свидетельство №7544 от 20 августа 1999 г.).
Школьный музей является центром патриотического и нравственного воспитания детей, формирования гражданского и национального самосознания обучающихся и воспитания творческой личности. На сегодня в музее собрано более 1500 экспонатов. Основной фонд составляют материалы о выдающемся политическом деятеле В.Б.Саганове, чьё имя носит школа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_muzeya.docx | 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Управление образования МО «Тункинский район»
МБОУ «Харбятская ООШ им.В.Б.Саганова»
Руководитель музея: Булутова Майя Александровна,
учитель бурятского языка и литературы
с.Харбяты
2018 г.
Пояснительная записка.
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные жизненные ценности: гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Цель программы:
Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своего народа.
Основные задачи:
- Изучить историю возникновения и развития села Харбяты, Харбятской школы.
- Проводить поисковую работу в целях пополнения фонда школьного краеведческого музея.
- Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры.
- Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.
- Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.
Девиз музея - "И об этом не помнить нельзя…".
Обоснование значимости программы.
Наша школа имеет богатую и интересную историю и хотелось бы об этом рассказывать последующим поколениям.
В нашей школе краеведческая работа связана с работой школьного краеведческого музея, действующего с 1999 года (свидетельство №7544 от 20 августа 1999 г.).
Школьный музей является центром патриотического и нравственного воспитания детей, формирования гражданского и национального самосознания обучающихся и воспитания творческой личности. На сегодня в музее собрано более 1500 экспонатов. Основной фонд составляют материалы о выдающемся политическом деятеле В.Б.Саганове, чьё имя носит школа. Особую ценность составляют личные вещи, фотоальбомы, документы, письма Владимира Бизьяевича. За 5 последних лет наш музей посетили более 500 человек. Были гости из Германии, Греции, Польши, Москвы, Финляндии, Швеции.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации учащихся и учителей в процессе совместной деятельности. Школьный музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Музей является не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической, нравственно-духовной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Образовательное пространство
Школьный музей взаимодействует с музеями района, сельской и районной администрацией, с районным архивом, с Государственным архивом Иркутской области, Центром туризма и краеведения, библиотекой и др. школьными музеями.
Основные направления деятельности школьного музея:
1. История школы, села, совхоза;
2. Летопись Великой Отечественной войны;
3. «История в лицах…» (знаменитые люди села);
4. «Традиции старины» (предметы быта, утварь)
5. Родословная жителей с.Харбяты.
Принципы работы школьного музея.
Свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей;
Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором развития музея;
Партнёрство всех школьных структур в организации воспитательной работы школы;
Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;
Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;
Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.
Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;
Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
Основные виды деятельности школьного музея:
- Организационная;
- экскурсионно-просветительская;
- поисковая;
- фондовая;
- экспозиционная;
- проектно-исследовательская.
ПЛАН
работы школьного краеведческого музея
МБОУ «Харбятская ООШ им.В.Б.Саганова»
на 2018 - 2019 учебный год
№ Направление, содержание работы Сроки
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА
1.1. Выборы и утверждение Совета музея Сентябрь 2018 г.
1.2. Составление и утверждение плана работы музея
на 2018-2019 учебный год Сентябрь 2018 г.
1.3. Составление функционального графика занятости
руководителя музея Сентябрь 2018 г.
1.4 Составление плана и проведение заседаний
Совета музея Сентябрь 2018 г.
2. ЭКСКУРСИОННАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
2.1. Организация экскурсий по музею В течение года
а) День учителя (экскурсия в музей, в начале октября
тема: «Учителями славится Россия»);
б) День защитника Отечества (экскурсии, беседы
в классах на материале школьной музейной экспозиции, в конце февраля
Книги памяти);
в) Международный женский день (беседы по классам
на тему «Известные женщины нашего села»); в начале марта
2.2. Подготовить и провести следующие мероприятия:
- конкурс стихов о войне; 1-ая половина мая
- презентацию «История моей семьи в годы
Великой Отечественной войны»;
- конкурс на лучшую открытку ко Дню Победы;
- возложение цветов к памятнику погибшим воинам;
- проведение викторины «Наш край в годы
Великой Отечественной войны»;
- проведение акции «Помоги ветеранам»;
- организация встреч с ветеранами войны «Я расскажу вам о войне»;
- благоустройство территории у памятника погибшим воинам;
- проведение Уроков Мужества.
2.3. Праздник последнего звонка (встреча выпускников); 25 мая
2.4. Участие в смотре школьных музеев. В течение года
2.5. Занятия с учащимися в Школе юного экскурсовода В течение года
2.6. Посещение музеев Тункинского района. В течение года
2.7. Привлечение к работе музея родителей,
учителей - пенсионеров, выпускников.
3. ПОИСКОВАЯ РАБОТА
3.1 Сбор новых экспонатов, архивных материалов
по истории школы, села В течение года
3.2 Изучение исторических экспонатов и материалов В течение года
4. ФОНДОВАЯ РАБОТА
4.1 Ведение инвентарной книги В течение года
4.2 Составление актов приемки новых экспонатов В течение года
4.3 Заполнение инвентарных карточек на имеющиеся
и вновь поступающие музейные предметы В течение года
4.4 Реставрационные работы В течение года
4.5 Систематизация музейных предметов по разделам и темам;
4.6 Создание архива музея в электронном варианте;
- Создание картотеки музейных предметов.
5. ЭКСПОЗИЦИОННАЯ РАБОТА
5.2. Изготовление материалов и оформление
периодически сменяемых выставок В течение года
5.3. Создание буклетов-брошюр В течение года
по экспозициям школьного музея
6. ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
6.1 Организация проектно-исследовательской работы
школьников на базе музейных фондов В течение года
6.2. Публикация на сайте школы материалов проектной
деятельности музея В течение года
6.3 Участие в районном конкурсе
исследовательских работ по краеведению по плану Центра туризма
6.4 Участие музея в конкурсах и семинарах
различных уровней В течение года
Руководитель музея: Булутова Майя Александровна,
учитель бурятского языка и литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культурно – просветительская программа музея для учащихся на базе школы
Программа школьного музея...
Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока
Данное проектное задание явялется посвящено проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности. На примере проведения научно-практической конференции среди у...
Рабочая программа музея 53 Стрелковой дивизии.
Рабочая программа...
Программа музея
/Музей – это живой организм, который собрал в себе и прошлое, и настоящее. Прошлое и наше время, семейные традиции – это те самые корни, которые помогают человеку найти точку опоры, не ст...
ПРОГРАММА МУЗЕЯ "иСТОКИ"
Программа содержит основные разделы по музейной деятельности....
Рабочая программа музея «Сибирская старина»
Настоящая программа разработана на основе:Положения о………………….-Устава класса- музея «Сибирская Старина»;-Локального акта МБОУ «Гимнази...
Использование музейного пространства и реализация культурно-образовательных программ музеев во внеурочной деятельности учащихся с ОВЗ
Статья содержит информацию о современных музеях г. Санкт-Петербурга, способах использования музейного пространства школьников с ОВЗ. Практическая часть статьи содержит методическую разработку и матери...