Рабочая программа по предмету :" Развитие речи и окружающий мир".
методическая разработка (5 класс) на тему

Казачек Ирина Анатольевна

Рабочая программа составлена на основе учебной программы под ред.Л.Б.Баряевой, для обучения учащихся с ОВЗ.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 7   Красносельского района Санкт-Петербурга

Рассмотрено                                Принято                                   Утверждаю

на заседании МО                        на заседании                            Директор школы

Протокол №__                            педагогического совета           _________Н. А.Бражникова

от «___» августа 20___г.           Протокол №____                      Приказ№_______

Рук. МО________                       от «___» августа 20___г.         «____» августа 20__г.            

____________________              Зам. директора по КР____              

                                                      ____________________            

                                                                                                         

Рабочая программа

учебного предмета

«Развитие речи и окружающий мир»

для 5 - СП класса

на 2015-2016 учебный год

Составитель:

                                                                                                       Казачек Ирина Анатольевна

                                                                                                               учитель

Санкт – Петербург

2015 год

Содержание рабочей программы

Оглавление

Страницы

Титульный лист.

1

Оглавление.

2

Пояснительная записка.

3-4

Содержание программы учебного предмета.

5 - 6

Учебно-тематический план.

7 - 8

Уровень подготовки учащихся. Предполагаемые результаты.

9

 Календарно-тематическое планирование.

10-15

Список литературы.

16

Перечень учебно-методического обеспечения.

17

Лист корректировки

18

Пояснительная записка.

     Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» разработана на основе «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. Санкт –Петербург, ЦДК проф. Л.Б.Баряевой,2011.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Учебный план ГБОУ школа №7 на 2015-16 учебный год.
  • Положение о рабочей программе ГБОУ школа  №7 Красносельского района Санкт-Петербург.

 В классе обучается 9 учащихся, из них 3 классно- урочно,6 на надомном обучении. У всех тяжёлая умственная отсталость, у двоих – ДЦП (передвигаться не могут, колясочники). Все дети не могут говорить. Двое в состоянии произносить по подражанию несколько гласных звуков. 1 ребенок выражает только некоторые эмоции, не может ходить, не владеет координацией рук. У всех учеников недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Мышление наглядно-образное примитивное. Память  механическая , с нарушениями. Все психические процессы развиты крайне слабо. У детей очень быстрая утомляемость. Внимание удерживать не могут. Эмоционально-волевая сфера отсутствует. Мотивации к обучению нет.

Недоразвитие коммуникативной функции речи у данной категории учащихся рассматривается как часть общего нарушения коммуникативной деятельности. Регулятивная функция речи страдает, речь практически не включается в процесс деятельности, не оказывает на нее должного регулирующего влияния.

Основной целью уроков развития речи является расширение кругозора учащегося с тяжелой умственной отсталостью, его знаний о явлениях и предметах окружающего мира.

Одна из главных тем – «Развитие общих речевых навыков». Это упражнения на закрепление правильного физиологического дыхания, игровые упражнения на совершенствование умений узнавать неречевые звуки, определять местонахождение источника звука, различать силу звука , темп и ритм, упражнения на развитие восприятия тембрального восприятия неречевых и речевых звучаний, упражнения на развитие восприятия речи учащимися, упражнения на различение гласных звуков (а.о,у) с опорой на предметные картинки, беззвучной артикуляции. Обязательные упражнения на развитие речевой моторики. Все уроки интегрируются с логопедическими занятиями.

           Тема «Это-я»  - формирует представления  о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях. Освоение темы проходит через знакомство с пиктограммами(«нос», «уши», «зубы») и соотнесение пиктограмм с действиями, привлечение внимания учащихся к своему внешнему виду: формирование умения смотреть  в зеркало на себя, на учителя, показывать одежду (на себе, на картинке, на пиктограмме). Из темы исключено составление двусловных предложений, рассказывание стихов, т.к. отсутствует речь.

        Тема « Мои игрушки»   - обучающие игры  с использованием предметов- заместителей. Использование простых по правилам  настольно-печатных игр. Совместное с учащимися изготовление поделок из природного и бросового материала (интеграция с уроками « Ручной труд»).

        Тема « Моя семья»  не рассматривается ввиду того, что учащиеся- воспитанники детского дома, без родителей.

           Тема « Мой дом»  - изучается через образовательные ситуации и игры, в которых расширяются представления учащихся о предметах быта и убранства дома (посуда, мебель, бытовые приборы), об их назначении. Из темы исключены ролевые игры .

Тема «Мир людей»   - изучается через обучающие игры с реальными предметами, с предметами-заместителями, в которых учащихся знакомят с трудом врача, шофера. Уточняются правила безопасного поведения дома. При изучении темы используются иллюстрации, игрушки . изображающие транспортные средства. Из темы исключены экскурсии, ролевые игры, т.к. дети не говорят, не могут передвигаться.

Много внимания уделено темам «Мир животных», «Мир растений», «Явления природы». Учащиеся знакомятся с миром насекомых, домашними и дикими животными. Используются пиктограммы, муляжи, фигурки животных. Активно используются звукоподражание и имитационные действия. У детей расширяются представления о взаимосвязи человека и природы посредством рассматривания иллюстраций, чтения литературных произведений, организации посадки растений. Ведутся наблюдения за явлениями природы в зависимости от природных условий, расширяются представления учащихся о погодных явлениях. Об одежде для разных времен года . Используются иллюстрации, пиктограммы. Исключены экскурсии, театрализованные игры, повторение слов, фраз.

Исключена тема «Приборы», т.к. учащимся этого класса на данном этапе их психологического развития она не может быть доступна.

Через игры и игровые ситуации учащиеся изучают «Мир цвета и звука». Узнают разнообразные звуки природы, музыкальные инструменты по звучанию, изучают цвета

Ведущим видом работы с учащимися по развитию речи  являются упражнения для артикуляции звуков, развитие мелкой моторики, вызывание  подражания действиям, работа по пиктограммам , рассматривание иллюстраций, просматривание видеофильмов.

Цели программы:

- создание условий для пробуждения речевой активности учащихся;

- создание условий для формирования предметных и предметно-игровых действий;

-создание условий для понимания указательных жестов.

Задачи программы:

- создание условий для формирования первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении;

- создание условий для развития интереса к разнообразию окружающего мира, к явлениям природы;

- создание условий для возникновения речевой активности детей;

-создание условий для обеспечения необходимой мотивации речи посредством создания ситуаций общения;

- создание условий для формирования представлений о частях собственного тела, их назначении и расположении;

- создание условий для развития способности выражать свое настроение;

-создание условий для формирования элементарных представлений о предметах быта;

- создание условий для формирования представлений о явлениях природы

Организационная структура программы:

       Программа рассчитана на учащихся 5класса .Согласно учебному плану школы  3 часа в неделю,102 часа в год. Из них: 27 часов – 1 четверть, 24 час – вторая четверть, 30 часа– третья четверть и 21час – четвертая четверть. Продолжительность одного урока –  35 минут.

Контроль на уроке:

Вид: текущий

Форма организации контроля: индивидуальный

Форма контроля: наблюдение за освоением содержания обучения.

Содержание программы.

       Общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с учащимися с тяжелой   умственной отсталостью строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская Задачи формирования представлений о себе и окружающем мире, развития речи решаются на комплексной основе, с использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде тематических групп:  «Развитие общих речевых навыков», «Это-я», «Мои игрушки», «Мой дом», «Мир людей», «Мир животных», «Мир растений», «Явления природы», «Мир цвета и звука». Темы уроков-занятий по предмету «Развитие речи и окружающий мир» находят своё логическое продолжение в содержании уроков-занятий по предметам «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «Здоровье и основы безопасности  жизнедеятельности», с логопедическими занятиями.

 «Развитие общих речевых навыков»:

- упражнения на закрепление правильного физиологического дыхания, игровые упражнения на совершенствование умений узнавать неречевые звуки, определять местонахождение источника звука, различать силу звука , темп и ритм, упражнения на развитие восприятия тембрального восприятия неречевых и речевых звучаний, упражнения на развитие восприятия речи учащимися, упражнения на различение гласных звуков (а.о,у) с опорой на предметные картинки, беззвучной артикуляции. Обязательные упражнения на развитие речевой моторики. Все уроки интегрируются с логопедическими занятиями.

 «Это-я»:

- формирование представлений  о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях, знакомство с пиктограммами(«нос», «уши», «зубы») и соотнесение пиктограмм с действиями, привлечение внимания учащихся к своему внешнему виду: формирование умения смотреть  в зеркало на себя, на учителя, показывать одежду (на себе, на картинке, на пиктограмме).

         « Мои игрушки»:

-обучающие игры  с использованием предметов- заместителей. Использование простых по правилам  настольно-печатных игр. Совместное с учащимися изготовление поделок из природного и бросового материала (интеграция с уроками « Ручной труд»).

 « Мой дом»:

- расширение представлений учащихся о предметах быта и убранства дома (посуда, мебель, бытовые приборы), об их назначении.

 «Мир людей»:

- знакомство  с трудом врача, шофера, объяснение правил безопасного поведения дома, знакомство с видами транспорта ( используются иллюстрации, игрушки . изображающие транспортные средства).

 «Мир животных»:

- знакомство с миром насекомых, домашними и дикими животными. Использование  пиктограмм, муляжей, фигурок животных. Активно используются звукоподражание и имитационные действия.

 «Мир растений»:

- расширение представлений о взаимосвязи человека и природы посредством рассматривания иллюстраций, чтения литературных произведений, организации посадки растений.

 « Явления природы»:

- ведение наблюдений за явлениями природы в зависимости от природных условий, расширение представлений учащихся о погодных явлениях, об одежде для разных времен года . Используются иллюстрации, пиктограммы.

 «Мир цвета и звука»:

- узнавание разнообразных звуков природы, музыкальных инструментов по звучанию, изучение эталонов цвета.

При составлении программы по данному курсу учитывалась речевая активность учащихся, мотивационный план речевой деятельности и характер речевого и символического материала.

Программа структурируется в виде тематических блоков. Это обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие учащихся, формирование их представлений о себе, об окружающей  предметной и социальной действительности.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом для 5 класса  ГБОУ школы № 7 на 2015-2016 учебный год рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году).

Учебно-тематический план.

№п/п  

 Разделы

Кол-во часов

1 четверть.

1

«Развитие общих речевых навыков»

3 часа

2

 «Это-я»

3 часа

3

 «Мои игрушки»

3 часа

4

 «Мой дом»

3 часа

5

 «Мир людей»

3 часа

6

 «Мир животных».

3 часа

7

 «Мир растений»

3 часа

8

 «Явления природы»

3 часа

9

 «Мир цвета и звука»

3 часа

Итого

27 часов

2 четверть.

24 часа

1

«Развитие общих речевых навыков»

3 часа

2

 «Мои игрушки»

3 часа

3

 «Мир людей»

5 часа

4

 «Мир животных».

4 часа

5

 «Мир растений»

3 часа

6

 «Явления природы»

3 часа

7

 «Мир цвета и звука»

3 часа

Итого 1 полугодие

51 час

3 четверть.

30 часов

1

«Развитие общих речевых навыков»

5 часов

2

 «Это-я»

3 часа

3

 «Мои игрушки»

3 часа

4

 «Мой дом»

3 часа

5

 «Мир людей»

3 часа

6

 «Мир животных».

3 часа

7

 «Мир растений»

3 часа

8

 «Явления природы»

3 часа

9

 «Мир цвета и звука»

3 часа

4 четверть.

21 час

1

«Развитие общих речевых навыков»

3 часа

2

 «Это-я»

3 часа

3

 «Мои игрушки»

2 часа

4

 «Мир людей»

3 часа

5

 «Мир животных».

3 часа

6

 «Мир растений»

2 часа

7

 «Явления природы»

2 часа

8

 «Мир цвета и звука»

3 часа

Итого 2 полугодие

51 час

Итого за год

102 часа

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся могут знать:

  • Назначение частей собственного тела, основные правила личной гигиены
  • отличительные особенности насекомых, птиц, животных;
  • правила безопасного поведения дома
  • некоторые виды транспорта


Учащиеся могут уметь:

  • узнавать артикуляцию гласных а, о, у
  • выполнять простейшую артикуляционную гимнастику
  • пользоваться пиктограммами
  • рассматривать иллюстрации, картинки


Календарно-тематическое планирование

Тема раздела, урока

Дата

Количество часов

Примечание

1

1 четверть. Игровые упражнения на совершенствование умений узнавать неречевые звуки.

1 час

2

Игровые упражнения на развитие восприятия речи учителя.

1 час

3

Нахождение картинок и пиктограмм, соответствующих тексту стихов и сказок.

1 час

4

Знакомство с пиктограммами «нос», «уши», «зубы», «глаза», «рот». Упражнения с пиктограммами.

1 час

5

Упражнения по лексическим темам «Моя одежда и обувь осенью». Д/И «Подбери одежду».

1 час

6

Формирование умения показывать одежду на себе, на картинке, на пиктограмме по сезону.

1 час

7

Упражнения с настольно – печатными играми.

1 час

8

Упражнения с настольно – печатными играми.

1 час

9

Игровые действия с образными игрушками и игровыми аналогами реальных предметов.

1 час

10

  Знакомство с предметами быта и убранства

1 час

11

 Целевое назначение предметов быта

1 час

12

 Основы безопасного поведения в доме

1 час

13

Знакомство с транспортными средствами.

1 час

14

Обучающие игры с реальными предметами, предметами – заместителями

1 час

15

Показ реальных предметов, предметов – заместителей на картинке, пиктограмме.

1 час

16

Знакомство с миром насекомых.

1 час

17

Рассматривание муляжей и картинок, изображающих насекомых.

1 час

18

Знакомство с пиктограммами по лексическим темам: «Домашние животные», «Лесные животные».

1 час

19

 Наблюдения за ростом комнатных растений. Правила ухода  за растениями

1 час

20

 Рассматривание иллюстраций с изображением растений, цветов

1 час

21

Знакомство с пиктограммами: «дерево», «елка», «цветок»

1 час

22

Расширение представлений о погодных явлениях: тучи, дождь.

1 час

23

Рассматривание явлений природы на картинках, пиктограммах.

1 час

24

Закрепление знаний об одежде для разных погодных условий.

1 час

25

Игровые упражнения на узнавание разнообразных звуков.

1 час

26

Предметно – практическая деятельность с цветом в природе.

1 час

27

Выделение цвета характерного для травы, солнца, воды, снега.

1 час

28

2 четверть. Игровые упражнения на совершенствование умений узнавать неречевые звуки.

1 час

29

Игровые упражнения на развитие восприятия речи учителя.

1 час

30

Нахождение картинок и пиктограмм, соответствующих тексту стихов и сказок.

1 час

31

Упражнения с настольно – печатными играми.

1 час

32

Упражнения с настольно – печатными играми.

1 час

33

Игровые действия с образными игрушками и игровыми аналогами реальных предметов.

1 час

34

Знакомство с транспортными средствами.

1 час

35

Обучающие игры с реальными предметами, предметами – заместителями

1 час

36

Показ реальных предметов, предметов – заместителей на картинке, пиктограмме.

1 час

37

Знакомство с миром насекомых.

1 час

38

Рассматривание муляжей и картинок, изображающих насекомых.

1 час

39

Знакомство с пиктограммами по лексическим темам: «Домашние животные», «Лесные животные».

1 час

40

 Наблюдения за ростом комнатных растений. Правила ухода  за растениями

1 час

41

 Рассматривание иллюстраций с изображением растений, цветов

1 час

42

Знакомство с пиктограммами: «дерево», «елка», «цветок»

1 час

43

Расширение представлений о погодных явлениях: тучи, дождь.

1 час

44

Рассматривание явлений природы на картинках, пиктограммах.

1 час

45

Закрепление знаний об одежде для разных погодных условий.

1 час

46

Игровые упражнения на узнавание разнообразных звуков.

1 час

47

Предметно – практическая деятельность с цветом в природе.

1 час

48

Выделение цвета характерного для травы, солнца, воды, снега.

1 час

49

. Игровые упражнения на совершенствование умений узнавать неречевые звуки.

1 час

50

Игровые упражнения на развитие восприятия речи учителя.

1 час

51

Нахождение картинок и пиктограмм, соответствующих тексту стихов и сказок.

1 час

52

3 четверть Упражнения на различение гласных звуков А,О,У.

1 час

53

Упражнения на различение гласных звуков А,О,У.

1 час

54

Упражнения на различение гласных звуков А,О,У.

1 час

55

Знакомство с пиктограммами «нос», «уши», «зубы», «глаза», «рот». Упражнения с пиктограммами.

1 час

56

Упражнения по лексическим темам «Моя одежда и обувь зимой».Д/И «Подбери одежду».

1 час

57

Формирование умения показывать одежду на себе, на картинке, на пиктограмме по сезону.

1 час

58

Упражнения с настольно – печатными играми.

1 час

59

Упражнения с настольно – печатными играми.

1 час

60

Игровые действия с образными игрушками и игровыми аналогами реальных предметов.

1 час

61

  Знакомство с предметами быта и убранства

1 час

62

 Целевое назначение предметов быта

1 час

63

 Основы безопасного поведения в доме

1 час

64

Знакомство с транспортными средствами.

1 час

65

Обучающие игры с реальными предметами, предметами – заместителями

1 час

66

Показ реальных предметов, предметов – заместителей на картинке, пиктограмме.

1 час

67

Знакомство с миром насекомых.

1 час

68

Рассматривание муляжей и картинок, изображающих насекомых.

1 час

69

Знакомство с пиктограммами по лексическим темам: «Домашние животные», «Лесные животные».

1 час

70

 Наблюдения за ростом комнатных растений. Правила ухода  за растениями

1 час

71

 Рассматривание иллюстраций с изображением растений, цветов

1 час

72

Знакомство с пиктограммами: «дерево», «елка», «цветок»

1 час

73

Расширение представлений о погодных явлениях: тучи, дождь.

1 час

74

Рассматривание явлений природы на картинках, пиктограммах.

1 час

75

Закрепление знаний об одежде для разных погодных условий.

1 час

76

Игровые упражнения на узнавание разнообразных звуков.

1 час

77

Предметно – практическая деятельность с цветом в природе.

1 час

78

Выделение цвета характерного для солнца, воды, снега.

1 час

79

Игровые упражнения на совершенствование умений узнавать неречевые звуки.

1 час

80

Игровые упражнения на развитие восприятия речи учителя.

1 час

81

Нахождение картинок и пиктограмм, соответствующих тексту стихов и сказок.

1 час

82

Упражнения с пиктограммами «нос», «уши», «зубы», «глаза», «рот». Упражнения с пиктограммами.

1 час

83

4 четверть. Упражнения по лексическим темам «Моя одежда и обувь весной и летом» Д/И «Подбери одежду»..

1 час

84

Формирование умения показывать одежду на себе, на картинке, на пиктограмме по сезону.

1 час

85

Упражнения с настольно – печатными играми.

1 час

86

Упражнения с настольно – печатными играми.

1 час

87

Игровые действия с образными игрушками и игровыми аналогами реальных предметов.

1 час

88

Знакомство с транспортными средствами.

1 час

89

Обучающие игры с реальными предметами, предметами – заместителями

1 час

90

Показ реальных предметов, предметов – заместителей на картинке, пиктограмме.

1 час

91

Знакомство с миром насекомых.

1 час

92

Рассматривание муляжей и картинок, изображающих насекомых.

1 час

93

Знакомство с пиктограммами по лексическим темам: «Домашние животные», «Лесные животные».

1 час

94

 Наблюдения за ростом комнатных растений. Правила ухода  за растениями

1 час

95

 Рассматривание иллюстраций с изображением растений, цветов

1 час

96

Знакомство с пиктограммами: «дерево», «елка», «цветок»

1 час

97

Расширение представлений о погодных явлениях: тучи, дождь.

1 час

98

Рассматривание явлений природы на картинках, пиктограммах.

1 час

99

Закрепление знаний об одежде для разных погодных условий.

1 час

100

Игровые упражнения на узнавание разнообразных звуков.

1 час

101

Предметно – практическая деятельность с цветом в природе.

1 час

102

Выделение цвета характерного для травы, солнца, воды.

1 час


Список литературы.

  1. Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.- СПб.: Союз,  2003
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей.- М.: Просвещение, 1974
  3. Воспитание детей в средней группе детского сада. -                                        М.:Просвещение, 1982
  4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии, 1995
  5. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. -   М.: НЦ ЭНАС, 2003
  6. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание // Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта.                                 М.: Просвещение, 2003
  7. Лямина Г.М. Особенности грамматического строя речи у маленьких //    Дошкольное воспитание, 1968.- № 8
  8. алер А.Р.  Программа спецкурса: Воспитание, обучение и интеграция в общество детей с глубокими нарушениями интеллекта, 1988
  9. Маркова Л.Р. Развитие грамматически правильной речи детей // Воспитание и обучение в детском саду.- М.: АПН РСФСР, 1975
  10.  Плешаков А.А. Мир вокруг нас. -  М.: Просвещение, 1995
  11.  Программа воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1972
  12.  Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011
  13.  Программа подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII  вида / Под ред. В.В. Воронковой. -  М.: Просвещение, 1999
  14.  Соловьёва О.И. Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду.- М.: Просвещение, 1966
  15.  Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. -  СПб.: Союз, 2004
  16. Ядешко В.И. Развитие речи детей от трёх до пяти лет.- М.: Просвещение, 1966

Перечень учебно-методического обеспечения.

 - учебные принадлежности,

 - аудиозаписи,

 - дидактико - методическое пособия,

 - учебно-наглядные пособия по темам программы,

 - дидактические игры, раздаточный материал,

 - демонстрационный материал.

Лист корректировки.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по разделу "Развитие речи и окружающий мир"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439Петродворцового района Санкт-Петербурга   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«Развитие речи и окружающий мир»  Составила: учит...

Рабочая программа учебного предмета «Развитие речи и окружающий мир» для 5 - СП класса ГБОУ школа №7 Красносельского района г. Санкт-Петербурга.учитель Казачек И.А.

Пояснительная записка.     Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» разработана на основе «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отстал...

Рабочая программа по предмету "Развитие речи и окружающий мир" 5 класс (надомное обучение)

Материал предназначен для ученика 5 класса (умеренная умственная отсталость), надомное обучения. Программа расчитана на 1 час в неделю....

Индивидуальная рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» за первое полугодие, 7 класс II вариант

Рабочая программа по предмету  «Развитие речи и окружающий мир»    7 класса разработана  на основе   адаптированной основной общеобразовательной программ...

Индивидуальная рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» за второе полугодие, 7 класс II вариант

Рабочая программа по предмету  «Развитие речи и окружающий мир»    7 класса разработана  на основе   адаптированной основной общеобразовательной пр...

Программа по предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» для учащихся с умеренной умственной отсталостью

Программа по предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»для учащихся с умеренной умственной отсталостью разработана на основе адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренно...

Адаптированные рабочие программы по предметам: развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение, графика и письмо, математические представления и конструирование, музыка и движение, здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, социально – быт

Индивидуальная адаптированная рабочая программы разработаны на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 2...