Рабочая программа по предмету :" Развитие речи и окружающий мир".
методическая разработка (5 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе учебной программы под ред.Л.Б.Баряевой, для обучения учащихся с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа разработана для учащихся с ОВЗ | 46.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга
Рассмотрено Принято Утверждаю
на заседании МО на заседании Директор школы
Протокол №__ педагогического совета _________Н. А.Бражникова
от «___» августа 20___г. Протокол №____ Приказ№_______
Рук. МО________ от «___» августа 20___г. «____» августа 20__г.
____________________ Зам. директора по КР____
____________________
Рабочая программа
учебного предмета
«Развитие речи и окружающий мир»
для 5 - СП класса
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
Казачек Ирина Анатольевна
учитель
Санкт – Петербург
2015 год
Содержание рабочей программы
Оглавление | Страницы |
Титульный лист. | 1 |
Оглавление. | 2 |
Пояснительная записка. | 3-4 |
Содержание программы учебного предмета. | 5 - 6 |
Учебно-тематический план. | 7 - 8 |
Уровень подготовки учащихся. Предполагаемые результаты. | 9 |
Календарно-тематическое планирование. | 10-15 |
Список литературы. | 16 |
Перечень учебно-методического обеспечения. | 17 |
Лист корректировки | 18 |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» разработана на основе «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. Санкт –Петербург, ЦДК проф. Л.Б.Баряевой,2011.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Учебный план ГБОУ школа №7 на 2015-16 учебный год.
- Положение о рабочей программе ГБОУ школа №7 Красносельского района Санкт-Петербург.
В классе обучается 9 учащихся, из них 3 классно- урочно,6 на надомном обучении. У всех тяжёлая умственная отсталость, у двоих – ДЦП (передвигаться не могут, колясочники). Все дети не могут говорить. Двое в состоянии произносить по подражанию несколько гласных звуков. 1 ребенок выражает только некоторые эмоции, не может ходить, не владеет координацией рук. У всех учеников недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Мышление наглядно-образное примитивное. Память механическая , с нарушениями. Все психические процессы развиты крайне слабо. У детей очень быстрая утомляемость. Внимание удерживать не могут. Эмоционально-волевая сфера отсутствует. Мотивации к обучению нет.
Недоразвитие коммуникативной функции речи у данной категории учащихся рассматривается как часть общего нарушения коммуникативной деятельности. Регулятивная функция речи страдает, речь практически не включается в процесс деятельности, не оказывает на нее должного регулирующего влияния.
Основной целью уроков развития речи является расширение кругозора учащегося с тяжелой умственной отсталостью, его знаний о явлениях и предметах окружающего мира.
Одна из главных тем – «Развитие общих речевых навыков». Это упражнения на закрепление правильного физиологического дыхания, игровые упражнения на совершенствование умений узнавать неречевые звуки, определять местонахождение источника звука, различать силу звука , темп и ритм, упражнения на развитие восприятия тембрального восприятия неречевых и речевых звучаний, упражнения на развитие восприятия речи учащимися, упражнения на различение гласных звуков (а.о,у) с опорой на предметные картинки, беззвучной артикуляции. Обязательные упражнения на развитие речевой моторики. Все уроки интегрируются с логопедическими занятиями.
Тема «Это-я» - формирует представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях. Освоение темы проходит через знакомство с пиктограммами(«нос», «уши», «зубы») и соотнесение пиктограмм с действиями, привлечение внимания учащихся к своему внешнему виду: формирование умения смотреть в зеркало на себя, на учителя, показывать одежду (на себе, на картинке, на пиктограмме). Из темы исключено составление двусловных предложений, рассказывание стихов, т.к. отсутствует речь.
Тема « Мои игрушки» - обучающие игры с использованием предметов- заместителей. Использование простых по правилам настольно-печатных игр. Совместное с учащимися изготовление поделок из природного и бросового материала (интеграция с уроками « Ручной труд»).
Тема « Моя семья» не рассматривается ввиду того, что учащиеся- воспитанники детского дома, без родителей.
Тема « Мой дом» - изучается через образовательные ситуации и игры, в которых расширяются представления учащихся о предметах быта и убранства дома (посуда, мебель, бытовые приборы), об их назначении. Из темы исключены ролевые игры .
Тема «Мир людей» - изучается через обучающие игры с реальными предметами, с предметами-заместителями, в которых учащихся знакомят с трудом врача, шофера. Уточняются правила безопасного поведения дома. При изучении темы используются иллюстрации, игрушки . изображающие транспортные средства. Из темы исключены экскурсии, ролевые игры, т.к. дети не говорят, не могут передвигаться.
Много внимания уделено темам «Мир животных», «Мир растений», «Явления природы». Учащиеся знакомятся с миром насекомых, домашними и дикими животными. Используются пиктограммы, муляжи, фигурки животных. Активно используются звукоподражание и имитационные действия. У детей расширяются представления о взаимосвязи человека и природы посредством рассматривания иллюстраций, чтения литературных произведений, организации посадки растений. Ведутся наблюдения за явлениями природы в зависимости от природных условий, расширяются представления учащихся о погодных явлениях. Об одежде для разных времен года . Используются иллюстрации, пиктограммы. Исключены экскурсии, театрализованные игры, повторение слов, фраз.
Исключена тема «Приборы», т.к. учащимся этого класса на данном этапе их психологического развития она не может быть доступна.
Через игры и игровые ситуации учащиеся изучают «Мир цвета и звука». Узнают разнообразные звуки природы, музыкальные инструменты по звучанию, изучают цвета
Ведущим видом работы с учащимися по развитию речи являются упражнения для артикуляции звуков, развитие мелкой моторики, вызывание подражания действиям, работа по пиктограммам , рассматривание иллюстраций, просматривание видеофильмов.
Цели программы:
- создание условий для пробуждения речевой активности учащихся;
- создание условий для формирования предметных и предметно-игровых действий;
-создание условий для понимания указательных жестов.
Задачи программы:
- создание условий для формирования первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении;
- создание условий для развития интереса к разнообразию окружающего мира, к явлениям природы;
- создание условий для возникновения речевой активности детей;
-создание условий для обеспечения необходимой мотивации речи посредством создания ситуаций общения;
- создание условий для формирования представлений о частях собственного тела, их назначении и расположении;
- создание условий для развития способности выражать свое настроение;
-создание условий для формирования элементарных представлений о предметах быта;
- создание условий для формирования представлений о явлениях природы
Организационная структура программы:
Программа рассчитана на учащихся 5класса .Согласно учебному плану школы 3 часа в неделю,102 часа в год. Из них: 27 часов – 1 четверть, 24 час – вторая четверть, 30 часа– третья четверть и 21час – четвертая четверть. Продолжительность одного урока – 35 минут.
Контроль на уроке:
Вид: текущий
Форма организации контроля: индивидуальный
Форма контроля: наблюдение за освоением содержания обучения.
Содержание программы.
Общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с учащимися с тяжелой умственной отсталостью строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская Задачи формирования представлений о себе и окружающем мире, развития речи решаются на комплексной основе, с использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде тематических групп: «Развитие общих речевых навыков», «Это-я», «Мои игрушки», «Мой дом», «Мир людей», «Мир животных», «Мир растений», «Явления природы», «Мир цвета и звука». Темы уроков-занятий по предмету «Развитие речи и окружающий мир» находят своё логическое продолжение в содержании уроков-занятий по предметам «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности», с логопедическими занятиями.
«Развитие общих речевых навыков»:
- упражнения на закрепление правильного физиологического дыхания, игровые упражнения на совершенствование умений узнавать неречевые звуки, определять местонахождение источника звука, различать силу звука , темп и ритм, упражнения на развитие восприятия тембрального восприятия неречевых и речевых звучаний, упражнения на развитие восприятия речи учащимися, упражнения на различение гласных звуков (а.о,у) с опорой на предметные картинки, беззвучной артикуляции. Обязательные упражнения на развитие речевой моторики. Все уроки интегрируются с логопедическими занятиями.
«Это-я»:
- формирование представлений о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях, знакомство с пиктограммами(«нос», «уши», «зубы») и соотнесение пиктограмм с действиями, привлечение внимания учащихся к своему внешнему виду: формирование умения смотреть в зеркало на себя, на учителя, показывать одежду (на себе, на картинке, на пиктограмме).
« Мои игрушки»:
-обучающие игры с использованием предметов- заместителей. Использование простых по правилам настольно-печатных игр. Совместное с учащимися изготовление поделок из природного и бросового материала (интеграция с уроками « Ручной труд»).
« Мой дом»:
- расширение представлений учащихся о предметах быта и убранства дома (посуда, мебель, бытовые приборы), об их назначении.
«Мир людей»:
- знакомство с трудом врача, шофера, объяснение правил безопасного поведения дома, знакомство с видами транспорта ( используются иллюстрации, игрушки . изображающие транспортные средства).
«Мир животных»:
- знакомство с миром насекомых, домашними и дикими животными. Использование пиктограмм, муляжей, фигурок животных. Активно используются звукоподражание и имитационные действия.
«Мир растений»:
- расширение представлений о взаимосвязи человека и природы посредством рассматривания иллюстраций, чтения литературных произведений, организации посадки растений.
« Явления природы»:
- ведение наблюдений за явлениями природы в зависимости от природных условий, расширение представлений учащихся о погодных явлениях, об одежде для разных времен года . Используются иллюстрации, пиктограммы.
«Мир цвета и звука»:
- узнавание разнообразных звуков природы, музыкальных инструментов по звучанию, изучение эталонов цвета.
При составлении программы по данному курсу учитывалась речевая активность учащихся, мотивационный план речевой деятельности и характер речевого и символического материала.
Программа структурируется в виде тематических блоков. Это обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие учащихся, формирование их представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом для 5 класса ГБОУ школы № 7 на 2015-2016 учебный год рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году).
Учебно-тематический план.
№п/п | Разделы | Кол-во часов |
1 четверть. | ||
1 | «Развитие общих речевых навыков» | 3 часа |
2 | «Это-я» | 3 часа |
3 | «Мои игрушки» | 3 часа |
4 | «Мой дом» | 3 часа |
5 | «Мир людей» | 3 часа |
6 | «Мир животных». | 3 часа |
7 | «Мир растений» | 3 часа |
8 | «Явления природы» | 3 часа |
9 | «Мир цвета и звука» | 3 часа |
Итого | 27 часов | |
2 четверть. | 24 часа | |
1 | «Развитие общих речевых навыков» | 3 часа |
2 | «Мои игрушки» | 3 часа |
3 | «Мир людей» | 5 часа |
4 | «Мир животных». | 4 часа |
5 | «Мир растений» | 3 часа |
6 | «Явления природы» | 3 часа |
7 | «Мир цвета и звука» | 3 часа |
Итого 1 полугодие | 51 час | |
3 четверть. | 30 часов | |
1 | «Развитие общих речевых навыков» | 5 часов |
2 | «Это-я» | 3 часа |
3 | «Мои игрушки» | 3 часа |
4 | «Мой дом» | 3 часа |
5 | «Мир людей» | 3 часа |
6 | «Мир животных». | 3 часа |
7 | «Мир растений» | 3 часа |
8 | «Явления природы» | 3 часа |
9 | «Мир цвета и звука» | 3 часа |
4 четверть. | 21 час | |
1 | «Развитие общих речевых навыков» | 3 часа |
2 | «Это-я» | 3 часа |
3 | «Мои игрушки» | 2 часа |
4 | «Мир людей» | 3 часа |
5 | «Мир животных». | 3 часа |
6 | «Мир растений» | 2 часа |
7 | «Явления природы» | 2 часа |
8 | «Мир цвета и звука» | 3 часа |
Итого 2 полугодие | 51 час | |
Итого за год | 102 часа |
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся могут знать:
- Назначение частей собственного тела, основные правила личной гигиены
- отличительные особенности насекомых, птиц, животных;
- правила безопасного поведения дома
- некоторые виды транспорта
Учащиеся могут уметь:
- узнавать артикуляцию гласных а, о, у
- выполнять простейшую артикуляционную гимнастику
- пользоваться пиктограммами
- рассматривать иллюстрации, картинки
Календарно-тематическое планирование
Тема раздела, урока | Дата | Количество часов | Примечание | |
1 | 1 четверть. Игровые упражнения на совершенствование умений узнавать неречевые звуки. | 1 час | ||
2 | Игровые упражнения на развитие восприятия речи учителя. | 1 час | ||
3 | Нахождение картинок и пиктограмм, соответствующих тексту стихов и сказок. | 1 час | ||
4 | Знакомство с пиктограммами «нос», «уши», «зубы», «глаза», «рот». Упражнения с пиктограммами. | 1 час | ||
5 | Упражнения по лексическим темам «Моя одежда и обувь осенью». Д/И «Подбери одежду». | 1 час | ||
6 | Формирование умения показывать одежду на себе, на картинке, на пиктограмме по сезону. | 1 час | ||
7 | Упражнения с настольно – печатными играми. | 1 час | ||
8 | Упражнения с настольно – печатными играми. | 1 час | ||
9 | Игровые действия с образными игрушками и игровыми аналогами реальных предметов. | 1 час | ||
10 | Знакомство с предметами быта и убранства | 1 час | ||
11 | Целевое назначение предметов быта | 1 час | ||
12 | Основы безопасного поведения в доме | 1 час | ||
13 | Знакомство с транспортными средствами. | 1 час | ||
14 | Обучающие игры с реальными предметами, предметами – заместителями | 1 час | ||
15 | Показ реальных предметов, предметов – заместителей на картинке, пиктограмме. | 1 час | ||
16 | Знакомство с миром насекомых. | 1 час | ||
17 | Рассматривание муляжей и картинок, изображающих насекомых. | 1 час | ||
18 | Знакомство с пиктограммами по лексическим темам: «Домашние животные», «Лесные животные». | 1 час | ||
19 | Наблюдения за ростом комнатных растений. Правила ухода за растениями | 1 час | ||
20 | Рассматривание иллюстраций с изображением растений, цветов | 1 час | ||
21 | Знакомство с пиктограммами: «дерево», «елка», «цветок» | 1 час | ||
22 | Расширение представлений о погодных явлениях: тучи, дождь. | 1 час | ||
23 | Рассматривание явлений природы на картинках, пиктограммах. | 1 час | ||
24 | Закрепление знаний об одежде для разных погодных условий. | 1 час | ||
25 | Игровые упражнения на узнавание разнообразных звуков. | 1 час | ||
26 | Предметно – практическая деятельность с цветом в природе. | 1 час | ||
27 | Выделение цвета характерного для травы, солнца, воды, снега. | 1 час | ||
28 | 2 четверть. Игровые упражнения на совершенствование умений узнавать неречевые звуки. | 1 час | ||
29 | Игровые упражнения на развитие восприятия речи учителя. | 1 час | ||
30 | Нахождение картинок и пиктограмм, соответствующих тексту стихов и сказок. | 1 час | ||
31 | Упражнения с настольно – печатными играми. | 1 час | ||
32 | Упражнения с настольно – печатными играми. | 1 час | ||
33 | Игровые действия с образными игрушками и игровыми аналогами реальных предметов. | 1 час | ||
34 | Знакомство с транспортными средствами. | 1 час | ||
35 | Обучающие игры с реальными предметами, предметами – заместителями | 1 час | ||
36 | Показ реальных предметов, предметов – заместителей на картинке, пиктограмме. | 1 час | ||
37 | Знакомство с миром насекомых. | 1 час | ||
38 | Рассматривание муляжей и картинок, изображающих насекомых. | 1 час | ||
39 | Знакомство с пиктограммами по лексическим темам: «Домашние животные», «Лесные животные». | 1 час | ||
40 | Наблюдения за ростом комнатных растений. Правила ухода за растениями | 1 час | ||
41 | Рассматривание иллюстраций с изображением растений, цветов | 1 час | ||
42 | Знакомство с пиктограммами: «дерево», «елка», «цветок» | 1 час | ||
43 | Расширение представлений о погодных явлениях: тучи, дождь. | 1 час | ||
44 | Рассматривание явлений природы на картинках, пиктограммах. | 1 час | ||
45 | Закрепление знаний об одежде для разных погодных условий. | 1 час | ||
46 | Игровые упражнения на узнавание разнообразных звуков. | 1 час | ||
47 | Предметно – практическая деятельность с цветом в природе. | 1 час | ||
48 | Выделение цвета характерного для травы, солнца, воды, снега. | 1 час | ||
49 | . Игровые упражнения на совершенствование умений узнавать неречевые звуки. | 1 час | ||
50 | Игровые упражнения на развитие восприятия речи учителя. | 1 час | ||
51 | Нахождение картинок и пиктограмм, соответствующих тексту стихов и сказок. | 1 час | ||
52 | 3 четверть Упражнения на различение гласных звуков А,О,У. | 1 час | ||
53 | Упражнения на различение гласных звуков А,О,У. | 1 час | ||
54 | Упражнения на различение гласных звуков А,О,У. | 1 час | ||
55 | Знакомство с пиктограммами «нос», «уши», «зубы», «глаза», «рот». Упражнения с пиктограммами. | 1 час | ||
56 | Упражнения по лексическим темам «Моя одежда и обувь зимой».Д/И «Подбери одежду». | 1 час | ||
57 | Формирование умения показывать одежду на себе, на картинке, на пиктограмме по сезону. | 1 час | ||
58 | Упражнения с настольно – печатными играми. | 1 час | ||
59 | Упражнения с настольно – печатными играми. | 1 час | ||
60 | Игровые действия с образными игрушками и игровыми аналогами реальных предметов. | 1 час | ||
61 | Знакомство с предметами быта и убранства | 1 час | ||
62 | Целевое назначение предметов быта | 1 час | ||
63 | Основы безопасного поведения в доме | 1 час | ||
64 | Знакомство с транспортными средствами. | 1 час | ||
65 | Обучающие игры с реальными предметами, предметами – заместителями | 1 час | ||
66 | Показ реальных предметов, предметов – заместителей на картинке, пиктограмме. | 1 час | ||
67 | Знакомство с миром насекомых. | 1 час | ||
68 | Рассматривание муляжей и картинок, изображающих насекомых. | 1 час | ||
69 | Знакомство с пиктограммами по лексическим темам: «Домашние животные», «Лесные животные». | 1 час | ||
70 | Наблюдения за ростом комнатных растений. Правила ухода за растениями | 1 час | ||
71 | Рассматривание иллюстраций с изображением растений, цветов | 1 час | ||
72 | Знакомство с пиктограммами: «дерево», «елка», «цветок» | 1 час | ||
73 | Расширение представлений о погодных явлениях: тучи, дождь. | 1 час | ||
74 | Рассматривание явлений природы на картинках, пиктограммах. | 1 час | ||
75 | Закрепление знаний об одежде для разных погодных условий. | 1 час | ||
76 | Игровые упражнения на узнавание разнообразных звуков. | 1 час | ||
77 | Предметно – практическая деятельность с цветом в природе. | 1 час | ||
78 | Выделение цвета характерного для солнца, воды, снега. | 1 час | ||
79 | Игровые упражнения на совершенствование умений узнавать неречевые звуки. | 1 час | ||
80 | Игровые упражнения на развитие восприятия речи учителя. | 1 час | ||
81 | Нахождение картинок и пиктограмм, соответствующих тексту стихов и сказок. | 1 час | ||
82 | Упражнения с пиктограммами «нос», «уши», «зубы», «глаза», «рот». Упражнения с пиктограммами. | 1 час | ||
83 | 4 четверть. Упражнения по лексическим темам «Моя одежда и обувь весной и летом» Д/И «Подбери одежду».. | 1 час | ||
84 | Формирование умения показывать одежду на себе, на картинке, на пиктограмме по сезону. | 1 час | ||
85 | Упражнения с настольно – печатными играми. | 1 час | ||
86 | Упражнения с настольно – печатными играми. | 1 час | ||
87 | Игровые действия с образными игрушками и игровыми аналогами реальных предметов. | 1 час | ||
88 | Знакомство с транспортными средствами. | 1 час | ||
89 | Обучающие игры с реальными предметами, предметами – заместителями | 1 час | ||
90 | Показ реальных предметов, предметов – заместителей на картинке, пиктограмме. | 1 час | ||
91 | Знакомство с миром насекомых. | 1 час | ||
92 | Рассматривание муляжей и картинок, изображающих насекомых. | 1 час | ||
93 | Знакомство с пиктограммами по лексическим темам: «Домашние животные», «Лесные животные». | 1 час | ||
94 | Наблюдения за ростом комнатных растений. Правила ухода за растениями | 1 час | ||
95 | Рассматривание иллюстраций с изображением растений, цветов | 1 час | ||
96 | Знакомство с пиктограммами: «дерево», «елка», «цветок» | 1 час | ||
97 | Расширение представлений о погодных явлениях: тучи, дождь. | 1 час | ||
98 | Рассматривание явлений природы на картинках, пиктограммах. | 1 час | ||
99 | Закрепление знаний об одежде для разных погодных условий. | 1 час | ||
100 | Игровые упражнения на узнавание разнообразных звуков. | 1 час | ||
101 | Предметно – практическая деятельность с цветом в природе. | 1 час | ||
102 | Выделение цвета характерного для травы, солнца, воды. | 1 час |
Список литературы.
- Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.- СПб.: Союз, 2003
- Бородич А.М. Методика развития речи детей.- М.: Просвещение, 1974
- Воспитание детей в средней группе детского сада. - М.:Просвещение, 1982
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии, 1995
- Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М.: НЦ ЭНАС, 2003
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание // Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. М.: Просвещение, 2003
- Лямина Г.М. Особенности грамматического строя речи у маленьких // Дошкольное воспитание, 1968.- № 8
- алер А.Р. Программа спецкурса: Воспитание, обучение и интеграция в общество детей с глубокими нарушениями интеллекта, 1988
- Маркова Л.Р. Развитие грамматически правильной речи детей // Воспитание и обучение в детском саду.- М.: АПН РСФСР, 1975
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. - М.: Просвещение, 1995
- Программа воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1972
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011
- Программа подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 1999
- Соловьёва О.И. Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду.- М.: Просвещение, 1966
- Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. - СПб.: Союз, 2004
- Ядешко В.И. Развитие речи детей от трёх до пяти лет.- М.: Просвещение, 1966
Перечень учебно-методического обеспечения.
- учебные принадлежности,
- аудиозаписи,
- дидактико - методическое пособия,
- учебно-наглядные пособия по темам программы,
- дидактические игры, раздаточный материал,
- демонстрационный материал.
Лист корректировки.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по разделу "Развитие речи и окружающий мир"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439Петродворцового района Санкт-Петербурга РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«Развитие речи и окружающий мир» Составила: учит...
Рабочая программа учебного предмета «Развитие речи и окружающий мир» для 5 - СП класса ГБОУ школа №7 Красносельского района г. Санкт-Петербурга.учитель Казачек И.А.
Пояснительная записка. Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» разработана на основе «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отстал...
Рабочая программа по предмету "Развитие речи и окружающий мир" 5 класс (надомное обучение)
Материал предназначен для ученика 5 класса (умеренная умственная отсталость), надомное обучения. Программа расчитана на 1 час в неделю....
Индивидуальная рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» за первое полугодие, 7 класс II вариант
Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» 7 класса разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программ...
Индивидуальная рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» за второе полугодие, 7 класс II вариант
Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» 7 класса разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной пр...
Программа по предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» для учащихся с умеренной умственной отсталостью
Программа по предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»для учащихся с умеренной умственной отсталостью разработана на основе адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренно...
Адаптированные рабочие программы по предметам: развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение, графика и письмо, математические представления и конструирование, музыка и движение, здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, социально – быт
Индивидуальная адаптированная рабочая программы разработаны на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 2...