Программа по предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» для учащихся с умеренной умственной отсталостью
рабочая программа (8 класс)
Программа по предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
для учащихся с умеренной умственной отсталостью разработана на основе адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Создание программы определяется необходимостью обучения данному предмету учащегося 8 класса ____с более выраженными интеллектуальными нарушениями, не имеющими возможности освоить базовый уровень программного материала в рамках основной образовательной программы, находящихся на индивидуальном обучении. Объем данной программы скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения материала и его содержательного потенциала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_.doc | 251.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
для учащихся с умеренной умственной отсталостью разработана на основе адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Создание программы определяется необходимостью обучения данному предмету учащегося 8 класса ____с более выраженными интеллектуальными нарушениями, не имеющими возможности освоить базовый уровень программного материала в рамках основной образовательной программы, находящихся на индивидуальном обучении. Объем данной программы скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения материала и его содержательного потенциала.
Рабочая программа по развитию речи и окружающему миру для учащегося с умеренной умственной отсталостью направлена на достижение следующих целей:
- максимальное включение учащегося в образовательный процесс по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи;
- формирование доступных ему видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно-практической, трудовой);
- формирование интереса к уроку.
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей ученика. Содержание обучения разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов у обучающегося.
Задачи, которые решаются в процессе обучения ученика, следующие:
- формировать первоначальные представления о себе и о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Это – я», «Я в окружающем мире»)
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений), к явлениям природы;
- учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (папа, мама, я, бабушка, дедушка);
- создавать условия для возникновения речевой активности и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию общения и речи через создание ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, трудового опыта.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На основании индивидуального учебного плана на обучение развитию речи в 8 классе выделено 68 часа (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.
В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащегося соблюдения четких правил.
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.
Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Во время подготовки и проведении уроков учитель обязательно должен учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ученика в установлении объема требований к усвоению учебного материала, определять вариативность практического задания, время его выполнения, правильно выбирать форму общения с ребенком, а также использовать запас знаний ранее приобретенных на других общеобразовательных предметах.
Программа включает следующие разделы :
Развитие общих речевых навыков.
Данный раздел включает в себя упражнения на формирование и закрепление усвоенных учащимися навыков выполнения двигательных программ, включающих последовательно организованные движения. Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся по образцу, данному учителем, и по словесной инструкции.
Упражнения на развитие кинетической основы движений пальцев рук учащихся в процессе
выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса.
Упражнения для совершенствования кинестетической основы артикуляторных движений и формирования нормативных артикуляторных укладов гласных и ряда согласных звуков (исходя из особенностей речевого развития учащихся).
Упражнения на развитие кинетической основы артикуляторных движений.
Игровые этюды для совершенствования движений мимической мускулатуры учащихся перед зеркалом по образцу, предлагаемому учителем, и по словесной инструкции.
Упражнения на объединение и обобщение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип типа шнуровки, складывания фигурок из палочек по образцу и по памяти, штриховки.
Развитие навыков общения, диалогической и связной речи. Тематические занятия на расширение экспрессивного словаря учащихся, уточнение понимания ими значений слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств (цвет,форма, величина, вкус) и соотнесение их с пиктограммами.
Введение в лексикон учащихся слов, обозначающих элементарные понятия, выделенные на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам, а также слов, выражающих видовые (названия отдельных предметов), родовые (транспорт, средства гигиены, сезонная одежда, продукты питания) и отвлеченные обобщенные понятия {добро, зло, красота, вежливость). Закрепление в экспрессивной речи детей числительных (в пределах формируемых количественных представлений).
Упражнения с использованием реальных предметов, их аналогов, картинок и пиктограмм для обучения учащихся называнию объектов и их изображений по тематическим группам, усвоенным
ранее: «Как называется это?», «Что это?».
Совместное с учащимися составление коротких описательных рассказов о предметах личной гигиены, транспорте, одежде, продуктах питания. Дифференциация их в соответствии с гендерным
Окружающий предметный мир и профессии людей.
В данном разделе используется разыгрывание ситуаций, в которых ученик отвечает на вопросы «Где продаются брюки?», «Что делает продавец?», «Какие изделия продаются в этом отделе магазина?», «Для кого можно купить одежду в этом отделе магазина?», «Что ты хочешь купить из головных уборов, для того чтобы носить летом?». Отработка алгоритма покупки в магазине, предварительное составление плана
необходимых покупок для разных сезонов и разного ассортимента и т. п. Знакомство с ценником и биркой на одежде, «маячком», который продавец снимает с одежды на выходе из отдела и т. п.
Стимулирование учащихся к составлению предложений в виде сообщений от собственного имени («Я покупаю майку», «Мы купим всем спортивные костюмы для того, чтобы надевать их на
занятия физкультурой»), второго и третьего лица («Он...», «Они...»). При этом наличие адресата обязательно. Возможно использование «графических подсказок», символических изображений и
других наглядных опор. Расширение представлений учащихся о театре.
Чтение литературных произведений (стихов, сказок, рассказов) об артистах, о посещении театральных спектаклей, рассматривание афиш и программок спектаклей. Уточнение представлений учащихся о профессиях людей, работающих в театре: актер, музыкант, кассир, билетный контролер, уборщица. Деловые сюжетно-ролевые игры, в которых учащиеся проигрывают знакомые им ситуации посещения театра: покупают билеты,
предъявляют их контролеру, покупают программку спектакля, занимают места в зале.
Окружающий природный и социальный мир.
Задачей данного раздела является расширение и уточнение действий учащихся по элементарному экспериментированию и трудовых действий.
Знакомство темой «Грибы: съедобные и ядовитые». Уточнение понимания учащимися названий нескольких наиболее известных грибов и соотнесение их с муляжами и картинками.
Занятия с настольно-печатными играми типа «Грибное лукошко», «Разложи и назови», «Составь картинку», «Сад, огород, лес», «В лесу», в ходе которых учащиеся знакомятся с разнообразием
грибов, ягод, фруктов и овощей.
Развитие представлений учащихся о жизни окружающего природного и социального мира в разное время суток. Занятия по альбомам для формирования временных представлений. Беседы, рассматривание иллюстраций о природе и жизни растений, животных и людей в разное время суток.
Рассматривание художественных картин, на которых изображены природа, люди, животные в разное время суток.
Чтение с учащимися стихотворений, рассказов о разных частях суток и их характерных признаках, разучивание коротких стихотворений с использованием картинного плана и беседы по содержанию литературных произведений.
Экспериментирование с красками и простые опыты по получению цветосочетаний для обозначения цвета утра, дня, вечера, ночи.
Развитие навыков общения, диалогической и связной речи.
Создание образовательных коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи («Покупка продуктов питания», «Покупка хлебобулочных изделий» и т. п.).
Совместное составление коротких описательных рассказов о продуктах питания с использованием картинок, пиктограмм и речевых средств.
Данный раздел направлен на целенаправленное обучение диалогической речи в специально организованных коммуникативных ситуациях (в беседе, при выполнении поручений, в процессе занятий с настольно-печатными играми и т. д.).
Обучение учащихся пересказу хорошо знакомых сказок и рассказов с использованием пиктографических кодов, речевых средств (с помощью учителя). Совместное с учащимися составление описательных рассказов (по грушке, по картинке).
Обучение учащихся составлению повествовательных рассказов по серии картинок с бытовым сюжетом. При этом используются речевые и неречевые средства общения (пиктограммы, указательные жесты учителя на деталь изображения или предмета).
Совместное с учащимися составление коротких рассказов на основе вопросно-ответной формы речи из личного опыта учеников: посещение врача в школьном медкабинете, поликлинике, посещение аптеки.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
- Составлять короткий описательный рассказ, используя картинки, пиктограммы, речь.
- Уметь вступать в диалог в сюжетно-ролевой игре, а так же на экскурсии в магазине.
- Знать части суток, адекватные воспринятой интонации: утро, вечер.
Содержание программы
8 класс
Развитие общих речевых навыков (12 ч.)
- Развитие общей речевой моторики: оральный и артикуляторный праксис; точность, чистота, объем, плавность движений, умение удерживать позу в процессе выполнения упражнений общей артикуляторной гимнастики.
- Упражнения на развитие слухового восприятия (различие силы звука, темпа и ритма звучания).
- Формирование умения слышать выразительность речи, понимать мимические реакции, адекватные воспринятой интонации.
Окружающий предметный мир и профессии людей.
(14 ч.)
- Знакомство с близлежащими улицами, парком, сквером памятным местом. Рассматривание фотографий и беседы по ним.
- Отобразительные и сюжетно-ролевые игры, в которых проигрываются знакомые ситуации, отражающие трудовые действия продавца, кассира, покупателя. Обучающие игры с реальными предметами.
- Совместные игры с реальными предметами и предметами-заместителями. Отработка алгоритма покупки продуктов в магазине.
- Знакомство с театром, чтение литературных произведений.
- Проигрывание ситуаций о театре с использованием иллюстраций, театральных кукол.
Окружающий природный и социальный мир (20 ч)
- Чтение литературных произведений о животных, птицах, природе с последующей беседой (в доступной форме). Соотнесение с пиктограммами и иллюстрациями природных объектов, животных, растений и ответы на вопросы по содержанию прочитанного с использованием вербальных и невербальных средств общения.
- Совместные занятия с настольно-печатными играми о животных, птицах и насекомых.
- Развитие представлений учащихся о жизни окружающего природного и социального мира в разное время суток.
Развитие навыков общения, диалогической и связной речи (22 ч)
- Создание образовательных коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи («Покупка продуктов питания», «Покупка хлебобулочных изделий» и т. п.).
- Совместное составление коротких описательных рассказов о продуктах питания с использованием картинок, пиктограмм и речевых средств.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Кол-во практических работ | Кол-во контрольных работ |
1 | Развитие общих речевых навыков | 12 | ||
Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук | 4 | |||
1.1 | Пальчиковая гимнастика | |||
1.2 | Игры с пальчиками: гимнастика с предметами. | |||
1.3 | Изображение пальцами цифр и букв. | |||
1.4 | Упражнения на основе сказочного сюжета | |||
Упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата | 8 | |||
1.5 | Артикуляционная гимнастика | 2 | ||
1.6 | Дыхательная гимнастика | 1 | ||
1.7 | Упражнения для растягивания подъязычной связки | 1 | ||
1.8 | Упражнения для развития подвижности нижней челюсти | 1 | ||
1.9 | Упражнения для тренировки мышц глотки и мягкого нёба | 1 | ||
1.10 | Упражнения для укрепления мышц губ | 1 | ||
1.11 | Упражнения на развитие слухового восприятия (различие силы звука, темпа и ритма звучания). | 1 | ||
2. | Окружающий предметный мир и профессии людей | 14ч | ||
2.1 | Домашний адрес. | 1 | ||
2.2 | Родственники | 1 | ||
2.3 | Предметы личной гигиены. | 1 | ||
2.4 | Близлежащие улицы и памятные места. | 1 | ||
2.5 | Профессия «продавец» | 4 | ||
2.6 | Игры с реальными предметами и предметами-заместителями. | 2 | ||
2.7 | Знакомство с театром. | 4 | ||
3. | Окружающий природный и социальный мир. | 20ч. | ||
Овощи и фрукты | 2 | |||
Ягоды | 2 | |||
Грибы: съедобные и ядовитые | 2 | |||
Времена года | 2 | |||
Дни недели | 2 | |||
Части суток | 2 | |||
Окружающий природный и социальный мир в разное время суток. | 8 | |||
Жизнь растений в разное время суток | 1 | |||
Жизнь животных в разное время суток. | 1 | |||
Жизнь людей в разное время суток. | 1 | |||
Стихотворения и рассказы о разных частях суток и их характерных признаках. | 2 | |||
Изо деятельность по получению цветосочетаний для обозначения цвета утра, дня, вечера, ночи | 2 | |||
Наблюдение погодных явлений и выполнение посильных трудовых поручений в природе. | 1 | |||
Развитие навыков общения, диалогической и связной речи | 22 | |||
Обучение диалогической речи в специально организованных коммуникативных ситуациях | ||||
Обучение диалогической речи в беседе | 2 | |||
Обучение диалогической речи при выполнении поручений | 2 | |||
Обучение диалогической речи в процессе занятий с настольно-печатными играми | 4 | |||
Пересказу хорошо знакомых сказок и рассказов с использованием речевых средств (с помощью учителя). | 4 | |||
Составление описательных рассказов (по игрушке, по картинке). | 4 | |||
Составление повествовательных рассказов по серии картинок с бытовым сюжетом, с использованием речевых и неречевых средства общения | 4 | |||
Совместное с учащимися составление коротких рассказов на основе вопросно-ответной формы речи из личного опыта учеников | 2 | |||
Итого | 68ч. | 0 | 0 |
Список методической литературы Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Мир природы и человека 4 класс часть 1 Н.Б.Матвеева И.А. Ярочкина М.А.Попова Т.О.Кутова. Москва («Просвещение»2018
Мир природы и человека 4 класс часть 2 Н.Б.Матвеева И.А. Ярочкина М.А.Попова Т.О.Кутова . Москва «Просвещение» 2018
РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения специалистов коррекционной службы №1 руководитель МО ________________ от« » августа года ______________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель по коррекционной работе ______________ «» августа года |
Календарно-тематическое планирование по предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» - (68ч).
№ урока | Кол-во часов | Дата проведения | Тема | Оборудование | ||
План | Факт | |||||
Развитие общих речевых навыков | ||||||
1 | 1 | Пальчиковая гимнастика | «Весёлая пальчиковая гимнастика» Н. В. Нищева. ДЕТСТВО – ПРЕСС 2016.-32с. | |||
2 | 1 | Игры с пальчиками: гимнастика с предметами. | Карандаши, прищепки, массажные мячи. | |||
3 | 1 | Изображение пальцами цифр и букв. | Иллюстрации | |||
4 | 1 | Упражнения на основе сказочного сюжета | Иллюстрации | |||
5 | 1 | Артикуляционная гимнастика | Муляж артикуляционного аппарата | |||
6 | 1 | Артикуляционная гимнастика | Набор карточек для развития органов артикуляции. | |||
7 | 1 | Дыхательная гимнастика | Нищева Н. В. «Весёлая дыхательная гимнастика», Санкт Петербург, ДЕТСТВО – ПРЕСС 2019г.-32с. | |||
8 | 1 | Упражнения для растягивания подъязычной связки | Л.П. Воронина « Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа». | |||
9 | 1 | Упражнения для развития подвижности нижней челюсти | Л.П. Воронина « Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа». «Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2018г.-80с. | |||
10 | 1 | Упражнения для тренировки мышц глотки и мягкого нёба | Л.П. Воронина « Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа». | |||
11 | 1 | Упражнения для укрепления мышц губ | Л.П. Воронина « Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа». | |||
12 | 1 | Упражнения на развитие слухового восприятия (различие силы звука, темпа и ритма звучания). | Логопедическая обезьянка «Чича» | |||
Окружающий предметный мир и профессии людей (14ч.) | ||||||
13 | 1 | Домашний адрес. | ||||
14 | 1 | Родственники | Иллюстрации, фотографии | |||
15 | 1 | Предметы личной гигиены. | Иллюстрации | |||
16 | 1 | Близлежащие улицы и памятные места. | Иллюстрации | |||
17 | 1 | Профессия «продавец» | Иллюстрации | |||
18 | 1 | Магазина одежды | Иллюстрации, карточки | |||
19 | 1 | Овощной магазин | Муляжи овощей | |||
20 | 1 | Сюжетно-ролевая игра, с проигрыванием знакомых ситуаций о труде продавца. | Реальные предметы, предметы- заместители | |||
21 | 1 | Игры с реальными предметами и предметами-заместителями. | Реальные предметы, предметы- заместители | |||
22 | 1 | Игры с реальными предметами и предметами-заместителями. | Реальные предметы, предметы-заместители | |||
23 | 1 | Знакомство с театром. | Иллюстрации | |||
24 | 1 | Чтение литературных произведений (стихов, сказок, рассказов) о театре | Иллюстрации, художественная литература | |||
25 | 1 | Профессии людей, работающих в театре: актер, музыкант, кассир, билетный контролер. | Иллюстрации, художественная литература | |||
26 | 1 | Сюжетно-ролевая игра, с проигрыванием знакомых ситуаций. | ||||
Окружающий природный и социальный мир (20ч.) | ||||||
27 | 1 | Овощи и фрукты | Муляжи овощей и фруктов | |||
28 | 1 | Дифференциация овощей и фруктов. | Иллюстрации | |||
29 | 1 | Ягоды. | Иллюстрации | |||
30 | 1 | Ягоды лесные и садовые. | Иллюстрации | |||
31 | 1 | Грибы. | Иллюстрации | |||
32 | 1 | Грибы: съедобные и ядовитые | Иллюстрации | |||
32 33 | 2 | Времена года | Тематические карточки «Времена года» | |||
34 35 | 2 | Дни недели | Д/И «Деньки недельки» | |||
36 37 | 2 | Части суток | Презентация | |||
38 | 1 | Жизнь растений в разное время суток | Презентация, иллюстрации | |||
39 | 1 | Жизнь животных в разное время суток. | Развивающая игра «Животные». | |||
40 | 1 | Жизнь людей в разное время суток. | Презентация, иллюстрации | |||
41 42 | 2 | Стихотворения и рассказы о разных частях суток и их характерных признаках. | Презентация, иллюстрации, художественная литература | |||
43 44 | 2 | Изо деятельности по получению цветосочетаний для обозначения цвета утра, дня, вечера, ночи | Принадлежности для рисования | |||
45 | 1 | Наблюдение погодных явлений и выполнение посильных трудовых поручений в природе. | Презентация, иллюстрации | |||
Развитие навыков общения, диалогической и связной речи. (22ч.) | ||||||
46 47 | 2 | Обучение диалогической речи в беседе | Иллюстрации карточки | |||
48 49 | 2 | Обучение диалогической речи при выполнении поручений | ||||
50 | 1 | Обучение диалогической речи в процессе занятий с настольно-печатными играми | Настольно-печатные игры | |||
51 | 1 | Обучение диалогической речи в развивающей игре «Подбери по цвету и форме» | Настольно-печатная игра | |||
52 | 1 | Обучение диалогической речи в развивающей игре «Произносим звуки правильно» | Настольно-печатная игра | |||
53 | 1 | Обучение диалогической речи в развивающей игре «Звуковая карусель». | Настольно-печатная игра | |||
54 | 1 | Пересказ сказки ««Гуси-Лебеди». | Наглядно-дидактический комплект «Познаём и развиваемся со сказками» «Гуси-Лебеди». Издательство «Учитель» г. Волгоград | |||
55 | 1 | Пересказ сказки «Рукавичка» | Наглядно-дидактический комплект «Познаём и развиваемся со сказками» «Рукавичка»». Издательство «Учитель» г. Волгоград | |||
56 | 1 | Пересказ сказки «Кот в сапогах» | Презентация, иллюстрации | |||
57 | 1 | Пересказ сказки «Бременские музыканты» | Презентация, иллюстрации | |||
58 | 1 | Составление описательных рассказов по игрушке. | Игрушка | |||
60 | 1 | Составление описательных рассказов по игрушке. | Игрушка | |||
61 | 1 | Составление описательных рассказов по картинке. | «Что сначала . « Составление рассказа по серии сюжетных картинок ». ООО «Мерсибо», г.Москва. | |||
62 | 1 | Составление описательных рассказов по картинке. | «Что сначала . « Составление рассказа по серии сюжетных картинок ». ООО «Мерсибо», г.Москва. | |||
63 | 1 | Составление повествовательных рассказов по серии картинок с бытовым сюжетом | «Что сначала . « Составление рассказа по серии сюжетных картинок ». ООО «Мерсибо», г.Москва. | |||
64 | 1 | Составление повествовательных рассказов по серии картинок с бытовым сюжетом | «Что сначала . « Составление рассказа по серии сюжетных картинок ». ООО «Мерсибо», г.Москва. | |||
65 | 1 | Составление повествовательных рассказов по серии картинок с бытовым сюжетом | «Что сначала . « Составление рассказа по серии сюжетных картинок ». ООО «Мерсибо», г.Москва. | |||
66 | 1 | Составление повествовательных рассказов по серии картинок с бытовым сюжетом | «Что сначала . « Составление рассказа по серии сюжетных картинок ». ООО «Мерсибо», г.Москва. | |||
67 | 1 | Составление коротких рассказов на основе вопросно-ответной формы речи из личного опыта | ||||
68 | 1 | Составление коротких рассказов на основе вопросно-ответной формы речи из личного опыта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по предмету «Развитие речи и окружающий мир» 9-о класс (умеренная и тяжёлая умственная отсталость) Учитель: Мартынова Юлия Владимировна Тема урока: Наша Родина - Россия.
Урок ознакомления с новой темой: "Наша Родина - Россия", повторение правил охраны природы....
Рабочая программа по предмету :" Развитие речи и окружающий мир".
Рабочая программа составлена на основе учебной программы под ред.Л.Б.Баряевой, для обучения учащихся с ОВЗ. ...
Рабочая программа учебного предмета «Развитие речи и окружающий мир» для 5 - СП класса ГБОУ школа №7 Красносельского района г. Санкт-Петербурга.учитель Казачек И.А.
Пояснительная записка. Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» разработана на основе «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отстал...
Рабочая программа по предмету "Развитие речи и окружающий мир" 5 класс (надомное обучение)
Материал предназначен для ученика 5 класса (умеренная умственная отсталость), надомное обучения. Программа расчитана на 1 час в неделю....
Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для учащихся 6 класса по теме: «Времена года. Обобщение»
Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для учащихся 6 класса по теме: «Времена года. Обобщение» Цель урока - формирование представ...
Презентация по предмету "Развитие речи и окружающий мир" для учащихся 6 класса на тему: «Времена года. Обобщение»
Паспорт электронно-образовательного ресурса«Презентация на тему: «Времена года. Обобщение» Название ЭОР: Презентация на тему: «Времена года. Обобщение»Тип ЭОР:...
Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для учащихся 7 класса на тему: «Жизнь птиц в холодное время года»
Цель – систематизация знаний учащихся об отличительных признаках зимующих птиц.Задачи: Коррекционно- образовательные.1.Закреплять знания учащихся о зимующих птицах.2.Формировать умени...