Программа по предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» для учащихся с умеренной умственной отсталостью
рабочая программа (8 класс)

Программа по предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

для учащихся с умеренной умственной отсталостью разработана на основе адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

Создание программы определяется необходимостью обучения данному предмету учащегося 8 класса ____с более выраженными интеллектуальными нарушениями, не имеющими возможности освоить базовый уровень программного материала в рамках основной образовательной программы, находящихся на индивидуальном обучении. Объем данной программы скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения материала и его содержательного потенциала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_.doc251.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          

       Программа по предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

для учащихся с умеренной умственной отсталостью разработана на основе адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

Создание программы определяется необходимостью обучения данному предмету учащегося 8 класса ____с более выраженными интеллектуальными нарушениями, не имеющими возможности освоить базовый уровень программного материала в рамках основной образовательной программы, находящихся на индивидуальном обучении. Объем данной программы скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения материала и его содержательного потенциала.

   Рабочая программа по развитию речи и окружающему миру для учащегося с умеренной умственной отсталостью направлена на достижение следующих целей: 

- максимальное включение учащегося в образовательный процесс по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи;

- формирование доступных ему видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно-практической, трудовой);

- формирование интереса к уроку.

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей ученика. Содержание обучения разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов у обучающегося.

Задачи, которые решаются в процессе обучения ученика, следующие:

- формировать первоначальные представления о себе и о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Это – я», «Я в окружающем мире»)

- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений), к явлениям природы;

- учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (папа, мама, я, бабушка, дедушка);

- создавать условия для возникновения речевой активности  и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках,  в самообслуживании и в повседневной жизни;

- обеспечивать необходимую мотивацию общения и речи через создание ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;

- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, трудового опыта.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На основании индивидуального учебного плана на обучение развитию речи в  8 классе выделено 68 часа  (2 часа  в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.

В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащегося соблюдения четких правил.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Во время подготовки и проведении уроков учитель обязательно должен учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ученика в установлении объема требований к усвоению учебного материала, определять вариативность практического задания, время его выполнения, правильно выбирать форму общения с ребенком, а также использовать запас знаний ранее приобретенных на других общеобразовательных предметах.

Программа включает следующие разделы :

 

Развитие общих речевых навыков.

 Данный раздел включает в себя упражнения на формирование и закрепление усвоенных учащимися навыков выполнения двигательных программ, включающих последовательно организованные движения. Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся по образцу, данному учителем, и по словесной инструкции.

Упражнения на развитие кинетической основы движений пальцев рук учащихся в процессе

выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса.

Упражнения для совершенствования кинестетической основы артикуляторных движений и формирования нормативных артикуляторных укладов гласных и ряда согласных звуков (исходя из особенностей речевого развития учащихся).

Упражнения на развитие кинетической основы артикуляторных движений.

Игровые этюды для совершенствования движений мимической мускулатуры учащихся перед зеркалом по образцу, предлагаемому учителем, и по словесной инструкции.

Упражнения на объединение и обобщение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип типа шнуровки, складывания фигурок из палочек по образцу и по памяти, штриховки.

Развитие навыков общения, диалогической и связной речи. Тематические занятия на расширение экспрессивного словаря учащихся, уточнение понимания ими значений слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств (цвет,форма, величина, вкус) и соотнесение их с пиктограммами.

Введение в лексикон учащихся слов, обозначающих элементарные понятия, выделенные на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам, а также слов, выражающих видовые (названия отдельных предметов), родовые (транспорт, средства гигиены, сезонная одежда, продукты питания) и отвлеченные обобщенные понятия {добро, зло, красота, вежливость). Закрепление в экспрессивной речи детей числительных (в пределах формируемых количественных представлений).

Упражнения с использованием реальных предметов, их аналогов, картинок и пиктограмм для обучения учащихся называнию объектов и их изображений по тематическим группам, усвоенным

ранее: «Как называется это?», «Что это?».

Совместное с учащимися составление коротких описательных рассказов о предметах личной гигиены, транспорте, одежде, продуктах питания. Дифференциация их в соответствии с гендерным

Окружающий предметный мир и профессии людей.

В данном разделе используется разыгрывание ситуаций, в которых ученик отвечает на вопросы «Где продаются брюки?», «Что делает продавец?», «Какие изделия продаются в этом отделе магазина?», «Для кого можно купить одежду в этом отделе магазина?», «Что ты хочешь купить из головных уборов, для того чтобы носить летом?». Отработка алгоритма покупки в магазине, предварительное составление плана

необходимых покупок для разных сезонов и разного ассортимента и т. п. Знакомство с ценником и биркой на одежде, «маячком», который продавец снимает с одежды на выходе из отдела и т. п.

Стимулирование учащихся к составлению предложений в виде сообщений от собственного имени («Я покупаю майку», «Мы купим всем спортивные костюмы для того, чтобы надевать их на

занятия физкультурой»), второго и третьего лица («Он...», «Они...»). При этом наличие адресата обязательно. Возможно использование «графических подсказок», символических изображений и

других наглядных опор. Расширение представлений учащихся о театре.

Чтение литературных произведений (стихов, сказок, рассказов) об артистах, о посещении театральных спектаклей, рассматривание афиш и программок спектаклей. Уточнение представлений учащихся о профессиях людей, работающих в театре: актер, музыкант, кассир, билетный контролер, уборщица. Деловые сюжетно-ролевые игры, в которых учащиеся проигрывают знакомые им ситуации посещения театра: покупают билеты,

предъявляют их контролеру, покупают программку спектакля, занимают места в зале.

Окружающий природный и социальный мир.

Задачей данного раздела является расширение и уточнение действий учащихся по элементарному экспериментированию и трудовых действий.

Знакомство темой «Грибы: съедобные и ядовитые». Уточнение понимания учащимися названий нескольких наиболее известных грибов и соотнесение их с муляжами и картинками.

Занятия с настольно-печатными играми типа «Грибное лукошко», «Разложи и назови», «Составь картинку», «Сад, огород, лес», «В лесу», в ходе которых учащиеся знакомятся с разнообразием

грибов, ягод, фруктов и овощей.

Развитие представлений учащихся о жизни окружающего природного и социального мира в разное время суток. Занятия по альбомам для формирования временных представлений. Беседы, рассматривание иллюстраций о природе и жизни растений, животных и людей в разное время суток.

Рассматривание художественных картин, на которых изображены природа, люди, животные в разное время суток.

Чтение с учащимися стихотворений, рассказов о разных частях суток и их характерных признаках, разучивание коротких стихотворений с использованием картинного плана и беседы по содержанию литературных произведений.

Экспериментирование с красками и простые опыты по получению цветосочетаний для обозначения цвета утра, дня, вечера, ночи.

Развитие навыков общения, диалогической и связной речи.

Создание образовательных коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи («Покупка продуктов питания», «Покупка хлебобулочных изделий» и т. п.).

Совместное составление коротких описательных рассказов о продуктах питания с использованием картинок, пиктограмм и речевых средств.

Данный раздел направлен на целенаправленное обучение диалогической речи в специально организованных коммуникативных ситуациях (в беседе, при выполнении поручений, в процессе занятий с настольно-печатными играми и т. д.).

Обучение учащихся пересказу хорошо знакомых сказок и рассказов с использованием пиктографических кодов, речевых средств (с помощью учителя). Совместное с учащимися составление описательных рассказов (по грушке, по картинке).

Обучение учащихся составлению повествовательных рассказов по серии картинок с бытовым сюжетом. При этом используются речевые и неречевые средства общения (пиктограммы, указательные жесты учителя на деталь изображения или предмета).

Совместное с учащимися составление коротких рассказов на основе вопросно-ответной формы речи из личного опыта учеников: посещение врача в школьном медкабинете, поликлинике, посещение аптеки.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

  • Составлять короткий описательный рассказ, используя картинки, пиктограммы, речь.
  • Уметь вступать в диалог в сюжетно-ролевой игре, а так же на экскурсии в магазине.
  • Знать части суток, адекватные воспринятой интонации: утро, вечер.

Содержание программы

8 класс

Развитие общих речевых навыков (12 ч.)

  • Развитие общей речевой моторики: оральный и артикуляторный праксис; точность, чистота, объем, плавность движений, умение удерживать позу в процессе выполнения упражнений общей артикуляторной гимнастики.
  • Упражнения на развитие слухового восприятия (различие силы звука, темпа и ритма звучания).
  • Формирование умения слышать выразительность речи, понимать мимические реакции, адекватные воспринятой интонации.

 Окружающий предметный мир и профессии людей.

 (14 ч.)

  • Знакомство с близлежащими улицами, парком, сквером памятным местом. Рассматривание фотографий и беседы по ним.
  • Отобразительные и сюжетно-ролевые игры, в которых проигрываются знакомые ситуации, отражающие трудовые действия продавца, кассира, покупателя. Обучающие игры с реальными предметами.
  • Совместные игры с реальными предметами и предметами-заместителями. Отработка алгоритма покупки продуктов в магазине.
  • Знакомство с театром, чтение литературных произведений.
  • Проигрывание ситуаций о театре с использованием иллюстраций, театральных кукол.

Окружающий природный и социальный мир (20 ч)

  • Чтение литературных произведений о животных, птицах, природе с последующей беседой (в доступной форме). Соотнесение с пиктограммами и иллюстрациями природных объектов, животных, растений и ответы на вопросы по содержанию прочитанного с использованием вербальных и невербальных средств общения.
  • Совместные занятия с настольно-печатными играми о животных, птицах и насекомых.
  • Развитие представлений учащихся о жизни окружающего природного и социального мира в разное время суток.

Развитие навыков общения, диалогической и связной речи (22 ч)

  • Создание образовательных коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи («Покупка продуктов питания», «Покупка хлебобулочных изделий» и т. п.).
  • Совместное составление коротких описательных рассказов о продуктах питания с использованием картинок, пиктограмм и речевых средств. 

Таблица тематического распределения количества часов

п/п

Тема

Кол-во часов

Кол-во практических работ

Кол-во контрольных работ

1

Развитие общих речевых навыков

12

Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук

4

1.1

Пальчиковая гимнастика

1.2

Игры с пальчиками: гимнастика с предметами.

1.3

Изображение пальцами цифр и букв.

1.4

Упражнения на основе сказочного сюжета

Упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата

8

1.5

Артикуляционная гимнастика

2

1.6

Дыхательная гимнастика

1

1.7

Упражнения для растягивания подъязычной связки

1

1.8

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1

1.9

Упражнения для тренировки мышц глотки и мягкого нёба

1

1.10

Упражнения для укрепления мышц губ

1

1.11

Упражнения на развитие слухового восприятия (различие силы звука, темпа и ритма звучания).

1

2.

Окружающий предметный мир и профессии людей

14ч

2.1

Домашний адрес.

1

2.2

Родственники

1

2.3

Предметы личной гигиены.

1

2.4

Близлежащие улицы и памятные места.

1

2.5

Профессия «продавец»

4

2.6

 Игры с реальными предметами и предметами-заместителями.

2

2.7

Знакомство с театром.

4

3.

Окружающий природный и социальный мир.

20ч.

Овощи и фрукты

2

Ягоды

2

Грибы: съедобные и ядовитые

2

Времена года

2

Дни недели

2

Части суток

2

Окружающий  природный и социальный мир в разное

время суток.

8

Жизнь растений в разное время суток

1

Жизнь животных в разное время суток.

1

Жизнь людей  в разное время суток.

1

 Стихотворения и рассказы о разных частях суток и их характерных

признаках.

2

Изо деятельность по получению цветосочетаний для

обозначения цвета утра, дня, вечера, ночи

2

Наблюдение погодных явлений и

выполнение посильных трудовых поручений в природе.

1

Развитие навыков общения, диалогической и связной речи

22

Обучение диалогической речи в специально организованных коммуникативных ситуациях

Обучение диалогической речи в беседе 

2

Обучение диалогической речи при

выполнении поручений

2

Обучение диалогической речи в процессе занятий с настольно-печатными играми

4

Пересказу хорошо знакомых сказок и рассказов с использованием

 речевых средств (с помощью учителя).

4

Составление описательных рассказов (по игрушке, по картинке).

4

 Составление повествовательных рассказов по серии картинок с бытовым сюжетом,  с использованием  речевых и неречевых средства общения

4

Совместное с учащимися составление коротких рассказов на основе вопросно-ответной формы

речи из личного опыта учеников

2

Итого

68ч.

0

0

Список методической литературы Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.    

 Мир природы и человека 4 класс часть 1        Н.Б.Матвеева  И.А. Ярочкина М.А.Попова Т.О.Кутова. Москва («Просвещение»2018

Мир природы и человека 4 класс часть 2        Н.Б.Матвеева И.А. Ярочкина М.А.Попова Т.О.Кутова . Москва «Просвещение» 2018

РАССМОТРЕНО

На заседании методического объединения специалистов коррекционной службы №1

руководитель МО

________________

от« » августа  года

______________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель по               коррекционной работе

______________

«» августа          года

Календарно-тематическое планирование по  предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» - (68ч).

№ урока

Кол-во часов

Дата проведения

Тема

Оборудование

План

Факт

Развитие общих речевых навыков

1

1

Пальчиковая гимнастика

«Весёлая пальчиковая гимнастика»         Н. В. Нищева. ДЕТСТВО – ПРЕСС 2016.-32с.

2

1

Игры с пальчиками: гимнастика с предметами.

Карандаши, прищепки, массажные мячи.

3

1

Изображение пальцами цифр и букв.

Иллюстрации

4

1

Упражнения на основе сказочного сюжета

Иллюстрации

5

1

Артикуляционная гимнастика

Муляж артикуляционного аппарата

6

1

Артикуляционная гимнастика

Набор карточек для развития органов артикуляции.  

7

1

Дыхательная гимнастика

Нищева Н. В.  «Весёлая дыхательная гимнастика»,  Санкт Петербург, ДЕТСТВО – ПРЕСС 2019г.-32с.

8

1

Упражнения для растягивания подъязычной связки

Л.П. Воронина « Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа».  

9

1

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

Л.П. Воронина « Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа». «Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2018г.-80с.

10

1

Упражнения для тренировки мышц глотки и мягкого нёба

Л.П. Воронина « Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа».  

11

1

Упражнения для укрепления мышц губ

Л.П. Воронина « Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа».  

12

1

Упражнения на развитие слухового восприятия (различие силы звука, темпа и ритма звучания).

Логопедическая обезьянка «Чича»

Окружающий предметный мир и профессии людей (14ч.)

13

1

Домашний адрес.

14

1

Родственники

Иллюстрации, фотографии

15

1

Предметы личной гигиены.

Иллюстрации

16

1

Близлежащие улицы и памятные места.

Иллюстрации

17

1

Профессия «продавец»

Иллюстрации

18

1

Магазина одежды  

Иллюстрации, карточки

19

1

Овощной магазин

Муляжи овощей

20

1

Сюжетно-ролевая игра, с проигрыванием знакомых ситуаций о

труде продавца.

Реальные предметы,  предметы-

заместители

21

1

Игры с реальными предметами и предметами-заместителями.

Реальные предметы,  предметы- заместители

22

1

Игры с реальными предметами и предметами-заместителями.

Реальные предметы,  предметы-заместители

23

1

Знакомство с театром.

Иллюстрации

24

1

Чтение литературных произведений (стихов, сказок, рассказов) о театре

Иллюстрации, художественная литература

25

1

Профессии людей, работающих в

театре: актер, музыкант, кассир, билетный контролер.

Иллюстрации, художественная литература

26

1

Сюжетно-ролевая игра, с проигрыванием знакомых ситуаций.

Окружающий природный и социальный мир (20ч.)

27

1

Овощи и фрукты

Муляжи овощей и фруктов

28

1

Дифференциация овощей и фруктов.

Иллюстрации

29

1

Ягоды.

Иллюстрации

30

1

Ягоды лесные и садовые.

Иллюстрации

31

1

Грибы.

Иллюстрации

32

1

Грибы: съедобные и ядовитые

Иллюстрации

32

33

2

Времена года

Тематические карточки «Времена года»

34

35

2

Дни недели

Д/И «Деньки недельки»

36

37

2

Части суток

Презентация

38

1

Жизнь растений в разное время суток

Презентация, иллюстрации

39

1

Жизнь животных в разное время суток.

Развивающая игра «Животные».

40

1

Жизнь людей в разное время суток.

Презентация, иллюстрации

41

42

2

 Стихотворения и рассказы о разных частях суток и их характерных признаках.

Презентация, иллюстрации, художественная литература

43

44

2

Изо деятельности по получению цветосочетаний для обозначения цвета утра, дня, вечера, ночи

Принадлежности для рисования

45

1

Наблюдение погодных явлений и выполнение посильных трудовых поручений в природе.

Презентация, иллюстрации

Развитие навыков общения, диалогической и связной речи. (22ч.)

46

47

2

Обучение диалогической речи в беседе 

Иллюстрации

карточки

48

49

2

Обучение диалогической речи при выполнении поручений

50

1

Обучение диалогической речи в процессе занятий с настольно-печатными играми

Настольно-печатные игры

51

1

Обучение диалогической речи в развивающей игре «Подбери по цвету и форме»

Настольно-печатная игра

52

1

Обучение диалогической речи в развивающей игре «Произносим звуки правильно»

Настольно-печатная игра

53

1

Обучение диалогической речи в развивающей игре «Звуковая карусель».

Настольно-печатная игра

54

1

Пересказ сказки ««Гуси-Лебеди».

Наглядно-дидактический комплект «Познаём и развиваемся со сказками» «Гуси-Лебеди». Издательство «Учитель» г. Волгоград

55

1

Пересказ сказки «Рукавичка»

Наглядно-дидактический комплект «Познаём и развиваемся со сказками» «Рукавичка»». Издательство «Учитель» г. Волгоград

56

1

Пересказ сказки «Кот в сапогах»

Презентация, иллюстрации

57

1

Пересказ сказки «Бременские музыканты»

Презентация, иллюстрации

58

1

Составление описательных рассказов по игрушке.

Игрушка

60

1

Составление описательных рассказов по игрушке.

Игрушка

61

1

Составление описательных рассказов по картинке.

«Что сначала . « Составление рассказа по серии сюжетных картинок ». ООО «Мерсибо», г.Москва.

62

1

Составление описательных рассказов по картинке.

«Что сначала . « Составление рассказа по серии сюжетных картинок ». ООО «Мерсибо», г.Москва.

63

1

Составление повествовательных рассказов по серии картинок с бытовым сюжетом

«Что сначала . « Составление рассказа по серии сюжетных картинок ». ООО «Мерсибо», г.Москва.

64

1

Составление повествовательных рассказов по серии картинок с бытовым сюжетом

«Что сначала . « Составление рассказа по серии сюжетных картинок ». ООО «Мерсибо», г.Москва.

65

1

Составление повествовательных рассказов по серии картинок с бытовым сюжетом

«Что сначала . « Составление рассказа по серии сюжетных картинок ». ООО «Мерсибо», г.Москва.

66

1

Составление повествовательных рассказов по серии картинок с бытовым сюжетом

«Что сначала . « Составление рассказа по серии сюжетных картинок ». ООО «Мерсибо», г.Москва.

67

1

Составление коротких рассказов на основе вопросно-ответной формы речи из личного опыта

68

1

Составление коротких рассказов на основе вопросно-ответной формы речи из личного опыта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету :" Развитие речи и окружающий мир".

Рабочая программа составлена на основе учебной программы под ред.Л.Б.Баряевой, для обучения учащихся с ОВЗ. ...

Рабочая программа учебного предмета «Развитие речи и окружающий мир» для 5 - СП класса ГБОУ школа №7 Красносельского района г. Санкт-Петербурга.учитель Казачек И.А.

Пояснительная записка.     Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» разработана на основе «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отстал...

Рабочая программа по предмету "Развитие речи и окружающий мир" 5 класс (надомное обучение)

Материал предназначен для ученика 5 класса (умеренная умственная отсталость), надомное обучения. Программа расчитана на 1 час в неделю....

Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для учащихся 6 класса по теме: «Времена года. Обобщение»

Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для учащихся 6 класса по теме: «Времена года. Обобщение» Цель урока - формирование представ...

Презентация по предмету "Развитие речи и окружающий мир" для учащихся 6 класса на тему: «Времена года. Обобщение»

Паспорт электронно-образовательного ресурса«Презентация на тему: «Времена года. Обобщение» Название ЭОР: Презентация на тему: «Времена года. Обобщение»Тип ЭОР:...

Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для учащихся 7 класса на тему: «Жизнь птиц в холодное время года»

Цель – систематизация  знаний учащихся об отличительных признаках зимующих птиц.Задачи: Коррекционно- образовательные.1.Закреплять знания учащихся о зимующих птицах.2.Формировать умени...