"Роль мотивации и эмоций в смыслообразовании. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа"
методическая разработка на тему

Светлищева Татьяна Владимировна

Указанная тема рассмотрена как лекция и как семинарское занятие. Предложен список вопросов, теоретический материал, план семинара и тестовые задания по теории вопроса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_po_psihologii.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Воронежский государственный педагогический университет» (ВГПУ)

РЕФЕРАТ

по психологии высшей школы

Роль мотивации и эмоций в смыслообразовании. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа

Дремова Татьяна Владимировна

Аспирант, направление подготовки:

45.06.01 –   языкознание и литературоведение

Воронеж 2016

Оглавление

Глава 1. Конспект лекционного занятия «Роль мотивации и эмоций в смыслообразовании. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа»…………………………………………………………………………3

1.1. Понятие и сущность мотивации. Смыслообразующие мотивы………….3

1.2. Эмоции как внутренний регулятор деятельности………………………….5

1.3. Воля: понятие, волевые действия, их структура…………………………...8

1.4. Волевая регуляция поведения…………………………………………… 10

Глава 2. Практическое занятие «Роль мотивации и эмоций в смыслообразовании. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа»………………………………………………………………………….12

План семинарского занятия……………………………………………………..12

Тестовые задания по теории вопроса…………………………………………..13

Список литературы……………………………………………………………....17

Глава 1. Конспект лекционного занятия «Роль мотивации и эмоций в смыслообразовании. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа»

План лекции

1.1. Понятие и сущность мотивации. Смыслообразующие мотивы.

1.2. Эмоции как внутренний регулятор деятельности.

1.3. Воля: понятие, волевые действия, их структура.

1.4. Волевая регуляция поведения.

1.1. Понятие и сущность мотивации. Смыслообразующие мотивы

Одним из важнейших понятий психологии мотивации является понятие «мотивационная сфера» личности (точнее – мотивационная система). Как и любая иная система, мотивационная сфера личности включает в себя определенную совокупность своих компонентов, а также закономерные и устойчивые связи между ними. В качестве основных компонентов мотивационной сферы личности выступают следующие основные психологические образования и структуры: потребности, влечения, установки, собственно мотивы, интересы, идеалы, намерения, социальные нормы и роли, стереотипы и др.

Мотив – это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить. В широком значении под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявления потребностей.

А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, В.Г. Асеев и другие считают, что мотивы – это и осознаваемые, и неосознаваемые побуждения. По мнению                           А.Н. Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т.е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении  в форме переживания, желания, хотения. А.Н. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслообразования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных)  порой остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это  мотивы-стимулы. В то же время различение обоих видов мотивов относительно. В одной иерархической структуре данный мотив может выполнять смыслообразующую функцию, а другой  функцию дополнительной стимуляции. Слияние обеих функций мотива  побуждающей и смыслообразующей  придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности. Если ослабевает смыслообразующая функция мотива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив «только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена.

X. Хекхаузен рассматривает функции мотива только в связи с этапами действия  началом, выполнением, завершением. На начальной стадии мотив инициирует действие, стимулирует, побуждает его. Актуализация мотива на стадии выполнения обеспечивает постоянно высокий уровень активности действия. Поддержание мотивации на стадии завершения действия связано с оценкой результатов, с успехом, что способствует подкреплению мотивов.

Мотивы классифицируются по различным основаниям:

 по отношению мотивов к самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними.

 по степени осознаваемости: осознаваемые и неосознаваемые мотивы.

 по степени действенности: понимаемые мотивы; действующие, т.е. те, ради которых он действительно осуществляет данную деятельность.

Внешние мотивы делятся, в свою очередь, на общественные: альтруистические (делать добро людям), мотивы долга и обязанности (перед Родиной, перед своими родными и т.п.) и на личностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутверждения.

Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный); саморазвития (ради развития каких-либо своих качеств, способностей).

Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем, что всякая деятельность побуждается не одним мотивом, а несколькими, т.е. деятельность обычно полимотивирована. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида. Мотивация – это процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для реализации релевантного мотива, для осуществления определенного предметного отношения личности к окружающей ситуации. Можно говорить не только о мотивации какой-либо деятельности, но и об общей мотивации, характерной для данного человека, имея в виду совокупность стойких мотивов, соответствующих направленности его личности и определяющих видов его основных деятельностей. Система всех побуждений  мотивов, потребностей, диспозиции, интересов, стремлений, намерений, идеалов, норм, самооценок, оценок других людей, уровня притязаний, установок и т.п.  называется мотивационной сферой личности. При этом они являются мотивационными переменными, или детерминантами, входящими в структуру мотивации.

1.2. Эмоции как внутренний регулятор деятельности

Субъективной формой существования мотивации являются эмоциональные процессы, которые выполняют две основные функции – регуляции поведения и смыслообразования, раскрывая значимость того или иного события, его благоприятность или неблагоприятность для достижения цели и удовлетворения потребности. Формируя эмоциональный опыт людей, эмоции помогают организовывать поведение в различных ситуациях наиболее оптимальным образом и открывают личностный смысл событий окружающего мира. Благодаря переживаниям нейтральные прежде понятия могут стать крайне важными для человека ценностями, сформировать его духовный мир и помочь войти в культуру, которая его окружает.

В современной психологии выделяют несколько основных эмоциональных процессов – аффекты, эмоции и чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Аффекты – сильные, кратковременные, ярко выраженные эмоциональные состояния. Они возникают как реакция на неожиданные, важные для жизни обстоятельства (например, опасность) и помогают живому существу активизироваться для выхода из сложившейся ситуации, а именно: уйти от врага, реализовать благоприятные обстоятельства, быстро сориентироваться в незнакомых обстоятельствах. Чрезвычайно высокая моторная, двигательная активность и эмоциональная напряженность приводят к резкому снижению осознанности поведения в ситуации аффекта.

В частности, в состоянии аффекта люди высказывают информацию, тщательно скрываемую при осознанных контактах, хотя подсознательно чувствуют, что это может нарушить связи, в том числе – с близкими людьми. Аффект повышает чувствительность к состоянию других, вызывает сильное стремление вывести партнера из эмоционального равновесия. По окончании аффекта поступок почти сразу забывается. Это значит, что данное событие вытесняется в бессознательное, так как нарушает душевный комфорт и стабильность внутреннего мира человека. В юриспруденции «действия в состоянии аффекта» подразумевают снижение ответственности за поступки, полностью не подвластные сознательной регуляции.

Близкое к активирующей функции аффекта предназначение также имеет стресс неспецифический ответ организма, связанный с состоянием крайнего напряжения, помогающего мобилизовать силы для преодоления угрожающей (стрессовой) ситуации. Стрессоры (стимулы, вызывающие стресс) могут быть как биологическими (резкое изменение температуры, сильная боль и т. д.), так и психологическими, при этом наиболее распространенными психологическими стрессорами являются: дефицит времени, избыток информации, угроза социальному статусу или самооценке.

Скорость ориентировки и исполнения в состоянии стресса намного превышает время решения задачи в обычной ситуации. В том случае, если человек справляется с ситуацией, находя оптимальный способ ее разрешения, он выходит из состояния стресса. В противном случае необходимо попытаться найти новые подходы, что становится все труднее, так как времени остается все меньше, а эмоциональное напряжение нарастает. Это и приводит к истощению организма, иногда – болезни.

Как сказано выше, аффект возникает в процессе развертывания ситуации, ближе к ее завершению, но не прогнозирует и не появляется до нее. Однако эмоциональный опыт, формирующийся в результате аффектов и развития эмоциональной памяти (запоминания эмоционально значимых событий), помогает становлению нового эмоционального процесса – эмоций, возникающих до начала ситуации, позволяющих прогнозировать ход событий и их связь с возможностью удовлетворения той или иной потребности субъекта. Таким образом, появляется возможность планировать деятельность, регулировать ее протекание в соответствии с предвосхищающими обстоятельствами, стараясь избегать неприятных ситуаций, и, наоборот, развертывать ее в направлении, наиболее благоприятном для плодотворного завершения.

Эмоции оказывают влияние и на активизацию мотивов поведения в связи с тем, что потребности могут пребывать в латентном состоянии, пока какое-либо эмоциональное впечатление их не активизирует.

Эмоции связаны не только с динамикой разрядки напряжения потребности (то есть как быстро и эффективно возможно удовлетворение потребности, достижение цели в конкретной ситуации), но и с оценкой условий протекания деятельности в ней. Любая неопределенная, непонятная ситуация вызывает отрицательную эмоцию, те же обстоятельства, информация о которых достаточна для адекватной ориентировки, вызывают положительные переживания.

Также важной функцией эмоций является смыслообразование – то есть осознание личного смысла ситуации или придания этого смысла нейтральной прежде ситуации. Смысл может появиться только в результате собственного опыта, когда человек осознает, что означает то или иное явление. Так формируется эмоциональное отношение к чему-либо и его личностный смысл для человека, подразумевающий успех-неуспех, высокий или низкий статус и повышение-снижение притязаний.

Эмоции не только формируют смысл, но и раскрывают отличие позиций и стремлений людей (чем мое отношение отличается от других, а, следовательно, и мои мотивы от мотивов окружающих). Анализ эмоциональной реакции на событие помогает увидеть бессознательный мотив, скрытый сознанием. Наблюдение за эмоциональными реакциями или их отсутствием помогает также понять истинные побуждения и отношения людей.

В то время как аффекты и эмоции связаны с ситуацией в целом, возникая как ответ или прогноз ее возникновения, чувства относятся к отдельным предметам. В этом кроется причина различий этих эмоциональных процессов, их постоянства и длительности. Ситуации всегда кратковременны, любое изменение даже незначительных составляющих приводит к возникновению новой, возможно, не принципиально отличающейся ситуации и, следовательно, новой эмоции, а предметы, входящие в них, остаются стабильными, практически неизменными. Поэтому отношения к предметам, то есть чувства, также намного более стабильны, чем эмоции.

Появление чувств относится к более позднему по сравнению с эмоциями и аффектами времени, так как связано с наличием  определенного эмоционального опыта, позволяющего сформировать достаточно устойчивое отношение на основании взаимодействия с объектами чувств, например: избирательность в общении со сверстниками у детей появляется только к пяти – пяти с половиной годам.

С различием в побудителях эмоций и чувств связан феномен амбивалентности эмоционального состояния, при котором люди испытывают одновременно самые разнообразные чувства – от любви и привязанности до злости и ненависти к одному и тому же человеку. Причиной амбивалентности является расхождение между чувством и эмоцией, например, чувство любви к ребенку может сочетаться с раздражением или обидой на него в конкретной ситуации. Состояние амбивалентности (длительное или кратковременное, почти неосознаваемое) люди испытывают достаточно часто. При одномоментном наблюдении всегда сложно определить, какое из переживаний является чувством, а какое – эмоцией, настолько они сплетены друг с другом, например, эмоцию влюбленности трудно отличить от чувства любви, и только со временем становится ясно это различие.

Различны не только длительность, устойчивость, но и функции эмоций и чувств. Если эмоции регулируют поведение, то чувства тесно связаны с мотивами, то есть предметами потребностей. Можно сказать, что мотив сочетает в себе знание о предмете и эмоциональное отношение к нему, что и побуждает к определенной деятельности, помогает выстроить ее стратегию, преодолеть преграды. Эмоции выстраивают поведение «здесь и сейчас», в данный конкретный момент, а чувства направляют деятельность в течение длительного периода времени, иногда в течение всей жизни. Поэтому в психологии часто употребляются понятия «ведущие» и «ситуативные» эмоции, которые подразумевают функциональное различие между чувствами (ведущими эмоциональными процессами) и эмоциями (ситуативными).

Изучая роль ведущих и ситуативных эмоций, К. Вилюнас подчеркивал, что они различаются как по своему воздействию, так и по специфике функционирования. Ведущие эмоции – это переживания, превращающие предметы потребностей в мотивы. Они побуждают человека к деятельности для удовлетворения определенной потребности и отвечают за ее общую направленность. Эти эмоции релевантны деятельности в целом. Ситуативные (производные) эмоции возникают уже при наличии ведущего побуждения, в процессе деятельности, и выражают определенное отношение субъекта к сложившейся ситуации, они обусловлены ведущими эмоциями. Их предмет обладает лишь ситуативной значимостью для субъекта. Эти эмоции универсальны и независимы от специфики потребности (надежда, тревога, страх, восторг). Ведущие эмоции, напротив, соответствуют потребностям и распадаются на высшие и низшие. К первым относятся - пищевые, стадные и родительские, а ко вторым - этические, интеллектуальные и эстетические.

Еще одним эмоциональным процессом являются настроения наиболее продолжительные и устойчивые эмоциональные состояния, отличающиеся невысокой интенсивностью. Настроения представляют собой своеобразный эмоциональный фон поведения, либо стимулируя активность (стенические состояния), либо, наоборот, тормозя ее (астенические состояния). Они, как и переживания, личностны, то есть относятся не к предметам внешнего мира, но отражают картину внутреннего мира человека, его осознание своей успешности, статуса, прогнозы на дальнейшее развитие событий. Настроения окрашивают любую деятельность, контакты с окружающими, направляя внимание людей на значимые для них события. Факты избирательности восприятия и памяти, проявления установки во многом связаны с настроением человека, его увлеченностью чем-либо или унынием, депрессией вследствие неудач.

1.3. Воля: понятие, функции, волевые действия, их структура

Поведение человека содержит эмоциональные и мотивационные компоненты. Регуляция действий может осуществляться в виде непосредственной реакции или целенаправленной активности.

Проявление усилий, реализующих активность личности, направленную на сознательную мобилизацию её психических и физических сил, связано с понятием «воля», с волевым регулированием поведения и деятельности.

Итак, воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Как видно из определения, главное для возникновения волевого регулирования – наличие преград, препятствий при достижении цели.               Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности.

Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля – это деятельная сторона разума и моральных чувств.

Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:

  • когнитивный;
  • эмоциональный;
  • поведенческий (деятельный).

В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:

  • возникновение побуждения и предварительная постановка цели;
  • стадия обсуждения и «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений;
  • принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения – это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения, либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;
  • исполнение, реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем поведении (деятельности).

Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).

Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

В современной психологии проблема воли представлена двумя вариантами: как проблема самодетерминации (мотивационный подход и подход «свободного выбора») и как проблема саморегуляции (регуляционный подход).

Когда человек добровольно принимает нравственные нормы, высший нравственный закон и руководствуется им в своих поступках, мы можем говорить о том, что человек нравственно свободен. Быть свободным – это значит повиноваться разуму, а не страстям (Лейбниц, Спиноза).

Современными исследователями воли являются Селиванова В. И., Иванников В. А., Платонов К. К. Воля определяется ими как сознательная регуляция человеком своего поведения в результате преодоления внутренних и внешних препятствий на пути и цели. Структура воли: цель; уровень притязания; волевое усилие; борьба мотивов; принятие решения; выполнение.

Волевое усилие может быть на любом этапе волевого действия, связанного с преодолением преград. Волевое усилие – форма эмоционального стресса, мобилизующего все внутренние ресурсы человека, создающего дополнительные мотивы к действию и переживаемые психические состояния значительного напряжения (Иванников В. А.). Психологическим механизмом волевого усилия является привлечение нового мотива, тем самым изменение смысла действия с целью усиления первичного побуждения.

1.4. Волевая регуляция поведения.

Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.

Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.

В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.

Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.

1. «Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю.Палайма считает, что «сила воли» - это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли - это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.

2. «Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к. на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.

Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергитизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей при наличии препятствия как реакция на рассогласование «надо-не могу», «не хочу - но надо». Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека. Поэтому главным механизмом мобилизации энергии считается волевое усилие.

3. «Сила воли» как самостоятельное волевое качество. Моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, «силы воли», проявляемой одинаково во всех ситуациях нет. Один и тот же человек, как показывает практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую «силу воли», в других – незначительную.

Поэтому справедливо положение А. Пуни о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. С другой стороны, попытки определить «силу воли» как некий абстрактный показатель также некорректны, равно как и выделение людей с высоким, средним и низким уровнями волевого развития. «Сила воли» как общеличностный конструкт – либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за «силу воли» какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремлённость и настойчивость. Более правильно говорить о различных проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.

Глава 2. Практическое занятие «Роль мотивации и эмоций в смыслообразовании. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа»

2.1. План семинарского занятия

Тема: «Роль мотивации и эмоций в смыслообразовании. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа»

Цели:

  1. Образовательная:
  • проанализировать роль мотивации и эмоций в смыслообразовании;
  • раскрыть сущность волевой регуляции деятельности;
  • проверить теоретические знания, полученные в ходе самостоятельной работы;
  • совместно обсудить учебные вопросы по изученному материалу.
  1. Развивающая:
  • развивать логическое мышление, память.
  1. Воспитательная:
  • развивать умение сотрудничать;
  • формировать положительную мотивацию к предмету.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, тестирование по теории вопроса.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей.

3. Деловая игра: заседание педагогического совета по теме «Роль мотивации и эмоций в смыслообразовании. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа».

  • Инструктаж.
  • Проведение деловой игры (заседание педагогического совета).

П Л А Н

1. Понятие и сущность мотивации.

2.Разновидности мотивов человека: актуальные и потенциальные мотивы, предметные и функциональные, смыслообразующие и мотивы-стимулы.

3. Разновидности эмоциональных процессов: чувства, эмоции, аффекты, настроения.

4. Эмоции как внутренний регулятор деятельности.

5. Воля: понятие, волевые действия, их структура.

6. Волевая регуляция поведения.

  • Подведение итогов. Анализ проведения.

5. Тестирование по теории вопроса «Роль мотивации и эмоций в смыслообразовании. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа».

6. Итог семинара. Домашнее задание.

2.2. Тестовые задания по теории вопроса

1. Осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить чувство – это …

  1. мотив;
  2. цель;
  3. воля;
  4. направленность личности.

2. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков – это …

  1. мотив;
  2. цель;
  3. воля;
  4. направленность личности.

3. Рассматривает функции мотива только в связи с этапами действия  началом, выполнением, завершением:

  1. X. Хекхаузен;
  2. А. Н. Леонтьев;
  3. Л. М. Веккер;
  4. С. Л. Рубинштейн.

4. Процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для реализации релевантного мотива, для осуществления определенного предметного отношения личности к окружающей ситуации – это …

  1. мотивация;
  2. цель;
  3. волевое регулирование;
  4. направленность личности.

5. Неспецифический ответ организма, связанный с состоянием крайнего напряжения, помогающего мобилизовать силы для преодоления угрожающей ситуации – это…

  1. аффект;
  2. гнев;
  3. радость;
  4. стресс.

6.Дополните фразу: «К эмоциональным процессам относятся …» (эмоции, чувства, аффекты, настроение, стресс).

7. Дополните фразу: «Основными компонентами мотивационной сферы личности являются следующие основные психологические образования и структуры: …» (Потребности, влечения, установки, собственно мотивы, интересы, идеалы, намерения, социальные нормы и роли, стереотипы).

8. Дополните фразу: «Мотивы классифицируются по разным основаниям…» (по отношению мотивов к самой деятельности, по степени осознаваемости, по степени действенности).

9. Дополните фразу: «Внешние мотивы делятся, в свою очередь, на…» (общественные, личностные).

10. Дополните фразу: «А.Н. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: …» (Побуждения и смыслообразования).

Соотнесите понятие, данное в левом столбце, с его определением в правом.

11. Сравните функции мотивов, выделяемых А. Н. Леонтьевым, и функции эмоциональных процессов. Что общего? (И мотивы, и эмоциональные процессы выполняют функцию смыслообразования).

12. Чем эмоции отличаются от чувств? (Чувства более длительны, устойчивы. Их появление связано с определенным эмоциональным опытом. Эмоции выстраивают поведение «здесь и сейчас», в данный конкретный момент, а чувства направляют деятельность в течение длительного периода времени, иногда в течение всей жизни).

13. Расположите структурные компоненты волевого действия, выделенные современными исследователями Селивановой В. И., Иванниковым В. А., Платоновым К. К., в правильной последовательности:

  1. борьба мотивов;
  2. цель;
  3. волевое усилие;
  4. уровень притязания;
  5. выполнение;
  6. принятие решения.

(b, d, c, a, f, e)

14. Соотнесите понятие (левый столбец) с его определением (правый

столбец).

а) эмоции

b) воля

с) аффект

  1. сознательное регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий;
  2. психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека;
  3. сильное эмоциональное состояние взрывного характера, влияющее на всю личность, характеризующееся бурным протеканием, изменением сознания и нарушением волевого контроля;
  4. устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими.

(a – 2,  b – 1,  c – 3)

15. Соотнесите понятие (левый столбец) с его определением (правый столбец).

а) аффекты

b) настроение

с) стресс


  1. это слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих, отражающееся на деятельности, поведении человека.
  2. кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональное состояние взрывного характера, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля.
  3. состояние длительного и сильного психологического напряжения, связанное с эмоциональной перегрузкой.
  4. осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить чувство.

(a – 2,  b – 1,  c – 3)

Список литературы

  1. Домашенко И .А. Психология человека: Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов  [Электронный ресурс] / И.А. Домашенко, Т.А. Ратанова. – М. :  МГОПУ. АНОО НОУ, 1999. – 272 с. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1741834/
  2. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. проф. А.В. Карпова. М.: Гардарики, 2004. – 232 с.
  3. Леонтьев А. Н. Мотивы и эмоции: Курс лекций / А. Н. Леонтьев. – М.: Наука, 2008. – 230с.
  4. Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2001. – 592 с.
  5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:

в 3 кн. / Р. С. Немов. –  М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.1: Общие основы психологии. – 688 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы диагностики волевой регуляция в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст — чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума,...

Развитие волевой регуляции поведения у детей

Материал рассказывает о проявлениях волевого поведения, мотивах, его определяющих, а так же правила, которых стоит придерживаться для формирования данного навыка...

программа "Волевая регуляция" 5 класс

формирование волевого компонента  5 класс...

программа "Волевая регуляция" 7 класс

формирование волевого компонента 7 класс...

программа "Волевая регуляция" 8 класс

формирование волевого компонента 8 класс...