"Роль мотивации и эмоций в смыслообразовании. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа"
методическая разработка на тему
Указанная тема рассмотрена как лекция и как семинарское занятие. Предложен список вопросов, теоретический материал, план семинара и тестовые задания по теории вопроса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_po_psihologii.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Воронежский государственный педагогический университет» (ВГПУ)
РЕФЕРАТ
по психологии высшей школы
Роль мотивации и эмоций в смыслообразовании. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа
Дремова Татьяна Владимировна
Аспирант, направление подготовки:
45.06.01 – языкознание и литературоведение
Воронеж 2016
Оглавление
Глава 1. Конспект лекционного занятия «Роль мотивации и эмоций в смыслообразовании. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа»…………………………………………………………………………3
1.1. Понятие и сущность мотивации. Смыслообразующие мотивы………….3
1.2. Эмоции как внутренний регулятор деятельности………………………….5
1.3. Воля: понятие, волевые действия, их структура…………………………...8
1.4. Волевая регуляция поведения…………………………………………… 10
Глава 2. Практическое занятие «Роль мотивации и эмоций в смыслообразовании. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа»………………………………………………………………………….12
План семинарского занятия……………………………………………………..12
Тестовые задания по теории вопроса…………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………………....17
Глава 1. Конспект лекционного занятия «Роль мотивации и эмоций в смыслообразовании. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа»
План лекции
1.1. Понятие и сущность мотивации. Смыслообразующие мотивы.
1.2. Эмоции как внутренний регулятор деятельности.
1.3. Воля: понятие, волевые действия, их структура.
1.4. Волевая регуляция поведения.
1.1. Понятие и сущность мотивации. Смыслообразующие мотивы
Одним из важнейших понятий психологии мотивации является понятие «мотивационная сфера» личности (точнее – мотивационная система). Как и любая иная система, мотивационная сфера личности включает в себя определенную совокупность своих компонентов, а также закономерные и устойчивые связи между ними. В качестве основных компонентов мотивационной сферы личности выступают следующие основные психологические образования и структуры: потребности, влечения, установки, собственно мотивы, интересы, идеалы, намерения, социальные нормы и роли, стереотипы и др.
Мотив – это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить. В широком значении под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявления потребностей.
А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, В.Г. Асеев и другие считают, что мотивы – это и осознаваемые, и неосознаваемые побуждения. По мнению А.Н. Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т.е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении – в форме переживания, желания, хотения. А.Н. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслообразования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) – порой остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это – мотивы-стимулы. В то же время различение обоих видов мотивов относительно. В одной иерархической структуре данный мотив может выполнять смыслообразующую функцию, а другой – функцию дополнительной стимуляции. Слияние обеих функций мотива – побуждающей и смыслообразующей – придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности. Если ослабевает смыслообразующая функция мотива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив «только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена.
X. Хекхаузен рассматривает функции мотива только в связи с этапами действия – началом, выполнением, завершением. На начальной стадии мотив инициирует действие, стимулирует, побуждает его. Актуализация мотива на стадии выполнения обеспечивает постоянно высокий уровень активности действия. Поддержание мотивации на стадии завершения действия связано с оценкой результатов, с успехом, что способствует подкреплению мотивов.
Мотивы классифицируются по различным основаниям:
– по отношению мотивов к самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними.
– по степени осознаваемости: осознаваемые и неосознаваемые мотивы.
– по степени действенности: понимаемые мотивы; действующие, т.е. те, ради которых он действительно осуществляет данную деятельность.
Внешние мотивы делятся, в свою очередь, на общественные: альтруистические (делать добро людям), мотивы долга и обязанности (перед Родиной, перед своими родными и т.п.) и на личностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутверждения.
Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный); саморазвития (ради развития каких-либо своих качеств, способностей).
Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем, что всякая деятельность побуждается не одним мотивом, а несколькими, т.е. деятельность обычно полимотивирована. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида. Мотивация – это процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для реализации релевантного мотива, для осуществления определенного предметного отношения личности к окружающей ситуации. Можно говорить не только о мотивации какой-либо деятельности, но и об общей мотивации, характерной для данного человека, имея в виду совокупность стойких мотивов, соответствующих направленности его личности и определяющих видов его основных деятельностей. Система всех побуждений – мотивов, потребностей, диспозиции, интересов, стремлений, намерений, идеалов, норм, самооценок, оценок других людей, уровня притязаний, установок и т.п. – называется мотивационной сферой личности. При этом они являются мотивационными переменными, или детерминантами, входящими в структуру мотивации.
1.2. Эмоции как внутренний регулятор деятельности
Субъективной формой существования мотивации являются эмоциональные процессы, которые выполняют две основные функции – регуляции поведения и смыслообразования, раскрывая значимость того или иного события, его благоприятность или неблагоприятность для достижения цели и удовлетворения потребности. Формируя эмоциональный опыт людей, эмоции помогают организовывать поведение в различных ситуациях наиболее оптимальным образом и открывают личностный смысл событий окружающего мира. Благодаря переживаниям нейтральные прежде понятия могут стать крайне важными для человека ценностями, сформировать его духовный мир и помочь войти в культуру, которая его окружает.
В современной психологии выделяют несколько основных эмоциональных процессов – аффекты, эмоции и чувства, настроения, эмоциональный стресс.
Аффекты – сильные, кратковременные, ярко выраженные эмоциональные состояния. Они возникают как реакция на неожиданные, важные для жизни обстоятельства (например, опасность) и помогают живому существу активизироваться для выхода из сложившейся ситуации, а именно: уйти от врага, реализовать благоприятные обстоятельства, быстро сориентироваться в незнакомых обстоятельствах. Чрезвычайно высокая моторная, двигательная активность и эмоциональная напряженность приводят к резкому снижению осознанности поведения в ситуации аффекта.
В частности, в состоянии аффекта люди высказывают информацию, тщательно скрываемую при осознанных контактах, хотя подсознательно чувствуют, что это может нарушить связи, в том числе – с близкими людьми. Аффект повышает чувствительность к состоянию других, вызывает сильное стремление вывести партнера из эмоционального равновесия. По окончании аффекта поступок почти сразу забывается. Это значит, что данное событие вытесняется в бессознательное, так как нарушает душевный комфорт и стабильность внутреннего мира человека. В юриспруденции «действия в состоянии аффекта» подразумевают снижение ответственности за поступки, полностью не подвластные сознательной регуляции.
Близкое к активирующей функции аффекта предназначение также имеет стресс – неспецифический ответ организма, связанный с состоянием крайнего напряжения, помогающего мобилизовать силы для преодоления угрожающей (стрессовой) ситуации. Стрессоры (стимулы, вызывающие стресс) могут быть как биологическими (резкое изменение температуры, сильная боль и т. д.), так и психологическими, при этом наиболее распространенными психологическими стрессорами являются: дефицит времени, избыток информации, угроза социальному статусу или самооценке.
Скорость ориентировки и исполнения в состоянии стресса намного превышает время решения задачи в обычной ситуации. В том случае, если человек справляется с ситуацией, находя оптимальный способ ее разрешения, он выходит из состояния стресса. В противном случае необходимо попытаться найти новые подходы, что становится все труднее, так как времени остается все меньше, а эмоциональное напряжение нарастает. Это и приводит к истощению организма, иногда – болезни.
Как сказано выше, аффект возникает в процессе развертывания ситуации, ближе к ее завершению, но не прогнозирует и не появляется до нее. Однако эмоциональный опыт, формирующийся в результате аффектов и развития эмоциональной памяти (запоминания эмоционально значимых событий), помогает становлению нового эмоционального процесса – эмоций, возникающих до начала ситуации, позволяющих прогнозировать ход событий и их связь с возможностью удовлетворения той или иной потребности субъекта. Таким образом, появляется возможность планировать деятельность, регулировать ее протекание в соответствии с предвосхищающими обстоятельствами, стараясь избегать неприятных ситуаций, и, наоборот, развертывать ее в направлении, наиболее благоприятном для плодотворного завершения.
Эмоции оказывают влияние и на активизацию мотивов поведения в связи с тем, что потребности могут пребывать в латентном состоянии, пока какое-либо эмоциональное впечатление их не активизирует.
Эмоции связаны не только с динамикой разрядки напряжения потребности (то есть как быстро и эффективно возможно удовлетворение потребности, достижение цели в конкретной ситуации), но и с оценкой условий протекания деятельности в ней. Любая неопределенная, непонятная ситуация вызывает отрицательную эмоцию, те же обстоятельства, информация о которых достаточна для адекватной ориентировки, вызывают положительные переживания.
Также важной функцией эмоций является смыслообразование – то есть осознание личного смысла ситуации или придания этого смысла нейтральной прежде ситуации. Смысл может появиться только в результате собственного опыта, когда человек осознает, что означает то или иное явление. Так формируется эмоциональное отношение к чему-либо и его личностный смысл для человека, подразумевающий успех-неуспех, высокий или низкий статус и повышение-снижение притязаний.
Эмоции не только формируют смысл, но и раскрывают отличие позиций и стремлений людей (чем мое отношение отличается от других, а, следовательно, и мои мотивы от мотивов окружающих). Анализ эмоциональной реакции на событие помогает увидеть бессознательный мотив, скрытый сознанием. Наблюдение за эмоциональными реакциями или их отсутствием помогает также понять истинные побуждения и отношения людей.
В то время как аффекты и эмоции связаны с ситуацией в целом, возникая как ответ или прогноз ее возникновения, чувства относятся к отдельным предметам. В этом кроется причина различий этих эмоциональных процессов, их постоянства и длительности. Ситуации всегда кратковременны, любое изменение даже незначительных составляющих приводит к возникновению новой, возможно, не принципиально отличающейся ситуации и, следовательно, новой эмоции, а предметы, входящие в них, остаются стабильными, практически неизменными. Поэтому отношения к предметам, то есть чувства, также намного более стабильны, чем эмоции.
Появление чувств относится к более позднему по сравнению с эмоциями и аффектами времени, так как связано с наличием определенного эмоционального опыта, позволяющего сформировать достаточно устойчивое отношение на основании взаимодействия с объектами чувств, например: избирательность в общении со сверстниками у детей появляется только к пяти – пяти с половиной годам.
С различием в побудителях эмоций и чувств связан феномен амбивалентности эмоционального состояния, при котором люди испытывают одновременно самые разнообразные чувства – от любви и привязанности до злости и ненависти к одному и тому же человеку. Причиной амбивалентности является расхождение между чувством и эмоцией, например, чувство любви к ребенку может сочетаться с раздражением или обидой на него в конкретной ситуации. Состояние амбивалентности (длительное или кратковременное, почти неосознаваемое) люди испытывают достаточно часто. При одномоментном наблюдении всегда сложно определить, какое из переживаний является чувством, а какое – эмоцией, настолько они сплетены друг с другом, например, эмоцию влюбленности трудно отличить от чувства любви, и только со временем становится ясно это различие.
Различны не только длительность, устойчивость, но и функции эмоций и чувств. Если эмоции регулируют поведение, то чувства тесно связаны с мотивами, то есть предметами потребностей. Можно сказать, что мотив сочетает в себе знание о предмете и эмоциональное отношение к нему, что и побуждает к определенной деятельности, помогает выстроить ее стратегию, преодолеть преграды. Эмоции выстраивают поведение «здесь и сейчас», в данный конкретный момент, а чувства направляют деятельность в течение длительного периода времени, иногда в течение всей жизни. Поэтому в психологии часто употребляются понятия «ведущие» и «ситуативные» эмоции, которые подразумевают функциональное различие между чувствами (ведущими эмоциональными процессами) и эмоциями (ситуативными).
Изучая роль ведущих и ситуативных эмоций, К. Вилюнас подчеркивал, что они различаются как по своему воздействию, так и по специфике функционирования. Ведущие эмоции – это переживания, превращающие предметы потребностей в мотивы. Они побуждают человека к деятельности для удовлетворения определенной потребности и отвечают за ее общую направленность. Эти эмоции релевантны деятельности в целом. Ситуативные (производные) эмоции возникают уже при наличии ведущего побуждения, в процессе деятельности, и выражают определенное отношение субъекта к сложившейся ситуации, они обусловлены ведущими эмоциями. Их предмет обладает лишь ситуативной значимостью для субъекта. Эти эмоции универсальны и независимы от специфики потребности (надежда, тревога, страх, восторг). Ведущие эмоции, напротив, соответствуют потребностям и распадаются на высшие и низшие. К первым относятся - пищевые, стадные и родительские, а ко вторым - этические, интеллектуальные и эстетические.
Еще одним эмоциональным процессом являются настроения – наиболее продолжительные и устойчивые эмоциональные состояния, отличающиеся невысокой интенсивностью. Настроения представляют собой своеобразный эмоциональный фон поведения, либо стимулируя активность (стенические состояния), либо, наоборот, тормозя ее (астенические состояния). Они, как и переживания, личностны, то есть относятся не к предметам внешнего мира, но отражают картину внутреннего мира человека, его осознание своей успешности, статуса, прогнозы на дальнейшее развитие событий. Настроения окрашивают любую деятельность, контакты с окружающими, направляя внимание людей на значимые для них события. Факты избирательности восприятия и памяти, проявления установки во многом связаны с настроением человека, его увлеченностью чем-либо или унынием, депрессией вследствие неудач.
1.3. Воля: понятие, функции, волевые действия, их структура
Поведение человека содержит эмоциональные и мотивационные компоненты. Регуляция действий может осуществляться в виде непосредственной реакции или целенаправленной активности.
Проявление усилий, реализующих активность личности, направленную на сознательную мобилизацию её психических и физических сил, связано с понятием «воля», с волевым регулированием поведения и деятельности.
Итак, воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Как видно из определения, главное для возникновения волевого регулирования – наличие преград, препятствий при достижении цели. Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности.
Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля – это деятельная сторона разума и моральных чувств.
Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:
- когнитивный;
- эмоциональный;
- поведенческий (деятельный).
В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:
- возникновение побуждения и предварительная постановка цели;
- стадия обсуждения и «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений;
- принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения – это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения, либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;
- исполнение, реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем поведении (деятельности).
Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).
Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.
В современной психологии проблема воли представлена двумя вариантами: как проблема самодетерминации (мотивационный подход и подход «свободного выбора») и как проблема саморегуляции (регуляционный подход).
Когда человек добровольно принимает нравственные нормы, высший нравственный закон и руководствуется им в своих поступках, мы можем говорить о том, что человек нравственно свободен. Быть свободным – это значит повиноваться разуму, а не страстям (Лейбниц, Спиноза).
Современными исследователями воли являются Селиванова В. И., Иванников В. А., Платонов К. К. Воля определяется ими как сознательная регуляция человеком своего поведения в результате преодоления внутренних и внешних препятствий на пути и цели. Структура воли: цель; уровень притязания; волевое усилие; борьба мотивов; принятие решения; выполнение.
Волевое усилие может быть на любом этапе волевого действия, связанного с преодолением преград. Волевое усилие – форма эмоционального стресса, мобилизующего все внутренние ресурсы человека, создающего дополнительные мотивы к действию и переживаемые психические состояния значительного напряжения (Иванников В. А.). Психологическим механизмом волевого усилия является привлечение нового мотива, тем самым изменение смысла действия с целью усиления первичного побуждения.
1.4. Волевая регуляция поведения.
Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.
Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.
Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.
Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.
В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.
Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.
1. «Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю.Палайма считает, что «сила воли» - это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли - это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.
2. «Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к. на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.
Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергитизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей при наличии препятствия как реакция на рассогласование «надо-не могу», «не хочу - но надо». Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека. Поэтому главным механизмом мобилизации энергии считается волевое усилие.
3. «Сила воли» как самостоятельное волевое качество. Моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, «силы воли», проявляемой одинаково во всех ситуациях нет. Один и тот же человек, как показывает практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую «силу воли», в других – незначительную.
Поэтому справедливо положение А. Пуни о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. С другой стороны, попытки определить «силу воли» как некий абстрактный показатель также некорректны, равно как и выделение людей с высоким, средним и низким уровнями волевого развития. «Сила воли» как общеличностный конструкт – либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за «силу воли» какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремлённость и настойчивость. Более правильно говорить о различных проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.
Глава 2. Практическое занятие «Роль мотивации и эмоций в смыслообразовании. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа»
2.1. План семинарского занятия
Тема: «Роль мотивации и эмоций в смыслообразовании. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа»
Цели:
- Образовательная:
- проанализировать роль мотивации и эмоций в смыслообразовании;
- раскрыть сущность волевой регуляции деятельности;
- проверить теоретические знания, полученные в ходе самостоятельной работы;
- совместно обсудить учебные вопросы по изученному материалу.
- Развивающая:
- развивать логическое мышление, память.
- Воспитательная:
- развивать умение сотрудничать;
- формировать положительную мотивацию к предмету.
Оборудование: мультимедийная аппаратура, тестирование по теории вопроса.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей.
3. Деловая игра: заседание педагогического совета по теме «Роль мотивации и эмоций в смыслообразовании. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа».
- Инструктаж.
- Проведение деловой игры (заседание педагогического совета).
П Л А Н
1. Понятие и сущность мотивации.
2.Разновидности мотивов человека: актуальные и потенциальные мотивы, предметные и функциональные, смыслообразующие и мотивы-стимулы.
3. Разновидности эмоциональных процессов: чувства, эмоции, аффекты, настроения.
4. Эмоции как внутренний регулятор деятельности.
5. Воля: понятие, волевые действия, их структура.
6. Волевая регуляция поведения.
- Подведение итогов. Анализ проведения.
5. Тестирование по теории вопроса «Роль мотивации и эмоций в смыслообразовании. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа».
6. Итог семинара. Домашнее задание.
2.2. Тестовые задания по теории вопроса
1. Осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить чувство – это …
- мотив;
- цель;
- воля;
- направленность личности.
2. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков – это …
- мотив;
- цель;
- воля;
- направленность личности.
3. Рассматривает функции мотива только в связи с этапами действия – началом, выполнением, завершением:
- X. Хекхаузен;
- А. Н. Леонтьев;
- Л. М. Веккер;
- С. Л. Рубинштейн.
4. Процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для реализации релевантного мотива, для осуществления определенного предметного отношения личности к окружающей ситуации – это …
- мотивация;
- цель;
- волевое регулирование;
- направленность личности.
5. Неспецифический ответ организма, связанный с состоянием крайнего напряжения, помогающего мобилизовать силы для преодоления угрожающей ситуации – это…
- аффект;
- гнев;
- радость;
- стресс.
6.Дополните фразу: «К эмоциональным процессам относятся …» (эмоции, чувства, аффекты, настроение, стресс).
7. Дополните фразу: «Основными компонентами мотивационной сферы личности являются следующие основные психологические образования и структуры: …» (Потребности, влечения, установки, собственно мотивы, интересы, идеалы, намерения, социальные нормы и роли, стереотипы).
8. Дополните фразу: «Мотивы классифицируются по разным основаниям…» (по отношению мотивов к самой деятельности, по степени осознаваемости, по степени действенности).
9. Дополните фразу: «Внешние мотивы делятся, в свою очередь, на…» (общественные, личностные).
10. Дополните фразу: «А.Н. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: …» (Побуждения и смыслообразования).
Соотнесите понятие, данное в левом столбце, с его определением в правом.
11. Сравните функции мотивов, выделяемых А. Н. Леонтьевым, и функции эмоциональных процессов. Что общего? (И мотивы, и эмоциональные процессы выполняют функцию смыслообразования).
12. Чем эмоции отличаются от чувств? (Чувства более длительны, устойчивы. Их появление связано с определенным эмоциональным опытом. Эмоции выстраивают поведение «здесь и сейчас», в данный конкретный момент, а чувства направляют деятельность в течение длительного периода времени, иногда в течение всей жизни).
13. Расположите структурные компоненты волевого действия, выделенные современными исследователями Селивановой В. И., Иванниковым В. А., Платоновым К. К., в правильной последовательности:
- борьба мотивов;
- цель;
- волевое усилие;
- уровень притязания;
- выполнение;
- принятие решения.
(b, d, c, a, f, e)
14. Соотнесите понятие (левый столбец) с его определением (правый
столбец).
а) эмоции
b) воля
с) аффект
- сознательное регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий;
- психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека;
- сильное эмоциональное состояние взрывного характера, влияющее на всю личность, характеризующееся бурным протеканием, изменением сознания и нарушением волевого контроля;
- устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими.
(a – 2, b – 1, c – 3)
15. Соотнесите понятие (левый столбец) с его определением (правый столбец).
а) аффекты
b) настроение
с) стресс
- это слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих, отражающееся на деятельности, поведении человека.
- кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональное состояние взрывного характера, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля.
- состояние длительного и сильного психологического напряжения, связанное с эмоциональной перегрузкой.
- осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить чувство.
(a – 2, b – 1, c – 3)
Список литературы
- Домашенко И .А. Психология человека: Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов [Электронный ресурс] / И.А. Домашенко, Т.А. Ратанова. – М. : МГОПУ. АНОО НОУ, 1999. – 272 с. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1741834/
- Общая психология: Учебник / Под общ. ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2004. – 232 с.
- Леонтьев А. Н. Мотивы и эмоции: Курс лекций / А. Н. Леонтьев. – М.: Наука, 2008. – 230с.
- Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2001. – 592 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:
в 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.1: Общие основы психологии. – 688 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы диагностики волевой регуляция в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст — чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума,...
программа "Волевая регуляция" 6 класс
коррекционный курс...
программа "Волевая регуляция поведения" 5-9 классы
коррекционный курс...
Развитие волевой регуляции поведения у детей
Материал рассказывает о проявлениях волевого поведения, мотивах, его определяющих, а так же правила, которых стоит придерживаться для формирования данного навыка...
программа "Волевая регуляция" 5 класс
формирование волевого компонента 5 класс...
программа "Волевая регуляция" 7 класс
формирование волевого компонента 7 класс...
программа "Волевая регуляция" 8 класс
формирование волевого компонента 8 класс...
- Мне нравится (1)