программа "Волевая регуляция" 5 класс
рабочая программа по психологии (5 класс)

Бунтова Людмила Викторовна

формирование волевого компонента  5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Исилькульская адаптивная школа-интернат»

                                   

 УТВЕРЖДАЮ

 Директор КОУ

«Исилькульская школа-интернат»

____________ Е. Е. Маштакова      

Приказ №         от                2022 г. 

Рабочая программа

«Волевая регуляция»

для обучающихся 5 «а» класса

на 2022 – 2023 учебный год

                                   Составитель:

                                                                   Педагог-психологЛ.В.Бунтова____

                                                                    Рабочая программа рассмотрена на

                                                                                  заседании МО старших классов

                                                                                  «26» августа 2022г. протокол №1

                                                                            

                                                                                  Руководитель МО старших классов

                                                                                  А. В. Третьякова_________________

                                                                                  Согласовано: заместитель директора

                                                                                  Н. Б. Дудко_____________________


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  коррекционного курса «Волевая регуляция» предназначена для учащихся 5  класса с умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих документов:

-  Федеральный закон  от 29.12.2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-  Федерального государственного Образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (приказ от 19.12.1014г. №1599);

- Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ «Исилькульская школа – интернат»;

- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в КОУ «Исилькульская адаптивная школа-интернат»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573)

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлен на решение задач способствующих формированию общей культуры, разносторонне развитой личности, через  нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное и физическое развитие, а так же формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Выделенные задачи решаются через реализацию адаптированной основной образовательной программы, в том числе и через реализацию  коррекционного курса включенного в  учебный план учреждения.

У детей с легкой степенью умственной отсталостью эмоционально-волевая сфера имеет свои специфические особенности:

- недоразвитие мотивационной сферы (преобладают биологические потребности, нет потребностей в социальном, личностном развитии, неразвита учебная мотивация);

- недостаточная дифференциация чувств и эмоций (бедность чувств, распознают только полярные эмоции, не понимают сложных эмоций, не могут распознать эмоциональное состояние по мимике и жестам);

- неадекватность, неустойчивость эмоций, импульсивные реакции на внешние впечатления;

- недостаточно развита воля и произвольность (отсутствует самоконтроль, не могут противостоять воле другого человека, безынициативны);

- неадекватная самооценка;

- низкий или завышенный уровень притязаний (зависит от уровня доступности той или иной деятельности).

Все эти особенности приводят к незрелости личностной сферы и нуждаются в своевременной коррекции, особенно в подростковом возрасте, когда происходит как становление, так и развитие личности.

Программа нацелена на развитие волевого компонента. Актуальность данной программы связана с тем, что у большинства учащихся подросткового возраста слабо сформирована произвольная регуляция действий, которая лежит в основе поведения и деятельности. Выполнение любого задания включает принятие инструкции, умение удерживать её, самостоятельно составлять план своих действий, контролировать результат деятельности. Многие из них не способны удерживать инструкцию даже на протяжении непродолжительной работы. Несформированность данных компонентов может повлечь за собой затруднения в обучении и развитии на втором этапе обучения, что может стать препятствием, для успешной социализации и трудоустройства выпускников школы.

Содержание программы рассчитано на отработку умения выстраивать программу своих действий и поведения. Многие упражнения, входящие в программный материал, составлены на основе алгоритмов действий. Это вызвано необходимостью формирования произвольной регуляции поведения через отработку навыков контроля за двигательной активностью.

При проведении занятий учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания. Занятия проходят на основе групповых взаимоотношений, сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к деятельности. При выполнении заданий контролируется качество их выполнения, оказывается необходимая индивидуальная поддержка, стимулируется активность ребенка.

          В процессе коррекционно-развивающих занятий возможно постепенное формирование способности осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивать произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими. 

          В программу также включены упражнения, способствующие развитию умения общаться, умения работать в группах, так как регуляция деятельности предполагает умение координировать свои действия с действиями других членов коллектива.

Цель программы :

Создание условий для коррекции и развития волевых усилий школьников,   через   саморегуляцию при выполнении алгоритмов действий, взаимодействий,   общения, принятия и понимания себя и окружающий социум.

Задачи:

  • обучение коммуникативным умениям, способам выражения эмоций,  пониманию поступков окружающих людей;
  • формирование личностно конструктивных моделей поведения в жизненных ситуациях;
  • развитие эмоциональной произвольности, регуляции поведенческих реакций;
  • коррекция и профилактика отклонений в социальном и психологическом здоровье умственно отсталых школьников с нарушением интеллекта;
  • воспитывать  ответственность, дисциплину, внимательное отношение к себе и людям, толерантность.

В ходе реализации программы «Волевая регуляция» в  5 классе проводится диагностика уровня возможностей общения учащихся, понимания себя и окружающих людей, которая будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.

Диагностика проводится в 2 этапа (в сентябре, мае отводится по 4 часа на обследование детей): 

1 этап – стартовая диагностика.

   Цель: определить уровень уверенности учащихся в себе, уровень взаимоотношений с окружающими.

2 этап – итоговая диагностика.

Цель: выявить уровень развития уверенности в себе и уровень взаимоотношения с окружающими.

      Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице в виде баллов:

0 баллов – очень низкий уровень

1 балл – низкий уровень

2 балла – средний уровень

      3 балла – высокий уровень

Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне повышения самостоятельности школьников с нарушением интеллекта через расширение возможностей общения, принятии и понимании себя и окружающих людей, социализации в обществе.

Реализация воспитательного потенциала предполагает организацию занятия с учетом совокупности методов, приемов, направленных на воспитание обучающихся. Воспитывающее содержание занятия направлено на побуждение  школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах. Добиться этого возможно, предъявляя детям на занятии воспитывающую информацию: о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о классической и массовой культуре, рассказывая о судьбах литературных и исторических персонажей; информацию затрагивающую социальные, нравственные, этические вопросы; особенности межличностных, межгрупповых, межнациональных или межконфессиональных отношений; проблемы политической, экономической, культурной жизни людей.  

Использование воспитательных возможностей содержания коррекционных занятий через демонстрацию учащихся примеров осознанного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, анализа  жизненных историй, поступков и ситуаций.

Применение на занятиях «Волевая регуляция» совместных интерактивных форм работы (учитель-ученики, ученик-ученик, ученики-ученики), которые дают учащимся возможность приобретения эстетических и нравственных переживаний, помогают осваивать опыт ведения диалога, излагать личное мнение, искать пути решения поставленных задач, воспитывают умение работать в парах и группах, в команде, распределять роли и добиваться совместного результата.

Реализация вышеизложенных идей, форм и видов воспитания умственно-отсталых учащихся предусматривает использование соответствующих педагогических технологий, которые обеспечивают взаимодействие всех участников, обеспечивая высокий воспитательный результат обучения.

С целью решения вопросов по профориентации обучающихся на коррекционных занятиях «Волевая регуляция»  планируется включать материал, направленный на знакомство учащихся с многообразием мира профессий; на формирование умения осознавать особенности своей личности готовой к самостоятельной жизни с учетом профессионального самоопределения.

На занятиях, где рассматриваются вопросы профориентационного характера, ведется работа, направленная на развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование личного образа).

        При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую программу вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика или телефон, выход в интернет, электронная почта, мессенджер – WhatsApp) для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия.

        Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала. Для осуществления контроля качества полученных знаний разрабатывается контрольно – измерительный материал: опросники и задания  для выполнения самостоятельных работ в дистанционном режиме.

        При составлении занятий адаптируется материал основных образовательных порталов:

  • образовательный портал России «Инфоурок.ру»;
  • социальная сеть работников образования nsportal.ru

весь материал по коррекционному курсу размещается на сайте https://nsportal.ru/buntova-lyudmila-viktorovna

                                 Место коррекционного курса   в АООП (1 вариант)

Коррекционный курс «Волевая регуляция» является частью учебного плана внеурочной деятельности, формируемой участниками образовательных отношений.  

В соответствии с   годовым календарным графиком программа      рассчитана в 5 классе на 66 часов (2 часа в неделю). Возможно изменение количества часов в зависимости от внесения изменений в Годовой календарный учебный график.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностный результат:

поступки учащихся ориентированы на свои убеждения, знания и представления о том, как надо поступать в соответствующей ситуации;

выполнение работы творчески, совершая действия и поступки по собственной инициативе;

осознание своей успешности;

проявление интереса к занятиям;

развитие способности к волевому усилию;

приобретен опыт реализации своих возможностей в безопасной обстановке.

устойчивость проявлений волевых актов;

сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам и установленному порядку;

выполнение в срок заданий;

работают в группе, парах;

умение снижать психоэмоциональное напряжение;

умение управлять своим настроением и поведением в определенных ситуациях;

умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей;

умение взаимодействия;

умение  работать с информацией;

умение отвечать на вопросы, предлагают другие варианты ответов;

умение при необходимости извлекать информацию из различных источников.

 

Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в КОУ «Исилькульская школа – интернат».

Программа позволяет формировать следующие базовые учебные действия (БУД):

Программа позволяет формировать следующие базовые учебные действия (БУД):

регулятивные:

- подчинение своих действий поставленной задаче;

- принимают и сохраняют целей и задач практических заданий;

- осуществление коллективного поиска средств, для более качественного выполнения задания;

- осознанное действие на основе разных видов инструкций для решения поставленных задач;

- мобилизация своих возможностей для решения проблем;

- развитие способности к волевому усилию;

- осуществление взаимного контроля в совместной деятельности;

- овладение готовности к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагируют на внешний контроль и оценку, корректируют свою деятельность.

познавательные:

- при необходимости извлекают информацию из различных источников, делают логические выводы;

- используют усвоенные логические операции  в практической деятельности;

- используют в жизни и деятельности, усвоенные межпредметные знания.

коммуникативные:

- вступают в диалог с учителем и учениками;

- отвечают и задают вопросы;

- участвуют в беседе;

- слушают собеседника;

- используют доступные источники и средства получения информации.

личностные:

сдерживание неодобряемых самим учащимся и окружающими людьми чувств — раздражения, страха, гнева, ярости, отчаяния;

испытывают чувство гордости за достигнутые свои успехи и успехи одноклассников;

адекватно эмоционально откликаются на демонстрируемые картины и музыку;

 

Формирование этих БУД поможет школьникам адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

5 «а» класс

«Восприятие общения с окружающими людьми»

66 часов в год, 2 часа в неделю

Названия раздела, темы занятий

Количество часов

1

Диагностические занятия.

8

2

Вводное занятие.

1

3

Раздел: Положительный образ Я.

15

3.1

Тема «Я – неповторимый человек».

1

3.2

Тема: «Восприятие человека через его имя».

1

3.3

Тема: «Вкусы и увлечения».

1

3.4

Тема: «Привычки».

1

3.5

Тема: «Зло и добро, которые нас окружают».

1

3.6

Тема: «О чем говорят окружающие люди».

1

3.7

Тема: «Влияние слов на общение».

1

3.8

Тема: «Наши эмоции».

1

3.9

Тема: «Переживание неприятностей».

1

3.10

Тема: «Мой характер».

1

3.11

Тема: «Учусь оценивать себя сам».

1

3.12

Тема: «Самоуважение и уважение».

1

3.13

Тема: «Учусь находить новых друзей и интересные занятия».

1

3.14

Тема: «Налаживание отношений».

1

3.15

Рефлексия раздела: чего смог достичь.

1

4

Раздел: Общение.

20

4.1

Тема: «О чем говорят выразительные движения».

1

4.2

Тема: «Развивающие игры с карточками».

2

4.3

Тема: «Коллективные игры».

2

4.4

Тема: «Вырабатываем совместное решение».

1

4.5

Тема: «Как нас понимают окружающие».

1

4.6

Тема: «Взаимопонимание».

1

4.7

Тема: «Наша наблюдательность».

2

4.8

Тема: «Слепое доверие».

1

4.9

Тема: «Актерские способности».

1

4.10

Тема: «Упражнения в паре».

1

4.11

Тема: «Упражнения в малых группах».

1

4.12

Тема: «Как мы пониманием окружающих».

1

4.13

Тема: «Учусь понимать людей».

1

4.14

Тема: «Учусь взаимодействовать».

1

4.15

Тема: «Атмосфера нашего класса».

2

4.16

Рефлексия раздела: Каракули.

1

5

Раздел: Сильные и слабые качества.

20

5.1

Тема: «Словарь хороших качеств».

1

5.2

Тема: «Наши лучшие качества».

1

5.3

Тема: «Создаем хорошие качества».

1

5.4

Тема: «Умение договариваться».

1

5.5

Тема: «Напряжение или расслабление»

2

5.6

Тема: «Понимание себя как человека».

1

5.7

Тема: «Как меня принимают окружающие».

1

5.8

Тема: «Моя самооценка».

1

5.9

Тема: «Наш коллектив».

1

5.10

Тема: «Мои потенциалы».

1

5.11

Тема: «Что такое ответственность».

3

5.12

Тема: «Как мнение людей влияет на нас».

1

5.13

Тема: «Мои особенности как человека».

2

5.14

Тема: «Принятие решений».

2

5.15

Рефлексия раздела: Я реальный, идеальный, глазами других.

1

6

Форум - театр

2

6.1

Подготовка к мини - представлению.

1

6.2

Мини-представление о жизни класса.

1

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 «а» класс «Восприятие общения с окружающими людьми» - 66 часов

Вводное занятие – 1 час.

Беседа о важности общения людей, основные виды общения. Игра «Узнай по описанию», нахождение предмета по словесному описанию. Составление схемы работы по программе, через разделы и темы занятий.

Рефлексия, что сложно объяснить словами.

Положительный образ Я:

Я – неповторимый человек – 1 час.

Практическое занятие с использованием дидактических и раздаточных материалов. Сравнение листьев деревьев, цветов, картинок кошек. Выполнение рисунка семьи. Сравнение людей по различным признакам, находя сходства и различия.

Рефлексия, есть ли абсолютно одинаковые люди, почему люди разные.

Восприятие человека через его имя – 1 час.

Беседа «Значение имени».  Игра «Подбери на букву имени», подбор прилагательного, характеризующего человека на букву имени. Игра «Подбери к имени», подбор картинки соответствующей имени. Игра «Назови ласково», лотерея имен, называние ласково имени из лотереи.

Рефлексия, назвать всех по имени по алфавиту.

Вкусы и увлечения – 1 час.

Практическое занятие с анкетированием. Ответы на вопросы «Когда мне хорошо я…», «Конфеты это…». Деление на группы через раздачу конфет детьми друг другу. Работа в группах, заполнение анкет «Мои вкусы и увлечения».

Рефлексия, по каким вопросам больше всего совпадений, а по каким есть различия.

Привычки – 1 час.

Практическое занятие. Составление списка привычек полезных и вредных. Составление плана приобретения полезной привычки. Составление плана избавления от вредной привычки.

Рефлексия, влияние привычек на наше поведение

Зло и добро, которые нас окружают – 1 час.

Тренинг. Чтение притчи о доброте. Определение термина «доброта - зло». Упражнение «Волшебный цветок доброты». На лепестках цветка записывают свои добрые дела и поступки. Упражнение «Лестница доброты». Определение своего места на лестнице доброты. Расслабляющее упражнение с использованием музыки.

Рефлексия, совершаем добрые дела, помощь близким.

О чем говорят окружающие люди – 1 час.

Практическое занятие. Упражнение «Заверши фразу». Закончить варианты незаконченных предложений. Найти совпадения и различия. Совместно продолжить несколько предложений.

Рефлексия, одинаковые и разные мысли людей.

Влияние слов на общение – 1 час.

Практическое занятие. Упражнение «Портрет в розовых тонах». Описание отрицательного киногероя позитивными словами. Описание неприятного человека позитивными словами.

Рефлексия, меняется ли отношения после позитивного описания.

Наши эмоции – 1 час.

Ролевые игры. Работа с зеркалом. Держим улыбку, когда хорошо или плохо. Обыгрывание ситуаций через эмоции и чувства.

Рефлексия, разные ситуации – разные чувства, эмоции на нашем лице.

Переживание неприятностей – 1 час.

Практическое занятие. Разбор неприятной ситуации, подбор выхода из ситуации. Варианты реакций. Подбор позитивных словесных формул.

Рефлексия, безвыходных ситуаций не бывает.

Мой характер – 1 час.

Практическое занятие. Упражнение «Угадай по описанию». По словесному описанию догадываются, о ком из учеников идет речь. Игра «Характер по алфавиту». Из списка качеств выбрать качества, которые описывают внешность, какие относятся к характеру. Записать качества характера по алфавиту.

Рефлексия, внешние качества – внешность человека, внутренние качества – характер человека и он меняется.

Учусь оценивать себя сам – 1 час.

Практическое занятие. Рисунок «Я». Рисование автопортрета. Упражнение «Построим по росту». Прикрепить рисунки на доску по росту: где дети по росту находятся сейчас, где хотели бы находиться. Сравнение результатов самооценки.

Рефлексия, совпадение желаемого и реальности.

Самоуважение и уважение – 1 час.

Практическое занятие. Выбрать качества, которые детям нравятся в себе, заполнить дерево достижений. Совместно дополнить качества на дереве достижений. Выбрать повторяющиеся, за что уважают.

Рефлексия, уважение к себе и окружающим.

Учусь находить новых друзей и интересные занятия – 1 час.

Практическое занятие с использованием раздаточных материалов. Упражнение «Что нравится тебе, что нравится соседу». Выбор из картинок что нравится. Объединение по интересам, по выбранным картинкам. Выбрать новое занятие и предложить его выбрать другим.

Рефлексия, увлечения разные и однинаковые.

Налаживание отношений – 1 час.

Тренинг. Упражнение «Карандаши». Удерживают карандаши подушечками пальцев и выполняют команды. Упражнение «Ассоциации». Шепотом передают друг другу слово, через ассоциацию. Работа в парах, тройках, четверках. Упражнение «Я могу, я умею». По кругу дети называют, что могут и умеют. Упражнение «Ладошка». На рисунке обведенной ладошки пишут положительное качество, затем рисунками меняются, заполняют всю ладошку.

Рефлексия, интересно играть одному и всем вместе.

Рефлексия раздела: чего смог достичь – 1 час.  

Практическое занятие. Рисунок солнца. Упражнение «Я в лучах солнца». На лучах солнца написать что-то хорошее о себе.

Рефлексия, можно ли позже добавить лучи солнца, когда на это солнце можно посмотреть.

Общение:

О чем говорят выразительные движения – 1 час.

Практическое занятие. Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для лица. Развивающая игра «Позитивиум детский». Объяснение предметов с помощью мимики и жестов.

Рефлексия, отличие в назывании предмета и его объяснении.

Развивающие игры с карточками – 2 часа.

Игротека. Игра «Детективчик». Нахождение правильного решения всем классом. Игра «Съедобное – несъедобное», «Воображариум». Игра в парах и четверках.

Рефлексия, выигрывает один человек или все, выигрыш зависит от количества играющих человек.

Коллективные игры – 2 часа.

Игротека. Игры «Башня», «Обезьянки», «Голодные стаканчики». Определение правил игры, определение результата игры, как определить выигравшего. Игра «Запоминайка». Определение правил игры, определение результата игры, как определить выигравшего. Игры с фишками. Определение правил игры, определение результата игры, как определить выигравшего.

Рефлексия, кто выиграл и, кто был успешным.

Вырабатываем совместное решение – 1 час.

Пластилинография. Пальчиковая гимнастика. Игра «Четыре руки и глина». Совместное выполнение из пластилина объемного предмета. Совместное выполнение пластилинографии на картоне.

Рефлексия, ка вы решили, что лепить, кто принимал решение, как друг друга понимали.

Как нас понимают окружающие – 1 час.

Практическое занятие. Упражнения на выполнение по сигналу. Игра «Дрессировщик». Выполнение упражнений через передачу информации с помощью мимики и жестов.

Рефлексия, управление другими людьми, кем быть легче, дрессировщиком или животным.

Взаимопонимание – 1 час.

Тренинг на прослеживание процесса взаимопонимания между людьми. Игра «Взаимопонимание». Словесное объяснение картинок, объяснение жестами.

Рефлексия, количество правильно отгаданных рисунков говорит о взаимопонимании.

Наша наблюдательность – 2 часа.

Практическое занятие с использованием раздаточных материалов. Сравнение картинок «Найди отличия». Развитие концентрации внимания. Игра «Разведчик». Развитие наблюдательности за поведением человека, выражением лица. Игра «Противоположное». Подбор слов противоположных по смыслу. Игра «Ассоциации». Развитие наблюдательности в определении особенностей каждого человека. Рисунок «Дом». Что включает в себя понятие «дом». Что и кто в нем находится. Игра «Дом». Кто может быть включен в дом из одноклассников.

Рефлексия, легче искать отличия по карточкам, разное поведение и выражение лица человека, особенности каждого человека.

Слепое доверие – 1 час.

Тренинг на развитие эмпатии. Игра «Слепое доверие». Ориентация в пространстве комнаты (пространство, шумы, температура воздуха, ощущение предметов на ощупь).

Рефлексия, каким бывает общение без слов, что испытывали, доверие или недоверие.

Актерские способности – 1 час.

Практическое занятие с использованием просмотра фрагмента фильма «Титаник». Упражнения на регуляцию мышечного тонуса, напряжения и расслабления. Игра «Зеркало». Копирование движений и эмоций напарника.

Рефлексия, нужна ли способность к перевоплощению.

Упражнения в паре – 1 час.

Практическое занятие с использованием игр с фишками, работа в парах. Игра: «Самолет». Выполнение последовательности ходов с фишками, на достижение результата. Игра «Побег». Отработка умения взаимодействовать в паре. Игра «Робот». Тренировка удерживания внимание на голосе напарника.

Рефлексия, важно ли выиграть в игре, важно ли выполнить действия совместно.

Упражнения в малых группах – 1 час.

Тренинг. Игра «Стыковка». Выполнение заданий в четверках. Игра «Слалом». Выполнение заданий в тройках.

Рефлексия, влияет ли ловкость и умелость одного на выполнение упражнения совместно с другими людьми.

Как мы пониманием окружающих – 1 час.

Практическое занятие на моделирование ситуации общения. Упражнение в кругу, передача игрушки человеку по определенному признаку. Игра «Рефлексия». Работа в паре, отработка умения подстраиваться под другого человека. Игра «Транспорт».  Моделируется ситуация поездки в автобусе. Дети определяют признаки, по которым видно, что человек хочет с тобой поговорить.

Рефлексия, с кем в паре легче было работать, почему.

Учусь понимать людей – 1 час.

Практическое занятие с использованием карточек - рисунков. Игра - танец «Если весело живется». Повторение движений за ведущим. Игра «Кто я». Выбор карточки и наклеивание на лоб. С помощью окружающих понять «Кто я».

Рефлексия, можно рассказать словами, можно показать движением.

Учусь взаимодействовать – 1 час.

Практическое занятие с использованием настольной игры – мозаики «Пазлы». Делятся на группы по общим признакам. 1. Собирают совместно пазлы. 2. Несколько частей пазлов перемешивают с другим рисунком. Собирание пазлов, нахождение недостающих частей в других группах.  3. Перемешивание всех картинок в общую кучу. Собирание своей картинки.

Рефлексия, совместное собирание или подчинение главному.

Атмосфера нашего класса – 2 часа.

Занятие – поиск с использованием фотографий.  Нахождение места учащихся на карте погоды. Погода и эмоции, чем похожи. Рисование природных явлений на карте погоды. Температура и настроение, наши ощущения и состояния. Раскрашивание в теплые и холодные цвета.

Рефлексия, наши состояние могут быть похожими и могут отличаться, как мы понимаем окружающих.

Рефлексия раздела: Каракули – 1 час.

Художественная галерея. Упражнение «Каракули Д. Винникота». Кляксография. Нарисуй по отпечатку руки. Продолжи рисунок. Демонстрация рисунков.

Рефлексия, на что похоже, какое настроение.

Сильные и слабые качества:

Словарь хороших качеств – 1 час.

Беседа «Качества хорошие – плохие». Записать хорошие и плохие качества. Определить, когда в жизни эти качества могут проявляться. Упражнение «Выбор». Каждому самостоятельно выбрать свои хорошие качества, записать в мини - словарь.

Рефлексия, прочитать словарь и определить, как он влияет на настроение.

Наши лучшие качества – 1 час.

Практическое занятие. Составление списка качеств. Упражнение «Мешки качеств», разделение на хорошие и плохие качества каждого учащегося.

Рефлексия, каких качеств больше.

Создаем хорошие качества – 1 час.

Выполнение творческих заданий. Рисунок, работа с пластилином, аппликация «Мое хорошее качество».

Рефлексия, множество хороших качеств.

Умение договариваться – 1 час.

Практическое занятие. Игра «Мне не нравится». «Мне не нравится, когда …». Правильно формулируют причину своего недовольства. Игра «Скажи конкретней» «Я говорю «Отстань!», если …». Конкретизируют свои требования. Игра «Сделай по-другому». Просмотр фрагмента мультфильма «Винни Пух». Разбор поступка. Совместное рисование без предварительного выбора темы на классной доске.

Рефлексия, учитываем мнение.

Напряжение или расслабление – 2 часа.

Практическое занятие с выполнением упражнений на чередование напряжения и расслабления. Упражнения «Легкие и тяжелые руки», «Снеговик», «Цветочек», «Холодно – жарко», «Сосулька», «Бревнышки». Упражнения «Мельница», «Плечи прыгают», «Колеса», «Карусели и качели».

Рефлексия, разница между напряжением и расслаблением.

Понимание себя как человека – 1 час.

Беседа. Какими мы можем быть, какими нас видят окружающие. Упражнение «Кто я?» Работа на листе с тремя графами (я сам о себе, родители обо мне, окружающие обо мне).

Рефлексия, повторяются ли качества в трех графах, отношение к себе самому.

Как меня принимают окружающие – 1 час.

Беседа «Какой я?». Упражнение «Листок за спиной». Передвижение в помещении, при встрече разглядывать друг друга. Записать впечатление о человеке, на листе, приколотом к спине этого человека.

Рефлексия, есть ли те качества, которые написали, совпадает то что думаете о себе с мнением окружающих.

Моя самооценка – 1 час.

Беседа. Просмотр видеосюжета о конкурсе поедания на время гамбургеров. Обсуждение, кто бы смог это сделать. Определение высокой, низкой и адекватной самооценки. Выбор из восьми кругов, определение самооценки. Упражнение «Лучшее о себе». Описание три сильных качества, достоинства и три хороших поступка, совершенных на протяжении последней недели. Упражнение «Плохое о себе». Выработка правил как исправить самооценку.

Рефлексия, мы развиваемся и меняемся.

Наш коллектив – 1 часа.

Сказочная гостиная. Рисунок «Часы», с прорисовыванием всех деталей. Присвоение каждому однокласснику определенной детали часов. Сказка «Часы». Упражнение «Без других я не смогу». Представление каждой детали, её работы в часах.

Рефлексия, взаимопомощь в классе.

Мои потенциалы – 1 часа.

Беседа. Знакомство с «Цветком потенциалов».  Заполнение лепестков цветка. Упражнение «Точка опоры». Заполнение круга по секторам, поиск опоры.

Рефлексия, потенциал одного и потенциалы многих.

Что такое ответственность – 3 часа.

Сюжетная игра «Принц и нищий». Подготовка к игре, распределение ролей, распределение оборудования, организация игрового пространства.

Рефлексия, возможности и ответственность.

Как мнение людей влияет на нас – 1 час.

Тренинг. Упражнение «Прошлое, настоящее, будущее». Каждый оказывается в центре внимания класса. Одноклассники рассказывают ему о том, как они думают, каким он был в детстве, какой он сейчас, каким он будет в будущем.

Рефлексия, согласие с мнением класса, отрицание мнения класса.

Мои особенности как человека – 2 часа.

Сказкотерапия. Упражнение «Дерево – характер». Рисунок дерева. Сравнение деревьев и нахождение похожих. Может быть, кто-то живет рядом с деревом или на нем.

Рефлексия, можно ли объединить животных ваших деревьев, у животных есть ваши качества человека.

Принятие решений – 2 часа.

Практическое занятие. Движение по дороге со светофором. Отработка цветных сигналов светофора. Деление на группы, работа по карточкам. Обсуждение ответов на карточках.

Рефлексия, влияние принятых решений на нашу жизнь.

Рефлексия раздела: Я реальный, идеальный, глазами других – 1 час.

Галерея автопортретов.  Рисунок «Это я», «Я глазами других», «Я идеальный». Почему нарисованы расхождения в рисунках.

Рефлексия, когда вы рисовали какие у вас были эмоции, какое состояние было у окружающих.

Форум – театр  2 часа:

Инсценированное представление. Мини-представление о жизни класса. Обсуждение, подбор сюжетов. Проведение итогового представления.

Рефлексия, какие мы, проблемы класса.

  1. Календарно – тематическое планирование 5 «а» класс – 66 часов

№ п/п

Тема занятия

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Кол-во часов

Дата

Планируемая

Фактическая

1 четверть

1

2

3

4

Диагностика  уровня уверенности учащихся в себе, уровень взаимоотношений с

окружающими.

4

01.09

06.09

08.09

13.09

5

Вводное занятие

Ознакомить с предстоящим курсом программы.

Игра «Узнай по описанию». Составление схемы работы по программе.

1

15.09

Положительный образ Я –15 часов

6

Я – неповторимый человек.

Показать уникальность каждого человека.

Сравнение листьев деревьев, цветов, картинок кошек.

Рисунок семьи.

1

20.09

7

Восприятие человека через его имя.

Создание благоприятной атмосферы, установление коммуникации, включение участников в деятельность.

Игра «Подбери на букву имени».

Игра «Подбери к имени». Игра «Назови ласково».

1

22.09

8

Вкусы и увлечения.

Учить определять свои вкусы и увлечения.

Анкета «Мои вкусы и увлечения».

Обсуждение анкет.

1

27.09

9

Привычки.

Закрепление понятия вредных и полезных привычек.

Составление списка привычек.

1

29.09

10

Зло и добро, которые нас окружают.

Развитие навыков общения, работы в коллективе.

Упражнение «Волшебный цветок доброты». Упражнение «Лестница доброты».

1

04.10

11

О чем говорят окружающие люди.

Учить взаимодействовать классом,  установление коммуникации.

Упражнение «Заверши фразу».

1

06.10

12

Влияние слов на общение.

Учить использовать позитивную лексику.

Упражнение «Портрет в розовых тонах».

1

11.10

13

Наши эмоции.

Тренировать проявлять эмоции перед зеркалом.

Работа с зеркалом.

1

13.10

14

Переживание неприятностей.

Тренировать реагировать на неприятности.

Разбор ситуации, подбор выхода из ситуации.

1

18.10

15

Мой характер.

Развивать мотивацию к познанию себя.

Упражнение «Угадай по описанию».

Игра «Характер по алфавиту».

1

20.10

16

Учусь оценивать себя сам.

Учить оценивать себя.

Рисунок «Я».

Упражнение «Построим по росту».

1

25.10

17

Самоуважение и уважение.

Познакомить с общими принципами на которых основано уважение к себе и другим людям.

Заполнение дерева достижений.

1

27.10

                                                                                                                                          1 четверть по плану:  17        

                                                                                                                                                                           дано:      

2 четверть

18

Учусь находить новых друзей и интересные занятия.

Формирование позитивного отношения к себе и окружающим людям.

Упражнение «Что нравится тебе, что нравится соседу».

1

08.11

19

Налаживание отношений.

Развитие умения налаживать отношения с людьми.

Упражнение «Карандаши». Упражнение «Ассоциации». Упражнение «Я могу, я умею».

Упражнение «Ладошка».

1

10.11

20

Рефлексия раздела: чего смог достичь.

Закрепить позитивное отношение к себе.

Рисунок солнца, упражнение «Я в лучах солнца»

1

15.11

Общение – 20 часа

21

О чем говорят выразительные движения.

Учить объяснять с помощью мимики и жестов.

Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для лица.

Развивающая игра «Позитивиум детский».

1

17.11

22

23

Развивающие игры с карточками.

Учить взаимодействовать классом, парами, четверками.

Игры «Детективчик», «Съедобное – несъедобное», «Воображариум».

2

22.11

24.11

24

25

Коллективные игры.

Развивать умение оценивать свою успешность и успешность одноклассников.

Игры «Башня», «Обезьянки», «Голодные стаканчики», «Запоминайка», игры с фишками.

2

29.11

01.12

26

Вырабатываем совместное решение.

Учить вырабатывать совместно решение.

Пальчиковая гимнастика.

Игра «Четыре руки и глина».

1

06.12

27

Как нас понимают окружающие.

Развивать умение быть понятым другим человеком.

Упражнения на выполнение по сигналу.

Игра «Дрессировщик».

1

08.12

28

Взаимопонимание.

Учить понимать другого человека.

Игра «Взаимопонимание».

1

13.12

29

30

Наша наблюдательность.

Развивать наблюдательность.

Сравнение картинок «Найди отличия».

Игры: «Разведчик»,  «Противоположное», «Ассоциации», «Дом».

Рисунок «Дом».

2

15.12

20.12

31

Слепое доверие.

Развивать сочувствие и сопереживание к окружающим.

Игра «Слепое доверие».

1

22.12

32

Актерские способности.

Развивать способность к управлению мимикой лица, управление мышечным тонусом.

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса, напряжения и расслабления. Игра «Зеркало».

1

27.12

                                                                                                                                             2 четверть по плану: 15          

                                                                                                                                                                                      дано:      

3 четверть

33

Упражнения в паре.

Развивать умение работать в паре.

Игра: «Самолет».

Игра «Побег».

Игра «Робот».

1

12.01

34

Упражнения в малых группах.

Развивать чувство партнерства, умение работать в четверках.

Игра «Стыковка».

Игра «Слалом».

1

17.01

35

Как мы пониманием окружающих.

Развивать умение в игре подстраиваться под напарника.

Игра «Транспорт».

Игра «Рефлексия».

1

19.01

36

Учусь понимать людей.

Развивать умение понимать окружающих людей.

Игра - танец «Если весело живется».

Игра «Кто я».

1

24.01

37

Учусь взаимодействовать.

Способствовать пониманию важности взаимодействия с другими людьми.

Игры «Пазлы»

1

26.01

38

39

Атмосфера нашего класса.

Создание благоприятной атмосферы, установление коммуникации, включение участников в деятельность.

Составление карты погоды класса.

2

31.01

02.02

40

Рефлексия раздела: Каракули.

Закрепление умения взаимодействовать.

Упражнение «Каракули Д. Винникота».

1

07.02

Сильные и слабые качества – 20 часов

41

Словарь хороших качеств.

Учить определять хорошие – плохие качества.

Упражнение «Выбор»

1

09.02

42

Наши лучшие качества.

Осознание качеств, которые помогут принять правильное решение.

Список качеств.

Упражнение «Мешки качеств»

1

14.02

43

Создаем хорошие качества.

Учить изображать в творческих работах хорошие качества.

Рисунок, работа с пластилином, аппликация «Мое хорошее качество».

1

16.02

44

Умение договариваться.

Формирование процесса нахождения взаимопонимания между одноклассниками.

Игра «Мне не нравится». Игра «Скажи конкретней» Игра «Сделай по-другому». Просмотр фрагмента мультфильма «Винни Пух».

1

21.02

4546

Напряжение или расслабление.

Учить управлять эмоциональным состояние через физическое состояние.

Упражнения «Легкие и тяжелые руки», «Снеговик», «Цветочек», «Холодно – жарко», «Сосулька», «Бревнышки». Упражнения «Мельница», «Плечи прыгают», «Колеса», «Карусели и качели».

2

28.02

02.03

47

Понимание себя как человека.

Формирование самоосознания себя как человека.

Упражнение «Кто я?»

1

07.03

48

Как меня принимают окружающие.

Формирование принятия оценки окружающими людьми.

Упражнение «Листок за спиной».

1

09.03

49

Моя самооценка.

Укрепление самооценки. Формирование адекватной самооценки.

Определение самооценки. Упражнение «Лучшее о себе».

Упражнение «Плохое о себе».

1

14.03

50

Наш коллектив.

Сплочение коллектива.

Рисунок «Часы».

Сказка «Часы».

Упражнение «Без других я не смогу».

1

16.03

51

Мои потенциалы.

Дать представление о скрытых возможностях.

Знакомство с «Цветком потенциалов».  

Упражнение «Точка опоры».

1

21.03

                                                                                                                                                3 четверть по плану:19    

                                                                                                                                                                                      дано:

4 четверть

5253

54

Что такое ответственность.

Создать условия для определения понятия ответственность.

Сюжетная игра «Принц и нищий».

3

04.04

06.04

11.04

55

Как мнение людей влияет на нас.

Учить принимать мнение окружающих людей.

Упражнение «Прошлое, настоящее, будущее»

1

13.04

5657

Мои особенности как человека.

Закрепить понимание своих особенностей как человека.

Упражнение «Дерево – характер»

Рисунок дерева.

2

18.04

20.04

5859

Принятие решений.

Тренировать в принятии решений.

Задания на отработку принятия решений.

2

25.04

27.04

60

Рефлексия раздела: Я реальный, идеальный, глазами других.

Закрепление восприятия себя глазами других людей, отслеживание своего эмоционального состояния.

Рисунок «Это я», «Я глазами других», «Я идеальный».

1

02.05

Форум – театр – 2 часа

61

Подготовка к мини - представлению.

Подготовка к итоговому представлению.

Обсуждение, подбор сюжетов.

1

04.05

62

Мини-представление о жизни класса.

Подведение итогов.

Проведение итогового представления.

1

11.05

63

64

65

66

Диагностика  уровня уверенности учащихся в себе, уровень взаимоотношений с

окружающими.

4

16.05

18.05

23.05

25.05

                                                                                                                                                   4 четверть по плану:15        

                                                                                                                                                                                      дано:

Кале

Календарно –

Контрольно - измерительный материал

Анкета «Мои вкусы и увлечения».

     Ответьте на вопросы:

  1. Твое любимое животное –
  2. Любимое занятие –
  3. Любимый цвет –
  4. Любимое блюдо –
  5. Любимый фильм –
  6. Любимый урок -

КАК ВЫ К СЕБЕ ОТНОСИТЕСЬ? Морозов А. В.

Отвечая на вопросы приведенного ниже теста, выберете тот вариант ответа, который наиболее вам подходит.

1. Как часто думаете, что не следовало говорить или делать что-то?

а) Очень часто;

б) иногда;

в) практически никогда.

2. Если вы разговариваете с талантливым и веселым человеком, вы:

а) постараетесь победить его;

б) не будете ввязываться с ним спорить;

в) поддержите беседу.

3. Выберите одно из мнений, что больше нравится:

а) то, что многим кажется везением, на самом деле – результат труда;

б) успехи зачастую зависят от удачи;

в) в сложной ситуации нужен человек, который сможет ободрить и утешить.

4. Тебе показали пародию на тебя.

а) рассмеешься;

б) найдешь смешное в человеке и высмеешь его;

в) обидишься, но не подадите вида;

г) уйдешь, хлопнув дверью.

5. Всегда спешишь, не хватает времени или берешься за выполнение заданий, которое сложно выполнить:

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

6. Выбираешь подарок другу. Купишь:

а) то, что нравится тебе;

б) то, что думаешь понравится другу;

в) то, что посоветуют.

7. Представляешь себе различные ситуации, в которых фантазируешь?

а) Да;

б) нет;

в) не знаю.

8. Обидно, когда у кого-то получается лучше, чем у тебя?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

9. Нравится делать наоборот?

а) Да;

б) нет;

в) не знаю.

10. Закрой глаза и представить себе три цвета подряд:

а) голубой;

б) желтый;

в) красный. Какой цвет вы видели наиболее ярко?

Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим "ключом":

1. "а"-1,   "б"-3,   "в"-5;

2. "а" - 5, "б" - 1, "в" - 3;

3. "а"-5,   "б"-1,   "в"-3;

4. "а" - 3, "б" - 4, "в" - 1, "г" - 5;

5. "а"-1,   "б"-,5,  "в"-3;

6. "а"-5,   "б"-3,   "в"-1;

7. "а"-1,   "б"-5,   "в"-3;

8. "а"-1,   "б"-5,   "в"-3;

9. "а"-5,   "б" - 1, "в"-3;

10. "а" - 1, "б" - 3, "в" - 5.

0 баллов – очень низкий уровень, отказ от выполнения

1 балл – низкий уровень

От 23 до 10 баллов – очевидно, ты недоволен собой, тебя мучают сомнения и неудовлетворенность: своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом... Остановись! Кто сказал, что любить себя – плохо?

2 балла – средний уровень

От 37 до 24 баллов - ты живешь в согласии с собой, знаешь себя и можешь себе доверять. Обладаешь ценным умением находить выход из трудных ситуаций. У тебя нормальная здоровая самооценка, ты умеешь быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

3 балла – высокий уровень

От 50 до 38 баллов - ты доволен собой и уверен в себе. У тебя большая потребность командовать людьми. Тебе безразлично то, что о тебе говорят, но сам имеешь склонность критиковать других. Чем больше у тебя баллов, тем больше тебе подходит определение: "вы любите себя, но не любите других". Ты не принимаешь никакой критической информации по отношению к себе.

ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ?  Москаленко В. Д.

Вопреки общепринятому мнению, положительный ответ на вопрос "любите ли вы себя?" часто предрасполагает к успеху, счастью и хорошим контактам с другими людьми и отнюдь не является выражением эгоизма. Отвечая на вопросы этого теста "да" или "нет", можно попытаться разобраться в себе и в отношениях с окружающими.

1. Принимаешь ли ты себя таким, какой ты есть? 

2. Считаешь ли, что тебя преследуют неудачи? 

3. Прислушиваешься к мнению окружающих? 

4. Вспоминаешь ли ты разговоры и ситуации, которые когда-то с тобой были? 

5. Смущаешься, когда тебя хвалят? 

6. Часто находишься один? 

7. Чем больше денег, тем лучше? 

8. Часто ли ты испытываете опасение, что случится самое плохое? 

9. Трудно ли тебе проявлять свои чувства к другим? 

10. Можешь отстоять своё мнение?

За каждый ответ "нет" на вопросы 2 – 9 получаете 5 баллов, а за ответ "да" – 0 баллов.

За ответы "да" на вопросы 1 и 10 – 5 баллов, за ответы "нет" – 0 баллов.

0 баллов – очень низкий уровень, отказ от выполнения

1 балл – низкий уровень

От 0 до 10 баллов - ты определенно не любишь себя. Ожидаешь, что с тобой случится плохое, и, признайся, эти ожидания сбываются. Бывают мгновения, когда ты ненавидишь. Пришло время измениться. Подумай об этом!

2 балла – средний уровень

От 15 до 30 баллов - трудно сказать, любишь ли ты себя. Наверняка, думаешь об этом. Ты не всегда используешь все свои способности. Это может вызвать у тебя неприязнь к самому себе.

3 балла – высокий уровень

От 35 до 50 баллов - ты себя любишь, значит, любишь и других. Ты успешен и жизнерадостен. Чувствуешь свою необходимость и считаешь себя личностью с достоинствами и возможностями.

Обработка результатов:

1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).

Дальше предлагается следующая методика для определения самооценки или методика «Изучение общей самооценки».

Методика «Лесенка».

Рисуем на доске лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.

На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступеньке).

Взаимоотношения с окружающими  М. Мюррей

Для начала нарисуйте вот такой шаблон:

Тест, который покажет, правильно ли выстроены ваши отношения с окружающими

Внутри кругов «разместите» всех и все то, что тебе близко. Тебе нужно представить свою жизнь и исходя из этого вписать в круги по одному пункту. В зависимости от степени значимости для тебя там могут быть другие люди, вещи, работа, увлечения. В 1-м круге — самые важные, в 7-м — наименее важные.

  • 1-й круг, центральный: в нем должен быть только ты. Если здесь присутствует рядом кто-то еще либо только кто-то, но нет тебя, то это означает, что тебя слишком много в жизни этого человека, а его — в твоей жизни. Это может нанести вред тебе, твоему здоровью, развитию (как физическому, так и интеллектуальному).
  • 2-й круг: здесь могут быть родители. Это люди, с которыми вы можете поделиться своими мыслями и чувствами, с которыми вы чувствуете себя в полном спокойствии и безопасности.
  • 3-й круг: здесь должен находиться только друг или возлюбленный/ возлюбленная и больше никто другой. В том случае, если у тебя нет отношений, этот круг должен оставаться пустым.
  • 4-й круг: могут быть родственники
  • 5-й, 6-й, 7-й круги: в этих кругах школа, хобби, домашние питомцы и еще множество иных составляющих, которыми заполнена твоя жизнь.

Эти «круги близости» можно использовать, когда вы чувствуете, что в твоей жизни нет равновесия, в отношениях с людьми есть какие-либо проблемы. Сделав такой тест, можно наглядно увидеть жизнь и уже исходя из этого корректировать отношения, чтобы прийти к балансу.

ТЕСТ: УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ?  С. Колосова

Одним людям не составляет труда выстраивать хорошие отношения со всеми, кто их окружает. Другие же с подозрением относятся ко всем и к каждому, подпитывая свой эгоизм. А умеешь ли ты строить отношения с окружающими людьми?
1.В день рождения ты получил подарок, но он тебе не нравится. Как ты поступишь с подарком?
а) передаришь подарок кому нибудь – 1 балл;
б) дашь понять гостю, принесшему этот подарок, что он мог бы выбрать подарок получше – 2 балла;
в) уберете подарок куда ни будь, чтобы он не попадался тебе на глаза – 3 балла.

2. Почтальон по ошибке опустил в твой почтовый ящик открытку, адресованную твоему соседу. Как ты поступишь в этой ситуации?
а) сначала прочтешь открытку, а уж потом передашь ее соседу – 2 балла;
б) сразу же опустишь открытку в ящик соседа – 3 балла;
в) выбросишь это почтовое отправление как ненужное тебе – 1 балл.
3. В компании кто-то рассказывает случай, хорошо тебе известный. Какова будет твоя реакция?
а) ты вновь внимательно выслушаешь рассказ – 3 балла;
б) скажешь: «А, где то я это уже слышал...» – 2 балла;
в) прервешь рассказчика и начнешь рассказывать сам – 1 балл.
4. Тебе предложили интересную, но неоплачиваемую работу. Согласишься принять это предложение?
а) нет, поскольку считаешь, что это для тебя не лучший вариант – 1 балл;
б) согласишься, но будешь хотеть получить больше – 2 балла;
в) согласишься, не раздумывая – 3 балла.
5. Случайно ты обнаружил способ, с помощью которого возможно звонить по телефону бесплатно.

Что ты сделаете?
а) сообщите об этом способе телефонному оператору связи – 3 балла;
б) сохранишь это в тайне – 1 балл;
в) расскажешь об этом своим друзьям – 2 балла.
6. Ты увидел, что в парке мальчишки издеваются над кошкой, у которой перебита лапа. Как ты отреагируешь?
а) прогонишь мальчишек – 2 балла;
б) постараешься помочь несчастному животному – 3 балла;
в) продолжишь путь, не обратив внимания на мальчишек и кошку – 1 балл.
Теперь суммируем свои баллы.

0 баллов – очень низкий уровень, отказ от выполнения

1 балл – низкий уровень

Если ты набрал от 6 до 9 баллов – окружающие говорят о тебе, что ты иногда эгоистичен. Ты не доверяешь людям, отношения с окружающими ты строишь на принципе «ты – мне, я – тебе». Но если ты знаешь свои недостатки, то еще не поздно научиться строить отношения с окружающими людьми.

2 балла – средний уровень

Если ты набрал от 10 до 14 баллов – ты убежден, что умеешь строить отношения с окружающими, но на самом деле это зависит от обстановки, в которой ты находишься. Иногда ты внимателен и доброжелателен по отношению к окружающим, в некоторых случаях подозрителен и не способен на нормальные взаимоотношения с людьми.

3 балла – высокий уровень

Если ты набрал от 15 до 18 баллов – ты очень терпеливый человек. Ты стремишься со всеми подружиться, при ссорах стараешься договориться. Правда, ты не критично относишься к себе и окружающим.


Диагностическая карта

ФИО ________________________________________________________

Возраст ________________

Как к себе относитесь

Цените ли вы себя

Взаимоотношения с окружающими

Цветные домики

Люшер

Эмоции (онлайн)

Кактус

Конфликтность

Hand - тест

Кеттел (личностный тест)

Импульсивность

Упорство

Терпеливость

Субъективный контроль

Настойчивость

Уровень притязаний

Стиль саморегуляции поведения

Развитость силы воли

Уровень силы воли

Самооценка силы воли

        

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

выбор

отклонение

выбор

отклонение

выбор

отклонение

выбор

отклонение

выбор

отклонение

                                                                                        Социометрия

                VI.Материально – техническое обеспечение

  1. Развивающие игры
  2. Пазлы
  3. Подборка вырезанных цветных картинок из журналов
  4. Деревянные палочки
  5. Игра «Детективчик»
  6. Игра «Съедобное – несъедобное»
  7. Игра «Воображариум»
  8. Игры «Башня»
  9. Игра «Обезьянки»
  10. Игра «Голодные стаканчики»
  11. Игра «Запоминайка»
  12. Зеркала
  13. Подборка картинок «Найди отличия»
  14. Фрагмент фильма «Титаник»
  15. Игра: «Самолет»
  16. Игра «Божья коровка»
  17. Тканевые мешочки
  18. Фрагмента мультфильма «Винни Пух»
  19. Фотографии учащихся
  20. Видеосюжет о конкурсе поедания на время гамбургеров

  1. Учебно – методическое обеспечение

Научно-методическая литература:

  1. Баранов П. В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности /П. В. Баранов, Б. В. Сазонов. – М., 1989
  2. Ильин Е. П. Психология воли /Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000
  3. Корнилов К. Н. Воля и её воспитание / К. Н. Корнилов. – М.: Знание 1957
  4. Кривцова С. В., Е. А. Мухаматулина. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками.- «Генезис», 2005
  5. Садовская В. С., Ремизов В. А.. Основы коммуникативной культуры. – Юрайт. 2016
  6. Максимов А. Как разговорить собеседника или ремесло общения. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2004.

Литература  для учащихся:

  1. Ваш психологический портрет: популярные тесты. – Киров: Лит.-худ. Изд-во Кировского отд. СФК, 1990
  2. В. Богданович. Стань интересным собеседником. СПб.: Питер, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....