программа "Волевая регуляция" 8 класс
рабочая программа по психологии (8 класс)
формирование волевого компонента 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формирование волевого компонента у учащихся УО 8 класс | 95.1 КБ |
Предварительный просмотр:
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Исилькульская адаптивная школа-интернат»
УТВЕРЖДАЮ Директор КОУ «Исилькульская школа-интернат» ____________ Е. Е. Маштакова Приказ № от 2022 г. |
Рабочая программа
«Волевая регуляция»
для обучающихся 8 «б» класса
на 2022 – 2023 учебный год
Составитель:
Педагог – психолог
Л.В. Бунтова__________
Рабочая программа рассмотрена на
заседании МО старших классов
«26» августа 2022г. протокол №1
Руководитель МО старших классов
А. В.Третьякова_________________
Согласовано:заместитель директора
Н. Б. Дудко_____________________
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционного курса «Волевая регуляция» предназначена для учащихся 8 «б» класса с умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. N 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного Образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (приказ от 19.12.1014г. №1599);
- Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ «Исилькульская школа – интернат»;
- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в КОУ «Исилькульская адаптивная школа-интернат»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлен на решение задач способствующих формированию общей культуры, разносторонне развитой личности, через нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное и физическое развитие, а так же формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Выделенные задачи решаются через реализацию адаптированной основной образовательной программы, в том числе и через реализацию коррекционного курса включенного в учебный план учреждения.
У детей с легкой степенью умственной отсталостью эмоционально-волевая сфера имеет свои специфические особенности:
- недоразвитие мотивационной сферы (преобладают биологические потребности, нет потребностей в социальном, личностном развитии, неразвита учебная мотивация);
- недостаточная дифференциация чувств и эмоций (бедность чувств, распознают только полярные эмоции, не понимают сложных эмоций, не могут распознать эмоциональное состояние по мимике и жестам);
- неадекватность, неустойчивость эмоций, импульсивные реакции на внешние впечатления;
- недостаточно развита воля и произвольность (отсутствует самоконтроль, не могут противостоять воле другого человека, безынициативны);
- неадекватная самооценка;
- низкий или завышенный уровень притязаний (зависит от уровня доступности той или иной деятельности).
Все эти особенности приводят к незрелости личностной сферы и нуждаются в своевременной коррекции, особенно в подростковом возрасте, когда происходит как становление, так и развитие личности.
Программа нацелена на развитие волевого компонента. Актуальность данной программы связана с тем, что у большинства учащихся подросткового возраста слабо сформирована произвольная регуляция действий, которая лежит в основе поведения и деятельности. Выполнение любого задания включает принятие инструкции, умение удерживать её, самостоятельно составлять план своих действий, контролировать результат деятельности. Многие из них не способны удерживать инструкцию даже на протяжении непродолжительной работы. Несформированность данных компонентов может повлечь за собой затруднения в обучении и развитии на втором этапе обучения, что может стать препятствием, для успешной социализации и трудоустройства выпускников школы.
Содержание программы рассчитано на отработку умения выстраивать программу своих действий и поведения. Многие упражнения, входящие в программный материал, составлены на основе алгоритмов действий. Это вызвано необходимостью формирования произвольной регуляции через отработку навыков контроля за двигательной активностью.
У умственно отсталых детей словесная регуляция производимых действий формируется значительно позднее и с существенными отклонениями. Развитие волевой активности у детей способствует их умственному и речевому развитию, и обратно: успехи в овладении мышлением и речью положительно сказываются на формировании волевой сферы.
При проведении занятий учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания. Занятия проходят на основе групповых взаимоотношений, сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют формированию положительной мотивации к деятельности. При выполнении заданий контролируется качество их выполнения, оказывается необходимая индивидуальная поддержка, стимулируется активность ребенка.
В 8 классе учащиеся осваивают раздел «Сплочение группы, умение работать в коллективе» программы «Волевая регуляция» для обучающихся 5-9 классов (рассчитанной на 5 лет).
В процессе коррекционно-развивающих занятий возможно постепенное формирование способности реализовать волевые усилия совместно с окружающими одноклассниками, при активной поддержки со стороны взрослого.
В программу также включены упражнения, способствующие развитию умения общаться, умения работать в коллективе, так как регуляция деятельности предполагает умение координировать свои действия с действиями других членов коллектива.
Цель программы :
Создание условий для коррекции и развития волевых усилий школьников, через саморегуляцию при эффективном взаимодействии в коллективе.
Задачи:
- Обучение коммуникативным умениям, способам выражения негативных эмоций, пониманию поступков окружающих людей;
- Формирование личностно конструктивных моделей поведения в жизненных ситуациях;
- Развитие эмоциональной произвольности, регуляции поведенческих реакций;
- Коррекция и профилактика отклонений в социальном и психологическом здоровье умственно отсталых школьников с нарушением интеллекта;
- Воспитывать умения продуктивно взаимодействовать в коллективе.
В течение года проводится диагностика особенностей личности учащихся.
Диагностика проводится в 2 этапа (в сентябре, мае отводится по 4 часа на обследование детей):
1 этап – стартовая диагностика.
Цель: определить уровня общительности и определение конфликтности.
2 этап – итоговая диагностика.
Цель: выявить поведенческие тенденции.
Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне повышения самостоятельности школьников с нарушением интеллекта через расширение возможностей общения, принятии и понимании себя и окружающих людей, социализации в обществе.
Реализация воспитательного потенциала предполагает организацию занятия с учетом совокупности методов, приемов, направленных на воспитание обучающихся. Воспитывающее содержание занятия направлено на побуждение школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах. Добиться этого возможно, предъявляя детям на занятии воспитывающую информацию: о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о классической и массовой культуре, рассказывая о судьбах литературных и исторических персонажей; информацию затрагивающую социальные, нравственные, этические вопросы; особенности межличностных, межгрупповых, межнациональных или межконфессиональных отношений; проблемы политической, экономической, культурной жизни людей.
Использование воспитательных возможностей содержания коррекционных занятий через демонстрацию учащихся примеров осознанного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, анализа жизненных историй, поступков и ситуаций.
Применение на занятиях «Волевая регуляция» совместных интерактивных форм работы (учитель-ученики, ученик-ученик, ученики-ученики), которые дают учащимся возможность приобретения эстетических и нравственных переживаний, помогают осваивать опыт ведения диалога, излагать личное мнение, искать пути решения поставленных задач, воспитывают умение работать в парах и группах, в команде, распределять роли и добиваться совместного результата.
Реализация вышеизложенных идей, форм и видов воспитания умственно-отсталых учащихся предусматривает использование соответствующих педагогических технологий, которые обеспечивают взаимодействие всех участников, обеспечивая высокий воспитательный результат обучения.
С целью решения вопросов по профориентации обучающихся на коррекционных занятиях «Волевая регуляция» планируется включать материал, направленный на знакомство учащихся с многообразием мира профессий; на формирование умения осознавать особенности своей личности готовой к самостоятельной жизни с учетом профессионального самоопределения.
На занятиях, где рассматриваются вопросы профориентационного характера, ведется работа направленная на развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование личного образа).
При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую программу вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика или телефон, выход в интернет, электронная почта, мессенджер – WhatsApp) для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия.
Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала. Для осуществления контроля качества полученных знаний разрабатывается контрольно – измерительный материал: опросники и задания для выполнения самостоятельных работ в дистанционном режиме.
При составлении занятий адаптируется материал основных образовательных порталов:
- образовательный портал России «Инфоурок.ру»;
- социальная сеть работников образования nsportal.ru
весь материал по коррекционному курсу размещается на сайте https://nsportal.ru/buntova-lyudmila-viktorovna
Место коррекционного курса в АООП (1 вариант)
Коррекционный курс «Волевая регуляция» является частью учебного плана внеурочной деятельности, формируемой участниками образовательных отношений.
В соответствии с годовым календарным графиком программа рассчитана в 8 «а» классе на 66 часов (2 часа в неделю). Возможно изменение количества часов в зависимости от внесения изменений в Годовой календарный учебный график. В 8 классе реализуется блок «Сплочение группы, умение работать в коллективе».
Программа позволит сформировать следующие базовые действия подростка:
регулятивные:
- подчинение своих действий поставленной задаче в условиях взаимодействия всего класса;
- принятие и сохранение целей и задач практических заданий;
- осуществление коллективного поиска средств, для более качественного выполнения задания;
- осознанное действие на основе разных видов инструкций для решения поставленных задач;
- мобилизация своих возможностей для решения проблем;
- развитие способности к волевому усилию;
- осуществление самоконтроля и взаимного контроля в совместной деятельности;
- адекватно реагируют на внешний контроль и оценку, корректируют свою деятельность.
познавательные:
- при необходимости извлекают информацию из различных источников, делают логические выводы, участвуют в обсуждениях;
- используют усвоенные логические операции в практической деятельности;
- используют в жизни и деятельности, усвоенные межпредметные знания.
коммуникативные:
- вступают в диалог с учителем и учениками;
- отвечают и задают вопросы;
- участвуют в беседе;
- слушают собеседника;
- используют доступные источники и средства получения информации.
личностные:
- сдерживание неодобряемых самим учащимся и окружающими людьми негативных чувств;
- адекватно реагируют на поведение окружающих;
- испытывают чувство гордости за достигнутые свои успехи и успехи одноклассников;
- адекватно эмоционально откликаются на демонстрируемые картины и музыку;
Планируемые результаты освоения программы
Ожидаемые результаты освоения программы:
поступки учащихся ориентированы на свои убеждения, знания и представления о том, как надо поступать и реагировать в соответствующей ситуации;
выполнение творческой работы, совершая действия и поступки по собственной инициативе;
осознание своей успешности;
проявление интереса к занятиям;
развитие способности к волевому усилию;
приобретен опыт реализации своих возможностей в безопасной обстановке;
устойчивость проявлений волевых актов;
сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам и установленному порядку;
выполнение в срок заданий;
работают в группе, парах;
приобретают умения снижать психоэмоциональное напряжение;
приобретают умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей;
приобретают умения взаимодействия;
приобретают умения работать с информацией;
приобретают умения при необходимости извлекать информацию из различных источников.
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
8 класс
«Сплочение группы, умение работать в коллективе»
Примерно 66 часов в год, 2 раз в неделю
1 | Диагностические занятия. | 8 |
2 | Вводное занятие. | 1 |
3 | Бродилки. | 8 |
4 | Тактические занятия. | 26 |
5 | В действии. | 21 |
6 | Форум - театр | 2 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
8 «б» класс «Сплочение группы, умение работать в коллективе»
Вводное занятие.
Бродилки – занятия, на которых учащиеся совершают виртуальные путешествия.
В поисках Грааля. Поди туда, не знаю куда, принести то, не знаю, что. Ходилка (2). Пираты Карибского моря.
Рефлексия раздела: Комфортные зоны школы.
Тактические – занятия, на которых учащиеся планируют и реализуют деятельность.
Логические деревья. Конфликт и пути его разрешения. Взаимопонимание. Знатные сыщики или сбежавшая невеста. Шаги до счастья. Под дождем. Страус. Галактика. Параллельный мир. Поиграем в сказку. Совместный рисунок. Люди и чудовища. Пещера. Дело о пропаже из музея. Понимание – ключ к успеху. Дом.
Рефлексия раздела: Карта успеха.
В действии – занятия, на которых учащиеся большую часть заданий выполняют в движении.
Табу. Дракон. Рисуем руками. Скульптура состояний. Вселенская тайна. Снежинка. Птица радости. Кто есть кто в Камелоте? Возможности мои – возможности группы. Паутина. Тролли. Бомба. Уверенность. Иссякший колодец. Сказочная игра. Освобождение. Бабочка. Искатель. Дом наших отношений.
Рефлексия раздела: Чаепитие.
Форум – театр:
Мини-представление о жизни класса.
- Календарно – тематическое планирование 8 «б» класс – 66 часов
№ п/п | Тема занятия | Дидактическая цель | Основные виды деятельности | Кол-во часов | Дата | ||||||
Планируемая | Фактическая | ||||||||||
1 четверть | |||||||||||
1 2 3 4 | Диагностика | Определить уровень импульсивности. Определить локус субъективного контроля. Определение уровня упорства. Определение терпеливости. Определение настойчивости. | Тест В. А. Лосенкова.Тест Е. Ф. Бажина. Тесты Е.П. Ильина и Е.К. Фешенко. | 4 | 06.09 07.09 13.09 14.09 | ||||||
5 | Вводное занятие | Ознакомить с предстоящим курсом программы. | Игра «Узнай по описанию». Составление схемы работы по программе. | 1 | 20.09 | ||||||
Бродилки – 8 часов | |||||||||||
6 7 | В поисках Грааля. | Активизировать процесс самопознания. | Легенда о святом Граале. Изготовление Грааля. Изготовление фигур Фишера и Рыцаря. Поиск места дворца Грааля. | 2 | 21.09 27.09 | ||||||
8 | Поди туда, не знаю куда, принести то, не знаю, что. | Актуализировать личностные ресурсы. | Упражнение «3 школьных предмета». Придумывание истории. | 1 | 28.09 | ||||||
9 10 | Ходилка. | Создать доброжелательную атмосферу для сплочения класса. | Настольные игры – «Ходилки». | 2 | 04.10 05.10 | ||||||
11 12 | Пираты Карибского моря. | Развитие командообразование. | Приветствие Джека Воробья. Выработка совместных обязательств. Создание корабля из учащихся. Игра «Плавание». Игра «Завязать узел». | 2 | 11.10 12.10 | ||||||
13 | Рефлексия раздела: Комфортные зоны школы. | Определение комфортных зон школы. | Оценивание зон школы по карте, суммирование баллов. | 1 | 18.10 | ||||||
Тактические занятия – 26 часов. | |||||||||||
14 | Конфликт и пути его разрешения. | Учить поиску путей сотрудничества при выходе из конфликтной ситуации. | Упражнение «Дерево знаний». Анкетирование. Составление памятки «как выйти из конфликтной ситуации». | 1 | 19.10 | ||||||
1516 | Логические деревья. | Развивать мышление, творческие процессы. | Сказка о волшебных деревьях, рисование волшебных деревьев, создание логических заданий. | 2 | 25.10 26.10 | ||||||
По плану: 16 | |||||||||||
Дано: | |||||||||||
17 | Конфликт и пути его разрешения. | Учить поиску путей сотрудничества при выходе из конфликтной ситуации. | Упражнение «Дерево знаний». Анкетирование. Составление памятки «как выйти из конфликтной ситуации». | 1 | 08.11 | ||||||
18 | Взаимопонимание. | Учить понимать друг друга. | Игра «Взаимопонимание». | 1 | 09.11 | ||||||
19 20 | Знатные сыщики или сбежавшая невеста. | Тренировать навыки распознавания невербальных сигналов. | Определение ролей. Раздача карточек. Придумывание своей истории, изготовление герба. | 2 | 15.11 16.11 | ||||||
21 22 | Шаги до счастья. | Развитие целеполагания. | Упражнение «Помогу тебе с целью». Составление плана достижения цели. | 2 | 22.11 23.11 | ||||||
23 | Под дождем. | Формирование командообразования. | Введение в тему. Проигрывание ситуации. | 1 | 29.11 | ||||||
24 | Страус. | Учить способам решения проблем. | Разминка. Сказка о страусе. Упражнение «Взаимодействие со страхом». Упражнение «Горная вершина». | 1 | 30.11 | ||||||
25 26 | Параллельный мир. | Учить взаимодействовать со всеми учащимися класса. | Погружение в игровую ситуацию. Представление союзов. Конкурс «Ключевые слова». Корректурные пробы. Загадки Амтхауэра. | 2 | 06.12 07.12 | ||||||
2728 | Поиграем в сказку. | Учить подчинять свои действия готовому сюжету, уметь вносить творческие изменения. | Работа с иллюстрациями к сказке «Морозко». Проигрывание сказки. Адаптировать сказку к нашему времени. | 2 | 13.12 14.12 | ||||||
29 | Галактика. | Развивать уровень самосознания. | Разминка. Упражнение «Галактика». | 1 | 20.12 | ||||||
30 | Совместный рисунок. | Развивать возможности в общении, взаимоотношений. | Рисование острова, совместно и не договариваясь. Обсуждение результата. | 1 | 21.12 | ||||||
31 | Люди и чудовища. | Способствовать осознанию важности помощи окружающих. | Игра «Люди и вампиры». Обсуждение игры. | 1 | 27.12 | ||||||
32 | Пещера. | Развитие лексической коммуникации. | Игра «Пещера». | 1 | 28.12 | ||||||
По плану: 16 | |||||||||||
Дано: | |||||||||||
33 34 | Дело о пропаже из музея. | Создать условия для сплочения класса. | Упражнения «Известные детективы». Представление Шерлока Холмса. Упражнение «Расшифровка записки». Упражнение «Прохождение пути, болота». Упражнение «Пляшущие человечки». Упражнение «Найди записку». Упражнение «Чувствоведы». Упражнение «Немой цвет». | 2 | 17.01 18.01 | ||||||
35 36 | Понимание – ключ к успеху. | Формирование умения распознавать и устранять ошибки во взаимопонимании. | Упражнение «Здравствуйте». Заполнение таблицы «Взаимопонимание в общении». Упражнение «Любое число». Упражнение «Угадай, что нарисовано». Упражнение «Испорченный телефон». | 2 | 24.01 25.01 | ||||||
37 38 | Дом. | Рисунок «Мой дом, каким я его вижу». Игра «Дом». | 2 | 31.01 01.02 | |||||||
39 | Рефлексия раздела: Карта успеха. | Учить составлять карту успеха. | Составление индивидуальной карты успеха. | 1 | 07.02 | ||||||
В действии – 21 час. | |||||||||||
40 | Табу. | Учить осознанно относить к запретам. | Упражнение «Нельзя». Обсуждение. | 1 | 08.02 | ||||||
41 | Дракон. | Устранение негативных состояний. | Рассказ о драконах и мифах связанных с ними. Изготовление маски. Придумывание истории. | 1 | 14.02 | ||||||
42 | Рисуем руками. | Гармонизировать эмоциональное состояние. | Изготовление краски, произвольное рисование. | 1 | 15.02 | ||||||
43 | Скульптура состояний. | Учить актуализировать свое состояние. | Работа с пластилином. | 1 | 21.02 | ||||||
44 | Вселенская тайна. | Формирование коллектива класса. | Создание вселенной, рисование планет. Разминка «Летающие тарелки». Упражнение «Закодированное слово». Упражнение «Составление послания по расшифрованным словам». | 1 | 22.02 | ||||||
45 | Снежинка. | Учить самовыражению в пределах классного коллектива. | Создание снежинки с посланием для класса. Упражнение «Сугроб». | 1 | 28.02 | ||||||
46 | Птица радости. | Развивать адекватный уровень притязаний. | Упражнение – энергизатор «А у соседа тоже». Упражнение «Горячий стул». Оригами «Птица счастья» и создание объемного макета с птицами. | 1 | 01.03 | ||||||
47 48 | Кто есть кто в Камелоте? (2) | Развивать навык сотрудничества и сплоченности. | Введение в историю про Камелот. Разогрев «Рыцарские скачки». Визуализация «Меч в камне». Игра «Рыцарские забавы». Игра «Создай королевство». Игра «Круглый стол». | 2 | 07.03 14.03 | ||||||
49 | Возможности мои – возможности группы. | Приобретение опыта реализации своих возможностей в безопасной обстановке. | Подготовка к игре. Игра «Твоя жизнь – твои возможности – твой выбор». | 1 | 15.03 | ||||||
50 | Паутина. | Развивать умение сотрудничать. | Игра «Перестройки». Игра «Паутина». | 1 | 21.03 | ||||||
51 | Бомба. | Учить вырабатывать стратегию поведения. | Коммуникативная игра «Бомба». Игра «Тролли». | 1 | 22.03 | ||||||
По плану: 19 | |||||||||||
Дано: | |||||||||||
52 | Уверенность. | Учить владеть методами расслабления или релаксации. | Упражнение «Поза кучера». Упражнение «Полное дыхание». Упражнение «Ритмичное дыхание». Упражнение «Паровозик». Упражнение «Полное дыхание». Упражнение «Поплавок в океане». Упражнение «Маяк». | 1 | 04.04 | ||||||
53 | Иссякший колодец. | Актуализация ресурсов класса. | Сказка о колодце. Распределение ролей. День в деревне. Завершение игры. | 1 | 05.04 | ||||||
54 | Сказочная игра. | Развивать взаимодействие в классе. | Поиск Волшебной шкатулки по схеме с выполнением заданий. | 1 | 11.04 | ||||||
55 | Освобождение. | Развивать навык сотрудничества и сплоченности. | Упражнение «Встреча руками». Упражнение «Хочу – могу – надо». Упражнение «Полюсы». Упражнение – поддержка. Упражнение «Освобождение». Энергизатор «Холодильник». | 1 | 12.04 | ||||||
56 | Бабочка. | Знакомить с новыми формами сотрудничества друг с другом. | Разминка. Сказка «Бабочка». Игра «Межгрупповая встреча». Игра «Отражение». Игра «Рисунок поляны». | 1 | 18.04 | ||||||
57 | Искатель. | Поиск резервов развития класса. | Жеребьевка и рассаживание по схеме. Знакомство с легендой. Выполнение заданий. | 1 | 19.04 | ||||||
58 59 | Дом наших отношений. | Способствовать формированию сплоченного коллектива. | Пословицы о доме. Загадки о доме. Строительство дома из заготовленных частей. Карточки с заданиями для строительства дома. Фотография класса. | 2 | 25.04 26.04 | ||||||
60 | Рефлексия раздела: Чаепитие. | Создание благоприятного психологического климата и фиксация на положительном эмоциональном состоянии. | Чтение рассказа о чаепитии, чаепитие, беседа по темам. | 1 | 02.05 | ||||||
Форум – театр – 2 часа | |||||||||||
61 | Подготовка к мини - представлению. | Подготовка к итоговому представлению. | Обсуждение, подбор сюжетов. | 1 | 03.05 | ||||||
62 | Мини-представление о жизни класса. | Подведение итогов. | Проведение итогового представления. | 1 | 10.05 | ||||||
63 64 65 66 | Диагностика | Определить уровень импульсивности. Определить локус субъективного контроля. Определение уровня упорства. Определение терпеливости. Определение настойчивости. | Тест В. А. Лосенкова.Тест Е. Ф. Бажина. Тесты Е.П. Ильина и Е.К. Фешенко. | 4 | 16.05 17.05 23.05 24.05 | ||||||
По плану: 15 | |||||||||||
Дано: |
- КонтКонтрольно - измерительный материал
Исследование импульсивности тест-опросник В. А. Лосенкова
Цель исследования: определить уровень импульсивности. Материал и оборудование: тест-опросник В. А. Лосенкова, состоящий из 20 вопросов, к каждому из которых дана четырехбальная шкала ответов, ручка для письма.
Процедура исследования
Исследование может проводиться с одним испытуемым или с небольшой группой. Испытуемому предлагают текст опросника с четырехбалльной шкалой ответов по каждому вопросу. При работе группы исследователю нужно следить за соблюдением строгой индивидуальности в выполнении теста.
Инструкция: "Предлагаемый Вам тест содержит 20 вопросов. К каждому из вопросов даны ответы. Внимательно прочитайте каждый вопрос и выберете ответ. В тесте нет "плохих" и "хороших" ответов. Старайтесь почувствовать себя свободно и отвечать искренне. Предпочтительнее тот ответ, который первым пришел Вам в голову".
Текст опросника
I. Начатое дело доводишь до конца?
1. Да.
2. Часто.
3. Не всегда.
4. Нет.
II. ты спокойно реагируешь на замечания в свой адрес?
1. Да.
2. Часто.
3. Не всегда.
4. Нет.
III. ты всегда выполняешь свои обещания?
1. Да.
2. Часто.
3. Не всегда.
4. Нет.
IV. ты часто говоришь и действуешь по настроению?
1. Да.
2. Часто.
3. Не всегда.
4. Нет.
V. В напряженных ситуациях ты хорошо владеешь собой?
1. Да.
2. Часто.
3. Не всегда.
4. Нет.
VI. У тебя часто меняется настроение?
1. Да.
2. Часто.
3. Не всегда.
4. Нет.
VII. Ты часто делаешь все быстро?
1. Да.
2. Часто.
3. Не всегда.
4. Нет.
VIII. ты стремитесь к цели?
1. Да.
2. Часто.
3. Не всегда.
4. Нет.
IX. В словах и поступках сначала думаешь, а потом действуешь?
1. Да.
2. Часто.
3. Не всегда.
4. Нет.
X. ты равнодушен к тем, кто тебя достает или на тебя ругается?
1. Да.
2. Часто.
3. Не всегда.
4. Нет.
XI. ты сомневаешься в своих силах и способностях?
1. Да, часто.
2. Иногда.
3. Редко.
4. Почти никогда.
XII. ты увлекаешься новым делом, но оно быстро перестает тебе нравится?
1. Да.
2. Часто.
3. Не всегда.
4. Нет.
XIII. ты сдерживаешься, когда тебя ругают?
1. Да.
2. Часто.
3. Не всегда.
4. Нет.
XIV. ты еще не нашел себя?
1. Да.
2. Часто.
3. Не всегда.
4. Нет.
XV. ты можешь изменить мнение о себе самом?
1. Да.
2. Часто.
3. Не всегда.
4. Нет.
XVI. тебя трудно вывести из себя?
1. Да.
2. Часто.
3. Не всегда.
4. Нет.
XVII. У тебя есть желания, которые не сбудутся?
1. Да.
2. Часто.
3. Не всегда.
4. Нет.
XVIII. ты не определился, кем будешь?
1. Да.
2. Часто.
3. Не всегда.
4. Нет.
XIX. ты бросаешь начатое дело, не докончив его, и берешься за новое?
1. Да.
2. Часто.
3. Не всегда.
4. Нет.
XX. ты неуравновешенный человек?
1. Да.
2. Часто.
3. Не всегда.
4. Нет.
Обработка результатов
В процессе обработки результатов подсчитывают величину показателя импульсивности "Пи". Он представляет собой сумму баллов, набранную по шкалам всего тест-опросника.
вопросов 1, 2, 3, 5, 8, 9, 10, 13, 16 номер шкалы соответствует количеству баллов, то есть 1, 2, 3 или 4.
Для вопросов 4, 6, 7, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 19, 20 баллы подсчитываются по шкале в обратном порядке, то есть шкале 1 соответствует балл 4; шкале 2 – 3, шкале 3 – 2 и шкала 1 равна 4 баллам.
Таким образом показатель импульсивности может варьировать у разных людей от 20 до 80 баллов.
Анализ результатов
Импульсивность – это черта, противоположная волевым качествам целеустремленности и настойчивости. Чем больше величина показателя импульсивности "Пи", тем больше импульсивности.
Уровень импульсивности может быть охарактеризован как высокий, средний и низкий.
Если величина "Пи" находится в пределах 66-80, то импульсивность высокого уровня, то есть выражена сильно; если его величина от 35 до 65 – то уровень ее средний, импульсивность умеренная, а если 34 и менее – то импульсивность низкого уровня. Высокий уровень импульсивности характеризует человека с недостаточным самоконтролем в общении и деятельности. Импульсивные люди часто имеют неопределенные жизненные планы, у них нет устойчивых интересов, и они увлекаются то одним, то другим.
Люди с низким уровнем импульсивности, наоборот, целенаправленны, имеют ясные ценностные ориентации, проявляют настойчивость в достижении поставленных целей, стремятся доводить начатое дело до конца.
Если импульсивность высока, то следует составить программу самовоспитания, направленную на ее снижение и увеличение целенаправленности. При этом стоит учесть особенности локуса субъективного контроля.
Исследование субъективного контроля (Е.Ф.Бажин и др.)
Цель исследования: определить локус субъективного контроля.
Материал и оборудование: тест-опросник, разработанный Е.Ф.Бажиным и др. на основе шкалы локуса контроля Дж.Роттера, бланк для ответов, ручка.
Процедура исследования
Методика исследования позволяет сравнительно быстро и эффективно определить уровень сформированности субъективного контроля как у одного, так одновременно и у нескольких человек. Каждый испытуемый должен быть обеспечен индивидуальным текстом опросника и бланком для ответов. Бланк ответов представляет собой нумерацию утверждений, соответствующую тексту опросника.
Инструкция. "Предлагаемый Вам опросник содержит 44 утверждения. Прочитайте их и ответьте, согласны Вы с данным утверждением или нет. Если согласны, то в бланке для ответов перед соответствующим номером поставьте знак "+", если не согласны – знак "-". Помните, что в тесте нет "плохих" и "хороших" ответов. Свое мнение выражайте свободно и искренне. Предпочтителен тот ответ, который первым пришел Вам в голову".
Текст опросника
1. Успех в жизни зависит от удачи, чем от способностей и ума человека.
2. Разводы происходят из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
3. Если суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
4. Люди одиноки, потому что сами не проявляют интереса к окружающим.
5. Осуществление моих желаний зависит от везения.
6. Бесполезно стараться, чтобы понравиться другим людям.
7. На счастье людей влияют их родители и деньги.
8. Я не влияю на то, что происходит со мной.
9. Чтобы был хороший результат, нужно все контролировать.
10. Мои отметки в школе зависят от обстоятельств, а не от моих усилий.
11. Когда я строю планы, то я верю, что смогу осуществить их.
12. Чтобы чего-то добиться нужно, делать самому, не ждать удачи.
12. Правильный образ жизни здоровью помогает больше, чем врачи и лекарства.
13. Если люди не подходят друг другу, дружбы не получится.
14. То, что я делаю, ценят другие люди.
15. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
16. Судьба не влияет на мою жизнь.
17. Я не планирую далеко вперед.
18.Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
19. В конфликтах я часто чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
20. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
21. Я предпочитаю самостоятельно определить, что и как делать.
22. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
23. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
24. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
25. Я. часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях к себе.
26. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
27. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
28. То, что со мной случается – это дело моих собственных рук.
29. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.
30. Человек, который не смог добиться успеха в учебе, скорее всего, не проявил достаточно усилий.
31. Чаще всего я могу добиться от людей того, что я хочу.
32. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще больше были виноваты другие люди, чем я.
33. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
34. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблема разрешится сама собой.
35. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
36. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит мое счастье.
37. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
38. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей.
39. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
40. В жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
41. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
42. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
43. Большинство неудач в моей жизни произошли от неумения, незнания или лени.
Обработка результатов
Цель обработки результатов– получить показатель локуса субъективного контроля, то есть показатель общей интернальности "Ио". Он представляет собой сумму совпадений ответов испытуемого с ответами на вопросы, приведенными в ключе.
Ключ
Ответ
Номера вопросов
"+" согласен
2, 4, 11, 12, 13. 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44
"-" не согласен
1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43
Анализ результатов
Локус контроля – это характеристика волевой сферы человека, которая отражает его склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам или собственным способностям и усилиям. Приписывание ответственности за результаты своей деятельности внешним силам носит название экстернального, или внешнего, локуса контроля, а приписывание ответственности собственным способностям и усилиям – интернального, внутреннего, локуса контроля.
Таким образом, возможны два полярных типа личностей в зависимости от локализации контроля: экстернальный и интернальный. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.
0 _______________¦______________ 44
экстернальный интернальный
Полученный в процессе обработки результатов показатель локуса контроля (Ио) расшифровывается следующим образом:
Величина Ио | Локус контроля |
0 – 21 22 – 44 | – экстернальный – интернальный |
В целом, чем больше величина интернальности, тем меньше экстернальность.
Локус контроля, характерный для человека, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля проявляется и в случаях неудач, и в случаях достижений, причем это наблюдается в разных сферах жизнедеятельности субъекта.
Для определения уровня локуса контроля пользуются нижеследующими границами шкалы интернальности.
Показатель интернальности (Ио) | Уровень локуса контроля |
10 – 11 | Низкий уровень интернальности |
12 - 32 | Средний уровень интернальности |
33 - 44 | Высокий уровень интернальности |
При низком уровне интернальности люди мало прослеживают связь между своими действиями и значимыми для них событиями жизни. Они не считают себя способными контролировать развитие таких событий и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей. Поэтому "экстерналы" эмоционально неустойчивы, склонны к неформальному общению и поведению, малообщительны, у них плохой самоконтроль и высокая напряженность.
Высокий уровень интернальности соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Люди, имеющие такой локус контроля, считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и чувствуют ответственность и за эти события, и за то, как складывается их жизнь в целом. "Интерналы" с высокими показателями субъективного контроля обладают эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, отличаются общительностью, хорошим самоконтролем и сдержанностью.
Средний уровень интернальности характерен для большинства людей. Особенности их субъективного контроля могут несколько изменяться в зависимости от того, представляется ли человеку ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.п. Но хотя их поведение и психологическое чувство ответственности за него зависит от конкретных социальных ситуаций, все же можно и у них установить преобладание того или иного вида локуса контроля.
Опросник для оценки упорства (Е.П. Ильиным и Е.К. Фешенко)
Цель. Самодиагностика уровня упорства.
Инструкция: Для работы с методикой (для регистрации результатов). Ответьте, согласны ли вы с предложенными утверждениями. Если согласны, то рядом с номером вопроса поставьте знак «+», если не согласны, то знак «—».
Текст опросника
- Если это необходимо, я до конца выполняю даже скучную, однообразную работу.
- Обычно я работаю до тех пор, пока есть желание.
- Мне нравится решать трудные задачи, головоломки.
- Даже если не все получается, стараюсь продолжать начатое дело.
- Я много раз пытался планировать свой день, но не смог выполнить намеченного.
- По возможности я избегаю трудной работы.
- Если у меня что-то не получается, я делаю это еще и еще раз.
- Установив распорядок дня, я тщательно его соблюдаю, даже когда мне этого не хочется.
- При затруднении я часто начинаю сомневаться, стоит ли продолжать начатое дело.
- Если мне кто-то не позволяет сделать то, что я хочу, я все равно стараюсь выполнить задуманное.
- Когда что-то не ладится, я нетерпелив и готов послать все к черту.
- Когда я играю в игру, то сопротивляюсь до последней возможности.
- В споре я чаще всего не стараюсь переубедить других.
- Всегда стараюсь до конца выполнить порученное мне дело, несмотря на возникающие трудности.
- Я всегда отстаиваю свое мнение, если уверен, что прав.
- При решении трудной задачи я стараюсь сам разобраться в ней, а не надеюсь на помощь других.
- В споре я обычно отступаю.
- Когда я уверен, что на правильном пути, для доказательства своей правоты я могу сделать все.
Обработка и интерпретация результатов
За все ответы «Да» (знак «+») по позициям: 1, 3, 4, 7, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18 и все ответы «Нет» (знак «–») по позициям: 2, 5, 6, 9, 11, 13, 17 начисляется по одному баллу.
Затем подсчитывается общая сумма (все ответы вместе) баллов.
Если Вы набрали:
- до 6 баллов включительно – то Ваше упорство низкое и Вы неупорный человек. Скорее всего, Ваша сила в мягкости и уступчивости. Однако, помните, что усидчивость, настойчивость и целеустремленность существенно помогают учиться. Другими словами, упорство – залог успешности в учебе и деятельности.
- 7-11 баллов – то Ваше упорство среднее. Это отнюдь не значит, что Вам не под силу серьезные дела. Наоборот, взвешенный и сбалансированный подход к учебе и делу отличает Вас от других.
- 12 баллов и больше - то Ваше упорство высокое. Вы упорный во всех своих начинаниях и делах. Однако, не забывайте о том, что «один в поле не воин» и не стоит тратить энергию по пустякам.
Опросник для самооценки терпеливости. Методика разработана Е. П. Ильиным и Е. К. Фещенко.
Инструкция. Ответьте, согласны ли вы с предложенными вам утверждениями. Если согласны, то рядом поставьте знак «+», если не согласны, то знак «—».
Текст опросника
1. Если я устаю при выполнении трудной работы, то сразу ее бросаю.
2. У меня не хватает терпения дочитать до конца скучный рассказ.
3. Я очень не люблю стоять в длинных очередях и часто ухожу из них, не достояв до конца.
4. Я могу долго терпеть боль, например, когда болит зуб.
5. Обычно я могу долго переносить жажду.
6. Я бы не выдержал длительной голодовки, например, чтобы похудеть.
7. Когда на уроке физкультуры я устаю, то быстро перестаю выполнять упражнения.
8. Я редко бросаю скучную работу, не доведя ее до конца.
9. Обычно мне трудно заставить себя работать «через не могу».
10. Я не бросаю работу на половине пути, несмотря на усталость.
11. Мне нравится такая физическая работа, в которой я должен пересилить себя, чтобы выполнить задание.
12. Я с уверенностью могу сказать, что я терпеливый.
13. Несмотря на усталость, я стараюсь изо всех сил поддержать при беге высокий темп.
14. Меня раздражает, когда на остановке приходится долго ждать транспорт, даже когда я не тороплюсь.
15. Я нетерпелив к боли.
16. Я не хочу считать себя слабовольным, поэтому каждый раз стараюсь довести тяжелую физическую работу до конца.
17. Я действую по принципу: «Взялся за работу - выполняй».
18. Я считаю, что работать надо с умом, а не переутомляться.
Ключ к расшифровке. По одному баллу начисляется за ответы «да» по позициям 4, 5, 8, 10, 11, 12, 13, 16, 17 и за ответы «нет» по позициям 1, 2, 3, 6, 7, 9, 14, 15, 18.
Подсчитывается общая сумма баллов. Оценка своей терпеливости низкая, если отвечавший набирает до 6 баллов включительно, и высокая, если отвечавший набирает 12 баллов и больше.
Опросник для оценки своей настойчивости. Опросник разработан Е. П. Ильиным и Е. К. Фещенко.
Текст опросника
1. Я уже определил свою цель на будущее и готовлюсь к ее достижению.
2. Я систематически стремлюсь к намеченной цели, какой бы далекой она не была.
3. У меня обычно пропадает желание добиваться далекой цели, если что-нибудь этому препятствует.
4. Даже при неудачах я уверен, что все равно добьюсь своего.
5. Я стараюсь не ставить перед собой очень далеких целей, так как считаю, что легче жить сегодняшним днем.
6. Я несколько раз пытался заниматься дополнительными занятиями, но из этого так ничего и не вышло.
7. Неудачи выбивают меня из колеи, и я отказываюсь от намерения достичь чего-нибудь.
8. Если уж я поставил перед собой важную для меня цель, то меня трудно остановить.
9. Поражение побуждает меня действовать с удвоенной силой.
10. Я много раз пытался спланировать свою неделю, но так и не смог ничего выполнить.
11. При возникновении трудностей я начинаю сомневаться, стоит ли продолжать начатое.
12. Мне часто бывает трудно довести дело до конца, особенно если это долго по времени.
13. Мои близкие считают меня очень увлеченным.
14. Я испытываю большое удовлетворение, когда добиваюсь намеченного вопреки имевшимся трудностям.
15. Я часто бросаю на половине пути начатые дела, теряя к ним интерес.
16. Я умею ждать и терпеть, поэтому отдаленные цели меня не пугают.
17. Препятствия лишь заставляют меня довести дело до конца.
18. Лень вынуждает меня часто отказываться от достижения цели.
Ключ к оценке ответов. По одному баллу начисляется за ответы «да» по позициям 1, 2, 4, 8, 9, 13, 14, 16, 17 и за ответы «нет» по позициям 3, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 18.
Чем больше сумма набранных по всем позициям баллов, тем больше у обследованного выражена самооценка настойчивости, свидетельствующая о его склонности доводить начатое дело до конца.
Диагностическая карта ФИО ____________________________________________ Возраст _________
Как к себе относитесь | Цените ли вы себя | Взаимоотношения с окружающими | Цветные домики | Люшер | Эмоции (онлайн) | Кактус | Конфликтность | Hand - тест | Оценка уровня общительности | ||||||||||
Импульсивность | Упорство | Терпеливость | Субъективный контроль | Настойчивость | Уровень притязаний | Стиль саморегуляции поведения | Развитость силы воли | Уровень силы воли | Самооценка силы воли | ||||||||||
Социометрия
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |||||
выбор | отклонение | выбор | отклонение | выбор | отклонение | выбор | отклонение | выбор | отклонение |
VI.Материально – техническое обеспечение
- Развивающие игры
- Пазлы
- Подборка вырезанных цветных картинок из журналов
- Деревянные палочки
- Игра «Детективчик»
- Игра «Съедобное – несъедобное»
- Игра «Воображариум»
- Игры «Башня»
- Игра «Обезьянки»
- Игра «Голодные стаканчики»
- Игра «Запоминайка»
- Зеркала
- Подборка картинок «Найди отличия»
- Фрагмент фильма «Титаник»
- Игра: «Самолет»
- Игра «Божья коровка»
- Тканевые мешочки
- Фрагмента мультфильма «Винни Пух»
- Фотографии учащихся
- Видеосюжет о конкурсе поедания на время гамбургеров
- Учебно – методическое обеспечение
Научно-методическая литература:
- Баранов П. В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности /П. В. Баранов, Б. В. Сазонов. – М., 1989
- Ильин Е. П. Психология воли /Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000
- Корнилов К. Н. Воля и её воспитание / К. Н. Корнилов. – М.: Знание 1957
- Кривцова С. В., Е. А. Мухаматулина. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками.- «Генезис», 2005
- Садовская В. С., Ремизов В. А.. Основы коммуникативной культуры. – Юрайт. 2016
- Максимов А. Как разговорить собеседника или ремесло общения. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2004.
Литература для учащихся:
- Ваш психологический портрет: популярные тесты. – Киров: Лит.-худ. Изд-во Кировского отд. СФК, 1990
- В. Богданович. Стань интересным собеседником. СПб.: Питер, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....