программа "Волевая регуляция" 7 класс
рабочая программа по психологии (7 класс)
формирование волевого компонента 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формирование волевого компонента у учащихся УО 7 класс | 445.77 КБ |
Предварительный просмотр:
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Исилькульская адаптивная школа-интернат»
УТВЕРЖДАЮ Директор КОУ «Исилькульская школа-интернат» ____________ Е. Е. Маштакова Приказ № от 2022 г. |
Рабочая программа
«Волевая регуляция»
для обучающихся 7 «б» класса
на 2022 – 2023 учебный год
Составитель:
Педагог – психолог
Л. В. Бунтова_____________
Рабочая программа рассмотрена на
заседании МО старших классов
«26» августа 2022г. протокол №1
Руководитель МО старших классов
А. В.Третьякова_________________
Согласовано:заместитель директора
Н. Б. Дудко_____________________
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционного курса «Волевая регуляция» предназначена для учащихся 7 «б» класса с умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. N 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного Образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (приказ от 19.12.1014г. №1599);
- Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ «Исилькульская школа – интернат»;
- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в КОУ «Исилькульская адаптивная школа-интернат»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлен на решение задач способствующих формированию общей культуры, разносторонне развитой личности, через нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное и физическое развитие, а так же формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Выделенные задачи решаются через реализацию адаптированной основной образовательной программы, в том числе и через реализацию коррекционного курса включенного в учебный план учреждения.
У детей с легкой степенью умственной отсталостью эмоционально-волевая сфера имеет свои специфические особенности:
- недоразвитие мотивационной сферы (преобладают биологические потребности, нет потребностей в социальном, личностном развитии, неразвита учебная мотивация);
- недостаточная дифференциация чувств и эмоций (бедность чувств, распознают только полярные эмоции, не понимают сложных эмоций, не могут распознать эмоциональное состояние по мимике и жестам);
- неадекватность, неустойчивость эмоций, импульсивные реакции на внешние впечатления;
- недостаточно развита воля и произвольность (отсутствует самоконтроль, не могут противостоять воле другого человека, безынициативны);
- неадекватная самооценка;
- низкий или завышенный уровень притязаний (зависит от уровня доступности той или иной деятельности).
Все эти особенности приводят к незрелости личностной сферы и нуждаются в своевременной коррекции, особенно в подростковом возрасте, когда происходит как становление, так и развитие личности.
Программа нацелена на развитие волевого компонента. Актуальность данной программы связана с тем, что у большинства учащихся подросткового возраста слабо сформирована произвольная регуляция действий, которая лежит в основе поведения и деятельности. Выполнение любого задания включает принятие инструкции, умение удерживать её, самостоятельно составлять план своих действий, контролировать результат деятельности. Многие из них не способны удерживать инструкцию даже на протяжении непродолжительной работы. Несформированность данных компонентов может повлечь за собой затруднения в обучении и развитии на втором этапе обучения, что может стать препятствием, для успешной социализации и трудоустройства выпускников школы.
Содержание программы рассчитано на отработку умения выстраивать программу своих действий и поведения. Многие упражнения, входящие в программный материал, составлены на основе алгоритмов действий. Это вызвано необходимостью формирования произвольной регуляции поведения через отработку навыков контроля за двигательной активностью.
У умственно отсталых детей словесная регуляция производимых действий формируется значительно позднее и с существенными отклонениями. Развитие волевой активности у детей способствует их умственному и речевому развитию, и обратно: успехи в овладении мышлением и речью положительно сказываются на формировании волевой сферы.
При проведении занятий учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания. Занятия проходят на основе групповых взаимоотношений, сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют формированию положительной мотивации к деятельности. При выполнении заданий контролируется качество их выполнения, оказывается необходимая индивидуальная поддержка, стимулируется активность ребенка.
В 7 классе учащиеся осваивают раздел «Сотрудничество, влияющее на межличностные отношения» программы «Волевая регуляция» для обучающихся 5-9 классов (рассчитанной на 5 лет).
В процессе коррекционно-развивающих занятий возможно постепенное формирование способности реализовать волевые усилия совместно с окружающими одноклассниками, при активной поддержки со стороны взрослого.
В программу также включены упражнения, способствующие развитию умения общаться, умения работать в группах, так как регуляция деятельности предполагает умение координировать свои действия с действиями других членов коллектива.
Цель программы :
Создание условий для коррекции и развития волевых усилий школьников, через саморегуляцию при выполнении алгоритмов действий, взаимодействий, общения, принятия и понимания себя и окружающий социум.
Задачи:
- отработка умений, влияющих на продуктивное сотрудничество;
- формирование личностно конструктивных моделей поведения в жизненных ситуациях;
- развитие эмоциональной произвольности, регуляции поведенческих реакций;
- коррекция и профилактика отклонений в социальном и психологическом здоровье умственно отсталых школьников с нарушением интеллекта;
- воспитывать ответственность, дисциплину, внимательное отношение к себе и людям, толерантность.
В течение года проводится диагностика уровня возможностей общения учащихся, уровня конфликтности.
Диагностика проводится в 2 этапа (в сентябре, мае отводится по 4 часа на обследование детей):
1 этап – стартовая диагностика.
Цель: определить уровня общительности и определение конфликтности.
2 этап – итоговая диагностика.
Цель: выявить поведенческие тенденции.
Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне повышения самостоятельности школьников с нарушением интеллекта через расширение возможностей общения, принятии и понимании себя и окружающих людей, социализации в обществе.
Реализация воспитательного потенциала предполагает организацию занятия с учетом совокупности методов, приемов, направленных на воспитание обучающихся. Воспитывающее содержание занятия направлено на побуждение школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах. Добиться этого возможно, предъявляя детям на занятии воспитывающую информацию: о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о классической и массовой культуре, рассказывая о судьбах литературных и исторических персонажей; информацию затрагивающую социальные, нравственные, этические вопросы; особенности межличностных, межгрупповых, межнациональных или межконфессиональных отношений; проблемы политической, экономической, культурной жизни людей.
Использование воспитательных возможностей содержания коррекционных занятий через демонстрацию учащихся примеров осознанного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, анализа жизненных историй, поступков и ситуаций.
Применение на занятиях «Волевая регуляция» совместных интерактивных форм работы (учитель-ученики, ученик-ученик, ученики-ученики), которые дают учащимся возможность приобретения эстетических и нравственных переживаний, помогают осваивать опыт ведения диалога, излагать личное мнение, искать пути решения поставленных задач, воспитывают умение работать в парах и группах, в команде, распределять роли и добиваться совместного результата.
Реализация вышеизложенных идей, форм и видов воспитания умственно-отсталых учащихся предусматривает использование соответствующих педагогических технологий, которые обеспечивают взаимодействие всех участников, обеспечивая высокий воспитательный результат обучения.
С целью решения вопросов по профориентации обучающихся на коррекционных занятиях «Волевая регуляция» планируется включать материал, направленный на знакомство учащихся с многообразием мира профессий; на формирование умения осознавать особенности своей личности готовой к самостоятельной жизни с учетом профессионального самоопределения.
На занятиях, где рассматриваются вопросы профориентационного характера, ведется работа направленная на развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование личного образа).
При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую программу вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика или телефон, выход в интернет, электронная почта, мессенджер – WhatsApp) для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия.
Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала. Для осуществления контроля качества полученных знаний разрабатывается контрольно – измерительный материал: опросники и задания для выполнения самостоятельных работ в дистанционном режиме.
При составлении занятий адаптируется материал основных образовательных порталов:
- образовательный портал России «Инфоурок.ру»;
- социальная сеть работников образования nsportal.ru
весь материал по коррекционному курсу размещается на сайте https://nsportal.ru/buntova-lyudmila-viktorovna
Место коррекционного курса в АООП (1 вариант)
Коррекционный курс «Волевая регуляция» является частью учебного плана внеурочной деятельности, формируемой участниками образовательных отношений.
В соответствии с годовым календарным графиком программа рассчитана в 7 «а» классе на 66 часов (2 часа в неделю). Возможно изменение количества часов в зависимости от внесения изменений в Годовой календарный учебный график. В 7 классе реализуется блок «Сотрудничество, влияющее на межличностные отношения».
Программа позволит сформировать следующие базовые действия подростка:
регулятивные:
- подчинение своих действий поставленной задаче;
- принимают и сохраняют целей и задач практических заданий;
- осуществление коллективного поиска средств, для более качественного выполнения задания;
- осознанное действие на основе разных видов инструкций для решения поставленных задач;
- мобилизация своих возможностей для решения проблем;
- развитие способности к волевому усилию;
- осуществление взаимного контроля в совместной деятельности;
- овладение готовности к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагируют на внешний контроль и оценку, корректируют свою деятельность.
познавательные:
- при необходимости извлекают информацию из различных источников, делают логические выводы;
- используют усвоенные логические операции в практической деятельности;
- используют в жизни и деятельности, усвоенные межпредметные знания.
коммуникативные:
- вступают в диалог с учителем и учениками;
- отвечают и задают вопросы;
- участвуют в беседе;
- слушают собеседника;
- используют доступные источники и средства получения информации.
личностные:
- сдерживание неодобряемых самим учащимся и окружающими людьми чувств — раздражения, страха, гнева, ярости, отчаяния;
- испытывают чувство гордости за достигнутые свои успехи и успехи одноклассников;
- адекватно эмоционально откликаются на демонстрируемые картины и музыку;
Планируемые результаты освоения программы
Ожидаемые результаты освоения программы:
поступки учащихся ориентированы на свои убеждения, знания и представления о том, как надо поступать в соответствующей ситуации;
выполнение работы творчески, совершая действия и поступки по собственной инициативе;
осознание своей успешности;
проявление интереса к занятиям;
развитие способности к волевому усилию;
приобретен опыт реализации своих возможностей в безопасной обстановке;
устойчивость проявлений волевых актов;
сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам и установленному порядку;
выполнение в срок заданий;
работают в группе, парах;
приобретают умения снижать психоэмоциональное напряжение;
приобретают умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей;
приобретают умения взаимодействия;
приобретают умения работать с информацией;
приобретают умения при необходимости извлекать информацию из различных источников.
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
7 «б» класс
«Сотрудничество, влияющее на межличностные отношения»
65 часов в год, 2 раз в неделю
1 | Диагностические занятия. | 8 |
2 | Вводное занятие. | 1 |
3 | Вместе или врозь. | 30 |
4 | Командные эстафеты. | 24 |
5 | Форум - театр | 2 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
7 класс «Сотрудничество, влияющее на межличностные отношения»
Вводное занятие – 1 час.
Вместе или врозь – 30 часов.
Знакомство. Перепись населения. Индивидуальные особенности человека. Ищу друга. Путник. Круг воли. День самопознания. Что, когда и кому я должен. Значимый человек. Я и я - другие. Стоп! Подумай! Действуй! Конфликты и их решение. Угадай друга. Была бы проблема. Только один шаг. Комната друзей. Четыре угла. Логическая цепочка. Дерево – характер. Настоящий принц. Игры. Тайная сила слова. Наши ожидания. Сплочение класса. Сочини историю.
Рефлексия раздела: Сердце.
Командные эстафеты – 24 часов.
Учимся сотрудничать. Цветок желаний. Приключения на затерянном острове. Сломанный телефон. Совместная картина. Возможки. Незаконченный сценарий для свободного плавания. Путешествие на паруснике. Ковер мира. Созвездие. 4 стихии. Игры – процедуры. Сказочная игра. Остров сокровищ.
Рефлексия раздела: Макет города моей мечты.
Форум – театр – 2 часа.
Мини-представление о жизни класса.
- Календарно – тематическое планирование 7 «б» класс – 65 часов
№ п/п | Тема занятия | Дидактическая цель | Основные виды деятельности | Кол-во часов | Дата | ||||||||||||||
Планируемая | Фактическая | ||||||||||||||||||
1 четверть | |||||||||||||||||||
1 2 3 4 | Диагностика | Выявить уровень общительности. Определить уровень конфликтности. | Тест В. Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности». Тест А. Батаршев «Определение конфликтности». | 4 | 01.09 02.09 08.09 09.09 | ||||||||||||||
5 | Вводное занятие | Ознакомить с предстоящим курсом программы. | Игра «Узнай по описанию». Составление схемы работы по программе. | 1 | 15.09 | ||||||||||||||
Вместе или врозь – 30 часов | |||||||||||||||||||
6 | Знакомство. | Активизировать процесс самопознания. | Упражнения: «Знакомство», «Имя», «Представь себе». | 1 | 16.09 | ||||||||||||||
7 | Перепись населения. | Создать условия для сплочения класса. | Заполнение маршрутного листа через задания. | 1 | 22.09 | ||||||||||||||
8 | Индивидуальные особенности человека. | Познакомить с индивидуальными особенностями человека - темперамент, характер, способности. | Работа с повестью А. А. Милна «Винни – Пух и все – все – все» (описание и отгадывание героев повести). Графический рисунок. Упражнение «Вопросы и ответы». | 1 | 23.09 | ||||||||||||||
9 | Ищу друга. | Развитие взаимопонимания. | Составление объявления «Ищу друга». Выбор друга по объявлению. | 1 | 29.09 | ||||||||||||||
10 | Путник. | Помочь осознать временные участки своей жизни. | Упражнение «Стрела жизни». Упражнения: «Линия жизни», «Мой жизненный путь». | 1 | 30.09 | ||||||||||||||
11 | Круг воли. | Определение волевых качеств. | Графическое изображение круга воли, раскрашивание кругов волевых качеств. | 1 | 06.10 | ||||||||||||||
12 13 | Наш класс. | Учить давать краткие основные характеристики. | Оформление плаката «Наш класс». | 2 | 07.10 13.10 | ||||||||||||||
14 | Что, когда и кому я должен. | Овладение навыками позитивного поведения. | Упражнение «Что, когда и кому я должен». | 1 | 14.10 | ||||||||||||||
15 | Значимый человек. | Развитие способности принимать иную, отличную от собственной, точку зрения. | Упражнение «Значимый человек». | 1 | 20.10 | ||||||||||||||
16 | Я и я - другие. | Обучение навыкам общения. | Упражнения: «Да и нет», «Молчаливый круг», «Угадай друга». | 1 | 21.10 | ||||||||||||||
17 | Стоп! Подумай! Действуй! | Развитие произвольности. | Упражнение «Стоп! Подумай! Действуй!» | 1 | 27.10 | ||||||||||||||
18 | Конфликты и их решение. | Познакомить с общими принципами на которых основано уважение к себе и другим людям. | Определение понятия «конфликт». Индийская сказка «Слон и мудрецы». Упражнения «Конфликтные ситуации», «Как научиться контролировать свои эмоции», «Сорри, конфликта не будет». | 1 | 28.10 | ||||||||||||||
1 четверть по плану:18 дано: | |||||||||||||||||||
2 четверть | |||||||||||||||||||
19 | Угадай друга. | Формирование позитивного отношения к себе и окружающим людям. | Упражнение «Портрет друга», «Угадай, кто», «Угадай, кто мой друг». | 1 | 10.11 | ||||||||||||||
20 | Была бы проблема. | Отработка навыков преодоления трудностей. | Упражнение «Была бы проблема». | 1 | 11.11 | ||||||||||||||
21 | Только один шаг. | Осознание своей жизни как цепи выбора. | Упражнение «Только один шаг». | 1 | 17.11 | ||||||||||||||
22 23 | Комната друзей. | Создание атмосферы доверия. Отработка самооценочных представлений. Обучение коммуникативным навыкам, особенностям межличностного взаимодействия. | Упражнения: «Заверши предложение», «Времена года», «Я скажу вам комплимент», «Характеры», «Ситуация», «Лесенка настроения», «Ловушки», «Как говорить «да» и «нет», «Игра с воображением», «Радуга». | 2 | 18.11 24.11 | ||||||||||||||
24 | Четыре угла. | Развитие положительной познавательной мотивации. | Метод «4 углов». Упражнение «Вопросы и ответы». | 1 | 25.11 | ||||||||||||||
25 | Логическая цепочка. | Развитие лексической коммуникации, рефлексивной деятельности. | Работа во внутреннем и внешнем круге. | 1 | 01.12 | ||||||||||||||
26 27 | Дерево – характер. | Снятие напряжения. Открытие возможностей саморазвития. | Диагностическая игра «Дерево», от части к целому. Прослушивание сказки о деревьях – характерах. Рисование дерева – характера. Комментирование рисунка. Составление общей сказки для класса. | 2 | 02.12 08.12 | ||||||||||||||
2829 | Настоящий принц. | Развитие способности распознавать обман в поведении человека, замечать изменения в поведении. | Игра «Настоящий принц». | 2 | 09.12 15.12 | ||||||||||||||
30 | Сотрудничество. | Учить адекватному взаимодействию друг с другом. | Игры: «Браво», «Хвасталки», «Друг к дружке», «Ой», «Тух-тиби-дух». | 1 | 16.12 | ||||||||||||||
31 | Тайная сила слова. | Формирование умения контролировать свою речь. | Игра «Красные флажки». Отработка шаблонов фраз. | 1 | 22.12 | ||||||||||||||
32 | Наши ожидания. | Тренировка умения находить положительное в ситуации, которая не соответствует нашим ожиданиям. | Упражнение «Фрукт на любой вкус». | 1 | 23.12 | ||||||||||||||
2 четверть по плану:14 дано: | |||||||||||||||||||
3 четверть | |||||||||||||||||||
33 | Сплочение класса. | Развитие внимательного отношения друг к другу. | Упражнения: «Кто автор?», «Не дай упасть», «Цветная сказка». | 1 | 12.01 | ||||||||||||||
34 | Сочини историю. | Развитие произвольности. | Игра «Сочини историю» по картам. | 1 | 13.01 | ||||||||||||||
35 | Рефлексия раздела: Сердце. | Закрепить позитивное отношение к себе и к окружающим. | Упражнение «Мое имя». Рисование подарка – сердца. Упражнение «Объединяющее сердце». | 1 | 19.01 | ||||||||||||||
Командные эстафеты – 24 часов | |||||||||||||||||||
3637 | Учимся сотрудничать. | Учить объяснять с помощью мимики и жестов. | Упражнения: «Уменьшить время», «Фигуры», «Общий брезент», «Перестройка», «Творческое задание», «Несколько мячей». | 2 | 20.01 26.01 | ||||||||||||||
38 39 | Цветок желаний. | Учить взаимодействовать классом, парами, четверками. | Игра «Цветок желаний». | 2 | 27.01 02.02 | ||||||||||||||
40 | Приключения на затерянном острове. | Развивать умение оценивать свою успешность и успешность одноклассников. | Разминка «Передай по кругу». Упражнения: «Зона слышимости», «Зона видимости». | 1 | 03.02 | ||||||||||||||
41 | Сломанный телефон. | Учить вырабатывать совместно решение. | Упражнение «Сломанный телефон». | 1 | 09.02 | ||||||||||||||
42 | Совместная картина. | Развивать умение быть понятым другим человеком. | Упражнение «Осваиваем местность». | 1 | 10.02 | ||||||||||||||
4344 | Возможки. | Приобретение опыта реализации своих возможностей в безопасной обстановке. | Подготовка к игре. Игра «Твоя жизнь – твои возможности – твой выбор». | 2 | 16.02 17.02 | ||||||||||||||
45 | Незаконченный сценарий для свободного плавания. | Развивать наблюдательность. | Упражнение «Выбор острова». Ситуации на острове. | 1 | 02.03 | ||||||||||||||
46 | Путешествие на паруснике. | Развивать сочувствие и сопереживание к окружающим. | Упражнения «Название корабля», «Работа в порту», «Фото в морском стиле». | 1 | 03.03 | ||||||||||||||
47 48 | Ковер мира. | Развивать способность к управлению мимикой лица, управление мышечным тонусом. | Упражнения: «Как поссорились А и Б», «Создаем формулы», «Ковер мира», «Приемы поощрения», «Цвет», «Волшебный стул». | 2 | 09.03 10.03 | ||||||||||||||
49 50 | Созвездие. | Развивать умение работать в паре. | Приветствие «Выброс пальцев». Упражнения: «Составь созвездие», «Созвездие нашего класса». Игра с мячом «Что нас объединяет». | 2 | 16.03 17.03 | ||||||||||||||
3 четверть по плану:18 дано: | |||||||||||||||||||
4 четверть | |||||||||||||||||||
51 52 | Четыре стихии. | Развивать чувство партнерства, умение работать в четверках. | Упражнения: «Создание стихии», «Столкновение стихий», «Слияние стихий». | 2 | 06.04 07.04 | ||||||||||||||
53 54 | Игры – процедуры. | Развивать умение в игре подстраиваться под напарника. | Игры: «Связанные одной цепью…», «Шаги до счастья», «Под дождем». | 2 | 13.04 14.04 | ||||||||||||||
55 | Сказочная игра. | Развивать умение понимать окружающих людей. | Игры: «Лента – слово», «Волшебный путь». | 1 | 20.04 | ||||||||||||||
56 57 | Остров сокровищ. | Способствовать пониманию важности взаимодействия с другими людьми. | Упражнение «Продолжи слово друга». Игра «Да» и «нет» не говори». Анкета «Я замечаю в людях…» | 2 | 21.04 27.04 | ||||||||||||||
58 59 | Рефлексия раздела: Макет города моей мечты. | Закрепление умения взаимодействовать. | Составление макета города класса. | 2 | 28.04 04.05 | ||||||||||||||
Форум – театр – 2 часа | |||||||||||||||||||
60 | Подготовка к мини - представлению. | Подготовка к итоговому представлению. | Обсуждение, подбор сюжетов. | 1 | 05.05 | ||||||||||||||
61 | Мини-представление о жизни класса. | Подведение итогов. | Проведение итогового представления. | 1 | 11.05 | ||||||||||||||
62 63 64 65 | Диагностика | Выявить поведенческие тенденции. | Э. Вагнер тест руки (Hand Test). | 4 | 12.05 18.05 19.05 25.05 | ||||||||||||||
4 четверть по плану:15 дано: |
- Контрольно - измерительный материал
Тест В. Ф. Ряховского «ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ»
Всего три варианта ответов: «ДА», «ИНОГДА», «НЕТ». Отвечайте быстро, без раздумий.
1. Вам предстоит встреча. Вы нервничаете?
да – 2 балла
иногда -1 балл
нет – 0 баллов
2. Вызывает ли у Вас неудовольствие выступить с сообщением, информацией на уроке, классном часе?
да – 2 балла
иногда -1 балл
нет – 0 баллов
3. Откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
да – 2 балла
иногда -1 балл
нет – 0 баллов
4. Вам предлагают выехать на соревнования или конкурс в город, где Вы никогда не бывали. Вы постараетесь от этого отказаться?
да – 2 балла
иногда -1 балл
нет – 0 баллов
5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями?
да – 2 балла
иногда -1 балл
нет – 0 баллов
6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек просит показать дорогу или назвать время?
да – 2 балла
иногда -1 балл
нет – 0 баллов
7. Верите ли Вы, что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
да – 2 балла
иногда -1 балл
нет – 0 баллов
8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть деньги, которые занял?
да – 2 балла
иногда -1 балл
нет – 0 баллов
9. В кафе Вам подали испорченное блюдо. Вы промолчите?
да – 2 балла
иногда -1 балл
нет – 0 баллов
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не хотите с ним общаться?
да – 2 балла
иногда -1 балл
нет – 0 баллов
11. Вы не любите длинные очереди, где бы она не была. И вы не будете стоять в ней?
да – 2 балла
иногда -1 балл
нет – 0 баллов
12. Боитесь ли Вы участвовать в обсуждении чужого конфликта?
да – 2 балла
иногда -1 балл
нет – 0 баллов
13. У Вас свое мнение по оценке произведений литературы, искусства, культуры и чужих мнений вам не нужно?
да – 2 балла
иногда -1 балл
нет – 0 баллов
14. Вы услышали, как обсуждают новость, а вы знаете, как было на самом деле. Вы промолчите?
да – 2 балла
иногда -1 балл
нет – 0 баллов
15. Вызывает досаду просьба помочь разобраться в учебной теме?
да – 2 балла
иногда -1 балл
нет – 0 баллов
16. Свое мнение вам лучше написать на бумаге, чем рассказать?
да – 2 балла
иногда -1 балл
нет – 0 баллов
Оценка ответов:
Сложите все баллы. И вот что будет означать Ваш результат:
30-31 балл. Вы явно некоммуникабельны. И это - Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого сами, но и близким людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25-29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и зачастую не довольны собой. Но в Вашей власти изменить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную общительность?
19-24 балла. Вы в известной степени общительны и вне знакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много критики, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14-18 баллов. У Вас нормальная общительность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; многословие вызывает у Вас раздражение.
9-13 баллов. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.
4-8 баллов. Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех разговорах, хотя серьезные темы могут вызывать у Вас плохое настроение. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если о нем мало знаете. Всюду чувствуете себя хорошо. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине люди относятся к Вам с некоторыми сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
3 балла и меньше. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не разбираетесь. Часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Людям трудно с Вами. Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.
ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНФЛИКТНОСТИ Батаршев Анатолий
В тесте использованы диагностические показатели, которые являются наиболее устойчивыми в течение всей жизни человека.
Тестовые задания:
1.Переплетите пальцы рук и заметьте, какой палец оказывается сверху.
2.Прицельтесь, выбрав мишень, и определите, какой глаз у Вас ведущий.
3.Переплетите на груди руки ("наполеоновская поза") и заметьте, какая рука окажется сверху.
4.Проверьте, какая рука при аплодировании оказывается сверху.
Анализ полученных данных:
ПППП. Избегают конфликтов, но все же идут на них. В конфликтах последовательны, стремятся довести их до разрешения. Тщательно соотносят цель со средствами. Не сторонники разрешения конфликтов любой ценой. Сначала обдумывают действия, потом принимают решения. Проявляют недостаток гибкости.
ПППЛ. Стремятся избегать конфликтов. Предпочитают разрешить их любыми способами. Нередко могут отказаться от прежней позиции. Могут быстро принимать решения. Достаточно гибки, но не всегда последовательны. Очень находчивы в погашении конфликта.
ППЛП. Не любят конфликтовать, но не избегают конфликтов. Входят в них охотно. Ведут себя свободно, находчиво. Прибегают к юмору, находят нестандартные пути разрешения конфликтных ситуаций. Не всегда доводят задуманное до конца.
ППЛЛ. Избегают конфликтов. Но если сталкиваются с ними, то ведут себя твердо. Решения принимают после серьезного обдумывания или совета с посредниками и близкими. Обидчивы, в определенной мере злопамятны. Никогда не выступают инициаторами столкновений. Готовы идти на уступки. Внешняя мягкость сочетается с внутренней твердостью.
ПЛПЛ. Очень заметное неприятие конфликтов. Постоянное стремление выйти из него. Попытки загладить, стушевать конфликт. Выход из конфликта могут осуществлять за счет отказа от собственных требований. Решения принимают, поддаваясь эмоциональным, а не рациональным состояниям. Для них лучше не входить в конфликт, чем выходить из него. Выходят чаще всего с потерями собственных интересов, не находят способы оправдать свои действия. Стремятся принимать решения после обсуждения ситуации с кем-либо из опытных доверенных друзей или родственников.
ПЛПП. Готовы идти на конфликт. Отчетливо понимают свои интересы, находят наиболее рациональные пути их защиты. Хорошо подсчитывают свои возможности. В разрешении конфликта не всегда считаются со средствами. Не отказываются от компромиссов. Охотно вступают в конфликт. Часто выступают его инициатором. Преувеличивают при условии доминирования своих интересов. В конфликте чувствуют себя уверенно, комфортно. Иногда могут сами спровоцировать конфликт, но не столько потому, что не могут без него обходиться, сколько в целях самоутверждения.
ПЛЛП. Не любят конфликтов. Легкий характер. Склонны преувеличивать свои и недооценивать чужие возможности. Быстро и хорошо ориентируются в ситуации. Много друзей. Эмоционально реагируют на события, но принимают достаточно обдуманные решения. Стремятся доводить их до конца, но не исключают компромиссов, возможно и за счет отказа от некоторых требований. Не всегда цель соизмеряют со средствами достижения. Находят неожиданные решения. Действуют гибко, но последовательно. К советам прислушиваются.
ПЛЛЛ Охотно вступают в конфликт. Часто выступают его инициатором. Преувеличивают собственные возможности, но в случае неудачи не отступают. Не склонны к компромиссам. Действуют в конфликте обдуманно, последовательно Конфликт прекращают только при условии выполнения своих требований. Не всегда средства соизмеряют с целями. Излюбленный прием - "психологическая атака". Действуют по собственной инициативе, не очень любят советоваться, прислушиваться к чужим советам.
ЛППП. Конфликтов избегают, чувствуют себя в конфликтных ситуациях неуверенно. Проявляют большую гибкость в их разрешении. Достижение целей соотносят с реальными средствами. Склонны к компромиссам, готовы отказаться от защиты части своих интересов. Решение принимают скорее эмоционально, чем после серьезного обдумывания. Склонны выслушивать советы, но не всегда им следуют. Имеется тенденция преувеличивать собственные возможности.
ЛППЛ. Избегают конфликтов. Но в тех случаях, когда считают свои интересы затронутыми, идут на конфликт без особых колебаний. Позицию держать твердо, не очень склонны к компромиссам, К помощи посредников могут обращаться, но решение принимают самостоятельно. Вопросы самоутверждения - на втором плане. На первом плане - интересы дела.
ЛПЛП. Считают конфликты неизбежными, смело идут на их решение. В конфликтах твердо добиваются поставленных задач. При достижении целей не считаются со средствами. Иногда большое значение придают несущественным, второстепенным сторонам конфликта. Не склонны к компромиссам, если они не решают всех поставленных задач. Могут создавать видимость уступок, но внутренняя позиция остается неизменной. Преобладает рациональная сторона. Скрытны, не склонны обращаться за советами, хотя помощь со стороны не исключают.
ЛПЛЛ. Внутренне агрессивны. Постоянно ищут повод для конфликта. Руководствуются не всегда существенными моментами Конфликтность прикрывается внешней мягкостью. Последовательны в достижении целей. Линию поведения ведут искусно тщательно все просчитывают. Не склонны к компромиссам независимо от удовлетворения собственных интересов. Проявляют большую гибкость и изобретательность в решении конфликта с собственных позиций. Нередко интересы дела не могут отделить от внутренней психологической позиции.
ЛЛПП. Избегают конфликтов. Предпочитают спорные вопросы решать мирным путем. Готовы отказаться от защиты собственных интересов, но последовательно защищают интересы других. Цель всегда стремятся сочетать с соответствующими средствами. Наиболее сильная их сторона - стремление предупредить конфликты или погасить в зародыше.
ЛЛПЛ. Стремятся избежать конфликта, хотя не умеют предупреждать. Очень склонны к компромиссам. Уступают требованиям конфликтующих сторон, если противник оказывается сильным. Однако по отношению к более слабому проявляют неуступчивость. Не могут правильно рассчитать свои силы, склонны преувеличивать силы противника. Неспособны плести нить интриги. Охотно прислушиваются к советам других, следуют их рекомендациях. Имеют склонность скрывать наличие конфликтной ситуации, искренне веря в её отсутствие. Недостаточно принципиальны.
ЛЛЛП. Конфликтов не избегают, хотя редко являются их инициаторами. Слабо продумывают линию поведения в решении конфликтов, больше руководствуются эмоциями. В конфликтах действуют смело, решительно, но допускают опрометчивые решения. Склонны к компромиссам. Четко продумывают возможные последствия конфликта, стремятся их предупредить. Нередко выступают инициаторами компромисса. Глубоко переживают нежелательные последствия конфликтов.
ЛЛЛЛ. Конфликтов избегают. Отличаются большой способностью предупреждать их. Однако, принимая участие в конфликтах, умеют произвести впечатление на противника, используя прием демонстрации несуществующих возможностей. Умеют использовать слабости противной стороны. Хорошо просчитывают возможные последствия конфликта и умеют вовремя скорректировать свое поведение. Упрямы, скрытны.
Тест руки (Hand Test) Э. Вагнер
Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра»» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами.
Инструкция к тесту
«Внимательно рассмотрите предлагаемые Вам изображения и скажите, что, по Вашему мнению, делает эта рука?»
Если испытуемый затрудняется с ответом, ему предлагается вопрос: «Как Вы думаете, что делает человек, которому принадлежит эта рука? Нa что способен человек с такой рукой? Назовите все варианты, которые можете себе представить».
Примечание
- Стимульный материал – стандартные 9 изображений кисти руки и одна без изображения, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия.
- Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении.
- При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, спрашивают: «Хорошо, а что еще?», но не навязывают никаких специфических ответов. Если экспериментатор чувствует, что его действия встречают сопротивление, рекомендуется перейти к другой карточке.
- Держать рисунок-карточку можно в любом положении.
- Число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого. Все ответы фиксируются в протоколе. Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит карточку, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.
Тестовый материал
Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 5
Рисунок 6 Рисунок 7 Рисунок 8 Рисунок 9 Рисунок 10
Обработка и интерпретация результатов теста
При обработке полученных результатов каждый ответ испытуемого относят к одной из 11 категорий.
- Агрессия (а). Рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждение, активно захватывающая какой-либо предмет, совершающая агрессивное действие (щиплющая, дающая пощечину, давящая насекомое, готовая нанести удар и т.п.).
- Указание (у). Рука участвует в действии императивного характера: ведет, направляет, препятствует, господствует над другими людьми (дирижирует оркестром, дает указание, читает лекцию, учитель говорит ученику: «выйди вон», милиционер останавливает машину и т.п.).
- Страх (с). Рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий; может восприниматься в качестве наносящей повреждение самой себе. В эту категорию также включаются ответы, содержащие тенденции к отрицанию агрессии (не злая рука; кулак сжат, но не для удара; поднятая в страхе рука; рука, отвращающая удар и т.п.).
- Эмоциональность (э). Рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям; участвует в действии, выражающем привязанность, положительное отношение, благожелательность (дружеское рукопожатие; похлопывание по плечу; рука, гладящая животное, дарящая цветы; обнимающая рука и т.п.).
- Коммуникация (к). Рука участвует в коммуникативном действии: обращается к кому-либо, контактирует или стремится установить контакты. Общающиеся партнеры находятся в положении равенства (жестикуляция в разговоре, язык жестов, показывает дорогу и т.п.).
- Зависимость (з). Рука выражает подчинение другим лицам: участвует в коммуникативном действии в позиции "снизу", успех которого зависит от благожелательного отношения другой стороны (просьба; солдат отдает честь офицеру; ученик поднял руку для вопроса; рука, протянутая за милостыней; человек останавливает попутную машину и т.п.).
- Демонстративность (д). Рука разными способами выставляет себя на показ, участвует в явно демонстративном действии (показывает кольцо, любуется маникюром, показывает тени на стене, танцует, играет на музыкальной инструменте и т.п.).
- Увечность (ув). Рука повреждена, деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям (раненая рука, рука больного или умирающего, сломанный палец и т.п.).
- Активная безличность (аб). Рука участвует в действии, не связанном с коммуникацией; однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилие (вдевает нитку в иголку, пишет, шьет, ведет машину, плывет и т.п.).
- Пассивная безличиость (пб). Рука в покое, либо наблюдается появление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука все же не изменяет своего физического положения (лежит, отдыхая; спокойно вытянута; человек облокотился на стол; свесилась во время сна; и т.п.).
- Описание (о). В эту категорию входят описания руки без указания на совершаемые ею действия (пухлая рука, красивая рука, рука ребенка, рука больного человека т.п.).
Обработка результатов происходит с использованием установленной программы на компьютере. Программа содержит базу данных обследуемых и Hand – тест. Обработка и интерпретация протоколов происходит намного быстрее с использованием данной программы.
Диагностическая карта
ФИО ________________________________________________________ Возраст ________________
Как к себе относитесь | Цените ли вы себя | Взаимоотношения с окружающими | Цветные домики | Люшер | Эмоции (онлайн) | Кактус | Конфликтность | Hand - тест | Оценка уровня общительности | ||||||||||
Импульсивность | Упорство | Терпеливость | Субъективный контроль | Настойчивость | Уровень притязаний | Стиль саморегуляции поведения | Развитость силы воли | Уровень силы воли | Самооценка силы воли | ||||||||||
Социометрия
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |||||
выбор | отклонение | выбор | отклонение | выбор | отклонение | выбор | отклонение | выбор | отклонение |
VI.Материально – техническое обеспечение
- Развивающие игры
- Пазлы
- Подборка вырезанных цветных картинок из журналов
- Деревянные палочки
- Игра «Детективчик»
- Игра «Съедобное – несъедобное»
- Игра «Воображариум»
- Игры «Башня»
- Игра «Обезьянки»
- Игра «Голодные стаканчики»
- Игра «Запоминайка»
- Зеркала
- Подборка картинок «Найди отличия»
- Фрагмент фильма «Титаник»
- Игра: «Самолет»
- Игра «Божья коровка»
- Тканевые мешочки
- Фрагмента мультфильма «Винни Пух»
- Фотографии учащихся
- Видеосюжет о конкурсе поедания на время гамбургеров
- Учебно – методическое обеспечение
Научно-методическая литература:
- Баранов П. В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности /П. В. Баранов, Б. В. Сазонов. – М., 1989
- Ильин Е. П. Психология воли /Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000
- Корнилов К. Н. Воля и её воспитание / К. Н. Корнилов. – М.: Знание 1957
- Кривцова С. В., Е. А. Мухаматулина. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками.- «Генезис», 2005
- Садовская В. С., Ремизов В. А.. Основы коммуникативной культуры. – Юрайт. 2016
- Максимов А. Как разговорить собеседника или ремесло общения. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2004.
Литература для учащихся:
- Ваш психологический портрет: популярные тесты. – Киров: Лит.-худ. Изд-во Кировского отд. СФК, 1990
- В. Богданович. Стань интересным собеседником. СПб.: Питер, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....