программа "Волевая регуляция" 6 класс
рабочая программа по психологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Исилькульская адаптивная школа-интернат»
УТВЕРЖДАЮ: Директор КОУ «Исилькульская школа-интернат» ____________ Е. Е. Маштакова Приказ № от 2022 г. |
Рабочая программа
«Волевая регуляция»
для обучающихся 6 «б» класса
на 2022 – 2023 учебный год
Составитель:
Педагог – психолог
Л. В. Бунтова _____________
Рабочая программа рассмотрена на
заседании МО старших классов
«26» августа 2022г. протокол №1
Руководитель МО старших классов
А. В. Третьякова_________________
Согласовано: заместитель директора
Н. Б. Дудко_____________________
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Волевая регуляция поведения» адаптирована для обучающихся 6 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает устойчивое проявление волевого компонента, для успешной социальной адаптации и формирования основ законопослушного поведения личности.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. N 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного Образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (приказ от 19.12.1014г. №1599);
- Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ «Исилькульская школа – интернат»;
- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в КОУ «Исилькульская адаптивная школа-интернат»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлен на решение задач способствующих формированию общей культуры, разносторонне развитой личности, через нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное и физическое развитие, а так же формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Выделенные задачи решаются через реализацию адаптированной основной образовательной программы, в том числе и через реализацию коррекционного курса, включенного в учебный план учреждения.
У детей с легкой степенью умственной отсталостью эмоционально-волевая сфера имеет свои специфические особенности:
- недоразвитие мотивационной сферы (преобладают биологические потребности, нет потребностей в социальном, личностном развитии, неразвита учебная мотивация);
- недостаточная дифференциация чувств и эмоций (бедность чувств, распознают только полярные эмоции, не понимают сложных эмоций, не могут распознать эмоциональное состояние по мимике и жестам);
- неадекватность, неустойчивость эмоций, импульсивные реакции на внешние впечатления;
- недостаточно развита воля и произвольность (отсутствует самоконтроль, не могут противостоять воле другого человека, безынициативны);
- неадекватная самооценка;
- низкий или завышенный уровень притязаний (зависит от уровня доступности той или иной деятельности).
Все эти особенности приводят к незрелости личностной сферы и нуждаются в своевременной коррекции, особенно в подростковом возрасте, когда происходит как становление, так и развитие личности.
Программа нацелена на развитие волевого компонента. Актуальность данной программы связана с тем, что у большинства учащихся подросткового возраста слабо сформирована произвольная регуляция действий, которая лежит в основе поведения и деятельности. Эмоции и воля являются непременными компонентами управления человеком своим поведением, общением и деятельностью. Без учёта специфики эмоциональных проявлений школьников с лёгкой умственной отсталостью невозможно качественно выстроить и работу с ними.
Эмоции и чувства человека являются одной из форм отражения реального мира. Однако они представляют собой отражение не самих предметов и явлений действительности, а их отношений к потребностям и мотивам деятельности человека.
Л. С. Выготский отмечал, что умственно отсталый ребёнок отличается от нормально развивающегося не только наличием нарушений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере, но и характером взаимодействия этих двух сторон психики. Если у нормального человека поведенческие реакции и эмоциональные проявления регулируются интеллектом, то при умственной отсталости поступки часто совершаются под влиянием эмоциональных импульсов. [9,121]
В подростковом возрасте проявляются такие характерные черты: обидчивость, неуравновешенность, раздражительность, смена настроения, конфликтность. Все это затрудняет адаптацию в обществе. [8,117] Развитие эмоционально-волевой сферы личности связано с нарастанием осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий.
Среди особенностей эмоций и чувств умственно отсталых подростков необходимо указать на незрелость чувств. Эта незрелость объясняется слабой интеллектуальной регуляцией чувств, вызванной недоразвитием познавательной деятельности школьников. Незрелость чувств проявляется, во-первых, в недостаточной их дифференцированности: переживания весьма примитивны, диапазон их крайне невелик. Во-вторых, умственно отсталый ребенок довольно часто проявляет чувства, не соответствующие по своей силе или динамике внешним воздействиям. Слабость интеллектуальной регуляции чувств не позволяет ученику с умственной отсталостью достаточно быстро перестроить чувства сообразно ситуации. Наконец, незрелость чувств умственно отсталого ребенка, вызванная слабой интеллектуальной регуляцией, сказывается в импульсивности поведения, в склонности к аффективным состояниям, вспышкам раздражения, гнева и т.п.
Несформированность данных компонентов может повлечь за собой затруднения в обучении и развитии на втором этапе обучения, что может стать препятствием, для успешной социализации и трудоустройства выпускников школы.
Содержание программы рассчитано на отработку умения выстраивать программу своих действий и поведения. Многие упражнения, входящие в программный материал, составлены на основе алгоритмов действий. Это вызвано необходимостью формирования произвольной регуляции поведения через отработку навыков контроля за двигательной активностью.
При проведении занятий учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания. Занятия проходят на основе групповых взаимоотношений, сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к деятельности. При выполнении заданий контролируется качество их выполнения, оказывается необходимая индивидуальная поддержка, стимулируется активность ребенка.
В процессе коррекционно-развивающих занятий возможно постепенное формирование способности осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивать произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
В программу также включены упражнения, способствующие развитию умения общаться, умения работать в группах, так как регуляция деятельности предполагает умение координировать свои действия с действиями других членов коллектива.
Цель программы:
Создание условий для коррекции и развития волевых усилий школьников, через контроль эмоциональных импульсов с нарастанием осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий при общении, и взаимодействии с окружающими людьми.
Задачи:
- обучение конструктивным способам управления собственным поведением и формам общения;
- формирование личностно конструктивных моделей поведения в жизненных ситуациях;
- развитие эмоциональной произвольности, регуляции поведенческих реакций;
- коррекция и профилактика отклонений в социальном и психологическом здоровье умственно отсталых школьников с нарушением интеллекта;
- воспитывать ответственность, дисциплину, внимательное отношение к себе и другим людям.
В ходе реализации программы «Волевая регуляция» в 6 классе проводится диагностика уровня уверенности в себе и взаимоотношений с окружающими, которая будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Диагностика проводится в 2 этапа (в сентябре, мае отводится по 4 часа на обследование детей):
1 этап – стартовая диагностика.
Цель: диагностика эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций.
2 этап – итоговая диагностика.
Цель: диагностика эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне повышения самостоятельности школьников с нарушением интеллекта через расширение возможностей общения, принятии и понимании себя и окружающих людей, социализации в обществе.
Реализация воспитательного потенциала предполагает организацию занятия с учетом совокупности методов, приемов, направленных на воспитание обучающихся. Воспитывающее содержание занятия направлено на побуждение школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах. Добиться этого возможно, предъявляя детям на занятии воспитывающую информацию: о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о классической и массовой культуре, рассказывая о судьбах литературных и исторических персонажей; информацию затрагивающую социальные, нравственные, этические вопросы; особенности межличностных, межгрупповых, межнациональных или межконфессиональных отношений; проблемы политической, экономической, культурной жизни людей.
Использование воспитательных возможностей содержания коррекционных занятий через демонстрацию учащихся примеров осознанного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, анализа жизненных историй, поступков и ситуаций.
Применение на занятиях «Волевая регуляция» совместных интерактивных форм работы (учитель-ученики, ученик-ученик, ученики-ученики), которые дают учащимся возможность приобретения эстетических и нравственных переживаний, помогают осваивать опыт ведения диалога, излагать личное мнение, искать пути решения поставленных задач, воспитывают умение работать в парах и группах, в команде, распределять роли и добиваться совместного результата.
Реализация вышеизложенных идей, форм и видов воспитания умственно-отсталых учащихся предусматривает использование соответствующих педагогических технологий, которые обеспечивают взаимодействие всех участников, обеспечивая высокий воспитательный результат обучения.
С целью решения вопросов по профориентации обучающихся на коррекционных занятиях «Волевая регуляция» планируется включать материал, направленный на знакомство учащихся с многообразием мира профессий; на формирование умения осознавать особенности своей личности готовой к самостоятельной жизни с учетом профессионального самоопределения.
На занятиях, где рассматриваются вопросы профориентационного характера, ведется работа направленная на развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование личного образа).
При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую программу вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика или телефон, выход в интернет, электронная почта, мессенджер – WhatsApp) для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия.
Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала. Для осуществления контроля качества полученных знаний разрабатывается контрольно – измерительный материал: опросники и задания для выполнения самостоятельных работ в дистанционном режиме.
При составлении занятий адаптируется материал основных образовательных порталов:
- образовательный портал России «Инфоурок.ру»;
- социальная сеть работников образования nsportal.ru
весь материал по коррекционному курсу размещается на сайте https://nsportal.ru/buntova-lyudmila-viktorovna
Место коррекционного курса в АООП (1 вариант)
Коррекционный курс «Волевая регуляция» является частью учебного плана внеурочной деятельности, формируемой участниками образовательных отношений.
В соответствии с годовым календарным графиком программа рассчитана в 6 «а» классе на 66 часов (2 часа в неделю). Возможно изменение количества часов в зависимости от внесения изменений в Годовой календарный учебный график. В 6 классе реализуется блок «Эмоции и чувства, которые нас окружают».
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностный результат:
поступки учащихся ориентированы на свои убеждения, знания и представления о том, как надо поступать в соответствующей ситуации;
умение передавать собственное эмоциональное состояние с помощью художественных средств;
осознание своей успешности;
проявление интереса к занятиям;
развитие способности к волевому усилию;
устойчивость проявлений волевых актов;
сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам и установленному порядку;
выполнение в срок заданий;
работают в группе, парах;
умение снижать психоэмоциональное напряжение;
умение управлять своим настроением и поведением в определенных ситуациях;
умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей;
умение работать с информацией;
умение отвечать на вопросы, предлагают другие варианты ответов;
умение понимать и выражать собственные чувства;
умение при необходимости извлекать информацию из различных источников.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в КОУ «Исилькульская школа – интернат».
Программа позволяет формировать следующие базовые учебные действия (БУД):
регулятивные:
- подчинение своих действий поставленной задаче;
- принимают и сохраняют целей и задач практических заданий;
- осуществление коллективного поиска средств, для более качественного выполнения задания;
- умение управлять своим настроением и поведением в различных ситуациях;
- мобилизация своих возможностей для решения проблем;
- развитие способности к волевому усилию;
- осуществление взаимного контроля в совместной деятельности;
- овладение готовности к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
- навыки самоконтроля, перевода агрессивных реакций в социально приемлемые формы;
познавательные:
- при необходимости извлекают информацию из различных источников, делают логические выводы;
-повышение уровня представлений о различных эмоциях;
- используют усвоенные логические операции в практической деятельности;
- используют в жизни и деятельности, усвоенные межпредметные знания.
коммуникативные:
- вступают в диалог с учителем и учениками;
- отвечают и задают вопросы;
- участвуют в беседе;
- слушают собеседника;
- используют доступные источники и средства получения информации.
личностные:
- сдерживание неодобряемых самим учащимся и окружающими людьми чувств — раздражения, страха, гнева, ярости, отчаяния;
- выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний;
- испытывают чувство гордости за достигнутые свои успехи и успехи одноклассников;
- адекватно эмоционально откликаются на демонстрируемые картины и музыку;
Формирование этих БУД поможет школьникам адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
6 «б» класс
«Эмоции и чувства, которые нас окружают»
66 часов в год, 2 часа в неделю
№ | Названия раздела, темы занятий | Количество часов |
1 | Диагностические занятия. | 8 |
2 | Вводное занятие. | 1 |
3 | Раздел: Эмоции. | 29 |
3.1 | Тема: «Этот домовой». | 1 |
3.2 | Тема: «Эмоции». | 2 |
3.3 | Тема: «Что такое радость?». | 2 |
3.4 | Тема: «Что такое обида?». | 1 |
3.5 | Тема: «Что такое гнев?». | 1 |
3.6 | Тема: «Рассерженные шарики». | 2 |
3.7 | Тема: «Что такое страх?». | 1 |
3.8 | Тема: «Как преодолеть свои страхи». | 1 |
3.9 | Тема: «Что такое стыд?». | 1 |
3.10 | Тема: «Дружба». | 1 |
3.11 | Тема: «Д в стране Драки». | 1 |
3.12 | Тема: «Рычащая – радующаяся». | 1 |
3.13 | Тема: «Удовольствие». | 1 |
3.14 | Тема: «Желание». | 1 |
3.15 | Тема: «Беда». | 1 |
3.16 | Тема: «Встреча с ангелом». | 1 |
3.17 | Тема: «Лица». | 1 |
3.18 | Тема: «Зеркало». | 1 |
3.19 | Тема: «Эмоции по заказу». | 1 |
3.20 | Тема: «Музыка и эмоции». | 1 |
3.21 | Тема: «Нарисуй эмоцию». | 1 |
3.22 | Тема: «Эмоция своими руками». | 1 |
3.23 | Тема: «Мешочек эмоций». | 1 |
3.24 | Тема: «Карта эмоций (подборка материала, изготовление карты эмоций)». | 1 |
3.25 | Рефлексия раздела: Кусочки в круг (мандала из вытянутых ромбов). | 1 |
4 | Раздел: Чувства. | 25 |
4.1 | Тема: «Имена чувств». | 1 |
4.2 | Тема: «Чувства, о чем они говорят». | 1 |
4.3 | Тема: «Две бабочки». | 1 |
4.4 | Тема: «Настроение». | 1 |
4.5 | Тема: «День любви». | 1 |
4.6 | Тема: «Не могу полюбить себя». | 1 |
4.7 | Тема: «Формула любви к себе». | 1 |
4.8 | Тема: «Счастье». | 1 |
4.9 | Тема: «Конфликты». | 1 |
4.10 | Тема: «Релаксация». | 2 |
4.11 | Тема: «Саморегуляция». | 2 |
4.12 | Тема: «Спокойствие». | 2 |
4.13 | Тема: «Чувства и поступки». | 1 |
4.14 | Тема: «Как владеть своими чувствами». | 2 |
4.15 | Тема: «Как принимать во внимание чувства другого человека» | 1 |
4.16 | Тема: «Пойми меня». | 2 |
4.17 | Тема: «Ответственность за свои поступки». | 1 |
4.18 | Тема: «Я учусь выигрывать». | 1 |
4.19 | Тема: «Я учусь проигрывать». | 1 |
4.20 | Рефлексия раздела: Большое из малого (мандала из кругов). | 1 |
6 | Форум - театр | 2 |
6.1 | Подготовка к мини - представлению. | 1 |
6.2 | Мини-представление о жизни класса. | 1 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Беседы, практические занятия, упражнения на овладение навыками оказания речевых и неречевых знаков, упражнения на овладение приёмами активного, пассивного слушания, упражнения, направленные на развитие уверенности в себе, развитие самооценки, деловые и ролевые игры, арт-терапия и сказко-терапия, пластилинография, оригами, релаксационные упражнения, нейропсихологические упражнения.
6 «б» класс «Эмоции и чувства, которые нас окружают» - 65 часов
Вводное занятие - 1 час.
Раздел: Эмоции – 29 часа.
Этот домовой – 1 час.
Работа с листом «Домовые», выбрать понравившегося домового и дорисовать шаблон. Составление графика по рисункам (Каких домовых больше, каких цветов использовали больше). Демонстрация эмоций домовых (индивидуальная работа, работа в парах, работа у доски).
Рефлексия, наши различные эмоции.
Эмоции – 2 часа.
Составление списка отрицательных и положительных эмоций.
1.Положительные эмоциональные переживания: удовольствие, радость, блаженство, восторг, ликование, восхищение, гордость, самодовольство, удовлетворенность собой, уверенность, доверие, уважение, симпатия, нежность, любовь, умиление, благодарность, спокойная совесть, облегчение, состояние безопасности, предвкушение.
2.Отрицательные эмоциональные переживания: неудовольствие, горе (скорбь), тоска, печаль (грусть), уныние, скука, отчаяние, огорчение, тревога, боязнь, испуг, страх, ужас, жалость, сострадание, разочарование, досада, обида, гнев, ярость, презрение, возмущение (негодование), неприязнь, зависть, злоба, ненависть, злость, ревность, неуверенность (сомнение), недоверие, смущение, стыд, раскаяние, угрызение совести, нетерпение, горечь.
Рефлексия, эмоции — это результат нашего отношения к предметам и окружающим.
Что такое радость? – 2 часа.
Просмотр фрагмента из мультфильма, сравнение эмоций. Игра в «интервью», ответы на вопросы что является радость для меня и радость для других. Рисование на тему «Радость для меня», «Радость для других».
Рефлексия, особенности радости каждого человека.
Что такое обида? – 1 час.
Чтение сказки про обиду, игра «Посетители картинной галереи», рисование на тему «Обида» игра в ассоциации.
Рефлексия, когда обида приносит вред.
Что такое гнев? – 1 час.
Анализ ситуаций и подборка выходов из ситуаций, упражнение «Неоконченные предложения» (подборка неоконченных предложений на «гнев» и другие эмоции).
Рефлексия, когда обида приносит вред.
Рассерженные шарики – 2 часа.
Работа с презентацией «Способы выражения агрессии». Упражнения с надутым красным шариком.
Рефлексия, влияния на наши эмоции.
Что такое страх? – 1 час.
Упражнения «Парикмахерская», «Больница» (упражнение «Парикмахерская» - подстричь картонного человечка по рассказу клиента, как реагируете если получилась не та стрижка, которую хотел. Упражнение «Больница» - назови ситуации в которых испытываешь страх в больнице). Анализ детских рисунков на тему «страх».
Рефлексия, наши страхи и как они на нас влияют.
Как преодолеть свои страхи – 1 час.
Работа с маской страха, подобрать к маске страхи, которые случились с вами в последнее время. Упражнение «Страх – это плохо, страх – это хорошо», определить почему плохо - хорошо. Упражнение «Сундук со страхами», определение своих страхов. Рисование и уничтожение своего страха, подбор вида, формы и цвета для рисунка. Психогимнастический этюд «Я не боюсь», выполняя сидя и стоя.
Рефлексия, самостоятельно боремся со страхами.
Что такое стыд? – 1 час.
Чтение рассказа, анализ ситуаций, игра «Театр».
Рефлексия, зачем нужен стыд.
Дружба – 1 час.
Беседа «Вместе». Игра «Гусеничка». Выложить своими телами буквы Д Р У Ж Б А.
Рефлексия, как мы находим друзей.
Д в стране Драки – 1 час.
Беседа после чтения сказки «Страна Драки». Обсуждение и придумывание конца сказки. Рисование «Страны Драки».
Рефлексия, почему происходят драки.
Рычащая – радующаяся – 1 час.
Беседа после прослушивания сказки «Рычащая – радующаяся». Составить правила, по которым живут дети на поляне Радости (коллективное задание). Нарисовать Р в начале и конце сказки.
Рефлексия, почему мы бываем счастливы.
Удовольствие – 1 час.
Беседа после прослушивания «Сказки про то, как У поймала рыбку по имени Удовольствие». Показать удовольствие мимикой лица, жестами и позой. Проигрывание отрывка из сказки, когда рыбаки окружили У с рыбкой. Рисование рыбки по имени Удовольствие.
Рефлексия, с кем мы общаемся с удовольствием.
Желание – 1 час.
Беседа после прослушивания сказки «Желания буквы Ж». Составление списка «Свои – чужие». Упражнение «Рисунок вдвоем», работа в парах. Упражнение «Распускающийся бутон», работа в группе.
Рефлексия, от чего зависят дружеские отношения.
Беда – 1 час.
Беседа после прослушивания сказки «Беда буквы Б». Демонстрация походки, жестов, разговора буквы Б, удобно или не удобно быть в этой роли. Упражнение «Хвасталки», хвастаемся своими успехами и поддерживаем других.
Рефлексия, противоположности буквы Б.
Встреча с ангелом – 1 час.
Беседа после прослушивания сказки «Встреча буквы А с ангелом». Что такое порядок вещей в нашей жизни. Упражнение «Равновесие», работа в парах сидя, на коленях, стоя. Упражнение «Наши сходства», работа в паре, в течение 5 минут найти 5 сходств между собой. Найти похожую пару.
Рефлексия, какие качества помогают нам дружить.
Лица – 1 часа.
Работа с карточками настроений, выбор настроения, объяснение почему такое настроение. Раскрашивание лиц по шаблону (выбор настроения).
Рефлексия, влияние эмоций на наше настроение.
Зеркало – 1 час.
Работа с зеркалом, изображение мимикой основных эмоций. Упражнение «Зеркало» (1 вариант: работа в парах, работа со сменой партнера, работа по инструкции, картинки из жизни).
Рефлексия, что сложнее работа с зеркалом или в пре.
Эмоции по заказу – 1 час.
Проигрывание мини-сценок, для соотнесения ситуации и эмоций.
Рефлексия, соответствие эмоций ситуациям.
Музыка и эмоции – 1 часа.
Прослушивание «Лунная соната» Л.В. Бетховена, «Игра с огнем» рок-группа «Ария», «Рондо в турецком стиле» В.А. Моцарта, Народная армянская музыка «Сегодня вечером». Обсуждение и рисование эмоций.
Рефлексия, влияние музыки на наше настроение.
Нарисуй эмоцию – 1 час.
Рисование эмоциональной картины (солнце улыбается, тучка грустная…).
Рефлексия, соответствие цветов нашему настроению.
Эмоция своими руками – 1 час.
Работа с пластилином «Волшебный аквариум». Сказка про страну Океанию и Русалочку. Лепим рыбок с разными эмоциями.
Рефлексия, влияние разных эмоций на нас.
Мешочек эмоций – 1 час.
Работа с мешочками положительных и отрицательных эмоций. Составление списка отрицательных эмоций (злость, обида, грусть, печаль) и мини рассказа про них. Убрать в мешочек для отрицательных эмоций. Составление рассказа о положительных эмоциях. Изготовление мини открыток друг для друга.
Рефлексия, влияние эмоций на общение.
Карта эмоций (подборка материала, изготовление карты эмоций) – 1 час.
Схематичная разбивка карты на материки и океаны, проливы, полюса. Выбор учащимися объектов для работы (материк, океан…), оформление. Изготовление общей карты эмоций.
Рефлексия, необходимость всех эмоций.
Рефлексия раздела: Кусочки в круг (мандала из вытянутых ромбов) – 1 часа.
Индивидуальное раскрашивание ромбов. Соединение ромбов в целый круг.
Раздел: Чувства – 25 часов.
Имена чувств – 1 час.
Упражнение «Где эмоции, а где чувства», из общего списка выбрать эмоции и чувства. Упражнение «Угадай», определение по коротким стихотворениям эмоций и чувств. Упражнение «Закончи предложение», какую эмоцию или чувство испытываешь.
Рефлексия, чем отличаются эмоции и чувства.
Чувства, о чем они говорят – 1 час.
Моделирование ситуаций на различные чувства. Определение взаимосвязи ситуации и проявленных чувств.
Рефлексия, уверенность в себе можно развивать.
Две бабочки – 1 час.
Раскрашивание двух бабочек настроения (грустная и веселая, раскрасить так, чтобы это было понятно, соотнесение цвета и настроение).
Рефлексия, проявление эмоционального состояния.
Настроение – 1 час.
Презентация «Настроение», подбор фото людей с разным настроением. Упражнение «На что похоже настроение», на природное явление, на время года, ... Упражнение «Что влияет на настроение» (погода, общение с людьми, различные события, искусство (стихи, проза, кино…), от нас самих).
Рефлексия, подбор цветного шарика по настроению.
День любви – 1 час.
Составление списка ассоциаций со словом «Любовь». Работа с толковым словарем, определение понятия. Работа с текстом русской народной сказки про Гусыню. Рисование «Моя Любовь», рисование домика, котором прячем любовь или рисуем вне домика, любовь которой можем поделиться.
Рефлексия, чем ценно это качество для нас.
Не могу полюбить себя – 1 час.
Составление списка «За что я не люблю себя». Работа со списком, найти недостатки, которые кому-то можно простить или с какими можно помочь справиться и как справиться. Работа с зеркалом, принятие своего образа. Упражнение «Я в лучах солнца», написать на лучах хорошее о себе.
Рефлексия, продолжение работы с лучами солнца.
Формула любви к себе – 1 час.
Просмотр мультфильма про серого ослика, обсуждение. Примеривание разных ролей на себя. Психогимастика «Я люблю себя».
Рефлексия, принятие себя.
Счастье – 1 час.
Просмотр социального ролика, о том, что для людей является счастье, составление списка причин счастья. Сказка «Про счастье», обсуждение. Рисование «Моем счастье», соотнесение с цветом.
Рефлексия, притча про счастье.
Конфликты – 1 час.
Провокационная ситуация между 2 учениками при выполнении задания. Игра «Хорошо – плохо», игра в кругу, продолжи фразу это хорошо..., а это плохо… Причины конфликтов. Виды конфликтов. Разбор конфликтных ситуаций. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.
Рефлексия, конфликты зависят от нас.
Релаксация – 2 часа.
Причины использования упражнений на релаксацию. Упражнения: «Кораблик», «Штанга», «Шарик», «Солнышко», «Деревце». Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании: “Задуй свечу”. Упражнения на расслабление мышц лица «Озорные щечки», «Рот на замочке». Упражнения на расслабление мышц шеи: «Любопытная Варвара». Упражнения на расслабления мышц рук «Лимон». Упражнения под музыку.
Рефлексия, улучшение самочувствия.
Саморегуляция – 2 часа.
Естественные способы саморегуляции. Упражнение: «Вспомни неприятную ситуацию и расслабься», ответь на вопросы педагога. Телесно ориентированное упражнение «Погода», работа в парах, массаж спины. Упражнение: «Комплимент», по очереди говорить друг другу комплименты. Упражнения релаксации под музыку.
Рефлексия, улучшение через расслабление.
Спокойствие – 2 часа.
Путешествие вместе с эмоциями и чувствами. Демонстрация эмоций и чувств. Самомассаж лица, рук и ног. Рисование спокойствия.
Рефлексия, что сдерживает наши эмоции и влияет на чувства.
Чувства и поступки – 1 час.
Приятные и неприятные чувства, составление списка. Притча «Слепой», варианты текста на табличке. Притча «Окно», описание чувств первого и второго больного, обсуждение зависти.
Рефлексия, важные чувства в жизни.
Как владеть своими чувствами – 2 часа.
Работа с текстом, поведение мальчика в школе. Способы владения своими чувствами, три совета. Упражнение «Составление слов из букв заданного слова», работа мозга. Работа по клеточкам, концентрация внимания. Упражнение «Хочу», угадывание рисунка и ожидание остальных одноклассников.
Рефлексия, владение чувств на общение.
Как принимать во внимание чувства другого человека – 1 час.
Чтение и обсуждение рассказа про Мишу, совместное проигрывание ситуации. Игра «Встань на его место» (1. Игра в кругу, подменяя друг друга. 2. Изображение ситуации по карточки, а второй участник повторяет и пытается определить чувства).
Рефлексия, принятие чувств других.
Пойми меня – 2 часа.
Прослушивание и обсуждение стихотворения Людмилы Румянцевой «Порой понять друг друга сложно». Приветствие по имени, удачный секрет общения. Игра «Перестройка» (по признаку, по букве имени). Игра «Пойми меня» (по жестам, по словесному объяснению).
Рефлексия, понимание себя – понимание других.
Ответственность за свои поступки – 1 час.
Объяснение понятие «Ответственность», общий смысл. Тест «Ваше чувство ответственности», выполнение и получение ответов. Отработка ситуаций, ответственность, поступок, правонарушение, преступление.
Рефлексия, правильные слова, правильные дела.
Я учусь выигрывать – 1 час.
Упражнение «Что я выиграю? Что я потеряю?» (Составление схемы по эпизодам).
Рефлексия, выигрыш не всегда выигрыш.
Я учусь проигрывать – 1 час.
Работа с ситуациями, кто-то выиграл, а кто-то проиграл. Принятие ситуации, кто-то выиграл, а кто-то проиграл. Игра «Встань на его место» (1. Игра в кругу, подменяя друг друга. 2. Изображение ситуации по карточки, а второй участник повторяет и пытается определить чувства). Упражнение «Учусь извиняться», основные фразы для извинений.
Рефлексия, кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает.
Рефлексия раздела: Большое из малого (мандала из кругов) – 1 час.
Индивидуальное раскрашивание кругов. Соединение кругов в целый круг.
Форум – театр – 2 часа.
Мини-представление о жизни класса.
- Календарно – тематическое планирование 6 «б» класс – 65 часов
№ п/п | Тема занятия | Дидактическая цель | Основные виды деятельности | Кол-во часов | Дата | |||||
Планируемая | Фактическая | |||||||||
1 четверть | ||||||||||
1 2 3 4 | Диагностика уровня уверенности учащихся в себе, уровень взаимоотношений с окружающими. | 4 | 01.09 02.09 08.09 09.09 | |||||||
5 | Вводное занятие | Ознакомить с предстоящим курсом программы. | Игра «Узнай по описанию». Составление схемы работы по программе. | 1 | 15.09 | |||||
Раздел: Эмоции – 29 часов. | ||||||||||
6 | Этот домовой. | Знакомство с основными эмоциями. | Работа с листом «Домовые». Составление графика по рисункам. Демонстрация эмоций домовых. | 1 | 16.09 | |||||
7 8 | Эмоции. | Учить распознавать и проявлять эмоции. | Составление списка отрицательных и положительных эмоций. | 2 | 22.09 23.09 | |||||
9 10 | Что такое радость? | Знакомство с эмоцией радости. | Просмотр фрагмента из мультфильма, игра в «интервью», рисование на тему «Радость для меня», «Радость для других». | 2 | 29.09 30.09 | |||||
11 | Что такое обида? | Обучение конструктивным способам поведения с этой эмоцией. | Чтение сказки про обиду, игра «Посетители картинной галереи», рисование на тему «Обида» игра в ассоциации. | 1 | 06.10 | |||||
12 | Что такое гнев? | Знакомство с эмоцией гнева. Учить конструктивным формам проявления гнева. | Анализ ситуаций, упражнение «Неоконченные предложения». | 1 | 07.10 | |||||
13 14 | Рассерженные шарики. | Научить разнообразным безопасным способам выражении агрессии. | Работа с презентацией «Способы выражения агрессии». Упражнения с надутым красным шариком. | 2 | 13.10 14.10 | |||||
15 | Что такое страх? | Помочь осознать причины страха. | Упражнения «Парикмахерская», «Больница». Анализ детских рисунков на тему «страх». | 1 | 20.10 | |||||
16 | Как преодолеть свои страхи. | Научить способам преодоления страхов. | Работа с маской страха. Упражнение «страх – это плохо, страх – это хорошо». Упражнение «Сундук со страхами». Рисование и уничтожение своего страха. Психогимнастический этюд «Я не боюсь». | 1 | 21.10 | |||||
17 | Как преодолеть свои страхи. | Научить способам преодоления страхов. | Работа с маской страха. Упражнение «страх – это плохо, страх – это хорошо». Упражнение «Сундук со страхами». Рисование и уничтожение своего страха. Психогимнастический этюд «Я не боюсь». | 1 | 27.10 | |||||
18 | Что такое стыд? | Знакомство с эмоцией стыда. | Чтение рассказа, анализ ситуаций, игра «Театр». | 1 | 28.10 | |||||
1 четверть по плану: 18 дано: | ||||||||||
2 четверть | ||||||||||
19 | Дружба. | Способствовать совершенствованию нравственных качеств. | Беседа «Вместе». Игра «Гусеничка». Выложить своими телами буквы Д Р У Ж Б А. | 1 | 10.11 | |||||
20 | Д в стране Драки. | Помочь осознать причины, которые мешают созданию дружеской атмосферы в классе. | Беседа «Страна Драки». Рисование «Страны Драки». | 1 | 11.11 | |||||
21 | Рычащая – радующаяся. | Формировать нравственные качества средствами сказкотерапии. | Беседа «Рычащая – радующаяся». Составить правила, по которым живут дети на поляне Радости. Нарисовать Р в начале и конце сказки. | 1 | 17.11 | |||||
22 | Удовольствие. | Формировать нравственные качества средствами сказкотерапии. | Беседа «Сказка про то, как У поймала рыбку по имени Удовольствие». Показать удовольствие мимикой лица, жестами и позой. Проигрывание отрывка из сказки. Рисование рыбки по имени Удовольствие. | 1 | 18.11 | |||||
23 | Желание. | Способствовать совершенствованию нравственных качеств. | Беседа «Желания буквы Ж». Список «Свои – чужие». Упражнение «Рисунок вдвоем». Упражнение «Распускающийся бутон». | 1 | 24.11 | |||||
24 | Беда. | Способствовать осознанию важности нравственных качеств для эффективного общения. | Беседа «Беда буквы Б». Демонстрация походки, жестов, разговора буквы Б. Упражнение «Хвасталки». | 1 | 25.11 | |||||
25 | Встреча с ангелом. | Способствовать совершенствованию нравственных качеств. | Беседа «Встреча буквы А с ангелом». Что такое порядок вещей в нашей жизни. Упражнение «Равновесие». Упражнение «Наши сходства». | 1 | 01.12 | |||||
26 | Лица. | Тренировать умение распознавать эмоциональные состояния. | Работа с карточками настроений. Раскрашивание лиц по шаблону. | 1 | 02.12 | |||||
27 | Зеркало. | Формирование умения демонстрировать эмоции. | Работа с зеркалом. Упражнение «Зеркало». | 1 | 08.12 | |||||
28 | Эмоции по заказу. | Формирование обстановки доверия и эмоционального комфорта для отработки эмоций. | Проигрывание мини-сценок. | 1 | 09.12 | |||||
29 | Музыка и эмоции. | Учить использовать музыку для смены эмоций. |
| 1 | 15.12 | |||||
30 | Эмоция своими руками. | Развитие умения различать эмоции. | Работа с пластилином «Волшебный аквариум». | 1 | 16.12 | |||||
31 | Мешочек эмоций. | Развитие эмоциональной сферы. | Работа с мешочками положительных и отрицательных эмоций. | 1 | 22.12 | |||||
32 | Карта эмоций (подборка материала, изготовление карты эмоций). | Учить определять эмоции свои и окружающих людей. | Оформление карты эмоций. | 1 | 23.12 | |||||
2 четверть по плану: 14 дано: | ||||||||||
3 четверть | ||||||||||
33 | Карта эмоций (подборка материала, изготовление карты эмоций). | Учить определять эмоции свои и окружающих людей. | Оформление карты эмоций. | 1 | 12.01 | |||||
34 | Рефлексия раздела: Кусочки в круг (мандала из вытянутых ромбов). | Учить ассоциировать свое настроение и цвета. | Раскрашивание ромбов. Соединение ромбов в целый круг. | 1 | 13.01 | |||||
Раздел: Чувства – 25 часов. | ||||||||||
35 | Имена чувств. | Сформировать представление о эмоциях и чувствах. | Упражнение «Где эмоции, а где чувства». Упражнение «Угадай». Упражнение «Закончи предложение». | 1 | 19.01 | |||||
36 | Чувства, о чем они говорят. | Научить обучающихся управлять своими чувствами, показать связь чувств с желаниями, ожиданиями. | Моделирование ситуаций на различные чувства. | 1 | 20.01 | |||||
37 | Две бабочки. | Тренировка состояния чувств, переключения и устойчивости этого состояния. | Раскрашивание двух бабочек настроения (грустная и веселая). | 1 | 26.01 | |||||
38 | Настроение. | Проявление и коррекция чувств. | Презентация «Настроение». Упражнение «На что похоже настроение». Упражнение «Что влияет на настроение». | 1 | 27.01 | |||||
39 | День любви. | Создать условия для осмысления понятия любви. | Составление списка ассоциаций со словом «Любовь». Работа с толковым словарем. Работа с текстом. Рисование «Моя Любовь». | 1 | 02.02 | |||||
40 | Не могу полюбить себя. | Развитие уверенности в себе через любовь. | Составление списка «За что я не люблю себя». Работа со списком. Работа с зеркалом. Упражнение «Я в лучах солнца». | 1 | 03.02 | |||||
41 | Формула любви к себе. | Закрепление благоприятного отношения к себе. | Просмотр мультфильма про серого ослика. Психогимастика Я люблю себя». | 1 | 09.02 | |||||
42 | Счастье. | Познакомить с понятием «счастье». | Просмотр социального ролика, о том, что для людей является счастье. Сказка «Про счастье». Рисование «Моем счастье». | 1 | 10.02 | |||||
43 | Конфликты. | Исследования конфликтов, причин их возникновения и способов их разрешения. | Провокационная ситуация. Игра «Хорошо – плохо». Причины конфликтов. Виды конфликтов. Разбор конфликтных ситуаций. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. | 1 | 16.02 | |||||
44 45 | Релаксация. | Формирование эмоциональной стабильности. | Причины использования упражнений на релаксацию. Упражнения: «Кораблик», «Штанга», «Шарик», «Солнышко», «Деревце». Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании: “Задуй свечу”. Упражнения на расслабление мышц лица «Озорные щечки», «Рот на замочке». Упражнения на расслабление мышц шеи : «Любопытная Варвара». Упражнения на расслабления мышц рук «Лимон». Упражнения под музыку. | 2 | 17.02 02.03 | |||||
46 47 | Саморегуляция. | Развитие способностей саморегуляции, освоение способов саморегуляции. | Естественные способы саморегуляции. Упражнение: «Вспомни неприятную ситуацию и расслабься». Телесно ориентированное упражнение «Погода». Упражнение: «Комплимент». Упражнения релаксации под музыку. | 2 | 03.03 09.03 | |||||
48 49 | Спокойствие. | Познакомить со способами расслабления, обретения душевного спокойствия. | Демонстрация эмоций и чувств. Самомассаж. Рисование спокойствия. | 2 | 10.03 16.03 | |||||
50 | Чувства и поступки. | Развитие эмоциональной сферы. | Приятные и неприятные чувства. Притча «Слепой». Притча «Окно». | 1 | 17.03 | |||||
3 четверть по плану:18 дано: | ||||||||||
4 четверть | ||||||||||
5152 | Как владеть своими чувствами. | Учить владеть своими чувствами и устранять конфликты. | Работа с текстом. Способы владения своими чувствами. Упражнение «Составление слов из букв заданного слова». Работа по клеточкам. Упражнение «Хочу». | 2 | 06.04 07.04 | |||||
5354 | Пойми меня. | Осознание ценностей человеческого общения. | Прослушивание и обсуждение стихотворения Людмилы Румянцевой «Порой понять друг друга сложно». Приветствие по имени. Игра «Перестройка». Игра «Пойми меня». | 2 | 13.04 14.04 | |||||
55 | Ответственность за свои поступки. | Способствовать развитию чувства ответственности. | Объяснение понятие «Ответственность». Тест «Ваше чувство ответственности». Отработка ситуаций. | 1 | 20.04 | |||||
56 | Как принимать во внимание чувства другого человека. | Развитие коммуникативной компетентности. | Чтение и обсуждение рассказа про Мишу. Игра «Встань на его место». | 1 | 21.04 | |||||
57 | Я учусь выигрывать. | Профилактика правонарушений. | Упражнение «Что я выиграю? Что я потеряю?» | 1 | 27.04 | |||||
58 | Я учусь проигрывать. | Научить относиться друг к другу уважительно, усвоить некоторые правила бесконфликтного общения и выхода из конфликта. | Работа с ситуациями. Принятие ситуации. Игра «Встань на его место». Упражнение «Учусь извиняться». | 1 | 28.04 | |||||
59 | Рефлексия раздела: Большое из малого (мандала из кругов). | Учить ассоциировать свое настроение и формы - цвета. | Раскрашивание кругов. Соединение кругов в целый круг. | 1 | 04.05 | |||||
Форум – театр – 2 часа | ||||||||||
60 | Подготовка к мини - представлению. | Подготовка к итоговому представлению. | Обсуждение, подбор сюжетов. | 1 | 05.05 | |||||
61 | Мини-представление о жизни класса. | Подведение итогов. | Проведение итогового представления. | 1 | 11.05 | |||||
62 63 64 65 | Диагностика уровня уверенности учащихся в себе, уровень взаимоотношений с окружающими. | 4 | 12.09 18.05 19.05 25.05 | |||||||
4 четверть по плану: 15 дано: |
Контрольно - измерительный мат
Тест "Домики"
I задание.
Нужно раскрасить дорожку из шести клеточек. Нужно раскрасить все шесть клеточек. Необходимо проследить, чтобы раскрашивание производилось слева направо. В конце задания полюбуйтесь, как хорошо получилось и какой красивой, разноцветной стала наша дорожка.
II задание.
Раскрашивание домиков с хозяевами.
Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.
Рекомендуемые пояснения:
Счастье - когда нам весело, всё хорошо получается и мы все довольны.
Горе - когда у человека случилось что-то плохое и он сильно расстроился, ему очень горько.
Справедливость - когда все по-честному, поровну, по правилам.
Обида - когда кого-то незаслуженно обидели, огорчили. Обманули, что-то отняли.
Дружба - когда мы дружим, помогаем друг другу, защищаем друг друга.
Ссора - когда кто-то раздружился и ругается.
Доброта - когда кто-то делает хорошее людям, делится, не жадный, жалеет тех, кому плохо.
Злоба - когда кто-то сердится, обижает, хочет сделать другому плохо.
Скука - когда неинтересно, нечего делать, все надоело, мамы дома нет.
Восхищение - когда мы любуемся чем-то очень красивым, нам очень радостно от этого и мы чувствуем большое удовольствие.
Следует объяснить детям, что во втором задании домиков много и хозяева могут быть похожими, а значит, и цвет домиков может быть одинаковым, поэтому карандаш после использования нужно положить к остальным. Таким образом обеспечивается адекватный выбор цветов.
III задание.
Раскрашивание домиков и то, что мы в них делаем.
Инструкция для раскрашивания последнего домика.
Придумайте и поселите в этом домике своего хозяина, для кого вы бы раскрасили этот домик, придумайте и то, что он там делает.
Схема описания ответных листов.
1. Характер раскрашивания. Определение психологического состояния ребенка по предпочтению цвета, характеру штриховки и заполнения пространства - особый вид тестирования, при котором ребенок не скован и свободно проявляет себя.
По данным С. Толкачевой и Н. Титовой, предпочтение ребенком теплых тонов (желтый, оранжевый, красный, розовый, красно-коричневый, коричневый) означает его внутренний подъем, активность, он настроен больше на действие и подвижные игры, ему необходимо выплеснуть избыток энергии.
Если ребенок предпочел холодные тона (голубой, синий, сине-зеленый, фиолетовый) - он склонен к созерцанию, размышлению, его психическое состояние достаточно стабильно.
Предпочтение спектрально-контрастных тонов в сочетании с резкими, угловатыми или «мохнатыми» штрихами говорит о перенапряжении, внутреннем возбуждении, поиске выхода из какой-то ситуации или ее объяснения.
Если контрасты не насыщенны, линии плавные, округлые, то ребенок ищет «золотую середину», стремится к цельности и гармонии. С такими детьми нельзя проявлять категоричность, так как это может привести к развитию у ребенка замкнутости.
Если ребенок, раскрашивая рисунок, выходит за границы его контура, он стремится к свободе и независимости до упрямства из-за подавления взрослыми. Возможно, он несколько рассеян, но это - проявление замкнутости на фантазиях. С такими детьми также нельзя проявлять излишнюю категоричность, для такого ребенка необходимо внести сказку в обыденные дела.
Если ребенок не выходит за границы контура рисунка, не исключено, что он насторожен, замкнут из-за неуверенности в себе. Скованность может мешать ему в общении и учебе. Он может стать вечно «ведомым», обидчивым, раздражительным из-за несоответствия своего поведения внутренним побуждениям и излишней требовательности взрослых.
Если ребенок заполняет часть рисунка, для него значимы детали, «мелочи», переход от частного к общему. Такой ребенок склонен к точным и естественным наукам. Если ребенок заполняет весь рисунок - у него развито обобщающее мышление, он умеет находить взаимосвязь между внешне не связанными вещами. Это - фантазер со склонностями к литературе и искусствам.
Если, раскрашивая рисунок, ребенок заполняет только нижнюю его часть, цикл его биоритмов и внутреннего психологического состояния пограничный: переход от спада к подъему. Ребенок заполняет только верхнюю часть рисунка - пик интенсивности биоритмов. Максимальная активность восприятия информации может граничить с перевозбуждением, несмотря на внешнее спокойствие.
2. Цветовые выборы. Первая информация для консультирования - это инверсии, наблюдаемые при выполнении I задания (раскрашивание дорожки). Нужно насторожиться, если основные цвета ребенок ставит на последние два места, а негативные - на первые. Интерпретация цветовых выборов ведется в соответствии с цветовым диагностическим тестом Люшера. Следует обращать внимание на местоположение основных (синего, зеленого, красного, желтого) и негативных цветов (коричневого и черного). Присутствие коричневого и черного цветов в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни и обозначается знаком тревоги: «!», «!!» или «!!!». При этом «!» соответствует наличию коричневого или черного цвета на третьем или четвертом месте цветового ряда, «!!» соответствует наличию коричневого или черного цвета на втором месте, «!!!» - наличию одного из перечисленных цветов на первом месте.
Последующий анализ цветового обозначения ребенком социальных объектов во II и III заданиях может указать на возможные обстоятельства, вызывающие стресс.
3. Сфера социальных эмоций. Здесь важно обратить внимание на два факта.
Первый — собственно дифференциация эмоций. Безошибочное выполнение задания указывает на сформированность системы социальных чувств, тонкость, дифференцированность эмоциональной сферы ребенка, его способность вычленять субъектно-объектные связи, способность ребенка подниматься над ситуацией, отличать в конечном счете добро от зла. Здесь важно проследить, каким цветом ребенок обозначил позитивные и негативные социальные объекты. Хорошо, если ребенок обозначил позитивные социальные объекты основными цветами, а негативные - коричневым или черным. Часто дети обозначают одним и тем же цветом позитивные и негативные объекты. Эти случаи указывают на возможные проблемы ребенка в общении и деятельности.
Второй факт является производным от первого и определяет систему личностных отношений и основных блоков структуры личности, указывая на возможные деформации и варианты личностного развития. Здесь необходимо отследить место позитивного и негативного полюсов отдельной социальной эмоции, обозначенных цветом.
4. Сфера деятельностных отношений. Выполнение этого задания определяет систему деятельностных отношений и актуальных ценностей ребенка. Предполагается, что именно эти отношения составляют собственно предиспозиции личности и определяют осознанные формы поведения ребенка: то, насколько сформированы его потребности в той или иной деятельности, с каким настроением он посещает образовательное учреждение, какие ценности и актуальные переживания достижения этих ценностей определяют наличие у него осознанных проблем и возможность их решения.
Рисуночный тест «Кактус»
Изначально эта методика диагностики личности была предложена М. А. Панфиловой для детей 3-7 лет. Для выполнения теста Вам понадобится чистый лист А4 формата, простой карандаш средней твердости, также можно использовать и цветные карандаши.
Инструкция
«Нарисуй на листе бумаги кактус, какой ты себе представляешь». Дальнейшие вопросы и пояснения излишни – дайте волю своей фантазии!»
Интерпретация детских рисунков
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
пространственное положение
размер рисунка
характеристики линий
сила нажима на карандаш
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)
характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)
характеристика иголок (размер, расположение, количество)
По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :
Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
Толкование цветовой гаммы
Цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой обладает ребёнок:
зелёный символизирует постоянство и уверенность;
жёлтый — страх быть отвергнутым обществом;
синий — малышу комфортно в тех условиях, в которых он находится в конкретный период времени;
красный — испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение;
серый — у ребёнка нейтральное отношение ко всему происходящему;
белый цвет иногда свидетельствует о том, что у тестируемого проблемы со зрением, и он не замечает, что в цветовом отношении теряет сюжет;
чёрный — тестируемый привык во всём противоречить близким, возможно, слишком избалован.
После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию: Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого-то дома или в пустыне)? Можно ли этот кактус потрогать? Колется ли он? О нем кто-нибудь заботится? Ему это нравится? Этот кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Когда кактус вырастет, как он изменится? (объем, иголки, отростки).
Диагностическая карта
ФИО ________________________________________________________ Возраст ________________
Как к себе относитесь | Цените ли вы себя | Взаимоотношения с окружающими | Цветные домики | Люшер | Эмоции (онлайн) | Кактус | Конфликтность | Hand - тест | Кеттел (личностный тест) | ||||||||||
Импульсивность | Упорство | Терпеливость | Субъективный контроль | Настойчивость | Уровень притязаний | Стиль саморегуляции поведения | Развитость силы воли | Уровень силы воли | Самооценка силы воли | ||||||||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |||||
выбор | отклонение | выбор | отклонение | выбор | отклонение | выбор | отклонение | выбор | отклонение |
Социометрия
VI.Материально – техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение программы:
Освоение занятий по программе предполагает использование игр, пазлов, демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения школьников.
Технические средства обучения
- Персональный ноутбук;
- Многофункциональное устройство;
- Мультимедиа проектор в комплекте с креплением;
- Интерактивная доска;
- Цифровая видеокамера;
- Документ-камера;
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике по изучаемому учебному курсу предмета.
- Развивающие игры
- Пазлы
- Подборка вырезанных цветных картинок из журналов
- Деревянные палочки
- Фотографии учащихся
- Игра «Позитивиум детский»
- Зеркала
- Тканевые мешочки
- Учебно – методическое обеспечение
Научно-методическая литература:
- Баранов П. В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности /П. В. Баранов, Б. В. Сазонов. – М., 1989
- Ильин Е. П. Психология воли /Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000
- Корнилов К. Н. Воля и её воспитание / К. Н. Корнилов. – М.: Знание 1957
- Кривцова С. В., Е. А. Мухаматулина. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. - «Генезис», 2005
- Садовская В. С., Ремизов В. А. Основы коммуникативной культуры. – Юрайт. 2016
- Максимов А. Как разговорить собеседника или ремесло общения. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2004.
- Источник: https://psychojournal.ru/tests/1192-risunochnyy-test-kaktus.html#t20c
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности. – М.: Питер, 2010.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вст. ст. и библиогр. Т.М. Лифанова. – М.: Просвещение, 1995.
Литература для учащихся:
- Ваш психологический портрет: популярные тесты. – Киров: Лит.-худ. Изд-во Кировского отд. СФК, 1990
- В. Богданович. Стань интересным собеседником. СПб.: Питер, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....