Статья "Каким должен быть современный урок русского языка и литературы?"
статья по русскому языку
В статье представлены требования к современному уроку, типы современных уроков, методические приёмы работы на уроке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakim_dolzhen_byt_sovremennyy_urok_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 70.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Каким должен быть современный урок русского языка и литературы? »
Содержание
Вступление………………………………………………………………………………….стр. 2
Глава 1. Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования…………………………………………………………………………………стр.2
- Ключевые особенности ФГОС………………………………………………………………………………стр.2
- Универсальные учебные действия………………………………………………………………………стр.4
Глава 2. Современный урок………………………………………………стр.8
- Требования к современному уроку…………………………………………………………………… стр.8
- Типы современных уроков. Основные этапы урока…………………………………………..стр.9
- Отличие современного урока от традиционного……………………………………………… стр.11
- Методы и приёмы работы на уроке……………………………………………………………………стр.13
- Методы интерактивного обучения…………………………………………………………стр.14
- Метод проекта на уроках русского языка ………………………………………………стр.16
- Дидактическая игра…………………………………………………………………………стр.19
- Технологическая карта урока……………………………………………………………………………..стр.23
Заключение…………………………………………………………………………стр.25
Библиография………………………………………………………………………стр.26
Приложение
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Вступление.
Русский язык является одним из основополагающих предметов в школе, так как именно на уроках русского языка развивается мышление, воображение, интеллектуальные и творческие способности учащихся. Хорошее знание языка способствует самореализации личности, развитию самостоятельного усвоения новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Именно русский язык помогает ученику приобщиться к культуре и литературе, способствует социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Современное общество нуждается в нравственных, образованных, предприимчивых людях, способных анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаться мобильностью, быть способными к сотрудничеству, обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Поэтому появилась необходимость преобразований. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку, поэтому считаю тему работы, выбранную мной, актуальной. Цель работы – совершенствование профессиональной деятельности учителя, поставленного в новые условия. Задачи работы: раскрыть ключевые особенности ФГОС нового поколения и современного урока, обратить внимание на роль формирования УУД на уроках русского языка, показать интерактивные методы и приёмы работы на уроке , а также форму конструирования урока –технологическую карту.
Работа состоит из вступления, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Глава 1. Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
- Ключевые особенности ФГОС.
Обратим внимание на ключевые особенности ФГОС основного общего образования, которые необходимо обязательно учитывать при проектировании урока в условиях реализации новых стандартов.
Во-первых, это системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта. Как отмечено в концепции ФГОС, современная деятельностная парадигма образования постулирует в качестве цели образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Реализация системно-деятельностного подхода, в частности, предполагает:
- изменение целей образования (переход от усвоения знаний, умений и навыков к определению цели как формированию умения учиться);
- переход от «изолированного» изучения обучающимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению этого содержания в контекст решения значимых жизненных задач, придание личностной и социальной значимости результатам образования;
- целенаправленное создание условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов с возможностью самостоятельного продвижения обучающихся в изучаемой области;
- признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Деятельность — это особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия (что и как нужно сделать), результат (его соответствие поставленной цели и необходимость корректировки). Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему.
Именно поэтому технологии проектирования урочных и внеурочных занятий и в целом образовательного процесса должны затрагивать все компоненты образовательной деятельности.
Следующая ключевая особенность ФГОС общего образования — требования крезультатам освоения основной образовательной программы.
В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трёх групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности, а также учесть их при проектировании образовательного процесса, начиная с уровня рабочей программы учебного предмета и заканчивая уровнем конкретного урока.
Развитие универсальных учебных действий — личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных (формирования общеучебных умений и навыков) — является ещё одной особенностью ФГОС основного общего образования, которая должна быть обязательно учтена при проектировании образовательного процесса.
На практике учёт трёх перечисленных выше ключевых особенностей нового стандарта (системно-деятельностный подход, ориентация на планируемые результаты, развитие универсальных учебных действий) может быть зафиксирован в виде следующих принципов:
- принцип деятельности заключается в том, что основным целевым ориентиром в системе образования становится способность обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, что означает не только и не столько усвоение определённого объёма знаний, сколько формирование у обучающихся различных способов деятельности с позиции её субъекта;
- принцип целостности предполагает формирование у обучающихся обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и т.д.) на основе развития универсальных учебных действий в рамках каждого учебного предмета, курса внеурочной деятельности;
- принцип согласованности, означающий взаимосвязь всех составляющих образовательного деятельности, в частности в аспекте планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые могут быть представлены различным образом (как целевые ориентиры, как система заданий для диагностики степени достижения этих ориентиров, как логическая цепочка развёртывания учебного материала и т.д.);
- принцип вариативности предполагает как формирование у обучающихся способности к адекватному принятию решений в ситуациях выбора, так и возможность выбора своего индивидуального образовательного маршрута в целом.
- Универсальные учебные действия.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Близкими по значению понятию «УУД» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Значение УУД:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
УУД можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Овладение учащимися УУД создаютвозможностьсамостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и УУД (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.
Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
ее функционирования, о
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом;участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Глава 2. Современный урок.
- Требования к современному уроку.
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
Требования, предъявляемые к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока — дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
- Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
- Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
- Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
- Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
- Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
- Продумать форму подведения итогов урока.
- Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
- Типы современных уроков. Основные этапы урока.
С введением ФГОС основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового материала.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие основные этапы:
- этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
- этап актуализации и пробного учебного действия;
- этап выявления места и причины затруднения;
- этап построения проекта выхода из затруднения;
- этап реализации построенного проекта;
- этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
- этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
- этап включения в систему знаний и повторения;
- этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Современный урок русского языка, направленный на достижение метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку учителю следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации. Подготовка к такому уроку с учетом вышеперечисленных этапов может состоять из следующих шагов:
1 . Определение нового. Учитель четко определяет, что должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..
2. Создание иликонструирование проблемной ситуации. Один из сложных шагов. Проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.
3 . Планирование действий. Итак, проблема урока будет сформулирована, начинается коммуникативная часть. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. Составляя сценарий урока, необходимо предусмотреть возможные варианты развития действия, спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.
4 . Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность правописания орфограммы, ученики могут сами сделать вывод, сформулировать правило и проверить себя по учебнику. Во время работы с текстом (с таблицей, схемой, рисунком) учащиеся логически могут вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п. В – третьих, необходимо продумать диалог по поиску решения проблемы. Это может быть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог состоит из цепочки вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог развивает логику. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов.
5 . Планирование результата. Составляя сценарий урока, учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может вопрос: «Нашли ли мы ответ ?»
6 . Планирование заданий для применения нового знания. Все задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
- Отличие современного урока от традиционного.
Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами | |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков | – | Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио | |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Таким образом, сравнив деятельность учителя, в частности учителя русского языка и литературы до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
- Методы и приёмы работы на уроке.
Выполнение ФГОС предполагает кардинальное изменение технологии преподавания, способов оценивания результатов и самого характера профессиональных отношений между участниками образовательного процесса. Предусматривается, что знания даются не в готовом виде, а как проблемная ситуация, которая трансформируется в учебную ситуацию через осознание ребёнком ограниченности своего знания и формулировку учебной задачи – «Чему я должен научиться, чтобы решить проблему?»
Существуют многочисленные классификации методов. Вспомним ту, в основе которых роль учащихся в процессе обучения.
Традиционно выделяют пассивные методы, активные методы. На современном этапе выделяютинтерактивные методы. От английского «inter» - «между», «act» - «действие».
В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Педагог выступает в роли организатора учебного процесса, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Здесь уместно привести китайскую пословицу: «Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда». Это, конечно, не означает, что нужно использовать только интерактивные методы. Для обучения важны все виды методов и все уровни познания. Преподавателю необходимо выбирать методы обучения в зависимости от цели и условий работы, главное здесь разнообразить процесс обучения всевозможными методами.
Мозговой штурм - это поиск за короткое время новых идей. Например, при изучении темы «Употребление прилагательных в речи» детям предлагаетсяпредставьте такую ситуацию, что из нашей речи исчезли все прилагательные. Что может произойти? (Катастрофа, все станет серым) Действенными являются интерактивные диктанты, например диктант с постукиванием. Полезно завести индивидуальные словарики «Мои ошибки», где дети записывают слова, в которых были допущены ошибки. При работе со словарными словами можно использовать метод аналогий и ассоциаций. Важное место при обучении правописанию следует отводить работе над ошибками. Чтобы такая работа прошла в интерактивном режиме, можно использовать различные игровые методы и приёмы. Например: метод «Лови ошибку» (представьте, что вы работаете редактором газеты и отвечаете за выпуск очередного номера, а в текст вкрались ошибки, – найдите и исправьте их). Метод «Водоворот»используется при закреплении материала. Каждая группа получает карточки с разными заданиями, выполнив которые, передают на проверку другой группе. Группа, получив карточку с заданием и его решением, ничего не исправляя, проверяет и выставляет оценку. Таким образом, каждая группа знакомится со всеми выполненными заданиями. Учитель озвучивает правильное решение для каждой карточки. Выставляются оценки каждой группе. На этапе подведения итогов деятельности учащихся можно использовать метод «микрофон» или интервью. Рефлексии способствуют вопросы: – Что особенно понравилось? Чему научились? Как пригодятся эти знания в будущем? Какие выводы можно сделать по сегодняшнему уроку? А какое задание показалось самым трудным? |
Кроме методов, есть множество интерактивных приёмов обучения.
Приём «Да–нетка», «Согласен–не согласен» (в форме диктанта, с помощью хлопков, движений), приём «Диктант значений», приём «Буквенный диктант», приём «Шаг зашагом» (ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала), приём «Жокей и лошадь» (на карточках разных цветов могут быть вопрос–ответ, существительное – прилагательное и др.), приём «Цветныеполя» (цвета имеют смысловуюнагрузку, например: красный – «Проверьте, пожалуйста,думаю, что все выполнил без ошибок», зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я не понял тему» и так далее), приём «Райтинг» (записывается дробь: оценка ученика и учителя, можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера), приём «Корзина идей», приём «Толстый и тонкий вопрос» (тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ, толстый – ответ развёрнутый), приём «Телеграмма» (кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте, герою произведения, себе и отправить), приём «Маша-растеряша» (можно «потерять» проверочное слово, которым дети привыкли пользоваться, что побудит их искать другие проверочные слова, «потеря» некоторых слов из целостного текста заставит учеников искать синонимы и т. п.), приём «Создай паспорт» (частей речи, членов предложений, частей слова, лингвистических терминов), приём «Конкурсшпаргалок».
Формами интерактивного обучения являются:
- работа в статичных парах или парах сменного состава;
- работа в малых группах;
- игровое сотрудничество.
Как правило, работа в статичных парах и парах сменного состава проводится на этапах проверки определённых учебных заданий. В первом случае, учащиеся одной пары осуществляют взаимопроверку и обмен заданиями, во втором – пары образуются в зависимости от скорости выполнения заданий учащимися и имеют возможность перемещаться по классу. При работе в малых группах, в зависимости от целей урока или его этапа, учащиеся могут сообща обсуждать проблему, вырабатывать варианты решения обозначенной проблемы, проверять работу. Малые группы могут работать: изолированно друг от друга или во взаимодействии друг с другом (временные малые группы). Основаниями для деления учащихся на группы(пары) могут быть:
- свобода выбора ребенка;
- уровень обученности и развитие детей;
- психологическая и эмоциональная совместимость учащихся.
Из опыта учителя А.В. Кашиной (СОШ № 22 г. Ульяновска)
Приём «Займи позицию». Работа в группах. Даётся спорный тезис (стоит ли применять смертную казнь как наказание?). Каждый выбирает стол с той позицией, которую он разделяет (1 – всегда казнить, 2. – всегда не казнить, 3. – только в исключительных случаях). Когда все рассаживаются (за одним столом могут оказаться 2 чел., а за другими – 20.Это нормально). Ученики аргументируют свои позиции, приводят примеры, говорят о следствиях, причём они могут менять точку зрения и переходить от одного стола к другому.
Приём «Древо мудрости», или «Шанс для троечников». На импровизированном дереве висят записки разных цветов в зависимости от уровней заданий. Ученики, которые хотят исправить свои отметки, могут сорвать записку или несколько, дать полный ответ с примерами и получить или не получить желаемую отметку. Эта работа может выполняться парами. Тогда они проверяют друг друга.
Приём «Иное воспроизведение информации». Даётся текст. Его надо прочитать и по-иному воспроизвести. Например, в виде рисунка, схемы, символов.
«Синтез идей».Групповая работа. 1 гр. – синтаксический разбор (пастой синего цвета). 2 – фонетический (красной пастой), 3 – морфологический – зелёной и т.д. Группы меняются листками, вносят свои исправления, дополнения своей пастой. В конце концов листок попадает к своим хозяевам и они видят свои ошибки.
«Письмо учёному соседу» – вид работы над ошибками. Тот, кто сделал ошибки в словарном или другом диктанте, пишет своему другу письмо по определённому клише о своих ошибках и о правилах их правописания («Я и не знала, что слово ветреный пишется с одной Н, потому что это исключение…»).
- Метод проекта на уроках русского языка .
Термин «проект» – (от лат.Projektus, буквально – брошенный вперед) – это специально организованный учителем (вместе с учащимися) и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой проблемы, завершающихся созданием продукта.
Характеристика проектного обучения:
- актуальность;
- мотивирующий характер обучения: задания соответствуют уровню учеников и их интересам;
- междисциплинарный характер обучения: задания и учебный материал организуются в соответствии с задачами, а не дисциплинами;
- достоверность;
- сотрудничество;
- позитивный настрой.
Типы проектов
Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении.
Для каждого проекта должны быть определены:
- цель проекта, его актуальность;
- источники информации (литературные, СМИ, интервью, базы данных, включая электронные);
- методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);
- формы представления результатов (статья, реферат, доклад, презентация, видео и проч.);
- виды презентации проекта (публикация, в том числе в Интернете, обсуждение на конференции и т.п.).
Творческие проекты отличаетчеткое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников:
- совместная газета;
- сочинение;
- видеофильм;
- драматическая постановка;
- праздник;
- статья;
- альманах;
- альбом;
- мультимедийный компьютерный проект.
Практико-ориентированные (прикладные)
Эти проекты тоже отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников:
- проект закона;
- справочный материал;
- словарь;
- аргументированное объяснение какого-то лингвистического явления;
- наглядное пособие.
Исследовательские проекты – решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением.
Но это не изменяет циклограммы работы над любым проектом:
- выявление и постановка проблемы исследования;
- формулирование гипотезы;
- планирование и разработка исследовательских действий;
- сбор данных;
- сопоставление данных и умозаключений, их проверка;
- подготовка и написание (оформление) сообщения;
- выступление с подготовленным сообщением;
- переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы:
- построение выводов, заключений;
- оформление результатов.
В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у учащихся самостоятельной активности, направленной на освоение нового опыта. В результате её применения формируются компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации, навыки работы в команде. Для работы над учебным проектом организуется совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Для работы на уроках и во внеурочное время можно использовать проекты различных видов: исследовательский, творческий, игровой, информационный, прикладной, ознакомительный. В зависимости от сложности темы в создании проекта принимают участие все ребята или только группа учащихся (личностный, парный, групповой проекты). Учитель может открыто координировать, скрыто направлять работу учащихся или выступать как полноправный участник проекта.
Роль педагога заключается в организации такой работы, в ходе и результатах которой осваиваются практически значимые научные представления и навыки,проявляются и развиваются информационные компетенции – умения
- интегрировать информацию;
- определять информацию;
- управлять информацией;
- передавать информацию;
- оценивать информацию;
- создавать информацию;
- делать доступной информацию.
Репродуктивные методы обучения с использованием презентаций приобретают черты личностно-ориентированного обучения, при котором каждый ученик в своем индивидуальном темпе изучает материал. При такой работе учитель заранее создает электронное пособие (презентацию), и на уроке учащиеся самостоятельно изучают новый материал, а педагог лишь координирует работу, оказывая помощь школьникам.
Преимущества проектной технологии:
- При выполнении проектов учащимся приходится применять знания из области информатики, дизайна, технологии, черчения, математики, компьютерной графики.
- Применение метода проектов в обучении позволяет сформировать межпредметные связи.
- Проекты дают возможность учащимся выбрать для итогового контроля наиболее интересную для него форму защиты.
- Метод проектов воспитывает исследовательскую культуру, развивает навыки эстетического оформления результатов своего труда.
- Используя метод проектов, учитель получает возможность увидеть скрытый потенциал ребенка, найти индивидуальный ключ к раскрытию его интеллектуальных и творческих задатков.
- Дидактическая игра.
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках. Игровые приемы. |
- Технологическая карта урока.
Технологическая карта – это новый вид методической продукции. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечивает реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сокращает время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приёмы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1. Самоопределе-ние к деятельности Организацион-ный момент | Включение в деловой ритм урока. Устное сообщение учителя. | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков |
3. Постановка учебной задачи | Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. | Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка вопросов; познавательные:общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т. д.) | Регулятивные: планирование, прогнозирование;познавательные – моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. Первичное закрепление | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные – умение структурироватьзнания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует деятельность по применению новых знаний. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнения с эталоном. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
7. Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные:смыслообразование |
Заключение.
Современный урок, в соответствии с новыми стандартами, строится по иной схеме. Это уже не тот урок, на котором учитель озвучивал учебную информацию и проводил фронтальный опрос. Современный урок строится на творческом взаимодействии учащихся и учителя, а также на взаимодействии самих учеников. Ученик становится живым участником образовательного процесса. Он, пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока, создает установку на их реализацию, актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности, сам формулирует задания к упражнениям (ему дается только материал упражнения, а задания он формулирует на основе уже имеющегося опыта работы на уроках), выполняет упражнения, комментируя и поясняя свои действия, формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материала, на заключительномэтапе урока должен вспомнить весь ход урока и проанализировать свою деятельность или деятельность товарищей и высказывает свои впечатления. Современный урок призван усилить мотивацию ребёнка к познанию русского языка, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.Проведение современного урока требует высокого социально-нравственного и профессионального уровня развития личности учителя, его способности к самостоятельному мышлению, самообразованию, творческой деятельности.Учитель должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с учениками и их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Библиография.
- Горбунова, С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне /С.В. Горбунова //Методист.- 2011.-№10.-С.24-27.
- Кузнецов, А. А. Стандарты второго поколения: замысел, исполнение, трудности, риск, внедрение /А. А. Кузнецов //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.6-14.
- Основина В.А., Елисеев В.В. Управление образовательным процессом в школе в условиях государственного стандарта общего образования.- Ульяновск:УИПКРО, 2008.- С. 27-34.
- Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 класс: проект. – 3 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112с. – (Стандарты второго поколения).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.
- Цветкова Г.В. Русский язык. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2009. – С. 4-13.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Каким должен быть современный урок иностранного языка?
Я считаю, что современный урок должен быть интересным, познавательным, добрым, таким, чтобы ребенок шел на него с удовольствием, а не считал каждую минуту до его конца....
Педсовет: "Каким должен быть современный урок?"
Урок- это зеркало общей и педагогической культуры учителя. ...
Каким должен быть современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения
статья по теме Каким должен быть современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?...
Статья "Каким должен быть современный урок немецкого языка?"
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в б...
Каким должен быть современный урок ?
Современный урок математики должен выполнять задачи сурдопедагогики и научить ребёнка учиться, обобщать и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицо...
Каким должен быть современный учитель иностранного языка?
В связи с введением ФГОС к учителю предъявляются новые требования. Так каким же должен быть современный учитель иностранного языка в меняющейся образовательной среде?...
Каким должен быть современный урок английского языка
Сегодня школа стала не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель уже не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельн...