Эссе "Я - учитель"
материал на тему
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»
Набиуллина З.Р.
МБОУ «Нижнемактаминская СОШ №1»
«Я - учитель» и нисколечко об этом не жалею. Как много мыслей в голове, идей… с чего же начать? Пожалуй, с того, как все начиналось.
1998 год. Я заканчиваю Альметьевское музыкальное училище имени Фарида Яруллина отделение татарского традиционного исполнительства. В моем поселке в школу №1 требуется учитель музыки. Я – учитель? Страшно? Наученная опытом общения с младшим братом-подростком, я боюсь идти в школу. Преодолев страхи переступаю порог, встречает меня директор школы. Красивая, статная, очень уверенная и властная женщина, которой я по сей день благодарна - «кнутом и пряником» научила работать, ругала до слез, хвалила как героев. Первым ее вопросом был, умею ли я играть на инструменте.
- Не в совершенстве, но могу, - робко отвечаю я.
Ведет меня через длинный коридор на склад, дает в руки старенький баян, кнопки западают.
- Играй…
- Он сломан – говорю я и пытаюсь играть.
Услышав получившуюся мелодию, сказала, что я принята на работу и могу завтра же приступать.
Начались мои трудовые будни. Усердно каждый день готовлюсь к урокам, в школе интересно, за мной толпами бегают малыши, приятно.
Сегодня я в школе уже девятнадцатый год. Мы – это сумма тех, кто был до нас. Я ощущаю себя неразрывной частью истории, её наследником, и доношу эту мысль своим ученикам. Нельзя однозначно ответить на вопрос, какой я учитель, за меня это должны сделать другие, прежде всего мои коллеги и ученики. Нужно не лгать словом и быть честной к самой себе.
Выбирает ли педагог, чему учить и что воспитывать в ученике? Цветок или глина наш ученик? «Поливать и удобрять» его надо или «лепить» из него то, что общество считает нужным? Скульптором или садовником призван быть учитель?
В античности педагог – философ, стремящийся познать Космос, охватить его философско-эстетической мыслью. В средние века он – христианин-схоласт. Начиная с Новейшего времени, педагогика принимает нравственно-гуманистическое направление. Думаю, сегодня учитель не ошибётся, если будет стремиться соответствовать общечеловеческим ценностям, основанным, прежде всего, на признании особой значимости человеческой жизни и достоинства.
Какого человека предстоит формировать учителю сегодня? До недавнего времени (я имею в виду рубеж XX-XXI веков) можно было сказать, что происходило переосмысление идеала. Однако с появлением «Духовно-нравственной концепции личности» воспитанию был задан определённый вектор. На мой взгляд, главная черта концепции – её культуроцентризм, при котором культура трактуется как наиболее «значимый в теоретическом и методологическом плане феномен общества» («Новая философская энциклопедия»). Думаю, появление этой концепции произошло необычайно вовремя. Общество осознало утрату привычных идеологических принципов. Но подростки не могут терпеливо ждать, пока взрослые разработают какую-то новую «философию нравственности». Пришло время, когда вопросы духовного развития личности ребёнка перешли от этапа их отвлечённого осмысления к попыткам практической реализации идей. Поэтому обращение к ценностям различных традиционных культурных систем (как мировых, так и отечественных) представляется мне необходимым и своевременным.
Наряду с тем, что учителю досталась «завидная честь» формировать идеал, я бы выделила ещё одну принципиально важную для меня черту учителя – умение идти против течения. Чему противостоял учитель всегда? Жестокости, равнодушию и безнравственности. Вспомним Сенеку, противостоящего низменности своего ученика Нерона. Вспомним Аристотеля, восставшего против честолюбия Александра Македонского и в то же время боровшегося с раболепством в себе, сумевшего говорить правдиво со своим воспитанником. Вспомним Януша Корчака, который бросил вызов фашисткой системе и доказал, что истинный учитель всегда остаётся с детьми. Чему противостоит учитель сегодня? Массовой культуре. Этому единому механизму моды, подчинившему всё в человеческом существе: от стиля одежды до выбора религии.
Я – учитель, и я учусь видеть мир глазами подростков и в то же время раскрывать им альтернативный глубокий взгляд на привычные явления.
Почему мы, педагоги, с трудом воспринимаем новые стандарты образования? ФГОС требует от учителя не только владения технологиями, он побуждает нас представлять учащимся не обрывочный набор знаний, а логично выстроенную, философски осмысленную систему знаний. Есть ли она у нас, учителей? Видим ли мы мир целостным, соединённым в единую нравственную систему? Скажу более, педагог, противостоящий всему низменному, примитивному и сиюминутному в обществе, должен сам быть философской системой. Я учусь быть таким человеком. Учусь не развлекать интересными фактами, а увлекать целостностью и глубиной понимания культуры. Учусь бесстрашию останавливаться в этом мире суеты и созерцать бытие, а потом увлекать детей процессом познания.
Завершая свои размышления, я хотела бы сказать, что миссия учителя – сеять «разумное, доброе и вечное». Кто, если не учитель, сегодня среди невежества и пустословия ведёт детей к разумному осмыслению мира? Кто заговорит с ним о добре среди подавляющей душу жестокости и агрессии? Кто сможет побудить ребёнка искать истину, а не минутное наслаждение и успех? Я убеждена, что сделать это может учитель. Я – учитель, в этом моё призвание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...
"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"
КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...
Профессия учителя в поколениях. (или трудно ли быть учителем, если родители – учителя?)
Легко ли быть учителем, если семья учительская?...
Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР
В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...
Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам
Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...
Конкурсное задание учителя английского языка Шахрай И. А. г. Горячий Ключ эссе "Я - учитель" муниципального этапа краевого конкурса "Учитель года Кубани" в 2017 году
Эссе "Я - учитель"...
Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»
Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...