Программа внеурочной деятельности "Этика учения в кадетском классе "
рабочая программа (5 класс) на тему
Цель данной программы : формировать благовоспитанных, грамотных, культурных, самодостаточных членов общества, создание условий для формирования нравственных ценностей через познание сути морального выбора человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 221 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка « Этика учения в кадетском классе»
Пояснительная записка
Этикет (франц.) – «церемониал» — манера поведения. Это правила хорошего тона, нормы порядочности, правила приличия. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Изучение этикета в традициях кадетских корпусов практически с самого их основания.
Данная программа рассчитана на подростков, воспитанников кадетских классов. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность любого человека. Но на кадетах лежит большая ответственность, ведь они носят военную форму, и по тому, как они будут вести себя на улице, в общественных местах будет складываться общественное мнение не только о каждом из них в отдельности, но и о нашей школе в целом и о кадетстве вообще.
Программа внеурочной деятельности «Этика учения в кадетском классе»
ориентирована на реализацию социального и духовно-нравственного направления внеурочной деятельности.
Сегодня, когда культура способна разрушить духовно-нравственное начало личности этика как теоретическая основа нравственной культуры человека должна быть в школе одним из основных предметов. Ребенку, вступающему в жизнь, нелегко разобраться в причинах того или иного действия взрослых. В современном мире через СМИ пропагандируются примеры человеческих взаимоотношений, в которых человеческие ценности отодвигаются на второй план. В качестве приемлемых правил проживания в обществе там провозглашаются неуважение друг к другу, применение силы, денежный диктат и другие негативные качества.
Реально, кто сегодня может противостоять этому потоку негатива является семья и школа, которые могут воспитывать у детей нравственные правила жизнедеятельности.
Подростки 9-11 лет отличаются особой чувствительностью к окружающей жизни, восприимчивостью, способные впитывать, запоминать поведенческие модели. Поэтому данный курс поможет обучающимся сформировать в себе уважение к личности окружающих и самому себе.
Данная программа рассчитана на учащихся 5 – 6 классов на 34 часа. В ней уделяется внимание этикету и правилам нравственного общения между людьми.
Цель программы: Формировать благовоспитанных, грамотных, культурных, самодостаточных членов общества, создание условий для формирования нравственных ценностей через познание сути морального выбора человека.
Задачи:
- Познакомить обучающихся с понятием «Этикет», с историей этикета, с этикетными правилами и навыками культурного поведения.
- Способствовать нравственно-этической ориентации обучающихся;
- Воспитывать ценностное отношение к стране, Родине, родному языку;
- Развивать коммуникативные способности школьников;
- Способствовать формированию позитивной позиции подростков по отношению к окружающему миру, людям, самим себе;
- Закреплять навыки бесконфликтного общения;
- Поддерживать интерактивную деятельность: обращение за информацией к различным источникам.
Формы проведения занятий: каждое занятие содержит в себе интеграцию различных форм деятельности: беседа, диалог, ролевая игра, викторина, составление словаря этики, занятия-утренники, проекты, тренинги межличностной коммуникации, проблемное обсуждение.
В основе программы лежат принципы:
- Этическое отношение к личности;
- Конструктивное общение;
- Эмпатическое понимание мира подростка;
- Интерес к личному миру подростка и его актуализация;
- Диалогичность;
- Добровольность
Формы организации обучения: групповые, индивидуальные
Виды деятельности, которые организуются в ходе занятий:
1. Познавательная деятельность
2. Проблемно-ценностное общение
3. Игровая деятельность
Мониторинг развития нравственно-этических качеств обучающихся проводится по результатам диагностирования в начале и конце года.
Планируемые результаты реализации программы кружка «Этика учения в кадетском классе» ориентированы на достижение трех уровней воспитательных результатов.
Воспитательные результаты первого уровня:
Ученик научиться: (приобретение обучающимися социально-нравственных знаний)
- освоит такие понятия как: «норма», «нравственная норма», «культура поведения», «забота», «уважение», «взаимовыручка», «грубость», «хамство», «бестактность», «страх», «приветствие», «представление», «гражданин»;
- Включаться в исследовательскую, проектную деятельность;
- Правилам поведения и безопасного межличностного общения;
Ученик получит возможность:
- Осознания своего «я» как гражданина
- Формирования своей внутренней позиции, положительного отношения к окружающим
Воспитательные результаты второго уровня:
Ученик научиться: (формирование позитивного отношения обучающихся к базовым ценностям нашего общества, социальной реальности)
- Позитивно относиться к базовым ценностям общества;
- Помогать товарищу в учебе, труде,
- Видеть прекрасное в жизни, в человеческих отношениях;
- Пользоваться простыми нормами нравственности.
Ученик получит возможность научиться:
- Навыкам сотрудничества в разных ситуациях,
- вести конструктивный диалог со сверстниками и взрослыми
Воспитательные результаты третьего уровня: (приобретение опыта самостоятельного социально-нравственного действия)
Ученик научиться:
- Самостоятельно действовать в общественной жизни.
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Умению сотрудничать, проявлять уверенность в своих силах, доброжелательности, терпимости.
Ученик получит возможность:
- Формирования активной жизненной позиции
- Формирования ответственности за свои поступки
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:
Личностные УУД
Ученик научится
- Ориентироваться в нравственном содержании смысле поступков как собственных, так и окружающих,
- Формированию внутренней позиции ребенка согласно нравственных норм, принятых в обществе,
- Сопереживанию к чувствам других людей,
- Способности ценить дружбу, доброту,
- Формированию мотива потребности в социально значимой деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей;
- внимательно относится к собственным переживаниям и переживаниям других людей, нравственному содержанию поступков;
- внимательно относится к красоте окружающего мира.
Регулятивные УУД
Ученик научится:
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Моделировать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах;
- Знать и применять допустимые и недопустимые формы поведения;
- Научиться волевой саморегуляции как способности к волевому усилию
Ученик получит возможность научиться:
- умению управлять своими эмоциями;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей и групповой деятельности на занятиях;
- бороться с вредными качествами и привычками личности: ленью, жадностью, безразличием, завистью, злобой курением, сквернословием и др.
- не допускать дурных поступков и удерживать от них других;
Познавательные УУД
Ученик научится:
- Устанавливать причинно-следственные связи.
- Строить логическое рассуждение.
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.
Ученик получит возможность научиться:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя художественную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
- Формулировать собственное мнение, задавать вопросы, слушать собеседника;
- Осваивать коммуникативные формы устной речи, помогающие общению детей и взрослых;
- Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать
Ученик получит возможность научиться:
- сотрудничать в паре, в группе со сверстниками для реализации творческих работ;
- оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
Режим занятий: 1 год — 1 час в неделю (34-35 часов в год);
2 год – 1 час в неделю (34 -35 часов в год);
3 год – 1 час в неделю (34 – 35 часов в год).
По форме реализации программы занятия групповые, лекции, беседы, ролевые игры, творческие задания.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем занятий | Всего часов | ||||||||
1. | Введение. | 1 | ||||||||
2. | Этикет. Культура. | 6 | ||||||||
3. | Основные правила этикета. | 7 | ||||||||
4. | Человек в обществе. | 13 | ||||||||
5. | Светский этикет. | 3 | ||||||||
6. | Деловой этикет. | 10 | ||||||||
7. | Речевой этикет. | 7 | ||||||||
8. | Этикет российского офицера. | 3 | ||||||||
9. | Этикет тинэйджера. | 15 | ||||||||
10. | Национальный этикет | 6 | ||||||||
11. | Культура поведения. Личность. | 5 | ||||||||
12. | Правила поведения на все случаи жизни | 22 | ||||||||
13. | Контроль знаний. | 7 | ||||||||
| Итого: | 105 | ||||||||
№ п/п | Наименование раздела, темы урока | Краткое описание деятельности обучающихся | Кол-во часов | Дата | ||||||
План. | Фактич. | |||||||||
1 год обучения | ||||||||||
| Введение |
|
|
| ||||||
1. | Введение. Презентация программы. | Что такое этика? Что такое этикет? Знакомство с основными понятиями, целями и задачами кружка. | 1 | |||||||
| Этикет. Культура. | 6 | ||||||||
2. | История этикета | Знакомство с историей создания этикета | 2 | |||||||
3. | Слово доброе, слово вечное. Приветствие и его значение для человека | Правила представления и знакомства со сверстниками, со старшими, младшими. Обращение на «ты», на «вы». Приветствие незнакомых людей. Мимика и ее роль в приветствии. Роль улыбки. Общепринятые формы обращения при приветствии. Недопустимость вульгарных и жаргонных приветствий. | 2 | |||||||
5. | Человек и его имя. Личность. | Понятия «отчество» и «фамилия». Значение имени для человека. Что означают ваши имена? Мини проект «Я и мое имя» | 2 | |||||||
| Основные правила этикета | 7 | ||||||||
6. | Вежливость – основное правило этикета. | 1 | ||||||||
7. | Внешний вид и привычки | Что говорит о человеке его внешний вид? Что влияет на внешний вид человека? Что значит хорошо выглядеть? | 1 | |||||||
8. | Женский этикет и мода | Дискуссия по теме | 1 | |||||||
9. | Мужской этикет и мода | Дискуссия по теме, учиться завязывать галстук | 1 | |||||||
10. | Вредные привычки | Вредные привычки. Можно ли от них отказаться? | 1 | |||||||
11. | Мини- проект | Создание плаката «Отказ от курения» | 1 | |||||||
12. | Викторина «Знаешь ли ты этикет?» | Обобщение, закрепление полученных знаний | 1 | |||||||
| Человек в обществе | 13 | ||||||||
13. | Правила поведения на улице | Необходимость соблюдения правил поведения в общественных местах. | 1 |
| ||||||
14. | Правила поведения в транспорте | Пользование общественным транспортом и правила поведения в нем. Отношения к старшим и младшим при пользовании общественным транспортом. | 1 | |||||||
15. | Этикет покупателя и продавца | Основные правила поведения и общения в магазине. Нравственные нормы отношений в процессе торговли как выражение нравственной культуры. | 1 | |||||||
16. | Этикет телефонных разговоров | Как правильно общаться по телефону. Нужно ли соблюдать определенные правила | 1 | |||||||
17. | Знакомства. Представления. | Как правильно знакомить, представлять людей | 1 | |||||||
18. | Моя семья | Понятия «семья», «взаимовыручка», «традиция», «жестокость», «доброта», «грубость».Понятие- нравственные нормы жизни в семье. Обязанности членов семьи. Ответственность человека. Мини-проект «Краски моей семьи» | 1 | |||||||
19. | Семейные праздники | Праздники семьи как традиция. Развлечения на семейных праздниках | 1 | |||||||
20. | День рожденья – лучший праздник. Подарки | Как отметить день рождение? Приглашения гостей. Прием гостей. Угощение и развлечение гостей. Какие подарки самые ценные. Что можно подарить другу, однокласснику, учителю. Как дарить подарки? Как принимать подарки? | 1 | |||||||
21. | Этикет за столом | Сервировка стола, уважение себя и других за столом. Что, где и как едят? Беседа за столом. Правила использования сервировочных предметов. | 2 | |||||||
22. | Салфетки. Скатерти. | Виды салфеток, скатертей, способы оформления праздничного стола | 1 | |||||||
24. | Столовые приборы. | Основные правила использования столовых приборов, сервировка стола | 1 | |||||||
| Светский этикет | 3 | ||||||||
25. | История светского этикета | Знакомство с историей создания светского этикета | 1 | |||||||
26. | Светский этикет | Основные понятия светского этикета | 2 | |||||||
| Деловой этикет | 2 | ||||||||
27. | Деловой этикет | Основные понятия делового этикета | 1 | |||||||
28. | Деловое письмо. Деловая документация | Правила оформления деловой документации | 1 | |||||||
29. | Проект «Как стать интересным человеком?». | Обобщение полученных знаний. Работа в группах над проектом. Защита проекта. | 3 | |||||||
30. | Контроль знаний. Тест « Знаешь ли ты этикет» | Обобщение полученных знаний. | 1 | |||||||
2 год обучения. | ||||||||||
31. | Контроль знаний. Нелишне вспомнить… Повторение | 1 | ||||||||
| Деловой этикет | 7 | ||||||||
32. | Телефонный разговор | 1 | ||||||||
33. | Телефонный разговор | 1 | ||||||||
34. | Приветствия. Приемы. | 1 | ||||||||
35. | Воинское приветствие. | 1 | ||||||||
36. | Визиты | 1 | ||||||||
37. | Визитная карточка | 2 | ||||||||
| Речевой этикет | 7 | ||||||||
38. | Речевой этикет | 1 | ||||||||
39. | Роль и значение речевого этикета для реализации бизнес-общения | 1 | ||||||||
40. | Русский речевой этикет | 2 | ||||||||
41. | Культура речи | 1 | ||||||||
42. | Культура речи для классной стенгазеты | 1 | ||||||||
43. | Написание статьи для классной стенгазеты | 1 | ||||||||
| Этикет российского офицера | 3 | ||||||||
44. | Этикет российского офицера | 1 | ||||||||
45. | Правила поведения российского офицера в различных жизненных ситуациях | 2 | ||||||||
| Этикет тинэйджера | 15 | ||||||||
46. | Танцевальный вечер | 1 | ||||||||
47. | Вечерний гардероб | 1 | ||||||||
48. | В театре | 1 | ||||||||
49. | Этикет путешествующего | 1 | ||||||||
50. | Этикет водителя и пассажира | 1 | ||||||||
51. | Правила этикета в молодёжной моде | 1 | ||||||||
52. | Правила ухода за одеждой | 1 | ||||||||
53. | Правила ухода за форменной одеждой | 1 | ||||||||
54. | Домашняя одежда | 1 | ||||||||
55. | Рабочая одежда | 1 | ||||||||
56. | На выставке, в музее, в библиотеке | 1 | ||||||||
57. | В кафе (в ресторане) | 1 | ||||||||
58. | Правила для говорящего. Правила для слушающего | 1 | ||||||||
59. | В кинотеатре | 1 | ||||||||
60. | Поездка за границу. Гостиница. | 1 | ||||||||
61. | Контроль знаний. Брейн — ринг «Этикет и мы» | 2 | ||||||||
3 год обучения | ||||||||||
| Национальный этикет | 6 | ||||||||
62. | Этикет. Этика. Эстетика. | 1 | ||||||||
63. | Европейский этикет | 1 | ||||||||
64. | Восточный этикет | 1 | ||||||||
65. | Западный этикет | 1 | ||||||||
66. | «Царский этикет» | 1 | ||||||||
67. | Этикет после 17 года. | 1 | ||||||||
| Культура поведения. Личность. | 5 | ||||||||
68. | Правила поведения | 1 | ||||||||
69. | Черты характера | 1 | ||||||||
70. | Чувство такта | 1 | ||||||||
71. | Положительные черты характера. Отрицательные черты характера | 1 | ||||||||
72. | Самовоспитание. Эстетическое воспитание | 1 | ||||||||
| Правила поведения на все случаи жизни | 22 | ||||||||
73. | Школьный этикет | 1 | ||||||||
74. | Церковный этикет | 1 | ||||||||
75. | Свадебный этикет | 1 | ||||||||
76. | Крестины и именины | 1 | ||||||||
77. | Как праздновать Рождество | 1 | ||||||||
78. | Великая, славная, светлая, красная, радостная Пасха. | 1 | ||||||||
79. | Масленица | 1 | ||||||||
80. | Семейные отношения. | 1 | ||||||||
81. | Дружеские отношения. | 1 | ||||||||
82. | Советы отдыхающим. | 1 | ||||||||
83. | Как добиться успеха будущим дамам и джентльменам. | 1 | ||||||||
84. | Как вести себя в стрессовых ситуациях | 1 | ||||||||
85. | Походка говорит о многом | 1 | ||||||||
86. | Внешний вид, как залог успеха в жизни. | 1 | ||||||||
87. | Сервировка | 1 | ||||||||
88. | Ещё раз о правилах сервировки. | 1 | ||||||||
89. | Правила хорошего застолья. | 1 | ||||||||
90. | Карточки, украшение стола. | 1 | ||||||||
91. | Кофейный стол. | 1 | ||||||||
92. | Чайный стол. | 1 | ||||||||
93. | Шведский стол. | 1 | ||||||||
94. | Беседа за столом. | 1 | ||||||||
95. | Контроль знаний. Конкурсное мероприятие «Вы поедите на бал? » | 2 | ||||||||
96. | Откровенный разговор. | 1 | ||||||||
|
|
| ||||||||
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
Список литературы для учителя
1. Агапова И Давыдова М. Игры и задания для чудо-воспитания. Этикет для детей – Москва «Лада»2004г
С.И.Семенкова «Уроки добра», Москва, 2004.
2 . Богданова О.С.Калинина О.Д.Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. – Москва. !987г
3.Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.
4. Ерина Е.Г. «Этика». Программа классных часов для учащихся 5-11 классов. Ж-л «Классный руководитель» Москва №3 2007г
5.Смирнов Н.А.«Этика и этикет младших школьников». – Москва, 2002.
6. Лихачева Л.Школа этикета. – Екатеринбург, 1997г
7. Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников. Ж-л «Классный руководитель» Москва №3 2007г
Список литературы для ученика
1. Балабанова И.П. Счастливая этика. 1997г
2. Доренко Е.Н. Азбука этикета. – Москва, 1996г
3. Лихачева Л.Уроки этикета. – Екатеринбург, 1996г
4. Насонкина С.А. Уроки этикета Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003.
5.Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/20/picture-627354-1521572992.jpg)
Программа духовно- нравственного воспитания обучающихся кадетских классов.
Программа духовно- нравственного воспитания обучающихся кадетских классов "Исток" : срок реализации- 2015-2018 уч.год.Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс
Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально...
Методика развития скоростно-силовых качеств учащихся кадетских классов при реализации программы внеурочной деятельности «Камандарм» (5- 9 классы)
Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/17/picture-1127188-1552824822.jpg)
Программа курса внеурочной деятельности для 5 кадетского класса «Мой край».
Данный курс призван помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны посредством школьного музея и музейной ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/27/picture-230619-1569595830.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-9 классах "Решение расчетных задач по неорганической химии" для 8а класса
Рабочая программа элективного курса “Решение типовых расчетных задач по химии” предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.Содержание курса включает в себя практические ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/11/picture-1178173-1731329583.jpg)
Рабочая программа спецкурса "Воинский этикет" для кадетского класса
Рабочая программа спецкурса "Воинский этикет" для кадетского класса...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/22/picture-101642.jpg)
Программа деятельности классного руководителя с кадетскими классами "Новое поколение России!"
Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном о...