Рабочая программа спецкурса "Воинский этикет" для кадетского класса
рабочая программа (8 класс)

Вяткина Елена Валерьевна

Рабочая программа спецкурса "Воинский этикет" для кадетского класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_spetskursa_voinskiy_etiket.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа курса «Военный этикет» предназначена для учащихся 8-го   кадетского класса МОУ «Тарбагатайская СОШ» и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Роль и место курса в подготовке кадет в комплексе с гуманитарными и филологическими дисциплинами заключается в обеспечении всестороннего развития личности кадета, формировании его общей военно-исторической и тактической культуры, ведь нет сомнения в том, что при защите Отечества во все  времена солдатами  двигала не только любовь к Родине, но и воспитание, среда, обычаи. Разнообразные формы общения пронизывают всю человеческую деятельность. Этикет является тем инструментом, который способствует более эффективному общению. Дефицит культуры поведения, элементарной вежливости в общении между людьми - такова реальность наших дней. До сих пор недостаточное внимание уделяется формированию у ребёнка навыков культурного поведения. К сожалению, нередко приходится сталкиваться с тем, что подростки, молодые люди не знают правил этикета, не умеют вести себя в соответствии с культурными эталонами. Неотъемлемая часть культуры – военный этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности. Основным содержанием предмета являются нормы и правила поведения военнослужащих в обществе.

Основная цель курса:

Изучение предмета "Военный этикет" имеет целью формирование чувства прекрасного, внутренней дисциплины, достоинства и чести, обучения правилам поведения в различных условиях человеческого общения. 

Задачи курса:

  1. Освоение учащимися комплекса систематизированных знаний о военном этикете;
  2. Формирование основ этического поведения, морально-психологических качеств подростков;
  3. Воспитание гражданственности, патриотизма, достоинства.
  4. Развитие умений применять полученные знания в разных жизненных ситуациях

Определяющим походом к организации учебно-воспитательного процесса в школе признан компетентностный поход. При проектировании содержания предлагаемого курса были учтены условия, требования отбора и конструирования содержания образования в рамках реализации идей компетентностного подхода: опора на субъектный опыт учащихся при отборе заданий; использование практико-ориентированных ситуаций.

Авторское своеобразие в реализации содержания разработанного курса вижу в использовании при проведении  учебных занятий, а также занятий во внеучебное время интерактивных технологий обучения: технология проблемного обучения, технология деятельностного метода обучения, диалоговая технология, технология дидактической игры, проектная технология, информационные технологии; технология исследовательского обучения.

Межпредметные связи: для эффективного изучения курса необходимо построение межпредметных связей с историей России, литературой, ОБЖ, этикой.

Программа разработана на основе здоровьесберегающего подхода: учитываются возрастные и психологические особенности учащихся, организация занятий направлена на повышение мотивации к учебной деятельности, предупреждение гиподинамии, создание условий для самовыражения учащихся.

Авторский подход в реализации содержания разработанного курса вижу в использовании при проведении  учебных занятий, а также занятий во внеучебное время интерактивных технологий обучения: технология проблемного обучения, технология деятельностного метода обучения, диалоговая технология, технология дидактической игры, проектная технология, информационные технологии; технология исследовательского обучения.

При проведении занятий предполагается использование разных форм и способов раскрытия содержания тем:

  • объяснение учителя и беседа с учащимися;
  • работа с иллюстративным материалом и картами;
  • видеоуроки;
  • работа с историческими документами;
  • экскурсии в музеи;
  • викторины.

Основными видами учебных занятий являются лекции, беседы, семинары и самостоятельная работа обучаемых. Кроме того, в ходе изучения курса предполагаются следующие виды деятельности кадет:

  • устные сообщения кадет;
  • составление типологических таблиц;
  • проектная  деятельность.

Ожидаемые результаты.

В результате освоения содержания программы курса «Воинский этикет» кадеты должны:

1. Знать:

-->содержание воинского этикета, речевой и неречевой этикеты;

-->нравственные идеалы офицера, слагаемые авторитета офицера;

-->этикет военнослужащего в общественных местах;

-->дипломатический этикет.

2. Владеть навыками:

- культуры поведения военнослужащих

-искусства контакта с сослуживцами и подчинёнными, умение слушать собеседника, критиковать и устранять конфликты, следить за тоном командного языка и телефонного разговора,  ношения военной формы, красиво держаться в обществе, поведения в общественных местах (театр, на балу, кафе, транспорт, культуры семейного быта, гостеприимства, поведения за столом).

  Контроль по элективному курсу осуществляется:

текущий – на лекциях, беседах, семинарах;

итоговый – написание исследовательской работы в конце курса.

Дополнительные баллы выставляются во время изучения курса за:

  • качественно выполненное задание по собственной инициативе;
  • использование Интернет-технологии;
  • инициативную публичную презентацию своей работы

В конце изучения курса проводится итоговая конференция с показом работ кадетов.

Основное содержание курса.

    Понятие об этикете. Виды этикета: дипломатический, военный, речевой, столовый, профессиональный,  служебный, религиозный, телефонный. История появления и развития этикета.

   Военный этикет как предмет. История военного этикета. Базовые понятия воинского этикета. Основные закономерности развития и функционирования воинского этикета.

  Истоки военной культуры. Нравственные основы воинской дисциплины, ценности кодекса нравственности. Вклад государственных деятелей, полководцев, военачальников в повышение культуры, сохранение воинских традиций.

   Что такое честь. Понятие о воинской чести как характерной черте армии во все исторические эпохи.  

Честь личная и коллективная. Основные качества, присущие военнослужащему – защитнику Отечества. Символы воинской чести: Боевое Знамя, награды, военная форма, ритуалы, традиции. Честь мундира. Воинские суды чести, их цели и значение.

   Воинские традиции – история и современность. Военная атрибутика.

  Военные ритуалы. Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или вышедших в отставку. Значение ритуалов ВС РФ.

  Воинские знаки различия: погоны, петлицы, эполеты; нагрудные и нарукавные знаки (нашивки, шевроны); знаки на головных уборах, погонах, петлицах, эполетах (кокарды, эмблемы, звездочки); канты и лампасы.

  Воинские должности и звания: история и современность.

   Военная форма: история и современность. Военная форма как средство выделения защитников страны.

  История вооружения. Виды оружия. Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.

    История возникновения наград. История возникновения государственных наград за военные отличия в России. Награды Российской империи. Основные государственные награды СССР. Основные государственные награды РФ.

   Что такое воинский устав. Уставы в царский период. Уставы имперского периода. Советские воинские уставы. Система уставов Вооружённых сил Российской Федерации. Права и обязанности военнослужащих в современной российской армии.

   Особенности воинского коллектива. Значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни. Роль дружбы и войскового товарищества в деле повышения боеготовности и боеспособности частей и подразделений.

  Культура общения военнослужащих. Поведение в общественных местах, в различных ситуациях.

   Особенности военного быта.

   Военная ритуальная музыка, ее роль  и значение в воспитании высокого морального и боевого духа армии. Маршевая музыка. Солдатские песни.

   Культурная связь и преемственность поколений в ВС РФ. Этика и патриотизм.

   Профессия – защитник Родины. Воинский труд, его роль и значение в обществе. Героические страницы истории России. Воинские традиции в семье.

Календарно-тематическое планирование курса.

                 Тема

Кол-во

часов

Дата проведения

 1.

Что такое этикет.

1

2.

Виды этикета.

1

3.

Понятие о военном этикете.

1

4-5.

История военного этикета.

2

6.

Нравственные основы воинской дисциплины.

1

7.

Воинская честь.

1

8.

Символы воинской чести.

1

9.

Воинские традиции.

1

10.

Воинские ритуалы.

1

11.

Военная атрибутика.

1

12.

Воинские знаки различия.

1

13-14.

Воинские должности и звания.

2

15-16.

Военная форма.

2

17-18.

Этикет и оружие.

2

19-20.

История наград.

2

21.

Общевоинские уставы.

1

22.

Права и обязанности солдата.

1

23.

Особенности взаимоотношений в воинском коллективе.

1

24.

Культура общения военнослужащих.

1

25.

Воинский быт.

1

26.

Поведение военнослужащих в общественных местах.

1

27.

Воинские суды чести.

1

28.

Военная ритуальная музыка.

1

29.

Армия и культура сегодня.

1

30.

Профессия – защитник Родины.

1

31-32.

Проектная и творческая работа.

2

33-34.

Повторение. Тематические викторины.

2

Список литературы для учителя и учащихся.

  1. Амелькин А.О. История создания русского флота. Воронеж.,1997.
  2. Бабаков А.А. Вооруженные силы СССР после войны (1945-1986 гг.). М., 1987.
  3. Бегунова А.И. От кольчуги до мундира. М., 1993.
  4. Беловинский Л.В. С русским воином через века. М., 1992.
  5. Бескровный Л.Г. Армия и флот России в начале XX века. М., 1986.
  6. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XVIII в. М., 1958.
  7.  Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XIX в. М., 1973.
  8.  Бескровный Л.Г. Русское военное искусство XIX в. М., 1974.
  9. Бонч-Бруевич М.Д. Вся власть Советам. Воспоминания. М., 1957.
  10. Богуславская Н.Е, Купина Н.А. «Весёлый этикет», изд. Екатеринбург «АРГО», 1997 год.  
  11. Бородулин А.Л., Каштанов Ю.Е. Армия Петра I. М., 1994.
  12.  Волков С.В. Русский офицерский корпус. М., 1993.
  13.  Ганичев П.П. Воинские звания. М., 1989.
  14.  Деникин А.И. Путь русского офицера. М., 1990.
  15.  Елагин С.И. История русского флота. Воронеж, 1997.
  16.  Зайончковский П.А. Военные реформы 1860-1870 годов в России. М., 1952.
  17.   Золотарев В.А. Апостолы армии Российской. М., 1994.
  18.  Зубов Р.Т., Хренов М.М., Коновалов И.Ф. Военная одежда русской армии. М., 1994.
  19.  Керсновский А.А. История русской армии. М., 1992.
  20.  Клиновцева С. «Правила этикета», изд. Москва, 1996 год.
  21. Кобзева В.В. «Этикет в вопросах и ответах», изд. «ГРАНД», Москва, 2003 год.
  22. Охлябинин С.Д. Из истории российского мундира. М., 1996.
  23. Охлябинин С.Д. Честь мундира: Чины, Традиции, Лица. М., 1994.
  24.  Порфирьев Е.И. Петр I – основоположник военного искусства русской регулярной армии и флота. М., 1952.
  25.  Прокофьев Е.А. Военные взгляды декабристов. М., 1953.
  26.  Рапопорт В.Н., Геллер Ю.А. Измена Родине. М., 1995.
  27.  Раш К.Б. Во славу Отечества. М., 1990.
  28.  Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М., 1984.
  29.  Ростунов И.И. Генералиссимус Александр Васильевич Суворов: Жизнь и полководческая деятельность. М., 1989.
  30.   Серебрянников В.В. Армия и общество. М., 1991.
  31.  Серых В.Д. Воинские ритуалы. М., 1986.
  32.  Советская военная энциклопедия. М., 1979.
  33.  Хорват Ф., Орлик Ю. «Вежливость на каждый день», изд. «Молодая гвар-дия», Москва, 1981 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Авторская программа «Хореография для кадетских классов»

Программа рассчитана на 2 года обучения.Занятия 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Всего в год – 68 часов.Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является форма кружка....

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...