Рабочая программа спецкурса "Воинский этикет" для кадетского класса
рабочая программа (8 класс)
Рабочая программа спецкурса "Воинский этикет" для кадетского класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_spetskursa_voinskiy_etiket.docx | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа курса «Военный этикет» предназначена для учащихся 8-го кадетского класса МОУ «Тарбагатайская СОШ» и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Роль и место курса в подготовке кадет в комплексе с гуманитарными и филологическими дисциплинами заключается в обеспечении всестороннего развития личности кадета, формировании его общей военно-исторической и тактической культуры, ведь нет сомнения в том, что при защите Отечества во все времена солдатами двигала не только любовь к Родине, но и воспитание, среда, обычаи. Разнообразные формы общения пронизывают всю человеческую деятельность. Этикет является тем инструментом, который способствует более эффективному общению. Дефицит культуры поведения, элементарной вежливости в общении между людьми - такова реальность наших дней. До сих пор недостаточное внимание уделяется формированию у ребёнка навыков культурного поведения. К сожалению, нередко приходится сталкиваться с тем, что подростки, молодые люди не знают правил этикета, не умеют вести себя в соответствии с культурными эталонами. Неотъемлемая часть культуры – военный этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности. Основным содержанием предмета являются нормы и правила поведения военнослужащих в обществе.
Основная цель курса:
Изучение предмета "Военный этикет" имеет целью формирование чувства прекрасного, внутренней дисциплины, достоинства и чести, обучения правилам поведения в различных условиях человеческого общения.
Задачи курса:
- Освоение учащимися комплекса систематизированных знаний о военном этикете;
- Формирование основ этического поведения, морально-психологических качеств подростков;
- Воспитание гражданственности, патриотизма, достоинства.
- Развитие умений применять полученные знания в разных жизненных ситуациях
Определяющим походом к организации учебно-воспитательного процесса в школе признан компетентностный поход. При проектировании содержания предлагаемого курса были учтены условия, требования отбора и конструирования содержания образования в рамках реализации идей компетентностного подхода: опора на субъектный опыт учащихся при отборе заданий; использование практико-ориентированных ситуаций.
Авторское своеобразие в реализации содержания разработанного курса вижу в использовании при проведении учебных занятий, а также занятий во внеучебное время интерактивных технологий обучения: технология проблемного обучения, технология деятельностного метода обучения, диалоговая технология, технология дидактической игры, проектная технология, информационные технологии; технология исследовательского обучения.
Межпредметные связи: для эффективного изучения курса необходимо построение межпредметных связей с историей России, литературой, ОБЖ, этикой.
Программа разработана на основе здоровьесберегающего подхода: учитываются возрастные и психологические особенности учащихся, организация занятий направлена на повышение мотивации к учебной деятельности, предупреждение гиподинамии, создание условий для самовыражения учащихся.
Авторский подход в реализации содержания разработанного курса вижу в использовании при проведении учебных занятий, а также занятий во внеучебное время интерактивных технологий обучения: технология проблемного обучения, технология деятельностного метода обучения, диалоговая технология, технология дидактической игры, проектная технология, информационные технологии; технология исследовательского обучения.
При проведении занятий предполагается использование разных форм и способов раскрытия содержания тем:
- объяснение учителя и беседа с учащимися;
- работа с иллюстративным материалом и картами;
- видеоуроки;
- работа с историческими документами;
- экскурсии в музеи;
- викторины.
Основными видами учебных занятий являются лекции, беседы, семинары и самостоятельная работа обучаемых. Кроме того, в ходе изучения курса предполагаются следующие виды деятельности кадет:
- устные сообщения кадет;
- составление типологических таблиц;
- проектная деятельность.
Ожидаемые результаты.
В результате освоения содержания программы курса «Воинский этикет» кадеты должны:
1. Знать:
-->содержание воинского этикета, речевой и неречевой этикеты;
-->нравственные идеалы офицера, слагаемые авторитета офицера;
-->этикет военнослужащего в общественных местах;
-->дипломатический этикет.
2. Владеть навыками:
- культуры поведения военнослужащих
-искусства контакта с сослуживцами и подчинёнными, умение слушать собеседника, критиковать и устранять конфликты, следить за тоном командного языка и телефонного разговора, ношения военной формы, красиво держаться в обществе, поведения в общественных местах (театр, на балу, кафе, транспорт, культуры семейного быта, гостеприимства, поведения за столом).
Контроль по элективному курсу осуществляется:
текущий – на лекциях, беседах, семинарах;
итоговый – написание исследовательской работы в конце курса.
Дополнительные баллы выставляются во время изучения курса за:
- качественно выполненное задание по собственной инициативе;
- использование Интернет-технологии;
- инициативную публичную презентацию своей работы
В конце изучения курса проводится итоговая конференция с показом работ кадетов.
Основное содержание курса.
Понятие об этикете. Виды этикета: дипломатический, военный, речевой, столовый, профессиональный, служебный, религиозный, телефонный. История появления и развития этикета.
Военный этикет как предмет. История военного этикета. Базовые понятия воинского этикета. Основные закономерности развития и функционирования воинского этикета.
Истоки военной культуры. Нравственные основы воинской дисциплины, ценности кодекса нравственности. Вклад государственных деятелей, полководцев, военачальников в повышение культуры, сохранение воинских традиций.
Что такое честь. Понятие о воинской чести как характерной черте армии во все исторические эпохи.
Честь личная и коллективная. Основные качества, присущие военнослужащему – защитнику Отечества. Символы воинской чести: Боевое Знамя, награды, военная форма, ритуалы, традиции. Честь мундира. Воинские суды чести, их цели и значение.
Воинские традиции – история и современность. Военная атрибутика.
Военные ритуалы. Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или вышедших в отставку. Значение ритуалов ВС РФ.
Воинские знаки различия: погоны, петлицы, эполеты; нагрудные и нарукавные знаки (нашивки, шевроны); знаки на головных уборах, погонах, петлицах, эполетах (кокарды, эмблемы, звездочки); канты и лампасы.
Воинские должности и звания: история и современность.
Военная форма: история и современность. Военная форма как средство выделения защитников страны.
История вооружения. Виды оружия. Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.
История возникновения наград. История возникновения государственных наград за военные отличия в России. Награды Российской империи. Основные государственные награды СССР. Основные государственные награды РФ.
Что такое воинский устав. Уставы в царский период. Уставы имперского периода. Советские воинские уставы. Система уставов Вооружённых сил Российской Федерации. Права и обязанности военнослужащих в современной российской армии.
Особенности воинского коллектива. Значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни. Роль дружбы и войскового товарищества в деле повышения боеготовности и боеспособности частей и подразделений.
Культура общения военнослужащих. Поведение в общественных местах, в различных ситуациях.
Особенности военного быта.
Военная ритуальная музыка, ее роль и значение в воспитании высокого морального и боевого духа армии. Маршевая музыка. Солдатские песни.
Культурная связь и преемственность поколений в ВС РФ. Этика и патриотизм.
Профессия – защитник Родины. Воинский труд, его роль и значение в обществе. Героические страницы истории России. Воинские традиции в семье.
Календарно-тематическое планирование курса.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
1. | Что такое этикет. | 1 | |
2. | Виды этикета. | 1 | |
3. | Понятие о военном этикете. | 1 | |
4-5. | История военного этикета. | 2 | |
6. | Нравственные основы воинской дисциплины. | 1 | |
7. | Воинская честь. | 1 | |
8. | Символы воинской чести. | 1 | |
9. | Воинские традиции. | 1 | |
10. | Воинские ритуалы. | 1 | |
11. | Военная атрибутика. | 1 | |
12. | Воинские знаки различия. | 1 | |
13-14. | Воинские должности и звания. | 2 | |
15-16. | Военная форма. | 2 | |
17-18. | Этикет и оружие. | 2 | |
19-20. | История наград. | 2 | |
21. | Общевоинские уставы. | 1 | |
22. | Права и обязанности солдата. | 1 | |
23. | Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. | 1 | |
24. | Культура общения военнослужащих. | 1 | |
25. | Воинский быт. | 1 | |
26. | Поведение военнослужащих в общественных местах. | 1 | |
27. | Воинские суды чести. | 1 | |
28. | Военная ритуальная музыка. | 1 | |
29. | Армия и культура сегодня. | 1 | |
30. | Профессия – защитник Родины. | 1 | |
31-32. | Проектная и творческая работа. | 2 | |
33-34. | Повторение. Тематические викторины. | 2 |
Список литературы для учителя и учащихся.
- Амелькин А.О. История создания русского флота. Воронеж.,1997.
- Бабаков А.А. Вооруженные силы СССР после войны (1945-1986 гг.). М., 1987.
- Бегунова А.И. От кольчуги до мундира. М., 1993.
- Беловинский Л.В. С русским воином через века. М., 1992.
- Бескровный Л.Г. Армия и флот России в начале XX века. М., 1986.
- Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XVIII в. М., 1958.
- Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XIX в. М., 1973.
- Бескровный Л.Г. Русское военное искусство XIX в. М., 1974.
- Бонч-Бруевич М.Д. Вся власть Советам. Воспоминания. М., 1957.
- Богуславская Н.Е, Купина Н.А. «Весёлый этикет», изд. Екатеринбург «АРГО», 1997 год.
- Бородулин А.Л., Каштанов Ю.Е. Армия Петра I. М., 1994.
- Волков С.В. Русский офицерский корпус. М., 1993.
- Ганичев П.П. Воинские звания. М., 1989.
- Деникин А.И. Путь русского офицера. М., 1990.
- Елагин С.И. История русского флота. Воронеж, 1997.
- Зайончковский П.А. Военные реформы 1860-1870 годов в России. М., 1952.
- Золотарев В.А. Апостолы армии Российской. М., 1994.
- Зубов Р.Т., Хренов М.М., Коновалов И.Ф. Военная одежда русской армии. М., 1994.
- Керсновский А.А. История русской армии. М., 1992.
- Клиновцева С. «Правила этикета», изд. Москва, 1996 год.
- Кобзева В.В. «Этикет в вопросах и ответах», изд. «ГРАНД», Москва, 2003 год.
- Охлябинин С.Д. Из истории российского мундира. М., 1996.
- Охлябинин С.Д. Честь мундира: Чины, Традиции, Лица. М., 1994.
- Порфирьев Е.И. Петр I – основоположник военного искусства русской регулярной армии и флота. М., 1952.
- Прокофьев Е.А. Военные взгляды декабристов. М., 1953.
- Рапопорт В.Н., Геллер Ю.А. Измена Родине. М., 1995.
- Раш К.Б. Во славу Отечества. М., 1990.
- Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М., 1984.
- Ростунов И.И. Генералиссимус Александр Васильевич Суворов: Жизнь и полководческая деятельность. М., 1989.
- Серебрянников В.В. Армия и общество. М., 1991.
- Серых В.Д. Воинские ритуалы. М., 1986.
- Советская военная энциклопедия. М., 1979.
- Хорват Ф., Орлик Ю. «Вежливость на каждый день», изд. «Молодая гвар-дия», Москва, 1981 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Авторская программа «Хореография для кадетских классов»
Программа рассчитана на 2 года обучения.Занятия 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Всего в год – 68 часов.Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является форма кружка....
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...