Программа деятельности классного руководителя с кадетскими классами "Новое поколение России!"
календарно-тематическое планирование
Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Современное общество России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_novaya_1.doc | 199.5 КБ |
plan-grafik_realizatsii.doc | 112.5 КБ |
prilozhenie3.docx | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка 3- 4
Основные программные мероприятия 14
План-график реализации программы 17
Ресурсное и методическое обеспечение программы 22
Список литературы 23
«От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа».
Джон Локк
Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Современное общество России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота.
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания. В этих условиях педагогу необходимо организовать образовательный процесс так, чтобы создать благоприятные условия для формирования и развития Личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому. Возрождение и охрана духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система класса.
Главное в программе «Новое поколение России» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине и окружающей природе, семье - все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» РФ.
Программа воспитания класса составлена на основании следующих нормативных документов: Конституции РФ; Конвенции о правах ребенка; закона РФ “Об основных гарантиях прав ребенка”; закона РФ “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан”; закона РФ «Об образовании».
Программа представляет собой комплекс подпрограмм и проектов по различным направлениям воспитательной работы, нацеленных на решение поставленных задач, на формирование и развитие личности ребенка.
Основными направлениями воспитательной деятельности являются:
- духовно - нравственное;
- гражданско – патриотическое;
- интеллектуальное;
- спортивно – оздоровительное;
- экологическое;
- профориентация школьников;
- профилактическая работа.
Актуальность программы
Программа «Фундаментальное ядро содержания общего образования» определяет «важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе должно быть органично включено в процесс образования. Основными результатами воспитания должны стать формирование личностной, семейной и социальной культур личности.
Личностная культура включает в себя готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуальному ответственному поведению; готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения и поступки;
способность к самостоятельным действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты; осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать. Социальная культура — это осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей; вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями; готовность противостоять глобальным вызовам современной эпохи; развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности.
Воспитательное и обучающее пространство общеобразовательной школы, составляющей основу государственной общественной системы воспитания, должно наполняться ценностями, общими для всех россиян. Эти ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности, могут быть определены как базовые национальные ценности. Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране. Она определяет самосознание российского народа, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни, расставляет приоритеты общественного и личностного развития.
Эти ценности выражают суть общенациональной максимы: «Мы — российский народ». Это то, что объединяет всех россиян, придает единую идейность …, то, что позволяет нам быть единым российским народом».
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» признает «духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно - волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России».
В целях реализации программы «Фундаментальное ядро содержания общего образования» и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» во всех субъектах Российской Федерации, в том числе и в Чувашской Республике, предпринимаются заметные шаги по формированию у обучающихся качеств патриота и гражданина. Наш лицей является республиканской экспериментальной площадкой по созданию и апробации моделей кадетских школ и классов в Чувашской Республике (приказ Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 17.07.2007 № 933 «О создании республиканских экспериментальных площадок»). Создание кадетских классов в школе позволяет организовать воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина на более высоком качественном уровне. Кроме того, оно обеспечивает, наряду с общим образованием, формирование начальных профессиональных знаний и навыков, необходимых для осознанного выбора профессии и дальнейшего обучения.
Новизна программы
Коллектив класса был сформирован из двух общеобразовательных классов. В связи с этим кадетское образование начато в 2018 году и данная программа является новым направлением развития вновь созданного классного коллектива с 5-го по 9-ый классы обучения. Она разработана в соответствии с принципами преемственности, системности и новизны в воспитании.
По ступеням системно и последовательно обучающиеся овладевают навыками и умениями в различных сферах деятельности.
Педагогическая целесообразность программы
Программа педагогически целесообразна, так как способствует воспитанию у кадет любви к Родине, ответственного понимания гражданского долга, формированию высокой культуры, морально-психологических, деловых и организаторских качеств, привитию воспитанникам чести и достоинства, уважения к правам и свободам человека. Эти задачи являются приоритетными согласно федеральной программе «Фундаментальное ядро содержания общего образования». Программа также обеспечивает разностороннее раскрытие индивидуальных способностей личности, развитие у детей интереса к различным видам деятельности, самостоятельность и желание активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Достижению данных задач способствует создание в школе и в классном коллективе следующих факторов и условий:
- огромное желание и интерес детей к кадетскому образованию;
- высокая заинтересованность и активное содействие родителей благоприятному воспитательному процессу;
- специально подготовленные квалифицированные педагогические кадры;
- сетевое взаимодействие школы с организациями города: военным комиссариатом, РОСТО (ДОСААФ), ГУ МЧС России, ЦРТДЮ, ДЮСШ № 2.
Цель и задачи программы
Цель: способствовать становлению личности кадета как многосторонне развитого гражданина Российской Федерации в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях через систему «школа-семья-социум».
Реализация данной цели обеспечивается решением следующих задач:
- создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного и физического формирования личности воспитанников, всестороннего развития их способностей и творческого потенциала;
- формирование у обучающихся базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность;
- координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования в классе;
- использование всех возможных средств, для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России, ответственного понимания служебного и гражданского долга, правосознания;
- развитие ученического самоуправления;
- дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам;
- активизация социально - психологической помощи в решении наиболее актуальных и сложных проблем в воспитательной работе с учащимися, с семьями учащихся;
- создание условий для самоопределения учащихся относительно направления и способа получения дальнейшего образования.
Образовательные и воспитательные задачи кадетского класса реализуются в основном в рамках дополнительного образования и во внеурочной работе. Таким образом, дополнительное образование кадетов представляет собой систему занятий, направленную на гармоническое развитие личности, всестороннюю подготовку к службе Отечеству на военном и гражданском поприще.
Воспитательный процесс в кадетских классах в первую очередь направлен на сплочение коллектива, воспитание таких качеств как честь и доброта, уважение к человеку, готовность защитить слабого, способность преодолевать трудности, своевременно оказать помощь.
Принципы реализации программы:
Принцип личностно – ориентированного воспитания – создание условий для развития индивидуальности учащегося, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения. Организация педагогической поддержки учащегося в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования.
Принцип гуманистической направленности – обеспечение доверительных отношений между участниками воспитательного процесса, воспитание чувства уважения к окружающим.
Принцип природосообразности – построение воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии, целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности.
Принцип социального взаимодействия – сотрудничество, сотворчество всех участников воспитательного процесса, расширение сферы общения учащихся, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, формирования навыков социальной адаптации.
Принцип компетентностного подхода – создание условий для проявления и развития личности учащегося в различных видах деятельности. В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности учащийся овладевает определенными компетентностями. Концентрация внимания на развитие социальной и культурной компетентности личности обучающихся.
Принцип системности –организация воспитательного процесса, обеспечивающая единство подходов в решении всех образовательных задач.
Инновационные подходы в решении проблем организации воспитания
Инновационность подходов в реализации данной программы заключается в единстве, комплексе и интеграции всех компонентов модели социального, нравственного, патриотического воспитания в условиях кадетского образования.
Более того, реализация каждого и всех компонентов вместе осуществляется ежедневно и целенаправленно в урочное и внеурочное время учителями, работающими в классе, классным руководителем, родителями, наставником класса – организатором-преподавателем ОБЖ, педагогом-психологом, работниками РОСТО, ГУ МЧС России, ДЮСШ № 2.
Содержание компонентов заключается в следующем:
Гражданско- патриотический компонент: воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, готовности служению своему народу и выполнению конституционного долга.
Военно- патриотический компонент: формирование высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Духовно- нравственный компонент: осознание обучающимися высших нравственных ценностей, идеалов и ориентиров.
Историко- краеведческий компонент: система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко- культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Социально- патриотический компонент: активизация духовно- нравственной и культурно- исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Спортивно - патриотический компонент: развитие морально- волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа составлена для учащихся кадетского класса второй ступени образования
Формы и способы психолого-педагогического сопровождения
реализации программы
Цель сопровождения: создание условий, способствующих личностному росту учащихся, профессиональному самоопределению в соответствии с выбранным профилем обучения, формирование нравственного потенциала и морально-этических норм личности учащихся, содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.
Задачи: психологического сопровождения образовательного процесса в кадетском классе обусловлены основными целями создания кадетских классов:
- Выработка навыков стрессоустойчивости, саморегуляции поведения, самоконтроля;
- Формирование положительной установки и мотивации на ведение здорового образа жизни; Развитие системы мировоззрения и иерархической системы ценностей, как системы, определяющей жизненные позиции нравственно-ориентированной личности, реализующиеся в поведении;
- Создание положительной мотивации на формирование профессионального самоопределения учащихся в соответствии с выбранным профилем обучения;
- Содействие становлению и развитию активной гражданской позиции, патриотизма; формирования мотивации учащихся к самовоспитанию волевых качеств; формирование толерантного отношения к окружающим.
- Развитие адекватного понимания самого себя и умение корректировать самооценку.
- Развитие навыков работы в группе, в команде.
- Развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях.
- Развитие умений и потребности в познании других людей, гуманистического отношения к ним.
Психологическое сопровождение дает возможность саморазвития как непрерывного процесса, в рамках которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию.
Для психолого-педагогического сопровождения реализации программы используются следующие методы:
Методы исследования:
- анкетирование, тестирование,
- анализ продуктов деятельности,
- беседы с учителями и учащимися.
Диагностический инструментарий:
- Методика «Шкала социально-психологической адаптированности» Т.В.Снегиревой.
- Тест «САН» авт. В.А.Доскин.
- Методика «14 факторный личностный опросник» Р.Б.Кеттелла.
- Анкета «Ценностные ориентации личности» М.Рокича;
- Анкета «Удовлетворенность выбранным профилем»
- Анкета «Готовность к выбору профессии»
Формы и методы работы
В процессе реализации программы используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения:
Методы.
По способу организации занятий:
- рассказ, беседа, диспут, обсуждение
- тренинги, упражнения, тесты, «пятиминутки» саморегуляции
- работа с литературой, интернет-источниками
По уровню деятельности учащихся:
- объяснительно-иллюстративный
- репродуктивный: воспроизведение знаний во время бесед и итоговых занятий по пройденных темам
- участие в коллективном поиске, например, способов решения проблемы
Формы организации деятельности:
- групповая (беседы, диспуты, игры в тренингах)
- индивидуально-групповая (выполнение упражнений индивидуально и в звеньях)
- индивидуальная (решение тестов, высказывание мнения по тому или иному вопросу)
Формы проведения занятий:
- диспут
- тренинговые занятия
- деловая игра
- консультация
- творческая встреча
Основные направления работы.
- Психопрофилактическое;
- Мониторинговая деятельность;
- Коррекционно-развивающее;
- Консультирование.
Сроки и этапы реализации программы
Срок реализации программы – 2018–2023 гг. (II ступень обучения – 5–9-е классы).
Этапы реализации программы:
1 этап (2018 год) | Разработка воспитательной программы класса с подпрограммами ( 5 – 6 классы - «Мы растем как коллектив» 7 - 8 класс - «Я становлюсь Человеком»; 9 класс - «Я выбираю свой путь в жизни»). |
2 этап (2018 – 2023 гг) | Реализация основных направлений программы. Становление и развитие воспитательной системы класса. Проведение мониторинга развития воспитательной системы класса. |
3 этап (2023 год) | Оценка эффективности реализации воспитательной программы класса. Обобщение опыта работы по реализации программы. Определение дальнейших путей развития. |
Виды деятельности, формы и методы работы
Главными элементами механизма воспитательной системы выступают формы, методы и приемы, используемые в соответствии с целями различных видов деятельности.
Интеллектуально-познавательная деятельность: олимпиады, конкурсы, предметные недели, психологические практикумы, серия классных часов «Время, события, люди», проекты «Мир моих увлечений», «Парад профессий», создание фото-летописи класса, участие в викторинах, школьных олимпиадах, классные часы по профориентации, участие в региональной НПК «Наука. Творчество. Развитие» и в кадетской НПК.
Ценностно-ориентировочная деятельность: конкурсы-посвящения, посещение музеев, встречи с интересными людьми, классные часы, диспуты, «мозговой штурм», «Круглый стол».
Военно-патриотическая деятельность: профильные спецкурсы, встречи с ветеранами, военно-спортивная игра «Орленок», парад-фестиваль «Служить России!», участие в республиканском смотре строя кадетских школ и кадетских классов Чувашской Республики «Кадетская поверка», участие в смотре-конкурсе «Готовимся к защите Отечества», в городском конкурсе «Слет юных пожарных», кадетский Георгиевский бал, участие в параде, посвященном Дню победы, несение Почетного караула у Вечного огня, Возложение венков к Вечному огню
Трудовая деятельность: работа по благоустройству территории школы и классного кабинета, субботник, генеральные уборки, дежурство по школе, оформление школы к праздникам, выставка технического и прикладного творчества.
Общественно-полезная деятельность: школа актива, помощь ветеранам и пожилым людям.
Художественно-творческая деятельность: новогодний калейдоскоп, осенний бал, участие в различных выставках, конкурсах, посещение театра, праздники ко Дню защитника Отечества и к Международному женскому дню.
Физкультурно-спортивная деятельность: участие в республиканской военно-спортивной игре «Орленок», День здоровья, туристические походы, спортивное соревнование, туристические походы, спортивное ориентирование
Ожидаемые результаты и способы их определения
Содержание основных результатов воспитания отражает основные направления развития личности:
- личностная культура
- семейная культура
- социальная культура.
Участники программы | Ожидаемый результат |
Учащиеся | Личностная культура:
Семейная культура:
Социальная культура:
|
Родители | - активное участие в жизни класса и решении его проблем; - формирование и развитие чувства сопричастности к школьной жизни, солидарной ответственности за результаты воспитания детей |
Классный руководитель | - приобретение умений и навыков самоопределения в ценностном пространстве современной педагогической действительности, осознание первичности системы ценностей профессионально-педагогической деятельности в отношении целей указанной деятельности; - приобретение знаний и умений по педагогическому проектированию |
Критерии, показатели и средства определения эффективности реализации программы:
Критерии | Показатели | Диагностические средства |
Интеллектуальная развитость учащихся Познавательная активность | Интеллектуальный потенциал Уровень мотивации Освоенность образовательных программ | Методика «Культурно-свободный тест на интеллект» (автор Р.Кеттелл) Мониторинг «Психолого-педагогическая характеристика класса» Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости |
Нравственная развитость учащихся | Сформированность основных нравственных качеств личности. Социальная активность | Анкета «Диагностика уровня воспитанности уч-ся» (автор Н.Г.Капустин) Анкета «Я и смысл моей жизни» (автор Д.А.Леонтьев) |
Эстетическое развитие учащихся | Развитость чувства прекрасного. | Педагогические наблюдения |
Самоактуализированность личности | Стремление к самопознанию Наличие положительной самооценки. Личностный рост ребенка. | Методика «Акцентуация личности» (автор К.Леонгард) Методика «Репка» |
Развитость коммуникативности | Коммуникативность. | Методика «Социометрия» (автор Я.Л.Морено) |
Физическая подготовка | Состояние здоровья Развитость физических качеств. | Статистический медицинский анализ состояния здоровья. Выполнение нормативов Результаты участия в военно-спортивных мероприятиях |
Сформированность навыков военно-прикладного искусства | Соответствие показателей нормам | Зачеты по программам «Юный спасатель», «Спортивное ориентирование», «Школа выживания», «Огневая подготовка», «Первая медицинская помощь» |
Удовлетворенность учащихся, педагогов, родителей жизнедеятельностью в классном коллективе. | Комфортность удовлетворенность | Методика для учащихся по изучению удовлетворенности организации воспитательного процесса (автор А.А.Андреев) |
Способы определения уровня достижения результатов:
- тестирование
- анкетирование
- микроисследования
- педагогически направленное наблюдение
Диагностика:
1.Наблюдение в разных видах деятельности: учеба, спорт, спецкурсы, походы, посещение выставок и кинотеатров и т.д.
2.Собеседование – совместно с членами штаба раз в неделю;
инд. беседы – регулярно.
3.Тестирование по вопросам воспитанности, лидерства, уровня тревожности,
4.Анкетирование по вопросам здорового образа жизни. Толерантности, правового воспитания, рейтинга учебных предметов и т.д.
5.Социометрия.
«Табель о рангах» учебных предметов:
Формы подведения итогов реализации программы
Основные формы подведения итогов реализации программы:
- кадетская поверка
- Георгиевский бал
- Военно-спортивная игра «Зарница»
- Военно-спортивная игра «Орленок»
- Выставки
- Фестивали творчества кадет
- НПК кадет
Система целереализующих мероприятий представляет собой комплекс мероприятий на период с 2018 по 2023 годы, предусматривает их обновление и дополнение по мере необходимости.
1. РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ.
Воспитательная деятельность осуществляется по основным направлениям.
Направления | Основные задачи | Формы деятельности |
Духовно-нравственное ( данное направление ориентировано на формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям, осознанности ценности человеческой жизни, на развитие волевых качеств) | - воспитание этической культуры учащихся; - формирование нравственных отношений; - развитие способностей эмоционально отзываться на переживания других людей; - развивать волевые качества учащихся, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон; - желание совершенствоваться; - сотрудничество с родителями, психологом, учителями с целью воспитания трудолюбия, ответственности за порученное дело; -развитие желания знать, понимать и действовать сообразно ценностям в жизни. | -тематические классные часы -дискуссии по нравственной тематике -интерактивные игры - самопрезентация и самопредставление -праздники, конкурсы, ролевые игры - акции «Поздравь ветерана», «Помоги другу» и т.д. -посещение музеев, выставок. |
Гражданско-патриотическое (данное направление ориентировано на создание системы, способствующей осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека) | -углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье; - воспитывать гордость за свою Родину, уважение к патриотам своей земли, защитникам земли Русской; - способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны; - содействие военно-профессиональной ориентации молодежи, приобщение учащихся к изучению военной истории и патриотических традиций Вооруженных сил России; - воспитывать у обучающихся активную жизненную позицию. | -уроки мужества, -организация встреч с ветеранами, представителями профессий, связанных с военной службой; -торжественные линейки; -вахты памяти; -Дни воинской славы России; -тематические вечера, например «В жизни всегда есть место подвигу»; -тематические классные часы; - социальные проекты; -творческие конкурсы; - музейные занятия; - конкурсы, викторины по правовой тематике; - оформление классных уголков, посвященные государственным символам (герб, флаг, гимн); - оформление стенда «Я – гражданин России» - экскурсии. |
Интеллектуальное (данное направление классным руководителем используется в целях усиления учебной мотивации учащихся, реализуется результативность учебной деятельности, создаются условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии) | -способствовать выработке навыков учебного труда, системно и целенаправленно учить овладению учебными действиями; -содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных умений ребёнка; - формирование у учащихся умений и навыков самоорганизации, самовыражения и самовоспитания; - способствовать в развитии способности действовать целесообразно, рационально и эффективно; - определить круг реальных учебных возможностей учащегося, его развитие и перспективы, коррекция; - изучать и влиять на кругозор, любознательность (использовать во внеклассной работе); - организовывать просветительскую и консультативную помощь семье; – добиваться наблюдательности, активности, прилежания, устойчивости интереса. | - развивающие мероприятия: конкурсы, викторины, брейн-ринги, игры,конференции, диспуты; -дискуссии с целью научения высказыванию и доказуемости своего мышления, аргументированности, умения выслушивать; - тренинги по развитию памяти, внимания, воображения, мышления; - тематические классные часы о культуре умственного труда; -выпуск стенгазеты; - устный журнал. |
Спортивно – оздоровительное (данное направление ориентировано на формирование стремления к здоровому образу жизни, на использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения) | -создать условия для свободного развития духовных и физических сил ребенка; -показать учащемуся и его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, проф. становления; -организация просвещения учащегося по сохранению, развитию и коррекции здоровья; - профилактика вредных привычек; - инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде; - формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
| - спортивные конкурсы, соревнования внутри класса, спартакиады; -марафоны, турниры; - встречи с победителями спортивных соревнований, семейными династиями, активно занимающимися спортом; - походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы; - спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике и ЗОЖ, конкурсы газет, устные журналы; - беседы и дискуссии по темам: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны и мира», «История видов спорта», «Древние виды спорта» , «Мое здоровье в моих руках» и др.; - тематические консультации по вопросам сохранения здоровья учащихся. |
Экологическое (данное направление ориентировано на формирование экологического мировоззрения школьников, убеждения в приоритете экологических ценностей над интересами отдельных личностей и групп) | - формировать бережное отношение к природе; - формировать представление учащихся о единстве и взаимосвязи всего живого; - вовлечение учащихся в работу по благоустройству территории школы и города; - изучение экологических проблем района, области; | - беседы; - походы, экскурсии; - фотовыставки, творческие конкуры; проекты. |
Профориентация (данное направление ориентировано на помощь в выборе будущей профессии) | - подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, психофизическими данными и потребностями общества; - формировать у обучающихся положительную мотивацию к трудовой деятельности; - формировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об основных профессиях, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки. | -встречи с представителями разных профессий - мастер-классы - экскурсии - классные часы, круглые столы - тестирование |
Профилактическая работа (данная работа ориентирована на профилактику безнадзорности, беспризорности, правонарушений, безопасности детей на улице и в помещении) | - привлечение учащихся к посещению занятий в кружках и секциях; - формирование правовой культуры учащихся; - формирование ответственного отношения к безопасности на улице и дома. | - тематические классные часы, беседы по профилактике правонарушений и правовой ответственности; - инструктажи по ТБ; - беседы и мероприятия по ПДД; - проекты; - конкурсы, викторины по правовой тематике; - беседы с представителями ПДН. |
Этапы реализации программы
5-6 классы – программа воспитательной работы «Мы растем как коллектив».
Задачи:
- изучение личности каждого ребенка, его физического, психического состояния;
- изучение индивидуальных особенностей и способностей каждого ученика;
- развитие интеллектуальных способностей;
- формирование сплоченного и дружного коллектива;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
- формирование культуры общения у детей;
- формирование положительной Я-концепции, доброжелательного отношения к окружающим;
- создание благоприятной для самочувствия и настроения детей эмоциональной атмосферы в классе, доброжелательного микроклимата, необходимого для общения
- создание условий для формирования здорового образа жизни;
- воспитание гражданственности, чувства патриотизма, принадлежности к семье, школе, малой родине, России.
7-8 класс – программа воспитательной работы «Я становлюсь человеком».
Задачи:
- развитие нравственных чувств и нравственного поведения;
- формирование собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
- формирование критического осмысления и анализа собственных нравственных поступков, а также поступков других;
- развитие интеллектуальных способностей;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
- побуждение детей к умственному самовоспитанию, самообразованию;
- развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;
- создание условий для формирования здорового образа жизни, профилактика вредных привычек;
- воспитать преданность Родине, мужество, стойкость, отвагу, основы гражданского сознания;
- воспитание гражданственности, чувства патриотизма, принадлежности к семье, школе, малой родине, России.
9 класс – «Выбери свой путь в жизни».
Задачи:
- развитие интеллектуальных способностей;
- развитие коммуникативных умений учеников;
- развитие личности, способной к самоактуализации, самореализации, самоутверждению в постоянно меняющихся социокультурных условиях;
- формирование и развитие у учеников навыков исследовательской работы;
- формирование готовности осознанного выбора профиля обучения в старшей школе и профессиональному самоопределению;
- сформировать уважение к труду, к людям труда, трудовым традициям;
- подготовить к службе в Российской Армии;
- создание условий для формирования здорового образа жизни;
- формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
2. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Содержание взаимодействия с родителями – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.
Моя деятельность, как классного руководителя, с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:
Изучение условий семейного воспитания
Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания.
Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся “Моя семья”, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе.
Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей – проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Педагогические лектории, консультации, тематические родительские собрания.
Взаимодействие с родительским комитетом.
Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, организации внеклассных мероприятий, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями дополнительного образования.
Совместная деятельность родителей и учащихся.
Совместные мероприятия, участие в конкурсах.
3. РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ, РАБОТАЮЩИМИ В КЛАССЕ
- изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
- изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
- выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
- сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
- помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.
Формы:
- индивидуальные консультации;
- индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем, привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса.
Способы и формы определения результатов
Целевой ориентир | Показатели | Методы изучения |
Формирование основ нравственной культуры | -сформированность основных нравственных качеств личности; -отсутствие отрицательной динамики правонарушений и преступлений среди учащихся; - повышение уровня воспитанности обучаемых. | Анализ итогов учебно-воспитательной работы. Педагогическое наблюдение. Анкетирование учащихся и их родителей. Психолого-педагогическая диагностика: методика определения уровня воспитанности учащихся 6–9-х классов (Н.П. Капустин); диагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся 6–9-х классов (М.И. Шилова); методика "Я и смысл моей жизни" (А.А. Андреев, Е.Н. Степанов); изучение социализированности личности учащегося (методика М. И. Рожкова) |
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся | - рост социальной активности учащихся; - повышение степени осознания понятия "патриотизм", социальная солидарность, гражданственность | Анализ итогов учебно-воспитательной работы. Педагогическое наблюдение. Анкетирование учащихся. Психолого-педагогическая диагностика: методика "Ты гражданином быть обязан" (Л.М. Фридман); методика "Патриотизм и как я его понимаю" (Л.М. Фридман); методика определения уровня общественной активности учащихся (Е.Н. Степанов) |
Создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе, сплочение классного коллектива | - благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе; - сформированность классного коллектива; - развитие ученического самоуправления | Анализ итогов учебно-воспитательной работы. Педагогическое наблюдение. Анкетирование учащихся. Социометрия Психолого-педагогическая диагностика: методика определения индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора; социометрия; определение уровня самоуправления в коллективе (методика М. И. Рожкова); методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А. Андреева) |
Развитие познавательной и творческой активности учащихся | - увеличение числа победителей и призеров конкурсов, соревнований, смотров, конференций разного уровня; - отсутствие отрицательной динамики успеваемости и качества знаний учащихся; - активность участия учеников класса в школьных мероприятиях; - высокий уровень внеурочной занятости учащихся. | Анализ итогов учебно-воспитательной работы. Педагогическое наблюдение. Анкетирование учащихся и их родителей. Психолого-педагогическая диагностика: методика изучения уровня учебной мотивации (Н.Г. Лусканова); методика изучения направленности учебной мотивации (Т.Д. Дубовицкая); анкета "Как вы относитесь к учебе по различным предметам?" (Л.П. Ромадина); методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (Л.В. Байбородова) |
Формирование потребности в здоровом образе жизни | -отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья учащихся; - увеличение числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях; - активность участия учеников класса в школьных спортивных мероприятиях | Анализ итогов учебно-воспитательной работы. Педагогическое наблюдение. Анкетирование учащихся и их родителей. Психолого-педагогическая диагностика: методика изучения уровня тревожности (по шкале тревожности Р. Сирса); методика самооценки школьных ситуаций (О. Кондаша) |
Оказание помощи родителям в развитии индивидуальных способностей их ребенка | - рост активности родителей в решении вопросов школьной жизни; - позитивное отношение родителей к школе | Педагогическое наблюдение. Анкетирование родителей. Психолого-педагогическая диагностика по методике изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Е.Н. Степанов) |
Создание условий для самоопределения учащихся относительно направления и способа получения дальнейшего образования | -уровень самоопределения учащихся относительно направления и способа получения дальнейшего образования; - осознанность выбора профиля и способа продолжения образования | Анализ итогов учебно-воспитательной работы. Педагогическое наблюдение. Анкетирование учащихся и их родителей. Психолого-педагогическая диагностика: дифференциально-диагностический опросник интересов (Е.А. Климов); методика изучения мотивов выбора профессии С.С. Гриншпуна; готовность подростков к выбору профессии (методика В. Б. Успенского) |
Приложение 1
Материально-техническое обеспечение
Основу учебно-материальной базы Кадетского класса составляют: стенды, отображающие тематику программы, библиотека учебно-методической литературы, инвентарь и снаряжение индивидуального и группового характера.
Индивидуальное снаряжение:
- обувь походная, каска, штормовой костюм и накидка от дождя;
- свитер темного цвета, шапочка, рукавицы;
- рюкзак, спальный мешок; индивидуальная аптечка;
- концы самостраховки и карабин с муфтой;
- фонарь и запасные батарейки;
- кружка, миска, ложка, нож, компас, часы;
- лыжи с креплениями на обычную обувь, с палками.
Групповое снаряжение:
- палатки, тент групповой;
- фляги для воды; котлы и костровой набор; примусы;
- медицинская аптечка и рем. набор;
- картографический материал и набор карандашей, ручек;
- байдарки или ПСН
- телевизор и видеомагнитофон.
Методическая база
В реализации программы участвуют зам. директора по УВР, организатор-преподаватель ОБЖ, психолог, руководители спецкурсов.
- Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах. – изд. 4-е, доп. и перераб. – Ростов Н/Д: Феникс, 2007. – 328 с.
- Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 5-9 классы/ Л.И. Саляхова. – 2-е изд., стереотипн. – М.: Глобус, 2008.-336 с.
- Библиотека журнала Классный руководитель. Библиотека журнала Воспитание школьников.
- Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 320 с.
- Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 5-9 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 368 с.
- Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры). 7-8 классы / авт.-сост. А. И. Зайцева, Н. А. Догадова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 123 с.
- Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт.-сост. Г.И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
- Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
- Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 4-7.
- Жирякова А.А. Рекомендации к планированию классного руководителя //Классный руководитель. 2000, №5. С. 24-26.
- Жирякова А.А. «Сыны Отечества» - школьная целевая комплексная воспитательная программа //Классный руководитель. 2000, №7. С. 11-19.
- Кузнецова Л., Прохорова О. Гражданское становление подрастающего поколения XXI века //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 7-10.
- Ларченкова З.А. Целевые воспитательные программы //Классный руководитель. 2003, №5. С. 33-43.
- Методические рекомендации об усовершенствовании функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений //Воспитание школьников. 2006, №6. С. 2-5.
- Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия //Воспитание школьников. 2007, №5. С. 2-8.
- Моисеенко И.В. Планирование работы классного руководителя по нравственному воспитанию в 5-9 классах. //Классный руководитель. 2004, №7. С. 38-43.
- Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека //Педагогика. 1998. С. 3-8.
- О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» //Воспитание школьников. 2006, «6. С. 2-7.
- Табакова Т.Г., Ковалева В.А., Беззубцева Л.В. Планирование работы по гражданскому самоопределению подрастающего поколения //Классный руководитель. 2003, №5. С. 64.
- Филонов Г. Гражданственность в самосознании личности //Воспитание школьников. 2004, №6, С. 2-5.
- Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н. А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2007
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова -М. : Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
Предварительный просмотр:
Приложение 1
План-график реализации программы
Духовно-нравственное направление
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения |
1. | Организация занятости во внеурочное время:
| в течение года |
2. | Осенний балл | октябрь |
3. | Танцевальный батл | сентябрь |
4. | День учителя «Гимн учителю» | октябрь |
5. | Конкурс «Мисс школьница» | март |
6. | Организация выхода в театры и кинотеатры | в течение года |
7. | Новогодние вечера, представления. Конкурс на лучшую электронную открытку, на лучшее оформление класса | декабрь |
8. | Мероприятия, посвященные Международному женскому дню | март |
9. | Участие в конкурсе «Созвездие школьных талантов» | февраль |
10. | Участие в творческих конкурсах | В течение года |
11. | Дискуссии по нравственной тематике, классные часы | В течение года |
12. | Посещение художественного музея в рамках программы "Страна с названием ИСКУССТВО" | 1 раз в месяц |
Гражданско-патриотическое направление
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1. | Встречи учащихся с ветеранами ВОВ, участниками бое- вых действий в Афганистане, Чечне. | февраль, май |
2. | Встречи с выпускниками военных училищ. | в течение года |
3. | Операция «Ветеран живет рядом» (поздравление ветера- нов, оказание помощи) | в течение года |
4. | Посещение музеев | в течение года |
5. | Месячник оборонно – массовой и спортивной работы (по особому плану) | январь-февраль |
6. | Смотр строя и песни | февраль |
9. | Военизированная лыжная эстафета | февраль |
10. | Участие в параде Победы | май |
11. | Митинг памяти павшим | май |
12. | Уроки мужества | в течение года |
13. | Тематические вечера, классные часы | в течение года |
14. | Экскурсии | в течение года |
15. | Акция, посвященная Дню Победы «Мы помним» | май |
Интеллектуальное направление
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1. | Интеллектуальные игры «Эрудит» | март - май |
2. | Предметные недели | в течение года |
3. | Школьная научно-практическая конференция | декабрь |
5. | Участие в муниципальной олимпиаде школьников | в течение года |
6. | Участие в международных конкурсах «Русский медвежо- нок» (по русскому языку), «Кенгуренок» (по математике), «Британский бульдог» (по английскому языку), «Ласточ- ка» (по чувашскому языку) | в течение года |
7. | Участие в конкурсе «Асамат кепере» | ноябрь |
8. | Участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах | в течение года |
9. | Конкурсы, викторины, брейн-ринги, игры, диспуты | В течение года |
10. | Тренинги по развития памяти, внимания, воображения, мышления | В течение года |
11. | Тематические классные часы о культуре умственного труда | В течение года |
Профориентационное направление
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1. | Работа на пришкольном участке | В течение года |
3. | Экологические месячники | Сентябрь, апрель |
4. | Месячник профориентации | Май |
5. | Встречи учащихся с представителями разных профессий | В течение года |
6. | Мастер-классы, экскурсии на предприятия города | В течение года |
7. | Классные часы «Моя профессия» с приглашением родите- лей | В течение года |
8. | Дежурство в школе | В течение года |
9. | Выставка поделок учащихся | Март |
10. | Организация выставок работ ветеранов педагогического труда и учителей школы | Октябрь |
Экологическое направление
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1. | Спартакиада школьников. | В течение года |
3. | Малые школьные Олимпийские игры | Сентябрь, апрель |
4. | Классные часы, беседы | В течение года |
5. | Организация дежурства в классе и в школе. | В течение года |
6. | Трудовые десанты. | В течение года |
7. | Работа по благоустройству школы и ее территории. | В течение года |
8. | Акции «Дети и дорога», «За безопасность жизни детей» | В течение года |
9. | Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология». | В течение года |
10. | Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». | май |
Спортивно-оздоровительное направление
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1. | Походы выходного дня, туристические походы | ежемесячно |
3. | Дни здоровья. | В течение года |
4. | Спортивные викторины, конкурсы газет, марафоны, спартакиады | В течение года |
5. | Встречи с победителями спортивных соревнований, семейными династиями | В течение года |
6. | Классные часы по спортивной тематике и ЗОЖ | В течение года |
7. | Беседы и дискусии по темам "Спорт в моей жизни", "Великие спорстмены моей страны и мира", "История видов спорта " и т.д. | В течение года |
8. | Тематические консультации по вопросам сохранения здоровья учащихся | В течение года |
Профилактическая работа
Работа с родителями
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | Общешкольное родительское собрание «Итоги работы педколлектива в истекшем учебном году и задачи лицея по повышению эффективности и качества образовательно- го процесса в новом учебном году. Профилактика ДДТТ и безопасность детей. Организация горячего питания» | Сентябрь |
2. | Беседы, анкетирование родителей | Октябрь |
3. | Общешкольное родительское собрание «Преступность в подростковой среде. Взаимодействие школы и семьи в це- лях предупреждения правонарушений несовершеннолет- них. Безопасность на водных объектах» | Февраль |
4. | Проведение классных родительских собраний | 1 раз в четверть |
5. | Проведение индивидуальных консультаций для родите- лей. | В течение года |
6. | Проведение Дня открытых дверей для родителей. | В течение года |
7. | Творческий отчет школы | Апрель |
8. | Проведение совместных мероприятий, походов, экскурсий | В течение года |
9. | Конкурс творчества "Моя семья" | Апрель |
10. | Деятельность Попечительского Совета | В течение года |
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Мониторинг уровня воспитанности учащихся
Перечень оцениваемых качеств:
- Долг и ответственность
- Бережливость
- Дисциплинированность
- Ответственное отношение к учебе
- Отношение к труду
- Коллективизм и товарищество
- Доброта и отзывчивость
- Честность и правдивость
- Простота и скромность
- Культурный уровень
Мониторинг уровня воспитанности учащихся
Нравственно - патриотическое воспитание
Мониторинг уровня проявления патриотических качеств
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа деятельности классного руководителя
Презентация к конкурсу "Самый классный классный"...
Программа деятельности классного руководителя "Дороги, которые мы выбираем"
Цели программы:Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессийЗадачи: - ознакомление учащихся со...
Программа деятельности классного руководителя "Калейдоскоп"
Данная программа - это попытка систематизировать и описать комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеят...
программа деятельности классного руководителя
данная программа расчитана на 7 лет (с 5 по 11 класс), в ней указаны направления работы классного руководителя, а также темы классных часов...
Программа деятельности классного руководителя
5-6 классы...
Программа деятельности классного руководителя 9 класса
Программа деятельности классного руководителя представленна в форме воспитательной системы класса "Я среди людей". Основные разделы программы: пояснительная записка, цели и задачи, основные направлени...
Программа деятельности классного руководителя "Научите свое сердце добру"
Воспитание успешно, если оно системно. Создание гуманистических воспитательных систем – наиболее эффективный и верный путь в воспитании. Воспитание понимается при этом как личностно ориентирован...