Программа курса внеурочной деятельности для 5 кадетского класса «Мой край».
рабочая программа по краеведению (5 класс)
Данный курс призван помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны посредством школьного музея и музейной педагогики. Основу содержания программы составляет история Архангельской области, Красноборского района. Программа внеурочной деятельности «Мой край» составлена на основе примерных программ по истории, обществознанию и ОРКСЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kray.docx | 33.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Пермогорская основная общеобразовательная школа»
Согласовано: _______ 2015г.
| Утверждаю: Директор МБОУ «Пермогорская ООШ» Г.В.Белозерцева Приказ № -__ от _______2015г. |
Рабочая программа по курсу
МОЙ КРАЙ
для 5 класса
Составитель: Благодарёва Марина Валерьевна, высш. квал. категория
Пермогорье 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Мой край» составлена на основе примерных программ по истории, обществознанию и ОРКСЭ.
Программа «Мой край » призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Архангельской области, Красноборского района и МО «Пермогорское». Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Курс «Мой край» класса разработан для 5 (кадетского) класса МБОУ «Пермогорская ООШ» и реализуется через вариативную часть учебного плана. Программа рассчитана на 34 часа из расчёта 1 час в неделю.
Цели программы:
• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• воспитывать патриотизм.
Образовательные задачи:
• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
• овладение начальными навыками исследовательской работы;
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом односельчанам, ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Для реализации программы используются современные педагогические технологии:
- проблемное обучение;
- проектные методы в обучении;
- использование исследовательского метода в обучении;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
- технология «Развитие критического мышления» и др.
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
|
|
Результаты изучения курса «Мой край»
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую родину, народ, культуру и историю; усвоение ценностей жителей нашего региона;
- становление гуманистических ценностных ориентаций;
- формирование ценностного отношения к православным традициям
Предметные результаты:
- понимание значения духовности, семьи, школы для правильной жизненной ориентации человека;
Метапредметные результаты:
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных).
Учебно-методическое обеспечение
- Интернет – ресурсы – http://www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru/doc-archiv/func-startdown/54/
- Копица М.Н. История Архангельского Севера с древнейших времен до начала XX века:Пособие для учителя.- Архангельск,2009г.
- Куратов А.А. Архангельский Север в истории России.- Архангельск, изд-во ПГУ им.М.В.Ломоносова ,2003г
- Майков А.Н.История: Введение в историю. – М.: Вентана-Граф, 2011
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 – 5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2014
Содержание курса «Мой край»
Раздел I. Введение в историю региона (6 часов).
Что изучает краеведение. Источники знаний о прошлом нашего края. Археология – помощница историков. Археологические раскопки на территории Архангельской области. О чем расскажет топонимика. Этнография. Имя – часть истории. Знать своих предков – знать историю.
Раздел II.Семья (5 часов)
Семья. Семейные традиции поморов. Воспитание детей в семье. Семейное хозяйство. Жилище, быт.
Раздел III. Школа (5 часов).
Развитие образования в нашем крае. Школа наших родителей и дедов. Одноклассники, сверстники, друзья.
Раздел IV. Родина (12 часов).
Наша малая родина. Символика Архангельской области и Красноборского района. Архангельск – столица области. Что значит быть патриотом. Люди, прославившие наш край. Наш край в истории страны. Красноборск и Пермогорье. Летописцы нашего края.
Раздел V. Святая Русь (5 часов)
Православные храмы и северные монастыри. Христианское искусство. Северные иконы. Православный календарь, его символическое значение. Святые места нашего края.
Итоговое занятие – 1 час
Всего: 34 часа
Календарно-тематический план
№ урока | Тема | Содержание | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | |
Введение в историю региона (6 часов) | ||||
1 | Что изучает краеведение. | История региона – часть истории России. Исторический факт. Достоверность. Самобытность. | Актуализировать знания о родном крае из курсов «Окружающего мира» и «Морянка»; показывать на карте Архангельскую область, Красноборск; описывать своеобразие географического положения | |
2 | Источники знаний о прошлом нашего края. | Памятник. Как гибнут памятники старины. Группы источников по истории нашего края. Архивы. Музеи. | Приводить примеры источников; объяснять ценность памятников; выполнять задания на описание памятников (по памятке) | |
3 | Археология – помощница историков. | Археологические раскопки на территории Архангельской области. | Рассказывать об археологических находках; объяснять их назначение; делать выводы | |
4 | О чем расскажет топонимика. | Как возникают названия. | Готовить сообщения о местных названиях (на выбор); осуществлять поиск информации | |
5 | Этнография. | Этнография изучает происхождение и расселение народов, быт, культуру. Что интересует этнографа. | Отбирать экспонаты для выставки; рассказывать сказки (красноборские, пинежские и др.) | |
6 | Знать своих предков – знать историю. | Имя – часть истории. Зачем нужна родословная. | Применять основные правила составления родословной; объяснять значение своего имени, фамилии | |
Семья (5 часов) | ||||
7 | Семья. Семейные традиции поморов. | Семейные традиции. Досуг. Роль каждого члена семьи. Обереги. | осознавать семейные ценности, готовить презентацию о традициях своей семьи | |
8 | Воспитание детей в семье. | Воспитание примером, через игру прибаутки и др. Игры. Обязанности детей. | разучивать игру | |
9 | Семейное хозяйство. | Годовой цикл. Ремесло. Отходничество. | готовить сообщение о ремеслах нашей местности, знать назначение рабочего инструмента; атрибуция музейного предмета | |
10 | Жилище, быт. | Убранство северного дома (наружное и внутреннее), одежда, утварь | знать назначение вещей; атрибуция музейного предмета | |
11 | Проект «Северный дом» | Работать в группе, учитывать мнение других | ||
Школа (5 часов) | ||||
12 | Развитие образования в нашем крае. | Доступность шкоглы. Ступени школьного образования. Церковно-приходская школа. | выявлять позитивные результаты учения, проводить небольшое исследование о ступенях образования | |
13 | Школа наших родителей и дедов. | Парта, письменные принадлежности, форма, учебники, дневник, класс | проводить исследование по анкетам родителей и фотографиям школьного музея | |
14 | Урок в школе 70-х гг. ХХ века. | Занятие в школьном музее. | ||
15 | Одноклассники, сверстники, друзья. | Одноклассники, сверстники, друзья. Взаимоподдержка, взаимовыручка. Общие дела. | осознавать ценность школьной дружбы, проводить исследование о своих одноклассниках (увлечения и т.п.) | |
16 | Проект «Я учусь в Пермогорской школе» | составлять свой рассказ о школе | ||
Родина (12 часов) | ||||
17 | Наша малая родина. | С чего начинается Родина? Место, где ты появился на свет - часть района, области. Любимый уголок села. | Формулировать собственное мнение, творчески представлять свой рассказ | |
18 | Символика Архангельской области и Красноборского района. | Герб, флаг, гимн. Праздники | Выявлять общее и различное (в сравнении с символами России и других регионов) | |
19 | Архангельск – столица области. | История Архангельска. | Выделять главные объекты для изучения в зависимости от цели | |
20 | Красноборск и Пермогорье. | История Красноборска и района. Улицы Пермогорья рассказывают. | Актуализация знаний, экскурсия в музей с. Красноборск | |
21 | Что значит быть патриотом. | Любовь к Родине как служение. | Понимать, осознавать свою роль в судьбе малой родины. | |
22-23 | Люди, прославившие наш край. | Ученые, художники, исследователи (путешественники). Трудовые подвиги северян. Ратные подвиги северян. | Определять понятие «подвиг» | |
24-26 | Наш край в истории страны. | Роль Архангельской области и Красноборского района в ключевых событиях страны. Поморье – стратегическая территория обороны 17-20вв. Индустриализация. ГУЛАГ. | Соотносить, понимать связь между судьбой (историей) малой родины с историей страны | |
27 | Летописцы нашего края. | Г. Овсянкин. П. Зашихин. Л.Антропов. Встреча с краеведом (К.П.Ляйс). | Составлять и задавать вопросы | |
28 | Я помню, я горжусь | Обобщать свои знания по теме, анализировать информацию | ||
Святая Русь (5 часов) | ||||
29 | Православные храмы и северные монастыри. | Устройство православного храма. Особенности архитектуры храмов на Севере. Значение храма для села. Соловецкий монастырь. Антониево-Сийский монастырь. Николо-Коряжемский монастырь. Телеговский монастырь. | Работать с источниками различных видов | |
30 | Христианское искусство. Северные иконы. | Особенности письма северной иконы. Лики. Местные святые. | Проводить исследование, оформлять результаты | |
31 | Православный календарь, его символическое значение. | православный календарь - путеводитель в духовной жизни православного человека, символ круга его духовной жизни.
| Проводить исследование | |
32 | Святые места нашего края. | Туровец. Христофорова пустынь. | ||
33 | Экскурсия в храм с. Красноборск | |||
34 | Итоговый урок |
Литература:
- А.А.Борисов и Север: сб. – Архангельск, 1991
- Белов В. Лад.
- Власов Р. В.Атаман Ермак: легенды факты //Знамя. - 13.09.2013г.
- Зашихин П.
- Защитники Отечества: Сб. – Красноборск, 2010
- Земля Красноборская: страницы истории и культуры. – Архангельск, 1991
- Красноборский район Архангельской области: энциклопедический словарь. – Котлас, 2009
- Поморская энциклопедия: Т.1/Под ред.В.Н.Булатова. – Архангельск, 2001
- Самсон Суханов
- Священномученик Петр Черевковский, чудотворец. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007
- Слово о Ломоносове/под ред. Г.Г.Фруменкова. – Архангельск, 1986
- Тупицын С.И.Хроника Земли Красноборской, 1998г.
- Тупицын С.И. Государственник Василий Ключарев // «Знамя» от15.03.1996г
- Фруменков Г.Г. Декабрист Александр Семенович Горожанский //Узники Соловецкого монастыря.- Архангельск, 1968г.
- Щуров Г.С. Очерки культуры русского Севера. – Архангельск, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности в 5 классе «Занимательный английский»
Рабочая программа для курса внеурочной деятельности «Занимательный английский» разработана на основе нормативных документов:-Закон РФ « Об образовании»-ФГОС ООО-Фундаментальное ядро содержания общего ...
рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе "Мой край" и "Юный математик"
Предназначена для ведения внеурочной работы в 5 классе по духовно-нравственному воспитанию и по математике...
Программа курса внеурочной деятельности учащихся 7 класса научно-познавательного направления «Занимательная математика» Составила учитель математики высшей категории МАОУ СШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов Левая И.Ю
Программа курса внеурочной деятельности учащихся 7 класса научно-познавательного направления «Занимательная математика» Составила учитель математики высшей категории МАОУ СШ №72 с уг...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 класса "Здоровячок".
Данная программа разработана на основе программы "Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки" под редакцией Г.А.Халемского, 2001 год....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 5 классе «Зеленая лаборатория»
Программа внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Одним из важнейших требований к биологическ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (7-8 классы) "Компьютерная графика и основы дизайна"
quot;Компьютерная графика и основы дизайна" 7-8 классы...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (4-6 классы) "Картинная галерея"
quot;Картинная галерея" (4-6 классы)...