Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Фольклорный театр: русская традиционная культура детям" для детей 7-12 лет.
рабочая программа на тему
Одной из основных моих целей написания данной программы является- сохранение и возрождение русского фольклора, включение этого традиционного наследия в общее культурное достояние. Дополнительная общеразвивающая программа «Фольклорный театр: русская традиционная культура детям» разработана для младшего и среднего школьных возрастов.
Форма театрализованного сценического воплощения народных песенных жанров, календарных праздников, обрядов имеет множество плюсов. Я считаю, вовлечение детей в обрядовое действо позволяет им более глубоко познать и понять смысл и значение народных праздников и ритуалов. Сценическая игра даёт возможность детям развивать свой творческий потенциал, помогает артистично ярко и живо раскрывать содержание народных песен, игр, обрядов. Становясь участниками народного действия, дети учатся выступать в той или иной роли, которая требует от них умения выразительно двигаться, говорить, петь, танцевать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_folklornyy_teatr.docx | 53.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание программы
1.Пояснительная записка……………………………………………….1-4 стр.
2. Ожидаемый результат………………………………………………….4 стр.
3.Учебно-тематический план первого года обучения ……………….5-7 стр.
4. Содержание программы первого года обучения……………………8-9 стр.
5. Учебно-тематический план второго года обучения………………10-12 стр.
6. Содержание программы второго года обучения…………………..13-14 стр.
7. Учебно-тематический план третьего года обучения………………15-17 стр.
8. Содержание программы третьего года обучения.…………..……...18-19 стр.
9. Способы определения результативности…….…………………………………………………….20 стр.
10. Материально- техническое обеспечение………………………………………………………………....20 стр.
11. Информационно-методическое обеспечение…………………………………………………………………20 стр.
12. Календарно-учебный график на 2016-2017 учебный год……… 21-24 стр.
13. Список литературы……………………………………………………25 стр.
Пояснительная записка.
Поселяйся там, где поют: те, кто поют -худо не думают»
(народная мудрость)
Введение. Одной из основных моих целей написания данной программы является- сохранение и возрождение русского фольклора, включение этого традиционного наследия в общее культурное достояние. Дополнительная общеразвивающая программа «Фольклорный театр: русская традиционная культура детям» разработана для младшего и среднего школьных возрастов.
Форма театрализованного сценического воплощения народных песенных жанров, календарных праздников, обрядов имеет множество плюсов. Я считаю, вовлечение детей в обрядовое действо позволяет им более глубоко познать и понять смысл и значение народных праздников и ритуалов. Сценическая игра даёт возможность детям развивать свой творческий потенциал, помогает артистично ярко и живо раскрывать содержание народных песен, игр, обрядов. Становясь участниками народного действия, дети учатся выступать в той или иной роли, которая требует от них умения выразительно двигаться, говорить, петь, танцевать.
Начинается театр с простейшей детской игры. Слияние игры жизни и есть театр. Именно поэтому мною выбрана такая форма изучения с детьми младшего и среднего школьных возрастов традиционного русского фольклора: устного, песенного, музыкального. В непринуждённой форме игры, развлечения продолжается непрерывный процесс обучения, передачи опыта и коллективной памяти, и все наделено глубоким смыслом.
Фольклор имеет большое значение в воспитании подрастающего поколения. Он – не только величайшее богатство прошлого, но и действенное средство всестороннего развития формирующейся личности. Современные исследователи полагают, что с погружением ребёнка в стихию народного художественного творчества, закладывается тот фундамент, на котором в последствии формируются социальные, эстетические и нравственные идеалы, главные жизненные ценности и понятия о труде, быте, природе.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Фольклорный театр: русская традиционная культура детям» -художественная.
Новизной данной программы является то, что дети не просто разучивают народные песни, а то, что в содержание включены темы, где дети имеют возможность попробовать свои силы в инсценировке сказочных сюжетов и представлении этнографического материала по народным календарным праздникам и обрядам, получат знания по основам народной хореографии («дроби», «хоровод», «кадриль»), обучатся игре на народных шумовых инструментах. И для полного погружения в мир фольклора программой предусмотрен раздел по изготовлению обережных кукол.
В программу включен раздел «Изучение музыкального фольклора». Материала для этого раздел подобран таким образом, что все игры проходят в кругу, в хороводе. Я считаю, что это объединяет, сплачивает коллектив, поэтому в коллективе всегда будет благоприятный психологический климат.
Основой данной программы, конечно же, является песенный фольклор. Воспитательные функции песни различны. Это эстетическое воздействие её музыки и слова, нравственное влияние содержания, коллективное воспитательное взаимодействие при исполнении, эстетика восприятия песни, оптимизма и другие настроения в зависимости от назначения песни.
Актуальность программы заключается в том, что театральное драматическое действо позволяет детям почувствовать ценность общей деятельности. Непременным итогом такой деятельности является возникновение отношений взаимной чуткости, зависимости, ответственности перед коллективом сверстников. Всё это происходит одновременно с раскрытием индивидуальных черт и качеств каждого ребенка. Игровая театральная деятельность дает возможность физической и психологической разрядки. Необходимость такого рода театральной деятельности вызвана ещё и тем, что в настоящее время в окружающем социуме (в основном в образовательных учреждениях) существует потребность больше узнать о традициях народа. Форма фольклорного спектакля облегчает восприятие элементов народной культуры.
Педагогическая целесообразность. Большое внимание на занятиях уделяется воспитанию и развитию детских голосов. Они хрупкие, нежные, ещё только формирующиеся. И малейшая небрежность, допущенная в работе, может иметь самые серьёзные последствия. Без внимания не остаются речь и дикция Большое значение для красивой речи имеет звонкий, приятный тембр, гибкий, достаточно громкий послушный голос. Однако голос, как дыхание (а правильное певческое дыхание-залог успеха в воспроизведении песенного материала) дети развивают на занятиях, учатся пользоваться так называемой атакой звука, чтобы на основе правильного дыхания добиться свободного, ненапряженного звучания. Г. В. Артоболевский утверждает следующее: "Организация дыхания сводится к овладению правильным типом дыхания и целесообразному использованию его:" На занятиях дети учатся правильно дышать - это дыхание свободное (лишенное напряжения), глубокое, незаметное, автоматически подчиненное воле говорящего. Особое место в работе над дикцией занимает чтение скороговорок и пословиц, плюс работа над детскими стихами, стихотворными текстами, прозами.
Важный момент данной программы - артикуляционная гимнастика: гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. По мере овладения упражнениями возрастает их сложность. Меняются типы, от медленного к более подвижному и быстрому. Все занятия начинаются с артикуляционной гимнастики, распевания, т.е. подготовки голосового аппарата к работе и дыхательной гимнастики.
Цель программы: воспитание ребёнка в традициях, русской культуры и формирование активного восприятия музыкального искусства через осознание драматургии музыкального произведения, развитие интереса и желания к передаче музыкальных образов средствами инсценировок обрядов праздников и событий народного календаря.
Задачи программы:
- приобщить детей к театрально-фольклорному виду творческой деятельности;
- развить у детей коммуникабельность;
- дать знания в области вокала, хореографии, актёрского мастерства, сценической речи;
- создать условия для реализации творческого потенциала детей;
- развить активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- развить специально музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
- формировать любовь к Родной земле, уважение к традициям своего народа.
Сроки реализации программы. Программа разработана на 3 года. Первый год-144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по два академических часа. Второй и третий года – по 216 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по два академических часа.
Основные формы работы - групповые и индивидуальные занятия, сводные репетиции. Индивидуальные занятия вводятся со 2 года обучения для работы по развитию и постановке детского голоса и обучению игре на народных музыкальных инструментах.
Режим занятий: групповые занятия 1 год - 2 раза в неделю по 2 часа, второй и третьи года – 3 раза в неделю по 2 часа. Индивидуальные занятия со 2 года обучения - один раз в неделю по 0,5 часа.
Форма организации деятельности. Кроме стандартных занятий, программой предусмотрены посещения районного краеведческого музея и концертов, также регулярную демонстрацию талантов учащихся: выступление на концертах районного уровня, участие в конкурсах различного уровня, проведения выставок, проведение общих праздников, репетиций.
Ожидаемые результаты. По окончании обучения по данной программе учащиеся будут знать:
- правила техники безопасности;
- детские жанры народного-песенного творчества;
- жанровые разновидности фольклора;
- виды хороводов и плясок;
- происхождение народных шумовых инструментов;
- происхождение обережных кукол;
- традиционные праздники календарно-земледельческого периода;
- игровой фольклор.
будут уметь:
- эмоционально петь в открытой народной манере;
- правильно дышать при пении;
- играть на различных шумовых инструментах;
- легко исполнять хороводные шаги и дроби;
- эмоционально исполнять тексты фольклорных программ;
- легко читать скороговорки
Критерии и формы оценки усвоения знаний:
- диагностика;
- контрольное прослушивание;
- опрос;
- наблюдение.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- участие в концертах, творческих смотрах, фестивалях, конкурсах;
- демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для родителей, педагогов;
Учебно-тематический план первого года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | 0 | Опрос |
1.1. | Правила техники безопасности. Знакомство. | 2 | 2 | 0 | |
2. | Работа над постановкой голоса и вокально-хоровой техникой | 34 | 2 | 32 | Контрольные упражнения |
3. | Устное народное творчество | 16 | 4 | 12 | Опрос Наблюдение |
3.1. | Введение в тему. «Что же такое устное народное творчество» | 1 | 1 | 0 | |
3.2. | Знакомство с прибаутками, потешками, небылицами | 2 | 1 | 1 | |
3.3. | Колыбельная песня. История возникновения | 1 | 1 | 1 | |
3.4. | Изучение колыбельной песни «А баиньки, баиньки» | 3 | 0 | 3 | |
3.5. | Изучение колыбельной песни «Сидит мужик на краю»» | 3 | 0 | 3 | |
3.6. | Постановка музыкально-литературной композиции «Колыбельная для мамы» | 6 | 1 | 5 | |
4. | Изучение музыкально-игрового фольклора | 10 | 0 | 10 | Самостоятельное исполнение |
4.1. | Игра «Пошла коза по лесу» | 2 | 0 | 2 | |
4.2. | Игра «Уж я баба-Яга» | 2 | 0 | 2 | |
4.3. | Игра «Летели две птички» | 2 | 0 | 2 | |
4.4. | Игра «Мак -маковистый» | 2 | 0 | 2 | |
4.5. | Игра «Скачет-скачет воробей» | 2 | 0 | 2 | |
5. | Постановка фольклорной программы «Масленица к нам пришла» | 25 | 1 | 24 | Наблюдение |
5.1. | Из истории праздника «Масленица» | 1 | 1 | 0 | |
5.2. | Изучение масленичных песен | 14 | 0 | 14 | |
5.3. | Работа с текстом. Заучивание. | 4 | 0 | 4 | |
5.4. | Чтение по ролям | 4 | 0 | 4 | |
5.5. | Репетиционная работа | 2 | 0 | 2 | |
6 | Постановка ярморочного представления «Про Фому и про Ерёму» | 23 | 1 | 22 | Наблюдение |
6.1. | Ярморочное представление. Из истории. | 1 | 1 | 0 | |
6.2. | Изучение песни «Как поехали два брата» | 3 | 0 | 3 | |
6.3. | Изучение песни «Жил я у пана» | 3 | 0 | 3 | |
6.4. | Изучение песни «Здорово, здорово у ворот Егорова» | 3 | 0 | 3 | |
6.5. | Изучение песни «Шёл, да пошёл» | 3 | 0 | 3 | |
6.6. | Работа с текстом. Заучивание. | 4 | 0 | 4 | |
6.7. | Чтение по ролям | 4 | 0 | 4 | |
6.8. | Репетиционная работа | 2 | 0 | 2 | |
7 | Обережные куклы | 8 | 1 | 7 | Выставка |
7.1. | Кукла «На счастье» | 2 | 0 | 2 | |
7.2. | Кукла «Радостея» | 2 | 0 | 2 | |
7.3. | Кукла «Масленица» | 2 | 0 | 2 | |
7.4. | Оформление выставки изготовленных учащимися кукол | 2 | 1 | 1 | |
8. | Шумовые инструменты | 4 | 1 | 3 | Самостоятельное исполнения |
8.1. | Из истории. Ударные шумовые инструменты. | 1 | 1 | 0 | |
8.2. | Ложки | 1 | 0 | 1 | |
8.3. | Оформление песни «Жил я у пана» игрой на ложках | 2 | 0 | 2 | |
9 | Концертная практика | 4 | 0 | 4 | Наблюдение |
10. | Мероприятия воспитывающего и познавательного характера | 18 | 9 | 9 | Наблюдение |
Итого | 144 | 21 | 123 |
Содержание программы первого года обучения.
1.Вводное занятие.
Теория-2 часа.
В этот раздел входит инструктаж по технике безопасности, знакомство педагога с учащимися, выявление их интересов, знакомство с правилами внутреннего распорядка.
2.Работа над постановкой голоса и вокально-хоровой техникой
Теория - 2 часа, практика - 32 часа
В раздел входят подготовка голосового аппарат к работе распеванием определённых гамм и упражнений, овладение определённых вокальных навыков, преодоление технических трудностей в изучении репертуара. Сюда так же входят: артикуляционная гимнастика для развития дикции; дыхательная гимнастика по методике А.Стрельниковой, способствующая развитию правильного певческого дыхания, а также оздоравливает организм.
3.Устное народное творчество
Теоирия-4 часа, практика – 12 часов
В раздел входит 4 часа теоретических занятий по темам «Что такое устное народное творчество» и «История возникновения колыбельной песни» и ознакомление учащихся с прибаутками, небылицами и потешками. Практически учащиеся изучат колыбельные песни и примут участие в постановке музыкально-литературной композиции «Колыбельные для мамы», с которой учащиеся смогут выступить на концерте ко Дню матери.
4.Изучение музыкально-игрового фольклора
Практика-10 часов
Программой предусмотрен этот раздел, для того, чтобы учащиеся на практике могли разучить музыкально-игровой фольклор, который будет использоваться и в постановке фольклорных программ, и для укрепления дружбы в объединении, ведь игра всегда сплачивает коллектив.
5.Постановка фольклорной программы «Масленица к нам пришла»
Теория – 1 час, практика-24 часа
Теоретическое занятие будет посвящено истории возникновения праздника «Масленица». На практических занятиях учащиеся разучат масленичные песни, заклички. Будут работать со сценарием, учить текст. Итогом будет масленичное представление для учащихся ЦДТ «Масленица к нам идёт».
6.Постановка ярморочного представления «Про Фому и про Ерёму»
Теория- 1 час, практика – 22 часа
Теоретическое занятие будет посвящено истории возникновения ярморочных представлений. На практических занятиях учащиеся разучат шуточные песни: «Как поехали два брата», «Жил я у пана», «Здорово, здорово у ворот Егорова», «Шёл, да пошёл». Эти песни могут исполняться и отдельно, не только в рамках фольклоной программы. Также учащиеся будут работать со сценарием, учить текст. Итогом будет фольклорная программа – ярморочное представление «Про Фому и про Ерёму»
7.Обережные куклы
Теория-1 час, практика 7 часов
На теоретическом занятии учащиеся узнают кто такие обережные куклы и какие разновидности кукол существовали у наших предков. На практических занятиях учащиеся изготовят обережные куклы. А после окончания изучения раздела учащимися при помощи педагога будет оформлена выставка этих кукол
Цель этого раздела в программе: позволить детям прикоснуться ближе к миру фольклора.
8.Шумовые инструменты
Теория – 1 час, практика – 3 часа
На теоретическом занятии учащиеся просмотрят видеозапись об игре на ложках, о различных техниках игры. На практических занятиях учащиеся обучаются несложным техникам игры на ложках и оформят песню «Жил я у пана» игрой на ложках.
9.Концертная практика
Практика-4 часа.
Выступление учащихся фольклорного театра «Забава» на мероприятия различного уровня.
10. Мероприятия воспитывающего и познавательного характера
Теория – 9 часов, практика – 9 часов.
В этот раздел входят воспитательные мероприятия целями и задачами которых приобщить обучающихся к социальному опыту, духовно – нравственным ценностям человека; содействовать формированию всесторонне развитой личности, развивать образное мышления, воспитывать чувство патриотизма
Учебно-тематический план второго года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | 0 | Опрос |
1.1. | Правила техники безопасности. | 2 | 2 | 0 | |
2. | Работа над постановкой голоса и вокально-хоровой техникой | 64 | 0 | 64 | Контрольные упражнения |
2.1. | Групповые занятия | 40 | 0 | 40 | |
2.2. | Индивидуальные занятия | 24 | 0 | 24 | |
3. | Хороводные, игровые, шуточные и плясовые песни | 40 | 0 | 40 | Самостоятельное исполнение |
3.1. | Хороводная песня «Земляничка-ягодка» | 6 | 0 | 6 | |
3.2. | Разучивание хороводных движений к песне «Земляничка-ягодка» | 4 | 0 | 4 | |
3.3. | Игровая песня «Сидит Дрёма» | 6 | 0 | 6 | |
3.4. | Обыгрывание песни «Сидит Дрёма» | 4 | 0 | 4 | |
3.5. | Шуточная песня «Пойду я на рынок» | 6 | 0 | 6 | |
3.6. | Обыгрывание песни «Пойду я на рынок» | 4 | 0 | 4 | |
3.7. | Плясовая песня «Чижик» | 6 | 0 | 6 | |
3.8 | Разучивание кадрили к песне «Чижик» | 4 | 0 | 4 | |
4. | Изучение музыкально-игрового фольклора | 6 | 0 | 6 | Самостоятельное исполнение |
4.1. | Игра «Ведьмина метёлка» | 2 | 0 | 2 | |
4.2. | Игра «Пирог» | 2 | 0 | 2 | |
4.3. | Игра «Звонарь» | 2 | 0 | 2 | |
5. | Постановка фольклорной программы «Как Христово Рождество подкатилось под окно» | 30 | 2 | 28 | Наблюдение Опрос |
5.1. | Из истории праздника «Рождество» | 2 | 2 | 0 | |
5.2. | Изучение колядок | 18 | 0 | 18 | |
5.3. | Работа с текстом. Заучивание. | 4 | 0 | 4 | |
5.4. | Чтение по ролям | 4 | 0 | 4 | |
5.5. | Репетиционная работа | 2 | 0 | 2 | |
6 | Постановка фольклорной программы «Лето, лето, вылазь из под клета» | 34 | 0 | 34 | Наблюдение |
6.1. | Подбор и разучивание песенного материала для фольклорной программы | 20 | 0 | 20 | |
6.2. | Изготовление декораций для фольклорной программы | 4 | 0 | 2 | |
6.3. | Работа с текстом. Заучивание. | 4 | 0 | 2 | |
6.4. | Чтение по ролям | 4 | 0 | 2 | |
6.5. | Репетиционная работа | 2 | 0 | 2 | |
7 | Обережные куклы | 8 | 1 | 7 | Выставка |
7.1. | Кукла «Подорожница» | 2 | 0 | 2 | |
7.2. | Кукла «Десятиручка» | 2 | 0 | 2 | |
7.3. | Кукла «Кукушка» | 2 | 0 | 2 | |
7.4. | Оформление выставки изготовленных учащимися кукол | 2 | 1 | 1 | |
8. | Шумовые инструменты | 4 | 0 | 4 | Самостоятельное исполнение |
8.1. | Трещотки | 2 | 0 | 2 | |
8.2. | Бубен | 2 | 0 | 2 | |
9 | Концертная практика | 10 | 0 | 10 | Наблюдение |
10. | Мероприятия воспитывающего и познавательного характера | 18 | 9 | 9 | Наблюдение |
Итого | 216 | 16 | 200 |
Содержание программы второго года обучения.
1.Вводное занятие.
Теория-2 часа.
В этот раздел входит инструктаж по технике безопасности, знакомство педагога с учащимися, выявление их интересов, знакомство с правилами внутреннего распорядка.
2.Работа над постановкой голоса и вокально-хоровой техникой
Практика - 64 часа
Индивидуальные занятия – 24 часа, групповые занятия– 40 часов
В раздел входят подготовка голосового аппарат к работе распеванием определённых гамм и упражнений, овладение определённых вокальных навыков, преодоление технических трудностей в изучении репертуара. Сюда так же входят: артикуляционная гимнастика для развития дикции; дыхательная гимнастика по методике А.Стрельниковой, способствующая развитию правильного певческого дыхания, а также оздоравливает организм.
3. Хороводные, игровые, шуточные и плясовые песни
Практика – 40 часов
В раздел входит практическое изучение хороводной, игровой, шуточной и плясовой песен. Все разученные песни оформляются по их характеру соответствующими движениями.
4.Изучение музыкально-игрового фольклора
Практика-6 часов
Программой предусмотрен этот раздел, для того, чтобы учащиеся на практике могли разучить музыкально-игровой фольклор, который будет использоваться и в постановке фольклорных программ, и для укрепления дружбы в объединении, ведь игра всегда сплачивает коллектив.
5. Постановка фольклорной программы «Как Христово Рождество подкатилось под окно»
Теория – 2 час, практика-28 часа
Теоретическое занятие будет посвящено истории возникновения праздника «Рождество». На практических занятиях учащиеся разучат рождественские песни, колядки. Будут работать со сценарием, учить текст. Итогом будет постановка фольклорной программы для учащихся ЦДТ
6. Постановка фольклорной программы «Лето, лето, вылазь из под клета»
Практика – 34 часа
На практических занятиях учащиеся совместно с педагогом попробуют подобрать песенный репертуар и разучат его для постановки фольклорной программы, примут участие в изготовлении декораций к постановке, разучат текст.
7.Обережные куклы
Практика -8 часов
Изготовление обережных кукол. Цель этого раздела в программе: позволить детям прикоснуться ближе к миру фольклора. Итог-выставка.
8.Шумовые инструменты
Практика – 4 часа
Практическое обучение игре на бубне и трещотке, и их использование в исполнении разучиваемого песенного материала.
9.Концертная практика
Практика-10 часов.
Выступление учащихся фольклорного театра «Забава» на мероприятия различного уровня.
10. Мероприятия воспитывающего и познавательного характера
Теория – 9 часов, практика – 9 часов.
В этот раздел входят воспитательные мероприятия целями и задачами которых приобщить обучающихся к социальному опыту, духовно – нравственным ценностям человека; содействовать формированию всесторонне развитой личности, развивать образное мышления, воспитывать чувство патриотизма
Учебно-тематический план третьего года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | 0 | Опрос |
1.1. | Правила техники безопасности. | 2 | 2 | 0 | |
2. | Работа над постановкой голоса и вокально-хоровой техникой | 64 | 0 | 64 | Контрольные упражнения |
2.1. | Групповые занятия | 40 | 0 | 40 | |
2.2. | Индивидуальные занятия | 24 | 0 | 24 | |
3. | Хороводные, шуточные плясовые песни и частушки | 40 | 0 | 40 | Самостоятельное исполнение |
3.1. | Хороводная песня «» | 6 | 0 | 6 | |
3.2. | Разучивание хороводных движений к песне «» | 4 | 0 | 4 | |
3.3. | Частушки «Пляши Матвей» | 6 | 0 | 6 | |
3.4. | Разучивание кадрили к частушкам «Пляши Матвей» | 4 | 0 | 4 | |
3.5. | Шуточная песня «Пошёл мужик козу пугать» | 6 | 0 | 6 | |
3.6. | Обыгрывание песни «Пошёл мужик козу пугать» | 4 | 0 | 4 | |
3.7. | Плясовая песня «Я по бережку ходила» | 6 | 0 | 6 | |
3.8 | Разучивание пляски к песне «Я по бережку ходила» | 4 | 0 | 4 | |
4. | Изучение музыкально-игрового фольклора | 6 | 0 | 6 | Самостоятельное исполнение |
4.1. | Игра «Золотые ворота» | 2 | 0 | 2 | |
4.2. | Игра «Солнце» | 2 | 0 | 2 | |
4.3. | Игра «Со вьюном я хожу» | 2 | 0 | 2 | |
5. | Постановка фольклорной программы «Вот и праздник Покров» | 30 | 2 | 28 | Наблюдение Опрос |
5.1. | Из истории праздника «Покров» | 2 | 2 | 0 | |
5.2. | Изучение песенного материала для фольклорной программы | 18 | 0 | 18 | |
5.3. | Работа с текстом. Заучивание. | 4 | 0 | 4 | |
5.4. | Чтение по ролям | 4 | 0 | 4 | |
5.5. | Репетиционная работа | 2 | 0 | 2 | |
6 | Постановка фольклорной программы «Троица» | 34 | 2 | 32 | Наблюдение Опрос |
6.1. | Из истории праздника «Троицы» | 2 | 2 | 0 | |
6.2. | Подбор и разучивание песенного материала для фольклорного представления | 18 | 0 | 18 | |
6.3. | Изготовление декораций для фольклорного представления | 4 | 0 | 2 | |
6.4. | Работа с текстом. Заучивание. | 4 | 0 | 2 | |
6.5. | Чтение по ролям | 4 | 0 | 2 | |
6.6. | Репетиционная работа | 2 | 0 | 2 | |
7 | Обережные куклы | 8 | 1 | 7 | Выставка |
7.1. | Кукла «Неразлучники» | 2 | 0 | 2 | |
7.2. | Кукла «Спиридон» | 2 | 0 | 2 | |
7.3. | Кукла «Колокольчики» | 2 | 0 | 2 | |
7.4. | Оформление выставки изготовленных учащимися кукол | 2 | 1 | 1 | |
8. | Шумовые инструменты | 4 | 0 | 4 | Самостоятельное исполнение |
8.1. | Рубель | 4 | 0 | 2 | |
8.2. | Тамбурин | 4 | 0 | 2 | |
9 | Концертная практика | 10 | 0 | 10 | Наблюдение |
10. | Мероприятия воспитывающего и познавательного характера | 18 | 9 | 9 | Наблюдение |
Итого | 216 | 18 | 198 |
Содержание программы третьего года обучения.
1.Вводное занятие.
Теория-2 часа.
В этот раздел входит инструктаж по технике безопасности, знакомство педагога с учащимися, выявление их интересов, знакомство с правилами внутреннего распорядка.
2.Работа над постановкой голоса и вокально-хоровой техникой
Практика - 64 часа
Индивидуальные занятия – 24 часа, групповые занятия– 40 часов
В раздел входят подготовка голосового аппарат к работе распеванием определённых гамм и упражнений, овладение определённых вокальных навыков, преодоление технических трудностей в изучении репертуара. Сюда так же входят: артикуляционная гимнастика для развития дикции; дыхательная гимнастика по методике А.Стрельниковой, способствующая развитию правильного певческого дыхания, а также оздоравливает организм.
3. Хороводные, игровые, шуточные и плясовые песни
Практика – 40 часов
В раздел входит практическое изучение хороводной, игровой, шуточной и плясовой песен. Все разученные песни оформляются по их характеру соответствующими движениями.
4.Изучение музыкально-игрового фольклора
Практика-6 часов
Программой предусмотрен этот раздел, для того, чтобы учащиеся на практике могли разучить музыкально-игровой фольклор, который будет использоваться и в постановке фольклорных программ, и для укрепления дружбы в объединении, ведь игра всегда сплачивает коллектив.
5. Постановка фольклорной программы «Вот и праздник Покров»
Теория – 2 час, практика-28 часа
Теоретическое занятие будет посвящено истории праздника «Покров». На практических занятиях учащиеся разучат песни, приуроченные празднику. Будут работать со сценарием, учить текст. Итогом будет постановка фольклорной программы для учащихся ЦДТ
6. Постановка фольклорной программы «Троица»
Практика – 34 часа
На практических занятиях учащиеся совместно с педагогом изучат песенный репертуар (троицкие песни) для постановки фольклорной программы, примут участие в изготовлении декораций к постановке, разучат текст.
7.Обережные куклы
Практика -8 часов
Изготовление обережных кукол. Цель этого раздела в программе: позволить детям прикоснуться ближе к миру фольклора. Итог-выставка.
8.Шумовые инструменты
Практика – 4 часа
Практическое обучение игре на рубеле и тамбурине, и их использование в исполнении разучиваемого песенного материала.
9.Концертная практика
Практика-10 часов.
Выступление учащихся фольклорного театра «Забава» на мероприятия различного уровня.
10. Мероприятия воспитывающего и познавательного характера
Теория – 9 часов, практика – 9 часов.
В этот раздел входят воспитательные мероприятия целями и задачами которых приобщить обучающихся к социальному опыту, духовно – нравственным ценностям человека; содействовать формированию всесторонне развитой личности, развивать образное мышления, воспитывать чувство патриотизма.
Способы определения результативности
Для отслеживания результативности прохождения программного материала используется педагогический мониторинг. Мониторинг проводится на основании разработанных педагогом контрольных заданий, тестов, анкет. Мониторинг проводится два раза в год: входящий и итоговый.
Материально-техническое обеспечение:
- удобный, хорошо проветриваемый класс на 15 человек;
- музыкальные инструменты;
- сценическая площадка;
- аудиоаппаратура
Информационно-методическое обеспечение:
- песенные сборники;
- электронные носители (диски) с минусовыми фонограммами;
- сценарно-методические материалы
- аудио-и видеозаписи с различными видами песенного и устного фольклора
Календарно-учебный график на 2016-2017 учебный год
Дата проведения занятия | Форма проведения | Количество часов | Тема занятия |
групповое | 2 часа | Правила техники безопасности. Знакомство. | |
групповое | 1 час | Введение в тему. «Что же такое устное народное творчество» | |
групповое | 1 час | Работа над вокальной техникой. Знакомство с прибаутками, потешками, небылицами. | |
групповое | 2 часа | Работа над вокально-хоровой техникой. Изучение музыкально-игрового фольклора: игра «Пошла коза по лесу» | |
групповое | 2 часа | Работа над вокальной техникой Изучение музыкально-игрового фольклора: игра «Скачет, скачет воробей» | |
групповое | 2 часа | Работа над вокальной техникой Изучение музыкально-игрового фольклора: игра «Мак-маковистый» | |
групповое | 2 часа | Работа над вокальной техникой Изучение музыкально-игрового фольклора: игра «Летели две птички» | |
групповое | 2 часа | Работа над вокальной техникой. Работа с музыкально-игровым материалом. | |
групповое | 2 часа | Колыбельная песня. История возникновения. Работа над вокально-хоровой техникой. | |
групповое | 2 часа | Изучение колыбельной песни «Сидит мужик на краю». Работа над вокально-хоровой техникой. | |
групповое | 2 часа | Изучение колыбельной песни «Сидит мужик на краю». Работа над вокально-хоровой техникой. | |
групповое | 2 часа | Работа над вокально-хоровой техникой. Изучение колыбельной песни «А баиньки, баиньки» | |
групповое | 2 часа | Работа над вокально-хоровой техникой. Изучение колыбельной песни «А баиньки, баиньки» | |
групповое | 2 часа | Работа над постановкой музыкально-литературной композиции «Колыбельная для мамы» | |
групповое | 2 часа | Работа над постановкой музыкально-литературной композиции «Колыбельная для мамы» | |
групповое | 2 часа | Работа над постановкой музыкально-литературной композиции «Колыбельная для мамы» | |
групповое | 2 часа | Из истории праздника «Масленица». Работа над вокально-хоровой техникой. | |
групповое | 2 часа | Изучение масленичных песен | |
групповое | 2 часа | Работа над вокально-хоровой техникой. | |
групповое | 2 часа | Изучение масленичных песен | |
групповое | 2 часа | Работа над вокально-хоровой техникой. | |
групповое | 2 часа | Изучение масленичных песен | |
групповое | 2 часа | Работа над вокально-хоровой техникой. | |
групповое | 2 часа | Изучение масленичных песен | |
групповое | 2 часа | Работа над вокально-хоровой техникой. | |
групповое | 2 часа | Изучение масленичных песен | |
групповое | 2 часа | Работа над вокально-хоровой техникой. | |
групповое | 2 часа | Изучение масленичных песен | |
групповое | 2 часа | Работа над вокально-хоровой техникой. | |
групповое | 2 часа | Изучение масленичных песен | |
групповое | 2 часа | Работа с текстом фольклорной программы «Масленица к нам пришла». Заучивание. | |
групповое | 2 часа | Чтение по ролям | |
групповое | 2 часа | Работа с текстом фольклорной программы «Масленица к нам пришла». Заучивание. | |
групповое | 2 часа | Чтение по ролям | |
групповое | 2 часа | Репетиционная работа | |
групповое | 2 часа | Ярморочное представление. Из истории. | |
групповое | 2 часа | Изучение песни «Как поехали два брата». Работа над вокально-хоровой техникой. | |
групповое | 2 часа | Изучение песни «Жил я у пана». Работа над вокально-хоровой техникой. | |
групповое | 2 часа | Изучение песни «Здорово, здорово у ворот Егорова». Работа над вокально-хоровой техникой. | |
групповое | 2 часа | Изучение песни «Шёл, да пошёл». Работа над вокально-хоровой техникой. | |
групповое | 2 часа | Изучение песни «Как поехали два брата». Работа над вокально-хоровой техникой. | |
групповое | 2 часа | Изучение песни «Жил я у пана». Работа над вокально-хоровой техникой. | |
групповое | 2 часа | Изучение песни «Здорово, здорово у ворот Егорова». Работа над вокально-хоровой техникой. | |
групповое | 2 часа | Изучение песни «Шёл, да пошёл» Работа над вокально-хоровой техникой. | |
групповое | 2 часа | Изучение песни «Как поехали два брата». Работа над вокально-хоровой техникой. | |
групповое | 2 часа | Изучение песни «Жил я у пана». Работа над вокально-хоровой техникой. | |
групповое | 2 часа | Изучение песни «Здорово, здорово у ворот Егорова». Работа над вокально-хоровой техникой. | |
групповое | 2 часа | Изучение песни «Шёл, да пошёл» Работа над вокально-хоровой техникой. | |
групповое | 2 часа | Работа с текстом Постановка ярморочного представления «Про Фому и про Ерёму». Заучивание. | |
групповое | 2 часа | Чтение по ролям | |
2 часа | Работа с текстом Постановка ярморочного представления «Про Фому и про Ерёму». Заучивание. | ||
групповое | 2 часа | Чтение по ролям | |
групповое | 2 часа | Репетиционная работа | |
групповое | 2 часа | Кукла «На счастье» | |
групповое | 2 часа | Кукла «Радостея» | |
групповое | 2 часа | Кукла «Масленица» | |
групповое | 2 часа | Оформление выставки изготовленных учащимися кукол | |
групповое | 2 часа | Из истории. Ударные шумовые инструменты. Ложки | |
групповое | 2 часа | Оформление песни «Жил я у пана» игрой на ложках | |
групповое | 2 часа | Концертная практика | |
групповое | 2 часа | Концертная практика | |
групповое | 2 часа | Концертная практика | |
групповое | 2 часа | Концертная практика | |
сентябрь | групповое | 2 часа | Игровая программа «Растём здоровыми» |
октябрь | групповое | 2 часа | Встреча с настоятелем Введенского храма отцом Александром «Покровские посиделки» |
ноябрь | групповое | 2 часа | Тематическое занятие «Дружат дети на планете» |
декабрь | групповое | 2 часа | Кинолекторий "Жила-была девочка" (просмотр детского фильма о ВОВ) |
январь | групповое | 2 часа | Игровая программа «Святочные забавы» |
февраль | групповое | 2 часа | «Мороз не велик-стоять не велит» |
март | групповое | 2 часа | Участие в межрегиональных конкурсах «Вестник добра» и «Пасха радость нам несёт» |
апрель | групповое | 2 часа | Викторина по достопримечательностям МО «Тереньгульский район» «Район, в котором я живу» |
май | групповое | 2 часа | Итоговая выставка обережных кукол «В каждой избушке свои игрушки» |
Список литературы
- Алпатов С.В. Народная драма: поэтика коммуникативной неудачи // Традиционная культура. – 2001. - №1.
- Блок В.Г. Сопереживание и сотворчество // Психология художественного творчества. - М., 1999.
- Шамина Л.В. Специфика учебно-воспитательной работы в фолтьклорных певческих коллективах//методическое пособие. Москва, 1984г
- Зрелищно-игровые формы народной культуры / отв. Ред. И сост. Л.М.Ивлева. - Л., 1990.
- Ивлева Л.М. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора. - СПб., 1998.
- Ивлева Л.М. Ряженье в русской традиционной культуре. - СПб., 1994.
- Игра в народной культуре // Живая старина. – 1995. - №2.
- Игра как предмет междисциплинарного исследования // Традиционная культура. - 2001. - №1.
- Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учебное пособие. - М., 1997.
- Дубовик С.В. «В хороводе были мы»: песенно-репертуарный сборник для детских народных коллективов// Издательство АМБ, 2015
- Дубовик С.В. «Хоровод круглый год»: сценарно-методические материалы// Издательство АМБ, 2015
- Обухова К.Л. «Русская народная песня для детей»// Издательство «Детство-пресс»,2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр танца «Релакс». «Виды современной хореографии»
Театр танца - это объединение творческих людей, соединенных одной идеей: рассказать людям что-либо (чувства, сюжеты из жизни, переживания), не используя никаких слов, пользуясь лишь хореографическим я...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр танца «Релакс». «Основы классической и современной хореографии»
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа«Театр танца «Релакс».«Основы классической и современной хореографии»Театр танца - это объединение творческих л...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр танца «Релакс». «Развитие физических данных у детей 5-8 лет»
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа«Театр танца «Релакс».«Развитие физических данных у детей 5-8 лет»Театр танца - это объединение творческих люде...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр танца «Релакс». «Совершенству нет предела»
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа«Театр танца «Релакс».«Совершенству нет предела»По программе работают 2 педагога: Александрова Т.Н. (классическ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр танца «Релакс». «Основы темповой акробатики»
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа«Театр танца «Релакс».«Основы темповой акробатики»Актуальность и педагогическая целесообразность программы закл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театра танца «Релакс». «Адаптированная современная пластика»
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа«Театра танца «Релакс».«Адаптированная современная пластика»Актуальность и педагогическая целесообразность прог...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Театра танца «Релакс». «Развитие спортивных данных у детей 5-08 лет»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Театра танца «Релакс»...