Методика преподавания ОРКСЭ
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Секция 2: Возможности предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» для формирования личностных качеств школьников на основе духовных ценностей.
Методика преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Боркова О.И.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шелаболихинская основная общеобразовательная школа» Шелаболихинского района Алтайского края
Введение данного курса обосновано снижением культуры общества, разрушением моральных норм, ценностных ориентиров подрастающего поколения, принятием от взрослых асоциальных норм поведения. Кроме того в обществе наблюдаются явления нарушения межнациональных отношений. Введение курса целесообразно начинать у детей с 10-11 лет, так как дети этого возраста подвержены подражанию и принимают без обсуждения идеи взрослого . У детей наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Важнейшим требованием к процессу преподавания учебной дисциплины является то, что учитель должен соблюдать принцип мировоззренческой нейтральности.
Традиционные методы, ведущие от практических умений и навыков – к мыслительным умениям, от них – к обобщенным знаниям, направлены не только на формирование знаний, умений и навыков, но и духовно-нравственное формирование личности. Методика преподавания ОРКСЭ основывается на принципах субъект-субъектной педагогики. В её основе заложено построение учебного процесса на диалогическом взаимодействии, которое базируется на том, что на уроке создаются личностно значимые учебные ситуации. Личностно значимая учебная ситуация возникает в случае предоставления ученику возможности выстраивать собственную связь с изучаемым материалом, формировать и формулировать самостоятельные суждения и аргументированные мнения, добывать информацию и интерпретировать факты, применять собственные способы умственной деятельности, оценивать результаты своего интеллектуального труда, рефлексировать. Методика преподавания ОРКСЭ не основывается на какой-то определенной педагогической технологии или методе. Предполагается, что учитель, работающий в рамках конкретной технологии (творческие мастерские, развития критического мышления и другие), сможет адаптировать материал любого из существующих учебно-методических комплектов под привычную для себя и учащихся систему уроков. Однако специфика предмета ОРКСЭ предполагает использование в учебном процессе определенных элементов некоторых современных педагогических технологий, в особенности технологии проблемного обучения, т. к. она наиболее оптимальна для преподавания данного курса, в значительной степени адекватно отражает методические особенности большинства существующих УМК, позволяет в необходимой степени соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения.
Методика преподавания ОРКСЭ ориентирует учителя прежде всего на работу с конкретным учебником, который на уроке является не только основным источником информации, но и средством организации деятельности учащихся по достижению на всех этапах урока предметных, метапредметных и личностных результатов образования, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом. Распределение учебного материала в границах урока происходит с учетом преемственности, возрастных особенностей учащихся, уровня сформированности у них универсальных учебных действий, специфики и меры изученности предмета.
Обучение строю на сочетании различных методов обучения:
Словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности.
Наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции. Отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы). Последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение, наличие толкового словарика).
Практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса; Организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; ребята работают с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг.
Репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда.
Индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.
Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных школьников, а именно: эвристические беседы; дискуссии различных видов; учебные и социальные проекты; уроки – экскурсии; деловые и ролевые игры; практикумы; различные викторины; творческие мастерские.
Обучения в конечном итоге должно обеспечить овладение учащимися метапредметных результатов: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использоватьсовременные источники информации; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; готовность к сотрудничеству с соучениками. Коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Для достижения этих результатов использую в своей практике разнообразные формы самостоятельной и групповой работы. Можно выделить два основных типа самостоятельных работ: обучающие ( по формированию знаний и навыков) и контролирующие (проверочные, контрольные, обзорные, итоговые). Кроме названных типов, самостоятельные работы имеют отличительную особенность, относящуюся к организационной стороне этого метода. По этому признаку самостоятельные работы на фронтальные (общеклассные), групповые, индивидуальные (в том числе дифференцированные). Обучающие самостоятельные работы- цель таких работ состоит в том, чтобы в процессе самостоятельной деятельности учащихся узнали содержание нового материала. Основным источником знаний по истории для учащихся является учебник. Его роль значительнее других средств обучения, недаром учебник называют обучающей системой. Дома учащимся чаще приходится работать с учебником самостоятельно, поэтому следует обучать различным видам работы с книгой: анализировать текст, выделять главное в содержании материала; составлять краткий и развёрнутый план прочитанного текста; пересказывать текст своими словами; выписывать новые термины, определения, понятия; пользоваться инструкциями, памятками.
Приёмы организации самостоятельной работы учащихся с текстом учебника.
*Работа с иллюстрациями учебника. Учащимся предлагается рассмотреть иллюстрации и ответить на вопрос.
*Задание – дать заглавие текста после прочтения.
*Задание –прочитать параграф, составить план, пользуясь памяткой для составления плана.
*Задание: прочитать пункт и найти в тексте учебника ответы на поставленные вопросы.
*Задание- изучив текст учебника, сравнить исторические факты по памятке: 1) составить план сравнения – выделить существенные признаки сравниваемых предметов;2)сравнить предметы (события, факты) по намеченному плану; 3) по итогам сравнения сделать вывод, установить черты сходства, затем различия.
*Задание: по ходу чтения заполните таблицу
*Задание – работа по карточкам с указанием страниц учебника.
Урок ОРКСЭ учит детей говорить. В группе каждый ученик имеет возможность высказываться. Работу можно организовать следующими образом. Класс получает опережающее домашнее задание – познакомиться с содержанием нового параграфа. На следующем уроке дети в группах работают над содержанием параграфа. Класс поделён на группы по 4 человека, у каждого своя роль . Каждая группа получает карточки с вопросами по тексту учебника и указателем, где ребята могут найти ответы. Вопросы могут быть различной степени сложности: от вопросов, требующих лишь поисков ответов по тексту учебника, до вопросов, ответы на которыке должны содержать логические рассуждения и умозаключения.
Приёмы работы с учебником с использованием памяток.- пересказ прочитанного текста , составление плана, работа с терминами, ознакомление со структурой учебника.
Групповая работа.
Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функции, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контрольных, (частично)оценивающих. Группы могут быть постоянного и временного состава. При отборе школьников в группу постоянного состава следует учитывать психологическую совместимость. Результативность групповой работы во многом зависит от систематичности её проведения. Групповая работа, на мой взгляд, наиболее результативна в плане формирования у школьников творческих способностей.
Организация работы в парах: 1).Получите карточку и цветовой сигнал (всё знает – красный, затрудняюсь – зелёный). 2).Выполните самостоятельно задание в карточке. 3). Если уверены в правильности работы, поднимите цветовой сигнал (для проверки работы учителем). 4).Ощутив уверенность в готовности обучить по своей карточке, подберите партнёра. 5). Изложите материал и потренируйтесь по вопросам своей карточки.6).Обменяйтесь карточками. 7).Выполните задание из новой карточки. 8).Обсудите результаты своей работы с партнёром. 9).Ищите нового партнёра по цветовому сигналу.
Работа в динамической паре.: общее задание делится между членами группы. Каждый ученик объясняет это задание членам группы. При прверке знаний стоит использовать элементы игры. Учитель предлагает вытянуть представителю от группы карточку «всё»- все учащиеся отвечают на все вопросы; « выбор»- отвечающего и вопрос выбирает учитель, «делегат» - выбирают дети.
Что можно сделать в паре? 1).Попросить товарища проверить задание. 2).Выполнить задание под контролем товарища.3).Проконтролировать ход рассуждений 4).Отвечать на вопросы товарища.5).Задавать вопросы товарищу. 6).Объяснять новое товарищу.7). Слушать объяснения товарищей. 8).Беседовать с товарищем по проблеме.
Методы и приёмы работы должны способствовать развитию познавательной активности учащихся. Достижение этой цели осуществляются через: использование разнообразных форм и методов организации деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика ; стимулирование учащихся к высказыванию; поощрение стремления ученика находить способ выхода из учебной проблемной ситуации; создание обстановки для самовыражения ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по методике преподавания математике по теме: Методика ознакомления с составной задачей.
Цели урока:1. Познакомить студентов с методикой работы над составной задачей.2. Учить использовать схемы при работе над задачей.3....
Из опыта работы преподавания ОРКСЭ
выступление на РМО...
Статья "Проблемы и перспективы преподавания ОРКСЭ в современной школе"
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских тради...
ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ В ШКОЛЕ: Pro & contra // СТАТЬЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ШКОЛЕ
А.А.БУДАЕВ ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ В ШКОЛЕ: Pro & contra Прежде всего следует отметить, что проблемы с которыми сегодня сталкивается философское образование разных уровней (школьног...
Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ЛЗ
Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ЛЗ...
Методика преподавания адыгейского языка и литературы: проблемы и пути их решения. Метод проектов как один из современных педагогических технологий в преподавание адыгейского языка
Методика преподавания адыгейского языка и литературы: проблемы и пути их решения. Метод проектов как один из современных педагогических технологий в ...
Особенности преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР
В презентации представлены материалы областного открытого методического совета учителей предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР, проводимого министерством общего и профессионального образования Ростовской ...