Урок по методике преподавания математике по теме: Методика ознакомления с составной задачей.
план-конспект урока (алгебра, 11 класс) по теме

Прирез Нина Петровна

Цели урока:

1.      Познакомить студентов с методикой работы над составной задачей.

2.      Учить использовать схемы при работе над задачей.

3.      Способствовать развитию мышления и логической грамотности будущего учителя.

4.      Развивать интерес у студентов к математике, сформировать у них потребность в расширении и углублении математических знаний, умение самостоятельно работать с методической и математической литературой.

5.      Способствовать формированию само рефлексии (умение самостоятельно разграничивать область знания и незнания).

6.      Путем постановки и решения учебной задачи продолжить обучение студентов самостоятельности в суждениях, в постановке вопросов, в самостоятельном поиске ответов на них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_mpm_metodika_oznakomleniya_s_sostavnoy_zadachey.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Методика ознакомления с составной задачей.

Цели урока:

  1. Познакомить студентов с методикой работы над составной задачей.
  2. Учить использовать схемы при работе над задачей.
  3. Способствовать развитию мышления и логической грамотности будущего учителя.
  4. Развивать интерес у студентов к математике, сформировать у них потребность в расширении и углублении математических знаний, умение самостоятельно работать с методической и математической литературой.
  5. Способствовать формированию само рефлексии (умение самостоятельно разграничивать область знания и незнания).
  6. Путем постановки и решения учебной задачи продолжить обучение студентов самостоятельности в суждениях, в постановке вопросов, в самостоятельном поиске ответов на них.

Методы работы: решение учебных задач в учебном диалоге.

Формы работы: общегрупповая дискуссия, самостоятельная индивидуальная работа, работа в парах.

Приемы работы: средства речевого взаимодействия преподавателя со студентами (вопросы, обращение).

Ход урока

  1. Организация группы.
  1. Приветствие.
  2. Наведение рабочего порядка.
  1. Фронтальный опрос.
  1. Над какой темой мы работаем?
  2. Назовите ключевые вопросы этой темы?

а) Что называется задачей?

б) Из чего состоит задача?

в) Перечислить этапы в работе над задачей.

г) Перечислить ступени в работе над задачей.

д) Перечислить формы записи решения задач.

е) Перечислить виды проверки решения задач.

ж) На какие группы делятся простые задачи.

  1. Тестирование студентов.

Решите задачу и укажите виды простых задач, входящих в составную. Какой вид проверки наиболее целесообразен.

Вариант 1

В мастерской из двух кусков материи сшили одинаковые палатки для туристов. В первом куске было 168 м материи, во втором – 120 м. Сколько палаток сшили из каждого куска, если известно, что из первого куска сшили на 4 палатки больше?

Вариант 2

В один ларек привезли 25 ящиков с фруктами, в другой – 20 таких же ящиков. Сколько килограммов фруктов привезли в оба ларька, если в первый ларек привезли на 60 кг больше, чем во второй?

  1. Самоконтроль и взаимоконтроль.

Вариант 1.

  1. 168 – 120 = 48 (м) – израсходовали на 4 палатки.

(разностное сравнение чисел)

  1. 48 / 4 = 12 (м) – использовали на одну палатку.

(деление на равные части)

  1. 168 / 12 = 14 (п) – сшили из первого куска.

(деление по содержанию)

  1. 120 / 12 = 10 (п) – сшили из второго куска.

(деление по содержанию)

Вариант 2.

  1. 25 – 20 = 5 (ящ.) – вмещают 60 килограммов.

(разностное сравнение чисел)

  1. 60 / 5 = 12 (кг) – масса одного ящика.

(деление на равные части)

  1. 12 * 25 = 300 (кг) – привезли в первый ларек.

(нахождение суммы одинаковых слагаемых)

  1. 12 * 20 = 240 (кг) – привезли во второй ларек.

(нахождение суммы одинаковых слагаемых)

  1. Работа над новым материалом.
  1. Подведение к новой теме.
  2. Эпиграф

Самая хорошая методика та, которой вы владеете.

Л.Н. Толстой

  1. Работа с программами.
  2. Объяснение нового материала.

а) Подготовительные упражнения:

1) решение простых задач с недостающими данными.

На экскурсию поехали мальчики и девочки. Сколько всего детей поехало на экскурсию?

2) постановка вопроса к данному условию.

Для украшения школы ученики вырезали 10 красных флажков и 8 голубых.

3) решение пар простых задач, в которых число, полученное в ответе на вопрос 1 задачи, является одним из данных во второй задаче.

У девочки было 3 кролика, а у мальчика на 2 кролика больше. Сколько кроликов у мальчика?

У девочки было 3 кролика, а у мальчика 5 кроликов. Сколько кроликов у них вместе?

4) выработка умений решать простые задачи, входящие в составную.

б) Ознакомление с решением задачи.

1) Вопросы для дискуссии:

1. Какую задачу рассматривать первой - с двумя или тремя данными?

2. Какая составная задача предпочтительнее для ознакомления – решаемая двумя одинаковыми арифметическими действиями или двумя разными?

3. Какие виды простых задач должны входить в первую предлагаемую составную задачу?

4. Какой путь знакомства с составной задачей предпочтительнее -  составление из двух простых; разбиение заданной составной задачи на простые; преобразование простой задачи в составную путем изменения условия, вопроса?

Физкультминутка.

2) Фрагмент урока (проводит студентка)

3) Работа по учебникам 1 класса.

4) Использование схем при работе над составными задачами:

Саша нашел 7 грибов, а Петя – на 2 гриба больше. Сколько грибов у Пети?

                                                 на 2 больше

                                                           

В автобусе ехали 10 человек. На первой остановке вошли 9 человек, на второй еще 1 человек. Сколько человек стало в автобусе?

                                                                               

                                                                                                     

                                                                           

I                                                                                   II

                                                                                                       

                                                                                             

                                                                                             

                                                                                     

   III                                                                                          

                                                                 

  1. 10 + 9 = 19 (ч.)   и  10 + 9 + 1 = 20 (ч.)
  2. 19 + 1 = 20 (ч.)

В бидоне 24 л молока. Одному покупателю отлили 3 л, другому 5 л. Сколько молока осталось в бидоне?

5) Работа с памяткой.

Памятка работы над задачей:

1. Читай задачу и представляй себе то, о чем говорится в задаче.

2. Запиши задачу кратко или выполни чертеж.

3. Объясни, что показывает каждое число, и назови вопрос задачи.

4. Подумай, какое число получится в ответе: больше или меньше, чем данные числа.

5. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи, если нет, то почему. Что можно узнать сначала, что потом? Составь план решения.

6. Выполни решение.

7. Ответь на вопрос задачи.

8. Проверь решение.

5) Этапы работы с памяткой:

На первом этапе дети должны усвоить суть каждого отдельного задания и научиться выполнять их.

На втором этапе учащиеся знакомятся с системой заданий и учатся ими пользоваться при решении задач.

На третьем этапе учащиеся должны усвоить систему знаний и самостоятельно пользоваться ими при решении задач.

На четверном этапе ученики про себя называют задания и про себя выполняют их, т. е. вырабатывается умение работать над задачей в соответствии с заданиями.

  1. Итог урока.
  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Задачи какой структуры вводятся первыми?
  3. Выставление и мотивирование оценок.
  1. Задание на дом.

М.А. Бантова, с.218-224

Т.Е. Демидова, с. 139-144

Разработать фрагмент урока по ознакомлению с составной задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методики преподавания математики и подготовки к экзаменам

Главная задача, которая стоит перед каждым учителем, становится качественная подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ, поэтому каждый педагог апробирует в своей работе наиболее эффективные методы, формы и...

Методика преподавания математики

В процессе изучения математики учащиеся должны овладеть множеством математических понятий, их свойств, отношений, а также должны уметь обнаруживать и обосновывать эти свойства, применять их при решени...

Актуальные вопросы методики преподавания математики на индивидуальной и заочной формах обучения в вечерней школе

Для вечерней школы актуальны личностно – ориентированные педагогические технологии, обеспечивающие развитие и саморазвитие личности ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъ...

методика преподавания математики в школе

методика преподавания математики в школе...

Основные задачи методики преподавания математики

Предметом методики обучения ма­тематике является обучение математике, состоящее из целей и содер­жания математического образования, методов, средств, форм обучения математике...

Доклад на тему: «Инновационные технологии как средство совершенствования методики преподавания математики»

Доклад на тему: «Инновационные технологии как средство совершенствования методики преподавания математики» Современное образование рождает много учительских открытий, больших и малых,...