Статья "Проблемы и перспективы преподавания ОРКСЭ в современной школе"
статья на тему

Куприянова Людмила Леонидовна

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России. Это - единая комплексная учебно-воспитательная система. Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы и перспективы преподавания ОРКСЭ в современной школе

Основная интеллектуальная, а особенно духовная и эмоциональная сфера формируется именно в возрасте младшего  школьника; происходит духовное взросление человека. Именно в этот возрастной период у ребёнка меняется отношение к себе, к родителям, к школе. Происходит переоценка ценностей. Это сложный период для ребёнка. И очень важно, чтобы переход от ценностей детства к ценностям взрослой жизни происходил в определённом культурном пространстве. Младший школьник в любом случае будет создавать свою собственную систему ценностей, но будет лучше, если он будет это делать, опираясь на нравственный опыт человечества.

И мы должны учиться вместе с детьми, мы должны осваивать новые меняющейся жизни вместе с детьми.  Для этого может быть только один верный путь – диалог. Содружество школы и семьи. Необходимо рассказывать школьникам о системе вечных ценностей, о богатом опыте нравственной жизни, примерах подвига во имя высших идеалов. Необходимо обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание детей, становление гражданской позиции, овладение культурой народов России.

Сегодня педагогическое сообщество решает множество важных задач по модернизации российского образования, к таким относится  и введение курса «Основы религиозных культур и светской этики».  На мой взгляд,  для нашего многонационального государства – это одно из приоритетных направлений работы в школе. Человек не рождается с врождённой нравственностью. Нравственность – это продукт воспитания – основа формирования личностных качеств  человека, в  том числе и таких, как  толерантность, умение  уважать культуру других национальностей, именно эту воспитательную задачу   целенаправленно решает ведение курса «Основы религиозных культур и светской этики», который является    составной частью реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.

В своей статье я хотела бы обозначить ценностные основания введения данного курса в учебный план школ, специфику его преподавания, а также проблемы, с которыми я столкнулась  в ходе практической работы.  

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России. Это - единая комплексная учебно-воспитательная система. Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Каковы задачи данного курса?  Это:

  • знакомство обучающихся с основами национальных культур России, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,  формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической среде на основе взаимного уважения.

В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у обучающихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся у них круг знаний, а также межпредметное взаимодействие, которое выражено в следующем:

  • По месту в учебном плане и по содержанию курс ОРКСЭ служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников.
  • Курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы.
  • Курс ОРКСЭ предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История».

Почему курс вводится  в 4 классе ?

  1. Социально-психологические особенности обучающихся данного возраста ( бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание) созвучны содержанию курса ОРКСЭ;
  2. Происходит переоценка ценностей;
  3. К четвёртому классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ;

Особенности методики преподавания этого культурологического курса в школе связаны, прежде всего, с тем, что целевой установкой программы является не получение знаний, а воспитание, духовное развитие ребенка на основе социокультурного опыта. Предмет же «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) призван дать целостную картину мира, в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов, а не только логических законов.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества.

 Готовясь к урокам, я не забываю о таких формах, как дискуссия, мозговой штурм,  киносъемки, фестивали, ролевые игры, выставки, проекты,  эвристические беседы, восходящие к диалогу, самостоятельная работа и т.д.

Подготовка к урокам этого курса занимает большее количество времени, так как это новый предмет, незнакомый. Основной источник нового материала – учебник. Учебники обязательно должны быть в работе. Другое дело, какой путь изберет при этом учитель. Это может быть:

  • продолжение ряда слов
  • составление словаря терминов и понятий
  • распределение терминов в таблице  
  • ролевое чтение и т.д.

Кроме того,  на уроках ОРКСЭ вполне уместно использование текстов сказок и притч. Причем использовать их тоже можно по-разному. Некоторые можно просто обсудить, другие предложить инсценировать. А можно, читая с остановками, дать возможность ребятам «дописать», «предположить» продолжение.

Обязательны игровые, тренинговые  моменты на уроках ОРКСЭ. Это яркие эпизоды, ребята максимально активизируются в этот момент, а уж о морально-нравственном воздействии и говорить нечего.  

Особенно важно сказать об использовании кино и  мультфильмов.  Мультфильм - это детство. Ребята любят их смотреть, а потом обсуждать. Так что это кладезь для уроков ОРКСЭ.

Особенный подход и к домашнему заданию. В общепринятом смысле его нет. Но уходя домой, ребенок точно должен знать, с чем прийти на следующее занятие. Как правило, я нацеливаю детей на то, чтобы дома обязательно рассказали родителям о том, что узнали на уроке, выяснили их мнение по данной теме.

Кроме того, особых методических решений требует внеурочная деятельность. Методическое обеспечение курса позволяет  мне использовать различные формы работы: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом обучающихся) и индивидуальную.

Итак, что бы мы  ни  использовали на своем уроке, мы должны помнить, что все наши усилия направлены, прежде всего, на   проявление у детей таких качеств,  как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, готовность слушать собеседника, вести диалог. Дети должны принять эти   основные нравственные ценности.

Действительно, у меня подготовка к данному курсу занимает много времени, но каждый раз я ощущаю себя увереннее и компетентнее.

Хочется закончить словами великого Плутарха: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но, чтобы они путём правильного воспитания сделались хорошими, - это в нашей власти».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание литературы в современной школе.

Рекомендации  для молодых учителей...

О задачах преподавания технологии в современной школе

Сегодня мы все чаще слышим и произносим слова “модернизация образования”, “внедрение личностно-ориентированной педагогики”, “внедрение новых технологий”. Во всех школах России идет процесс разработки ...

Методология преподавания истории в современной школе

Современны методы преподавания истории в школе....

Доклад на тему "Перспективы развития робототехники в современной школе"

Рассмотрены вопросы начала развития робототехнических технологий в современной школе....

Формы и методы преподавания языка в современной школе

Формы и методы преподавания русского языкав современной школеРебёнок не кувшин, который надо наполнить,а лампада, которую надо зажечь.Средневековые гуманисты      В настоящее ...