Статья "Проблемы и перспективы преподавания ОРКСЭ в современной школе"
статья на тему
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России. Это - единая комплексная учебно-воспитательная система. Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы и перспективы преподавания ОРКСЭ в современной школе
Основная интеллектуальная, а особенно духовная и эмоциональная сфера формируется именно в возрасте младшего школьника; происходит духовное взросление человека. Именно в этот возрастной период у ребёнка меняется отношение к себе, к родителям, к школе. Происходит переоценка ценностей. Это сложный период для ребёнка. И очень важно, чтобы переход от ценностей детства к ценностям взрослой жизни происходил в определённом культурном пространстве. Младший школьник в любом случае будет создавать свою собственную систему ценностей, но будет лучше, если он будет это делать, опираясь на нравственный опыт человечества.
И мы должны учиться вместе с детьми, мы должны осваивать новые меняющейся жизни вместе с детьми. Для этого может быть только один верный путь – диалог. Содружество школы и семьи. Необходимо рассказывать школьникам о системе вечных ценностей, о богатом опыте нравственной жизни, примерах подвига во имя высших идеалов. Необходимо обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание детей, становление гражданской позиции, овладение культурой народов России.
Сегодня педагогическое сообщество решает множество важных задач по модернизации российского образования, к таким относится и введение курса «Основы религиозных культур и светской этики». На мой взгляд, для нашего многонационального государства – это одно из приоритетных направлений работы в школе. Человек не рождается с врождённой нравственностью. Нравственность – это продукт воспитания – основа формирования личностных качеств человека, в том числе и таких, как толерантность, умение уважать культуру других национальностей, именно эту воспитательную задачу целенаправленно решает ведение курса «Основы религиозных культур и светской этики», который является составной частью реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.
В своей статье я хотела бы обозначить ценностные основания введения данного курса в учебный план школ, специфику его преподавания, а также проблемы, с которыми я столкнулась в ходе практической работы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России. Это - единая комплексная учебно-воспитательная система. Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Каковы задачи данного курса? Это:
- знакомство обучающихся с основами национальных культур России, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической среде на основе взаимного уважения.
В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у обучающихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся у них круг знаний, а также межпредметное взаимодействие, которое выражено в следующем:
- По месту в учебном плане и по содержанию курс ОРКСЭ служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников.
- Курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы.
- Курс ОРКСЭ предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История».
Почему курс вводится в 4 классе ?
- Социально-психологические особенности обучающихся данного возраста ( бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание) созвучны содержанию курса ОРКСЭ;
- Происходит переоценка ценностей;
- К четвёртому классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ;
Особенности методики преподавания этого культурологического курса в школе связаны, прежде всего, с тем, что целевой установкой программы является не получение знаний, а воспитание, духовное развитие ребенка на основе социокультурного опыта. Предмет же «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) призван дать целостную картину мира, в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов, а не только логических законов.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества.
Готовясь к урокам, я не забываю о таких формах, как дискуссия, мозговой штурм, киносъемки, фестивали, ролевые игры, выставки, проекты, эвристические беседы, восходящие к диалогу, самостоятельная работа и т.д.
Подготовка к урокам этого курса занимает большее количество времени, так как это новый предмет, незнакомый. Основной источник нового материала – учебник. Учебники обязательно должны быть в работе. Другое дело, какой путь изберет при этом учитель. Это может быть:
- продолжение ряда слов
- составление словаря терминов и понятий
- распределение терминов в таблице
- ролевое чтение и т.д.
Кроме того, на уроках ОРКСЭ вполне уместно использование текстов сказок и притч. Причем использовать их тоже можно по-разному. Некоторые можно просто обсудить, другие предложить инсценировать. А можно, читая с остановками, дать возможность ребятам «дописать», «предположить» продолжение.
Обязательны игровые, тренинговые моменты на уроках ОРКСЭ. Это яркие эпизоды, ребята максимально активизируются в этот момент, а уж о морально-нравственном воздействии и говорить нечего.
Особенно важно сказать об использовании кино и мультфильмов. Мультфильм - это детство. Ребята любят их смотреть, а потом обсуждать. Так что это кладезь для уроков ОРКСЭ.
Особенный подход и к домашнему заданию. В общепринятом смысле его нет. Но уходя домой, ребенок точно должен знать, с чем прийти на следующее занятие. Как правило, я нацеливаю детей на то, чтобы дома обязательно рассказали родителям о том, что узнали на уроке, выяснили их мнение по данной теме.
Кроме того, особых методических решений требует внеурочная деятельность. Методическое обеспечение курса позволяет мне использовать различные формы работы: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом обучающихся) и индивидуальную.
Итак, что бы мы ни использовали на своем уроке, мы должны помнить, что все наши усилия направлены, прежде всего, на проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, готовность слушать собеседника, вести диалог. Дети должны принять эти основные нравственные ценности.
Действительно, у меня подготовка к данному курсу занимает много времени, но каждый раз я ощущаю себя увереннее и компетентнее.
Хочется закончить словами великого Плутарха: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но, чтобы они путём правильного воспитания сделались хорошими, - это в нашей власти».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преподавание литературы в современной школе.
Рекомендации для молодых учителей...
О задачах преподавания технологии в современной школе
Сегодня мы все чаще слышим и произносим слова “модернизация образования”, “внедрение личностно-ориентированной педагогики”, “внедрение новых технологий”. Во всех школах России идет процесс разработки ...
Методология преподавания истории в современной школе
Современны методы преподавания истории в школе....
Доклад на тему "Перспективы развития робототехники в современной школе"
Рассмотрены вопросы начала развития робототехнических технологий в современной школе....
Формы и методы преподавания языка в современной школе
Формы и методы преподавания русского языкав современной школеРебёнок не кувшин, который надо наполнить,а лампада, которую надо зажечь.Средневековые гуманисты В настоящее ...
Самообразовательная тема "Использование здоровьесберегающих технологий при преподавании географии в современной школе"
Улучшение качества учебы и здоровья учеников...