Рассказ «Соколёнок ты мой…..»
творческая работа учащихся на тему
Автор: Шило Даниил Александрович,
учащийся 10 «А» класса , 16 лет,
03.09.1999
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №6» г. Губкин Белгородской области
руководитель: учитель русского языка и литературы
Рощупкина Ирина Александровна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 104.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 6» г. Губкин Белгородской области
Конкурс
«Летопись Победы»
Рассказ
«Соколёнок ты мой…..»
Автор: Шило Даниил Александрович,
учащийся 10 «А» класса , 16 лет,
03.09.1999
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №6» г. Губкин Белгородской области
руководитель: учитель русского языка и литературы
Рощупкина Ирина Александровна
Губкин,2015г.
«Соколёнок ты мой…..»
«Соколёнок ты мой…», эти нежные слова говорил прадедушка Егор, когда я после школы со всех ног мчался к нему домой. И он всегда встречал меня этими ласковыми словами, запавшими в мою душу и запомнившимися надолго, а может, навсегда. Так меня никто никогда не называл, даже моя мама.
Прадедушка Егор мой самый лучший друг. Жил он один, а по вечерам что-то мастерил в своей маленькой комнатке, которую он называл «военной». Я как-то спросил его, почему эта комната военная. И он открыл мне свой секрет. По вечерам здесь на маленьком деревянном станочке он вытачивает фигурки своих боевых товарищей. Затем их долго обрабатывает ножиком, подтачивает наждачной бумагой, шлифует и красит краской. Фигурки получаются как живые. Мне захотелось о прадедушке и его боевых друзьях узнать побольше. Он не соглашался и всё говорил, что расскажет потом. Однажды я застал его за другим делом, он чистил свои ордена. А их у него было много: и «За победу над Германией», и орден Славы, и «За мужество». А тут и День Победы. Весна. Тепло. Я понял, что прадедушка хочет надеть их и пройтись по улице. Ведь немногие соседи нашего дома знали, что прадедушка Егор ушёл на фронт, когда ему не было ещё и семнадцати. Как приняли его сыном полка к танкистам и берегли, как родного. Мне очень хотелось узнать у самого прадедушки Егора его военную судьбу. А он всё обещал, изредка чистил свои ордена и перебирал фигурки. Ордена и фигурки, которые он хранил, и были его военной судьбой, его памятью, его смыслом жизни.
Воевал прадедушка и в Белорусских лесах, и на Украине, особенно запомнилось ему танковое сражение под Сталинградом, когда он сам был уже танкистом.
Он достал книгу, и я прочитал: «Горячий снег».
- Прочитай эту книгу, и ты в ней меня найдёшь, - сказал мой прадедушка Егор.
- А я фильм такой смотрел, - с радостью ответил я. Книгу я всё-таки прочитал. Похож был прадедушка Егор и на Кузнецова, и на Уханова, и на Довлатяна... «Очень жаль мне Сергуненкова, - сказал он. Плясун был, весёлый, балагур. И не верится, что погиб наш заводила». И вдруг достал из какого-то сундука фигурку, на ней было написано: «Сергуненков». Я уже начал ругать себя, что растревожил память прадедушки. А он погладил меня по голове и сказал: «Соколёнок ты мой, расскажу я тебе всё про свою войну, а то кому и когда ещё придётся. Ведь восемьдесят шесть уже стукнуло». Рассказал прадедушка Егор о том, как во время Сталинградского сражения ему оторвало ногу снарядом, а я-то думал, почему он прихрамывает. Ничего я не знал и о том, что прадедушка Егор, раненный в голову, был взят немцами в плен. И как же он вырвался из плена? Помог бежать ему один немец-врач. Он вылечил прадедушку Егора и устроил ему побег. После войны прадедушка Егор узнал судьбу своего спасителя. Немцы, поняв, что пленный сбежал при содействии их врача, расстреляли свои своего, признали его врагом. И мой собеседник достал из сундука ещё фигурку из дерева. Это и был его врач-спаситель. Я разглядел и лицо, и руки, и показалось, что врач улыбнулся мне, как своему другу. Я сказал об этом прадедушке Егору. А он говорит: «Счастлив он за меня, вот и улыбается, сам жизнью своей поплатился. Вот так, соколёнок ты мой, выручал в войну товарищ товарища, хотя должны бы быть врагами».
А ещё рассказал мне прадедушка Егор случай, как он однажды встретился с немцами, с живыми немцами.
- Блиндаж мы построили с ребятами такой уютненький, маленький. Шёл бой. Темно было, дожди размыли всю землю, идти было тяжело, не то, что бой вести. А враг наседал. И как оказался немец в блиндаже, до сих пор не понимаю. Или он от своих сбежал, или думал, что в блиндаже нет никого. А я спустился за бинтами, чтобы командира раненого перевязать и перенести в блиндаж. Услышал запах какой-то не наш, не русский. Кричу: «Хенде хох!». И глазам своим не поверил: живой немец и руки поднял вверх. А в это время ребята командира уже в блиндаж принесли. Обезоружили немца, я стал делать командиру перевязку, а сам за немцем наблюдаю. А немец совсем мальчишка, подошёл ко мне и начал помогать. Я как-то доверился ему, поверил. И злоба моя к нему прошла. Бой закончился, немцы отступили, а мы продолжили наступление. И куда делся тот немец, не знаю... Но случай всё-таки интересный. Рассказал прадедушка Егор и о том, как они прощались с ребятами, ушедшими в разведку и не вернувшимися назад. Как они плакали, не стыдясь друг друга. И он показал фотографию, уже пожелтевшую. Я смотрел на неё, видел трёх мальчишек. Совсем мальчишки, года на четыре старше меня. И уже на войне, и уже в разведке, и уже погибли. А дядя Егор плакал и называл: это Федя, это тоже Егор, а это Миша. Я никогда не видел на глазах прадедушки слёз, а тут, глядя на него, и сам заплакал. «Ну, что мы расплакались, старый да малый, соколёнок ты мой…», - опять, погладив меня по голове, сказал мой фронтовик. А мне так захотелось увидеть содержимое его сундука, и я попросил разрешения достать всё и рассказать обо всём. Там были деревянные фигурки: танки, снайперы, командиры, разведчики, друзья. И всех прадедушка Егор помнил по именам. Ведь никого не забыл, никого не обидел, всё помнит, а я-то думал, что прадедушка старенький и никого не помнит.
Прадедушки Егора уже нет. И сиротливо мне без него. И никто мне уже его не заменит. Я как будто друга своего потерял. И никто мне больше так не говорит: «Соколёнок ты мой…». А мне бы так хотелось услышать эти ласковые слова от моего любимого прадедушки, моего ветерана, юность которого встретилась с войной. И даже, став пожилым, он помнил войну, помнил своих боевых товарищей и хотел увековечить их в своей памяти. И получается, что вся жизнь его связана с войной, с воспоминаниями о ней. Такова судьба ветерана, моего дорогого прадедушки...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Особенности стиля рассказов Чехова.
Урок литературы в 5 классе. Прилагается краткий литературоведческий словарик.Цели: 1) Познакомить с биографией А.П. Чехова. -Повысить общую культуру учен...
Конспект занятия. Тема. Пересказ рассказа «Грачи открыли весну» (по мотивам статьи из «Жизни животных » А.Э.Брема, рассказа В.Бианки «Грачи открыли весну» из «Лесной газеты», рассказа Н.Сладкова «Грачи прилетели»).
Конспект по развитию связной речи для детей подготовительной группы с ОНР 3 ур.р.р...

Материалы к изучению рассказа И. С. Тургенева "Муму" в 5 классе: 1. Планы рассуждений к рассказам о барыне, Татьяне, Герасим. .2.Тест по содержанию рассказа.
В учебнике по литературе для 5 класса Г. С. Аркина в вопросах и заданиях предложено рассказать о барыне, Татьяне, Герасиме, Как это сделать рационально ученикам 5 класса? Конечно, необходимы пла...

В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа. Нравственные проблемы в рассказе. Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе. Герой рассказа Санька Леонтьев
Маршрутный лист дистанционного урока...

В.П. Астафьева. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Творческая работа №10. Классное сочинение-рассуждение по мотивам рассказа В.П. Астафьева,
Маршрутный лист дистанционного урока...

Конспект урока литературы в 5 классе (новый ФГОС). Тема: Л.Н. Толстой рассказ "Кавказский пленник": историческая основа, рассказ-быль, тема, идея рассказа
Данный урок является первым в цикле уроков по изучению рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". На этом уроке обучающиеся знакомятся с биографией писателя, исторической основой рассказа,...