Материалы к изучению рассказа И. С. Тургенева "Муму" в 5 классе: 1. Планы рассуждений к рассказам о барыне, Татьяне, Герасим. .2.Тест по содержанию рассказа.
консультация по литературе (5 класс) на тему

Рыбникова Галина Никоноровна

В учебнике по литературе для 5 класса Г. С. Аркина в вопросах и заданиях предложено рассказать о барыне, Татьяне, Герасиме, Как это сделать рационально ученикам 5 класса?  Конечно, необходимы планы ответов - рассуждения. Предлагаю три  плана. По одному из них дети коллективно могут учиться подбирать аргументы рассуждения, по другому -  дома  самостоятельно подобрать аргументы дома и выступить в классе с результатами своей работы, по третьему - написать классное сочинение.

Так как ученики 5 класса читают рассказ в электронном виде, прежде чем выполнять различные задания, возникает необходимость проверки знания его содержания. В этом учителю и ученикам поможет тест

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Герасим

                                План рассуждения

1. Крепостной крестьянин Герасим - главный герой рассказа "Муму" И. С. Тургенева.

2. В Герасиме автор воплотил лучшие черты характера русского крепостного мужика:

        1) силу и трудолюбие,

        2) строгий и серьёзный "нрав",

        3) чувство собственного достоинства,

        4) способность понимать людей, их настроение, отношение к себе,

        5) умение любить,

        6) необыкновенную терпеливость, принятие своей доли как должного,

        7) бесправный и подневольный человек, он вынужден подчиняться воле барыни,

        8)но, доведённый до отчаяния, может взбунтоваться против бесправия.

3. И. С. Тургенев сочувствием и уважением относится к своему герою.



Предварительный просмотр:

                                Барыня

                                План рассуждения

1. Несколько слов об особенностях отношений помещиков и крепостных в России 19 века.

2. В образе барыни в повести "Муму"  И. С. Тургенев изобразил и слабость обыкновенного человека, и силу неограниченной власти над своими крепостными:

        1) она старый, одинокий человек,

        2) её мучают бессонница и болезни, которые она не может победить и вылечить,

        3) но она владелица множества крепостных, её власть над ними не ограничена никем и ничем,

        4) относится к подневольным людям как к вещам,

        5) никогда не думает о душеном состоянии  подвластных ей людей и о том, как отразятся         её распоряжения на их судьбах,

        6) вся деятельность её дворовых направлена на удовлетворение её желаний и капризов,         воля барыни для них священна, они больше всего на свете боятся как её гнева, так и         весёлого расположения духа,        

        7) поэтому несчастны рядом ней все по-своему необычные люди.

3. В повести "Муму" писатель протестует против деспотического отношения владельцев крепостных к бесправным крестьянам.

        



Предварительный просмотр:

                                Татьяна

                                План рассуждения

        1. Татьяна - дворовая крестьянка старой барыни, героиня рассказа  И. С. Тургенева " Муму".

2.Судьба Татьяны трагична:

        1) она, сирота, росла беззащитной,

        2) отсутствие покровительства других родственников сделало её даже среди дворни         безответным и покорным человеком,

        3) хотя она искусна в своём деле, держат её в чёрном теле,

        4) её красота рано поблёкла от тревог, унижений и работы,

        5) робкая и безгласная, она смущается от ухаживаний Герасима, с которым, возможно, прожила бы счастливую жизнь,

        6) не умея и не смея постоять за себя, подчиняясь воле барыни, выходит замуж за горького пьяницу Капитона,

        7) через год опять по воле барыни Капитона и Татьяну высылают в дальнюю деревню, что, можно представить, совсем погубит её, непривычную к тяжёлому деревенскому труду.

3. Трагедия Татьяны в её происхождении.



Предварительный просмотр:

        Тест, проверяющий знание текста рассказа И. С. Тургенева "Муму"

1. Где происходит действие рассказа "Муму"?

2. Назовите имя главного героя произведения и его социальное положение.

3. Занятия его по новой должности.

4. " ... он устроил её (каморку) себе сам, по своему вкусу..." Как?

5. Кто такой Капитон? Какое распоряжение барыни относительно него смутило дворецкого Гаврилу?

6. О ком автор пишет так: "Полюбилась она ему; кротким ли выражением, робостью ли движений - бог знает!"

7. Какую хитрость придумала дворня на совете дворецкого, чтобы выполнить распоряжение барыни, связанное с переменами в личной жизни Капитона?

8. Что произошло с Капитоном через год?

9. Кого нашёл главный герой в день  проводов дорогого для него человека? Как заботился о своей находке?

10. Почему в доме не очень-то не любили, когда "на барыню находил  весёлый час"? Какое приказание она даёт Гавриле на следующее утро после неудачной попытки знакомства с несчастным существом?

11. Как Степан выполнил приказание дворецкого?

12. Какое обещание даёт челяди барыни главный герой после попытки "штурма"?

13. Как он поступает после выполнения обещанного?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

Статья "Воспитай патриота (использование на уроках литературы при изучении рассказа Б.Васильева «Экспонат №…» материалов историко-краеведческого музея гимназии)"

Статья "Воспитай патриота(использование на уроках литературы  при изучении рассказа Б.Васильева «Экспонат №…»  материалов историко-краеведческого музея  гимназии)"...

Региональный компонент содержания образования Урок литературы в 8 классе, завершающий изучение рассказа Л.Н.Толстого "После бала"

Конспект урока, на котором рассматривается рассказ А.П. Чехова, проблематика которого перекликается с основной мыслью произведения Л.Н. Толстого  "После бала". Разработка позволяет погрузиться в ...