Материалы к изучению рассказа И. С. Тургенева "Муму" в 5 классе: 1. Планы рассуждений к рассказам о барыне, Татьяне, Герасим. .2.Тест по содержанию рассказа.
консультация по литературе (5 класс) на тему
В учебнике по литературе для 5 класса Г. С. Аркина в вопросах и заданиях предложено рассказать о барыне, Татьяне, Герасиме, Как это сделать рационально ученикам 5 класса? Конечно, необходимы планы ответов - рассуждения. Предлагаю три плана. По одному из них дети коллективно могут учиться подбирать аргументы рассуждения, по другому - дома самостоятельно подобрать аргументы дома и выступить в классе с результатами своей работы, по третьему - написать классное сочинение.
Так как ученики 5 класса читают рассказ в электронном виде, прежде чем выполнять различные задания, возникает необходимость проверки знания его содержания. В этом учителю и ученикам поможет тест
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gerasim_._plan_rassuzhdeniya.docx | 19.64 КБ |
plan_rassuzhdeniya.barynya.docx | 21.44 КБ |
tatyana._plan_rassuzhdeniya.docx | 20.53 КБ |
test_proveryayushchiy_znanie_teksta_rasskaza_mumu.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Герасим
План рассуждения
1. Крепостной крестьянин Герасим - главный герой рассказа "Муму" И. С. Тургенева.
2. В Герасиме автор воплотил лучшие черты характера русского крепостного мужика:
1) силу и трудолюбие,
2) строгий и серьёзный "нрав",
3) чувство собственного достоинства,
4) способность понимать людей, их настроение, отношение к себе,
5) умение любить,
6) необыкновенную терпеливость, принятие своей доли как должного,
7) бесправный и подневольный человек, он вынужден подчиняться воле барыни,
8)но, доведённый до отчаяния, может взбунтоваться против бесправия.
3. И. С. Тургенев сочувствием и уважением относится к своему герою.
Предварительный просмотр:
Барыня
План рассуждения
1. Несколько слов об особенностях отношений помещиков и крепостных в России 19 века.
2. В образе барыни в повести "Муму" И. С. Тургенев изобразил и слабость обыкновенного человека, и силу неограниченной власти над своими крепостными:
1) она старый, одинокий человек,
2) её мучают бессонница и болезни, которые она не может победить и вылечить,
3) но она владелица множества крепостных, её власть над ними не ограничена никем и ничем,
4) относится к подневольным людям как к вещам,
5) никогда не думает о душеном состоянии подвластных ей людей и о том, как отразятся её распоряжения на их судьбах,
6) вся деятельность её дворовых направлена на удовлетворение её желаний и капризов, воля барыни для них священна, они больше всего на свете боятся как её гнева, так и весёлого расположения духа,
7) поэтому несчастны рядом ней все по-своему необычные люди.
3. В повести "Муму" писатель протестует против деспотического отношения владельцев крепостных к бесправным крестьянам.
Предварительный просмотр:
Татьяна
План рассуждения
1. Татьяна - дворовая крестьянка старой барыни, героиня рассказа И. С. Тургенева " Муму".
2.Судьба Татьяны трагична:
1) она, сирота, росла беззащитной,
2) отсутствие покровительства других родственников сделало её даже среди дворни безответным и покорным человеком,
3) хотя она искусна в своём деле, держат её в чёрном теле,
4) её красота рано поблёкла от тревог, унижений и работы,
5) робкая и безгласная, она смущается от ухаживаний Герасима, с которым, возможно, прожила бы счастливую жизнь,
6) не умея и не смея постоять за себя, подчиняясь воле барыни, выходит замуж за горького пьяницу Капитона,
7) через год опять по воле барыни Капитона и Татьяну высылают в дальнюю деревню, что, можно представить, совсем погубит её, непривычную к тяжёлому деревенскому труду.
3. Трагедия Татьяны в её происхождении.
Предварительный просмотр:
Тест, проверяющий знание текста рассказа И. С. Тургенева "Муму"
1. Где происходит действие рассказа "Муму"?
2. Назовите имя главного героя произведения и его социальное положение.
3. Занятия его по новой должности.
4. " ... он устроил её (каморку) себе сам, по своему вкусу..." Как?
5. Кто такой Капитон? Какое распоряжение барыни относительно него смутило дворецкого Гаврилу?
6. О ком автор пишет так: "Полюбилась она ему; кротким ли выражением, робостью ли движений - бог знает!"
7. Какую хитрость придумала дворня на совете дворецкого, чтобы выполнить распоряжение барыни, связанное с переменами в личной жизни Капитона?
8. Что произошло с Капитоном через год?
9. Кого нашёл главный герой в день проводов дорогого для него человека? Как заботился о своей находке?
10. Почему в доме не очень-то не любили, когда "на барыню находил весёлый час"? Какое приказание она даёт Гавриле на следующее утро после неудачной попытки знакомства с несчастным существом?
11. Как Степан выполнил приказание дворецкого?
12. Какое обещание даёт челяди барыни главный герой после попытки "штурма"?
13. Как он поступает после выполнения обещанного?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
план-конспект урока по изучению рассказа А. П. Чехова «Ионыч».
План-конспект урока...
Статья "Воспитай патриота (использование на уроках литературы при изучении рассказа Б.Васильева «Экспонат №…» материалов историко-краеведческого музея гимназии)"
Статья "Воспитай патриота(использование на уроках литературы при изучении рассказа Б.Васильева «Экспонат №…» материалов историко-краеведческого музея гимназии)"...
Региональный компонент содержания образования Урок литературы в 8 классе, завершающий изучение рассказа Л.Н.Толстого "После бала"
Конспект урока, на котором рассматривается рассказ А.П. Чехова, проблематика которого перекликается с основной мыслью произведения Л.Н. Толстого "После бала". Разработка позволяет погрузиться в ...
А.И. Куприн. Рождественский рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа
А.И. Куприн...
Герасим – «самое замечательное лицо в рассказе». Герасим и его окружение.
презентация к уроку...