Конспект занятия. Тема. Пересказ рассказа «Грачи открыли весну» (по мотивам статьи из «Жизни животных » А.Э.Брема, рассказа В.Бианки «Грачи открыли весну» из «Лесной газеты», рассказа Н.Сладкова «Грачи прилетели»).
план-конспект по теме

Конспект по развитию связной речи для детей подготовительной группы с ОНР 3 ур.р.р

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_rasskaza_grachi_otkryli_vesnu_8.docx69.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.   Пересказ рассказа «Грачи открыли весну» (по мотивам  статьи из      «Жизни животных » А.Э.Брема, рассказа В. Бианки «Грачи открыли весну» из «Лесной газеты», рассказа Н. Сладкова «Грачи прилетели»).

Цель: развитие связной речи детей.

Задачи:

  1. Учить детей пересказывать текст по коллективно составленному плану.
  2. Развивать диалогическую речь детей – упражнять в употреблении в диалоге проблемных вопросов и сложноподчиненных предложений с придаточными причины в ответах.
  3. Учить словообразованию действительных причастий прошедшего времени по образцу и образованию родственных слов от слова грач.
  4. Активизировать словарь по теме.
  5. Развивать логическое мышление - устанавливать причинно- следственные связи между событиями в рассказе; развивать слуховое внимание и память
  6. Воспитывать интерес к природе и доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

Оборудование: репродукция картины А.К Саврасова  «Грачи прилетели»,панно, предметная картинка грач.

        Ход занятия:

1.Организационный момент .

-Садится тот , кто назовет перелетную птицу.

Логопед:

- Ребята, скажите, а почему эти птицы называются перелетными? (Правильно, перелётные птицы – это птицы, которые весной к нам прилетают, а осенью отправляются в другие страны.)

- Вы много назвали мне перелетных птиц, но мы с вами сегодня поговорим об удивительных  птицах- грачах. Они прилетают первыми, поэтому про них говорят: «Грачи весну открыли», а еще  мы познакомимся с рассказом, который так и называется «Грачи весну открыли».

2.-Предлагаю рассмотреть эту птицу и назвать слова – родственники к слову грач.

Детеныши грача( птенцы)- грачата;        их мать- грачиха;     их гнезда – грачиные;

Скопление гнезд - грачевник.

3.Чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну» на фоне картины Саврасова «Грачи прилетели» без установки на запоминание и пересказ.

    Грачи перелетные птицы, но зимуют они не в жарких странах, а недалеко от родных мест, потому что не боятся морозов. От холода их защищает плотное оперение. Перелетают они в поисках корма.

    И возвращаются грачи с  зимовки первыми , едва начинает таять снег. С громкими и радостными оглушительными криками «гра- гра-гра» грачи осматривают старые гнезда , ремонтируют их и вьют новые по несколько гнезд на одном дереве.

Свои грачевники они устанавливают в парках , рощах, скверах, , застраивая все вершины деревьев.

     Грачи самые дружные и общительные птицы. Вместе они строят гнезда , сообща защищают свои жилища от врагов, будь то кот или крупная хищная птица. Грачи всей стаей с громкими криками налетают на врага , клюют и щиплют его до тех пор , пока не обратят его в позорное бегство.

     Грачи умны и понятливы, хорошо подражают разным звукам, пению других птиц, голосам некоторых зверей.

    Они очень полезны человеку, так как уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах.

    Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей.

Из всего прочитанного, вам наверно показалось непонятным слово сквер.

Сквер — зеленая часть  города, участок ,размещающийся обычно на площади, перекрестке улиц.

4. Лексико – грамматическое упражнение по прослушанному тексту – подбор признаков и действий к  грачам.

Логопед:

-А сейчас, ребята, давайте вспомним, так какие грачи? Назовите слова – признаки:

Перелетные, дружные, общительные, умные, понятливые, полезные, крикливые, шустрые, синевато - черные.

- Что они делают? Назовите слова- действия: летают, кричат, вьют гнезда, клюют, защищают, ловят жуков, уничтожают мышей,  открывают весну, возвращаются.

5. Беседа по содержанию рассказа.

Репродуктивные и поисковые вопросы.

- Где зимуют грачи?

- Какие птицы возвращаются первыми весной?

- Когда возвращаются грачи?

- Как грачи вьют гнезда?

- Как называется место , где грачи свили гнезда ?

-Где грачи устраивают свои грачевники?

- Как грачи защищают свои жилища?

- Чем питаются грачи?

- Какую пользу приносят?

( Логопед стимулирует , направляет и подсказывает при затруднениях детей).

  1. Проблемные вопросы, требующие полных мотивированных ответов сложноподчиненными предложениями с придаточными  причины.

Образец:

- Почему говорят , что грачи открыли весну?

(Говорят, что грачи открыли весну потому, что они возвращаются  с зимовки самыми первыми, едва начинает таять снег.)

-Почему грачи возвращаются первыми ранней весной?

- Почему осенью грачи улетают в более теплые края, если они не боятся морозов?

- Почему грачей называют дружными, общительными птицами?

- Почему грачей называют большими друзьями полей садов и огородов?

Динамическая пауза.       (Дети выполняют соответствующие движения)

Речь с движением «Веснянка»

Солнышко, солнышко,

 Золотое донышко,                  (Руки поднимают вверх, скрещивая над головой)

 Гори, гори ясно,

 Чтобы не погасло.        (Хлопают в ладоши)

 Побежал в саду ручей.        (Плавное движение правой  руки перед собой)

 Прилетело сто грачей.        (упр. «птичка»)

 А сугробы тают, тают,        (Плавно опускают через стороны поднятые руки)

 А цветочки подрастают.        (Руки перед собой ввиде бутона поднимают вверх)

6. Повторное чтение рассказа «Грачи открыли весну» с установкой на запоминание и пересказ.

7.Коллективное составление вопросительного плана с помощью логопеда( наводящие вопросы, подсказки) на запоминание последовательности:

-Как зимуют грачи?

-Где и как строят жилища?

- Как ведут себя грачи в грачевнике?

- Чем питаются грачи?

-Какую пользу приносят?

8.Пересказ по цепочке по составленному плану.

9.Игра «Эхо» – словообразование действительных причастий прошедшего времени по образцу.

-Грачи вернулись в родные края. (Значит они какие?)

        -Вернувшиеся в родные края грачи.

-Грачи слетелись в старый парк.

        - Слетевшиеся в старый парк грачи.

- Грачи уничтожили вредителей.

        - Уничтожившие вредителей грачи.

- Грачи громко кричали в роще.

        - Громко кричавшие в роще грачи.

-Грачи защитили свои гнезда.

        -Защитившие свои гнезда грачи.

- Грачи налетели на врага.

        - Налетевшие на врага грачи.

- Грачи открыли весну.

        - открывшие весну грачи.

Итог занятия.

-Ребята, а что нужно делать, чтобы птицам хорошо у нас жилось? ( Бережно к ним относиться: не пугать птиц, не кричать в лесу, не бросать в них разными предметами, подкармливать, делать кормушки и скворечники…)

 Понаблюдайте с родителями за поведением и повадками птиц в городе и в лесу.

        

рис.5

Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.

Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.

Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема:Пересказ рассказа И.Соколова-Микитова "В берлоге"

Тема: Пересказ рассказа И.Соколова-Микитова "В берлоге".Задачи:1.  Учить пересказывать рассказ по составленному логопедом плану.2.   Развивать внимание, память.3.  Обогащать...

Конспект занятия. Тема: " Посуда". Пересказ сказки о чайнике с творческим заданием.

Конспект занятия  по связной речи для детей с ОНР 3, 4 ур.р.р...

Конспект занятия по английскому языку для дошкольников на тему: "Дикие и домашние животные"

Закрепление темы «Животные», овладение детьми дошкольного возраста новыми названиями животных в рамках данного занятия и  привитие им интереса к углубленному изучению данной темы в дальнейшем....

Конспект занятия.ТЕМА: Животные жарких стран

Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей с фонетико-фонематическим нарушением речи и общим недоразвитием речи  (подготовительной)....

Конспект логопедического занятия: Тема: "Пересказ текста описательного характера с опорой на картинки, вопросы."

Тема:  "Пересказ текста описательного характера с опорой на картинки, вопросы."...

Тема: «Пересказ рассказа «Земля - наш дом во Вселенной».

Цели: Сформировать у детей понятия «космос», «космичес­кое пространство»;Развивать навыки творческого рассказывания;Учить четко, кратко отвечать на конкретно поставлен­...

Конспект занятия " Признаки весны. Изменения в природе весной."

Конспект занятия " Признаки весны. Изменения в природе весной "...