Конспект занятия. Тема. Пересказ рассказа «Грачи открыли весну» (по мотивам статьи из «Жизни животных » А.Э.Брема, рассказа В.Бианки «Грачи открыли весну» из «Лесной газеты», рассказа Н.Сладкова «Грачи прилетели»).
план-конспект по теме
Конспект по развитию связной речи для детей подготовительной группы с ОНР 3 ур.р.р
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereskaz_rasskaza_grachi_otkryli_vesnu_8.docx | 69.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Пересказ рассказа «Грачи открыли весну» (по мотивам статьи из «Жизни животных » А.Э.Брема, рассказа В. Бианки «Грачи открыли весну» из «Лесной газеты», рассказа Н. Сладкова «Грачи прилетели»).
Цель: развитие связной речи детей.
Задачи:
- Учить детей пересказывать текст по коллективно составленному плану.
- Развивать диалогическую речь детей – упражнять в употреблении в диалоге проблемных вопросов и сложноподчиненных предложений с придаточными причины в ответах.
- Учить словообразованию действительных причастий прошедшего времени по образцу и образованию родственных слов от слова грач.
- Активизировать словарь по теме.
- Развивать логическое мышление - устанавливать причинно- следственные связи между событиями в рассказе; развивать слуховое внимание и память
- Воспитывать интерес к природе и доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
Оборудование: репродукция картины А.К Саврасова «Грачи прилетели»,панно, предметная картинка грач.
Ход занятия:
1.Организационный момент .
-Садится тот , кто назовет перелетную птицу.
Логопед:
- Ребята, скажите, а почему эти птицы называются перелетными? (Правильно, перелётные птицы – это птицы, которые весной к нам прилетают, а осенью отправляются в другие страны.)
- Вы много назвали мне перелетных птиц, но мы с вами сегодня поговорим об удивительных птицах- грачах. Они прилетают первыми, поэтому про них говорят: «Грачи весну открыли», а еще мы познакомимся с рассказом, который так и называется «Грачи весну открыли».
2.-Предлагаю рассмотреть эту птицу и назвать слова – родственники к слову грач.
Детеныши грача( птенцы)- грачата; их мать- грачиха; их гнезда – грачиные;
Скопление гнезд - грачевник.
3.Чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну» на фоне картины Саврасова «Грачи прилетели» без установки на запоминание и пересказ.
Грачи перелетные птицы, но зимуют они не в жарких странах, а недалеко от родных мест, потому что не боятся морозов. От холода их защищает плотное оперение. Перелетают они в поисках корма.
И возвращаются грачи с зимовки первыми , едва начинает таять снег. С громкими и радостными оглушительными криками «гра- гра-гра» грачи осматривают старые гнезда , ремонтируют их и вьют новые по несколько гнезд на одном дереве.
Свои грачевники они устанавливают в парках , рощах, скверах, , застраивая все вершины деревьев.
Грачи самые дружные и общительные птицы. Вместе они строят гнезда , сообща защищают свои жилища от врагов, будь то кот или крупная хищная птица. Грачи всей стаей с громкими криками налетают на врага , клюют и щиплют его до тех пор , пока не обратят его в позорное бегство.
Грачи умны и понятливы, хорошо подражают разным звукам, пению других птиц, голосам некоторых зверей.
Они очень полезны человеку, так как уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах.
Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей.
Из всего прочитанного, вам наверно показалось непонятным слово сквер.
Сквер — зеленая часть города, участок ,размещающийся обычно на площади, перекрестке улиц.
4. Лексико – грамматическое упражнение по прослушанному тексту – подбор признаков и действий к грачам.
Логопед:
-А сейчас, ребята, давайте вспомним, так какие грачи? Назовите слова – признаки:
Перелетные, дружные, общительные, умные, понятливые, полезные, крикливые, шустрые, синевато - черные.
- Что они делают? Назовите слова- действия: летают, кричат, вьют гнезда, клюют, защищают, ловят жуков, уничтожают мышей, открывают весну, возвращаются.
5. Беседа по содержанию рассказа.
Репродуктивные и поисковые вопросы.
- Где зимуют грачи?
- Какие птицы возвращаются первыми весной?
- Когда возвращаются грачи?
- Как грачи вьют гнезда?
- Как называется место , где грачи свили гнезда ?
-Где грачи устраивают свои грачевники?
- Как грачи защищают свои жилища?
- Чем питаются грачи?
- Какую пользу приносят?
( Логопед стимулирует , направляет и подсказывает при затруднениях детей).
- Проблемные вопросы, требующие полных мотивированных ответов сложноподчиненными предложениями с придаточными причины.
Образец:
- Почему говорят , что грачи открыли весну?
(Говорят, что грачи открыли весну потому, что они возвращаются с зимовки самыми первыми, едва начинает таять снег.)
-Почему грачи возвращаются первыми ранней весной?
- Почему осенью грачи улетают в более теплые края, если они не боятся морозов?
- Почему грачей называют дружными, общительными птицами?
- Почему грачей называют большими друзьями полей садов и огородов?
Динамическая пауза. (Дети выполняют соответствующие движения)
Речь с движением «Веснянка»
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко, (Руки поднимают вверх, скрещивая над головой)
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло. (Хлопают в ладоши)
Побежал в саду ручей. (Плавное движение правой руки перед собой)
Прилетело сто грачей. (упр. «птичка»)
А сугробы тают, тают, (Плавно опускают через стороны поднятые руки)
А цветочки подрастают. (Руки перед собой ввиде бутона поднимают вверх)
6. Повторное чтение рассказа «Грачи открыли весну» с установкой на запоминание и пересказ.
7.Коллективное составление вопросительного плана с помощью логопеда( наводящие вопросы, подсказки) на запоминание последовательности:
-Как зимуют грачи?
-Где и как строят жилища?
- Как ведут себя грачи в грачевнике?
- Чем питаются грачи?
-Какую пользу приносят?
8.Пересказ по цепочке по составленному плану.
9.Игра «Эхо» – словообразование действительных причастий прошедшего времени по образцу.
-Грачи вернулись в родные края. (Значит они какие?)
-Вернувшиеся в родные края грачи.
-Грачи слетелись в старый парк.
- Слетевшиеся в старый парк грачи.
- Грачи уничтожили вредителей.
- Уничтожившие вредителей грачи.
- Грачи громко кричали в роще.
- Громко кричавшие в роще грачи.
-Грачи защитили свои гнезда.
-Защитившие свои гнезда грачи.
- Грачи налетели на врага.
- Налетевшие на врага грачи.
- Грачи открыли весну.
- открывшие весну грачи.
Итог занятия.
-Ребята, а что нужно делать, чтобы птицам хорошо у нас жилось? ( Бережно к ним относиться: не пугать птиц, не кричать в лесу, не бросать в них разными предметами, подкармливать, делать кормушки и скворечники…)
Понаблюдайте с родителями за поведением и повадками птиц в городе и в лесу.
Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.
Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.
Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема:Пересказ рассказа И.Соколова-Микитова "В берлоге"
Тема: Пересказ рассказа И.Соколова-Микитова "В берлоге".Задачи:1. Учить пересказывать рассказ по составленному логопедом плану.2. Развивать внимание, память.3. Обогащать...
Конспект занятия. Тема: " Посуда". Пересказ сказки о чайнике с творческим заданием.
Конспект занятия по связной речи для детей с ОНР 3, 4 ур.р.р...
Конспект занятия по английскому языку для дошкольников на тему: "Дикие и домашние животные"
Закрепление темы «Животные», овладение детьми дошкольного возраста новыми названиями животных в рамках данного занятия и привитие им интереса к углубленному изучению данной темы в дальнейшем....
Конспект занятия.ТЕМА: Животные жарких стран
Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей с фонетико-фонематическим нарушением речи и общим недоразвитием речи (подготовительной)....
Конспект логопедического занятия: Тема: "Пересказ текста описательного характера с опорой на картинки, вопросы."
Тема: "Пересказ текста описательного характера с опорой на картинки, вопросы."...
Тема: «Пересказ рассказа «Земля - наш дом во Вселенной».
Цели: Сформировать у детей понятия «космос», «космическое пространство»;Развивать навыки творческого рассказывания;Учить четко, кратко отвечать на конкретно поставлен­...
Конспект занятия " Признаки весны. Изменения в природе весной."
Конспект занятия " Признаки весны. Изменения в природе весной "...