Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Особенности стиля рассказов Чехова.
материал по литературе (5 класс) по теме

Сбродова Светлана Владимировна

Урок литературы в 5 классе.  Прилагается краткий литературоведческий словарик.

Цели: 1) Познакомить с биографией А.П. Чехова.

            -Повысить общую культуру ученика-читателя,

            -Развивать художественный вкус,

            -Пробуждать стремление к вдумчивому чтению.

            -Расширить представление о юморе.

            -Помочь понять особенности стиля рассказов Чехова.

           2) Сформировать навыки комплексного анализа произведений малой прозы.

            -Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

           3)Воспитывать чувство собственного достоинства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chehov_urok_v_5_kla.rar1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Идея (гр.idea-идея)- основная мысль

Художественного произведения.

Инверсия - необычный порядок слов. Инверсия придает фразе особую выразительность.

Метафора - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении предмета или явления другому.

Олицетворение- перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы.

Ритм-это повторение каких – либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в строке).

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.

Перекрестная – рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.


Парная - рифмуются две строки подряд.


Опоясывающая – рифмуются первая и четвертая строки.


Строфа-группа стихов в строке. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм.

Тема – круг жизненных явлений, изображенных в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Эпитет - образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.


                 определяет          качества              предмета

Эпитет    подчеркивает     новое качество    предмета                

                 переносит                                      на предмет


Эпитет  определяет предмет, явление. Выделяет его свойства, качества, признаки.

Идея (гр.idea-идея)- основная мысль

Художественного произведения.

Инверсия - необычный порядок слов. Инверсия придает фразе особую выразительность.

Метафора - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении предмета или явления другому.

Олицетворение- перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы.

Ритм-это повторение каких – либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в строке).

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.

Перекрестная – рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.


Парная - рифмуются две строки подряд.


Опоясывающая – рифмуются первая и четвертая строки.


Строфа-группа стихов в строке. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм.

Тема – круг жизненных явлений, изображенных в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Эпитет - образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.


                 определяет          качества              предмета

Эпитет   подчеркивает     новое качество    предмета                

                 переносит                                      на предмет


Эпитет  определяет предмет, явление. Выделяет его свойства, качества, признаки.

Идея (гр.idea-идея)- основная мысль

Художественного произведения.

Инверсия - необычный порядок слов. Инверсия придает фразе особую выразительность.

Метафора - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении предмета или явления другому.

Олицетворение- перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы.

Ритм-это повторение каких – либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в строке).

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.

Перекрестная – рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.


Парная - рифмуются две строки подряд.


Опоясывающая – рифмуются первая и четвертая строки.


Строфа-группа стихов в строке. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм.

Тема – круг жизненных явлений, изображенных в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Эпитет - образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.


                 определяет          качества              предмета

Эпитет   подчеркивает     новое качество    предмета                

                 переносит                                      на предмет


Эпитет  определяет предмет, явление. Выделяет его свойства, качества, признаки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь персонажа, как средство его характеристики в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Речь персонажа, как средство его характеристики в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»....

Антон Павлович Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ.

Урок литературы в 5 классе по программе В.Я.Коровиной...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «И.С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. Авторское отношение к героям»

Тип урока Урок изучения нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с детством и юностью Тургенева, началом его творческого пути и историей создания рассказа «Муму».Задачи:Образовате...

Урок литературы по теме: «Осмеяние глупости и невежества в рассказе А. П. Чехова "Хирургия"» (5 класс)

Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: выявление юмористического характера рассказа А. П. Чехова.Задачи урока: проанализировать речь героев и их поведение, обнаружить юмор в расска...

Конспект урока литературы в 5 классе: "А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа"

Используемые технологии: ТРКМ, технология смыслового чтенияТип урока:  открытие новых знаний.Формы обучения: парная, фронтальная.Оборудование: компьютер для прослушивания аудиозаписи «Расск...

Антон Павлович Чехов. Рассказ "О любви"

История создания рассказа "О любви ", главные герои произведения...