Конспект урока литературы в 5 классе (новый ФГОС). Тема: Л.Н. Толстой рассказ "Кавказский пленник": историческая основа, рассказ-быль, тема, идея рассказа
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Краснова Юлия Вольдемаровна

Данный урок является первым в цикле уроков по изучению рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". На этом уроке обучающиеся знакомятся с биографией писателя, исторической основой рассказа, с понятиями "тема", "идея", "рассказ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок № 43. Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»: историческая основа, рассказ-быль, тема, идея

Предметные: знают автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»; умеют ими оперировать при анализе произведения, определяют главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра; понимают различие между былью Н.В. Гоголя и былью Л. Н. Толстого.

Познавательные: знают элементы биографии и творчества выдающегося русского писателя, содержание прочитанного. 

Регулятивные: составляют план учебных действий для раскрытия темы урока (рассказывают, о чём произведение и какова его тема). 

Коммуникативные: обосновывают и высказывают собственное мнение. 

Личностные: формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений. Предметные: правильно и чётко дают ответы на поставленные вопросы.

Содержание урока: Слово о Л.Н. Толстом. Историческая основа и сюжет рассказа «Кавказский пленник». Определение автором жанра быль. Простота и ясность языка писателя. Тема бессмысленности и жестокости национальной вражды. Работа над терминами «идея», «сюжет», «рассказ-быль».

План урока:

  1. Орг.момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Сообщение и запись темы урока

- Сегодня на уроке мы начнём разговор о жизни и творчестве человека, прожившего очень длинную, насыщенную яркими событиями, жизнь, вошедшего в историю не только нашей, русской, литературы, но и в мировую историю. Имя этого человека – Лев Николаевич Толстой. В начальной школе вы уже знакомились с его творчеством, читая рассказы, вошедшие в «Азбуку», которую написал Лев Николаевич для крестьянских детей. Ведь Лев Николаевич Толстой родился в дворянской семье. Он был графом, помещиком. Но он многое сделал для просвещения крестьян, которые ему принадлежали. В своём имении – Ясной Поляне - он открыл школу для детей крестьян, сам учил ребят грамоте (чтению и письму), а для этого придумывал короткие поучительные рассказы, вошедшие затем в «Азбуку». Сегодня мы продолжим изучать творчество Толстого и начнём знакомиться с его произведением «Кавказский пленник»

Запись: Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910). «Кавказский пленник»

  1. Работа по теме урока:

1). Чтение статьи и ответы на вопросы:

- Где и когда родился Л.Н. Толстой? В какой семье?

- Что вам стало известно о родителях, семье Толстого и его детстве?

- Что больше всего запомнилось мальчику из детства?

- Прочитайте отрывок, в котором говорится о таинственной надписи и подумайте, как это характеризует Л.Н. Толстого.

- Что вам стало известно об образовании будущего писателя?

- Чему решил посвятить себя Толстой? Запишем это предложение в тетрадь.

- С какого года начинается творческая жизнь писателя? Запишем: 1850 год – начало литературной деятельности.

- В какой войне участвует Лев Николаевич?

Справочный материал (рассказ учителя или заранее подготовленного ученика)

Крымская война  

К середине XIX века международное положение в Европе оставалось крайне напряжённым: на границе с Россией Австрия и Пруссия продолжали концентрировать свои войска, Англия и Франция кровью и мечом утверждали своё колониальное могущество. В этой обстановке между Россией и Турцией вспыхнула война, которая вошла в историю как Крымская война 1853-1856 годов.

             К 50-м годам XIX века Османская империя окончательно утратила свой могущество. Российское же государство, наоборот, после подавления революций в европейских странах, возвысилась. Император Николай I решил ещё больше укрепить могущество России. В первую очередь он хотел, чтобы проливы Чёрного моря Босфор и Дарданеллы стали свободными для русского флота. Это привело к боевым действиям между Российской и Османской империями.

Николай I, готовясь к войне с Турцией, рассчитывал на невмешательство западных держав в военный конфликт. Однако российский император жестоко ошибался – западные страны подстрекаемые Великобританией выступили открыто на стороне Турции. Английская политика традиционно заключалась в том, чтобы всеми силами искоренять малейшее усиление какой-либо страны.

В годы Крымской войны 1853-1856 гг., напротив – произошёл всплеск патриотических настроений среди населения России. Причём, в ополчение записывались люди самых разных сословий.

              Война закончилась уже после смерти Николая I. На престол России взошёл новый император Александр II. Он посетил театр военных действий. После этого он решил сделать всё от него зависящее, чтобы прекратить Крымскую войну. Окончание войны пришлось на начало 1856 года. В начале 1856 года в Париже был созван конгресс европейских дипломатов для заключения мира. Самым тяжёлым условием выдвинутым западными державами России был запрет содержания российского флота на Чёрном море. Российская империя потерпела серьёзное поражение. Был нанесён мощный удар по международному престижу страны. Крымская война обнажила гнилость существующего строя и отсталость промышленности от ведущих мировых держав. Отсутствие у русской армии нарезного оружия, современного флота и нехватка железных дорог, не могло не сказаться на военных действиях. Но теперь Александр II знал, в каком направлении должна двигаться России во внутренней и внешней политике.

- Итак, что такое война Лев Николаевич Толстой знал не понаслышке. Он был участником военных действий. Всё что он видел на войне легло в сюжеты его произведений, в частности в «Севастопольские рассказы».

- Прочитайте, что говорится о «Севастопольских рассказах» в статье учебника.

- Воевал Толстой и на Кавказе. Прочитайте, что говорится о пребывании Толстого на Кавказе.

Запись: 1872 год – публикация рассказа «Кавказский пленник»

 2). Историческая основа рассказа «Кавказский пленник» (рассказ учителя или заранее подготовленного ученика)

                                                                    Война на Кавказе в XIX

         В ходе событий Кавказской войны территория России была значительно увеличена, и к ней были присоединены обширные земли Северного Кавказа. Правда, независимое местное население в штыки восприняло усиление российского влияния, что в конечном счёте вылилось в боевые действия. Годом начала Кавказской войны считается 1817, а окончанием – 1864, то есть продлилась она около 47 лет – это, конечно, не рекорд, но срок всё равно очень долгий. Впрочем, все эти годы боевые действия не велись непрерывно, ситуация то успокаивалась, то обострялась. Противостояние народов Северного Кавказа Российской империи вылилось в их объединение в Северо-Кавказский имамат, государство, просуществовавшее всего 30 лет.

        Для нашей страны ситуация осложнялась ещё и тем, что на нескольких своих этапах Кавказская война совпала с русско-персидской (1826 – 1828) и русско-турецкой (1828 – 1829), но во всех этих конфликтах России удалось одержать победу. Непокорных горцев на протяжении десятилетий открыто поддерживала Османская империя, извечная соперница России на южном направлении. Закончился этот затяжной конфликт лишь тогда, когда все восставшие были либо покорены, либо изгнаны, причём большая часть беглецов перебралась именно в Османскую империю. Те из них, что покорились новой власти, были переселены на территорию Кубани. Большую часть военных лет Россией управлял император Николай I, и ему пришлось нелегко.

        События Кавказской войны затянулись на много десятилетий, и Россия заплатила за них высокую цену не только деньгами, но и жизнями своих людей. Однако, выбора у неё не было – покорение Северного Кавказа было жизненно необходимым. Эти территории были важны, конечно, и сами по себе, но куда важнее было то, что через них пролегал путь в Закавказье и на Южный Кавказ, на которые тоже распространялась сфера российских интересов. Именно из-за этого Персия и Османская империя пытались поддерживать горцев, противодействуя тем самым Российской империи: они стремились не допустить её дальнейшего продвижения на юг и восток, в сферу своих собственных интересов.

- Именно события войны на Кавказе легли в основу рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

3). Жанр произведения: рассказ-быль

- Вспомните, что такое рассказ?  (Дают определение)

Рассказ быль -  это рассказ о том, что было на самом деле.

- Слово «быль» подчеркивает достоверность сюжета «Кавказского пленника», основой для которого послужили реальные события. Сопровождая в крепость Грозную обоз, Толстой и его друг чеченец Садо решили оторваться от основной группы и поехать побыстрее. Они нарвались на засаду и едва не попали в плен. Им чудом удалось спастись, добраться до русской крепости и поднять тревогу. Подоспевшие на помощь казаки заставили горцев прекратить преследование. В своем дневнике Толстой записал: «Едва не попался в плен, но в этом случае вел себя хорошо». Переживания, испытанные во время этого приключения, были использованы в сюжете рассказа «Кавказский пленник».

4). Тема

- О чём рассказывается в «Кавказском пленнике»? (Обучающиеся определяют темы; запись оформляется в тетрадь)

В рассказе подняты важные  темы:

  • тема дружбы;
  • тема милосердия и доброты;
  • тема войны на Кавказе
  • тема смелости и силы духа;
  • тема предательства.

5). Краткий пересказ сюжета рассказа (пример ответа):

Повествование в рассказе захватывающее и динамичное. Служивший на Кавказе небогатый дворянин Жилин получил письмо от матери. Старая женщина просила его приехать, потому что стала слаба и боится больше его не увидеть. Жилин, выпросив отпуск, вместе с обозом выехал из крепости. Офицер Костылин, проголодавшийся и плохо переносивший жару, предложил оторваться от ползущего обоза и поехать побыстрее вдвоем, и Жилин согласился. Офицеры наткнулись на засаду горцев. Костылин поскакал назад, хотя у него было ружье. Жилин, понимая, что ему не удастся оторваться от преследователей, в отчаянии бросился на них с саблей. Но падение раненой лошади помешало ему схватиться с врагами. В мыслях у него не было намерения сдаваться живым, но его схватили. Плененного Жилина привезли в аул, заковали ногу в колодку, заперли в сарае. Вскоре там же оказался и Костылин. Абдул-Мурат, чьими пленниками они стали, надеялся получить за офицеров большой выкуп. Поэтому пленников заставили написать родным письма с просьбой прислать денег. Костылин сразу написал письмо, Жилин же долго торговался, после указал на письме несуществующий адрес. Больше месяца провели пленники в горном ауле. Жилин днем старался найти себе занятия, по ночам рыл подкоп под стеной сарая. Для тринадцатилетней хозяйской дочери Дины и других детей он лепил глиняных кукол. Благодарная девочка тайком его подкармливала лепешками и молоком. Как-то ночью Жилин и Костылин совершили побег. Далеко уйти не успели, Костылину сапоги натерли ноги до крови, Жилину пришлось перетаскивать сослуживца на себе. Случайно проезжавший горец услышал вскрик Костылина от боли. Беглецов поймали, привезли в аул, стали избивать камнями и плетками, после спустили в яму, уже не снимая колодок на ночь. Абдула пригрозил, что, если не получит выкуп в ближайшее время, убьет их. Дина украдкой бросала в яму лепешки. Однажды девочка сказала Жилину, что ее отцу старики велят убить пленных, потому что русские могут захватить аул и отомстить. Жилин попросил спустить ему палку, но Дина отказалась. Ночью же притащила большой шест, по которому он выкарабкался из ямы. Костылин бежать отказался. Колодку Жилин попытался разбить, но не смог, так и пришлось идти. Всю ночь он шел через лес, к рассвету увидел вдалеке русскую крепость. Тут его заметили татары и поскакали к нему. Стал Жилин кричать своим, услышали его крики казаки и помчались, пресекая путь татарам. Жилина доставили в крепость. Еле живого Костылина выкупили спустя месяц.

6). Смысл названия рассказа

- В чём смысл названия рассказа? (ответы учеников)

Учитель: Название рассказа «Кавказский пленник» имеет несколько смыслов. В рассказе в плен были взяты два офицера, а в названии указан один человек. Для каждого героя в этом словосочетании заложен свой смысл. Находящийся в кавказском плену Костылин является пленником по своей сущности, он не делает никаких попыток обрести свободу, пассивно ждет помощи со стороны.

Кавказским пленником становится и Жилин, но не потому, что очутился в плену. Он не смог покинуть Кавказ, хотя попытался уехать к матери, даже планировал женитьбу. Но жизнь нарушила его планы, судьбой офицера стал Кавказ. Он оказался в плену, бежав из него, вернулся в крепость. Собиравшийся оставить эти места Жилин, узнавший жизнь Кавказа, стал в душе его «пленником».

Горцы тоже являются пленниками. Они чувствуют себя невольниками и воюют с чужаками за свободу родной земли. 

7). Идея рассказа (запись в тетрадь):

Человек должен бороться за свое счастье и свободу, каждый получает то, что заслуживает. 

  1. Итог урока (выставление отметок)
  2. Домашнее задание: прочитать эпизоды о Костылине и Жилине, подготовиться к аналитической беседе. Записи в тетради – выучить определения. Подготовиться к проверочной работе по содержанию (тест).
  3. Орг.момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Тема: Жилин и Костылин.

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»Тема: Жилин и Костылин. Предметные цели: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленни...

Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин .Сравнительная характеристика.

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.Цели урока:; Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умен...

Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС) по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

Конспект данного урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке дети впервые учатся составлять стравнительную характеристику героев....

Урок литературы в 8 классе по теме "Л.Н.Толстой. «После бала». Контраст (антитеза) как приём, раскрывающий идею рассказа"

Учебный предмет: литератураКласс:8Автор УМК: под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.Тема урока: Л.Н.Толстой. «После бала». Контраст (антитеза) как приём, раскрывающий идею рассказа.Тип ур...