Программа воспитательной работы «Я – гражданин своей страны» для 5 класса
учебно-методический материал (5 класс) по теме
В рамках реализации программы воспитательной работы «Я – гражданин своей страны» применяются следующие формы взаимодействия с родителями: творческие мастерские, родительские лектории и собрания, совместное с родителями учащихся посещение тренировок и турнирных соревнований, подготовка к праздникам и поздравление родителей учащихся, доверительные беседы по проблемным вопросам, возникающим в классном коллективе. Взаимодействие с родителями и учащимися построено на основе сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suleymenova_v.yu_._p._2.6_34_1.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1 Введение
Программа воспитательной работы в 5Д классе составлена классным руководителем данного класса в соответствии с требованиями к системе воспитательной работы в школе предусмотренными Законом РФ «Об образовании» В программе определяется содержание воспитательной работы по развитию классного коллектива, по формированию важнейших общечеловеческих ценностей и мотивов поведения, по сохранению и укреплению здоровья, по развитию физических, интеллектуальных и творческих способностей учащихся 5Д класса. Особым направлением работы в рамках программы реализуемой на первом этапе является организация работы, необходимость которой вызвана переходом обучающихся из начальной школы в среднее звено и возникающими в связи с этим задачами адаптации учащихся. Кроме того, ряд направлений работы определен изменившимися условиями психолого-физиологического развития учащихся, перешедших, судя по возрасту, из этапа детства в подростковый период.
В реализации программы воспитания нужно предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах школы и класса, но в то же время избрать в качестве приоритетного - существенное влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности классного коллектива.
Наличие индивидуальной работы с учащимися связано с заботой о детях, с созданием благоприятной сферы для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника, и желаемый результат можно достичь только последовательностью и согласованностью целенаправленных действий.
Программа воспитания разработана в соответствии с общешкольным проектом «Совершенствование системы воспитания в школе» и представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогического воздействия и опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа имеет классный статус и ориентирована на учащихся 5Д класса.
2. Краткая характеристика классного коллектива.
5Д – спортивный класс (хоккей), сформированный в 2014г, но являющийся хоккейной командой в течение нескольких лет. В классе 17 учащихся, все мальчики.
Ребята отличаются собранностью и вниманием, воспитана аккуратность, с желанием выполняют поручения. Коллектив класса не всегда сплочен, у ребят присутствует конкуренция между собой, что выражается и в учебе и в спорте.
По итогам обучения в прошлом году в классе было 1 отличник и 12 хорошистов. У детей развит познавательный интерес, они любопытны, любознательны, но не всегда организованны и аккуратны в учебе. Между большинством учащихся существуют доброжелательные отношения, но периодически все же возникают конфликты. В классе существует несколько лидеров. Дети активны, они предпочитают действовать, участвовать в активных формах деятельности, а не выполнять спокойную, кропотливую работу. Они очень подвижны, энергичны. Переход в среднее звено вызвал у учащихся трудности в организации процесса обучения: они стали забывать расписание занятий, номера кабинетов, не всегда полностью готовы к уроку. Поэтому одной из воспитательных задач, стоящих перед классным руководителем в этот сложный для учащихся период, считаю оказание помощи детям в организации учебной деятельности в школе и дома, развитие сознательной дисциплины, обучение навыкам самоорганизации.
Класс обладает высоким интеллектуальным потенциалом, выделяется «индивидуализмом». Весь класс вместе с родителями мотивированы на учёбу и спортивные достижения.
Трудовое воспитание направлено на бережное отношение к учебному кабинету. Помощь в воспитательной работе оказывают большая часть родителей,они активно участвуют в спортивной и школьной жизни классного коллектива. Сопровождают детей в поездках, регулярно посещают школу, интересуются учебой детей, контролируют учебную деятельность учащихся. Хорошо налажена обратная связь.
3 Проблемный анализ состояния воспитательной системы класса
В классе 17 учащихся, все мальчики. Есть дети очень мотивированные на получение отличного результата, как в учебе так и в спорте. Есть дети которые не проявляют старательности в учебе, по большому количеству предметов имеют удовлетворительную оценку.
Уровень работоспособности и сформированности учебных навыков в классе высокий. 4 класс окончили с хорошими результатами: 1 отличник и 12 хорошистов. Класс организован, но не всегда дисциплинирован. На уроках бывают проблем с дисциплиной. Учащиеся мотивированы только на хорошие и отличные оценки и на прочные знания. Практически все дети данного класса имеют высокий интеллектуальный уровень и высокую мотивацию к учебным занятиям.
В классе 17 семей: из них 12 – полных, 5 – неполных. Учащиеся занимаются в СДЮСШОР «Нефтяник».
ВЫВОД:
- Поддерживать интерес к учебе и значимости высокого уровня знаний (принимать участие в предметных школьных, городских олимпиадах, заочных интернет-конкурсах);
- Продолжать способствовать формированию доброжелательных отношений между одноклассниками;
- Включать учащихся (стараться всех) в активную творческую деятельность, продумать такие формы и методы работы, которые дадут возможность проявить самостоятельность, самоорганизацию, активность и помогут им качественно измениться;
- Продолжать привлекать родителей в учебно-воспитательный процесс класса.
4 ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
создание максимально благоприятных условий для реализации всеми учащимися класса задач интеллектуального развития и социализации.
ЗАДАЧИ:
1.Оказывать помощь в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.
2.Оказывать помощь подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности.
3.Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
4.Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
5.Формировать самостоятельность обучающихся, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
5 Основные идеи, ценности, ключевые понятия, принципы организации деятельности, этапы реализации программы.
Мы исходим из понимания того, что в воспитательной системе существует ряд закономерностей, определяющих принципы воспитательного процесса и выражающих основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы.
Первая закономерность: воспитание ребёнка совершается только на основе активности самого ребёнка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов обучающихся при определении целей и задач педагогического процесса.
Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование активности ребёнка. Говоря об активности ребёнка, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому мы опираемся, прежде всего, на потребности и мотивы ребёнка, стараемся определять, что является главным для ребёнка на данный момент.
Вторая закономерность определяет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений…
Третья закономерность: эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.
Перечисленные закономерности определяют принципы работы воспитательного процесса. Исходя из основных задач, жизнедеятельность обучающихся организуется на следующих принципах:
- Личностный подход: уважение уникальности и своеобразия каждого ребёнка, опора на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.
- Педагогическая целесообразность: это мера педагогического вмешательства, разумной достаточности; предоставление самостоятельности и возможности самовыражения личности ребёнка.
- Природосообразность: воспитание с учётом природы ребёнка, его индивидуальных, биологических, физиологических и психологических особенностей. Использование возрастно-психологической диагностики для коррекции поведения.
- Культуросообразность: рассматривается нами как формирование личности ребёнка в рамках национальной культуры, культуры отношения с природой, взаимодействия с семьёй.
- Принцип событийности: введение в жизнь ребёнка эмоционально значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел.
- Принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности классного руководителя и обучающихся предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей. В основе этого принципа — определение общих целей педагога и обучающихся, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
- Принцип социальной адекватности воспитания требует создания таких условий, при которых дети, осознавая свою социальную защищенность, в то же время формировали у себя готовность к социальной самозащите.76Критерии и показатели оценки ожидаемых результатов.
Критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни класса, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям. Критерии служат для решения внутренних задач классного руководителя, для самоанализа и самооценки работы, ориентиром для планирования учебно-воспитательного процесса.
Перечень основных критериев сводится к следующим:
- Самочувствие ребёнка в школе (критерий отношений).
- Уровень воспитанности (критерий факта).
- Воспитательный коллектив (критерий коллектива).
- Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).
- Подготовленность к жизни (критерий времени).
- Единство воспитания и диагностики (критерий системности работы).
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности , толерантности. Разработана для обучающихся 5 – 7 классов и рассчитана на три года.
Программа состоит из трёх ступеней: I ступень — 5 класс; II ступень — 6 класс; III ступень — 7 класс.
Сроки и этапы реализации программы:
I этап - 11 – 12 лет. Наряду с существующими приоритетами в обществе, есть качества которые в наше время ушли на второй план (справедливость, доброта, трудолюбие, уважение).
II этап – 13 – 14 лет. Дальнейшее совершенствование этих качеств.
III этап - 14 – 15 лет. Индивидуальная корректировка качеств.
6 Механизмы реализации модели
Работа каждой ступени строится по циклическому принципу. Программа направлена на воспитание следующих интегративных качеств: ответственность,
объективная самооценка,
дисциплина,
умение жить в коллективе.
В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил, и возможностей становления характера. В этот возрастной период происходит активизация познавательной деятельности. А это предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную,
ценностно-ориентировочную,
трудовую,
общественно-полезную,
игровую,
неформальную деятельность свободного общения.
7 Ресурсы, имеющиеся и прогнозируемые:
Правовой базой для составления программы являются:
- Конвенция ООН о правах ребёнка.
- Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”.
- Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Мин.образования России от 01.03.2003г. №30-51-131/1б).
- Методические рекомендации Мин. Образования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй (приложение к письму Мин.образования России от 31.01.2001г. № 90/30-1б).
Мы исходим так же из того, что воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности. В таком случае надо говорить о создании психолого-социально-педагогических условий, благоприятствующих развитию ребёнка, самоопределению в социуме. Процесс воспитания реализуется в деятельности, которая осуществляется ребёнком в начале, с помощью взрослых, затем — самостоятельно. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа посредством воспитания и обучения реализует заложенные психобиологические задатки, трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.. Воспитание происходит и на прошлом, и на устремлённом в будущее.
В воспитательном процессе используются разнообразные средства воспитания: игра, познание, предметно-практическая и профессиональная деятельность, окружающие личность продукты материальной культуры, элементы духовной культуры.В воспитательном процессе выделяются:
Факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников)
Факторы непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура).
Формы организации воспитания: урочная, внеурочная, внешкольная.
8 Предполагаемый результат.
Прогнозируемые результаты I ступени:
- устойчивые положительные результаты обучения;
- воспитание чувства гордости, любви к стране, Родине;
- появление интереса к историческим традициям в жизни города, родного края, страны ;
- повышение уровня социальной комфортности.
Прогнозируемые результаты I I ступени:
- проявление уважительного отношения к старшим;
- воспитание чувства гордости, любви к родному городу,
- формирование негативного отношения к вредным привычкам;
- расширение кругозора;
- активное участие родителей в жизни класса, школы.
Прогнозируемые результаты I I I ступени:
- устойчивое чувство гордости за свою страну;
- владение методами самовоспитания, самоконтроля;
- повышение интеллектуального уровня;
- проявление самостоятельной творческой активности;
- повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя.
I ступень «Я – гражданин своей страны»
Направление деятельности | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | |||
мероприятие | ответственный | мероприятие | ответственный | мероприятие | ответственный | |
Учебная деятельность | Знакомство с классом. Организационные моменты. Кл.час. История Эрмитажа. | Кл. руководитель | Информирование родителей о текущей успеваемости учащихся. Неформальные беседы. | Кл. руководитель. | Подведение итогов первой четверти. | Кл. руководитель. |
Здоровый образ жизни, ПДД, ОБЖ, | Проведение инструктажей. Занятие по пожарной безопасности. Организация питания учащихся. | Кл.руководитель | Беседа по ПДД пред каникулами. Занятие по пожарной безопасности. | Кл. руководитель. | Занятие по пожарной безопасности. | Кл. руководитель.. |
Трудовое воспитание. | Организация дежурства в классе. | Кл. руководитель. | Организация дежурства в школе. | Кл. руководства. | Беседа с учащимися о правилах поведении в столовой. | Кл. руководитель. |
Нравственное воспитание. | Беседа со школьным психологом: «Возрастные особенности среднего возраста 10-11 лет». | Психолог, кл. руководитель. | Беседа с учащимися об уважительном отношении к пожилым людям. | Кл. руководитель. | Создание фильма — поздравления ко Дню матери. Поздравление мам. | Кл. руководитель. Учащиеся. |
Работа с родителями, родительским комитетом. | Родительское собрание, знакомство, выбор родительского комитета, обсуждение организационных моментов. | Кл. руководитель. | Информирование родителей о текущей успеваемости учащихся. | Кл. руководитель. | Обсуждение текущих вопросов. | Кл. руководитель. |
Гражданско — патриотическое воспитание. | Кл. час, посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом. День памяти жертв трагедии в Беслане. | Кл. руководитель, администрация школы. | Просмотр док. Фильма «Битва Титанов. Супер серия. 1972.» | Кл. руководитель. | Создание проектных работ по теме просмотренного фильма. Творческая мастерская. | Кл. руководитель, учащиеся. |
Направление деятельности | Декабрь | Январь | Февраль | |||
мероприятие | ответственный | мероприятие | ответственный | мероприятие | ответственный | |
Учебная деятельность | Мониторинг текущей успеваемости во второй четверти. | Кл. руководитель. | Обсуждение итогов второй четверти. | Кл. руководитель, учащиеся. | Мониторинг текущей успеваемости в 3 четверти. | Кл. руководитель, учащиеся. |
Гражданско – патриотическое воспитание | Игра: «Наш адрес – Россия, Югра». | Кл. руководитель, соц. педагог. | Игра «Я защищаю честь своего региона на соревнованиях». | Кл. руководитель, учащиеся. | Смотр строя и песни. | Кл. руководитель, учитель физической культуры, музыки, заместитель директора по ВВВР. |
Здоровый образ жизни, ПДД, ОБЖ. | Беседа по теме: «Правильное питание для спортсменов». | Кл. руководитель, учащиеся. | Кл. час. Беседа по теме: «Химический состав продуктов быстрого питания». | Кл. руководитель, учащиеся. | Представление проектных работ по теме: «Свойства химических элементов в продуктах питания». | Кл. руководитель, учащиеся. |
Трудовая деятельность. | Выпуск газеты к Новому году. | Кл. руководитель, учащиеся. | Дежурство по школе. | Учащиеся. | Генеральная уборка в классе. | Учащиеся. |
Работа с активом класса, родительским комитетом. | Подготовка к новогоднему празднику. Родительское собрание: «Профилактика рискованного поведения у детей и подростков». | Родительский комитет. Кл. руководитель, психолог школы. | Кл. час: «Откровенный разговор о нас самих». | Кл. руководитель, учащиеся. | Подготовка к Смотру строя и песни. Выпуск газеты ко Дню защитника Отечества. – творческая мастерская. | Кл. руководитель, родительский комитет, учащиеся. |
Нравственное воспитание. | Встреча с психологом. Кл. час. «Права и обязанности детей». | Психолог, кл. руководитель. | Беседа на тему: « Как решать межличностные конфликты. Способы и методы.» | Кл. руководитель, учащиеся. | Беседа на тему: «Что значит быть спортсменом?». | Кл. руководитель, учащиеся. |
Направление деятельности | Март | Апрель | Май | |||
мероприятие | ответственный | мероприятие | ответственный | мероприятие | ответственный | |
Учебная деятельность | Текущая успеваемость в 3 четверти. | Кл. руководитель. | Итоги 3 четверти. | Кл. руководитель. | Итоги 4 четверти. Рейтинг учащихся за 5 класс. | Кл. руководитель. |
Гражданско – патриотическое воспитание | Кл. час: беседа «Славные сыны отечества» Военно- начальники, ученые, спортсмены. | Кл. руководитель, учащиеся. | Кл. час. «Мои права и обязанности, как гражданина страны, честь, которой я защищаю». | Кл. руководитель, учащиеся. | Празднование Дня Победы. Беседа на тему: «Какими были эти люди? Те, кто защитил страну.» | Кл. руководитель, администрация школы. |
Здоровый образ жизни, ПДД, ОБЖ | Инструктаж по ПДД во время весенних каникул. | Кл. руководитель. | Беседа на тему: «Вредные привычки для человека, спортсмена». | Кл. руководитель, учащиеся. | Целевой инструктаж на тему: «Правила поведения на время летних каникул». | Кл. руководитель. |
Трудовая деятельность | Генеральная уборка. | Кл. руководитель, учащиеся. | Дежурство по школе. | Кл .руководитель, учащиеся | Генеральная уборка. | Кл. руководитель, учащиеся. |
Нравственное воспитание | Кл. час. Беседа на тему: «Я – объект или субъект? Могу ли я противостоять?» | Кл. руководитель. | Кл. час. Беседа на тему: «Наши отношения в классе». | Кл. руководитель. | Кл.час. Беседа на тему: «Нам есть, чем гордиться». | Кл. руководитель, учащиеся. |
Работа с активом класса, родительским комитетом. | Родительское собрание по текущей успеваемости учащихся и окончанию 3 четверти. Лекторий: «Ребенок учиться тому, что видит у себя в дому». | Кл. руководитель. | Информирование родителей о текущей успеваемости учащихся. | Кл. руководитель. | Кл. час по итогам 4 четверти и 2014-2015 учебного года. | Кл. руководитель. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы "Я - гражданин".
Воспитательная система создается усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их...
Программа воспитательной работы "Я - гражданин Великой России"
Программа воспитательной работы направлениа на воспитание ребенка в социуме, ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровь...
Программа воспитательной работы "Путь к своему Я" 11 класс
Воспитание – это целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опыто...
Программа внеурочной деятельности "Я гражданин своей страны " 9 класс
quot;Я гражданин своей страны " 9 класс...
Я - гражданин своей страны 6 класс
Рабочая программа реализации гражданско-правового воспитания...
Я - гражданин своей страны 7 класс
Рабочая программа по реализации гражданско-правового воспитания...
Я - гражданин своей страны 8 класс
Рабочая программа по реализации гражданско-правового воспитания...