Программа внеурочной деятельности "Я гражданин своей страны " 9 класс
рабочая программа (9 класс)

Гончарук Маргарита Андреевна

"Я гражданин своей страны " 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_9_kl_grazhdanin.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Формирование гражданской ответственности на основе признания прав и свобод личности является одной из важных задач современной российской школы. Программа внеурочной деятельности «Я - гражданин России» составлена на основе программы гражданского образования в Российской Федерации. Наличие у молодежи осознанной гражданской позиции особенно важно сегодня. Быть гражданином – значит быть патриотом, а чтобы быть патриотом, нужно хорошо знать свою Родину. В обязательном минимуме содержания основных образовательных программ, Россия как страна фактически не представлена. Тем самым современный молодой гражданин России не имеет целостного представления о стране, в которой ему предстоит жить и трудиться.

Особенностью курса выступает ярко выраженная региональная составляющая. Школьники смогут познакомиться как с общими тенденциями развития России, так и с их специфическим проявлением в Хабаровского края.

Цель курса

формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи); создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи курса:

  1. Формировать у учащихся патриотизм как социальное ответственное гражданство;
  2. Воспитывать у старшеклассников активную жизненную позицию и гражданскую политическую культуру;
  3. Развивать у школьников умение работать с различными видами источников.

Программа направлена на формирование следующих ценностей: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение и долг перед Отечеством; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода и ответственность: долг перед старшими поколениями и семьёй; межэтнический мир; доверие к людям.


Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Формы проведения занятий: лекции, семинары, дискуссии, урок-практикум, защита проекта.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты: задуматься о сущности патриотизма, о его важности для успешного развития страны в современном мире, выразить своё отношение к патриотизму «словесному» и «деятельностному», осознать свою принадлежность к России, российскому народу; уважительно относиться к символам своей страны, объяснять значение понятия «Родина», признавать важность личного участия в делах во благо Родины; проводить самооценку своих личностных качеств и поступков, соотносить их с патриотизмом.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • Познавательные УУД: создавать образцы местной символики, проводить самостоятельно интервью, разрабатывать и представлять мири – проекты, связанные с развитием своего города, объяснять, как патриотизм может проявляться в поступках человека; умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • Коммуникативные УУД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные результатыперечислять и описывать государственные символы России, рассказывать о российской символике: её истории и современности; идентифицировать поступки и дела, связанные с патриотическим отношением человека к своей стране, называть праздники, связанные со становлением современной государственности, исторических деятелей, внёсших свой вклад в развитие и процветание России, примеры достижений России в мировой истории.

 

Содержание программы «Я - Гражданин России»

  1. Введение. Цели и задачи курса. (1 час)
  2. Наша Родина – Россия (4 часа)

Наша Родина-Россия.  Официальная государственная символика России. Административно-территориальное деление России. Москва и Санкт-Петербург – города федерального значения – субъекты Российской Федерации.

  1. Великие национальные достижения (5 часов)

Великие национальные достижения. Достижения в области культуры. Достижения в области образования, науки и техники. Великие достижения Хабаровского края.

  1. Государство и гражданское общество в современной России (10 часов)

Государство и гражданское общество в современной России. Президент России – выразитель общенациональных интересов. Государственная власть в России. Местное самоуправление в России. Политические партии. Семинар: «Политические партии России». Гражданское общество и его роль в развитии демократии в стране. Государственная власть в Хабаровском крае . Местное самоуправление в Хабаровском крае. Практикум: «Местное самоуправление в Хабаровском крае».

  1. Мы - граждане Российской Федерации (10 часов)

Мы – граждане Российской Федерации. Выборы власти – конституционное право и долг гражданина. Избирательный процесс. Семинар: «Избирательный процесс в России». Практикум: «Работа на выборах». Гражданская политическая культура. Диспут: «Молодежь и гражданская политическая культура».

  1. Заключение. Круглый стол «Мой гражданский проект» (4 часа)

Учебно-тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Форма проведения занятия

Введение. Цели и задачи курса. (1 час)

1.

Введение. Цели и задачи курса.

1

лекция

Наша Родина – Россия (4 часа)

2.

Наша Родина-Россия

1

лекция

3.

Официальная государственная символика России

1

семинар

4.

Административно-территориальное деление России

1

семинар

5.

Москва и Санкт-Петербург – города федерального значения – субъекты Российской Федерации

1

дискуссия

Великие национальные достижения (5 часов)

6.

Великие национальные достижения

1

семинар

7.

Достижения в области культуры

1

семинар

8.

Достижения в области образования, науки и техники

1

семинар

9.

Великие достижения Хабаровского края

1

урок-презентация

10.

Памятные даты и праздничные традиции народов России

1

Государство и гражданское общество в современной России (10 часов)

11.

Государство и гражданское общество в современной России

1

лекция

12.

Президент России – выразитель общенациональных интересов

1

лекция

13.

Государственная власть в России

1

семинар

14.

Местное самоуправление в России

1

практикум

15.

Политические партии

1

Урок-презентация

16.

Семинар: «Политические партии России»

1

семинар

17.

Гражданское общество и его роль в развитии демократии в стране

1

семинар

18.

Государственная власть в Хабаровском крае.

1

семинар

19

Местное самоуправление в Хабаровском крае.

1

семинар

20.

Практикум: «Местное самоуправление в Хабаровском крае»

1

практикум

Мы - граждане Российской Федерации (10 часов)

21.

Мы – граждане Российской Федерации

1

лекция

22.

Выборы власти – конституционное право и долг гражданина

1

лекция

23-24

Избирательный процесс

2

практикум

25.

Семинар: «Избирательный процесс в России»

1

семинар

26-27

Практикум: «Работа на выборах»

2

практикум

28-29

Гражданская политическая культура

2

семинар

30.

Диспут: «Молодежь и гражданская политическая культура»

1

диспут

Заключение. Круглый стол «Мой гражданский проект» (4 часа)

31-34

Круглый стол «Мой гражданский проект»

4

защита проекта

Учебно-методический комплекс

Литература для учителя:

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Айрис-Пресс, 2004.

2. Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы. /Под ред. Е. А. Данилова, О. Е. Кутафина. – М.: Юрид. лит., 1994.

3. Ищенко, В. М. Изучаем конституцию Российской Федерации. – Чебоксары.: КЛИО, 1997.

4. Основы государства и права /Под ред. О. Е. Кутафина. – М.: Юрист, 1996.

5. Правоведение /Под ред. О. Е. Кутафина. – М.: Юрист, 2005. 12

6. Пронькин, В. Н., Гутников, А. Б. Живое право. –Спб., 2000.

7. Романовский, В. К. Символы российской государственности, 2001.

8. Степанько, С. Н., Правоведение. 8-9 классы. Изучаем конституцию. – Волгоград: Учитель, 2007.

Литература для обучающихся:

1. Автономов В. С. Мир и Россия. Материалы для размышления и дискуссий. М., 1999

2. Алексеев С. С., Право: законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения, 9 – 11 классы, М., 1998.

3. Введение в обществознание, 8 – 9 класс, под редакцией Боголюбова Л. Н., М., 2002.

4. Иовщик Т. А., Пригодин Е. Г., Башев В. В., Дорохова А. В., Ходос Е. А. Введение в современные социальные проблемы, учебное пособие для учащихся, М., 2002.

5. Никитин А. Ф. Право и политика. М. 2004.

6. Правоведение. 10 – 11 классы, под редакцией Никитина А. Ф., М. «Просвещение», 2004.

7. Право и политика, 9 – 11 класс, под редакцией Никитина А. Ф., М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Зажги свою звезду"

В новом учебном году предстоит работать в 5 классе по ФГОС. Составила программу внеурочной деятельности как классный руководитель.  Хотелось бы узнать мнение коллег. Программа предусматривает раз...

Программа внеурочной деятельности "Путешествие в страну Геометрию"

Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли....

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Познай свой край»

Краеведение  - одно из направлений воспитания личности.Краеведение связано с экскурсиями и походами по родному краю.школьное краеведение связано с ситуациями поиска, исследования....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Путешествие по стране изучаемого языка» Класс: 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Путешествие по стране изучаемого языка»Класс: 5...

Программа внеурочной деятельности "Гражданин современной России"

Формирование гражданской ответственности на основе признания прав и свобод личности является одной из важных задач современной российской школы. Программа внеурочной деятельности «Гражданин совр...

Программа внеурочной деятельности «Общефизическая подготовка («Страна здоровья»)» 3–4 класс

Программа  внеурочной деятельности  «Страна здоровья»   34 часа для 3–4 класса. Программа  «Планета знаний» ...

Читая "Алису в Стране Чудес" рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 7 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся 7 классов с целью совершенствования навыков чтения, монологической речи на основе прочитанного, обогащения лексического запа...