Программа внеурочной деятельности "Я гражданин своей страны " 9 класс
рабочая программа (9 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Формирование гражданской ответственности на основе признания прав и свобод личности является одной из важных задач современной российской школы. Программа внеурочной деятельности «Я - гражданин России» составлена на основе программы гражданского образования в Российской Федерации. Наличие у молодежи осознанной гражданской позиции особенно важно сегодня. Быть гражданином – значит быть патриотом, а чтобы быть патриотом, нужно хорошо знать свою Родину. В обязательном минимуме содержания основных образовательных программ, Россия как страна фактически не представлена. Тем самым современный молодой гражданин России не имеет целостного представления о стране, в которой ему предстоит жить и трудиться.
Особенностью курса выступает ярко выраженная региональная составляющая. Школьники смогут познакомиться как с общими тенденциями развития России, так и с их специфическим проявлением в Хабаровского края.
Цель курса
формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи); создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи курса:
- Формировать у учащихся патриотизм как социальное ответственное гражданство;
- Воспитывать у старшеклассников активную жизненную позицию и гражданскую политическую культуру;
- Развивать у школьников умение работать с различными видами источников.
Программа направлена на формирование следующих ценностей: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение и долг перед Отечеством; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода и ответственность: долг перед старшими поколениями и семьёй; межэтнический мир; доверие к людям.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Формы проведения занятий: лекции, семинары, дискуссии, урок-практикум, защита проекта.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты: задуматься о сущности патриотизма, о его важности для успешного развития страны в современном мире, выразить своё отношение к патриотизму «словесному» и «деятельностному», осознать свою принадлежность к России, российскому народу; уважительно относиться к символам своей страны, объяснять значение понятия «Родина», признавать важность личного участия в делах во благо Родины; проводить самооценку своих личностных качеств и поступков, соотносить их с патриотизмом.
Метапредметные результаты:
- Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- Познавательные УУД: создавать образцы местной символики, проводить самостоятельно интервью, разрабатывать и представлять мири – проекты, связанные с развитием своего города, объяснять, как патриотизм может проявляться в поступках человека; умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- Коммуникативные УУД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Предметные результаты: перечислять и описывать государственные символы России, рассказывать о российской символике: её истории и современности; идентифицировать поступки и дела, связанные с патриотическим отношением человека к своей стране, называть праздники, связанные со становлением современной государственности, исторических деятелей, внёсших свой вклад в развитие и процветание России, примеры достижений России в мировой истории.
Содержание программы «Я - Гражданин России»
- Введение. Цели и задачи курса. (1 час)
- Наша Родина – Россия (4 часа)
Наша Родина-Россия. Официальная государственная символика России. Административно-территориальное деление России. Москва и Санкт-Петербург – города федерального значения – субъекты Российской Федерации.
- Великие национальные достижения (5 часов)
Великие национальные достижения. Достижения в области культуры. Достижения в области образования, науки и техники. Великие достижения Хабаровского края.
- Государство и гражданское общество в современной России (10 часов)
Государство и гражданское общество в современной России. Президент России – выразитель общенациональных интересов. Государственная власть в России. Местное самоуправление в России. Политические партии. Семинар: «Политические партии России». Гражданское общество и его роль в развитии демократии в стране. Государственная власть в Хабаровском крае . Местное самоуправление в Хабаровском крае. Практикум: «Местное самоуправление в Хабаровском крае».
- Мы - граждане Российской Федерации (10 часов)
Мы – граждане Российской Федерации. Выборы власти – конституционное право и долг гражданина. Избирательный процесс. Семинар: «Избирательный процесс в России». Практикум: «Работа на выборах». Гражданская политическая культура. Диспут: «Молодежь и гражданская политическая культура».
- Заключение. Круглый стол «Мой гражданский проект» (4 часа)
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения занятия |
Введение. Цели и задачи курса. (1 час) | |||
1. | Введение. Цели и задачи курса. | 1 | лекция |
Наша Родина – Россия (4 часа) | |||
2. | Наша Родина-Россия | 1 | лекция |
3. | Официальная государственная символика России | 1 | семинар |
4. | Административно-территориальное деление России | 1 | семинар |
5. | Москва и Санкт-Петербург – города федерального значения – субъекты Российской Федерации | 1 | дискуссия |
Великие национальные достижения (5 часов) | |||
6. | Великие национальные достижения | 1 | семинар |
7. | Достижения в области культуры | 1 | семинар |
8. | Достижения в области образования, науки и техники | 1 | семинар |
9. | Великие достижения Хабаровского края | 1 | урок-презентация |
10. | Памятные даты и праздничные традиции народов России | 1 | |
Государство и гражданское общество в современной России (10 часов) | |||
11. | Государство и гражданское общество в современной России | 1 | лекция |
12. | Президент России – выразитель общенациональных интересов | 1 | лекция |
13. | Государственная власть в России | 1 | семинар |
14. | Местное самоуправление в России | 1 | практикум |
15. | Политические партии | 1 | Урок-презентация |
16. | Семинар: «Политические партии России» | 1 | семинар |
17. | Гражданское общество и его роль в развитии демократии в стране | 1 | семинар |
18. | Государственная власть в Хабаровском крае. | 1 | семинар |
19 | Местное самоуправление в Хабаровском крае. | 1 | семинар |
20. | Практикум: «Местное самоуправление в Хабаровском крае» | 1 | практикум |
Мы - граждане Российской Федерации (10 часов) | |||
21. | Мы – граждане Российской Федерации | 1 | лекция |
22. | Выборы власти – конституционное право и долг гражданина | 1 | лекция |
23-24 | Избирательный процесс | 2 | практикум |
25. | Семинар: «Избирательный процесс в России» | 1 | семинар |
26-27 | Практикум: «Работа на выборах» | 2 | практикум |
28-29 | Гражданская политическая культура | 2 | семинар |
30. | Диспут: «Молодежь и гражданская политическая культура» | 1 | диспут |
Заключение. Круглый стол «Мой гражданский проект» (4 часа) | |||
31-34 | Круглый стол «Мой гражданский проект» | 4 | защита проекта |
Учебно-методический комплекс
Литература для учителя:
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Айрис-Пресс, 2004.
2. Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы. /Под ред. Е. А. Данилова, О. Е. Кутафина. – М.: Юрид. лит., 1994.
3. Ищенко, В. М. Изучаем конституцию Российской Федерации. – Чебоксары.: КЛИО, 1997.
4. Основы государства и права /Под ред. О. Е. Кутафина. – М.: Юрист, 1996.
5. Правоведение /Под ред. О. Е. Кутафина. – М.: Юрист, 2005. 12
6. Пронькин, В. Н., Гутников, А. Б. Живое право. –Спб., 2000.
7. Романовский, В. К. Символы российской государственности, 2001.
8. Степанько, С. Н., Правоведение. 8-9 классы. Изучаем конституцию. – Волгоград: Учитель, 2007.
Литература для обучающихся:
1. Автономов В. С. Мир и Россия. Материалы для размышления и дискуссий. М., 1999
2. Алексеев С. С., Право: законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения, 9 – 11 классы, М., 1998.
3. Введение в обществознание, 8 – 9 класс, под редакцией Боголюбова Л. Н., М., 2002.
4. Иовщик Т. А., Пригодин Е. Г., Башев В. В., Дорохова А. В., Ходос Е. А. Введение в современные социальные проблемы, учебное пособие для учащихся, М., 2002.
5. Никитин А. Ф. Право и политика. М. 2004.
6. Правоведение. 10 – 11 классы, под редакцией Никитина А. Ф., М. «Просвещение», 2004.
7. Право и политика, 9 – 11 класс, под редакцией Никитина А. Ф., М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/01/picture-466699-1406901194.jpg)
Программа внеурочной деятельности "Зажги свою звезду"
В новом учебном году предстоит работать в 5 классе по ФГОС. Составила программу внеурочной деятельности как классный руководитель. Хотелось бы узнать мнение коллег. Программа предусматривает раз...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/03/picture-277935-1375558162.jpg)
Программа внеурочной деятельности "Путешествие в страну Геометрию"
Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/19/picture-696369-1545222350.jpg)
ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Познай свой край»
Краеведение - одно из направлений воспитания личности.Краеведение связано с экскурсиями и походами по родному краю.школьное краеведение связано с ситуациями поиска, исследования....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-969055-1509897220.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Путешествие по стране изучаемого языка» Класс: 5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Путешествие по стране изучаемого языка»Класс: 5...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/28/picture-1075074-1540719279.jpg)
Программа внеурочной деятельности "Гражданин современной России"
Формирование гражданской ответственности на основе признания прав и свобод личности является одной из важных задач современной российской школы. Программа внеурочной деятельности «Гражданин совр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/11/picture-417639-1394526919.jpg)
Программа внеурочной деятельности «Общефизическая подготовка («Страна здоровья»)» 3–4 класс
Программа внеурочной деятельности «Страна здоровья» 34 часа для 3–4 класса. Программа «Планета знаний» ...
Читая "Алису в Стране Чудес" рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 7 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся 7 классов с целью совершенствования навыков чтения, монологической речи на основе прочитанного, обогащения лексического запа...