Я - гражданин своей страны 6 класс
рабочая программа (6 класс)

Веселова Мария Маратовна

Рабочая программа реализации гражданско-правового воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-_grazhdanin_6.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 315

Пушкинского района Санкт–Петербурга

Принято

Педагогическим советом ГБОУ школы № 315 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Протокол от «___» ________ 201__ г. № ___

Утверждаю

Приказ от «___» ________ 201__ г. № ___

Директор _____________ А.А. Миренкова

«Согласовано»

методическим объединением

учителей ________________________

Протокол от «___» ________ 201__ г. № ___

«Согласовано»

Руководитель структурного подразделения Отделение дополнительного образования детей

____________________________ /                                               /

«___» ________ 201__ г.

Рабочая программа

Внеурочной деятельности

Патриотическое направление

Я – гражданин

Для 6 класса

Срок реализации 1 год

Составитель

Веселова Мария Маратовна

Учитель истории и обществознания

Санкт-Петербург, Пушкин

2018– 2019 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности, в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я», как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

  1. Общие цели внеурочного образования с учётом специфики курса «Я - гражданин»

Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям. Преподавание прав человека – это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.

Цель обучения: последовательное формирование гражданской позиции учащихся через организацию понимания происходящих общественных процессов, ориентированы на социальную практику школьников и накопление личного социального, позитивного опыта.

Задачи обучения:

– содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового образа жизни;

– помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; формирование патриотизма, активной гражданской позиции, 

– обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.

– формирование нравственной основы личности творческих способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков поведения в социуме;

  1. Общая характеристика внеурочного курса «Я - гражданин»

Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).

Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.

  1. Описание места курса в учебном плане школы

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа и отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочного курса «Я - гражданин»

Личностные результаты:

– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, 

– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей, 

– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,

Предметные результаты:

– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность; 

– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;

– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

  1. Содержание программы внеурочного курса «Я - гражданин» для 6 класса

Вводный урок (1 ч.)

Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома.

Глава 1. Я и Россия (13 ч.)

Создание психолого – педагогических условий для формирования общероссийской идентичности. Из Федерального закона «О гарантиях прав коренных и малочисленных народов РФ». «Сказки и легенды разных народов»

Обсуждение различных точек зрения. Работа с текстами. «Обычаи и традиции народов России». Гербы регионов РФ. Гимн РФ и субъектов РФ. Сравнительная характеристика.

Глава 2. Я и семья (7 ч.)

Судьба моего родственника, моей семьи. Домашние традиции. Моя роль в семье и государстве.

Глава 3. Я и культура (13 ч.)

Образ России в работах художников, музыкантов, фотографов, писателей

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Используемый учебно-методический комплекс:

1. Гребенкина Л.К. и др. Сценарии классных часов./ М.:Центр «Педагогический поиск», 2003.

2. Внеклассные мероприятия: 6 класс / Авт.-сост. О.Г.Черных, А.А.Дмитриева. – М.: ВАКО, 2008

3.Лебедева О.В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности. 5 – 10 классы. – М.: ТЦ Сфера,2006.

4. Морозова Л.П. Классные часы. 6 класс. – Изд.2, переработанное.- Волглград: ИТД «Корифей».

5. Побединская Л.А. Классный час играючи. Выпуск 4. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

Интернет-ресурсы:

http://www.proshkolu.ru

http:/ /www. metodsovet

http://krasnoe.tv/frontPage

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola

Материально-технический ресурс:

-компьютерная техника, программное обеспечение,

-плакаты, таблицы,

-материалы и инструменты: цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы, линейка, цветные карандаши, альбом

Формы и режим занятий:

Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса – благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. Занятия после уроков очень привлекательны для ребят. В свободное от уроков время можно заняться творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка. Очень важно заинтересовать ребёнка занятиями, чтобы внеурочное время превратилось в пространство для воспитания и образования.

Формы работы: игры, соревнования, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, анкетирование, часы общения, экскурсии, предметные недели, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, конкурсы, тематические беседы, коллективные творческие дела, викторины, проекты.

7. Требования к результатам обучения

-сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;

-получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;

-получат возможность участвовать в КТД; участвовать в проектной деятельности;

-узнают о профессиях людей, своих родителей; о том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

-сформированы понятия «родня», «дружба», «Отечество»;

-получат возможность участвовать в коллективных творческих делах, в проектной деятельности.

-сформировано умение беречь природу; интерес к участию в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности;

-сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.

-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

-получат возможность участвовать в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.


Учебно-тематическое планирование курса «Я – гражданин»:

№ п/п

Разделы

Количество часов

1

Вводный урок

1

2

Глава 1. Я и Россия

13

3

Глава 2. Я и семья

7

4

Глава 3. Я и культура

13

ИТОГО:

34

                                               


8.Тематическое планирование

«Я – гражданин» (34 ч.)

№ п/п

Содержание (раздела, темы)

Количество часов

Дата

Содержание деятельности

1

Вводный урок

1

4.09

Беседа

Глава 1. Я и Россия (13 ч.)

2,3

Общероссийская идентичность

2

11.09

18.09

Беседа

4,5

О гарантиях прав коренных и малочисленных народов

2

25.09

2.10

Практическое занятие

6,7

Сказки и легенды разных народов России

2

9.10

16.10

Практическое занятие

8,9

Обычаи и традиции народов России

2

23.10

6.11

Практическое занятие

10,11

Государственные символы народов РФ

2

13.11

20.11

Проектная деятельность

12,13

Дискуссионный курс «Об отношениях между разными народами в России»

2

27.11

4.12

Дискуссия

14

Игра – викторина «Малочисленные народы России»

1

11.12

Игра

Глава 2. Я и семья (7 ч.)

15,16,17

История страны – история семьи

3

18.12

25.12

15.01

Проектная деятельность

18

Традиции моей семьи

1

2.01

Проектная деятельность

19,20

Профессия моих предков

2

29.01

5.02

Проектная деятельность

21

Как я связан с Россией

1

12.02

Проектная деятельность

Глава 3. Я и культура (13 ч.)

22

Русские композиторы о защитниках Родины

1

19.02

Проектная деятельность

23

Современные музыканты о России

1

26.02

Проектная деятельность

24,25,26

Стихотворения отечественных авторов о России

3

5.03

12.03

19.03

Практическое занятие

27,28

Стихотворения зарубежных авторов о России

2

26.03

2.04

Практическое занятие

29,30

Россия в картинах художников

2

9.04

16.04

Практическое занятие

31,32

Образ России в современных фотографиях

2

23.04

30.04

Проектная деятельность

33

Игра- викторина «Культурная страна»

1

14.05

Игра

34

Заключительный урок

1

21.05

Беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я гражданин своей страны и края своего!"

Классный час посвящён символам государственности Ульяновской области....

презентация к родительскому собранию "Я - гражданин своей страны"

Вашему вниманию предлагается презентация к родительскому собранию на тему "Я - гражданин своей страны", которая поможет классному руководителю постороить беседу на аданную тему, в презентации представ...

Я -гражданин своей страны

Программа внеурочной деятельности учащихся...

Программа воспитательной работы «Я – гражданин своей страны» для 5 класса

В рамках реализации программы воспитательной работы «Я – гражданин своей страны» применяются следующие формы взаимодействия с родителями: творческие мастерские, родительские лектории и собрания, совме...

Я - гражданин своей страны 7 класс

Рабочая программа по реализации гражданско-правового воспитания...

Я - гражданин своей страны 8 класс

Рабочая программа по реализации гражданско-правового воспитания...