Я - гражданин своей страны 8 класс
рабочая программа (8 класс)
Рабочая программа по реализации гражданско-правового воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-_grazhdanin_8b.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 315
Пушкинского района Санкт–Петербурга
Принято Педагогическим советом ГБОУ школы № 315 Пушкинского района Санкт-Петербурга Протокол от «___» ________ 202__ г. № ___ | Утверждаю Приказ от «___» ________ 202__ г. № ___ Директор _____________ А.А. Миренкова |
«Согласовано» методическим объединением учителей ________________________ Протокол от «___» ________ 202__ г. № ___ | «Согласовано» Руководитель структурного подразделения Отделение дополнительного образования детей ____________________________ / / «___» ________ 202__ г. |
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
Духовно - нравственное направление
Я- гражданин
Для 8Б класса
Срок реализации 1 год
Составитель
Веселова Мария Маратовна
Учитель истории и обществознания
Первая квалификационная категория
Санкт-Петербург, Павловск
2020– 2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин» составлена на основе:
- Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
- Федерального Государственного Образовательного Стандарта;
- Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений. Приказ Минобранауки России от 4 октября 2010г. №986, зарегистрированы в Минюсте России3.02.2011г. регистрационный номер 19682;
- СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном учреждении».
- Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005г. №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»;
- Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
- Положения ГБОУ СОШ №315 «Об организации внеурочной деятельности»;
- Положения ГБОУ СОШ №315 «О рабочей программе по внеурочной деятельности».
- Общие цели внеурочного образования с учётом специфики курса «Я - гражданин»
Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям. Преподавание прав человека – это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.
Цель обучения: последовательное формирование гражданской позиции учащихся через организацию понимания происходящих общественных процессов, ориентированы на социальную практику школьников и накопление личного социального, позитивного опыта.
Задачи обучения:
– содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового образа жизни;
– помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; формирование патриотизма, активной гражданской позиции,
– обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.
– формирование нравственной основы личности творческих способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков поведения в социуме;
- Общая характеристика внеурочного курса «Я - гражданин»
Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).
Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.
- Описание места курса в учебном плане школы
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа и отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса. При реализации рабочей программы используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. В программе данного курса 34 часа (весь курс) проводится с использованием дистанционных образовательных технологий.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочного курса «Я - гражданин»
Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность;
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
Содержание внеурочного курса «Я- гражданин» для 8 класса
Мы – россияне (11 ч.)
Граждане России – россияне. Россия – многонациональное государство. Особенности территориального устройства страны. Культурное многообразие народов России. Традиции, обычаи, праздники народов России. Многообразие и единство нашей страны. Экскурсия в Краеведческий музей. Малая родина в составе России. Конкурс стихов о России.
Российская государственность (8 ч.)
Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Как формируется государственная власть. Ветви власти. Органы власти в России: правительство, парламент, суд. Ролевая игра «Выборы». Власть и политика. Встреча с депутатом. Участие граждан в управлении страной. Демократия – власть народа: история и современность. Признаки правового государства. Власть закона как основа правового государства. Право и правовая культура. Взаимодействие государства и гражданского общества в решении общественных проблем. Виртуальная экскурсия. Ценности и принципы демократии.
Гражданин в экономических отношениях (7 ч.)
Государство в экономической жизни людей – история и современность. Понятие «экономика». Частная собственность и ее роль в обществе. Гражданский кодекс РФ. Государство в экономической жизни людей – история и современность. Экономические функции государства. Занятость и трудоустройство в современной России. Экскурсия в банк «Роль банков в экономике». Встреча с работником налоговой инспекции «Налоговая политика государства».
Россия в современном мире (8 ч.)
Современное российское общество и тенденции его развития. Представления об историческом времени. Прогресс и регресс в развитии общества. Научные открытия и технические достижения. Встреча с представителями религиозных конфессий. Создание презентаций «Экологические проекты в России и мире». Конфликты между государствами. Международные отношения. Войны в истории человечества и России. Может ли человечество жить без войн. Международный терроризм как острая проблема современного мира. Пацифисты. Диспут «Современный мир».
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Используемый учебно-методический комплекс:
1. Гребенкина Л.К. и др. Сценарии классных часов. / М.:Центр «Педагогический поиск», 2003.
2. Внеклассные мероприятия: 8 класс / Авт.-сост. О.Г.Черных, А.А.Дмитриева. – М.: ВАКО, 2008
3.Лебедева О.В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности. 5 – 10 классы. – М.: ТЦ Сфера,2006.
4. Морозова Л.П. Классные часы.8 класс. – Изд.2, переработанное. - Волгоград: ИТД «Корифей».
5. Побединская Л.А. Классный час играючи. Выпуск 4. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Интернет-ресурсы:
http:/ /www. metodsovet
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Материально-технический ресурс:
-компьютерная техника, программное обеспечение,
-плакаты, таблицы,
-материалы и инструменты: цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы, линейка, цветные карандаши, альбом
Формы и режим занятий:
Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса – благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. Занятия после уроков очень привлекательны для ребят. В свободное от уроков время можно заняться творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка. Очень важно заинтересовать ребёнка занятиями, чтобы внеурочное время превратилось в пространство для воспитания и образования.
Формы работы: игры, соревнования, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, анкетирование, часы общения, экскурсии, предметные недели, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, конкурсы, тематические беседы, коллективные творческие дела, викторины, проекты.
Требования к результатам обучения
-сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;
-получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;
-получат возможность участвовать в КТД; участвовать в проектной деятельности;
-узнают о профессиях людей, своих родителей; о том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
-сформированы понятия «родня», «дружба», «Отечество»;
-получат возможность участвовать в коллективных творческих делах, в проектной деятельности.
-сформировано умение беречь природу; интерес к участию в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности;
-сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
-получат возможность участвовать в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.
Учебно-тематическое планирование внеурочного курса «Я – гражданин»
№ | Наименование раздела, темы | Кол- во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Мы – россияне | 11 | 5,5 | 5,5 | |
Российская государственность | 8 | 4 | 4 | |
Гражданин в экономических отношениях | 7 | 3,5 | 3,5 | |
Россия в современном мире | 8 | 4 | 4 | |
Итого: | 34 | 17 | 17 |
Тематическое планирование (34 ч.)
№ | Темы занятий | Количество часов | Форма организации деятельности | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Мы - россияне (11ч.) | ||||||
1 | Граждане России – россияне. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | Тест |
2-3 | Россия – многонациональное государство. | 2 | 1 | 1 | Беседа | Тест |
4-5 | Особенности территориального устройства страны. | 2 | 1 | 1 | Беседа | Тест |
6-7 | Традиции, обычаи, праздники народов России. | 2 | 1 | 1 | Беседа | Тест |
8-9 | Малая Родина в составе России. | 2 | 1 | 1 | Беседа | Рисунок |
10-11 | Россия – Родина моя. | 2 | 1 | 1 | Беседа | Рисунок |
Российская государственность (8ч) | ||||||
12-13 | Государство на страже закона, прав и свобод граждан. | 2 | 1 | 1 | Беседа просмотр фильмов | |
14-15 | Органы власти в России. Ветви власти. | 2 | 1 | 1 | Просмотр фильма, беседа | Тест |
16-17 | Власть и политика. | 2 | 1 | 1 | Ролевые игры | Рисунок |
18-19 | Демократия – власть народа: история и современность. | 2 | 1 | 1 | ||
Гражданин в экономических отношениях (7ч.) | ||||||
20 | Государство в экономической жизни людей. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, просмотр фильмов | Рисунок |
21 | Гражданский кодекс РФ. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | Тест |
22-23 | Занятость и трудоустройство в современной России. | 2 | 1 | 1 | Беседа | Тест |
24-25 | Роль банков в экономике. | 2 | 1 | 1 | Беседа | Рисунок |
26 | Налоговая политика государства. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | |
«Ученик и его здоровье» (8ч.) | ||||||
27-28 | Современное российское общество и тенденции его развития. | 2 | 1 | 1 | Беседа | Тест |
29 | Научные открытия и технические достижения. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | Тест |
30-31 | Многообразие религиозных конфессий. | 2 | 1 | 1 | Беседа | Тест |
32-33 | Экологические проекты в России и мире. | 2 | 1 | 1 | Беседа | Рисунок |
34 | Может ли человечество жить без войн. | 1 | 0,5 | 0,5 | Дискуссия |
Лист корректировки
По внеурочному курсу «Я - гражданин»
8Б класс
№ урока по плану | № урока по факту | Тема по плану | Тема по факту | Причина коррекции | Способ коррекции |
«_____» __________________ 20_____г.
Учитель: Веселова М. М. /_________________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я гражданин своей страны и края своего!"
Классный час посвящён символам государственности Ульяновской области....
презентация к родительскому собранию "Я - гражданин своей страны"
Вашему вниманию предлагается презентация к родительскому собранию на тему "Я - гражданин своей страны", которая поможет классному руководителю постороить беседу на аданную тему, в презентации представ...
Я -гражданин своей страны
Программа внеурочной деятельности учащихся...
Программа воспитательной работы «Я – гражданин своей страны» для 5 класса
В рамках реализации программы воспитательной работы «Я – гражданин своей страны» применяются следующие формы взаимодействия с родителями: творческие мастерские, родительские лектории и собрания, совме...
Программа внеурочной деятельности "Я гражданин своей страны " 9 класс
quot;Я гражданин своей страны " 9 класс...
Я - гражданин своей страны 6 класс
Рабочая программа реализации гражданско-правового воспитания...
Я - гражданин своей страны 7 класс
Рабочая программа по реализации гражданско-правового воспитания...