Роль наречий в тексте. Особенности употребления в речи.
презентация к уроку на тему

Гайнуллина Нурия Принатовна

урок  русского языка на основе системно-деятельностного подхода, направленного на реализацию требований ФГОС ОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_uroka_russkogo_yazyka_fgos.docx45.03 КБ
Файл proekt_gazetnye_slova.pptx2.41 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                          Гайнуллина Нурия Принатовна,

                                                                                                                                                          учитель русского языка и литературы

                                                                                                                                                          первой квалификационной категории

                                                                                                                                                          МБОУ «Берлибашская ООШ КМР РТ»

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе.

Тема

Роль наречий  в тексте. Особенности употребления в речи.

Цель

развивать творческое и образное мышление, монологическую речь, память, внимание, навыки самоконтроля.

Планируемый результат

Предметные умения

Формирование УУД

Показать роль наречия  в построении связных высказываний, обогатить речь школьников наречиями различных семантических групп, которые являются наиболее употребительным, воспитывать у школьников интерес к изучению русского языка.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Уметь определять и формулировать цель на уроке;  строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по решению поставленных  задач на уроке; понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Основные понятия

Семантические группы наречий, степени сравнения наречий

Ресурсы:

Методическое пособие, наглядный материал, учебник

 презентация

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Форма работы

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I. Орг. момент

Цель. Включение в деятельность

Ребята! Вашему вниманию предлагаю необычное фото.  В чем его необычность?

фото к уроку.jpg

Посмотрите. Подумайте.  Выскажите свои мысли.

Применяя ранее полученные знания, определяют, кто изображен на фото, с какими страницами  истории оно связано

Предполагают, что необычность фотографии в том, что солдат-ветеран отдает честь и в тоже время утирает слезу …

Включение в учебный процесс

Личностные результаты:

1.мотивация, смыслообразование

2.осознание чувства гордости,уважения к

ветерану войны

Познавательные УУД:

1.моделирование, построение логической цепи рассуждений;

II.

Мотивация к учебной деятельности

Цель – определение содержательных рамок урока

III.

Физкультминутка

(2 слайд)

Прочтите   стихотворение П.Панченко. Что объединяет изображение на фото и содержание стихотворения?

Не заслуга быть белым,
Не достоинство – русым,
                     
Очень трудно быть смелым,
Очень просто быть трусом.
Кто не предал России,
Ради собственной славы,
Знает: трудно быть смелым.
Знает: просто быть слабым.
Знает: трудно жить крупно.
Проще – жить осторожно.
Добрым – сложно и трудно,
А недобрым – несложно.

Вопросы:

Какие слова делают текст более выразительным?

Какой частью речи они являются?

Попробуйте определить, как мы будем работать сегодня на уроке?

( слайд3) высказывание известного лингвиста П.С.Пустовалова)

«Без наречий утратились бы живописность, эмоционально-экспрессивная окраска, точность авторских характеристик»

 

(предлагает выполнить ряд упражнений, проговаривая наречия-руки вверх, повернитесь налево, галантно предложите стул  девочке…)

Объединяющая тема: война-человек-солдат

Работа в группах.  Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Обдумывают высказывания, записывают и обсуждают в группах

Очень трудно, просто, крупно, проще, осторожно, сложно, несложно

Наречием

Высказывать свои суждения по фотографии. В ответах использовать наречия из текста стихотворения, давая пояснения их смысловых групп

Наречия помогают образно описать действия

 

Выполняют задания, используя креативный  подход

Коммуникативные УУД:

1.строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

2.планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные УУД:

1. Постановка и формулирование проблемы

2. делать выводы, обобщения;

IV. Актуализация и углубление изученного

Цель – актуализация знаний

Сформулируйте тему урока? Цель урока?

(слайд 4)

Тема урока: Роль наречий  в тексте. Особенности употребления в речи.

  • Цель урока: 
  •  развивать творческое и образное мышление, монологическую речь, память, внимание, навыки самоконтроля.
  • Тип урока: «открытие» нового знания

Задачи урока: 

  •    Обучающие 

Формировать умение определять и различать в тексте   наречие,

обучить навыкам пользования лингвистическими терминами.

  •    Воспитывающие 

воспитывать уважение и чувство гордости к истории страны, ее защитникам

  •     Развивающие 

научить учеников мыслить и принимать участие в спорах по  различным  вопросам;

выражать свои мысли в устной и письменной форме;

анализировать ответы сверстников.

Технология урока: технология креативного мышления

 

Внимательно  слушают, при необходимости делают краткие записи в тетрадях.

Формулируют тему урока, цель

окончательный вариант темы записывается на доске и в тетрадях

Отвечают на вопросы, приводят примеры

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

Коммуникативные УУД:

1.умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 2.осознание приоритетности многих общих проблем над частными.

3.умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор

V. Работа с текстом

 Цель -

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  • Проанализируем   творческое задание

  •   - Давайте сопоставим две группы предложений: без наречий и с ними.

 

  •   - Как изменились предложения  в тексте, когда в них появились наречия?

  • Обменяйтесь и проанализируйте работу другой группы, верните работу своей группы, дополните ее

Внимательно  слушают, при необходимости делают краткие записи в тетрадях.

(групповая  работа). Сверяют  содержание  текста творческого задания (до слайда с текстом  П.Прокопенко и после) Формулируют ответ, используя высказывание лингвиста П.С.Пустовалова.

Личностные результаты:

1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные УУД:

1. разграничивать основную и дополнительную информацию;

2. преобразовывать и сохранять информацию.

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

2. Освоение способов совместной деятельности

VI.

Закрепление

Цель – зафиксировать новые знания

  • Вернемся к тексту стихотворения П.Панченко
  •   - Давайте выпишем  наречия со словами, от которых они зависят.
  •         - Найдите в каждом словосочетании главное слово и определите, какой частью речи  оно является?
  •    - Что могут обозначать наречия со словами разных частей речи?
  • Какие разряды наречий по значению встретились в тексте?
  • Выпишите наречие в простой сравнительной степени

Контроль ( сравнивают что умели .чему научились)

Жить проще, быть трудно…

Жить, быть - глаголы

Эмоциональную оценку, образность

Образа действия, степени…

Проще

Оценивают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коррекция (самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.).

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

П: анализ, синтез, подведение под понятие, выведение следствий, моделирование, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

VII.

Самостоятельная работа по тексту

Цель – тренировать способность к самоконтролю

Организует самостоятельную работу

Высказывание лингвиста П.С.Пустовалова распечатано и лежит у вас на рабочем столе. Раскройте смысл высказывания; подтвердите их  самыми яркими, на ваш взгляд, примерами из текста стихотворения П.Прокопенко; наложите текст на фотографию для «точности авторской характеристики»

самостоятельно выполняют задания в тетради:

пишут сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста П.С.Пустовалова

«Без наречий утратились бы живописность, эмоционально-экспрессивная окраска, точность авторских характеристик»; приводят примеры из текста П.Прокопенко с опорой на фотографию фронтовика

 

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

Регулятивные УУД:

1.волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил )

VIII.

Итог урока. Рефлексия

Цель – зафиксировать новое содержание

  • -  Исследование какой темы вели на уроке?
  • - Удалось ли решить поставленную задачу?
  • -  Каким способом?
  • - Какие получили результаты?
  • - Что нужно сделать ещё?
  • - Где можно применить новые знания?
  • -Сделайте вывод о роли наречий в тексте
  • - Оцените работу класса на уроке.

  • -Оцените свою работу на уроке по диагностической карте
  • -Подарите смайлик-пожелание своего настроения партнеру по команде

Роли наречий в тексте.

Думаем, да

Определяли смысловые группы наречии; их связь с глаголом; функции наречий в тексте.

Работать над сочинением-рассуждением, словарным запасом языка

При сдаче ОГЭ, ЕГЭ

Наречия делают нашу речь эмоциональнее, образнее

 Было интересно. Каждый хотел высказать свое мнение.  Все были активны

Справился с заданием без затруднений –«5»

Справился с заданием, но были сложности-«3»или «4»

Обмениваются смайликами

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

IX.

Домашнее задание

упр.417,вопросы и задания с.203

Индивидуальные задания: 

наречие является переводом латинского термина… как получилось слово – наречие? (творческое задание)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Газетные слова о нём нам больше говорят» Выполнил Рахматуллин Салават , ученик 7 класса МБОУ « Берлибашская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан » Руководитель: Гайнуллина Нурия Принатовна , учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Объект моего исследования : биография ветерана Великой Отечественной войны Маклашова Александра Сергеевича. Предмет исследования: фронтовая газета « Пехотинец » , а через нее - боевой путь фронтовика. Цели исследования: узнать кто такие маннергеймовцы , щюцкоровцы , лахтари , почему они воевали на стороне фашистов? Что нового могут рассказать значения этих слов в военной биографии моего героя? Исходя из этого, я составил перечень задач исследования: 1. Выяснить историю армии, полка, в которой служил Александр Сергеевич. 2.Расширить уже имеющиеся знания о подготовке снайперов, зарождении снайперского движения. Методы моего исследования: 1.Изучение публицистических материалов, сайтов 2.Анализ художественной и учебной литературы

Слайд 3

На фронт призвался в марте 1942 года. Служил в 23 армии 92 стрелковой дивизии 317 полка на Ленинградском фронте. В 1943 во время тяжелых боев вплавь по реке Вуокси спас своего раненого командира. Смелый снайпер-разведчик получил медаль «За отвагу». Среди наград Александра Сергеевича есть медаль «За боевые заслуги»,»За оборону Ленинграда», а самая ценная – орден «Красной Звезды». Лишь только 16 июля 1946 года Александр Сергеевич возвращается домой, в село Эбалаково . В домашнем архиве Маклашовых хранится фронтовая газета , в которой рассказывается о боевой выучке храброго солдата.

Слайд 4

ФРОНТОВАЯ ГАЗЕТА «ПЕХОТИНЕЦ »

Слайд 6

Пояснения к тексту газеты Лахтари - белофинны(финские егеря) Маннергеймовцы – Маннергейм Карл Гюстав Эмиль- генерал-майор русской Имперской армии. В 1917 году покинул Россию, перебрался в Финляндию. В 1931 году стал председателем Совета обороны страны. Именем Маннергейма названа система финских пограничных укреплений на Карельском перешейке, которая была прорвана советскими войсками в 1944 году. Шюцкоровцы – «охранный корпус». Были лучшими бойцами, куда входили спортсмены – лыжники, стрелки, бегуны, егери .

Слайд 8

Начиная исследование, я не думал, что узнаю о ветеране Маклашове А.С. так много нового. Эта работа захватывает меня, я чувствую себя сопричастным тому, чем живет сегодня вся страна. Сколько еще хочется узнать! Обязательно продолжу изучение боевого пути 2-ой ударной армии. Армии, попавшей в окружение, преданной генералом Власовым. Судьба 27 139 воинов осталась неизвестной. Только небольшой группе удалось выйти из окружения, чтобы перегруппироваться на север, ближе к Ладожскому озеру, для прорыва блокады Ленинграда. «… Эта память, верьте, люди, Всей Земле нужна ! Если мы войну забудем – Вновь придет война! » (Р.Рождественский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка для учащихся 8-х классов «Особенности употребления односоставных предложений в текстах разных стилей»

Цели урока: 1.     Повторить основные сведения об односоставных предложениях;2.     Обобщить и углубить знания по темам «Публицистический стиль речи» и «Ху...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Особенности склонения и употребления в речи собирательных числительных" (ФГОС)

Урок открытия и первичного закрепления новых знаний, разработанный по учебнику М.Т.Баранова "Русский язык. 6 кл." в рамках ФГОС...

Презентация на тему "Особенности употребления глаголов в речи"

Презентация «Особенности употребления глаголов в речи» предназначена для работы в 10-11 классах в ходе подготовки к 6 заданию ЕГЭ по русскому языку, посвященному нормам образования форм слова. Отдельн...