Урок русского языка в 6 классе по теме "Особенности склонения и употребления в речи собирательных числительных" (ФГОС)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Фунтикова Ольга Владимировна

Урок открытия и первичного закрепления новых знаний, разработанный по учебнику М.Т.Баранова "Русский язык. 6 кл." в рамках ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к уроку  русского языка  в 6 классе по теме «Особенности склонения и употребления собирательных числительных»

Автор:

Фунтикова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Щигры Курской области»

Направление:

    гуманитарное

Тема, класс:

 Особенности склонения и употребления собирательных числительных. 6 класс

Тип:

    Урок открытия и первичного закрепления новых знаний

Характеристика  

класса

    Общеобразовательный класс со средним показателем качества знаний

Программа:

   

Учебник:

М.Т. Баранов и др. Русский язык 6 класс. – М.: Просвещение, 2010

Раздел:

   Лексика. Словообразование. Правописание

Количество часов:      204 учебных часа в год, 6 учебных часа в неделю

Цель:

расширить понятийную базу обучающихся за счёт включения в неё  новых элементов: собирательные числительные, склонение собирательных числительных; научить  обучающихся правильному употреблению  в речи собирательных числительных

Задачи:

Обучающие:

- сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные;  выявить особенности этого разряда числительных;

 изучить правила склонения собирательных числительных и употребления их в речи.

Развивающие:

- способствовать развитию коммуникативных умений учащихся в  лингвистической сфере использования языка и обогащению словарного запаса, формировать умение самостоятельно мыслить и работать, развивать навыки рассуждения и обобщения.

Воспитательные:

- воспитывать культуру речи, бережное отношение к наследию прошлого, уважительное отношение к чистоте русской речи, стремление к самосовершенствованию,  самостоятельность, творческий подход к изучению и закреплению материала.

Методы:

   проблемно-поисковый, исследовательский

Оборудование:

   ПК, экран, мультимедиа проектор, карточки  для  

   работы в группах, для творческой работы,  мел, доска.

Формы работы:

   фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа, работа в парах, творческая работа, работа по развитию речи.

Современный урок требует совершенно иной организации учебной деятельности обучающихся. Вместо когнитивной парадигмы обучения  применяется  так называемая  компетентностная  парадигма, которая  предполагает  формирование у обучающихся  ключевых предметных компетенций. Учитель должен «научить детей учиться», то есть самостоятельно добывать знания. А для этого  необходимо активизировать познавательную деятельность школьников, применяя различные активные методы обучения. Именно на такую работу с обучающимися нацеливает  системно-деятельностное  обучение, в формате которого составлен мой урок по теме «Этикетные слова в нашей жизни».

Ход урока

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель.

 Добрый день. Я рада видеть вас на уроке и очень надеюсь на  нашу с вами плодотворную работу. Послушайте, пожалуйста, какие  строки сложились у меня при подготовке к сегодняшнему уроку, и  попытайтесь предположить, о чём пойдёт речь  на нашем занятии.

Наша речь, как ручей –

Всё журчит и журчит.

И слова произносятся разные:

Кто-то «здравствуй» друг другу с утра говорит,

Кто-то ересь несёт несуразную.

Слышу доброе слово и радуюсь я,

Словно солнце согрело лучами:

«Здравствуй», «можно?», «простите меня»,

«Как приятно общаться мне с вами…»

Итак, ребята, как вы считаете, о чём  пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке? (Ответы детей)

Вы абсолютно правы: мы будем говорить о хороших, приятных, вежливых словах. Открою вам секрет:  существует целая наука о том, как говорить, как себя вести, как  правильно одеваться, вести себя за столом, в гостях… А называется эта  наука  о хороших манерах ЭТИКЕТ. Давайте заглянем с вами в  толковый словарь и узнаем из словарной статьи точное лексическое значение  этого слова.

(Работа со словарной статьёй  Толкового словаря:

Этикет – это установленный порядок поведения, формы

Этикет – это свод правил поведения, принятых в различных обществах, государствах, дипломатических, религиозных и др. кругах (манера  общения, форма  одежды и т. д.).

Запишите в тетрадях значение этого слова.

Я предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков» и подумать, бывает ли ваше поведение похоже на поведение  Виктора Перестукина?

(Просмотр отрывка из мультфильма).

Беседа с обучающимися:

-  Ребята, хотите вы быть похожими на героя этого  мультфильма?

- А как бы вы повели себя на его месте, чтобы не оказаться в таких затруднительных ситуациях?

- А смогли бы вы повести себя как-то иначе в подобной ситуации?

(Между ребятами  завязывается спор, однозначного ответа нет, то есть возникает затруднение, из которого надо искать выход)

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения  в пробном учебном действии.

    Учитель.

 Давайте мы попробуем каждому предоставить возможность высказать своё  решение этой проблемы. Итак, сейчас вы напишите в тетрадях 2-3 предложения о том, как бы вы  поступили на месте Виктора Перестукина.

(Обучающиеся, актуализируя  изученные способы действия,  пробуют найти выход из  сложившегося «затруднения»)

Проверка написанного детьми и выявление индивидуальных затруднений – не справились с задание обучающиеся, у которых небольшой словарный запас, которые мало читают и не имеют «жизненного опыта» выхода из подобных ситуаций.

  1. Выявление места и причины затруднения.

Учитель.

Ребята, я попрошу вас дать качественную оценку  ответов  ваших одноклассников (не совсем удачных ответов). Как вы считаете, что  помешало им правильно ответить на вопрос и найти самый оптимальный способ решения проблемы?

(Ответы ребят. Необходимо подвести их к выводу о том, что затруднение из-за маленького запаса слов,   скудного  читательского опыта).

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель.

Итак, друзья мои,  сложилась  затруднительная ситуация. Как вы считаете, какова цель нашей дальнейшей работы на уроке?

(Дети  формулируют цель: найти решение  данной проблемы).

Молодцы! Совершенно верно, нам  необходимо найти путь, по которому следует пойти для  выхода из  сложившейся затруднительной ситуации.

Что, на ваш взгляд, надо сделать? Ваши предложения.

(Ответы ребят:

- познакомиться с этикетными словами;

- научиться применять  эти слова в различных жизненных ситуациях;

- больше читать книг и т.д.)

Давайте определим алгоритм (последовательность действий) выхода из затруднительной ситуации и попытаемся  выстроить  проект выхода из затруднения:

- чтение  правила в учебнике;

- выполнение  упражнений  на применение этих правил;

-  рассказ  об этикетных словах, которые  употребляются в вашей семье;

-  рассказ о   литературных произведениях, в которых  героям помогают    

   этикетные слова выйти из  трудной ситуации

5. Реализация построенного проекта.

    - работа с учебником: чтение вслух теоретического материала – пар.43

- выполнение упражнения № 336

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

     - проверка  выполненного упражнения

     - работа в парах: составление  диалога по картинке с использованием этикетных слов;

- прослушивание  нескольких диалогов с последующей качественной оценкой одноклассников.

7. Самостоятельная  работа с самопроверкой по эталону:

-  задаётся определённая проблемная ситуация, для решения которой необходимо умение применять этикетные слова.  Элементы игровой деятельности: работа в парах за компьютером – 2 минуты.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель.

Дети, мы  сегодня  разбирали  много  жизненных ситуаций, в которых  нам  необходимо применять этикетные слова. Скажите, пожалуйста,   есть какие-то  стороны  нашей жизни, где можно обойтись без вежливых, добрых слов?

(Ответы   обучающихся)

Учитель.

Ну что же, я очень рада, что вы поняли, что человеку  нельзя обойтись без этикетных слов, которые делают нас воспитанными, вежливыми, а нашу речь – приятной для окружающих нас людей. Вы молодцы. Но чтобы  у меня не осталось никаких сомнений в том, что вы усвоили сегодняшний материал,  я предлагаю вам такое  творческое задание:  составьте небольшой рассказ (5-6 предложений) о роли этикетных слов в вашей школьной  жизни. диалог в парах подготовить небольшой проект на тему «Этикетные слова нашей семьи». Я уверена, что в каждой семье  непременно  в общении друг с другом  используются  вежливые слова. Проведите небольшое исследование: обратите внимание, как начинается ваш день, как вас провожают в школу и встречают из неё, как вы обсуждаете семейные дела за вечерним чаем. И вместе с родителями  приготовьте домашнее задание. Уверена, они будут рады  помочь вам.  (Рекомендации по оформлению проектных работ).

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Учитель.

 Итак, ребята, урок наш завершается, и прежде чем  я выставлю вам отметки за урок,  предлагаю вам  самим  оценить свою работу на уроке. Перед  каждым из вас на парте лежит листок – Лестница успеха.  Нарисуйте,  пожалуйста, себя на этой лестнице в начале урока и в конце урока.

Размещаю эти  листочки на доске, делаю вывод.

Ребята,  а ещё  для вас такой сюрприз: посмотрите, какое замечательное дерево  выросло у нас. Только веточки его пустые – облетели листочки. Давайте  вернём нашему деревцу красоту и оденем его листвой. Но листочки  будут не совсем обычные:  на каждом из них будет написано  доброе, вежливое слово. Перед вами на партах лежат листочки с разными словами, ваша задача – выбрать из них только этикетные слова и развесить их на веточки.

(Дети развешивают листочки на дереве).

10. Выставление отметок

11. Домашнее задание:

«3»:  прочитать правило в учебнике, выполнить упражнение № 338;

«4»: прочитать правило в учебнике,  письменно ответить на вопрос «Как помогли Павлику из рассказа «Волшебное слово» В Осеевой  вежливые слова?»

«5»:  создать  проект «Этикетные слова нашей семьи», подготовиться к его защите.

ПОЯСНЕНИЯ:

1 этап – Мотивация к учебной деятельности (3 мин) задает рабочий тон урока, нацеливает обучающихся на активную познавательную деятельность, создаёт оптимальный психологический климат урока, ориентирует  учеников на  активные виды деятельности:  исследование,  поиск, открытие.   Именно этот дидактический этап урока является отправной точкой  для  включения каждого  обучающегося в  познавательную деятельность.

2 этап -  Актуализация знаний и фиксация в пробном действии (7 мин). Анализ  просмотренного отрывка из мультфильма. Как бы вы  поступили на месте Виктора Перестукина?  Единого мнения по этому поводу нет. Обучающиеся, актуализируя  изученные способы действия,  пробуют найти выход из  сложившегося «затруднения». Выявление индивидуальных затруднений – не справились с задание обучающиеся, у которых небольшой словарный запас, которые мало читают и не имеют «жизненного опыта» выхода из подобных ситуаций.

3 этап – Выявление места и причины затруднения (3 мин ) Ребята  дают качественную оценку  ответов  одноклассников (не совсем удачных ответов).  Отвечают на проблемный вопрос:  что  помешало  правильно ответить на вопрос?  Поиск  самый оптимальный способ решения проблемы. Затруднение  возникло из-за маленького запаса слов,   скудного  читательского опыта.

4 этап - Построение проекта выхода из затруднения (5 мин)

Начинается данный  этап урока с обозначения затруднительной (проблемной) ситуации.  Вовлекаем детей в поиск путей выхода из неё: как вы считаете, какова цель нашей дальнейшей работы на уроке?

(Дети  формулируют цель: найти решение  данной проблемы).

Поиск  пути, по которому следует пойти для  выхода из  сложившейся затруднительной ситуации. Составление проекта выхода из затруднения. Определение  алгоритма  выхода из затруднительной ситуации.

5 этап - Реализация построения проекта (4 мин)

 Практическая работа с учебником:

- чтение вслух теоретического материала – пар. 43

- выполнение упражнения № 336

6 этап - Первичное закрепление во внешней речи (4 мин)

     - проверка  выполненного упражнения

     - работа в парах: составление  диалога по картинке с использованием этикетных слов;

- прослушивание  нескольких диалогов («В библиотеке», «В музее», «В автобусе») с последующей качественной оценкой одноклассников. Отслеживается употребление в речи детей этикетных слов.

7 этап – Включение в систему знаний и повторение. (8 мин) Творческое задание: написать небольшой рассказ (5-6 предложений) на тему «Этикетные слова в моей школьной жизни». Выполнятся индивидуально с дальнейшим обсуждением.

8 этап – Рефлексия учебной деятельности (3 мин).

Перед  каждым из вас на парте лежит листок – Лестница успеха.  Нарисуйте,  пожалуйста, себя на этой лестнице в начале урока и в конце урока (на какой ступеньке лестницы были вы, по вашему мнению, в начале урока, на какой – в конце урока). Развешивание на «волшебном дереве» листочков с этикетными словами.

Выставление отметок за работу на уроке.

9  этап - Домашнее задание (1 мин) 

«3»:  прочитать правило в учебнике – параграф 43, выполнить упражнение № 338 ;

«4»: прочитать правило в учебнике – параграф 43,  письменно ответить на вопрос «Как помогли Павлику из рассказа «Волшебное слово» В Осеевой  вежливые слова?»

«5»:  прочитать правило в учебнике – параграф 43, создать  проект «Этикетные слова нашей семьи», подготовиться к его защите.

Обучающие получают отметки за работу на различных этапах урока и за работу на уроке в целом. Для каждого обучающегося на уроке создаётся ситуация успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Урок русского языка в классе СКК по теме" Три склонения имени существительного"

Урок закрепления знаний по теме "Склонение имен существительных"  в 7 классе КРО....

Урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния как часть речи"

Данный урок - это урок изучения нового материала, цель которого познакомить обучающихся с категорией состояния как частью речи...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....

Тема: Употребление обращений в речи. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАСС

Тема: Употребление обращений в речи. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАСС...

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока  . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....

Открытый урок. Русский язык 7 класс Тема: «Категория состояния и другие части речи»

Открытый урок. Русский язык 7 класс  Тема: «Категория состояния и  другие части речи»...