Программа внеурочной деятельности курса "Риторика", 3 класс.
рабочая программа на тему
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Риторика" 3 класс с новыми изменениями в структуре, 2016 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritorika_3_kl_.docx | 37.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности НОО «Риторика» социального направления, составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ №1576 от 31.12.15г. «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол МО по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1).
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
- Письмо Департамента образования Ярославской области «О направлении информации по вопросу обучения детей с ОВЗ» от 07.09.2016 № ИХ.24-4331/16
- Авторская программа внеурочной деятельности по риторике Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской (Образовательная система «Школа2100»).
Актуальность программы
Курс внеурочной деятельности «Риторика» даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни, помогает социализации учащихся.
Программа курса «Риторика» позволяет организовать и проводить внеурочную деятельность по социальному направлению. Целью данного направления является: формирование адекватного коммуникативного поведения учащихся в различных жизненных ситуациях. Преподавание риторики основано на системно-деятельностном подходе и направлено на получение знаний и развитие коммуникативных умений школьников.
Цель
Цель программы – овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
Задачи:
- следование нормам литературного языка;
- составлять тексты в устной и письменной формах.
Программа предназначена для школьников 7 - 10 лет.
На изучение содержания курса в 3 классе отводится 1 ч. в неделю, при 34 учебных неделях – всего 34 часа. За четыре года 136 часов.
Аудиторные (30 ч.), внеаудиторные (4 ч.).
Срок реализации программы – 4 года.
Формы проведения занятий: беседы, игры, викторины.
Формы обучения: самостоятельная работа учащихся, работа по группам, коллективная работа.
Методы и приемы обучения: наглядные, словестные, игровые.
Особое место на занятиях по «Риторике» занимают специфические приемы работы, а именно:
– риторический анализ устных и письменных текстов;
– риторические задачи;
– риторические игры.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
2 класс
Личностными результатами изучения курса риторики является формирование следующих умений:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:
–формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
–пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
–отличать подробный пересказ от краткого;
–знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
–пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
–пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
–реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
3 класс
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесѐнное или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов,
правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио, видео) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
4 класс
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать, нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
– редактировать текст с недочётами.
Раздел 2.
Содержания программы
№ | Содержание раздела | Виды деятельности | Формы организации |
ОБЩЕНИЕ | |||
1 | Речевые (коммуникативные) задачи. Речевая деятельность. Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки. Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение). Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения. Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д. Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела. Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари. | Игровая; Познавательная; | индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, работа в парах, коллективная |
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. | |||
2 | Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении. Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности. Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное). Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи. Вторичные речевые жанры. Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста. Цитата в пересказах, её роль. Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации. Типы текстов. Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении). Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения. Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д. Рассказ по сюжетным рисункам. | Игровая; Познавательная; Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); Художественное творчество; | индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, работа в парах, коллективная |
Раздел 3.
Тематическое планирование
№ | Тема раздела, занятия | Дата | |||
план | факт | ||||
ОБЩЕНИЕ | |||||
1 ауд. | Проверь себя. | ||||
2 ауд. | Что мы помним о речевой ситуации. | ||||
3 не ауд. | Твои речевые роли. (Повторение.) | ||||
4 | С какой целью? Зачем? (Задачи общения.) | ||||
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ | |||||
5 ауд. | Неподготовленная речь. | ||||
6 не ауд. | Подготовленная речь. | ||||
7 ауд. | Приёмы подготовки. | ||||
8 ауд. | Говорим подробно, кратко. | ||||
9 ауд. | Говорим подробно, кратко. | ||||
ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ) | |||||
10 ауд. | Похвала (комплимент). | ||||
СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ | |||||
11 ауд. | Слушаем, вдумываемся. | ||||
12 ауд. | Слушаем по-разному. | ||||
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ | |||||
13 ауд. | Читаем учебные тексты. | ||||
14 ауд. | Учимся писать, редактировать. | ||||
15 ауд. | Как исправить текст? (Правка текста.) | ||||
ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ | |||||
16 ауд. | Что такое вежливость. | ||||
17 не ауд. | Добрые дела – добрые слова. | ||||
ТЕКСТ | |||||
18 ауд. | Проверь себя. Тексты разные нужны. | ||||
19 ауд. | Диалог и монолог. | ||||
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ | |||||
20 ауд. | Пиши правильно! | ||||
21 ауд. | Произноси правильно! | ||||
22 ауд. | Употребляй слова правильно! | ||||
ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА | |||||
23 ауд. | Пересказ. | ||||
24 ауд. | Выбери нужное. (Выборочный пересказ.) | ||||
25 ауд. | Цитата в пересказе. | ||||
26 не ауд. | Кратко о книге (аннотация). | ||||
ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС… | |||||
27 ауд. | Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как? | ||||
28 ауд. | С днём рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта! | ||||
УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ | |||||
29 ауд. | Рассуждение, вывод в рассуждении. | ||||
30 ауд. | Правило и цитата в доказательстве. | ||||
ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ | |||||
31 ауд. | Сравни и скажи. | ||||
32 ауд. | Правила сравнения. | ||||
33 ауд. | Как строятся сравнительные тексты. | ||||
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ | |||||
34 ауд. | Риторический праздник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность
Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"
Программа «Дружный класс» представляет собой комплексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие установок толерантности у учащихся начальной школы. Включает в себя непоср...
программа внеурочной деятельности 6 класс "Деловая активность"
Программа внеурочной деятельности «Деловая активность» составлена на основе программы непрерывного социально экономического образования и воспитания учащихся 1-11 класс (научный руководитель и редакто...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
Программа внеурочной деятельности 5 класса
Программа кружка "Рукодельница" для 5-го класса....