Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию математических представлений в старшей группе для детей с ограниченными возможностями здоровья «Полет в страну Математики
план-конспект на тему


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 компенсирующего вида» города Чебоксары Чувашской Республики

                                         

                                                                                                                            

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по формированию математических представлений в старшей группе для детей с ограниченными возможностями здоровья

 «Полет в страну Математики»

подготовила

учитель- дефектолог

Садовникова Надежда Федоровна

                                                                       

                                                                   

Чебоксары

2014 год

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи: 

-Закреплять умение детей соотносить цифру, число и количество, дифференцировать количественный и порядковый счет в пределах 6 , преобразовывать множества предметов путем уравнивания, уменьшения и увеличения их количества.

-Упражнять детей в составлении сериационного ряда, развивать ориентировку на величину.

-Закреплять представления детей о геометрических формах (плоскостных и объемных), временных отношениях.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать зрительное восприятие, мыслительные  операции. 

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать умение детей доводить начатое дело до конца.

Оборудование: цифры 1-6 , по 3 кружочка каждому ребенку , 5 снеговиков , 6 морковок, геометрические формы (плоскостные и объемные), 5 домиков, сюжетные картины «Времена года»,  д/и «Четвертый  лишний», компьютер.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Оргмомент.

Дефектолог: Ребята, мы сегодня отправляемся в полет на самолете в страну Математики. При входе в самолет стоит стюардесса. Она проверяет, правильно ли вы берете предметы. Ребенок,  входя в самолет, говорит: « Я возьму  с собой  (круг, квадрат, треугольник шар, куб, призму,) ». Дети садятся на ковер. Оказывается, самолет не простой, а волшебный. Чтобы взлетел самолет, нам нужно произнести волшебные слова:

Дети повторяют вместе с дефектологом:

      Руки в стороны — в полёт

                                              Отправляем самолёт,

                                              Правое крыло вперёд,

                                             Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре —

                                             Полетел наш самолёт.

Дефектолог:

                                             Полетели высоко- высоко, (поднимают  дети  руки  вверх),

                                            Полетели низко (опускают руки вниз),

                    Полетели далеко-далеко (руки вперед),

           Полетели близко. (Руки к грудям).

Наш самолет приземлился. Нас встречает гном Тум. (на мониторе компьютера появляется гном Тум и задания выполняются на компьютере). Он очень трудолюбивый и многое умеет делать. Тум вчера слепил несколько снеговиков, а сегодня пригласил их к нам.

Дефектолог: Сколько их, посчитаем?

Дети: 6 снеговиков.

Гном Тум просит, чтобы мы снеговиков поставили в ряд по росту.

Дефектолог: Никита поставит от самого высокого до самого низкого снеговика.

Вася поставит от самого низкого до самого высокого снеговика.

Дефектолог: Ребята, мы с вами узнали, что количество предметов не зависит от их размера и от их расположения. Гном принес цифры 1-6; поставим их по порядку под снеговиками. Дети считают в прямом и обратном порядке в пределах 6.

Дефектолог: А вы любите лепить снеговиков? (На столе по 3 круга: большой, меньше, маленький для каждого ребенка). Дети вместе педагогом: 

                                                 Ну-ка, в руки

                                                Снежный ком!

     Будем лепить снеговика.

       Ком за комом мы кладём,

                                               Вырастает снеговик.

Дети из трех кругов сделают снеговика. (Употребляют в речи большой – меньше - маленький).

Дефектолог: Почему-то у вас снеговики грустят? Как вы думаете, почему?

Дети: У них нет носов.

Дефектолог: Ребята, у меня есть морковки и нужно  узнать, хватит ли всем снеговикам  морковок? Снеговиков сколько? (пять).

Дети: 5 снеговиков. 

Дефектолог: А морковок сколько?

Дети: 6 морковок.

Дефектолог: Что нужно сделать, чтобы снеговиков и морковок стало поровну?

Дети: Убрать лишнюю морковку или слепить еще одного снеговика.

Дефектолог: Посмотрите, ребята, как снеговики сразу стали веселыми!

Физкультминутка:

                                            Наш гном потянулся,

                                            Раз нагнулся, два нагнулся,

                                            Руки в сторону развел-

                                            Видно ключик не нашел.

                                           Чтобы ключик нам достать,

                                           На носочки надо встать.

Дефектолог: А ключи находятся высоко, на шкафу. Как же нам достать ключи?

Дети: разные варианты ответов.

На мольберте 5 домиков. Подберем ключи к домикам. Сначала посчитаем (первый-второй - третий-четвертый - пятый).

Дефектолог: К первому домику подходит ключ - треугольник, второму - круг, третьему - квадрат, четвертому - прямоугольник, пятому - овал , шестому - ромб.

Гном Тум живет в пятом доме. Он в свободное время любит играть со своими друзьями в игру  «Четвертый лишний» (на карточках 4 геометрические фигуры; одна фигура не  подходит  к трем остальным).

У гнома есть фотоаппарат; в этот раз у него получились удачные снимки, но он в спешке все перепутал. Поможем гному последовательно поставить снимки. (Зима, весна, лето, осень).

Дефектолог: Как называется все двумя словами?

Дети: Времена года.

Гному нравится зима.

Дефектолог: А какое время года нравится вам?

Дети: Разные варианты ответов.

Ребята, вам понравилось у гнома?

Дети: Да. 

Итог НОД:

-Что нового узнали на занятии сегодня?

-Понравилось ли играть? Во что вам нравится играть?

А теперь нам пора в обратный путь, в детский сад. До свидания, гном Тум !

Дети сядут на волшебный ковер.

Дефектолог:

   Полетели высоко-высоко,

                                              Полетели низко.

                                             Полетели далеко-далеко,

                                             Полетели низко.

Самолет приземлился. И мы с вами снова в детском саду.

Список использованной литературы

1. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет. -М.: ТЦ «Сфера», 2002.

2. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. -М.: «Баласс», 2003.

3. Шевченко С.Г. Подготовка в школе детей с ЗПР.– Книга 1, 2. - М.: «Школьная Пресса», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Обобщение опыта работы по теме: "Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) VII-VIII в...

Пути формирования математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья посвящена развитию математических представлений у детей с ОВЗ, помогающему успешной подготовке к обучению в школе и социальной адаптации....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

   В коррекционных образовательных учреждениях особое значение  придается организации взаимодействия в работе специалистов и воспитателей.  Развивающее, личностно-ориентиров...

Конспект НОД (познавательное развитие) для детей с ограниченными возможностями здоровья старшей группы

Материал для формирования представления у детей об экологических сообществах: ручей, озеро, река, море, океан....