Проектная деятельность в дошкольных группах для детей с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методический материал по теме
Реализация проектной деятельности с дошкольниками с ОВЗ в ОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о проектной деятельности | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в дошкольных группах для детей с ограниченными возможностями здоровья
Тимошенкова Л.И.
В ФГОС дошкольного образования указывается на необходимость проведения совместной деятельности педагогов и детей в процессе обучения и воспитания. Поэтому мы обратились к методу проектов, который позволяет учитывать современные требования к дошкольному образованию.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка с ОВЗ. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа дошкольников с ОВЗ дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
В дошкольной группе КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» инновацией стала разработка творческого проекта для детей с ограниченными возможностями здоровья "Весёлые пальчики".
Цель проекта: создать педагогические условия для развития творческих способностей детей с ОВЗ, через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.
Задачи:
- Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками по изобразительному искусству.
- Формировать у дошкольников технические навыки рисования.
- Учить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.
- Вызывать положительный отклик на результаты своего творчества.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, обогащать и активизировать словарный запас дошкольников.
- Сплотить педагогический и родительский коллектив посредством включения в совместную деятельность для решения поставленной цели.
Участники проекта: дошкольники с ОВЗ , воспитатели, родители.
Формы и методы работы:
• Коллективная
• Индивидуальная
• Самостоятельной познавательной деятельности
и методы работы
• Словесный
• Игровой
• Наглядный
• Практический
Этапы реализации проекта: сентябрь 2014г. - май 2015г.
1этап-подготовительный:
- Изучение и подбор методической литературы по теме проекта.
- Разработка перспективного планирования в дошкольной группе для детей с ОВЗ
- Проведение родительского собрания «Как развивать детское творчество» (консультации для родителей, размещение в информационном уголке буклетов и памяток по использованию нетрадиционных техник ИЗО дома)
- Создание условий для реализации проекта (оформить центр художественного-эстетического развития, подобрать карточки и иллюстрации по нетрадиционным техникам, изготовить печатки, поролоновые кисточки и др.)
- Проведение начального мониторинга.
2 этап - практический:
- Серия занятий по ИЗО («Помощь ежам», «Дождь идёт», «Жёлтые листья летят», и т.д.)
- Организация ежемесячных продукций детской деятельности для родителей по темам недели.
- Организация выставок совместного творчества («Чудные пальчики», «Мы умеем рисовать»).
3 этап - итоговый:
- Родительское собрание. Показ презентации «Мы такие разные»;
Проведение мастер-класса для родителей и педагогов по знакомству с нетрадиционными техниками рисования, анкетирование
- Создание альбома «Творческая мастерская»;
- Организация выставки среди дошкольных групп «Мир творчества".
- Проведение итогового мониторинга.
Ожидаемые результаты проекта:
- Активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
- Умение находить новые способы для художественного изображения;
- Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
- Создание детско-родительского сообщества.
Результат организации проекта:
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов, технология их выполнения интересна дошкольнику с ОВЗ. Проектная деятельность с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности развивает не только творческие способности дошкольника, но и воображение, моторику, фантазию, уверенность в своих возможностях и в целом, интеллект ребёнка.
Всё необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.
Как известно, дети с ОВЗ часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это даёт толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них проявляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия.
Постепенно, развивая мелкую моторику рук, воспитывается у детей умение регулировать силу и точность своих движений. Проявляя свои способности ручной умелости, фантазию, самостоятельность результатом является созданный ребенком художественный образ.
Метод проектной деятельности можно и нужно использовать в работе с дошкольниками с ОВЗ. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные на практике знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации.
Литература:
1. Давыдова Г. И. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
2. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. — М., 2003.
3.Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика», 2007 г.
4. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.
5. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. -32 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование театрализованной деятельности как средства коррекции речи детей с ограниченными возможностями здоровья
Данный мастер класс для педагогов КРО является небольшим отчетом по теме самообразования «Использование театрализованной деятельности на уроках чтения как средства коррекции речи детей с огранич...
Возможна ли организация проектной деятельности на уроках СБО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?
Проектная деятельность на уроках СБО с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Формирование основных функций речи посредством театрализованной деятельности...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В коррекционных образовательных учреждениях особое значение придается организации взаимодействия в работе специалистов и воспитателей. Развивающее, личностно-ориентиров...
Особенности деятельности учителя по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания познавательной и эмоционально-волевой сферы....
Проект «Выставочная деятельность как форма воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья».
Детям с ОВЗ, как и любым другим детям необходима возможность творческого самовыражения, поэтому они нуждаются в организации такой деятельности, где бы они могли проявить свои творчес...