Проектная деятельность в дошкольных группах для детей с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методический материал по теме

Тимошенкова Людмила Ивановна

Реализация проектной деятельности с дошкольниками с ОВЗ в ОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья о проектной деятельности57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в дошкольных группах для детей с ограниченными возможностями здоровья

 Тимошенкова Л.И.


          В ФГОС дошкольного образования указывается на необходимость проведения совместной деятельности педагогов и детей в процессе обучения и воспитания. Поэтому мы обратились к методу проектов, который позволяет учитывать современные требования к дошкольному образованию.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка с ОВЗ. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

 Коллективная работа дошкольников с ОВЗ дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

        В дошкольной группе  КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» инновацией стала разработка творческого проекта для  детей с ограниченными возможностями здоровья "Весёлые пальчики".        

Цель проекта: создать педагогические условия для развития творческих способностей  детей   с ОВЗ, через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.

        Задачи:

  1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками по изобразительному искусству.
  2. Формировать у дошкольников технические навыки рисования.
  3. Учить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.
  4. Вызывать положительный отклик на результаты своего творчества.
  5. Развивать мелкую моторику пальцев рук, обогащать и активизировать словарный запас дошкольников.
  6. Сплотить педагогический и родительский коллектив посредством включения в совместную деятельность для решения поставленной цели.

Участники проекта: дошкольники с ОВЗ , воспитатели, родители.

Формы и методы работы:

• Коллективная

• Индивидуальная

• Самостоятельной познавательной деятельности

и методы работы

• Словесный

• Игровой

• Наглядный

• Практический

Этапы реализации проекта:  сентябрь 2014г. - май 2015г.

1этап-подготовительный:

  1. Изучение и подбор методической литературы по теме проекта.
  2. Разработка перспективного планирования в дошкольной группе для детей с ОВЗ
  3. Проведение родительского собрания «Как развивать детское творчество» (консультации для родителей, размещение в информационном уголке буклетов и памяток  по использованию нетрадиционных техник ИЗО  дома)
  4. Создание условий для реализации проекта (оформить центр художественного-эстетического развития, подобрать карточки  и иллюстрации  по нетрадиционным техникам, изготовить печатки, поролоновые кисточки и др.)
  5. Проведение начального мониторинга.

2 этап - практический:

  1. Серия занятий по ИЗО  («Помощь ежам», «Дождь идёт», «Жёлтые листья летят», и т.д.)
  2. Организация ежемесячных продукций детской деятельности для родителей по темам недели.
  3. Организация выставок совместного творчества («Чудные пальчики», «Мы умеем рисовать»).

3 этап - итоговый:  

  1.  Родительское собрание. Показ презентации «Мы такие разные»;

 Проведение мастер-класса для родителей и педагогов по знакомству с нетрадиционными техниками рисования, анкетирование  

  1. Создание альбома «Творческая мастерская»;
  2. Организация выставки среди дошкольных групп  «Мир творчества".
  3. Проведение итогового мониторинга.

Ожидаемые  результаты проекта:  

  • Активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
  • Умение находить новые способы для художественного изображения;
  • Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
  • Создание детско-родительского сообщества.

        Результат организации проекта:

          Нетрадиционные техники  рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов, технология их выполнения интересна дошкольнику с ОВЗ. Проектная деятельность с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности  развивает не только творческие способности дошкольника, но и воображение, моторику, фантазию, уверенность в своих возможностях и в целом, интеллект ребёнка.

       Всё необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.

        Как известно, дети с ОВЗ часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это даёт толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них проявляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия.

        Постепенно, развивая мелкую моторику рук, воспитывается у детей умение регулировать силу и точность своих движений. Проявляя свои способности ручной умелости, фантазию, самостоятельность результатом является созданный ребенком художественный образ.

     Метод проектной деятельности можно и нужно использовать в работе с дошкольниками с ОВЗ. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные на практике знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации.

Литература:

1.        Давыдова Г. И. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.

2.        Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. — М., 2003.

3.Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика», 2007 г.

4.        «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

5.         Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. -32 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театрализованной деятельности как средства коррекции речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Данный мастер класс для педагогов  КРО является небольшим отчетом по теме самообразования «Использование театрализованной деятельности на уроках чтения как средства коррекции речи детей с огранич...

Возможна ли организация проектной деятельности на уроках СБО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?

Проектная деятельность на уроках СБО с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование основных функций речи посредством театрализованной деятельности...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

   В коррекционных образовательных учреждениях особое значение  придается организации взаимодействия в работе специалистов и воспитателей.  Развивающее, личностно-ориентиров...

Особенности деятельности учителя по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания познавательной и эмоционально-волевой сферы....

Проект «Выставочная деятельность как форма воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья».

Детям с ОВЗ,  как и любым другим детям необходима возможность творческого самовыражения,   поэтому они нуждаются в организации такой деятельности, где бы они могли проявить свои творчес...