Урок развития речи в 4 класс. Дикие животные: лось.
план-конспект урока на тему

Тема: Дикие животные: лось.

Цели: уточнить и расширить знаний учащихся о диких животных на основе знакомства с лосем.

Задачи:

1) познакомить учащихся с диким животным – лосем, его внешнем виде, питании, образе жизни.

2) коррекция мышления на основе упражнений в сравнении, классификации;

3) воспитывать интерес к учебному предмету, умение работать в команде.

Оборудование: карточки со словами по теме, предметные картинки «Животные» (дикие и домашние), цветные карандаши, раскраска «Лось», аудиозапись «Шум леса», презентация.

Ход урока

I.                  Организационный момент.

- Посмотрите, какой сегодня хороший день. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, поделитесь хорошим настроением. Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем его за круглым столом, а вы побудете юными исследователями мира природы.

II.              Повторение пройденного материала.

- Заседание круглого стола, объявляется открытым. Послушайте внимательно стихотворение.

 

Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки как рога.

Подо льдами крепкими
Дремлют воды рек.
Белыми сугробами
Лег на крыши снег…

 

Фронтальный опрос:

- О чем это стихотворение?

- Назовите зимние месяцы.

- Назовите признаки зимы. (Все покрыто снегом, реки и озёра покрылись льдом, дни стали короче, холодно-морозно)

Введение в новую тему. Для того чтобы выясните тему нашего заседания, нужно выполнить задания.

Предмет исследования № 1. «Зимой в лесу»

- Посмотрите внимательно на картинку «Зимой в лесу».  Вам нужно  
          разглядеть, кого  спрятала зима.
        - Молодцы.

Предмет исследования № 2  Квадраты – ребусы.

     Задание: составьте слова – названия животных  (на доске квадраты)

с

к

о

з

а

р

о

к

о

ш

к

а

л

а

у

к

о

р

о

в

а

л

о

ш

а

д

ь

с

з

а

я

ц

у

н

с

в

ю

в

о

л

к

с

ы

л

б

е

л

к

а

н

р

г

м

е

д

в

е

д

ь

с

 

 

 

-Найдите все слова в строчках и подчеркните их.

-Какие животные в первом квадрате? (домашние).

-Какие животные  во втором квадрате?  (дикие).

-В чём их отличие?

        - Назовите животных, которых вы отнесли к диким.
       - Как их можно назвать одним словом? (звери)
      - Почему мы их называем дикими животными или зверями? (Они живут в лесу. Они сами добывают себе пищу, строят жилище. О них никто не заботится.)

III. Изучение новой темы.

 Тема нашего заседания – «Дикие животные: ______».

Мир диких животных очень разнообразен. В лесу мы можем встретить волка, лису, зайца, медведя, кабана и других. А о каком звере мы будем говорить сегодня вы ответите сами, отгадав загадку:

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Это лось.

Изучать лося мы будем по следующему плану:

1)                Внешний вид.

2)                Образ жизни.

3)                Питание.

    1. Внешний вид.

- Рассмотрите внимательно животное на картинке.

- Назовите части тела животного. (Голова, туловище, ноги)

Рассказ учителя. Лося называют лесным великаном. Высота около 2,5 м, длина до 3 м. Вес достигает 600 кг. (Для наглядности можно предложить картинки «лось» и «легковой автомобиль, с помощью метра отложить длину и высоту).

На голове у самцов рога, которые они каждую зиму сбрасывают. (Изображаем рога руками: ладони с раздвинутыми пальцами.) Самки – безрогие.Уши большие, заостренные – 25 см (откладывает на линейках). Двигая ушами, во все стороны, лось быстро улавливает подозрительный шум и уходит в заросли.

- Что можно сказать о шее? (Короткая и толстая)

- Опишите ноги. (Длинные, стройные, белые, есть копыта)

Тело лося покрыто шерстью – буровато-черной. Есть хвостик 12-13 см.

Презентация.

2.     Образ жизни.

Летом лоси живут в лесу не далеко от водоемов(болот, рек, озер), где спасаются от жары.Зимой в густом лесу.

Лоси быстро бегают и хорошо плавают. Разыскивая водные растения, могут держать голову под водой больше минуты. От хищников обороняются ударами передних ног. Он очень хорошо слышит, и ощущает запахи, а вот зрение у лося очень слабое.

У самки рождается обычно один лосёнок; старые самки могут рожать двойни. Детёныши могут вставать через несколько минут после рождения, через 3 дня свободно передвигаются. Мама кормит детёнышей молоком.

Объект исследования № 3. Картинка «Лосиная семья»

Задание: Вам необходимо назвать членов лосиной семьи.

Мама – самка – лосиха,

Папа – самец – лось,

Ребенок – детёныш – лосёнок.

Физ.минутка.

Ты по лесу стал шагать, (шаг на месте)

Далеко кругом видать. (приседание с поворотами вправо-влево)

Перешагивай деревья, (шаг с высоким подниманием бедра)

Их, смотри, не растопчи. (прыжок)

Если летом оказался – комаров ты отгони, (махи руками)

А зимою – не дрожи!

Сядь за парту ты опять,

Чтоб пятёрки получать.

3.     Питание.

Летом лоси питаются водной растительностью. Они поедают листья, доставая их благодаря своему росту со значительной высоты; траву; грибы;  веточки деревьев и кустарников вместе с листочками и ягодами.

Зимой лоси кормятся веточками деревьев и кустарников, охотно соскабливают кору деревьев.

IV. Закрепление.

- Юные исследователи, мы сегодня хорошо поработали. Чтобы закрыть наше заседание, нам нужно сделать выводы, а в этом нам поможет опорная таблица, которую мы все вместе составим по пунктам нашего плана. (Детям предлагаются карточки со словами и словосочетаниями по теме, которые необходимо распределить на доске.)

 

Внешний вид

Питание

Образ жизни

Лось-великан.

Уши до 25 см.

Длинные ноги.

Рога.

Кора деревьев.

Веточки.

Ягоды.

Листья.

Грибы.

Водные растения.

Лось сбрасывает рога.

Лосиха.

Лосенок.

Хорошо плавает.

Быстро бегает.

Живет в лесу.

 

Фронтальный опрос:

- С каким животным мы сегодня познакомились?

- На что похожи рога?

- Где живет?

- Чем питается?

- Чем лосиха отличается от лося?

- Молодцы!

V.  Итог урока.

 

Бесстрашен могучий лесной богатырь.

Его не пугает озёрная ширь,

И он не боится речной глубины.

Ветвисты рога его, ноги длинны.

Питается ветками, сочной травой.

В осеннее время настрой боевой:

Он в утренний час очень грозно ревёт

И рёвом соперников к бою зовёт.

Доверчиво из лесу к людям идёт,

То в парк городской, то в село забредёт.

И те, кому видеть его довелось,

Ответят, что это животное лось.

 

 

VI. Рефлексия.

- Представьте, что вы  в летнем лесу (аудиозапись «Шум леса»). Во время приятной прогулки вы увидели лося. Каким вы его представляете? (Раздаются раскраски «Лось», цветные карандаши.)

VII. Выставление оценок.

- Заседание круглого стола объявляется закрытым!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. Е.Д. Худенко, И.А. Терехова  Знакомство с окружающем миром 4 класс: - М.: АРКТИ, 2006, для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
2. В.В.Воронкова Программа по развитию речи М.: Просвещение 2006, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» 1 - 4 класс.
3. Е.Д. Худенко. Планирование уроков развитие устной речи на основе знакомства с окружающим миром в 4 классе коррекционных образовательных учреждений VIII вида. РФ М: «АРКТИ». 2004г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дикие животные: лось.

Цели: уточнить и расширить знаний учащихся о диких животных на основе знакомства с лосем.

Задачи:

1) познакомить учащихся с диким животным – лосем, его внешнем виде, питании, образе жизни.

2) коррекция мышления на основе упражнений в сравнении, классификации;

3) воспитывать интерес к учебному предмету, умение работать в команде.

Оборудование: карточки со словами по теме, предметные картинки «Животные» (дикие и домашние), цветные карандаши, раскраска «Лось», аудиозапись «Шум леса», презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент. 

- Посмотрите, какой сегодня хороший день. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, поделитесь хорошим настроением. Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем его за круглым столом, а вы побудете юными исследователями мира природы.

  1. Повторение пройденного материала.

- Заседание круглого стола, объявляется открытым. Послушайте внимательно стихотворение.

Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки как рога.

Подо льдами крепкими
Дремлют воды рек.
Белыми сугробами
Лег на крыши снег…

Фронтальный опрос:

- О чем это стихотворение?

- Назовите зимние месяцы.

- Назовите признаки зимы. (Все покрыто снегом, реки и озёра покрылись льдом, дни стали короче, холодно-морозно)

Введение в новую тему. Для того чтобы выясните тему нашего заседания, нужно выполнить задания.

Предмет исследования № 1. «Зимой в лесу»

- Посмотрите внимательно на картинку «Зимой в лесу».  Вам нужно  
         разглядеть, кого  спрятала зима.
       - Молодцы.

Предмет исследования № 2  Квадраты – ребусы.

     Задание: составьте слова – названия животных  (на доске квадраты)

с

к

о

з

а

р

о

к

о

ш

к

а

л

а

у

к

о

р

о

в

а

л

о

ш

а

д

ь

с

з

а

я

ц

у

н

с

в

ю

в

о

л

к

с

ы

л

б

е

л

к

а

н

р

г

м

е

д

в

е

д

ь

с

-Найдите все слова в строчках и подчеркните их.

-Какие животные в первом квадрате? (домашние).

-Какие животные  во втором квадрате?  (дикие). 

-В чём их отличие?

        - Назовите животных, которых вы отнесли к диким.
      - Как их можно назвать одним словом? (звери)
     - Почему мы их называем дикими животными или зверями? (Они живут в лесу. Они сами добывают себе пищу, строят жилище. О них никто не заботится.)

III. Изучение новой темы.

 Тема нашего заседания – «Дикие животные: ______».

Мир диких животных очень разнообразен. В лесу мы можем встретить волка, лису, зайца, медведя, кабана и других. А о каком звере мы будем говорить сегодня вы ответите сами, отгадав загадку:

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Это лось.

Изучать лося мы будем по следующему плану:

  1. Внешний вид.
  2. Образ жизни.
  3. Питание.

    1. Внешний вид.

- Рассмотрите внимательно животное на картинке.

- Назовите части тела животного. (Голова, туловище, ноги)

Рассказ учителя. Лося называют лесным великаном. Высота около 2,5 м, длина до 3 м. Вес достигает 600 кг. (Для наглядности можно предложить картинки «лось» и «легковой автомобиль, с помощью метра отложить длину и высоту).

На голове у самцов рога, которые они каждую зиму сбрасывают. (Изображаем рога руками: ладони с раздвинутыми пальцами.) Самки – безрогие.Уши большие, заостренные – 25 см (откладывает на линейках). Двигая ушами, во все стороны, лось быстро улавливает подозрительный шум и уходит в заросли.

- Что можно сказать о шее? (Короткая и толстая)

- Опишите ноги. (Длинные, стройные, белые, есть копыта)

Тело лося покрыто шерстью – буровато-черной. Есть хвостик 12-13 см.

Презентация.

  1. Образ жизни.

Летом лоси живут в лесу не далеко от водоемов(болот, рек, озер), где спасаются от жары.Зимой в густом лесу.

Лоси быстро бегают и хорошо плавают. Разыскивая водные растения, могут держать голову под водой больше минуты. От хищников обороняются ударами передних ног. Он очень хорошо слышит, и ощущает запахи, а вот зрение у лося очень слабое.

У самки рождается обычно один лосёнок; старые самки могут рожать двойни. Детёныши могут вставать через несколько минут после рождения, через 3 дня свободно передвигаются. Мама кормит детёнышей молоком.

Объект исследования № 3. Картинка «Лосиная семья»

Задание: Вам необходимо назвать членов лосиной семьи.

Мама – самка – лосиха,

Папа – самец – лось,

Ребенок – детёныш – лосёнок.

Физ.минутка.

Ты по лесу стал шагать, (шаг на месте)

Далеко кругом видать. (приседание с поворотами вправо-влево)

Перешагивай деревья, (шаг с высоким подниманием бедра) 

Их, смотри, не растопчи. (прыжок)

Если летом оказался – комаров ты отгони, (махи руками)

А зимою – не дрожи!

Сядь за парту ты опять,

Чтоб пятёрки получать.

  1. Питание.

Летом лоси питаются водной растительностью. Они поедают листья, доставая их благодаря своему росту со значительной высоты; траву; грибы;  веточки деревьев и кустарников вместе с листочками и ягодами.

Зимой лоси кормятся веточками деревьев и кустарников, охотно соскабливают кору деревьев.

IV. Закрепление.

- Юные исследователи, мы сегодня хорошо поработали. Чтобы закрыть наше заседание, нам нужно сделать выводы, а в этом нам поможет опорная таблица, которую мы все вместе составим по пунктам нашего плана. (Детям предлагаются карточки со словами и словосочетаниями по теме, которые необходимо распределить на доске.)

Внешний вид

Питание

Образ жизни

Лось-великан.

Уши до 25 см.

Длинные ноги.

Рога.

Кора деревьев.

Веточки.

Ягоды.

Листья.

Грибы.

Водные растения.

Лось сбрасывает рога.

Лосиха.

Лосенок.

Хорошо плавает.

Быстро бегает.

Живет в лесу.

Фронтальный опрос: 

- С каким животным мы сегодня познакомились?

- На что похожи рога?

- Где живет?

- Чем питается?

- Чем лосиха отличается от лося?

- Молодцы!

V.  Итог урока.

Бесстрашен могучий лесной богатырь.

Его не пугает озёрная ширь,

И он не боится речной глубины.

Ветвисты рога его, ноги длинны.

Питается ветками, сочной травой.

В осеннее время настрой боевой:

Он в утренний час очень грозно ревёт

И рёвом соперников к бою зовёт.

Доверчиво из лесу к людям идёт,

То в парк городской, то в село забредёт.

И те, кому видеть его довелось,

Ответят, что это животное лось.

VI. Рефлексия.

- Представьте, что вы  в летнем лесу (аудиозапись «Шум леса»). Во время приятной прогулки вы увидели лося. Каким вы его представляете? (Раздаются раскраски «Лось», цветные карандаши.)

VII. Выставление оценок.

- Заседание круглого стола объявляется закрытым!

Литература.

1. Е.Д. Худенко, И.А. Терехова  Знакомство с окружающем миром 4 класс: - М.: АРКТИ, 2006, для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
2. В.В.Воронкова Программа по развитию речи М.: Просвещение 2006, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» 1 - 4 класс.
3.
Е.Д. Худенко. Планирование уроков развитие устной речи на основе знакомства с окружающим миром в 4 классе коррекционных образовательных учреждений VIII вида. РФ М: «АРКТИ». 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

конспект урока по развитию речи 3 класс: Дикие дивотные: ёж

На  уроке необходимо  пополнить знания детей   о внешнем виде  ежа, его повадках;   развивать словарный запас детей через многозначность слова "иголка"...

Урок развития речи, 5 класс, описание животного.

Богатый речевой материал, разнообразные тексты для редактирования и композиционного анализа, задания по профилактике речевых недочетов - основательная подготовка для создания учеником собственного тек...

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...

Урок развития речи. 7 класс. Публицистический стиль речи.

Конспект урока, на котором дается понятие о публицистическом стиле: его особенностях, жанрах, сферах употребления....