Урок развития речи в 4 класс. Дикие животные: лось.
план-конспект урока на тему
Тема: Дикие животные: лось.
Цели: уточнить и расширить знаний учащихся о диких животных на основе знакомства с лосем.
Задачи:
1) познакомить учащихся с диким животным – лосем, его внешнем виде, питании, образе жизни.
2) коррекция мышления на основе упражнений в сравнении, классификации;
3) воспитывать интерес к учебному предмету, умение работать в команде.
Оборудование: карточки со словами по теме, предметные картинки «Животные» (дикие и домашние), цветные карандаши, раскраска «Лось», аудиозапись «Шум леса», презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Посмотрите, какой сегодня хороший день. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, поделитесь хорошим настроением. Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем его за круглым столом, а вы побудете юными исследователями мира природы.
II. Повторение пройденного материала.
- Заседание круглого стола, объявляется открытым. Послушайте внимательно стихотворение.
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки как рога.
Подо льдами крепкими
Дремлют воды рек.
Белыми сугробами
Лег на крыши снег…
Фронтальный опрос:
- О чем это стихотворение?
- Назовите зимние месяцы.
- Назовите признаки зимы. (Все покрыто снегом, реки и озёра покрылись льдом, дни стали короче, холодно-морозно)
Введение в новую тему. Для того чтобы выясните тему нашего заседания, нужно выполнить задания.
Предмет исследования № 1. «Зимой в лесу»
- Посмотрите внимательно на картинку «Зимой в лесу». Вам нужно
разглядеть, кого спрятала зима.
- Молодцы.
Предмет исследования № 2 Квадраты – ребусы.
Задание: составьте слова – названия животных (на доске квадраты)
с | к | о | з | а | р | о |
к | о | ш | к | а | л | а |
у | к | о | р | о | в | а |
л | о | ш | а | д | ь | с |
з | а | я | ц | у | н | с | в |
ю | в | о | л | к | с | ы | л |
б | е | л | к | а | н | р | г |
м | е | д | в | е | д | ь | с |
-Найдите все слова в строчках и подчеркните их.
-Какие животные в первом квадрате? (домашние).
-Какие животные во втором квадрате? (дикие).
-В чём их отличие?
- Назовите животных, которых вы отнесли к диким.
- Как их можно назвать одним словом? (звери)
- Почему мы их называем дикими животными или зверями? (Они живут в лесу. Они сами добывают себе пищу, строят жилище. О них никто не заботится.)
III. Изучение новой темы.
Тема нашего заседания – «Дикие животные: ______».
Мир диких животных очень разнообразен. В лесу мы можем встретить волка, лису, зайца, медведя, кабана и других. А о каком звере мы будем говорить сегодня вы ответите сами, отгадав загадку:
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Это лось.
Изучать лося мы будем по следующему плану:
1) Внешний вид.
2) Образ жизни.
3) Питание.
1. Внешний вид.
- Рассмотрите внимательно животное на картинке.
- Назовите части тела животного. (Голова, туловище, ноги)
Рассказ учителя. Лося называют лесным великаном. Высота около 2,5 м, длина до 3 м. Вес достигает 600 кг. (Для наглядности можно предложить картинки «лось» и «легковой автомобиль, с помощью метра отложить длину и высоту).
На голове у самцов рога, которые они каждую зиму сбрасывают. (Изображаем рога руками: ладони с раздвинутыми пальцами.) Самки – безрогие.Уши большие, заостренные – 25 см (откладывает на линейках). Двигая ушами, во все стороны, лось быстро улавливает подозрительный шум и уходит в заросли.
- Что можно сказать о шее? (Короткая и толстая)
- Опишите ноги. (Длинные, стройные, белые, есть копыта)
Тело лося покрыто шерстью – буровато-черной. Есть хвостик 12-13 см.
Презентация.
2. Образ жизни.
Летом лоси живут в лесу не далеко от водоемов(болот, рек, озер), где спасаются от жары.Зимой в густом лесу.
Лоси быстро бегают и хорошо плавают. Разыскивая водные растения, могут держать голову под водой больше минуты. От хищников обороняются ударами передних ног. Он очень хорошо слышит, и ощущает запахи, а вот зрение у лося очень слабое.
У самки рождается обычно один лосёнок; старые самки могут рожать двойни. Детёныши могут вставать через несколько минут после рождения, через 3 дня свободно передвигаются. Мама кормит детёнышей молоком.
Объект исследования № 3. Картинка «Лосиная семья»
Задание: Вам необходимо назвать членов лосиной семьи.
Мама – самка – лосиха,
Папа – самец – лось,
Ребенок – детёныш – лосёнок.
Физ.минутка.
Ты по лесу стал шагать, (шаг на месте)
Далеко кругом видать. (приседание с поворотами вправо-влево)
Перешагивай деревья, (шаг с высоким подниманием бедра)
Их, смотри, не растопчи. (прыжок)
Если летом оказался – комаров ты отгони, (махи руками)
А зимою – не дрожи!
Сядь за парту ты опять,
Чтоб пятёрки получать.
3. Питание.
Летом лоси питаются водной растительностью. Они поедают листья, доставая их благодаря своему росту со значительной высоты; траву; грибы; веточки деревьев и кустарников вместе с листочками и ягодами.
Зимой лоси кормятся веточками деревьев и кустарников, охотно соскабливают кору деревьев.
IV. Закрепление.
- Юные исследователи, мы сегодня хорошо поработали. Чтобы закрыть наше заседание, нам нужно сделать выводы, а в этом нам поможет опорная таблица, которую мы все вместе составим по пунктам нашего плана. (Детям предлагаются карточки со словами и словосочетаниями по теме, которые необходимо распределить на доске.)
Внешний вид | Питание | Образ жизни |
Лось-великан. Уши до 25 см. Длинные ноги. Рога. | Кора деревьев. Веточки. Ягоды. Листья. Грибы. Водные растения. | Лось сбрасывает рога. Лосиха. Лосенок. Хорошо плавает. Быстро бегает. Живет в лесу. |
Фронтальный опрос:
- С каким животным мы сегодня познакомились?
- На что похожи рога?
- Где живет?
- Чем питается?
- Чем лосиха отличается от лося?
- Молодцы!
V. Итог урока.
Бесстрашен могучий лесной богатырь.
Его не пугает озёрная ширь,
И он не боится речной глубины.
Ветвисты рога его, ноги длинны.
Питается ветками, сочной травой.
В осеннее время настрой боевой:
Он в утренний час очень грозно ревёт
И рёвом соперников к бою зовёт.
Доверчиво из лесу к людям идёт,
То в парк городской, то в село забредёт.
И те, кому видеть его довелось,
Ответят, что это животное лось.
VI. Рефлексия.
- Представьте, что вы в летнем лесу (аудиозапись «Шум леса»). Во время приятной прогулки вы увидели лося. Каким вы его представляете? (Раздаются раскраски «Лось», цветные карандаши.)
VII. Выставление оценок.
- Заседание круглого стола объявляется закрытым!
Литература.
1. Е.Д. Худенко, И.А. Терехова Знакомство с окружающем миром 4 класс: - М.: АРКТИ, 2006, для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
2. В.В.Воронкова Программа по развитию речи М.: Просвещение 2006, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» 1 - 4 класс.
3. Е.Д. Худенко. Планирование уроков развитие устной речи на основе знакомства с окружающим миром в 4 классе коррекционных образовательных учреждений VIII вида. РФ М: «АРКТИ». 2004г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Дикие животные: лось.
Цели: уточнить и расширить знаний учащихся о диких животных на основе знакомства с лосем.
Задачи:
1) познакомить учащихся с диким животным – лосем, его внешнем виде, питании, образе жизни.
2) коррекция мышления на основе упражнений в сравнении, классификации;
3) воспитывать интерес к учебному предмету, умение работать в команде.
Оборудование: карточки со словами по теме, предметные картинки «Животные» (дикие и домашние), цветные карандаши, раскраска «Лось», аудиозапись «Шум леса», презентация.
Ход урока
- Организационный момент.
- Посмотрите, какой сегодня хороший день. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, поделитесь хорошим настроением. Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем его за круглым столом, а вы побудете юными исследователями мира природы.
- Повторение пройденного материала.
- Заседание круглого стола, объявляется открытым. Послушайте внимательно стихотворение.
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки как рога.
Подо льдами крепкими
Дремлют воды рек.
Белыми сугробами
Лег на крыши снег…
Фронтальный опрос:
- О чем это стихотворение?
- Назовите зимние месяцы.
- Назовите признаки зимы. (Все покрыто снегом, реки и озёра покрылись льдом, дни стали короче, холодно-морозно)
Введение в новую тему. Для того чтобы выясните тему нашего заседания, нужно выполнить задания.
Предмет исследования № 1. «Зимой в лесу»
- Посмотрите внимательно на картинку «Зимой в лесу». Вам нужно
разглядеть, кого спрятала зима.
- Молодцы.
Предмет исследования № 2 Квадраты – ребусы.
Задание: составьте слова – названия животных (на доске квадраты)
с | к | о | з | а | р | о | |
к | о | ш | к | а | л | а | |
у | к | о | р | о | в | а | |
л | о | ш | а | д | ь | с | |
з | а | я | ц | у | н | с | в |
ю | в | о | л | к | с | ы | л |
б | е | л | к | а | н | р | г |
м | е | д | в | е | д | ь | с |
-Найдите все слова в строчках и подчеркните их.
-Какие животные в первом квадрате? (домашние).
-Какие животные во втором квадрате? (дикие).
-В чём их отличие?
- Назовите животных, которых вы отнесли к диким.
- Как их можно назвать одним словом? (звери)
- Почему мы их называем дикими животными или зверями? (Они живут в лесу. Они сами добывают себе пищу, строят жилище. О них никто не заботится.)
III. Изучение новой темы.
Тема нашего заседания – «Дикие животные: ______».
Мир диких животных очень разнообразен. В лесу мы можем встретить волка, лису, зайца, медведя, кабана и других. А о каком звере мы будем говорить сегодня вы ответите сами, отгадав загадку:
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Это лось.
Изучать лося мы будем по следующему плану:
- Внешний вид.
- Образ жизни.
- Питание.
1. Внешний вид.
- Рассмотрите внимательно животное на картинке.
- Назовите части тела животного. (Голова, туловище, ноги)
Рассказ учителя. Лося называют лесным великаном. Высота около 2,5 м, длина до 3 м. Вес достигает 600 кг. (Для наглядности можно предложить картинки «лось» и «легковой автомобиль, с помощью метра отложить длину и высоту).
На голове у самцов рога, которые они каждую зиму сбрасывают. (Изображаем рога руками: ладони с раздвинутыми пальцами.) Самки – безрогие.Уши большие, заостренные – 25 см (откладывает на линейках). Двигая ушами, во все стороны, лось быстро улавливает подозрительный шум и уходит в заросли.
- Что можно сказать о шее? (Короткая и толстая)
- Опишите ноги. (Длинные, стройные, белые, есть копыта)
Тело лося покрыто шерстью – буровато-черной. Есть хвостик 12-13 см.
Презентация.
- Образ жизни.
Летом лоси живут в лесу не далеко от водоемов(болот, рек, озер), где спасаются от жары.Зимой в густом лесу.
Лоси быстро бегают и хорошо плавают. Разыскивая водные растения, могут держать голову под водой больше минуты. От хищников обороняются ударами передних ног. Он очень хорошо слышит, и ощущает запахи, а вот зрение у лося очень слабое.
У самки рождается обычно один лосёнок; старые самки могут рожать двойни. Детёныши могут вставать через несколько минут после рождения, через 3 дня свободно передвигаются. Мама кормит детёнышей молоком.
Объект исследования № 3. Картинка «Лосиная семья»
Задание: Вам необходимо назвать членов лосиной семьи.
Мама – самка – лосиха,
Папа – самец – лось,
Ребенок – детёныш – лосёнок.
Физ.минутка.
Ты по лесу стал шагать, (шаг на месте)
Далеко кругом видать. (приседание с поворотами вправо-влево)
Перешагивай деревья, (шаг с высоким подниманием бедра)
Их, смотри, не растопчи. (прыжок)
Если летом оказался – комаров ты отгони, (махи руками)
А зимою – не дрожи!
Сядь за парту ты опять,
Чтоб пятёрки получать.
- Питание.
Летом лоси питаются водной растительностью. Они поедают листья, доставая их благодаря своему росту со значительной высоты; траву; грибы; веточки деревьев и кустарников вместе с листочками и ягодами.
Зимой лоси кормятся веточками деревьев и кустарников, охотно соскабливают кору деревьев.
IV. Закрепление.
- Юные исследователи, мы сегодня хорошо поработали. Чтобы закрыть наше заседание, нам нужно сделать выводы, а в этом нам поможет опорная таблица, которую мы все вместе составим по пунктам нашего плана. (Детям предлагаются карточки со словами и словосочетаниями по теме, которые необходимо распределить на доске.)
Внешний вид | Питание | Образ жизни |
Лось-великан. Уши до 25 см. Длинные ноги. Рога. | Кора деревьев. Веточки. Ягоды. Листья. Грибы. Водные растения. | Лось сбрасывает рога. Лосиха. Лосенок. Хорошо плавает. Быстро бегает. Живет в лесу. |
Фронтальный опрос:
- С каким животным мы сегодня познакомились?
- На что похожи рога?
- Где живет?
- Чем питается?
- Чем лосиха отличается от лося?
- Молодцы!
V. Итог урока.
Бесстрашен могучий лесной богатырь.
Его не пугает озёрная ширь,
И он не боится речной глубины.
Ветвисты рога его, ноги длинны.
Питается ветками, сочной травой.
В осеннее время настрой боевой:
Он в утренний час очень грозно ревёт
И рёвом соперников к бою зовёт.
Доверчиво из лесу к людям идёт,
То в парк городской, то в село забредёт.
И те, кому видеть его довелось,
Ответят, что это животное лось.
VI. Рефлексия.
- Представьте, что вы в летнем лесу (аудиозапись «Шум леса»). Во время приятной прогулки вы увидели лося. Каким вы его представляете? (Раздаются раскраски «Лось», цветные карандаши.)
VII. Выставление оценок.
- Заседание круглого стола объявляется закрытым!
Литература.
1. Е.Д. Худенко, И.А. Терехова Знакомство с окружающем миром 4 класс: - М.: АРКТИ, 2006, для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
2. В.В.Воронкова Программа по развитию речи М.: Просвещение 2006, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» 1 - 4 класс.
3. Е.Д. Худенко. Планирование уроков развитие устной речи на основе знакомства с окружающим миром в 4 классе коррекционных образовательных учреждений VIII вида. РФ М: «АРКТИ». 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.
По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
конспект урока по развитию речи 3 класс: Дикие дивотные: ёж
На уроке необходимо пополнить знания детей о внешнем виде ежа, его повадках; развивать словарный запас детей через многозначность слова "иголка"...
Урок развития речи, 5 класс, описание животного.
Богатый речевой материал, разнообразные тексты для редактирования и композиционного анализа, задания по профилактике речевых недочетов - основательная подготовка для создания учеником собственного тек...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
конспект занятия по теме "дикие животные"...
Типы речи урок развития речи 5 класс
Урок развития речи 5 класс...
Урок развития речи. 7 класс. Публицистический стиль речи.
Конспект урока, на котором дается понятие о публицистическом стиле: его особенностях, жанрах, сферах употребления....