Урок развития речи в 4 класс. Дикие животные: лось.
план-конспект урока на тему
Тема: Дикие животные: лось.
Цели: уточнить и расширить знаний учащихся о диких животных на основе знакомства с лосем.
Задачи:
1) познакомить учащихся с диким животным – лосем, его внешнем виде, питании, образе жизни.
2) коррекция мышления на основе упражнений в сравнении, классификации;
3) воспитывать интерес к учебному предмету, умение работать в команде.
Оборудование: карточки со словами по теме, предметные картинки «Животные» (дикие и домашние), цветные карандаши, раскраска «Лось», аудиозапись «Шум леса», презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Посмотрите, какой сегодня хороший день. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, поделитесь хорошим настроением. Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем его за круглым столом, а вы побудете юными исследователями мира природы.
II. Повторение пройденного материала.
- Заседание круглого стола, объявляется открытым. Послушайте внимательно стихотворение.
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки как рога.
Подо льдами крепкими
Дремлют воды рек.
Белыми сугробами
Лег на крыши снег…
Фронтальный опрос:
- О чем это стихотворение?
- Назовите зимние месяцы.
- Назовите признаки зимы. (Все покрыто снегом, реки и озёра покрылись льдом, дни стали короче, холодно-морозно)
Введение в новую тему. Для того чтобы выясните тему нашего заседания, нужно выполнить задания.
Предмет исследования № 1. «Зимой в лесу»
- Посмотрите внимательно на картинку «Зимой в лесу». Вам нужно
разглядеть, кого спрятала зима.
- Молодцы.
Предмет исследования № 2 Квадраты – ребусы.
Задание: составьте слова – названия животных (на доске квадраты)
с | к | о | з | а | р | о |
к | о | ш | к | а | л | а |
у | к | о | р | о | в | а |
л | о | ш | а | д | ь | с |
з | а | я | ц | у | н | с | в |
ю | в | о | л | к | с | ы | л |
б | е | л | к | а | н | р | г |
м | е | д | в | е | д | ь | с |
-Найдите все слова в строчках и подчеркните их.
-Какие животные в первом квадрате? (домашние).
-Какие животные во втором квадрате? (дикие).
-В чём их отличие?
- Назовите животных, которых вы отнесли к диким.
- Как их можно назвать одним словом? (звери)
- Почему мы их называем дикими животными или зверями? (Они живут в лесу. Они сами добывают себе пищу, строят жилище. О них никто не заботится.)
III. Изучение новой темы.
Тема нашего заседания – «Дикие животные: ______».
Мир диких животных очень разнообразен. В лесу мы можем встретить волка, лису, зайца, медведя, кабана и других. А о каком звере мы будем говорить сегодня вы ответите сами, отгадав загадку:
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Это лось.
Изучать лося мы будем по следующему плану:
1) Внешний вид.
2) Образ жизни.
3) Питание.
1. Внешний вид.
- Рассмотрите внимательно животное на картинке.
- Назовите части тела животного. (Голова, туловище, ноги)
Рассказ учителя. Лося называют лесным великаном. Высота около 2,5 м, длина до 3 м. Вес достигает 600 кг. (Для наглядности можно предложить картинки «лось» и «легковой автомобиль, с помощью метра отложить длину и высоту).
На голове у самцов рога, которые они каждую зиму сбрасывают. (Изображаем рога руками: ладони с раздвинутыми пальцами.) Самки – безрогие.Уши большие, заостренные – 25 см (откладывает на линейках). Двигая ушами, во все стороны, лось быстро улавливает подозрительный шум и уходит в заросли.
- Что можно сказать о шее? (Короткая и толстая)
- Опишите ноги. (Длинные, стройные, белые, есть копыта)
Тело лося покрыто шерстью – буровато-черной. Есть хвостик 12-13 см.
Презентация.
2. Образ жизни.
Летом лоси живут в лесу не далеко от водоемов(болот, рек, озер), где спасаются от жары.Зимой в густом лесу.
Лоси быстро бегают и хорошо плавают. Разыскивая водные растения, могут держать голову под водой больше минуты. От хищников обороняются ударами передних ног. Он очень хорошо слышит, и ощущает запахи, а вот зрение у лося очень слабое.
У самки рождается обычно один лосёнок; старые самки могут рожать двойни. Детёныши могут вставать через несколько минут после рождения, через 3 дня свободно передвигаются. Мама кормит детёнышей молоком.
Объект исследования № 3. Картинка «Лосиная семья»
Задание: Вам необходимо назвать членов лосиной семьи.
Мама – самка – лосиха,
Папа – самец – лось,
Ребенок – детёныш – лосёнок.
Физ.минутка.
Ты по лесу стал шагать, (шаг на месте)
Далеко кругом видать. (приседание с поворотами вправо-влево)
Перешагивай деревья, (шаг с высоким подниманием бедра)
Их, смотри, не растопчи. (прыжок)
Если летом оказался – комаров ты отгони, (махи руками)
А зимою – не дрожи!
Сядь за парту ты опять,
Чтоб пятёрки получать.
3. Питание.
Летом лоси питаются водной растительностью. Они поедают листья, доставая их благодаря своему росту со значительной высоты; траву; грибы; веточки деревьев и кустарников вместе с листочками и ягодами.
Зимой лоси кормятся веточками деревьев и кустарников, охотно соскабливают кору деревьев.
IV. Закрепление.
- Юные исследователи, мы сегодня хорошо поработали. Чтобы закрыть наше заседание, нам нужно сделать выводы, а в этом нам поможет опорная таблица, которую мы все вместе составим по пунктам нашего плана. (Детям предлагаются карточки со словами и словосочетаниями по теме, которые необходимо распределить на доске.)
Внешний вид | Питание | Образ жизни |
Лось-великан. Уши до 25 см. Длинные ноги. Рога. | Кора деревьев. Веточки. Ягоды. Листья. Грибы. Водные растения. | Лось сбрасывает рога. Лосиха. Лосенок. Хорошо плавает. Быстро бегает. Живет в лесу. |
Фронтальный опрос:
- С каким животным мы сегодня познакомились?
- На что похожи рога?
- Где живет?
- Чем питается?
- Чем лосиха отличается от лося?
- Молодцы!
V. Итог урока.
Бесстрашен могучий лесной богатырь.
Его не пугает озёрная ширь,
И он не боится речной глубины.
Ветвисты рога его, ноги длинны.
Питается ветками, сочной травой.
В осеннее время настрой боевой:
Он в утренний час очень грозно ревёт
И рёвом соперников к бою зовёт.
Доверчиво из лесу к людям идёт,
То в парк городской, то в село забредёт.
И те, кому видеть его довелось,
Ответят, что это животное лось.
VI. Рефлексия.
- Представьте, что вы в летнем лесу (аудиозапись «Шум леса»). Во время приятной прогулки вы увидели лося. Каким вы его представляете? (Раздаются раскраски «Лось», цветные карандаши.)
VII. Выставление оценок.
- Заседание круглого стола объявляется закрытым!
Литература.
1. Е.Д. Худенко, И.А. Терехова Знакомство с окружающем миром 4 класс: - М.: АРКТИ, 2006, для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
2. В.В.Воронкова Программа по развитию речи М.: Просвещение 2006, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» 1 - 4 класс.
3. Е.Д. Худенко. Планирование уроков развитие устной речи на основе знакомства с окружающим миром в 4 классе коррекционных образовательных учреждений VIII вида. РФ М: «АРКТИ». 2004г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Дикие животные: лось.
Цели: уточнить и расширить знаний учащихся о диких животных на основе знакомства с лосем.
Задачи:
1) познакомить учащихся с диким животным – лосем, его внешнем виде, питании, образе жизни.
2) коррекция мышления на основе упражнений в сравнении, классификации;
3) воспитывать интерес к учебному предмету, умение работать в команде.
Оборудование: карточки со словами по теме, предметные картинки «Животные» (дикие и домашние), цветные карандаши, раскраска «Лось», аудиозапись «Шум леса», презентация.
Ход урока
- Организационный момент.
- Посмотрите, какой сегодня хороший день. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, поделитесь хорошим настроением. Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем его за круглым столом, а вы побудете юными исследователями мира природы.
- Повторение пройденного материала.
- Заседание круглого стола, объявляется открытым. Послушайте внимательно стихотворение.
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки как рога.
Подо льдами крепкими
Дремлют воды рек.
Белыми сугробами
Лег на крыши снег…
Фронтальный опрос:
- О чем это стихотворение?
- Назовите зимние месяцы.
- Назовите признаки зимы. (Все покрыто снегом, реки и озёра покрылись льдом, дни стали короче, холодно-морозно)
Введение в новую тему. Для того чтобы выясните тему нашего заседания, нужно выполнить задания.
Предмет исследования № 1. «Зимой в лесу»
- Посмотрите внимательно на картинку «Зимой в лесу». Вам нужно
разглядеть, кого спрятала зима.
- Молодцы.
Предмет исследования № 2 Квадраты – ребусы.
Задание: составьте слова – названия животных (на доске квадраты)
с | к | о | з | а | р | о | |
к | о | ш | к | а | л | а | |
у | к | о | р | о | в | а | |
л | о | ш | а | д | ь | с | |
з | а | я | ц | у | н | с | в |
ю | в | о | л | к | с | ы | л |
б | е | л | к | а | н | р | г |
м | е | д | в | е | д | ь | с |
-Найдите все слова в строчках и подчеркните их.
-Какие животные в первом квадрате? (домашние).
-Какие животные во втором квадрате? (дикие).
-В чём их отличие?
- Назовите животных, которых вы отнесли к диким.
- Как их можно назвать одним словом? (звери)
- Почему мы их называем дикими животными или зверями? (Они живут в лесу. Они сами добывают себе пищу, строят жилище. О них никто не заботится.)
III. Изучение новой темы.
Тема нашего заседания – «Дикие животные: ______».
Мир диких животных очень разнообразен. В лесу мы можем встретить волка, лису, зайца, медведя, кабана и других. А о каком звере мы будем говорить сегодня вы ответите сами, отгадав загадку:
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Это лось.
Изучать лося мы будем по следующему плану:
- Внешний вид.
- Образ жизни.
- Питание.
1. Внешний вид.
- Рассмотрите внимательно животное на картинке.
- Назовите части тела животного. (Голова, туловище, ноги)
Рассказ учителя. Лося называют лесным великаном. Высота около 2,5 м, длина до 3 м. Вес достигает 600 кг. (Для наглядности можно предложить картинки «лось» и «легковой автомобиль, с помощью метра отложить длину и высоту).
На голове у самцов рога, которые они каждую зиму сбрасывают. (Изображаем рога руками: ладони с раздвинутыми пальцами.) Самки – безрогие.Уши большие, заостренные – 25 см (откладывает на линейках). Двигая ушами, во все стороны, лось быстро улавливает подозрительный шум и уходит в заросли.
- Что можно сказать о шее? (Короткая и толстая)
- Опишите ноги. (Длинные, стройные, белые, есть копыта)
Тело лося покрыто шерстью – буровато-черной. Есть хвостик 12-13 см.
Презентация.
- Образ жизни.
Летом лоси живут в лесу не далеко от водоемов(болот, рек, озер), где спасаются от жары.Зимой в густом лесу.
Лоси быстро бегают и хорошо плавают. Разыскивая водные растения, могут держать голову под водой больше минуты. От хищников обороняются ударами передних ног. Он очень хорошо слышит, и ощущает запахи, а вот зрение у лося очень слабое.
У самки рождается обычно один лосёнок; старые самки могут рожать двойни. Детёныши могут вставать через несколько минут после рождения, через 3 дня свободно передвигаются. Мама кормит детёнышей молоком.
Объект исследования № 3. Картинка «Лосиная семья»
Задание: Вам необходимо назвать членов лосиной семьи.
Мама – самка – лосиха,
Папа – самец – лось,
Ребенок – детёныш – лосёнок.
Физ.минутка.
Ты по лесу стал шагать, (шаг на месте)
Далеко кругом видать. (приседание с поворотами вправо-влево)
Перешагивай деревья, (шаг с высоким подниманием бедра)
Их, смотри, не растопчи. (прыжок)
Если летом оказался – комаров ты отгони, (махи руками)
А зимою – не дрожи!
Сядь за парту ты опять,
Чтоб пятёрки получать.
- Питание.
Летом лоси питаются водной растительностью. Они поедают листья, доставая их благодаря своему росту со значительной высоты; траву; грибы; веточки деревьев и кустарников вместе с листочками и ягодами.
Зимой лоси кормятся веточками деревьев и кустарников, охотно соскабливают кору деревьев.
IV. Закрепление.
- Юные исследователи, мы сегодня хорошо поработали. Чтобы закрыть наше заседание, нам нужно сделать выводы, а в этом нам поможет опорная таблица, которую мы все вместе составим по пунктам нашего плана. (Детям предлагаются карточки со словами и словосочетаниями по теме, которые необходимо распределить на доске.)
Внешний вид | Питание | Образ жизни |
Лось-великан. Уши до 25 см. Длинные ноги. Рога. | Кора деревьев. Веточки. Ягоды. Листья. Грибы. Водные растения. | Лось сбрасывает рога. Лосиха. Лосенок. Хорошо плавает. Быстро бегает. Живет в лесу. |
Фронтальный опрос:
- С каким животным мы сегодня познакомились?
- На что похожи рога?
- Где живет?
- Чем питается?
- Чем лосиха отличается от лося?
- Молодцы!
V. Итог урока.
Бесстрашен могучий лесной богатырь.
Его не пугает озёрная ширь,
И он не боится речной глубины.
Ветвисты рога его, ноги длинны.
Питается ветками, сочной травой.
В осеннее время настрой боевой:
Он в утренний час очень грозно ревёт
И рёвом соперников к бою зовёт.
Доверчиво из лесу к людям идёт,
То в парк городской, то в село забредёт.
И те, кому видеть его довелось,
Ответят, что это животное лось.
VI. Рефлексия.
- Представьте, что вы в летнем лесу (аудиозапись «Шум леса»). Во время приятной прогулки вы увидели лося. Каким вы его представляете? (Раздаются раскраски «Лось», цветные карандаши.)
VII. Выставление оценок.
- Заседание круглого стола объявляется закрытым!
Литература.
1. Е.Д. Худенко, И.А. Терехова Знакомство с окружающем миром 4 класс: - М.: АРКТИ, 2006, для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
2. В.В.Воронкова Программа по развитию речи М.: Просвещение 2006, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» 1 - 4 класс.
3. Е.Д. Худенко. Планирование уроков развитие устной речи на основе знакомства с окружающим миром в 4 классе коррекционных образовательных учреждений VIII вида. РФ М: «АРКТИ». 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.
По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

конспект урока по развитию речи 3 класс: Дикие дивотные: ёж
На уроке необходимо пополнить знания детей о внешнем виде ежа, его повадках; развивать словарный запас детей через многозначность слова "иголка"...

Урок развития речи, 5 класс, описание животного.
Богатый речевой материал, разнообразные тексты для редактирования и композиционного анализа, задания по профилактике речевых недочетов - основательная подготовка для создания учеником собственного тек...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
конспект занятия по теме "дикие животные"...

Конспект по развитию речи по теме" Дикие животные" с детьми с ЗПР и РАС
Подгрупповое занятие по развитию речи....

Конспект по развитию речи по теме" Дикие животные" с детьми с ЗПР и РАС
Подгрупповое занятие по развитию речи....