Адаптированные общеобразовательные программы по "Чтению", "Письму", "Развитию речи" для учащихся 6 класса.
рабочая программа (6 класс) на тему
Адаптированные общеобразовательные рабочие программы по "Чтению", "Письму", "Развитию речи" составлены для учащихся 6 класса, воспитанников детского дома-интерната с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальных нарушений. В основе составления данных программ лежит «Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой - Санкт-Петербург, 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.docx | 46.31 КБ |
pismo.docx | 37.15 КБ |
razvitie_rechi.docx | 44.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА №90 «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.Г. ЛАРИКОВА»
125130, г. Москва, 4-й Новоподмосковный пер., д. 2А (юр. адрес)
125252, г. Москва, 2-я Песчаная, д. 4 А (фактич)
Телефон (факс) (499) 157-10-66 E-mail: 162-77@mail.ru
ОГРН 102770481160, ИНН/ КПП 7743043649/ 774301001
«Согласовано» Ответственный за учебную работу _________________________ ФИО «___» __________________ 20 __ г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа №90 ______________________________ФИО Приказ №___ от «___» ________ 20 __ г. |
Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса
«Чтение» для 6 «Б» класса на 2015-2016 уч. гг
Автор-составитель:
Учитель-дефектолог,
Батурова Т.Н.
Москва, 2015
Пояснительная записка
Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальных нарушений.
Данная адаптированная общеобразовательная программа по «Чтению» составлена для обучающихся, воспитанников детского дома-интерната, у которых речь не является ведущим средством общения. Контингент детей внутри данного класса весьма неоднороден. Условно состав класса можно разделить на 2 группы. К первой группе относятся дети, которые не владеют элементарными коммуникативными навыками и элементарными средствами вербального общения и понимают обращенную речь лишь частично. Они с трудом воспринимают короткие фразы и инструкции, сопровождаемые прямым показом. Во вторую группу вошли дети, у которых отмечаются отдельные звукоподражания, произносимые с различными искажениями вследствие снижения подвижности артикуляционного аппарата, нарушения возможности организации артикуляционных поз, трудности удержания кинестезий и серии двигательных речевых актов, связанные с нарушениями пространственной соотнесенности артикуляционных поз. Это делает их речь трудной для понимания, а самих детей – фактически «безречевыми».
По мнению М. С. Певзнер, тяжелые формы умственной отсталости характеризуются недоразвитием мозга: недостаточным развитием извилин, уменьшением количества корковых слоев, неправильным расположением клеток по слоям, малым количеством нервных клеток, недоразвитием белого вещества, появлением клеточных элементов в белом веществе. Следствием нарушений строения мозговой ткани у лиц с интеллектуальной недостаточностью являются заметные изменения их высшей нервной деятельности и значительные отклонения в нормальном развитии функций больших полушарий
Грубые нарушения процессов высшей нервной деятельности и всех психических процессов не позволяют сформироваться целенаправленным приемам познавательной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, полного охвата материала, применения адекватных способов действий).
Содержание данной адаптированной программы по «Чтению» для 6 «Б» класса с учетом вышеизложенных особенностей развития реализуется через решение задач:
- развитие органов артикуляционного аппарата, постановка дыхания и голоса;
- развитие речевого слуха, различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и т.д.) уточнение и развитие слухового восприятия учащихся;
- уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся, выработка умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке;
- слушание аудио книг (литературных произведений, записанных на аудиокассеты, CD-диски и др.);
- «чтение» видеоизображений (изображений на CD-дисках, видеофильмов: мультфильмов);
- «чтение» текста, работа над пониманием содержания прочитанного;
- участие учащихся в играх-инсценировках
Также не следует забывать об использовании на уроках чтения дидактических игр и упражнений, направленных на развитие слухового восприятия и артикуляционного аппарата с элементами дыхательной гимнастики.
Занятия планируются с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся.
Обучение чтению направлено на решение чисто практической задачи. Учащиеся должны научиться узнавать и воспринимать несложные тексты, инструкции, вывески, выполнять необходимые действия в определенной последовательности.
Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса по «Чтению» для учащихся 6 «Б» класса с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальных нарушений составлена на основе «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой - Санкт-Петербург, 2011.
По программе и учебному плану количество учебных часов по чтению составляет 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Содержание программы обучения по «Чтению»
Раздел 1. Артикуляционная гимнастика
- развитие органов артикуляционного аппарата, постановка дыхания и голоса;
- развитие речевого слуха, различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и т.д.) уточнение и развитие слухового восприятия учащихся;
Раздел 2. Общая коррекция анализаторных систем
- правильное произнесение за учителем слов, состоящих их одного звука (у-у); двух звуков (ау, ах, му, уа); 3-4 звуков (там, мама и т.д.);
- называние (совместное проговаривание с учителем) слов по предъявленным предметным картинкам;
- уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся, выработка умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо).
Раздел 3. Развитие коммуникативных навыков
- Участие в инсценировке сказок по выбору учителя. СРИ
Раздел 4. Развитие общей моторики
Раздел 5. Работа над пониманием содержания текста
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Обучающиеся должны уметь:
- узнавать (показывать) простые изображения;
- показывать персонажей коротких произведений и передавать их характерные особенности;
- использовать систему знаков в социальном окружении;
- устанавливать связь между реальным предметом и его изображением на картинках.
Обучающиеся должны знать:
- обобщающие слова: игрушки, учебные принадлежности, овощи, фрукты, посуда, мебель, одежда, домашние животные, домашние птицы, гигиенические принадлежности;
- содержание сказок: «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Мойдодыр», «Федорино горе» К.И. Чуковского.
- графические изображения: времени года, явлений природы, обобщающих слов.
Учебно-методическое обеспечение, учебно-методический комплект.
Учебники:
«Букварь» 1 класс В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина - Москва «Просвещение», 2002г.
Методическое обеспечение:
1. «Волшебный мир звуков и слов» Е.А. Пожиленко, Москва, 1999г.
2. «Логопед и Я: автоматизация шипящих звуков» О.В. Епифанова Волгоград, 2006г.
3. «Логопед и Я согласные и гласные – похожие, но разные» О.В. Епифанова - Волгоград, 2006г.
4. «Обучение чтению в специальных коррекционных классах. 1 класс»
Л.И. Рудченко, Волгоград, 1985г.
5. «Подгрупповые логопедические занятия в средней группе детского сада для детей с ОНР» Н.В. Нищева, СПб, 2007
6. «От А до Я» Е.В. Колесникова - Москва, 2007
7. «По дороге к азбуке» методические рекомендации Т.Р. Кислова, Москва, 1999г.
Дидактическое обеспечение:
1. «Занимательные упражнения и игры для речевого и интеллектуального развития», тетрадь №1, №2 Москва, 2005
2. «Звукарик» А.В. Ундзенкова, Л.С. Колтыгина - Екатеринбург, 1998г.
3. «От А до Я» Е.В. Колесникова, тетрадь Москва, 2007
4. Раскраски, штриховки.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ
Малые фольклорные формы: «Ай, ду-ду», «Божья коровка», «Волк-волчок, шерстяной бочок», «Гуси вы, гуси», «Дедушка Егор», «Дождик, дождик, веселей», «Дон! Дон! Дон!», «Жили у бабуси», «Петушок», «Тили-бом», «Уж ты, зимушка», и др.
Сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Рукавичка», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя» (обр. Л. Толстого), «Три поросенка» (пер. с англ. С. Михалкова).
Произведения классической и современной литературы для детей:
Арефьева И. «Стихи про машины».
Барто А. «Мишка», «Мы с Тамарой», «Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Грузовик», «Мячик», «Машенька», «Капитан», «Самолет», «Собака», «Кто как кричит».
Благинина Е. «Вот какая мама», «Катя леечку взяла», «Научу обуваться я братца», «Полюбуйтесь-ка, игрушки», «Посидим в тишине», «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри».
Волынский Т. «Кошкин дом».
Заходер Б. «Ежик», «Шофер», «Переплетчица», «Портниха», «Сапожник».
Воронько П. «Обновки».
Маршак С. «Багаж», «Ванька-встанька», «Весенняя песенка», «Два котенка», «Детки в клетке», «Дрозд-богатырь», «Елка», «Кошкин дом», «Круглый год», «Мяч», «Песня о елке», «Пожар», «Тихая сказка», «Усатый-полосатый» и др.
Михалков С. «Бездельник светофор», «Дядя Степа», «Грипп», «Мой щенок», «Моя улица», «Прививки», «Про мимозу», «Тридцать шесть и пять», «Фома», «Чудесные таблетки», «Песенка друзей», «Три поросенка» и др.
Толстой Л. «Воробей на часах», «Как волки учат своих детей», «Котенок», «Лев и собачка», «Мыши», «Нашли дети ежа», «Пожарные собаки» и др.
Тувим Ю. «Овощи» (в обр. С. Михалкова).
Тютчев Ф. «В небе тают облака», «Зима недаром злится».
Усачев А. «Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей».
Ушинский К «Еж и заяц», «Как строят дома», «Кончил дело, гуляй смело», «Лекарство», «Стол и стул», «Утренние лучи» и др.
Чарушин Е. «Белка», «Волк», «Воробей», «Заяц», «Кошка», «Курочка», «Лиса», «Медвежонок», «Собака», «Утка с утятами», «Что за зверь?» и др.
Чуковский К. «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Телефон», «Федорино горе» и др.
Сборники и азбуки для чтения учащимся
Берестов В. Д. Книга для чтения в детском саду. — М.: Астрель, 2001.
Мешковин И., Лавро К Азбука. — М.: «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА», 2004.
Козлов С. Я на солнышке лежу. — М.: Самовар, 2010.
Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. — М.: Правда, 1982.
Новейшая хрестоматия по литературе. 1 класс / Под ред. Т. И. Максимовой. — М.: Эксмо, 2008.
Песенки, загадки, пословицы / Обр. Г. Науменко. — М.: Стрекоза, 2008.
Полная хрестоматия дошкольника. 3-4 года. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
Полная хрестоматия дошкольника. 5-6 лет. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
Сутеев В. Г. Сказки и картинки. — СПб.: Герион, 1993.
И другие сборники литературных произведений для чтения детям.
Календарно-тематическое планирование по «Чтению»
I триместр – 30 ч.
№ п /п | дата | тема |
1. | Знакомство с классом. Узнавание и называние предметов на картинке. | |
2. | Звук. Различение неречевых звуков окружающей действительности. | |
3. | Звук. Различение неречевых звуков окружающей действительности. Игра "Что звучит?" | |
4. | Звук. Различение речевых звуков окружающей действительности. Игра "Чей голос?" | |
5. | Игры с движениями. Имитация звуков окружающей действительности. | |
6. | Игры с движениями. Имитация звуков окружающей действительности. | |
7. | Игры на активизацию звукоподражаний. | |
8. | Слушание сказки "Колобок". Рассматривание иллюстраций. | |
9. | Сказка «Колобок». Рассказывание. | |
10. | Сказка «Колобок». Игра-инсценировка. | |
11. | Слушание сказки «Курочка Ряба». Рассматривание иллюстраций. | |
12. | Рассказывание сказки «Курочка Ряба». | |
13. | Сказка «Курочка-Ряба». Игра-инсценировка. | |
14. | Сказка «Репка». Слушание. | |
15. | Сказка «Репка». Рассказывание. | |
16. | Сказка «Репка». Имитация с элементами игротерапии. | |
17. | Сказка «Теремок». Слушание. | |
18. | Рассказываем сказку «Теремок». | |
19. | Игра-инсценировка сказки «Теремок». | |
20. | Сказка «Маша и медведь». Слушание. | |
21. | Рассказываем сказку «Маша и медведь». | |
22. | Сказка «Маша и медведь». Игра-инсценировка. | |
23. | Сказка «Три медведя». Слушание. | |
24. | Рассказываем сказку «Три медведя». | |
25. | Сказка «Три медведя». Игра – имитация. | |
26. | Сказка «Заюшкина избушка». Слушание. | |
27. | Рассказываем сказку «Заюшкина избушка». | |
28. | Сказка «Заюшкина избушка». Игра-инсценировка. | |
29. | Закрепление и повторение пройденного материала. | |
30. | Повторение пройденного. |
II триместр – 31 ч.
№ п /п | дата | тема |
1. | Аудирование. Сказка "Кот, петух и лиса". Рассматривание иллюстраций. | |
2. | Сказка "Кот, петух и лиса". Рассказывание. | |
3. | Сказка "Кот, петух и лиса". Игра-инсценировка. | |
4. | Слушание сказки «Лиса и медведь». Рассматривание иллюстраций. | |
5. | Рассказывание сказки «Лиса и медведь». | |
6. | Сказка «Лиса и медведь». Игра-инсценировка. | |
7. | Аудирование. К.Чуковский «Мойдодыр». | |
8. | К.Чуковский «Мойдодыр». Рассказывание. | |
9. | К.Чуковский «Мойдодыр». Игра - имитация с элементами игротерапии. | |
10. | Сказка «Зимовье зверей». Слушание. | |
11. | Рассказываем сказку «Зимовье зверей». | |
12. | Игра-инсценировка сказки «Зимовье зверей». | |
13. | Сказка «Снегурочка». Слушание. | |
14. | Рассказываем сказку «Снегурочка». | |
15. | Сказка «Снегурочка». Игра-инсценировка. | |
16. | Повторение изученного. | |
17. | Сказка «Морозко». Слушание. | |
18. | Рассказываем сказку «Морозко». | |
19. | Сказка «Морозко». Игра – имитация. | |
20. | Сказка «Лисичка со скалочкой». Слушание. | |
21. | Рассказываем сказку «Лисичка со скалочкой». | |
22. | Сказка «Лисичка со скалочкой». Игра-инсценировка. | |
23. | Аудирование. К.Чуковский «Федорино горе». | |
24. | Рассказываем. К.Чуковский «Федорино горе». | |
25. | Сказка «Волк и семеро козлят». Слушание. | |
26. | Рассказываем сказку «Волк и семеро козлят». | |
27. | Сказка «Волк и семеро козлят». Игра-инсценировка. | |
28. | Место звука в названиях сказочных героев. | |
29. | Игра «Кто так говорит?» (на материале звукоподражаний изученных сказочных героев). | |
30. | Закрепление и повторение пройденного материала. | |
31. | Повторение пройденного. |
III триместр – 36 ч.
№ п /п | дата | тема |
1. | Повторение ранее изученного во 2 триместре. | |
2. | Игры и упражнения на развитие речевого слуха. | |
3. | Аудирование. Сказка "Лисичка-сестричка и серый волк". Рассматривание иллюстраций. | |
4. | Сказка "Лисичка-сестричка и серый волк". Рассказывание. | |
5. | Сказка "Лисичка-сестричка и серый волк". Игра-инсценировка. | |
6. | Слушание сказки «Красная шапочка». Рассматривание иллюстраций. | |
7. | Сказка «Красная шапочка». Рассказывание. | |
8. | Работа над речевым дыханием и развитием артикуляционного аппарата. | |
9. | Аудирование. Сказка «По щучьему веленью». | |
10. | Сказка «По щучьему веленью». Рассказывание. | |
11. | Аудирование. Сказка «Заюшкина избушка». | |
12. | Рассказываем сказку «Заюшкина избушка». | |
13. | Сказка «Заюшкина избушка». Инсценировка. | |
14. | А. Барто. Стихотворения. Слушание. | |
15. | Звукоподражание в стихотворении А. Барто. | |
16. | Повторение пройденного. | |
17. | Сказка «Гуси-лебеди». Слушание. | |
18. | Рассказываем сказку «Гуси-лебеди». | |
19. | Сказка «Гуси-лебеди». Игра-инсценировка. | |
20. | Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Слушание. | |
21. | Рассказываем сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | |
22. | Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Игра – имитация. | |
23. | Сказка «Лиса и журавль». Слушание. | |
24. | Рассказываем сказку «Лиса и журавль». | |
25. | Сказка «Лиса и журавль». Игра-инсценировка. | |
26. | Аудирование. Сказка «Смоляной бычок». | |
27. | Сказка «Смоляной бычок». Рассказываем. | |
28. | Сказка «Смоляной бычок». Игра-инсценировка. | |
29. | Слушание. Сказка «Баба-Яга». | |
30. | Просмотр видеофильма: сказка «Баба-Яга». | |
31. | Повторение. Узнавание, показ по иллюстрациям героев прочитанных сказок. | |
32. | Звукоподражания главных героев прочитанных сказок. | |
33. | Речевые и неречевые звуки (на материале изученных произведений). | |
34. | Игры и упражнения на развитие фонематического слуха. | |
35. | Герои русских народных сказок. Работа с иллюстрациями. | |
36. | Повторение пройденного. |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА №90 «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.Г. ЛАРИКОВА»
125130, г. Москва, 4-й Новоподмосковный пер., д. 2А (юр. адрес)
125252, г. Москва, 2-я Песчаная, д. 4 А (фактич)
Телефон (факс) (499) 157-10-66 E-mail: 162-77@mail.ru
ОГРН 102770481160, ИНН/ КПП 7743043649/ 774301001
«Согласовано» Ответственный за учебную работу _________________________ ФИО «___» __________________ 20 __ г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа №90 ______________________________ФИО Приказ №___ от «___» ________ 20 __ г. |
Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса
«Письмо» для 6 «Б» класса на 2015-2016 уч. гг
Автор-составитель:
Учитель-дефектолог,
Батурова Т.Н.
Москва, 2015
Пояснительная записка
Овладение письмом — одна из труднейших задач обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Этот вид письменной речи чаще всего недоступен им.
Данная адаптированная общеобразовательная программа по «Письму» составлена для обучающихся, воспитанников детского дома-интерната.
При разработке адаптированной программы учитывались следующие особенности развития учащихся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальных нарушений:
У детей наиболее ярко выражена несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости. Дети не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой. Кроме того, у большинства детей отмечается недостаточность мышечной силы.
Учащиеся плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела. Наибольшие трудности выработка этого навыка вызывает у леворуких детей. Умение различать правую и левую сторону — это важная предпосылка для многих видов обучения, особенно для развития у детей навыков письма.
Двигательные нарушения у детей с тяжелой умственной отсталостью обуславливаются нарушением процесса нормального формирования мозга и обмена веществ в нервной ткани.
Цель программы – овладение детьми графомоторными навыками с последующим формированием навыка печатного начертания букв.
Обучение письму направлено на решение чисто практической задачи. Учащиеся должны научиться ставить свою подпись, писать полностью свою фамилию, инициалы или полное имя и отчество.
Задачи, решаемые учителем в ходе обучения по предмету «Письмо»:
- организовать речевую среду;
- пробудить речевую активность учащихся;
- вызвать их интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия);
- сформировать предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности;
- научить понимать соотносящиеся и указательные жесты.
В процессе работы по предмету «Письмо» рекомендуется последовательное использование следующих упражнений:
- практические упражнения;
- упражнения с картинками;
- «письменные» упражнениями (рисование на песке ладонью, пальцем, палочкой; на грифельной, магнитной доске, упражнения в альбомах – тетрадях);
- упражнения с помощью внутренних и внешних трафаретов;
- занятия с пластилином или тестом.
Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса «Письмо» для учащихся 6 «Б» класса с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости составлена на основе «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой - Санкт-Петербург, 2011.
По программе и учебному плану количество учебных часов по письму составляет 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Содержание программы учебного курса «Письмо»
Раздел 1. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки
Учить узнавать предмет по контуру и соотносить его с реальным предметом.
Узнавать «зашумленные», заштрихованные предметы.
Определять начало-конец строчки, верх-низ страницы тетради, учебника.
Учить различать цвета.
Работать с разрезными картинками из 2-3 частей.
Раздел 2. Развитие мелкой моторики рук
Проводить специальные упражнения для развития и укрепления мелкой моторики на вытянутых и согнутых руках, статически и в динамике. Обводить по шаблону или трафарету геометрические фигуры, по возможности раскрашивать или штриховать их. Работать с мозаикой, с «сухим бассейном», сортировать фасоль и горох. Складывать геометрические фигуры из палочек, составлять орнамент из геометрических фигур. Шнуровать. Работать с проволокой и тесьмой по нарисованному контуру. Развивать тактильное восприятие.
Раздел 3. Письмо букв, слогов
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Обучающиеся должны уметь:
- Организовать рабочее место;
- воспринимать и понимать выразительные движения, естественные жесты, мимику и эмоциональное состояние человека;
- понимать соотносящие и указательные жесты;
- контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями;
- обследовать предмет и выделять его формы;
- соотносить реальные объекты с его графическим изображением;
- показывать изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном порядке);
- правильно пользоваться изобразительными средствами и приспособлениями: карандашами, мелками, губкой для доски, и т.д.;
- закрашивать изображение предмета с определённым контуром;
- располагать рисунок на листе бумаги, правильно ориентируясь в пространстве листа бумаги (вверх, вниз, посередине);
- проводить прямые, прерывистые, волнистые, закруглённые линии в разном расположении (вертикально, горизонтально) различными изобразительными средствами;
- пользоваться внутренними и внешними трафаретами;
- Писать буквы, слоги (по обводу, опорным точкам)
Обучающиеся должны знать:
- правила сидения за партой во время письма;
- название, назначение учебных принадлежностей;
- название и содержание различных упражнений.
Учебно-методическое обеспечение, учебно-методический комплект.
Методическое обеспечение:
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Дидактическое обеспечение:
- Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997.
- Игры-занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и набор аквапескотерапии /Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
- Мы вместе. Странички для занятий с детьми. Поиграем с тестом: творческие занятия родителей с детьми раннего возраста. Г.Ю. Одинокова. – М./ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №5 -2011.
- Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева
- Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Веселые уроки. Развиваем память, мышление, внимание, мелкую моторику.
- Прописи. Первые уроки.
- Готовим руку к письму. Елена Бортникова.
- Прописи-штриховки, дорисовки. Ю.А.Захарова
- Раскраски по темам.
- Игровые упражнения Узоровой О.В., Нефедовой Е.А.
Календарно-тематическое планирование по «Письму»
I триместр – 29ч.
№ | дата | тема |
Поведение на уроке. Правила сидения за партой. | ||
Закрашивание геометрических фигур по трафарету. | ||
Рисование геометрических фигур по трафарету. | ||
"Письмо" прямых линий сверху вниз. | ||
"Письмо" горизонтальных линий. | ||
"Письмо" наклонных палочек. | ||
"Письмо" замкнутых линий. | ||
Упражнения на выполнение штриховки. | ||
Упражнения на обведение предметов по контуру. | ||
"Письмо" волнистых линий. | ||
"Письмо" овалов, полуовалов. | ||
Письмо элементов печатной буквы А. | ||
Административная контрольная работа "Письмо" фигур по обводу, штриховка". | ||
Письмо печатной буквы А. Работа над ошибками. | ||
«Рисуночное письмо». Обводка по контурному изображению предметов: кошка. | ||
Письмо буквы У. | ||
Лепка печатной буквы У. | ||
«Письмо» буквы У по шаблону. Закрашивание. | ||
«Письмо» буквы У по шаблону. Штриховка. | ||
Письмо букв А, У. | ||
Составление и «письмо» слова АУ. | ||
Лепка слова АУ по контуру. | ||
«Письмо» слова АУ с помощью шаблонов букв. Закрашивание. | ||
«Письмо» слова АУ с помощью шаблонов букв. Штриховка. | ||
Работа со шнуровкой «Ёж». | ||
Письмо буквы О. | ||
«Письмо» буквы О по контурному изображению. | ||
Контрольная работа «Закрепление приобретенных навыков». | ||
Повторение. Работа над ошибками. |
II триместр – 32ч.
№ | дата | тема |
Повторение. Письмо букв А, У. | ||
Повторение. Письмо буквы О. | ||
Повторение. Письмо слов АУ, УА. | ||
«Письмо» буквы О по шаблону. Закрашивание. | ||
«Письмо» буквы О по шаблону. Штриховка. | ||
Лепка буквы О по контуру. | ||
Работа с трафаретом «Овощи». Раскрашивание. | ||
Упражнения на обведение предметов по контуру. | ||
Письмо буквы О в соединении с ранее изученными. | ||
«Рисуночное письмо». Лепка по контурному изображению предметов: цыпленок. | ||
«Письмо» буквосочетаний АО, ОА по шаблонам. Закрашивание. | ||
Лепка буквосочетаний АО, УА по контуру. | ||
«Письмо» буквосочетаний УА, АО по шаблонам. Штриховка. | ||
Упражнения на развитие ручной умелости. Шнуровка. | ||
«Рисуночное письмо». Обводка по контурному изображению предметов: лиса. | ||
Письмо элементов буквы М. | ||
«Письмо» буквы М по контурному изображению. | ||
Письмо буквы М. | ||
«Письмо» буквы М по шаблону. Закрашивание. | ||
«Письмо» буквы М по шаблону. Штриховка. | ||
Лепка буквы М по контуру. | ||
Письмо буквы М в сочетании с ранее изученными: АМ, УМ, ОМ. | ||
Письмо буквы М в сочетании с ранее изученными: МА, МУ, МО. | ||
Упражнения на выполнение штриховки по образцу. | ||
Составление и «письмо» буквосочетаний АМ, УМ, ОМ по шаблонам. Закрашивание. | ||
Составление и «письмо» буквосочетаний МА, МУ, МО по шаблонам. Закрашивание. | ||
Письмо ранее изученных букв. | ||
Подготовка к контрольной работе. | ||
Контрольная работа «Закрепление приобретенных навыков». | ||
Работа над ошибками. | ||
Упражнения на закрепление приобретенных навыков. | ||
Повторение пройденного. |
III триместр – 35ч.
№ | дата | тема |
Повторение. Письмо букв А, У, М, О. | ||
Повторение. Письмо буквосочетаний АМ, УМ, ОМ; МА, МУ, МО. | ||
«Письмо» узоров, состоящих из разных видов линий. | ||
Работа с трафаретом. | ||
«Письмо» изученных букв по шаблонам. Раскрашивание. | ||
Письмо элементов буквы С. | ||
«Письмо» буквы С по контурному изображению. | ||
Письмо буквы С. | ||
«Письмо» буквы С по шаблону. Закрашивание. | ||
«Письмо» буквы С по шаблону. Штриховка. | ||
Лепка буквы С по контуру. | ||
«Рисуночное письмо». Обводка по контурному изображению предметов: посуда. Раскрашивание. | ||
Упражнения на развитие ручной умелости. Шнуровка. | ||
Письмо буквосочетаний с буквой С: АС, ОС, УС. | ||
Письмо буквосочетаний с буквой С: СА, СО, СУ. | ||
Составление и «письмо» буквосочетаний по шаблонам: АС, ОС, УС. | ||
Составление и «письмо» буквосочетаний по шаблонам: СА, СО, СУ. | ||
Письмо ранее изученных букв. | ||
Письмо буквосочетаний с ранее изученными буквами. | ||
Письмо элементов буквы Х. | ||
«Письмо» буквы Х по контурному изображению. | ||
Письмо буквы Х. | ||
«Письмо» буквы Х по шаблону. Закрашивание. | ||
«Письмо» буквы Х по шаблону. Штриховка. | ||
Лепка буквы Х по контуру. | ||
Письмо буквосочетаний с буквой Х: АХ, ОХ, УХ. | ||
Письмо буквосочетаний с буквой Х: ХА, ХО, ХУ. | ||
Упражнения на развитие мелкой моторики: штриховка. | ||
Письмо ранее изученных букв. | ||
Письмо буквосочетаний с ранее изученными буквами. | ||
Подготовка к контрольной работе. | ||
Контрольная работа за год. | ||
Работа над ошибками. | ||
Закрепление ранее приобретенных навыков. | ||
Повторение пройденного. |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА №90 «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.Г. ЛАРИКОВА»
125130, г. Москва, 4-й Новоподмосковный пер., д. 2А (юр. адрес)
125252, г. Москва, 2-я Песчаная, д. 4 А (фактич)
Телефон (факс) (499) 157-10-66 E-mail: 162-77@mail.ru
ОГРН 102770481160, ИНН/ КПП 7743043649/ 774301001
«Согласовано» Ответственный за учебную работу _________________________ ФИО «___» __________________ 20 __ г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа №90 ______________________________ФИО Приказ №___ от «___» ________ 20 __ г. |
Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса
«Развитие речи» для 6 «Б» класса на 2015 – 2016 уч. гг.
Автор-составитель:
Учитель – дефектолог,
Батурова Т.Н.
Москва, 2015
Пояснительная записка.
У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью наряду с недоразвитием высших форм познавательной деятельности имеется недоразвитие речи как одной из наиболее молодых и специфических человеческих функций, чем выраженнее интеллектуальный дефект, тем выраженнее степень речевого недоразвития (Г.Е.Сухарева 1965).
Основные задачи, решаемые в процессе обучения учащихся, учебного курса «Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»:
- формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («я и взрослый», «я в школе»);
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, к явлениям природы);
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению (с использованием вербальных и невербальных средств общения);
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- формировать умение составлять с помощью взрослого простейший отчет о выполненных действиях;
- формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях;
- привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица педагога (перед зеркалом и без него) и его действиям;
- развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
- формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных изменениях (лето, осень, зима, весна);
- знакомить с простейшими сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям вместе с педагогом (с опорой на картинки).
Данная адаптированная общеобразовательная программа по «Развитию речи» составлена для обучающихся, воспитанников детского дома-интерната, у которых речь не является ведущим средством общения. Контингент детей внутри данного класса весьма неоднороден. По результатам обследования определились две категории учащихся, в зависимости от преобладания либо сенсорного, либо моторного компонента речевого недоразвития. Первая категория учащихся – дети с сенсорным недоразвитием. Это дети, которые с трудом понимают обращенную речь. Они понимают короткие фразы и инструкции, сопровождаемые прямым показом, требуемых от них действий. Более длинную фразу или читаемый текст они не воспринимают и не реагируют адекватно. Вторая категория учащихся – это дети с преобладанием моторного компонента речевого недоразвития. Это либо дети, у которых отмечаются отдельные лепетные слова или словосочетания, произносимые с различными фонетическими искажениями. Снижение подвижности артикуляционного аппарата, нарушения возможности организации артикуляционных поз, трудности удержания кинестезий и серии двигательных актов, связанные с нарушениями пространственной соотнесенности артикуляционных поз, делают их речь трудной для понимания, а самих детей – фактически безречевыми. Либо это полностью безречевые дети. Их экспрессивная речь представлена в виде различных вокализаций, отдельно произносимых слогов и звукоподражаний.
Одним из способов развития «коммуникативной» функции у «безречевых» детей с интеллектуальными нарушениями являются невербальные средства коммуникации. Необходимо обучать детей правильному использованию имеющихся дословесных средств, появлению новых знаков, развитию их функционального содержания. И обучение должно быть построено таким образом, чтобы невербальные средства стали предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения. Но есть такая категория детей, которые не овладеют словесными средствами коммуникации, в таком случае использование невербальных средств общения может стать обходным путем в организации и успешной социализации детей.
К невербальным средствам общения относятся:
- жесты;
- мимика;
- система символов (пиктограммы).
Человеческое общение осуществляется либо через произнесенное слово, а в случаи, когда ребенок «безречевой», при помощи еще и мимики, жестов или с использованием картинок символов.
Жесты и мимика могут показать и выразить какое то эмоциональное состояние человека, но также они могут нести в себе и другую информацию. Поэтому они бывают разные:
- условные;
- указывающие;
- подчеркивающие;
- показывающие;
- эмоциональные.
Одной из задач обучения «безречевых» детей научиться пользоваться системой жестов и мимикой в повседневной жизни. Начиная от самой доступной формы выражать свои потребности, например, знак согласия и отрицания. Естественная жестикуляция может помочь данной категории детей в трудной ситуации или для выражения своих потребностей, желаний или просьбы. Для большинства лиц с умеренными или тяжелыми нарушениями в развитии в качестве средства общения может быть использована система пиктограмм.
Пиктограмма – знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Этапы обучения работе с пиктограммами.
1. Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания.
• Идентификация символа (показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине).
• Выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый).
• Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других.
• Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других.
• Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза).
• Выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый.
2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций.
• Составить из пиктограмм пару (предлагаем ребёнку соединить стрелкой пиктограмму изображающую предмет, с пиктограммой отражающей действие, которое можно производить с этим предметом: кукла – играть; яблоко – есть, или показать ребёнку действие и попросить соединить с предметом: слушать – уши; пить — вода).
• Выбрать те, которые относятся к одной тематической группе.
• Четвёртый лишний.
• Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши – слушать; глаза – смотреть).
• Найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбрать нужную).
3. Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа.
• Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу.
• Составить фразу из пиктограмм соединив их между собой по смыслу стрелками.
• Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку.
• Составить логические цепочки.
Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки:
1. Первоначальное понятие «знак» (пиктограмма).
2. Обобщающее понятие.
3. Закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами.
4. Самостоятельная ориентировка в системе знаков.
Использование метода пиктограмм развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса «Развитие речи» для учащихся 6 «Б» класса с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости составлена на основе «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой - Санкт-Петербург: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
По программе и учебному плану количество учебных часов по развитию речи составляет 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Содержание учебного курса «Развитие речи».
Наименование раздела | Содержание раздела |
Это - Я. |
|
Мой дом. |
|
Я в школе. |
|
Мир растений. |
|
Мир животных. |
|
Временные представления. |
|
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- Свои данные: имя, фамилию, имя учителя (воспитателя);
- Названия предметов, их частей;
Учащиеся должны уметь:
- Откликаться (реагировать) на свое имя (фамилию);
- Узнавать (показывать) по произнесенной фамилии (имени) учеников своего класса, а также по возможности называть их по имени;
- Выполнять простые поручения по словесной инструкции учителя;
- Показывать изученные предметы (в том числе, узнавать их изображение на пиктограммах);
- Строить простейшие сообщения, используя доступные средства коммуникации (речевые и неречевые).
- Составлять простые предложения (из 3-х слов), используя пиктограммы;
Перечень учебно-методического обеспечения
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н. Яковлевой, - Спб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011г.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я-говорю! Я-Ребенок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я-говорю! Ребенок в школе: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я-говорю! Ребенок и его игрушки: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я-говорю! Ребенок и его дом: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я-говорю! Ребенок и мир растений: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я-говорю! Ребенок и мир животных: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
- Комплекты демонстрационных материалов (Издательство «Книголюб») по лексическим темам.
Литература
- Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин А.П., Комарова С.В., Логинова Е.Т. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/ под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: пособие для учителя. – СПб.: СОЮЗ, 2004.
- Липакова В.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с умеренной умственной отсталостью. – Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003.
Календарно-тематическое планирование по «Развитию речи»
I триместр – 20 ч.
№ п/п | дата | тема |
1. | 1 сентября - День знаний. Рассматривание иллюстрации. | |
2. | Учебные принадлежности. Узнавание, показ | |
3. | Учебные принадлежности. Назначение, использование. | |
4. | Звуки животного мира. Звукоподражание в играх и сказках. | |
5. | Сказка "Колобок". | |
6. | Фрукты. Узнавание, называние (показ). | |
7. | Фрукты. Работа с пиктограммами. | |
8. | Овощи. Узнавание, называние (показ). | |
9. | Овощи. Упражнения с пиктограммами. | |
10. | Обобщение знаний по теме: "Фрукты и овощи". | |
11. | Части тела (голова, руки, ноги, туловище). Узнавание, называние (показ). | |
12. | Части головы (глаза, нос, рот, уши, зубы). Узнавание, называние (показ). | |
13. | Упражнения с пиктограммами по теме «Это - Я». | |
14. | Обобщение и закрепление знаний по теме «Это - Я». | |
15. | Экскурсия в парк. Наблюдения за изменениями в природе. | |
16. | Время года – осень. Сезонные изменения в природе. | |
17. | «Что нам осень принесла?». Узнавание, называние (показ) предметов на картинке. | |
18. | Обобщение и закрепление знаний по теме «Осень». Работа с календарем природы. | |
19. | Закрепление знаний по ранее изученным темам. Работа с пиктограммами. | |
20. | Повторение пройденного. |
II триместр – 20 ч.
№ п/п | дата | тема |
1. | Повторение изученного в 1 триместре. | |
2. | Домашние животные. Узнавание, называние (показ). Место обитания. | |
3. | Домашние животные. Питание. работа с пиктограммами. | |
4. | Домашние животные. Их детеныши. Узнавание, показ. | |
5. | Дикие животные. Узнавание, показ. Место обитания. | |
6. | Дикие животные. Питание. Работа с пиктограммами. | |
7. | Домашние и дикие животные. Узнавание, различение. | |
8. | Одежда. Мужская одежда. Узнавание, показ. | |
9. | Одежда. Женская одежда. Узнавание, показ. | |
10. | Мужская и женская одежда. Различение. Обобщение ранее изученного. | |
11. | Обобщение знаний по теме: "Одежда". | |
12. | Время года – зима. Зимние месяцы. | |
13. | Зима. Сезонные изменения в природе. | |
14. | Зима. Жизнь зверей в лесу. | |
15. | Зима. Зимние забавы. Узнавание, показ. | |
16. | Повторение и обобщение знаний по теме "Время года - зима". | |
17. | Календарь природы. Наблюдения за погодой, узнавание природных явлений. | |
18. | Птицы. Узнавание, показ. | |
19. | Птицы. Части туловища. Узнавание, показ. | |
20. | Повторение ранее изученного. |
III триместр – 26 ч.
№ п/п | дата | тема |
1. | Повторение: раздел «Это - я». Работа с пиктограммами. | |
2. | Урок-экскурсия: февраль – последний зимний месяц. | |
3. | Игрушки и школьные принадлежности. Узнавание, показ. | |
4. | Охрана здоровья. Режим дня. Узнавание, показ. | |
5. | Посуда. Узнавание, показ. | |
6. | Посуда. Назначение посуды. | |
7. | Столовые приборы. Узнавание, показ. | |
8. | Обувь. Виды обуви. Узнавание, показ. | |
9. | Обувь. Сезонная обувь. | |
10. | Время года – весна. Весенние месяцы. | |
11. | Весна в лесу. Сезонные изменения. | |
12. | Весна. Весенние праздники. | |
13. | Обобщение и закрепление знаний по теме «Весна». Работа с календарем природы. | |
14. | Транспорт. Виды транспорта. Узнавание, показ. | |
15. | Транспорт. Наземный транспорт. | |
16. | Транспорт. Воздушный транспорт. | |
17. | Транспорт. Водный транспорт. | |
18. | Транспорт. Поведение в транспорте. | |
19. | Обобщение и закрепление знаний по теме: «Транспорт. Виды транспорта». | |
20. | Насекомые. Узнавание, показ. | |
21. | Насекомые. Части тела. Узнавание, показ. | |
22. | Ягоды. Узнавание, показ. | |
23. | Лето как время года. Сезонные изменения в природе. | |
24. | Детские забавы летом. | |
25. | Закрепление знаний по ранее изученным темам. Работа с пиктограммами. | |
26. | Повторение пройденного. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инклюзивное образование. Адаптированная общеобразовательная программа по предмету "Музыка" 1-4 классы
Аннотация к рабочей программе по музыке 1-4 классы ФГОС Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государс...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи (для детей с нарушением интеллекта) 9 класс
Рабочая Программа...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся в общеобразовательных классах, имеющих заключение ПМПК 5 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Английский язык» предназначена для учащихся с ОВЗ 5 классов. Адаптированная рабочая программа – ...
Адаптированная Общеобразовательная Программа по предмету "Человек" (ФГОС) 2 класс для детей с ОВЗ,для детей надомного обучения (2 вариант).
Адаптированная Общеобразовательная Программа по предмету "Человек" (ФГОС) 2 класс для детей с ОВЗ,для детей надомного обучения (2 вариант)....
Адаптированная общеобразовательная программа по предмету «Человек» в 3 класс
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫЦель формирование представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях.ЗадачиФормирование представлений о себе, осознание ...
Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся с умственной отсталостью
Рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» предназначена для учащихся 5 класса, имеющих интеллектуальные нарушения. Программа обеспечивает реализацию требований адаптированной ...
Адаптированная общеобразовательная программа для детей с ЗПР 8 класс
Пояснительная записка и тематическое планирование для учителей-дефектологов коррекционных классов с детьми с ЗПР 8 класс....