Адаптированные общеобразовательные программы по "Чтению", "Письму", "Развитию речи" для учащихся 6 класса.
рабочая программа (6 класс) на тему

Батурова Татьяна Николаевна

Адаптированные общеобразовательные рабочие программы по "Чтению", "Письму", "Развитию речи" составлены для учащихся 6 класса, воспитанников детского дома-интерната с  умеренной и тяжелой степенью интеллектуальных нарушений. В основе составления данных программ лежит «Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой - Санкт-Петербург, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx46.31 КБ
Файл pismo.docx37.15 КБ
Файл razvitie_rechi.docx44.56 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА №90 «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.Г. ЛАРИКОВА»

                        125130, г. Москва, 4-й Новоподмосковный пер., д. 2А (юр. адрес)

                      125252, г. Москва, 2-я Песчаная, д. 4 А (фактич)

                        Телефон (факс) (499) 157-10-66                                                                                                                    E-mail: 162-77@mail.ru

                        ОГРН 102770481160, ИНН/ КПП 7743043649/ 774301001

«Согласовано»

Ответственный  за учебную работу

_________________________ ФИО

«___» __________________ 20 __ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа №90

______________________________ФИО

Приказ №___ от «___» ________ 20 __ г.

Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса

«Чтение» для 6 «Б» класса на 2015-2016 уч. гг

Автор-составитель:

Учитель-дефектолог,

Батурова Т.Н.

Москва, 2015

Пояснительная записка

Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальных нарушений.

Данная адаптированная общеобразовательная программа по «Чтению» составлена для обучающихся, воспитанников детского дома-интерната, у которых речь не является ведущим средством общения. Контингент детей внутри данного класса весьма неоднороден. Условно состав класса можно разделить на 2 группы.  К первой группе относятся  дети, которые не владеют элементарными коммуникативными навыками и элементарными средствами вербального общения и  понимают обращенную речь лишь частично. Они с трудом воспринимают короткие фразы и инструкции, сопровождаемые прямым показом. Во вторую группу вошли дети, у которых отмечаются отдельные звукоподражания, произносимые с различными искажениями вследствие снижения подвижности артикуляционного аппарата, нарушения возможности организации артикуляционных поз, трудности удержания кинестезий и серии двигательных речевых актов, связанные с нарушениями пространственной соотнесенности артикуляционных поз. Это делает их речь трудной для понимания, а самих детей – фактически «безречевыми».

По мнению М. С. Певзнер, тяжелые формы умственной отсталости характеризуются недоразвитием мозга: недостаточным развитием извилин, уменьшением количества корковых слоев, неправильным расположением клеток по слоям, малым количеством нервных клеток, недоразвитием белого вещества, появлением клеточных элементов в белом веществе. Следствием нарушений строения мозговой ткани у лиц с интеллектуальной недостаточностью являются заметные изменения их высшей нервной деятельности и значительные отклонения в нормальном развитии функций больших полушарий

Грубые нарушения процессов высшей нервной деятельности и всех психических процессов не позволяют сформироваться целенаправленным приемам познавательной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, полного охвата материала, применения адекватных способов действий).

Содержание данной адаптированной программы  по «Чтению» для 6 «Б» класса с учетом вышеизложенных особенностей развития реализуется через решение задач:

  • развитие органов артикуляционного аппарата, постановка дыхания и голоса;
  • развитие речевого слуха, различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и т.д.) уточнение и развитие слухового восприятия учащихся;
  • уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся, выработка  умения  показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке;
  •  слушание аудио книг (литературных произведений, записанных на аудиокассеты, CD-диски и др.);
  •  «чтение» видеоизображений (изображений на CD-дисках, видеофильмов: мультфильмов);
  • «чтение» текста, работа над пониманием содержания прочитанного;
  • участие учащихся в играх-инсценировках

Также не следует забывать об использовании на уроках чтения дидактических игр и упражнений, направленных на развитие слухового восприятия и  артикуляционного аппарата с элементами дыхательной гимнастики.

Занятия планируются  с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся. 

Обучение чтению  направлено  на решение чисто практической задачи. Учащиеся должны научиться узнавать и воспринимать несложные тексты, инструкции, вывески, выполнять необходимые действия в определенной последовательности.

          Адаптированная общеобразовательная  программа учебного курса по «Чтению» для учащихся  6 «Б» класса с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальных нарушений составлена на основе «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой - Санкт-Петербург, 2011.

По программе и учебному плану количество учебных часов  по чтению составляет 3 часа в неделю, 102 часа в год.

Содержание программы обучения по «Чтению»

Раздел 1.  Артикуляционная гимнастика

  • развитие органов артикуляционного аппарата, постановка дыхания и голоса;
  • развитие речевого слуха, различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и т.д.) уточнение и развитие слухового восприятия учащихся;

Раздел 2.  Общая коррекция анализаторных систем

  • правильное произнесение  за учителем слов, состоящих их одного звука (у-у);  двух звуков (ау, ах, му, уа); 3-4 звуков (там, мама и т.д.);
  • называние (совместное проговаривание с учителем) слов по предъявленным  предметным картинкам;
  • уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся, выработка  умения  показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке  (слева направо).

Раздел 3.  Развитие коммуникативных навыков

  • Участие в инсценировке сказок по выбору учителя.        СРИ

Раздел 4.  Развитие общей моторики

Раздел 5.  Работа над пониманием содержания текста

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Обучающиеся должны уметь:

  • узнавать (показывать) простые изображения;
  • показывать персонажей коротких произведений и передавать их характерные особенности;
  • использовать систему знаков в социальном окружении;
  • устанавливать связь между реальным предметом и его изображением на картинках.

Обучающиеся должны знать:

  • обобщающие слова: игрушки, учебные принадлежности, овощи, фрукты, посуда, мебель,  одежда, домашние  животные, домашние  птицы, гигиенические принадлежности;
  • содержание сказок:  «Курочка ряба»,  «Теремок»,  «Репка»,  «Колобок», «Три медведя»,  «Заюшкина избушка»,  «Мойдодыр», «Федорино горе» К.И. Чуковского.
  • графические изображения: времени года, явлений природы, обобщающих слов.

Учебно-методическое обеспечение, учебно-методический комплект.

Учебники:

«Букварь» 1 класс В.В. Воронкова,   И.В. Коломыткина  -  Москва «Просвещение», 2002г.

Методическое обеспечение:

1.  «Волшебный мир звуков и слов»        Е.А. Пожиленко, Москва, 1999г.

2.   «Логопед и Я: автоматизация шипящих звуков» О.В. Епифанова     Волгоград, 2006г.

3. «Логопед и Я согласные и гласные –   похожие, но разные» О.В. Епифанова -   Волгоград, 2006г.

4. «Обучение чтению в специальных      коррекционных классах. 1 класс»

     Л.И. Рудченко, Волгоград, 1985г.

5. «Подгрупповые логопедические занятия в  средней группе детского сада для детей с   ОНР»     Н.В. Нищева, СПб, 2007

6. «От А до Я» Е.В. Колесникова   -  Москва, 2007

7. «По дороге к азбуке» методические        рекомендации Т.Р. Кислова,    Москва, 1999г.

Дидактическое обеспечение:

1. «Занимательные      упражнения и      игры для         речевого      и интеллектуального      развития»,        тетрадь №1, №2    Москва, 2005

2. «Звукарик»     А.В. Ундзенкова,   Л.С. Колтыгина  -   Екатеринбург,  1998г.

3.  «От А до Я»       Е.В.       Колесникова,       тетрадь     Москва, 2007

4.  Раскраски, штриховки.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ

Малые фольклорные формы: «Ай, ду-ду», «Божья коровка»,  «Волк-волчок, шерстяной бочок», «Гуси вы, гуси», «Дедушка Егор», «Дождик, дождик, веселей», «Дон! Дон! Дон!», «Жили у бабуси», «Петушок», «Тили-бом», «Уж ты, зимушка», и др.

Сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Рукавичка», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя» (обр. Л. Толстого), «Три поросенка» (пер. с англ. С. Михалкова).

Произведения классической и современной литературы для детей:

Арефьева И. «Стихи про машины».

Барто А. «Мишка», «Мы с Тамарой», «Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Грузовик», «Мячик», «Машенька», «Капитан», «Самолет», «Собака», «Кто как кричит».

Благинина Е. «Вот какая мама», «Катя леечку взяла», «Научу обуваться я братца», «Полюбуйтесь-ка, игрушки», «Посидим в тишине», «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри».

Волынский Т. «Кошкин дом».

Заходер Б. «Ежик», «Шофер», «Переплетчица», «Портниха», «Сапожник».

Воронько П. «Обновки».

Маршак С. «Багаж», «Ванька-встанька», «Весенняя песенка», «Два котенка», «Детки в клетке», «Дрозд-богатырь», «Елка», «Кошкин дом», «Круглый год», «Мяч», «Песня о елке», «Пожар», «Тихая сказка», «Усатый-полосатый» и др.

Михалков С. «Бездельник светофор», «Дядя Степа», «Грипп», «Мой щенок», «Моя улица», «Прививки», «Про мимозу», «Тридцать шесть и пять», «Фома», «Чудесные таблетки», «Песенка друзей», «Три поросенка» и др.

Толстой Л. «Воробей на часах», «Как волки учат своих детей», «Котенок», «Лев и собачка», «Мыши», «Нашли дети ежа», «Пожарные собаки» и др.

Тувим Ю. «Овощи» (в обр. С. Михалкова).

Тютчев Ф. «В небе тают облака», «Зима недаром злится».

Усачев А. «Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей».

Ушинский К «Еж и заяц», «Как строят дома», «Кончил дело, гуляй смело», «Лекарство», «Стол и стул», «Утренние лучи» и др.

Чарушин Е. «Белка», «Волк», «Воробей», «Заяц», «Кошка», «Курочка», «Лиса», «Медвежонок», «Собака», «Утка с утятами», «Что за зверь?» и др.

Чуковский К.  «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Телефон», «Федорино горе» и др.

Сборники и азбуки для чтения учащимся

Берестов В. Д. Книга для чтения в детском саду. — М.: Астрель, 2001.

Мешковин И., Лавро К Азбука. — М.: «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА», 2004.

Козлов С. Я на солнышке лежу. — М.: Самовар, 2010.

Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. — М.: Правда, 1982.

Новейшая хрестоматия по литературе. 1 класс / Под ред. Т. И. Максимовой. — М.: Эксмо, 2008.

Песенки, загадки, пословицы / Обр. Г. Науменко. — М.: Стрекоза, 2008.

Полная хрестоматия дошкольника. 3-4 года. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.

Полная хрестоматия дошкольника. 5-6 лет. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.

Сутеев В. Г. Сказки и картинки. — СПб.: Герион, 1993.

И другие сборники литературных произведений для чтения детям.

Календарно-тематическое планирование по «Чтению»

I триместр – 30 ч.

п /п

      дата

тема

1.

Знакомство с классом. Узнавание и называние предметов на картинке.

2.

Звук. Различение неречевых звуков окружающей действительности.

3.

Звук. Различение неречевых звуков окружающей действительности. Игра "Что звучит?"

4.

Звук. Различение речевых звуков окружающей действительности. Игра "Чей голос?"

5.

Игры с движениями. Имитация звуков окружающей действительности.

6.

Игры с движениями. Имитация звуков окружающей действительности.

7.

Игры на активизацию звукоподражаний.

8.

Слушание сказки "Колобок". Рассматривание иллюстраций.

9.

Сказка «Колобок». Рассказывание.

10.

Сказка «Колобок». Игра-инсценировка.

11.

Слушание сказки «Курочка Ряба». Рассматривание иллюстраций.

12.

Рассказывание сказки «Курочка Ряба».

13.

Сказка «Курочка-Ряба». Игра-инсценировка.

14.

Сказка «Репка». Слушание.

15.

Сказка «Репка». Рассказывание.

16.

Сказка «Репка». Имитация с элементами игротерапии.

17.

Сказка «Теремок». Слушание.

18.

Рассказываем сказку «Теремок».

19.

Игра-инсценировка сказки «Теремок».

20.

Сказка «Маша и медведь». Слушание.

21.

Рассказываем сказку «Маша и медведь».

22.

Сказка «Маша и медведь». Игра-инсценировка.

23.

Сказка «Три медведя». Слушание.

24.

Рассказываем сказку «Три медведя».

25.

Сказка «Три медведя». Игра – имитация.

26.

Сказка «Заюшкина избушка». Слушание.

27.

Рассказываем сказку «Заюшкина избушка».

28.

Сказка «Заюшкина избушка». Игра-инсценировка.

29.

Закрепление  и повторение пройденного материала.

30.

Повторение пройденного.

II триместр – 31 ч.

п /п

      дата

тема

1.

Аудирование. Сказка "Кот, петух и лиса". Рассматривание иллюстраций.

2.

Сказка "Кот, петух и лиса". Рассказывание.

3.

Сказка "Кот, петух и лиса". Игра-инсценировка.

4.

Слушание сказки «Лиса и медведь». Рассматривание иллюстраций.

5.

Рассказывание сказки «Лиса и медведь».

6.

Сказка «Лиса и медведь». Игра-инсценировка.

7.

Аудирование. К.Чуковский «Мойдодыр».

8.

К.Чуковский «Мойдодыр». Рассказывание.

9.

К.Чуковский «Мойдодыр». Игра - имитация с элементами игротерапии.

10.

Сказка «Зимовье зверей». Слушание.

11.

Рассказываем сказку «Зимовье зверей».

12.

Игра-инсценировка сказки «Зимовье зверей».

13.

Сказка «Снегурочка». Слушание.

14.

Рассказываем сказку «Снегурочка».

15.

Сказка «Снегурочка». Игра-инсценировка.

16.

Повторение изученного.

17.

Сказка «Морозко». Слушание.

18.

Рассказываем сказку «Морозко».

19.

Сказка «Морозко». Игра – имитация.

20.

Сказка «Лисичка со скалочкой». Слушание.

21.

Рассказываем сказку «Лисичка со скалочкой».

22.

Сказка «Лисичка со скалочкой». Игра-инсценировка.

23.

Аудирование.  К.Чуковский «Федорино горе».

24.

Рассказываем. К.Чуковский «Федорино горе».

25.

Сказка «Волк и семеро козлят». Слушание.

26.

Рассказываем сказку «Волк и семеро козлят».

27.

Сказка «Волк и семеро козлят». Игра-инсценировка.

28.

Место звука в названиях сказочных героев.

29.

Игра «Кто так говорит?» (на материале звукоподражаний изученных сказочных героев).

30.

Закрепление  и повторение пройденного материала.

31.

Повторение пройденного.

                                         III триместр – 36 ч.

п /п

      дата

тема

1.

Повторение ранее изученного во 2 триместре.

2.

Игры и упражнения на развитие речевого слуха.

3.

Аудирование. Сказка "Лисичка-сестричка и серый волк". Рассматривание иллюстраций.

4.

Сказка "Лисичка-сестричка и серый волк".  Рассказывание.

5.

Сказка "Лисичка-сестричка и серый волк". Игра-инсценировка.

6.

Слушание сказки «Красная шапочка». Рассматривание иллюстраций.

7.

Сказка «Красная шапочка». Рассказывание.

8.

Работа над речевым дыханием и развитием артикуляционного аппарата.

9.

Аудирование. Сказка «По щучьему веленью».

10.

Сказка «По щучьему веленью».  Рассказывание.

11.

Аудирование. Сказка «Заюшкина избушка».

12.

Рассказываем сказку «Заюшкина избушка».

13.

Сказка «Заюшкина избушка». Инсценировка.

14.

А. Барто. Стихотворения. Слушание.

15.

Звукоподражание в стихотворении А. Барто.

16.

Повторение пройденного.

17.

Сказка «Гуси-лебеди». Слушание.

18.

Рассказываем сказку «Гуси-лебеди».

19.

Сказка «Гуси-лебеди». Игра-инсценировка.

20.

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Слушание.

21.

Рассказываем сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

22.

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».  Игра – имитация.

23.

Сказка «Лиса и журавль». Слушание.

24.

Рассказываем сказку «Лиса и журавль».

25.

Сказка «Лиса и журавль». Игра-инсценировка.

26.

Аудирование.  Сказка «Смоляной бычок».

27.

Сказка «Смоляной бычок». Рассказываем.

28.

Сказка «Смоляной бычок». Игра-инсценировка.

29.

Слушание. Сказка «Баба-Яга».

30.

Просмотр видеофильма: сказка «Баба-Яга».

31.

Повторение. Узнавание, показ по иллюстрациям героев прочитанных сказок.

32.

Звукоподражания главных героев прочитанных сказок.

33.

Речевые и неречевые звуки (на материале изученных произведений).

34.

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха.

35.

Герои русских народных сказок. Работа с иллюстрациями.

36.

Повторение пройденного.



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА №90 «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.Г. ЛАРИКОВА»

                        125130, г. Москва, 4-й Новоподмосковный пер., д. 2А (юр. адрес)

                      125252, г. Москва, 2-я Песчаная, д. 4 А (фактич)

                        Телефон (факс) (499) 157-10-66                                                                                                                    E-mail: 162-77@mail.ru

                        ОГРН 102770481160, ИНН/ КПП 7743043649/ 774301001

«Согласовано»

Ответственный  за учебную работу

_________________________ ФИО

«___» __________________ 20 __ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа №90

______________________________ФИО

Приказ №___ от «___» ________ 20 __ г.

Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса

«Письмо»  для 6 «Б» класса на 2015-2016 уч. гг

Автор-составитель:

Учитель-дефектолог,

Батурова Т.Н.

Москва, 2015

Пояснительная записка

Овладение письмом — одна из труднейших задач обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Этот вид письменной речи чаще всего недоступен им.

Данная адаптированная общеобразовательная программа по «Письму» составлена для обучающихся, воспитанников детского дома-интерната.

При разработке адаптированной программы  учитывались следующие особенности развития учащихся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальных нарушений:

           У детей наиболее ярко выражена несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости. Дети не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой.  Кроме того, у большинства детей отмечается недостаточность мышечной силы.

           Учащиеся плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела. Наибольшие трудности выработка этого навыка вызывает у леворуких детей. Умение различать правую и левую сторону — это важная предпосылка для многих видов обучения, особенно для развития у детей навыков письма.

            Двигательные нарушения у детей с  тяжелой умственной отсталостью обуславливаются нарушением процесса нормального формирования мозга и обмена веществ в нервной ткани.

      Цель программы – овладение детьми графомоторными навыками с последующим формированием  навыка  печатного начертания букв.

Обучение  письму направлено  на решение чисто практической задачи. Учащиеся  должны научиться ставить свою подпись, писать полностью свою фамилию, инициалы или полное имя и отчество.

Задачи, решаемые учителем в ходе обучения по предмету «Письмо»:

  • организовать речевую среду;
  • пробудить речевую активность учащихся;
  • вызвать их интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия);
  • сформировать  предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности;
  • научить  понимать соотносящиеся и указательные жесты.      

 В процессе работы по предмету «Письмо» рекомендуется последовательное использование следующих упражнений:

- практические упражнения;

- упражнения с картинками;

- «письменные» упражнениями  (рисование на песке ладонью, пальцем, палочкой; на грифельной, магнитной  доске, упражнения в альбомах – тетрадях);

- упражнения с помощью внутренних и внешних трафаретов;

- занятия с пластилином или тестом.

         Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса  «Письмо» для учащихся  6 «Б» класса с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости  составлена на основе  «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой - Санкт-Петербург, 2011.

       По программе и учебному плану количество учебных часов  по письму  составляет 3 часа в неделю, 102 часа в год.

Содержание программы учебного курса «Письмо»

Раздел 1.  Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки

Учить узнавать предмет по контуру и соотносить его с реальным предметом.

Узнавать «зашумленные», заштрихованные предметы.

Определять начало-конец строчки, верх-низ страницы тетради, учебника.

Учить различать цвета.

 Работать с разрезными картинками из 2-3 частей.

Раздел 2. Развитие мелкой моторики рук

Проводить специальные упражнения для развития и укрепления мелкой моторики на вытянутых и согнутых руках, статически и в динамике. Обводить по шаблону или трафарету геометрические фигуры, по возможности раскрашивать или штриховать их. Работать с мозаикой, с «сухим бассейном», сортировать фасоль и горох. Складывать геометрические фигуры из палочек, составлять орнамент из геометрических фигур. Шнуровать. Работать с проволокой и тесьмой по нарисованному контуру. Развивать тактильное восприятие.

Раздел 3. Письмо букв, слогов

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Обучающиеся должны уметь:

  • Организовать рабочее место;
  •  воспринимать и понимать выразительные движения, естественные жесты, мимику и эмоциональное состояние человека;
  •  понимать соотносящие и указательные жесты;
  •  контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями;
  • обследовать предмет и выделять его формы;
  •  соотносить реальные объекты с его графическим изображением;
  •  показывать  изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном порядке);
  •  правильно пользоваться изобразительными средствами и приспособлениями: карандашами, мелками, губкой для доски,   и т.д.;
  •  закрашивать изображение предмета с определённым контуром;
  •  располагать рисунок на листе бумаги, правильно ориентируясь в пространстве листа бумаги (вверх, вниз, посередине);
  •  проводить прямые, прерывистые, волнистые, закруглённые линии в разном расположении (вертикально, горизонтально)  различными изобразительными средствами;
  •  пользоваться внутренними и внешними трафаретами;
  • Писать буквы, слоги (по обводу, опорным точкам)

Обучающиеся должны знать:

  •  правила сидения за партой во время письма;
  •  название, назначение  учебных принадлежностей;
  •  название и содержание различных упражнений.

Учебно-методическое обеспечение, учебно-методический комплект.

Методическое обеспечение:

Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

Дидактическое обеспечение:

  1. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997.
  2. Игры-занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и набор аквапескотерапии /Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
  3. Мы вместе. Странички для занятий с детьми. Поиграем с тестом: творческие занятия родителей с детьми раннего возраста. Г.Ю. Одинокова. – М./ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №5 -2011.
  4. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная,  Т.Н.Исаева
  5. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
  6. Веселые уроки. Развиваем память, мышление, внимание, мелкую моторику.
  7. Прописи. Первые уроки.
  8. Готовим руку к письму. Елена Бортникова.
  9. Прописи-штриховки, дорисовки. Ю.А.Захарова
  10. Раскраски по темам.
  11. Игровые упражнения  Узоровой О.В., Нефедовой Е.А.

Календарно-тематическое планирование по «Письму»

I триместр – 29ч.

дата

тема

Поведение на уроке. Правила сидения за партой.

Закрашивание геометрических фигур по трафарету.

Рисование геометрических фигур по трафарету.

"Письмо" прямых линий сверху вниз.

"Письмо" горизонтальных линий.

"Письмо" наклонных палочек.

"Письмо" замкнутых линий.

Упражнения на выполнение штриховки.

Упражнения на обведение предметов по контуру.

"Письмо" волнистых линий.

"Письмо" овалов, полуовалов.

Письмо элементов печатной буквы А.

Административная контрольная работа "Письмо" фигур по обводу, штриховка".

Письмо печатной буквы А. Работа над ошибками.

«Рисуночное письмо». Обводка по контурному изображению предметов: кошка.

Письмо буквы У.

Лепка  печатной буквы У.

«Письмо» буквы У по шаблону. Закрашивание.

«Письмо» буквы У по шаблону. Штриховка.

Письмо букв А, У.

Составление и  «письмо» слова АУ.

Лепка слова АУ по контуру.

«Письмо» слова АУ с помощью шаблонов букв. Закрашивание.

«Письмо» слова АУ с помощью шаблонов букв. Штриховка.

Работа со шнуровкой «Ёж».

Письмо  буквы О.

«Письмо» буквы  О  по контурному изображению.

Контрольная работа «Закрепление приобретенных навыков».

Повторение. Работа над ошибками.

II триместр – 32ч.

дата

тема

Повторение. Письмо букв  А, У.

Повторение. Письмо буквы О.

Повторение. Письмо слов АУ, УА.

«Письмо» буквы О по шаблону. Закрашивание.

«Письмо» буквы О по шаблону. Штриховка.

Лепка буквы О по контуру.

Работа с трафаретом «Овощи». Раскрашивание.

Упражнения на обведение предметов по контуру.

Письмо буквы О в соединении с ранее изученными.

«Рисуночное письмо». Лепка по контурному изображению предметов: цыпленок.

«Письмо» буквосочетаний АО, ОА по шаблонам. Закрашивание.

Лепка буквосочетаний АО, УА по контуру.

«Письмо» буквосочетаний УА, АО по шаблонам. Штриховка.

Упражнения на развитие ручной умелости. Шнуровка.

«Рисуночное письмо». Обводка по контурному изображению предметов: лиса.

Письмо элементов буквы М.

«Письмо» буквы М по контурному изображению.

Письмо буквы М.

«Письмо» буквы М по шаблону. Закрашивание.

«Письмо» буквы М по шаблону. Штриховка.

Лепка буквы М по контуру.

Письмо буквы М в сочетании с ранее изученными: АМ, УМ, ОМ.

Письмо буквы М в сочетании с ранее изученными: МА, МУ, МО.

Упражнения на выполнение штриховки по образцу.

Составление и «письмо» буквосочетаний АМ, УМ, ОМ по шаблонам. Закрашивание.

Составление и «письмо» буквосочетаний МА, МУ, МО по шаблонам. Закрашивание.

Письмо ранее изученных букв.

Подготовка к контрольной работе.

Контрольная работа «Закрепление приобретенных навыков».

Работа над ошибками.

Упражнения на закрепление приобретенных навыков.

Повторение пройденного.

III триместр – 35ч.

дата

тема

Повторение. Письмо букв  А, У, М, О.

Повторение. Письмо буквосочетаний АМ, УМ, ОМ; МА, МУ, МО.

«Письмо» узоров, состоящих из разных видов линий.

Работа с трафаретом.

«Письмо» изученных букв по шаблонам. Раскрашивание.

Письмо элементов буквы С.

«Письмо» буквы С по контурному изображению.

Письмо буквы С.

«Письмо» буквы С по шаблону. Закрашивание.

«Письмо» буквы С по шаблону. Штриховка.

Лепка буквы С по контуру.

«Рисуночное письмо». Обводка по контурному изображению предметов: посуда. Раскрашивание.

Упражнения на развитие ручной умелости. Шнуровка.

Письмо буквосочетаний с буквой С: АС, ОС, УС.

Письмо буквосочетаний с буквой С: СА, СО, СУ.

Составление и «письмо» буквосочетаний по шаблонам: АС, ОС, УС.

Составление и «письмо» буквосочетаний по шаблонам: СА, СО, СУ.

Письмо ранее изученных букв.

Письмо буквосочетаний с ранее изученными буквами.

Письмо элементов буквы Х.

«Письмо» буквы Х по контурному изображению.

Письмо буквы Х.

«Письмо» буквы Х по шаблону. Закрашивание.

«Письмо» буквы Х по шаблону. Штриховка.

Лепка буквы Х по контуру.

Письмо буквосочетаний с буквой Х: АХ, ОХ, УХ.

Письмо буквосочетаний с буквой Х: ХА, ХО, ХУ.

Упражнения на развитие мелкой моторики: штриховка.

Письмо ранее изученных букв.

Письмо буквосочетаний с ранее изученными буквами.

Подготовка к контрольной работе.

Контрольная работа за год.

Работа над ошибками.

Закрепление ранее приобретенных навыков.

Повторение пройденного.



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА №90 «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.Г. ЛАРИКОВА»

                        125130, г. Москва, 4-й Новоподмосковный пер., д. 2А (юр. адрес)

                      125252, г. Москва, 2-я Песчаная, д. 4 А (фактич)

                        Телефон (факс) (499) 157-10-66                                                                                                                    E-mail: 162-77@mail.ru

                        ОГРН 102770481160, ИНН/ КПП 7743043649/ 774301001

«Согласовано»

Ответственный  за учебную работу

_________________________ ФИО

«___» __________________ 20 __ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа №90

______________________________ФИО

Приказ №___ от «___» ________ 20 __ г.

Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса

«Развитие речи»  для 6 «Б» класса на  2015 – 2016 уч. гг.

Автор-составитель:

Учитель – дефектолог,

Батурова Т.Н.

Москва, 2015

Пояснительная записка.

У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью наряду с недоразвитием высших форм познавательной деятельности имеется недоразвитие речи как одной из наиболее молодых и специфических человеческих функций, чем выраженнее интеллектуальный дефект, тем выраженнее степень речевого недоразвития (Г.Е.Сухарева 1965). 

Основные задачи,  решаемые  в процессе обучения учащихся, учебного курса «Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»:

  • формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («я и взрослый», «я в школе»);
  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, к явлениям природы);
  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению (с использованием вербальных и невербальных средств общения);

- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • формировать умение составлять с помощью взрослого простейший отчет о выполненных действиях;
  • формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях;
  • привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица педагога (перед зеркалом и без него) и его действиям;
  • развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
  • формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;
  • формировать представления о явлениях природы, сезонных изменениях (лето, осень, зима, весна);

- знакомить с простейшими сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям вместе с педагогом (с опорой на картинки).

Данная адаптированная общеобразовательная программа по «Развитию речи» составлена для обучающихся, воспитанников детского дома-интерната, у которых речь не является ведущим средством общения. Контингент детей внутри данного класса весьма неоднороден. По результатам обследования определились две категории учащихся, в зависимости от преобладания либо сенсорного, либо моторного компонента речевого недоразвития. Первая категория учащихся – дети с  сенсорным недоразвитием. Это дети, которые с трудом понимают обращенную речь. Они понимают короткие фразы и инструкции, сопровождаемые прямым показом, требуемых от них действий. Более длинную фразу или читаемый текст они не воспринимают и не реагируют адекватно. Вторая категория учащихся – это дети с преобладанием моторного компонента речевого недоразвития. Это либо дети, у которых отмечаются отдельные лепетные слова или словосочетания, произносимые с различными фонетическими искажениями. Снижение подвижности артикуляционного аппарата, нарушения возможности организации артикуляционных поз, трудности удержания кинестезий и серии двигательных актов, связанные с нарушениями пространственной соотнесенности артикуляционных поз, делают их речь трудной для понимания, а самих детей – фактически безречевыми. Либо это полностью безречевые дети. Их экспрессивная речь представлена в виде различных вокализаций, отдельно произносимых слогов и звукоподражаний.

Одним из способов развития «коммуникативной» функции у «безречевых» детей с интеллектуальными нарушениями являются невербальные средства коммуникации. Необходимо обучать детей правильному использованию имеющихся дословесных средств, появлению новых знаков, развитию их функционального содержания. И обучение должно быть построено таким образом, чтобы невербальные средства стали предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения. Но есть такая категория детей, которые не овладеют словесными средствами коммуникации, в таком случае использование невербальных средств общения может стать обходным путем в организации и успешной социализации детей.

К невербальным средствам общения относятся:

- жесты;

- мимика;

- система символов (пиктограммы).

Человеческое общение осуществляется либо через произнесенное слово, а в случаи, когда ребенок «безречевой», при помощи еще и мимики, жестов или с использованием картинок символов.

Жесты и мимика могут показать и выразить какое то эмоциональное состояние человека, но также они могут нести в себе и другую информацию. Поэтому они бывают разные:

- условные;

- указывающие;

- подчеркивающие;

- показывающие;

- эмоциональные.

Одной из задач обучения «безречевых» детей научиться пользоваться системой жестов  и мимикой в повседневной жизни. Начиная от самой доступной формы выражать свои потребности, например, знак согласия и отрицания. Естественная жестикуляция может помочь данной категории детей в трудной ситуации или для выражения своих потребностей, желаний или просьбы. Для большинства лиц с умеренными или тяжелыми нарушениями в развитии в качестве средства общения может быть использована система пиктограмм.

Пиктограмма – знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

                        Этапы обучения работе с пиктограммами.

1. Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания.

•         Идентификация символа (показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине).

•         Выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый).

•         Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других.

•         Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других.

•         Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза).

•         Выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый.

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций.

•         Составить из пиктограмм пару (предлагаем ребёнку соединить стрелкой пиктограмму изображающую предмет, с пиктограммой отражающей действие, которое можно производить с этим предметом: кукла – играть; яблоко – есть, или показать ребёнку действие и попросить соединить с предметом: слушать – уши; пить — вода).

•         Выбрать те, которые относятся к одной тематической группе.

•         Четвёртый лишний.

•         Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши – слушать; глаза – смотреть).

•         Найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбрать нужную).

3. Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа.

•         Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу.

•         Составить фразу из пиктограмм соединив их между собой по смыслу стрелками.

•         Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку.

•         Составить логические цепочки.

            Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки:

1.     Первоначальное понятие «знак» (пиктограмма).

2.     Обобщающее понятие.

3.     Закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами.

4.     Самостоятельная ориентировка в системе знаков.

       Использование метода пиктограмм развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

          Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса  «Развитие речи» для учащихся  6 «Б» класса с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости  составлена на основе  «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой - Санкт-Петербург: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.

       По программе и учебному плану количество учебных часов  по развитию речи  составляет 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Содержание учебного курса «Развитие речи».

Наименование раздела

Содержание раздела

Это - Я.

  • Знание своих данных (имя, фамилия).
  • Определение себя к определенному роду («Я - мальчик», «Я - девочка»)
  • Узнавание себя на фото, узнавание (различение) воспитателей.
  • Узнавание (различение) частей тела (голова, туловище, ноги, руки, пальцы).
  • Узнавание (различение) пиктограмм, обозначающих слова - действия человека («смеяться», «плакать», «есть»,  «идти»,  «пить»,  «спать»,  «играть»).
  • Работа с пиктограммами, обозначающие части лица и туловища.

Мой дом.

  • Узнавание (показ) предметов быта, ближайшего окружения.
  • Названия жилых помещений (пиктограммы «спальня», «кухня», «ванная», «туалет»).
  • Узнавание (различение) предметов мебели (шкаф, стол, стул, диван, кресло).
  • Работа с пиктограммами по разделу.

Я в школе.

  • Узнавание (различение) школьных принадлежностей (портфель, книга, тетрадь, пенал, карандаш, ластик).
  • Узнавание (различение) предметов класса (парта, стул, доска, учительский стол и др.).
  • Работа с пиктограммами, обозначающие слова-действия, относящиеся к  школе («писать», «слушать», «смотреть», «учить», «читать», «считать»).

Мир растений.

  • Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава) и его частей (корень, ствол, ветка, лист).
  • Работа с пиктограммами «собирать», «срывать», «поливать».
  • Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, груша, слива, апельсин).
  • Узнавание (различение) овощей (огурец, помидор, лук, картофель, морковь, свекла, баклажан, кабачок, перец).
  • Узнавание (различение) садовых растений (роза, тюльпан).
  • Составление по картинке простых предложений    (из 3-х слов) с использованием пиктограмм по разделу.  

Мир животных.

  • Знание строения животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога).
  •  Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза,  кошка, собака).
  • Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).
  •  Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, белка, еж). Место обитания диких животных.
  • Узнавание (различение) детенышей  диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).
  • Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк) по внешнему виду.  
  • Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок).
  • Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей,  сова) по внешнему виду.
  • Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки).

Временные     представления.

  • Узнавание (показ) изображения времени года на картинке. Обозначение сезонных изменений (дождь, снег и др.)

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • Свои данные: имя, фамилию, имя учителя (воспитателя);
  • Названия  предметов, их частей;

Учащиеся должны уметь:

  • Откликаться (реагировать) на свое имя (фамилию);
  • Узнавать (показывать) по произнесенной фамилии (имени) учеников своего класса, а также по возможности называть их по имени;
  • Выполнять простые поручения по словесной инструкции учителя;
  • Показывать изученные предметы (в том числе, узнавать их изображение на пиктограммах);
  • Строить простейшие сообщения, используя доступные средства коммуникации (речевые и неречевые).
  • Составлять простые предложения (из 3-х слов), используя пиктограммы;

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью  / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н. Яковлевой,  - Спб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011г.
  2.  Баряева Л.Б., Логинова Е.Т.,  Лопатина Л.В. Я-говорю! Я-Ребенок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
  3.  Баряева Л.Б., Логинова Е.Т.,  Лопатина Л.В. Я-говорю! Ребенок в школе: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
  4.  Баряева Л.Б., Логинова Е.Т.,  Лопатина Л.В. Я-говорю! Ребенок и его игрушки: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
  5.  Баряева Л.Б., Логинова Е.Т.,  Лопатина Л.В. Я-говорю! Ребенок и его дом: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
  6.  Баряева Л.Б., Логинова Е.Т.,  Лопатина Л.В. Я-говорю! Ребенок и мир растений: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
  7.  Баряева Л.Б., Логинова Е.Т.,  Лопатина Л.В. Я-говорю! Ребенок и мир животных: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
  8. Комплекты демонстрационных материалов (Издательство «Книголюб») по лексическим темам.

Литература

  1. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин А.П., Комарова С.В., Логинова Е.Т. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/ под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
  2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т.,  Лопатина Л.В. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: пособие для учителя. – СПб.: СОЮЗ, 2004.
  3. Липакова В.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с умеренной умственной отсталостью. – Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003.

Календарно-тематическое планирование по «Развитию речи»

I триместр – 20 ч.

п/п

дата

тема

1.

1 сентября - День знаний. Рассматривание иллюстрации.

2.

Учебные принадлежности. Узнавание, показ

3.

Учебные принадлежности. Назначение, использование.

4.

Звуки животного мира. Звукоподражание в играх и сказках.

5.

Сказка "Колобок".

6.

Фрукты. Узнавание, называние (показ).

7.

Фрукты. Работа с пиктограммами.

8.

Овощи. Узнавание, называние (показ).

9.

Овощи. Упражнения с пиктограммами.

10.

Обобщение знаний по теме: "Фрукты и овощи".

11.

Части тела (голова, руки, ноги, туловище). Узнавание, называние (показ).

12.

Части головы (глаза, нос, рот, уши, зубы). Узнавание, называние (показ).

13.

Упражнения с пиктограммами по теме «Это - Я».

14.

Обобщение и закрепление знаний по теме «Это - Я».

15.

Экскурсия в парк. Наблюдения за изменениями в природе.

16.

Время года – осень. Сезонные изменения в природе.

17.

«Что нам осень принесла?». Узнавание, называние (показ) предметов на картинке.

18.

Обобщение и закрепление знаний по теме «Осень». Работа с календарем природы.

19.

Закрепление знаний по ранее изученным темам. Работа с пиктограммами.

20.

Повторение пройденного.

II триместр – 20 ч.

п/п

дата

тема

1.

Повторение изученного в 1 триместре.

2.

Домашние животные. Узнавание, называние (показ). Место обитания.

3.

Домашние животные. Питание. работа с пиктограммами.

4.

Домашние животные. Их детеныши. Узнавание, показ.

5.

Дикие животные. Узнавание, показ. Место обитания.

6.

Дикие животные. Питание. Работа с пиктограммами.

7.

Домашние и дикие животные. Узнавание, различение.

8.

Одежда. Мужская одежда. Узнавание, показ.

9.

Одежда. Женская одежда. Узнавание, показ.

10.

Мужская и женская одежда. Различение. Обобщение ранее изученного.

11.

Обобщение знаний по теме: "Одежда".

12.

Время года – зима. Зимние месяцы.

13.

Зима. Сезонные изменения в природе.

14.

Зима. Жизнь зверей в лесу.

15.

Зима. Зимние забавы. Узнавание, показ.

16.

Повторение и обобщение знаний по теме "Время года - зима".

17.

Календарь природы. Наблюдения за погодой, узнавание природных явлений.

18.

Птицы. Узнавание, показ.

19.

Птицы. Части туловища. Узнавание, показ.

20.

Повторение ранее изученного.

III триместр – 26 ч.

п/п

дата

тема

1.

Повторение: раздел «Это - я». Работа с пиктограммами.

2.

Урок-экскурсия: февраль – последний зимний месяц.

3.

Игрушки и школьные принадлежности. Узнавание, показ.

4.

Охрана здоровья. Режим дня. Узнавание, показ.

5.

Посуда. Узнавание, показ.

6.

Посуда. Назначение посуды.

7.

Столовые приборы. Узнавание, показ.

8.

Обувь. Виды обуви. Узнавание, показ.

9.

Обувь. Сезонная обувь.

10.

Время года – весна. Весенние месяцы.

11.

Весна в лесу. Сезонные изменения.

12.

Весна. Весенние праздники.

13.

Обобщение и закрепление знаний по теме «Весна». Работа с календарем природы.

14.

Транспорт. Виды транспорта. Узнавание, показ.

15.

Транспорт. Наземный транспорт.

16.

Транспорт. Воздушный транспорт.

17.

Транспорт. Водный транспорт.

18.

Транспорт. Поведение в транспорте.

19.

Обобщение и закрепление знаний по теме: «Транспорт. Виды транспорта».

20.

Насекомые. Узнавание, показ.

21.

Насекомые. Части тела. Узнавание, показ.

22.

Ягоды. Узнавание, показ.

23.

Лето как время года. Сезонные изменения в природе.

24.

Детские забавы летом.

25.

Закрепление знаний по ранее изученным темам. Работа с пиктограммами.

26.

Повторение пройденного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование. Адаптированная общеобразовательная программа по предмету "Музыка" 1-4 классы

Аннотация к рабочей программе по музыке 1-4 классы ФГОС      Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государс...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся в общеобразовательных классах, имеющих заключение ПМПК 5 класс

    Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Английский язык» предназначена для учащихся с ОВЗ 5 классов. Адаптированная рабочая программа – ...

Адаптированная Общеобразовательная Программа по предмету "Человек" (ФГОС) 2 класс для детей с ОВЗ,для детей надомного обучения (2 вариант).

Адаптированная Общеобразовательная Программа по предмету "Человек" (ФГОС) 2 класс для детей с ОВЗ,для детей надомного обучения (2 вариант)....

Адаптированная общеобразовательная программа по предмету «Человек» в 3 класс

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫЦель формирование представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях.ЗадачиФормирование представлений о себе, осознание ...

Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся с умственной отсталостью

Рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» предназначена для учащихся 5 класса, имеющих интеллектуальные нарушения. Программа обеспечивает реализацию требований адаптированной ...

Адаптированная общеобразовательная программа для детей с ЗПР 8 класс

Пояснительная записка и тематическое планирование для учителей-дефектологов коррекционных классов с детьми с ЗПР 8 класс....