АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи (для детей с нарушением интеллекта) 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ростовская область
р.п. Усть-Донецкий
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Усть-Донецкая средняя общеобразовательная школа №2
«Утверждено»
Директор МБОУ УДСОШ №2
Приказ от___________№____
__________С.А. Лисицына
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для детей с нарушением интеллекта
по письму и развитию речи
основное общее образование
9 класс
Количество часов: 68
Учитель: Карташова Анна Александровна
Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи для детей с нарушением интеллекта составлена на основе Программы для5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В.: Сборник 1.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС. 2000.-240с. Учебник– Русский язык. Н. Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская,Москва.«Просвещение» 2008
2015– 2016уч.год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи для детей с нарушением интеллекта составлена на основе Программы для 5-9 классов спец. (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В.: Сборник 1.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС. 2000.-240с.Учебник– Русский язык. Н. Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская,Москва.«Просвещение» 2008
Цели индивидуального обучения VIII вида – это намечаемые результаты обучения, воспитания и развития, направленные на формирование личности. В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такого предмета как русский язык. Подготовка подрастающего поколения к практической деятельности немыслима без овладения русским литературным языком.
Программа по письму и развитию речи в 9 классе направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Общая характеристика предмета
ЦЕЛЬ:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
ЗАДАЧИ:
-овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
-формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
-обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов;
-эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие личности.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Занятия по данной программе проводятся в форме урока (45 мин). В 9 классе на изучение письма и развития речи отводится 2 часа в неделю (68часов в год).
В 9 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиесяовладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова
направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставки). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнёзд родственных слов) и другие.
Части речи изучаются в том объёме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
В 9 классе изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространённости и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности школьников с нарушением интеллекта излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В 9 классе в связи с этим ведётся постоянная работа над развитием фонетического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.
Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг бланков, квитанций и др.; в то же время предусматривается формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме ( при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
ФОРМЫ РАБОТЫ.
Основными видами работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор.В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
Основные виды контрольных работ в 9 классе – диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
МЕТОДЫ УРОКА.
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр
-практические – упражнения, карточки, тесты
Содержание учебного предмета.
Грамматика, правописание и развитие речи.
Повторение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзамии, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ё, ю, я в начале слова. Разделительные ъ и ь знаки. Количество звуков и букв в слове.
Слово. Состав слова. Разбор слова по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения. Правописание приставок, меняющих конечную в согласные в зависимости от произношения : без-(бес-),воз-(вос-),из-(ис-),раз-(рас-).
Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Частица не с глаголами.
Предложение. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение. Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, но и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях. Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней. Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.
Тематическое планирование
№ п/п | Содержание программного материала | Кол-во часов | Формы контроля- диктант, дата | |
Г | С | |||
1 | Повторение | 6 | ||
2 | Звуки и буквы | 6 | 07.09 | 07.09 |
3 | Слово. Состав слова | 6 | 21.10 | 21.10 |
4 | Имя существительное | 4 | ||
5 | Имя прилагательное | 5 | ||
6 | Личные местоимения | 6 | 23.12 | 23.12 |
7 | Глагол | 7 | 05.02 | 03.02 |
8 | Наречие | 4 | ||
9 | Имя числительное | 8 | 11.03 | 14.03 |
10 | Части речи (обобщение) | 2 | ||
11 | Предложение | 14 | 13.04 29.04 11.05 13.05 | 13.04 04.05 18.05 23.05 |
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Самостоятельная работа с родителями | Основная цель урока | Форма проведения | Наглядность | Словарная работа | Датапроведения | ||||||
Ι четверть | Г. | С. | |||||||||||
1- 2 | Простое предложение. Виды предложений по интонации. Предложение с однородными членами. Знаки препинания. | 3-4. Простое предложение. Виды предложений по интонации. Предложение с однородными членами. Знаки препинания. | Повторить«предложение»,учить распознавать в предложении однородные члены, ставить знаки препинания | беседа, письмо, практическаяработа | таблица | автономия абонемент абонент | 02.09 04.09 | 02.09 07.09 | |||||
5(3) | Предложение с обращением. Знаки препинания. | 6. Предложение с обращением. Знаки препинания. | повторить, что такое обращение, учить строить предложение с обращением | объяснение, практическая работа с учебником | таблица | Агитация агрессия | 09.09 | 09.09 | |||||
7(4) | Сложное предложение с союзами и,а, но, без союзов. | 8. Сложное предложение с союзами и,а, но, безсоюзов. | Повторить сложное предложение, учить строить сложное предложение с союзами и без | объяснение,практическоеупражнениенапостроениесложногопредложения | таблица | антенна | 11.09 | 14.09 | |||||
9-10 (5-6) | Сложное предложение с союзными словами. | 11-12. Сложное предложение с союзными словами. | Повторить сложное Учить строить такие Знаки препинания предложение. | объяснение,практическое упражнениена построение сложного предложения | таблица | антракт | 16.09 18.09 | 16.09 21.09 | |||||
13 (7) | Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие | 14. Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие | Учить различать глас. И согл., правильно произносить мягкие согл. И обозначать мягкость, учить проверять написание глухих и звонких согласных | объяснение,письмо | таблица | Архив аэродром | 23.09 | 23.09 | |||||
15 (8) | Гласные ударные и безударные. Проверка безударных гласных | 16. Гласные ударные и безударные. Проверка безударныхгласных | Учитьпроверятьнаписание безударных гласных | Выполнение упражнений | карточки | Повторениепройден.слов | 25.09 | 28.09 | |||||
17 (9) | Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Проверка звонких и глухих согласных. Непроизносимые согласные. | 18. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Проверка звонких и глухих согласных. Непроизносимые согласные. | Закреплять способы проверки звонких и глухих согласных, Непроизносимых согласных | объяснение, практическая работа с учебником | таблица | Бандерольбассейн | 30.09 | 30.09 | |||||
19 (10) | Правописание слов с разделительным ь и ъ. | 20. Правописание слов сразделительнымь и ъ. | Учитьсопоставлятьпроизношениеинаписание слов с ь иъ | объяснение, практические упражнения | карточки | биография | 02.10 | 05.10 | |||||
21 (11) | Контрольный диктант по теме «Повторение». | 22. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. | Проверказнанийна правопис.гл. и согл.,умение проверять | Письмо под диктовку | Сборник диктантов | По ходу чтения | 07.10 | 07.10 | |||||
23 (12) | Деловые бумаги. Объявление. | 24. Деловые бумаги. Объявление. | Учить писать объявления | Практическая работа | образцы | По ходу чтения | 09.10 | 12.10 | |||||
25 (13) | Состав слова. Разбор слова по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных в корне. | 26. Состав слова. Разбор слова по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных в корне | Учить разбирать слова по составу, учить единообраз. Написанию уд.и безуд. гл. в корне | Объяснение,практическоеупражнение,разборсловапо составу | таблица | биографиябюллетень | 14.10 | 14.10 | |||||
27 (14) | Правописание приставок, не меняющихгласную и согласную. | 28. Правописание приставок, не меняющихгласную и согласную. | Учитьправописаниюсловс приставками,неменяющимигласнуюисогласную | объяснение, практическая работа с учебником | карточки | бухгалтерия | 16.10 | 19.10 | |||||
29 (15) | Контрольная работа по теме : «Состав слова». | 30. Правописание приставок, не меняющихгласную и согласную. | Контроль знаний | Письмо под диктовку | Сборник диктантов | Походучтен. | 21.10 | 21.10 | |||||
31 (16) | Работа над ошибками. | 32. Правописание приставок, не меняющих гласную и согласную. | Исправить ошибки | объяснение | карточки | По ходу чтен. | 23.10 | 26.10 | |||||
33 (17) | Правописание приставок, меняющих конечную согласную без- бес- воз-вос- раз- рас- из-ис- | 34. Правописание приставок, меняющих конечную согласную без- бес- воз-вос- раз- рас- из-ис- | Учить правописанию приставок на з или с в зависимости от произношения: перед зв.-з, перед гл.-с,учить образовывать слова с приставками на з или с, объяснять их написание | объяснение, выполнение устных и письменных упражнений | таблица | Былины вентиляция верстак | 28.10 | 28.10 | |||||
35 (18) | Сложные слова. Сложносокращенные слова. | 36. Сложные слова. Сложносокращенные слова. | Учить образовывать сложные слова из данных корней | Объяснение образовывать сложные и сложносокр. слова | Таблица словари | восстание | 30.10 | 09.11 | |||||
ΙΙ четверть | |||||||||||||
37 (19) | Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. | 38. Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного.. | Учить находить имена существительные определять их грамматические категории | объяснение, работа с книгой | таблица | Галантерея гардероб | 11.11 | 11.11 | |||||
39 (20) | Изменение имен существительных по падежам (1, 2, 3 скл.).грамматический разбор. | 40. Изменение имен существительных по падежам (1, 2, 3 скл.).грамматический разбор. | Учить склонять имена существительные, определять в тексте сущ.1,2,3скл. | объяснение, письмо под диктовку, разбор | таблица | гарнизон гарнитур | 13.11 | 16.11 | |||||
41 (21) | Правописание падежных окончаний имен существительных, грамматический разбор. | 42. Правописание падежных окончаний имен существительных, грамматический разбор. | Учить ставить вопрос, различать падеж по вопросам | объяснение, разбор существительных | таблица | Гербарий государство | 18.11 | 18.11 | |||||
43 (22) | Несклоняемые имена существительные и существительные с шипящими на конце. | 44. Несклоняемые имена существительные и существительные с шипящими на конце. | Находить несклоняемые имена существительные и существительные с шипящими на конце. существи-тельные,правильноихупотреблять | объяснение, составление предложений с несклоняемыми су- существительными | карточки | гражданин | 20.11 | 23.11 | |||||
45 (23) | Имя прилагательное. Роль имени прилагательного в речи. Согласование с именем существительным. Склонение. | 46. Имя прилагательное. Роль имени прилагательного в речи. Согласование с именем существительным. Склонение. | Учить находить прилагательное в предложении, подбирать их к существительному, использовать при описании предмета | объяснение, практическая работа | таблица | Делегат демонстрация | 25.11 | 25.11 | |||||
47 (24) | Безударные окончания прилагательных. Падежные окончания прилагательных мужского и среднего рода. | 48. Безударные окончания прилагательных. Падежные окончания прилагательных мужского и среднего рода. | Учить склонять прилагательные вместе с сущ., определять окон-е прилагательных по вопросу, падеж-по падежу сущ. | объяснение, выполнение упражнений | таблица | Диагноз директор | 27.11 | 30.11 | |||||
49. (25) | Падежные окончания имен прилагательных женского рода. | 50. Падежные окончания имен прилагательных женского рода. | Учить определить женский род по вопросам, падеж имени прилагательного -по сущ. | объяснение, выполнение упражнений | таблица | добычадоговор | 02.12 | 02.12 | |||||
51 (26) | Падежные окончания имен прилагательных множественного числа. | 52. Падежные окончания имен прилагательных множественного числа. | Учить определять окончания по вопросу, падеж-по сущ. | объяснение, выполнение упражнений | таблица | Документ долото | 04.12 | 07.12 | |||||
53 (27) | Имена прилагательные на-ии,-ья,-ье,- ые. | 54. Имена прилагательные на-ии,-ья,-ье,- ые. | Учить ставить вопросы к прилаг., определять род и число, склонять | объяснение, склонение, уметь определять прилаг. в предложении | таблица | По ходу чтения | 09.12 | 09.12 | |||||
55 (28) | Личные местоимения, определение. Лицо и число местоимений. | 56. Личные местоимения, определение. Лицо и число местоимений. | Учить заменять сущ. местоимениями, определять грамматические признаки | объяснение, определение лица и числа местоимения | таблица | Досуг дубликат | 11.12 | 14.12 | |||||
57 (29) | Склонение личных местоимений. | 58. Склонение личных местоимений. | Учить склонять личные местоимения | объяснение, практическая работа | таблица | деревня | 16.12 | 16.12 | |||||
59 (30) | Правописание личных местоимений. | 60.Правописание личных местоимений. | Формировать навыки правописанияличных местоимений | объяснение, практическая работа | таблица | 18.12 | 21.12 | ||||||
61-62 (31-32) | Контрольный диктант за IIчетверть. Работа над ошибками | 63-64. Склонение личных местоимений. Правописание личных местоимений. | Проверка знаний учащихся, повторить правописание ,работа над орфограммами | Письмо под диктовку | Сборникдиктантов | По ходу чтения | 23.12 25.12 | 23.12 28.12 | |||||
ΙΙΙ четверть | |||||||||||||
65 (33) | Повторение. Личные местоимения. Правописание личных местоимений с предлогами | 66. Повторение. Личные местоимения. Правописание личных местоимений с предлогами | Учить употреблять мест-я с предлогами, прав-но писать местоимения с предлогами | объяснение, прак-тическиеупражнения | таблица | дорога | 13.01 | 11.01 | |||||
67 (34) | Глагол. Грамматические признаки глагола(время глагола и неопределенная форма) | 68. Глагол. Грамматические признаки глагола(время глагола и неопределенная форма) | Учить определять роль глагола в предложении, диф-ть гл. наст.,буд.,пр.вр.и гл. неопр. формы | объяснение, прак-тическиеупражнения | таблица | ежемесячный | 15.01 | 13.01 | |||||
69 (35) | Правописание глаголов на -ться,-mся. Не с глаголами. | 70.Правописание глаголов на-ться,-mся. Не с глаголами. | Учить различать гл.3л.и гл.неопр. формы, учить правильно писать не с глаголами | объяснение, выполнение практических упражнений | Таблица карточки | По ходу чтения | 20.01 | 18.01 | |||||
71 (36) | Спряжение глаголов настоящего и будущего времени. Прошедшее время глагола. | 72. Спряжение глаголов настоящего и будущего времени. Прошедшее время глагола. | Учить определять спряжение глагола по неопределенной форме глагола | объяснение, выполнение практических упражнений | таблица | Забастовка заведующий | 22.01 | 20.01 | |||||
73 (37) | Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения | 74. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения | Учить определять спряжение глаголов по неопределенной форме | Работа с учебником | таблица | Иждивенец избиратель | 27.01 | 25.01 | |||||
75 (38) | Изменение глаголов прошедшего времени. | 76.Изменение глаголов прошедшего времени | Учить правильно писать, изменять гл. прошедшего времени по числам, в ед.ч. -по родам | Составление предложений,работас учебником | таблица | Извержение издательство | 29.01 | 27.01 | |||||
77 (39) | Глаголы повелительной формы единственного и множественного числа | 78. Глаголы повелительной формы единственного и множественного числа | Учить находить глаголы повелительной формы, правильно писать глагол нeonp. формы | Составление предложений,правило, практическая работа | таблица | Излишество изящество | 03.02 | 01.02 | |||||
79 (40) | Диктант по теме: «Глагол». | 80 . Глаголы повелительной формы единственного и множественного числа | Учить писать под диктовку | объяснение, практическая работа | Сборник диктантов | По ходу чтения | 05.02 | 03.02 | |||||
81 (41) | Наречие как часть речи. Понятие. | 82. Наречие как часть речи. Понятие. | Учить на ходить наречие в тексте, ставить вопросы, роль наречия в предложении | Объяснение ,практическая работа | таблица | Иногородний инфекция | 10.02 | 08.02 | |||||
83 (42) | Наречия, обозначающие время, место, способ действия. | 84. Наречия, обозначающие время,место,способ действия. | Учить находить в тексте, ставить вопросы, определять роль наречия в предложении | объяснение, работа с учебником | таблица | Истязать исцелять | 12.02 | 10.02 | |||||
85 (43) | Правописание наречий с а и о на конце. | 86. Правописание наречий с а и о на конце. | Учить находить наречие,правильно писать на конце наречий а илио. | объяснение, выполнение упражнений | таблица | Катастрофакаторга | 17.02 | 15.02 | |||||
87 (44) | Обобщающее повторение по теме: «Наречие». | 88. Обобщающее повторение по теме: «Наречие». | Обобщить знания. | Практическаяработа | 19.02 | 17.02 | |||||||
89 (45) | Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. | 90.Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. | Учить находить числительные в тексте по вопросам, называть его вместе с сущ., определять разряд | объяснение, практические упражнения | таблица | Комиссар комиссия | 24.02 | 20.02 | |||||
91 (46) | Правописание количественных числительных с ь знаком на конце от 5 до 20 и30. | 92. Правописание количественных числительных с ь знаком на конце от 5 до 20 и30. | Учить правописанию числительных | объяснение, практические упражнения | таблица | Компенсация кооператив | 26.02 | 24.02 | |||||
93 (47) | Правописание количественных числительных с ь знаком в середине50,60, 70, 80. | 94. Правописание количественных числительных с ь знаком в середине 5 0,60, 70, 80. | Учить правописанию числительных | объяснение, практические упражнения | таблица | Ландшафт легенда | 02.03 | 29.02 | |||||
95 (48) | Правописание количественных числительных с ь знаком в середине от500 до 900. | 96. Правописание количественных числительных с ь знаком в середине от500 до 900. | Учить правописанию числительных | объяснение, практические упражнения | таблица | Ликвидация ликование | 04.03 | 02.03 | |||||
97 (49) | Правописание числительных 90,200, 300, 400. | 98. Правописание числительных 90,200, 300, 400. | Учить правописанию числительных | объяснение, практические упражнения | таблица | Малодушиемитинг | 09.03 | 09.03 | |||||
99-100 (50-51) | Контрольный диктант за III четверть. Работа над ошибками. | 101-102. Правописание числительных 90,200, 300, 400. | Проверка знаний учащихся, повторить правописание, работа над орфограммами | Письмо под диктовку | Сборник диктантов | По ходу чтения | 11.03 16.03 | 14.03 16.03 | |||||
103 (52) | Деловое письмо. Доверенность. | 104. Деловое письмо. Доверенность. | Учить составлять доверенность | Правила по составлению, практическая работа | образцы | доверенность | 18.03 | 28.03 | |||||
ΙV четверть | |||||||||||||
105 (53) | Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Употребление в речи грамматической категории. | 106. Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Употребление в речи грамматической категории. | Учить определять части речи, их грамматические признаки | объяснение, работа с учебником | таблица | обучение общежитие | 30.03 | 30.03 | |||||
107 (54) | Части речи. Местоимение, глагол, наречие, предлог. Употребление в речи, грамматические категории. | 108. Части речи.Местоимение,глагол,наречие,предлог.Употреблениевречи,грамматические категории. | Учить определять части речи, их грамматические признаки | объяснение, работа с учебником | таблица | Объединение обычай обязанность | 01.04 | 04.04 | |||||
109 (55) | Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. | 110. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. | Учить определять простое предложение, находить главные и второстепенные члены, учить образовывать нераспространенные и распростран. предложения | объяснение, составление предложений, разбор предложений, практические упражнения | таблица | Оригинальный окружение организация | 06.04 | 06.04 | |||||
111 (56) | Однородные члены предложения. Знаки препинания. | 112. Однородные члены предложения. Знаки препинания. | Учить находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания, составлять схемы | объяснение, составление предложений, схемы, практ.упражнения. | таблица | Парламент планетарий | 08.04 | 11.04 | |||||
113. (57) | Диктант по теме «Простое предложение. Однородные члены предложения». | 114. Однородные члены предложения.Знакипрепинания. | Учить писать под диктовку | Письмо под диктовку | Сборникдиктантов | По ходу чтения | 13.04 | 13.04 | |||||
115 (58) | Предложениес обращением. Знаки препинания. | 116. Предложениес обращением. Знаки препинания. | Учитьнаходитьобращениевпредложении, ставить знаки препинания | объяснение, работа с учебником | таблица | Правительствоправонарушение | 15.04 | 18.04 | |||||
117 (59) | Сложныепредложениябезсоюзовис союзами и, а, но. | 118. Сложныепредложениябезсоюзовис союзами и, а, но. | Учитьопределятьсложныепредложения, ставить знаки препинания, схемы | объяснение, составление предложений, схемы | таблица | Прогрессивный пролетариат | 20.04 | 20.04 | |||||
119 (60) | Сложное предложение со словами кто, который, что, чтобы. | 120. Сложное предложение со словами кто, который, что, чтобы | Учить составлять СПП с союзными словами, знаки препинания, схемы | объяснение, составление предложений, схемы | таблица | Профессия равенство | 22.04 | 25.04 | |||||
121 (61) | Сложное предложение со словами когда, где, потому что. | 122. Сложное предложение со словами когда, где, потому что. | Учить составлять СПП с союзными словами, ставить знаки препинания и составлять схемы | Составление сложных предложений, схемы, объяснение | таблица | Расправа сберкасса | 27.04 | 27.04 | |||||
123 (62) | Диктант по теме: «Сложное предложение». | 124. Сложное предложение и знаки препинания в нем. | Писать под диктовку | Письмо подд иктовку | сб.диктантов | По ходу чтения | 29.04 | 04.05 | |||||
125 (63) | Предложение с прямой речью. | 126. Предложение с прямой речью. | Дать понятие«П.р.»«А»,знаки препинания при прямой речи. | объяснение, работа с учебником | таблица | свидетельство совершеннолетний | 04.05 | 11.05 | |||||
127 (64) | Знаки препинания при прямой речи. | 128. Знаки препинания при прямой речи. | Учить ставить знаки препинания в предлож. с прямой речью | Выполнение тренировочных упражнений | карточки | Сознательность благодарность | 06.05 | 16.05 | |||||
129 (65) | Диктант по теме: «Прямая речь». | 130. Знакипрепинанияприпрямойречи. | Учить писать под диктовку | Письмо под диктовку | Сборник диктантов | 11.05 | 18.05 | ||||||
131 (66) | Итоговый контрольный диктант. | 132. Сложное предложение и знаки препинания в нем. | Проверка знаний и навыков | Письмо под диктовку | Сборник диктантов | По ходу чтения | 13.05 | 23.05 | |||||
133-134 (67-68) | Деловое письмо. Заявление. Автобиография. | 135-136. Сложное предложение и знаки препинания в нем. | Учить составлять деловые бумаги | Правила написания деловых бумаг, образец, практич. работа | Агрессор адвокат | 18.05 20.05 | 25.05 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература для учителя
1. В.В.Воронкова «Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» 5-9 классы, сборник 1, ГИЦ «Владос», Москва, 2000г.
2. А. К. Аксенова и Н. Г. Галунчикова. « Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида». — М.: Просвещение, 2002.
3. Соколовская С. М. и Пикулева Н. В. «Веселая орфография».-Челябинск, Взгляд, 2002
4. Вахрушева Т. В., Попова Е. В. «300 упражнений по русскому языку»- М.: Аквариум, 2001.
5. О.Е Жиренко « Учим русский с увлечением».- М.: «Просвещение» 2005.
6. Н.М Бетенькова « Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка».- М.: «Просвещение» 2004.
7. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида. Пособие для учителя./ Сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2007.
8. А. Г. Зикеев «Практическая грамматика на уроках русского языка» 1- 4 ч.- М.: «Владос», 2003
9 . Ю.А.Вакуленко. «Весёлая грамматика. Разработки занятий, задания, игры». – Волгоград, «Учитель», 2011.
Литература для учащихся
1. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Русский язык». Учебник для 9 кл.- М.: «Просвещение» 2008
2. Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков. «Орфографический словарь».- М.: «Просвещение» 1980
3. М. И. Махмутов, А. В. Текучёв «Толковый словарь русского языка».-М.: Просвещение, 1981
4. А. Н. Тихонов «Школьный словообразовательный словарь русского языка».- М.: «Просвещение»
1978
Контрольно-измерительный материал
Волга.
На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.
Низкий берег покрыт кустарниками и зеленым ковром лугов. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов. Откос на набережной реки очень красив. Местные жители любят проводить тут выходные дни. Они любуются окрестностями, занимаются рыбной ловлей, купаются. (82 слова)
Грамматическое задание:
1.Графически объяснить написание безударной гласной в корнях глаголов.
2.Синтаксический разбор предложения « Отсюда она направляется в далекий путь»
3.Разобрать слова по составу: молодого, цветочки, выходные, подземный.
4.Подобрать однокоренные слова к слову «удивительных».
5.Фонетический разбор слов: «мягком», «поэты».
Дуб.
Дуб - удивительное растение. Он растет сотни лет. Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые листочки.
Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.
В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь.
Иногда смотришь, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подобрала желуди, припрятала и забыла о них, а они проросли. (109 слов)
Грамматическое задание:
1. Синтаксический разбор предложения «Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле».
2. Морфологический разбор слова «кормятся»
3. Разобрать слова по составу: «удивляешься», «опадают», «дубовой», «листочки»
4. Фонетический разбор слова «осенью».
Фомка и Барин.
По дороге топал еж. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я колючего зверька в кепку. Принес домой и назвал Фомкой.
В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил ножками по полу. Вскоре гость нашел за печкой старый валенок и забрался в него. А на том валенки любил дремать рыжий кот Барин. Всю ночь до рассвета кот гулял, а утром прыгнул за печь. Вдруг Барин выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты. А из валенка выкатился колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф, и я подумал: «Теперь тебе, Барин, спокойной жизни не будет». Но через неделю еж и кот уже частенько ужинали вместе. (103 слова)
Грамматическое задание:
1.Выпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает.
2.Синтаксический разбор предложения «Закатил я колючего зверька в кепку».
3.Морфологический разбор слова «Фомкой».
4.Разобрать слова по составу «рассвета», «колючего», «закатил».
Начало пути в страну невыученных уроков.
За окном у подъезда кричали мальчишки. Светило солнце. Пахло сиренью. Меня тянуло выпрыгнуть в окно и побежать к друзьям. Но на столе лежали учебники. Книжки были грязные и скучные, но и очень сильные. Они держали меня в душной комнате, заставляли решать задачу про каменщиков, вставлять буквы и делать многое другое.
Я вдруг возненавидел свои учебники, схватил их со стола и швырнул на пол.
И вдруг раздался такой грохот, как будто с высокого дома на мостовую упали сорок тысяч железных бочек. Стало темно. Комната осветилась зеленоватым светом, и я заметил маленьких человечков. Они стояли вокруг стола и сердито на меня смотрели. (100 слов)
Грамматическое задание:
1.Синтаксический разбор предложения «Они стояли вокруг стола и сердито на меня смотрели».
2.Морфологический разбор слова «зеленоватым».
3.Разобрать слова по составу «осветилась», «каменщиков», «маленьких».
4.Фонетический разбор слов «подъезда», «вокруг».
5.Найдите сложное предложение и докажите графически. Укажите вид сложного предложения.
Встреча в тайге.
Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники.
На краю поляны сохранились заросли малины.
Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях.
Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.
Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.
В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком? (99 слов)
Грамматическое задание:
1.Выписать слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова».
2.Выписать 2 слова с орфограммой «Буквы О - Ё после шипящих в корне слова».
3.Найдите сложное предложение и докажите графически. Составьте схему предложения.
4.Разобрать слова по составу «показались», «малинник», «поиграть».
5.Морфологический разбор слова «срывал».
Ольха.
Первой из деревьев зацветает ольха. Длинные сережки ее покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.
Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах. Семена ольхи любят чечетки и чижи. Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся семенами.
Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают.
Однако опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной, который требуется садам и огородам. В народе говорят: «Где ольха, там и трава».
Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней. (99слов)
Грамматическое задание:
1.Разобрать слова по составу «переносится», «длинные», «посещают».
2.Морфологический разбор слова «(в) парках».
3.Синтаксический разбор предложения «Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах».
4.Фонетический разбор слова «сережки».
Весна.
Небо над головой весеннее, голубое. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.
Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» - журчат веселые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Проснись, поиграй с нами, река».
Идет весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, теплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лед. Солнце забирается в трещины, и них вспыхивают голубые, зеленые, желтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются.
Все живое, все растения приветствуют весну. (107 слов)
Грамматическое задание:
1.Морфологический разбор слова «в полях» (из 2 предложения)
2.Синтаксический разбор предложения «В полях бегут шумные и говорливые ручейки».
3.Фонетический разбор слова «солнце»
4.Разобрать слова по составу «забирается», «разбиваются», «весеннее».
Результаты освоения и система их оценки
Основныетребования к знаниям и умениям учащихся
Учащиесядолжны уметь:
безошибочно списывать тексты;
писатьнебольшие по объемудиктанты;
оформлять все виды деловыхбумаг;
пользоватьсяшкольныморфографическим словарем.
Учащиесядолжны знать:
Части речи, использование их в речи;
Грамматика, правописание и развитие речи.
Оценка устных ответов:
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков учащихся коррекционной школы 8 вида. При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «9» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «8-7» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, но затрудняется в подтверждении правил примерами; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну - две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «6-4» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правилами примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «3-2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
Оценка письменных работ:
К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и тд). Основные виды контрольных работ во 2-4 классах – списывания и диктанты, в 5-9 классах – диктанты.
Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфоргафическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся коррекционной школы.
Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило.
Примерный объем текстов контрольных работ:
1 класс – 8-10 слов
2 класс – 10-12 слов (начало учебного года), 16-18 слов (конец учебного года)
3 класс – 20-25 слов
4 класс – 30-35 слов
5 класс – 45 – 50 слов
6 класс – 65-70 слов
8-9 классы – 75-80 слов.
Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
5-9 классы:
Оценка «9» ставится за работу без ошибок.
Оценка «8-7» ставится за работу с одной – двумя ошибками.
Оценка «6-4» ставится за работу с тремя – пятью ошибками.
Оценка «3-2» ставится за работу, в которой допущено шесть – восемь ошибок.
Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».
В письменных работах не учитываются одно – два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце Ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной и той же части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слова (пропуски, перестановки, добавления, недописание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «9» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «8-7» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
Оценка «6-4» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Оценка «3-2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного предмета, не справляется с большинством грамматических заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ УДСОШ №2 от 28.08.2015года_ №1______ Председатель методического совета ______________Л.В. Янченкова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________Н.Д.Кудина 31.08.2015 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития связной речи у детей с нарушением интеллекта
Недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребёнка. Своевременная и ...
Значение формирования устной речи у детей с нарушением интеллекта
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других ...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи (для детей с нарушением интеллекта) 9 класс
Рабочая программа...
План-конспект открытого урока по предмету двигательно-моторная стимуляция в 7 классе по специальной программе индивидуального развития (СИПР) для детей с нарушением интеллекта
План-конспект открытого урока по предмету двигательно-моторная стимуляция в 7 классе для учащихся ,обучаемых по специальной индивидуальной программе развития для детей с нарушением интеллекта.Цель уро...
Адаптированная программа по письму и развитию речи для 7 класса
Адаптированная программа по письму и развитию речи для 7 класса содержит цели и задачи, календарно - тематическое планирование. На изучение предмета отводится 70 часов в год (2 часа в неделю)...
Адаптированные рабочие программы по предметам: развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение, графика и письмо, математические представления и конструирование, музыка и движение, здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, социально – быт
Индивидуальная адаптированная рабочая программы разработаны на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 2...
адаптированная рабочая программа "Письмо и развитие речи" 9 класс
Адаптированная рабочая программа составлена на основе:Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: Под ред. В.В. Воронковой. –М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018...