Новое содержание работы логопеда с введением ФГОС
статья на тему
В статье идет речь об изменениях в работе логопеда в связи с переходом образовательного учреждения на новые федеральные государственные стандарты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 29.92 КБ |
pedsovet.ppt | 954 КБ |
Предварительный просмотр:
Новое содержание работы логопеда
с введением ФГОС
Добрый день уважаемые педагоги! Тема моего выступление на этом педагогическом совете «Логопедическая работа в школе: работаем по новым стандартам». В данном учреждении я работаю пятый год, в должности учителя – логопеда второй. Работать по старым стандартам мне не пришлось, моя педагогическая деятельность началась одновременно с введением ФГОС. В период обучения в вузе мы не затрагивали данный вопрос. Листая свои старые лекции, я часто встречаю аббревиатуру ЗУН (знания, умения, навыки). Это понятие сейчас звучит крайне редко, теперь употребляется аббревиатура УУД (универсальные учебные действия). Оказалось, что нас учили одному, а на практике требуются несколько другие методы и приемы работы.
Цель моей работы: оказывать помощь обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствовать развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Итогом логопедического воздействия (вкупе с общепедагогическим) я вижу формирование ключевых компетенций учащихся: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.
Первым этапом перехода на новые стандарты стало составление программы, которая соответствовала бы требованием ФГОС. Методическим объединением логопедов были разработаны тесты для обследования учащихся, на основе материала, соответствовавшего новым стандартам.
Учитывая рекомендации, прописанные в стандарте, нами была изменена и рабочая программа. В ней отражены все ключевые моменты логопедической работы. В тематическое планирование были включены разделы по формированию УУД; планируемые результаты, а также деятельность учащихся. Основное внимание в новой программе уделено развитию связной речи, то есть развитию коммуникативных компетенций.
Наряду с этим рабочая программа направлена на решение основных логопедических задач:
- расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
- развитие умения вести самостоятельный поиск информации; развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда школы имеет большой потенциал в формировании УУД, которые являются интегративными характеристиками образовательного процесса.
Учащиеся с ОНР, которые начинают посещать логопедические занятия, имеют ряд речевых и психологических особенностей (по А.В. Ястребовой), затрудняющих формирование у них УУД.
На слайде
СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ |
1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя. 2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами. 3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе учебной работы 4. Недостаточное развитие связной речи. | 1. Неустойчивое внимание. 2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям. 3. Недостаточное развитие способности к переключению. 4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления. 5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала. 6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений. 7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности. |
СЛЕДСТВИЯ: 1) Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. 2) Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе). |
Исходя из данных особенностей детей с ОНР встает задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений.
Я хочу рассказать о некоторых видах упражнений, которые способствуют формированию УУД.
Упражнения, развивающие умение принимать и понимать
словесную или письменную инструкцию
1. «Объясни домовёнку Кузе» Детям дается какое либо задание и перед его выполнением мы просим повторить эту инструкцию для домовенка Кузи, для соседа по парте и т.д.
2. «Письмо с пропусками» «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом, дети записывают 2–3 предложения, далее инструкцию усложняется.
Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции.
Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану
Важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное формирование навыка, – это обучение детей планированию.
1. «Определи порядок действий». Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий (для старших учащихся).
Например:
Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности
Важными секретами успешной учебы являются: умение ставить цели и добиваться их; умение видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость; замечать неудачи и находить их причины. Для формирования у ребенка желания учиться можно использовать разнообразные приемы – от похвалы до специальных символов, с помощью которых отмечались бы детские достижения.
Для самооценивания и фиксации результатов используются линейки достижений и лестница успеха.
Линейки достижений помогают ребенку увидеть свои успехи. Но ведь отметка – это вовсе не единственный результат, который дает учеба. Уверенность в своих силах, желание учиться и работать над собой – вот то, что действительно пригодится в жизни.
1. «Линейка достижений». Логопед предлагает детям в конце занятия сделать отметки на линейках достижений. Каждому ребенку дается карточка, например, такого содержания:
1) Я научился различать буквы Б и Д (умения по теме занятия) оценка от 0 до 5 2) Я старался оценка от 0 до 5 3) Какую оценку я сам себе поставлю оценка от 0 до 5 |
Ученик ставит отметку-черточку на каждой линейке. Это приучает его задумываться над тем, как он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли старания для качественного выполнения задания; прогнозировать оценку за выполнение задания.
2. Карта самонаблюдений. Особенность такой карты заключается в том, что она составляется и ведется самим учеником. Учащиеся, выделяя собственные проблемы (в поведении, в учебе и т. д.), сами вписывают нужные аспекты наблюдения в свои таблички. В конце каждого занятия ученики делают отметки (+ или –) в карте. Когда таблица заполнится, уместно подвести итоги: Кто может сказать, что стал аккуратнее? У кого укрепилась сила воли? Кто заметил, что стал активнее на занятиях? Ученик сообщает о своих результатах только в том случае, если сам этого захочет.
Образец карты самонаблюдения
Дата Я на занятии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Старался писать без ошибок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверял свою работу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Следил за осанкой и правильной посадкой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работал внимательно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Писал аккуратно, разборчиво |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соблюдал чистоту и порядок в тетради |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соблюдал дисциплину |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работал активно, поднимал руку |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, решается задача формирования УУД на логопедических занятиях.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : оказывать помощь обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствовать развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся . 05/03/17
Основные логопедические задачи: расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; развитие умения вести самостоятельный поиск информации; развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. 05/03/17
СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА Недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя. 2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами. 3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе учебной работы. 4. Недостаточное развитие связной речи. 05/03/17
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Неустойчивое внимание. 2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям. 3. Недостаточное развитие способности к переключению. 4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления. 5. Недостаточная способность к запоминанию словесного материала. 6. Недостаточное развитие самоконтроля в области языковых явлений. 7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности . 05/03/17
05/03/17 СЛЕДСТВИЯ: Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. 2) Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Упражнения, развивающие умение принимать и понимать словесную или письменную инструкцию 05/03/17
Упражнение, развивающее умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану 05/03/17
« Определи порядок действий» . Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий. Например:
Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности 05/03/17
05/03/17
05/03/17
Спасибо! 05/03/17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы по введению ФГОС на территориальном семинаре «Выявление профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС НОО и поиск решений по их устранению».
Выступление на семинаре ФГОС...
новое в содержании образования при введении фгос
самостоятельная работа, которая выполнялась на курсах по ФГОС ООО....
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО
Отличие стандартов нового поколения от действующих. Отличительная черта ФГОС нового поколения - так называемые " Три Т". В основе Стандарта лежит Концепция духовно-нравственного развития, воспитания л...
«Использование современных технологий на уроках иностранного языка в новой школе в условиях введения ФГОС нового поколения»
Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые об...
Мастер - класс: "Урок первичного предъявления новых знаний в условиях введения ФГОС. Использование ИКТ"
Урок первичного предъявления новых знаний в условиях ФГОС с использованием ИКТ на примере урока по физике в 7 классе "Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах"...
"Обобщение собственного опыта педагогической деятельности в области дополнительного образования на основе новых требований в условиях введения ФГОС"
Данный материал поможет педагогам дополнительного образования дать школе для реализации новых стандартов возможность интеграции, как более мобильной части системы образования, обеспечивающей дополните...
Применение метапредметных технологий на уроках математики (из опыта работы по введению ФГОС на уровне основного общего образования).
В статье рассматриваются вопросы метапредметного подхода в изучении математики на уровне основного общего образования. Автор акцентирует внимание на метапредметных технологиях, применяемых на ур...