НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО
учебно-методический материал по теме
Отличие стандартов нового поколения от действующих. Отличительная черта ФГОС нового поколения - так называемые " Три Т". В основе Стандарта лежит Концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.
Скачать:
Предварительный просмотр:
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО
Сегодня в образовании самая актуальная и обсуждаемая тема — это введение Федерального Государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Федеральный государственный стандарт основного общего образования утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897.
В чем отличие вступающих в силу стандартов отныне действующих?
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.
Образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему норм
и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы.
СТАНДАРТ – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством
Основной отличительной чертой ФГОС являются так называемые «Три Т»:
— требования к структуре основных образовательных программ;
— требования к результатам освоения основных образовательных программ;
— требования к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).
Все эти требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на второй ступени обучения, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидов.
В стандартах нового поколения главные акценты сделаны на формирование духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни
и универсальных учебных действий, позволяющих обучающимся приобретать знания самостоятельно. В своем Послании Президент РФ Дмитрий Медведев отметил: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».
Нормативное сопровождение стандарта: СанПин, Фундаментальное ядро содержания, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, Примерная основная образовательная программа. Инструментальное сопровождение: Учебное оборудование, Авторские и рабочие программы по учебным предметам, процедуры оценки…
В Примерной программе основного общего образования по математике иначе сформулированы цели и требования к результатам обучения, что меняет акценты в преподавании, в нее включены характеристика учебной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса.
Система математического образования в основной школе должна стать более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования. В Примерной программе по математике предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.
В чем же отличие целей и образовательного результата?
ГОС | ФГОС |
|
способности к самоорганизации с целью решения учебных задач
|
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
- развитие логического и критического мышления, культуры речи способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и развитие математических способностей;
В метапредметном направлении:
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного
общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры,
значимой для различных сфер человеческой деятельности;
В предметном направлении:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Содержание математического образования | |
ГОС | ФГОС |
Устанавливает обязательный минимум содержания (обобщенное содержание) основных образовательных программ общего образования | Определяет инвариантную (обязательную) часть содержания основной образовательной программы, соотношение обязательной её части и части, формируемой участниками образовательного процесса |
Структура содержания
ГОС | ФГОС | ОТЛИЧИЯ |
Содержательные компоненты: | Содержательные разделы: | Дополнительные методологические разделы: |
и теории вероятностей |
|
в историческом развитии |
Таким образом, рабочая программа состоит из 8 структурных элементов:
- Титульный лист.
- Пояснительная записка.
- Общая характеристика курса
- Описание места учебного курса в учебном плане
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
- Содержание учебного предмета, курса
- Тематическое планирование с определением основных видов деятельности школьника
- Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса
В ФГОС нового поколения чётко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме),
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике (умение учиться),
предметным умениям, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета, умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края…. воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии…….; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ( ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования – это специфические умения, освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета, а также виды деятельности по получению новых знаний в рамках учебного предмета, их преобразований и применений в учебных, учебно – проектных и социально – проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и идеями.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Таким образом, ФГОС - совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы.
Переход от образования на всю жизнь к образованию в течение всей жизни. Основной результат образования – овладение набором универсальных учебных действий (УУД), позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.
«Великая цель образования – это не знания, а действия….»
Приоритет образования сегодня – развитие личности через формирование УУД.
УУД – инвариантная основа образования.
Личностные УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.
Самоопределение: жизненное, личностное, профессиональное
Смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания
Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Регулятивные УУД - обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).
Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).
Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).
Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).
Познавательные УУД - обеспечивают общеучебный комплекс компетенций.
Общеучебные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические; - моделирование
Логические
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей по общению или деятельности.
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).
Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).
Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
Рекомендации по развитию универсальных учебных действий:
ЛИЧНОСТНЫЕ.
- Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
- В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был, взрослый – это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
- Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
- Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ.
- Научите школьника контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
- Научите ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу, правилу, алгоритму.
- Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу.
- Научите исправлять ошибки.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ.
- Если вы хотите, чтобы школьники усвоили материал по предмету, учите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) – пример – значение материала).
- Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
- Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
- Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
КОММУНИКАТИВНЫЕ.
- Научите школьника высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы, составьте алгоритм пересказа текста.
- Не бойтесь «нестандартных уроков», пробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
- Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.), переспрашивать, уточнять.
- Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
В условиях модернизации и быстрого нарастания потока научной информации одной из главных задач обучения становится развитие таких способностей личности как саморазвитие, самопроектирование, компетентность, конкурентоспособность. Такие способности развиваются только в деятельности, их упражняющей. Лидирующими видами такой деятельности, нашедшими свое прочное место в педагогической практике наших учителей, стали проектная и исследовательская. Принцип таких подходов к обучению можно сформулировать следующим образом: «Я умею (работать самостоятельно, работать с источниками информации, общаться с людьми), значит я смогу (найду, решу, сделаю)».
«Портрет» выпускника основной школы:
- любит свой край и своё Отечество;
- осознаёт и принимает ценности человеческой жизни;
- активно и заинтересованно познаёт мир;
- умеет учиться;
- социально активен, уважает закон и правопорядок;
- уважает других людей, умеет вести конструктивный диалог;
- осознанно выполняет правила здорового и экологически целесообразного образа жизни;
- ориентируется в мире профессий.
Миссия школы – воспитание гражданина России:
высоконравственного, творческого, компетентного, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации …
Ценность современного образования – школа должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию. А также школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
«Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.» Д. А. Медведев
ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ- ИСТОЧНИКИ:
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- ПРОЕКТ ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО.
- Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Пак В.Н., Голубева Е.А. «Обновление содержания математики в условиях введения ФГОС» Нижний Новгород
- http://nsportal.ru/otdelnova-lyubov-vladimirovna
- http://www.educom.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС НОО. Новые подходы к системе оценивания достижения планируемых результатов.
В данной статье рассматриваются новые подходы к системе оценивания, заложенные в ФГОС НОО. Представлен опыт работы ГОУ СОШ № 425 САО г. Москвы в городской экспериментальной площад...
Новые подходы и педагогические инновации на уроках технологии.
Новые подходы и педагогические инновации на уроках технологии. Сегодня мы уже вплотную подходим к тому времени, когда на повестку дня встаёт вопрос о создании новой модели школы, соответст...
Адаптивное обучение и новые подходы к его организации в вечерней школе
Адаптивным обучением мы занимались в нашей школе, когда эта тема не стояла еще перед нами так остро. Давайте вспомним, с чего начинается планирование в начале учебного года. Именно...
Новые подходы к преподаванию раздела «Электродинамика» в основной школе»
методический материал...
Новый подход к новой теме
Фрагмент урока "Теорема Виета"...
Дифференцированный подход в обучении - новый подход к системе образования.
Огромный поток информации сыпется на головы наших детей. Это и новые открытия новых законов, новые знания, старые забытые учения, факты из жизни знаменитых людей. Все это необходимо ...
Школьная география в стандарте второго поколения: новые подходы и новые проблемы.
Образование -ведущий ресурс современного развития.•Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно в...