новое в содержании образования при введении фгос
статья по теме

Никитина Ирина Алексеевна

самостоятельная работа, которая выполнялась на курсах по ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novoe_v_soderzhanii_obrazovaniya_pri_vvedenii_fgos.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

     «Отражение нового  содержания образования

 в педагогическом процессе основной школы »

Федеральный государственный стандарт основного общего образования второго поколения  утвержден приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации   от 17  декабря  2010 г. № 1897. Реализация ФГОС ООО станет логическим продолжением   внедрения ФГОС НОО, которое с 1 сентября 2011 г. вошло в штатный режим на территории Российской Федерации . Таким образом, с 1 сентября 2015 года ФГОС ООО будут введены в действие в плановом порядке во всех школах России.

        Что же в большей мере изменится в преподавании конкретных учебных предметов:  предметное содержание, процесс его изучения, формы организации учебной деятельности школьников, методы обучения?

        Принципиальное отличие новых стандартов заключается в подходе к процессу обучения, где ученик становится не объектом, а субъектом образовательного процесса.   В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который подразумевает, среди прочего,   активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;    построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования.  Урок остается главной, но не единственной  формой организации учебной деятельности. Важное место занимает также внеурочная деятельность, организованная по разным направлениям. Реализация системно-деятельностного подхода невозможна без широкого использования современных педагогических технологий, которые способствуют повышению мотивации учащихся, вовлечению их в активную познавательную деятельность, формированию универсальных учебных действий, что является важнейшим условием достижения планируемых результатов.   При организации образовательного процесса предпочтение отдается активным методам обучения, в том числе проектно-исследовательской деятельности.  Обязательное использование информационно-коммуникационных технологий и современного компьютерного и лабораторного оборудования является также неотъемлемой составляющей образовательного процесса при работе по  новому  ФГОС ООО, так как иначе невозможно формирование ИКТ-компетентности обучающихся.

        Достаточно серьезно изменилась система требований стандарта. Ныне действующий Стандарт формулирует требования к предметному содержанию и предметным результатам обучения, которые заключаются в овладении привычными нам знаниями, умениями и навыками. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  включает совокупность трех систем требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями:  

  1. требования к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и т.д.);
  2. требования к образовательному процессу (предметное содержание, организация образовательного процесса, современные педагогические технологии и т.д.);
  3. требования к результатам образования, которые, в свою очередь, разделяются на три группы: предметные, метапредметные и личностные.

        Заботой учителя, реализующего ФГОС второго поколения, становятся не только предметные результаты. При планировании урока или внеурочного занятия педагог должен помнить о достижении личностных результатов и о формировании универсальных учебных действий как необходимого условия дальнейшего самоопределения и саморазвития ребенка.

        Знакомство с Фундаментальным ядром содержания общего образования и с Примерной основной образовательной программой позволяет сделать вывод, что в новом Стандарте меньше детализируется предметное содержание, однако,   иначе изложены планируемые результаты обучения, которые подразделяются на два уровня.  Базовый  уровень освоения программы учебного предмета изложен в блоке  «Выпускник научится…».  Здесь описаны  обязательные для достижения результаты.      Повышенный    уровень достижений, описанный в блоке  «Выпускник  получит возможность научиться…», может быть достигнут в зависимости от потребностей и способностей ученика.  Таким образом, станет возможным проектирование индивидуальной образовательной траектории для каждого конкретного ребенка.

        

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт  общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования.

– М.: Просвещение, 2011.

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Обновление организации и содержания образования в соответствии ФГОС»

•    Цель программы       Обновление организации и содержания образования в школе за счет    модернизации образовательной системы начальной ступ...

Здоровьесбережение школьников в условиях модернизации образования и введения ФГОС.

Сегодня, пожалуй, слово «модернизация» стало одним из самых часто употребляемых, но каждый прекрасно понимает, что в постоянно меняющихся условиях жизнедеятельности нельзя оставаться статичным, а нужн...

Опыт и проблемы естественнонаучного образования при введении ФГОС ООО

Анализ опыта работы по географии и биологии в 5 классах...

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО

Отличие стандартов нового поколения от действующих. Отличительная черта ФГОС нового поколения - так называемые " Три Т". В основе Стандарта лежит Концепция духовно-нравственного развития, воспитания л...

Новые формы оценивания в условиях введения ФГОС в основной школе

Статья, где рассказывается , что с ведением Федерального государственного стандарта основного общего образования требуется переосмысления педагогической деятельности вообще и  оценочной практики ...

Новая дидактика урока в условиях введения ФГОС

Автор: Бирюков Иван Андреевич, педагог дополнительного образования "Центра развития творчества "Уголёк"В современной школе преподавание социальных дисциплин может быть представлено целы...