"Обобщение собственного опыта педагогической деятельности в области дополнительного образования на основе новых требований в условиях введения ФГОС"
статья на тему
Данный материал поможет педагогам дополнительного образования дать школе для реализации новых стандартов возможность интеграции, как более мобильной части системы образования, обеспечивающей дополнительность целей, содержания, форм организации образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и социальным заказом; возможность поддержки разных одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suslyaeva_n.v.docx | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Сусляева Наталья Викторовна,
педагог дополнительного образования, I квалификационная категория,
МКОУ «Детский дом «Семья», г. Ноябрьск, Тюменской обл., Ямало-Ненецкого автономного округа.
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности в области дополнительного образования на основе новых требований
в условиях введения ФГОС
Данный материал поможет педагогам дополнительного образования дать школе для реализации новых стандартов возможность интеграции, как более мобильной части системы образования, обеспечивающей дополнительность целей, содержания, форм организации образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и социальным заказом; возможность поддержки разных одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья).
Содержание:
Введение
Дополнительное образование в учреждении интернатного типа (из опыта работы)
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Что может дать дополнительное образование для реализации ФГОС общего образования?
Новые федеральные государственные образовательные стандарты ( ФГОС ) – возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования , обеспечивающая необходимый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка ). Главный механизм построения системы непрерывного образования в рамках сферы культуры, созданной обществом к данному моменту человеческого развития – соединение и развитие возможностей общего, дополнительного и профессионального образования, сохранение всего лучшего и развитие на его основе новых интегративных возможностей. При этом стандарты общего и профессионального образования должны быть не только преемственны, но и дополняться возможным и доступным спектром дополнительного образования, которое в идеале должно перекрыть все поле культурного наследия за пределами областей знаний, определенных стандартами.
Конечно, современное дополнительное образование детей пока не отвечает этим требованиям, но перспективы развития есть, разумнее не рушить его, а сохранять лучшее и развивать в рамках современных требований.
Дополнительное образование в учреждении интернатного типа
(из опыта работы)
Детский дом – государственное образовательное учреждение, основное направление работы которого – подготовка к жизни в обществе социально-адаптированной, овладевшей комплексом трудовых навыков и умений, нравственно и физически здоровой личности.
Главный акцент в своей деятельности детский дом, исходя из неоднородности контингента его воспитанников, делает на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Правильная организация досуговой деятельности и рациональное распределение свободного времени воспитанников – залог формирования их позитивных интересов и увлечений. Общение с детьми и педагогами, увлеченными общим интересным делом, содействует развитию взаимопонимания, сотрудничества, взаимодействия. В детском доме этот аспект реализуется через организацию дополнительного образования воспитанников.
Дополнительное образование в детском доме строится на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом ФГОС общего образования и реальных возможностей каждого воспитанника.
Главный принцип дополнительного образования – это свободный выбор ребёнка. Главный критерий выбора – интерес ребёнка. А интерес ребёнка рождается, если рядом с ним грамотный, творчески работающий педагог.
Результатом обучения детей в системе дополнительного образования является определенный объем знаний, умений и навыков. Ожидаемый результат предполагает: развитие способностей, повышение престижа объединения, улучшение показателей адаптации в обществе. Наглядное проявление – участие в выставках, городских, окружных мероприятиях, во Всероссийских и Международных конкурсах.
Форма подведения итогов в объединениях дополнительного образования – проектная деятельность, участие в конкурсах, выставках, презентации итогов работы объединения.
Контроль позволяет определить эффективность обучения по той или иной программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс, детям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе.
Контроль над развитием познавательной деятельности воспитанников организуется по следующим направлениям:
- создание для ученика ситуации успеха и уверенности;
- сотрудничество учителя и ученика;
- возможность выбора учеником уровня сложности и трудности задания;
- учет временного фактора в зависимости от индивидуальных возможностей ученика;
- использование форм контроля, позволяющих осуществить ориентацию на ученика без принуждения;
- тематический учет знаний;
- использование метода малых групп;
- поощрение ученика;
- соответствие целей контроля целям учебно-воспитательного процесса.
Техническое направление представлено в детском доме детскими объединениями «Инфознайки» и «Виртуальный дизайн». Содержание деятельности данных объединений направлено на обеспечение освоения воспитанниками детского дома всех этапов дизайнерской обработки изображений в различных графических редакторах, а также основных приемов оптимизации графики для размещения в сети Интернет.
На сегодняшний день воспитанники освоили более сложную программу для работы с графикой – это программа Adobe Photoshop.
Изучили теоретические знания: интерфейс и основные возможности программы Adobe Photoshop, создание нового документа, форматы графических файлов, изобразительные слои, работа со «слоистыми» изображениями, различные виды текста, овладение основными знаниями компьютерных Интернет-технологий, владение основами работы с прикладными программными средствами и применением их на практике для создания Web-сайта.
Получили практические умения и навыки: применение инструментов; создание коллажа или рекламы с текстом; научились использовать таблицы, определять структуру Web-документа, используя при этом различные анимационные графические элементы, фотографии, рисунки, научились использовать дополнительные источники информации (литература, программы) для создания Web-страниц и т.д.
Содержание деятельности данных объединений направлено на реабилитацию, оказание помощи при адаптации ребенка в условиях детского дома, подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, создание наиболее благоприятных условий для реализации творческого потенциала воспитанников, формирование интереса к результатам своего труда, дифференцированного подхода к обучению на основе психофизических и возрастных особенностей обучаемых в условиях ФГОС.
Эффективность работы творческих объединений «Инфознайки» и «Виртуальный дизайн» в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого воспитанника, формирует творческую личность и готовит ее к творческой познавательной деятельности. Активизация творческой познавательной деятельности воспитанников зависит в большей степени от методов обучения, которые используются на занятиях с учетом ФГОС.
Развитие творческих способностей ребенка средствами компьютерной графики – это процесс, объединяющий различные сферы деятельности и проявляющийся во взаимосвязанных элементах, таких как:
- творческое восприятие мира;
- выражение индивидуального восприятия мира через средства искусства;
- навыки работы в различных изобразительных техниках и технологиях;
- воображение, творческое мышление и т.д.
Дополнительное образование в детском доме с учетом реализуемых программ преследует три цели:
- Образовательную - приобщить ребенка к работе на компьютере для решения прикладных задач;
- Развивающую - развивать творческое воображение средствами изобразительного искусства на компьютере;
- Воспитательную - помочь ребенку осознать место компьютера в современной жизни; понять то, что компьютер не может заменить творчество человека непосредственно, а только помогает его реализовать.
Все воспитанники объединений «Инфознайки» и «Виртуальный дизайн» владеют специальным оборудованием и оснащением, умеют организовывать свое рабочее (учебное) место, владеют навыками соблюдения в процессе деятельности правил техники безопасности.
Главным условием каждого занятия является эмоциональный настрой, расположенность к размышлениям и желание творить. Каждая встреча – это своеобразное настроение, творческий миг деятельности и полет фантазии, собственного осознания и понимания.
Подводя итог сказанному, можно с уверенностью сказать, что одной из основных целей, стоящих передо мной как педагогом, является создание условий для проявления познавательной активности и творческих способностей воспитанников детского дома.
Большое внимание было уделено патриотическому воспитанию детей. К 70-летию Великой Победы воспитанники создавали коллажи и фотоколлажи, посвященные Великой Отечественной войне. Принимали участие в конкурсах на различных уровнях (городские, всероссийские).
Еще одним интересным моментом в кабинете дополнительного образования информационных технологий являются компьютерные игры (играют все воспитанники детского дома с учетом возрастных особенностей). В чем же польза от компьютерных игр и почему их нельзя заменить просто дидактическими и сюжетными играми. На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на мир реальный, но и отличающий от него. У детей развиваются такие важнейшие операции мышления, как обобщение и классификация. Компьютерные занятия способствуют развитию логического мышления, помогают также рассмотреть новые подходы к изобразительному искусству, сформировать познавательный интерес, реализовать потенциальные возможности воспитанников, использовать новые формы в воспитательной работе для формирования патриотических чувств ребят детского дома.
Заключение
И в заключении хочу сказать, что творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический смысл, но и практический смысл. Знание педагогов, что подразумевается под творческими способностями ребенка, расширит границы их проявления у детей.
При этом дополнительное образование может много дать школе, образовательному процессу для реализации новых стандартов, а именно: возможности интеграции, как более мобильная часть системы образования, обеспечивающая дополнительность целей, содержания, форм организации образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и социальным заказом; возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка , ориентированного на личностные и метапредметные результаты; специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей , сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.); материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности; открытие ресурсных центров по разным направлениям реализации ФГОС ; изучение и формирование социального заказа на образование , что в свою очередь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка , реализовать личностные результаты образования; методическую поддержку процессов интеграции общего и дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов, достижения метапредметных и личностных результатов; уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, профильного образования; образец построения нового стиля (субъект-субъектного) отношений, тьюторского сопровождения образования, фасилитации; возможности поддержки разных одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья); возможности работы в социуме, социального творчества детей ; организацию каникулярного времени детей ; возможности духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений среды и др.
Список использованных источников и литературы:
- Золотарева А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС общего образования //Внешкольник, 2011. – N 3. – С. 15-18.
- Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот: Методическое пособие. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1999.
- Кочкина, Л.С. Подготовка детей-сирот к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях дома детства: автореферат. М., 1998.
- http://gudvinkomi.ucoz.ru/metapredmetnyj_podkhod_v_obrazovanii.doc
- http://rovesnik.ucoz.org/publ/metodicheskaja_kopilka/fgos_v_dop_obrazovanii/3-1-0-5
- http://gigabaza.ru/doc/99071.html Статья: Батюкова Ольга Станиславовна «Плюсы и минусы внедрения ФГОС в дополнительное образование»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для педагогического совета "Системно-деятельностный поход и пути его реализации в условиях введения ФГОС"
В данном материале рассматриваются теоретические основы системно-деятельностного подхода, его отличие от традиционного. Основной целью определяется совершенствование теоретической и практической...
Обобщение педагогического опыта по теме «Применение информационных технологий в формировании естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках физики в условиях введения ФГОС.
Особое место в учебном процессе занимают современные информационные технологии. Увеличивается объем накопленной информации, расширяются сферыеё применения. При этом ученики ежедневно пропускают ч...
Реализация компетентностной модели образования в условиях введения ФГОС ООО и СПОО на основе освоения современного педагогического опыта европейских школ – партнеров по сетевому взаимодействию в рамках AFS-программы
КОНКУРС ФЦПРО 2016-2020, направление «Инициативный инновационный проект»Актуальность проведения мероприятий в части реализации компетентностной модели образования на уровне школы определяе...
Обобщение опыта работы "Современные педагогические технологии как одно из эффективных условий инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования детей»
Знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, от...
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Систематизация и оценивание педагогического опыта и образовательных технологий....
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей
Работы проектной и иследовательской деятельности в области дополнительного образования...