Применение метапредметных технологий на уроках математики (из опыта работы по введению ФГОС на уровне основного общего образования).
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

В статье рассматриваются вопросы метапредметного подхода в изучении математики на уровне основного общего образования. Автор акцентирует внимание  на метапредметных технологиях, применяемых на уроках математики, приводит примеры из своей практики. Данная статья может быть интересна педагогам физико-математических дисциплин общеобразовательных организаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кашенцова Наталия Ивановна,

 учитель математики

МБОУ СШ № 43 г.Архангельска.

Применение метапредметных технологий на уроках математики (из опыта работы по введению ФГОС на уровне основного общего образования).

 

В статье рассматриваются вопросы метапредметного подхода в изучении математики на уровне основного общего образования. Автор акцентирует внимание  на метапредметных технологиях, применяемых на уроках математики, приводит примеры из своей практики. Данная статья может быть интересна педагогам физико-математических дисциплин общеобразовательных организаций.

Ключевые слова: метапредметный урок, метапредметные технологии ФГОС ООО.

     Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов в последнее время является одной из обсуждаемых тем в нашем обществе. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, её основная задача сегодня – по окончании обучения получить выпускника, который умеет сотрудничать и анализировать свои действия,  самостоятельно принимает решения, прогнозируя их возможные последствия, обладает мобильностью и социализирован в общество.

     Отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

  Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования  к уроку, как основной форме организации учебного процесса.

     Современный урок, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно-диалогический урок. При подготовке к такому уроку учителю следует тщательно продумывать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации.

     Педагог в новых условиях должен учить детей добывать информацию из различных источников, прививать навыки критического анализа, формировать компетентностные умения, применять полученные знания на практике.

     Обучение математике очень часто сводится к тому, что школьников знакомят с определениями, правилами и формулами. При таком подходе учащийся решает типовые задачи, суть которых в том, чтобы в определённом месте применить нужный алгоритм. Развитие мышления происходит только у небольшой части детей, обладающих способностями для изучения математики. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий, при этом развивается память, но не мышление. Можно вспомнить слова Роджера Левина: «Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы,  которые надо решить».

     Использование метапредметных технологий в преподавании математики дает возможность развивать мышление у всех учеников. При таком подходе учителем создаются особые условия, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. Также педагог объясняет ребятам понимание сути задачи и учит строить эффективные модели. Ученики могут выдвигать способы решения, зачастую методом проб и ошибок.  Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем многократное. 

     Метапредметный урок – это урок, на котором:

  • школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы;
  • происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного учащегося;
  • каждый ученик в классе осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знаний, он «как бы» заново открывает эти понятия, а затем сам анализирует способ своей работы;
  • обеспечивается целостность представлений детей об окружающем мире как необходимый и закономерный результат их познания.

     В соответствии с ФГОС ООО  изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей в метапредметном направлении:

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

   МБОУ СШ № 43 г.Архангельска с 2011 года является «пилотной» площадкой по введению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в Архангельской области.

  Из опыта работы по введению ФГОС на уровне основного общего образования можно отметить, что самыми продуктивными на уроках математики являются метапредметные деятельностные технологии:

  • технология развития критического мышления (ТРК);
  • технология проектного обучения (метод проектов);
  • технология исследовательской деятельности;
  • кейс-технология;
  • технология конструирования тестов;
  • интерактивные технологии;
  • технология французской мастерской;
  • технология совместного обучения.

     Основные ключевые компетентности учащихся, которые должны формироваться при их применении на деятельностном метапредметном уроке: информационная, учебно-познавательная, личностная, самообразовательная, социальная и коммуникативная, компетентное отношение к собственному здоровью.

     На уроках математики при применении различных технологий можно использовать интерактивные методы обучения: работа в парах и малых группах, ротационные (сменные) тройки, «карусель», «аквариум», незаконченное предложение, «мозговой штурм», броуновское движение, дерево решений, метод «займи позицию», дискуссия, блиц-опрос, мини-исследования, учебные проекты, решение ситуационных задач, интервью, мини-лекция, обсуждение сюжетных рисунков и чертежей.

    Из опыта работы при применении метапредметных технологий на уроках математики с учётом возрастных особенностей очень хорошо себя зарекомендовали:

  • для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий такие виды заданий, в которых используются «преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль,  заучивание материала наизусть в классе, КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему);
  • для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий следующие виды заданий: «найди отличия», «на что похоже?», поиск лишнего; «лабиринты», упорядочивание, «цепочки», хитроумные решения, составление схем-опор, работа с разного вида таблицами и справочными материалами;
  • для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий такие задания: составь задание партнеру, отзыв на работу одноклассника, групповая работа по составлению проекта, диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи), «подготовь презентацию...», «опиши устно...», «объясни...».

    Метапредметный урок математики – это урок, целью которого является обучение тому, как перенести теоретические знания по предмету в практическую деятельность учащегося. Таким образом, знания, полученные на метапредметном занятии, являются универсальными и переходят из категории «теория» в категорию «практика».

Литература.

1. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. – М.: Просвещение, 2013. 81 с.

2.Наумова М.В. Метапредметные компетенции как условие развития мыслительной деятельности у учащихся на уроках математики в средней школе. // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7 – С. 129-133

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – (стандарты второго поколения).

4.Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm

5. Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта // Народное образование. – 2013. – №4 –  С. 157-171.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках математики (из опыта работы Центра образования)

В Центрах образования учатся те, укого проблемы с поведением и почти в 100% случаев проблемы с обучением. Когда в 9 класс приходит ученик который не знает таблицу умножения, а в классе ещё 25 человек ...

Использование ЭОР на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уровне основного общего образования

Обобщение педагогического опыта на тему: «Использование ЭОР на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся» позволяет решить проблему эффективности образования. Пер...

Активизация познавательной деятельности учащихся путём применения межпредметных связей на уроках математики /из опыта работы/

Активизация познавательной деятельности учащихся путём применения межпредметных связей на уроках математики. Из опыта работы учителя математики первой квалификационной категории....

Доклад на тему: "Применение интерактивных технологий на уроках математики (из опыты работы)"

Многие образовательные задачи в полной мере позволяет реализовать интерактивная доска в совокупности с современной компьютерной системой, соответствующим программным обеспечением и выходом в глобальну...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики. Из опыта работы учителя математики.

Математика – один из основных предметов школы. Математика занимает от 10% до 15% в среднем учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья...

Применение информационных технологий в преподавании математики Описание опыта работы учителя математики МОБУ «Мрясовская ООШ» Азнабаевой Динуры Аскатовны

Применение информационных технологий (ИТ) в образовании одна изважнейших задач информатизации современного общества. Процесс информатизациии компьютеризации всех сфер деятельности человека создаёт пре...