Применение метапредметных технологий на уроках математики (из опыта работы по введению ФГОС на уровне основного общего образования).
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
В статье рассматриваются вопросы метапредметного подхода в изучении математики на уровне основного общего образования. Автор акцентирует внимание на метапредметных технологиях, применяемых на уроках математики, приводит примеры из своей практики. Данная статья может быть интересна педагогам физико-математических дисциплин общеобразовательных организаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кашенцова Наталия Ивановна,
учитель математики
МБОУ СШ № 43 г.Архангельска.
Применение метапредметных технологий на уроках математики (из опыта работы по введению ФГОС на уровне основного общего образования).
В статье рассматриваются вопросы метапредметного подхода в изучении математики на уровне основного общего образования. Автор акцентирует внимание на метапредметных технологиях, применяемых на уроках математики, приводит примеры из своей практики. Данная статья может быть интересна педагогам физико-математических дисциплин общеобразовательных организаций.
Ключевые слова: метапредметный урок, метапредметные технологии ФГОС ООО.
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов в последнее время является одной из обсуждаемых тем в нашем обществе. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, её основная задача сегодня – по окончании обучения получить выпускника, который умеет сотрудничать и анализировать свои действия, самостоятельно принимает решения, прогнозируя их возможные последствия, обладает мобильностью и социализирован в общество.
Отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку, как основной форме организации учебного процесса.
Современный урок, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно-диалогический урок. При подготовке к такому уроку учителю следует тщательно продумывать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации.
Педагог в новых условиях должен учить детей добывать информацию из различных источников, прививать навыки критического анализа, формировать компетентностные умения, применять полученные знания на практике.
Обучение математике очень часто сводится к тому, что школьников знакомят с определениями, правилами и формулами. При таком подходе учащийся решает типовые задачи, суть которых в том, чтобы в определённом месте применить нужный алгоритм. Развитие мышления происходит только у небольшой части детей, обладающих способностями для изучения математики. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий, при этом развивается память, но не мышление. Можно вспомнить слова Роджера Левина: «Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».
Использование метапредметных технологий в преподавании математики дает возможность развивать мышление у всех учеников. При таком подходе учителем создаются особые условия, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. Также педагог объясняет ребятам понимание сути задачи и учит строить эффективные модели. Ученики могут выдвигать способы решения, зачастую методом проб и ошибок. Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем многократное.
Метапредметный урок – это урок, на котором:
- школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы;
- происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного учащегося;
- каждый ученик в классе осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знаний, он «как бы» заново открывает эти понятия, а затем сам анализирует способ своей работы;
- обеспечивается целостность представлений детей об окружающем мире как необходимый и закономерный результат их познания.
В соответствии с ФГОС ООО изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей в метапредметном направлении:
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
МБОУ СШ № 43 г.Архангельска с 2011 года является «пилотной» площадкой по введению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в Архангельской области.
Из опыта работы по введению ФГОС на уровне основного общего образования можно отметить, что самыми продуктивными на уроках математики являются метапредметные деятельностные технологии:
- технология развития критического мышления (ТРК);
- технология проектного обучения (метод проектов);
- технология исследовательской деятельности;
- кейс-технология;
- технология конструирования тестов;
- интерактивные технологии;
- технология французской мастерской;
- технология совместного обучения.
Основные ключевые компетентности учащихся, которые должны формироваться при их применении на деятельностном метапредметном уроке: информационная, учебно-познавательная, личностная, самообразовательная, социальная и коммуникативная, компетентное отношение к собственному здоровью.
На уроках математики при применении различных технологий можно использовать интерактивные методы обучения: работа в парах и малых группах, ротационные (сменные) тройки, «карусель», «аквариум», незаконченное предложение, «мозговой штурм», броуновское движение, дерево решений, метод «займи позицию», дискуссия, блиц-опрос, мини-исследования, учебные проекты, решение ситуационных задач, интервью, мини-лекция, обсуждение сюжетных рисунков и чертежей.
Из опыта работы при применении метапредметных технологий на уроках математики с учётом возрастных особенностей очень хорошо себя зарекомендовали:
- для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий такие виды заданий, в которых используются «преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, заучивание материала наизусть в классе, КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему);
- для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий следующие виды заданий: «найди отличия», «на что похоже?», поиск лишнего; «лабиринты», упорядочивание, «цепочки», хитроумные решения, составление схем-опор, работа с разного вида таблицами и справочными материалами;
- для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий такие задания: составь задание партнеру, отзыв на работу одноклассника, групповая работа по составлению проекта, диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи), «подготовь презентацию...», «опиши устно...», «объясни...».
Метапредметный урок математики – это урок, целью которого является обучение тому, как перенести теоретические знания по предмету в практическую деятельность учащегося. Таким образом, знания, полученные на метапредметном занятии, являются универсальными и переходят из категории «теория» в категорию «практика».
Литература.
1. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. – М.: Просвещение, 2013. 81 с.
2.Наумова М.В. Метапредметные компетенции как условие развития мыслительной деятельности у учащихся на уроках математики в средней школе. // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7 – С. 129-133
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – (стандарты второго поколения).
4.Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm
5. Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта // Народное образование. – 2013. – №4 – С. 157-171.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках математики (из опыта работы Центра образования)
В Центрах образования учатся те, укого проблемы с поведением и почти в 100% случаев проблемы с обучением. Когда в 9 класс приходит ученик который не знает таблицу умножения, а в классе ещё 25 человек ...
Использование ЭОР на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уровне основного общего образования
Обобщение педагогического опыта на тему: «Использование ЭОР на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся» позволяет решить проблему эффективности образования. Пер...
Активизация познавательной деятельности учащихся путём применения межпредметных связей на уроках математики /из опыта работы/
Активизация познавательной деятельности учащихся путём применения межпредметных связей на уроках математики. Из опыта работы учителя математики первой квалификационной категории....

Доклад на тему: "Применение интерактивных технологий на уроках математики (из опыты работы)"
Многие образовательные задачи в полной мере позволяет реализовать интерактивная доска в совокупности с современной компьютерной системой, соответствующим программным обеспечением и выходом в глобальну...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики. Из опыта работы учителя математики.
Математика – один из основных предметов школы. Математика занимает от 10% до 15% в среднем учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья...

Применение информационных технологий в преподавании математики Описание опыта работы учителя математики МОБУ «Мрясовская ООШ» Азнабаевой Динуры Аскатовны
Применение информационных технологий (ИТ) в образовании одна изважнейших задач информатизации современного общества. Процесс информатизациии компьютеризации всех сфер деятельности человека создаёт пре...