Применение метапредметных технологий на уроках математики (из опыта работы по введению ФГОС на уровне основного общего образования).
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
В статье рассматриваются вопросы метапредметного подхода в изучении математики на уровне основного общего образования. Автор акцентирует внимание на метапредметных технологиях, применяемых на уроках математики, приводит примеры из своей практики. Данная статья может быть интересна педагогам физико-математических дисциплин общеобразовательных организаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья по технологиям на уроках математики по ФГОС 5-9 классы | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кашенцова Наталия Ивановна,
учитель математики
МБОУ СШ № 43 г.Архангельска.
Применение метапредметных технологий на уроках математики (из опыта работы по введению ФГОС на уровне основного общего образования).
В статье рассматриваются вопросы метапредметного подхода в изучении математики на уровне основного общего образования. Автор акцентирует внимание на метапредметных технологиях, применяемых на уроках математики, приводит примеры из своей практики. Данная статья может быть интересна педагогам физико-математических дисциплин общеобразовательных организаций.
Ключевые слова: метапредметный урок, метапредметные технологии ФГОС ООО.
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов в последнее время является одной из обсуждаемых тем в нашем обществе. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, её основная задача сегодня – по окончании обучения получить выпускника, который умеет сотрудничать и анализировать свои действия, самостоятельно принимает решения, прогнозируя их возможные последствия, обладает мобильностью и социализирован в общество.
Отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку, как основной форме организации учебного процесса.
Современный урок, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно-диалогический урок. При подготовке к такому уроку учителю следует тщательно продумывать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации.
Педагог в новых условиях должен учить детей добывать информацию из различных источников, прививать навыки критического анализа, формировать компетентностные умения, применять полученные знания на практике.
Обучение математике очень часто сводится к тому, что школьников знакомят с определениями, правилами и формулами. При таком подходе учащийся решает типовые задачи, суть которых в том, чтобы в определённом месте применить нужный алгоритм. Развитие мышления происходит только у небольшой части детей, обладающих способностями для изучения математики. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий, при этом развивается память, но не мышление. Можно вспомнить слова Роджера Левина: «Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».
Использование метапредметных технологий в преподавании математики дает возможность развивать мышление у всех учеников. При таком подходе учителем создаются особые условия, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. Также педагог объясняет ребятам понимание сути задачи и учит строить эффективные модели. Ученики могут выдвигать способы решения, зачастую методом проб и ошибок. Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем многократное.
Метапредметный урок – это урок, на котором:
- школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы;
- происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного учащегося;
- каждый ученик в классе осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знаний, он «как бы» заново открывает эти понятия, а затем сам анализирует способ своей работы;
- обеспечивается целостность представлений детей об окружающем мире как необходимый и закономерный результат их познания.
В соответствии с ФГОС ООО изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей в метапредметном направлении:
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
МБОУ СШ № 43 г.Архангельска с 2011 года является «пилотной» площадкой по введению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в Архангельской области.
Из опыта работы по введению ФГОС на уровне основного общего образования можно отметить, что самыми продуктивными на уроках математики являются метапредметные деятельностные технологии:
- технология развития критического мышления (ТРК);
- технология проектного обучения (метод проектов);
- технология исследовательской деятельности;
- кейс-технология;
- технология конструирования тестов;
- интерактивные технологии;
- технология французской мастерской;
- технология совместного обучения.
Основные ключевые компетентности учащихся, которые должны формироваться при их применении на деятельностном метапредметном уроке: информационная, учебно-познавательная, личностная, самообразовательная, социальная и коммуникативная, компетентное отношение к собственному здоровью.
На уроках математики при применении различных технологий можно использовать интерактивные методы обучения: работа в парах и малых группах, ротационные (сменные) тройки, «карусель», «аквариум», незаконченное предложение, «мозговой штурм», броуновское движение, дерево решений, метод «займи позицию», дискуссия, блиц-опрос, мини-исследования, учебные проекты, решение ситуационных задач, интервью, мини-лекция, обсуждение сюжетных рисунков и чертежей.
Из опыта работы при применении метапредметных технологий на уроках математики с учётом возрастных особенностей очень хорошо себя зарекомендовали:
- для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий такие виды заданий, в которых используются «преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, заучивание материала наизусть в классе, КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему);
- для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий следующие виды заданий: «найди отличия», «на что похоже?», поиск лишнего; «лабиринты», упорядочивание, «цепочки», хитроумные решения, составление схем-опор, работа с разного вида таблицами и справочными материалами;
- для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий такие задания: составь задание партнеру, отзыв на работу одноклассника, групповая работа по составлению проекта, диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи), «подготовь презентацию...», «опиши устно...», «объясни...».
Метапредметный урок математики – это урок, целью которого является обучение тому, как перенести теоретические знания по предмету в практическую деятельность учащегося. Таким образом, знания, полученные на метапредметном занятии, являются универсальными и переходят из категории «теория» в категорию «практика».
Литература.
1. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. – М.: Просвещение, 2013. 81 с.
2.Наумова М.В. Метапредметные компетенции как условие развития мыслительной деятельности у учащихся на уроках математики в средней школе. // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7 – С. 129-133
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – (стандарты второго поколения).
4.Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm
5. Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта // Народное образование. – 2013. – №4 – С. 157-171.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение информационных технологий на уроках математики (из опыта работы)
Описание опыта работы...
Применение игровых технологий на уроках математики (из опыта работы Центра образования)
В Центрах образования учатся те, укого проблемы с поведением и почти в 100% случаев проблемы с обучением. Когда в 9 класс приходит ученик который не знает таблицу умножения, а в классе ещё 25 человек ...
Использование ЭОР на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уровне основного общего образования
Обобщение педагогического опыта на тему: «Использование ЭОР на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся» позволяет решить проблему эффективности образования. Пер...
Активизация познавательной деятельности учащихся путём применения межпредметных связей на уроках математики /из опыта работы/
Активизация познавательной деятельности учащихся путём применения межпредметных связей на уроках математики. Из опыта работы учителя математики первой квалификационной категории....
Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки» (из опыта работы)
Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе современной школы. Здоровьесберегающие технологии я использую нетолько в урочной деятельности, а также активно использую её...
Доклад на тему: "Применение интерактивных технологий на уроках математики (из опыты работы)"
Многие образовательные задачи в полной мере позволяет реализовать интерактивная доска в совокупности с современной компьютерной системой, соответствующим программным обеспечением и выходом в глобальну...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики. Из опыта работы учителя математики.
Математика – один из основных предметов школы. Математика занимает от 10% до 15% в среднем учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья...