Конспект урока по ОРКСЭ №25 "Монастырь"
план-конспект урока на тему

Конспект урока "Монастырь"

Цель урока: Формировать уважительное отношение к религиозному наследию православия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Тема урока: «Монастырь»

Цель урока: Формировать уважения к культурному наследию православия.

Слайд 2

Задачи урока:

Познакомить детей с понятием “монашество”, “послушание”, “монашеские обеты”, “постриг монаха”.         

Обсудить роль монастырей в  православии.

Способствовать формированию уважения к свободному выбору человека.

Развивать умение работать учащихся с текстом.

Развитие коммуникативных способностей учащихся на основе диалогического подхода.

 Планируемые результаты:

Предметные: иметь представление о монастыре, истории монашества, знать понятия монах, инок, таинство посвящения в монахи (послушание, обет, постриг), знать об известных монахах.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, строить рассуждения, анализировать текст с приведением аргументов, сравнивать понятия, выделять существенные признаки, выполнять подведение под понятие, обобщать и делать выводы

Коммуникативные: строить речевое высказывание, работать в группе, в паре, опираясь на принципы сотрудничества, аргументированно доказывать свою точку зрения, воспринимать и принимать позицию собеседника,

Регулятивные: принимать учебную задачу, ставить перед собой цели и стремиться к достижению результата, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку

Личностные: формирование положительного отношения к людям, посвятившим свою жизнь служению Богу, принятие нравственного выбора человека, выражение своего отношения в образной форме

Основные понятия: монастырь, обитель, монах, инок, послушание, постриг, монашеский обет.

Межпредметные связи: история, музыка, литература

Ресурсы: учебник, компьютер, проектор, аудиозаписи.

 

Слайд 3

Ход урока (тихая  музыка)

У:

В стенах обители святой,

Под кровом келии убогой,

Спасался старец жизни строгой,

Каких не много под луной.

В посте, в молитве непрестанной

Он дни и ночи провождал.

И безмятежно смерти ждал,

Как гостьи милой и желанной.

Хотя он скрылся от людей,

Служить желая только Богу, —

Но каждый знал к нему дорогу,

Кто о душе радел своей.

У:- О ком это стихотворение? Какое настроение у вас возникло при слушании? Почему?

Ответы  детей

У: Верно. В стихотворении  говорится  о  монахе.

Слайд 4

Монах (монахиня) – это человек, который  по  своим  религиозным убеждениям  решил  жить  без  семьи. Слово инок русское  и  означает «иной не  похожий  на  других». Христианский  монах (инок) – это человек для  которого,  любовь к богу и служение  ему является  самым  важным  в  жизни.

Слайд 5

 Монахом стать трудно. Сначала, нужно пожить  несколько  лет  в монастыре послушником. Соблюдать  особый  порядок  жизни, строгий, ограничивающий  во  всём  образ  поведения.

Когда  послушник  решил стать монахом. Он даёт  обет( зарок, клятву)

Целомудрия ( отказ от семейной жизни)

Нестяжания (отказ от собственности, земных богатств)

Послушания (соблюдения правил монастырской жизни)

Слайд 6

После  произнесения  обетов  послушника  подстригают (состригают прядь волос). Постриг монаха  означает, что  он сам, свободно  отдаёт  себя  в  слуги Христу. Он как бы переживает второе рождение и поэтому получает новое имя.

Слайд 7

Главное правило монашеской жизни «трудись и молись».

Слайд 8

Монашество возникло в III веке в Египте и в Палестине. Основателем пустынножительства и иночества является  Антоний Великий.

Родился в коптской богатой христианской семье. По преданию, его родители умерли, когда Антонию было всего двадцать лет, оставив ему заботу о малолетней сестре. В поисках пути к совершенству, он однажды услышал читаемое во время службы евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф.19:21). Приняв это как повеление свыше, Антоний отказался от родительского наследства, поручил сестру своим друзьям и ушел в уединение под руководство некоего старца.

Вскоре он остался в полном одиночестве в Фиваидской пустыне, где прожил 20 лет, лишь иногда встречая приходящих к нему за советом. Здесь, согласно житию, он испытал всевозможные искушения от бесов. Такой образ жизни сделал его известным и вокруг места его уединения возникли жилища подражающих ему людей.

Слайд 9

Так, кроме монахов – пустынников появились  городские  монастыри – общины  монахов. В  монастырях  монахи  жили в  соответствии  с  уставом (нормы  и  правила  принятые  церковью).

Как вы думаете, что делали  в  монастырях  монахи?

Ответы  детей

Кроме  молитвы, монахи  совершали  дела  милосердия,  поддерживали  бедных, ухаживали  за  больными,  заботились  о  заключённых.

При монастырях  создавались больницы, школы. Почти все книги переписывались  монахами. Работали иконописные  мастерские.

На  Руси  монастыри  называли «сторожами». Они  были окружены  высокими  стенами и  во  время  нападения  врагов превращались  в  надёжные крепости.

Слайд 10

Многие монахи и монахини были настолько праведными, что многих из них причислили к лику святых: Это, например,

знаменитый монах отец Сергий Радонежский, благословивший русское войско во главе с Дмитрием Донским на бой с монголо-татарской ордой;

 Серафим Саровский (в миру Прохор Машнин), основатель Троице-Сергиевой лавры,

 Святой Лука Крымский, бывший замечательным хирургом, врачом от Бога, подвергшийся гонениям в советские времена, спасший сотни жизней раненых бойцов во времена Великой Отечественной войны, за что был даже удостоен Государственной премии СССР.

У: Почему  люди становятся  монахами? Трудно ли стать монахом?

Ответы  детей

Слайд 11

 Притча о трёх монахах

Было три трудолюбивых монаха. Один из них избрал для себя дело — примирять ссорящихся между собой людей. Другой — посещать больных. Третий удалился безмолвствовать в пустыню. Первый, трудясь по причине ссор между людьми, не мог излечить всех, и со скорбью придя к посещавшему больных, нашёл его также ослабевшим и не старающимся об исполнении своего обета. Согласившись, оба они пошли к пустыннику, поведали ему печаль свою и просили сказать им, что доброго сделал он в пустыне.

Немного помолчав, пустынник влил воду в чашу и говорит:

— Смотрите на воду.

А вода была мутная, так что ничего не было видно в ней. Спустя немного времени он опять говорит:

— Смотрите, теперь вода устоялась.

Как только они посмотрели в воду, то увидели свои лица, как в зеркале. Тогда он сказал им:

— Так бывает и с человеком, живущим среди людей. От смущения он не видит грехов своих. А когда он безмолвствует, и особенно в пустыне, тогда видны его недостатки

Слайд 12

У:Что по-вашему, означает главное правило   монашеской жизни «трудись и молись»?

 Притча «Два весла»

Однажды один монах перевозил на лодке человека через реку. На веслах монаха было написано: "Молись" на одном и "Трудись" на другом.

-Да, трудиться нужно, - рассуждал человек, глядя на весла, - а вот молиться, так ли это необходимо?

Ничего не ответил ему монах, но положил на дно лодки весло с надписью "Молись" и продолжал грести только одним веслом, и лодка закружилась на месте.

- Почему без молитвы труд не приносит удовлетворения, успеха?

Слайд 13

Работа со словарём в группах

ТРАПЕЗНАЯ

ОТШЕЛЬНИК

ПОСТРИГ

ПРЕПОДОБНЫЙ

МОЩИ

БРАТИЯ

ПАЛОМНИК

ИГУМЕН

КЕЛЬЯ

Слайд 14

Итог урока. Рефлексия

Подведём итоги нашего занятия:

  • Что  нового вы  узнали  на  уроке?
  • Каков уровень материала – лёгкий, сложный?
  • О чём вы расскажете дома своим родителям?
  • О чем ещё вы хотели бы узнать?
  • Где бы вы хотели  побывать?
  • Всё ли узнали о монашестве?

Слайд 15

Закончить сегодняшнее занятие мне хочется таким стихотворением:

Черн монах не от подлости -

Он с землёю вовек един,

Он достоин хвалы и гордости,

Мир храня средь своих седин.

Он ушёл от житейских радостей,

Благо - бытностью заменил

Лишь отрекшись от плотских сладостей,

Он духовных достиг вершин.

Души грешные исповедуя,

Очищая земные вехи -

Озаряет сознание светлое

Имя нового человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Христианская семья"

Цель урока: дать представление о семье как о базовой ценности общества....

План-конспект урока по ОРКСЭ "Календари религий мира. Праздники в религиях мира."

Цель работы: познакомить с основными иудейскими праздниками, с основными православными праздниками ; воспитывать  толерантное отношение к  различным религиям; пробуждать интерес  ...

Конспект урока по ОРКСЭ "Нравственный поступок"

материал содержит подробный конспект урока с таблицами, описанием игры, притчу...

План-конспект урока по ОРКСЭ

Тема урока "История религий в России. Православное христианство в истории России....

Конспект урока по ОРКСЭ "Наши духовные ценности"

Конспект повторительно-обобщающего урока по курсу ОРКСЭ (Модуль "Основы мировых религиозных культур")...

Конспект урока по ОРКСЭ с презентацией "Что такое совесть"

Учителям, ведущим ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики", мастер-класс с конспектом и презентацией...

Конспект урока по ОРКСЭ с презентацией "Что такое совесть"

учителям, ведущим ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"...