Конспект урока по ОРКСЭ №25 "Монастырь"
план-конспект урока на тему
Конспект урока "Монастырь"
Цель урока: Формировать уважительное отношение к религиозному наследию православия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по ОРКСЭ "Монастырь" | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Тема урока: «Монастырь»
Цель урока: Формировать уважения к культурному наследию православия.
Слайд 2
Задачи урока:
Познакомить детей с понятием “монашество”, “послушание”, “монашеские обеты”, “постриг монаха”.
Обсудить роль монастырей в православии.
Способствовать формированию уважения к свободному выбору человека.
Развивать умение работать учащихся с текстом.
Развитие коммуникативных способностей учащихся на основе диалогического подхода.
Планируемые результаты:
Предметные: иметь представление о монастыре, истории монашества, знать понятия монах, инок, таинство посвящения в монахи (послушание, обет, постриг), знать об известных монахах.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, строить рассуждения, анализировать текст с приведением аргументов, сравнивать понятия, выделять существенные признаки, выполнять подведение под понятие, обобщать и делать выводы
Коммуникативные: строить речевое высказывание, работать в группе, в паре, опираясь на принципы сотрудничества, аргументированно доказывать свою точку зрения, воспринимать и принимать позицию собеседника,
Регулятивные: принимать учебную задачу, ставить перед собой цели и стремиться к достижению результата, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку
Личностные: формирование положительного отношения к людям, посвятившим свою жизнь служению Богу, принятие нравственного выбора человека, выражение своего отношения в образной форме
Основные понятия: монастырь, обитель, монах, инок, послушание, постриг, монашеский обет.
Межпредметные связи: история, музыка, литература
Ресурсы: учебник, компьютер, проектор, аудиозаписи.
Слайд 3
Ход урока (тихая музыка)
У:
В стенах обители святой,
Под кровом келии убогой,
Спасался старец жизни строгой,
Каких не много под луной.
В посте, в молитве непрестанной
Он дни и ночи провождал.
И безмятежно смерти ждал,
Как гостьи милой и желанной.
Хотя он скрылся от людей,
Служить желая только Богу, —
Но каждый знал к нему дорогу,
Кто о душе радел своей.
У:- О ком это стихотворение? Какое настроение у вас возникло при слушании? Почему?
Ответы детей
У: Верно. В стихотворении говорится о монахе.
Слайд 4
Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи. Слово инок русское и означает «иной не похожий на других». Христианский монах (инок) – это человек для которого, любовь к богу и служение ему является самым важным в жизни.
Слайд 5
Монахом стать трудно. Сначала, нужно пожить несколько лет в монастыре послушником. Соблюдать особый порядок жизни, строгий, ограничивающий во всём образ поведения.
Когда послушник решил стать монахом. Он даёт обет( зарок, клятву)
Целомудрия ( отказ от семейной жизни)
Нестяжания (отказ от собственности, земных богатств)
Послушания (соблюдения правил монастырской жизни)
Слайд 6
После произнесения обетов послушника подстригают (состригают прядь волос). Постриг монаха означает, что он сам, свободно отдаёт себя в слуги Христу. Он как бы переживает второе рождение и поэтому получает новое имя.
Слайд 7
Главное правило монашеской жизни «трудись и молись».
Слайд 8
Монашество возникло в III веке в Египте и в Палестине. Основателем пустынножительства и иночества является Антоний Великий.
Родился в коптской богатой христианской семье. По преданию, его родители умерли, когда Антонию было всего двадцать лет, оставив ему заботу о малолетней сестре. В поисках пути к совершенству, он однажды услышал читаемое во время службы евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф.19:21). Приняв это как повеление свыше, Антоний отказался от родительского наследства, поручил сестру своим друзьям и ушел в уединение под руководство некоего старца.
Вскоре он остался в полном одиночестве в Фиваидской пустыне, где прожил 20 лет, лишь иногда встречая приходящих к нему за советом. Здесь, согласно житию, он испытал всевозможные искушения от бесов. Такой образ жизни сделал его известным и вокруг места его уединения возникли жилища подражающих ему людей.
Слайд 9
Так, кроме монахов – пустынников появились городские монастыри – общины монахов. В монастырях монахи жили в соответствии с уставом (нормы и правила принятые церковью).
Как вы думаете, что делали в монастырях монахи?
Ответы детей
Кроме молитвы, монахи совершали дела милосердия, поддерживали бедных, ухаживали за больными, заботились о заключённых.
При монастырях создавались больницы, школы. Почти все книги переписывались монахами. Работали иконописные мастерские.
На Руси монастыри называли «сторожами». Они были окружены высокими стенами и во время нападения врагов превращались в надёжные крепости.
Слайд 10
Многие монахи и монахини были настолько праведными, что многих из них причислили к лику святых: Это, например,
знаменитый монах отец Сергий Радонежский, благословивший русское войско во главе с Дмитрием Донским на бой с монголо-татарской ордой;
Серафим Саровский (в миру Прохор Машнин), основатель Троице-Сергиевой лавры,
Святой Лука Крымский, бывший замечательным хирургом, врачом от Бога, подвергшийся гонениям в советские времена, спасший сотни жизней раненых бойцов во времена Великой Отечественной войны, за что был даже удостоен Государственной премии СССР.
У: Почему люди становятся монахами? Трудно ли стать монахом?
Ответы детей
Слайд 11
Притча о трёх монахах
Было три трудолюбивых монаха. Один из них избрал для себя дело — примирять ссорящихся между собой людей. Другой — посещать больных. Третий удалился безмолвствовать в пустыню. Первый, трудясь по причине ссор между людьми, не мог излечить всех, и со скорбью придя к посещавшему больных, нашёл его также ослабевшим и не старающимся об исполнении своего обета. Согласившись, оба они пошли к пустыннику, поведали ему печаль свою и просили сказать им, что доброго сделал он в пустыне.
Немного помолчав, пустынник влил воду в чашу и говорит:
— Смотрите на воду.
А вода была мутная, так что ничего не было видно в ней. Спустя немного времени он опять говорит:
— Смотрите, теперь вода устоялась.
Как только они посмотрели в воду, то увидели свои лица, как в зеркале. Тогда он сказал им:
— Так бывает и с человеком, живущим среди людей. От смущения он не видит грехов своих. А когда он безмолвствует, и особенно в пустыне, тогда видны его недостатки
Слайд 12
У:Что по-вашему, означает главное правило монашеской жизни «трудись и молись»?
Притча «Два весла»
Однажды один монах перевозил на лодке человека через реку. На веслах монаха было написано: "Молись" на одном и "Трудись" на другом.
-Да, трудиться нужно, - рассуждал человек, глядя на весла, - а вот молиться, так ли это необходимо?
Ничего не ответил ему монах, но положил на дно лодки весло с надписью "Молись" и продолжал грести только одним веслом, и лодка закружилась на месте.
- Почему без молитвы труд не приносит удовлетворения, успеха?
Слайд 13
Работа со словарём в группах
ТРАПЕЗНАЯ
ОТШЕЛЬНИК
ПОСТРИГ
ПРЕПОДОБНЫЙ
МОЩИ
БРАТИЯ
ПАЛОМНИК
ИГУМЕН
КЕЛЬЯ
Слайд 14
Итог урока. Рефлексия
Подведём итоги нашего занятия:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Каков уровень материала – лёгкий, сложный?
- О чём вы расскажете дома своим родителям?
- О чем ещё вы хотели бы узнать?
- Где бы вы хотели побывать?
- Всё ли узнали о монашестве?
Слайд 15
Закончить сегодняшнее занятие мне хочется таким стихотворением:
Черн монах не от подлости -
Он с землёю вовек един,
Он достоин хвалы и гордости,
Мир храня средь своих седин.
Он ушёл от житейских радостей,
Благо - бытностью заменил
Лишь отрекшись от плотских сладостей,
Он духовных достиг вершин.
Души грешные исповедуя,
Очищая земные вехи -
Озаряет сознание светлое
Имя нового человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Христианская семья"
Цель урока: дать представление о семье как о базовой ценности общества....
План-конспект урока по ОРКСЭ "Календари религий мира. Праздники в религиях мира."
Цель работы: познакомить с основными иудейскими праздниками, с основными православными праздниками ; воспитывать толерантное отношение к различным религиям; пробуждать интерес ...
Конспект урока по ОРКСЭ "Нравственный поступок"
материал содержит подробный конспект урока с таблицами, описанием игры, притчу...
План-конспект урока по ОРКСЭ
Тема урока "История религий в России. Православное христианство в истории России....
Конспект урока по ОРКСЭ "Наши духовные ценности"
Конспект повторительно-обобщающего урока по курсу ОРКСЭ (Модуль "Основы мировых религиозных культур")...
Конспект урока по ОРКСЭ с презентацией "Что такое совесть"
Учителям, ведущим ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики", мастер-класс с конспектом и презентацией...
Конспект урока по ОРКСЭ с презентацией "Что такое совесть"
учителям, ведущим ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"...