Конспект урока по ОРКСЭ с презентацией "Что такое совесть"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Аюшеева Ольга Балдановна

Учителям, ведущим ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики", мастер-класс с конспектом и презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               Мастер – класс

Предмет: ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»

Тема: Что такое совесть

Цель: Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) у учащихся через беседу, дискуссию.

  1. Познавательные: в ходе дискуссии дать определение понятию «совесть», установить различия между понятиями «стыд» и «совесть», привести примеры, связанные с мукой совести, установить, что же является лекарством для души.

  1. Логические: развитие логического мышления (умение объяснять, сравнивать, выделять главное в дискуссии, делать выводы)

  1. Регулятивные: целеполагание,  прогнозирование, оценивание.

  1. Коммуникативные: продуктивное сотрудничество с учителем, друг с другом, высказывание своей точки зрения, участие в диалоге, дискуссии, толерантное отношение к чужому мнению

  1. Личностные: способствовать развитию самостоятельности, уверенности в себе, стремление к личностному росту, учить детей жить в ладу со своей совестью

Оборудование: учебник «Основы светской этики», проектор, экран, классная доска.

                                      Ход занятия

  1. Организационный момент
  2. Вопрос: Кто указывает человеку на его грех? Грех – это недоброе чувство, мысль или дело.

- милиционер

- совесть

- товарищи

Кто является свидетелем любого недоброго поступка человека

- природа

- душа

- соседи

Что помогает человеку различать добро и зло?

- экстрасенсорные способности

- чтение книг

- совесть

  1. Значит, о чём сегодня будем дискуссировать?

- О совести

Приём «Корзина идей»

Что такое совесть?

Ваши идеи, предположения будем закидывать в корзину (это было домашнее задание). В конце занятия вы назовёте наиболее точное определение, которое вам больше всего понравилось.    

Совесть – это внутренний советчик человека, помогающий ему

Совесть – это внутренний судья

Совесть – это душа, которая указывает как вести себя в данной ситуации, подсказывает, что честно, а что бесчестно

Совесть – это переживание осуждения или одобрения собственного поступка, даже если он только задуман

Совесть – это внутренний нравственный закон человека

Совесть – это внутренний голос человека, подсказывающий правду

Совесть – это что – то светлое и доброе в человеке

Совесть помогает человеку совершать добрые поступки

Совесть – это зеркало души, это особый показатель человечности

Совесть – это внутреннее запрещающее я (запрещает делать плохие поступки)

Совесть - это такой «червячок» внутри, который поднимает голову, когда твои мысли и действия идут в разрез тому, что ты совершаешь

Совесть – это то, что отталкивает тебя от плохих поступков

4. Давайте прочитаем на слайде, какое необычное объяснение слову «совесть» дал Л. Н. Толстой

5. Вопрос учителя: Чем «совесть» отличается от «стыда»?

(Дискуссия)

Вывод: Стыд – это тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми.

Совесть – это стыд перед самим собой.

   6.   Учитель: Совесть заставляет человека размышлять о своих поступках, критически их оценивать. Голосу совести сопутствуют два главных чувства: удовлетворённость и неудовлётворённость. Удовлётворённость вызывает спокойная, чистая совесть. Человек осознаёт, что за ним нет существенных нарушений долга и отступлений от нравственных правил.

    Неудовлетворённость собой рождает муки совести, раскаяние. Человек сожалеет о случившемся, хочет исправить ошибку и не совершать подобного в будущем.

   

7. Приходилось ли вам испытывать муки совести? С чем это было связано?

(привести примеры). Дети приводят много примеров.

8. А сейчас посмотрим слайд - шоу по рассказу А.Гайдара «Совесть»

Нужно ответить на следующие вопросы:

  1. Почему Нина не пошла в школу?
  2. Почему она прошла в рощу украдкой?
  3. Как Нина подшутила над малышом??
  4. Почему Нина не взяла с собой завтрак?
  5. Почему Нина заплакала?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Вывод: Её грызла беспощадная совесть. Нина раскаялась. Раскаяние – изменение той оценки, которую человек даёт своим поступкам. Тот поступок, который раньше виделся человеку хорошим, смешным, остроумным, даже необходимым, теперь может оцениваться как глупый, нечестный трусливый.

Следующий шаг в раскаянии – исправление своей ошибки. Чтобы избавиться от чувства вины, надо извиниться перед тем человеком, которого вы обидели. Порой сделать это совсем не просто, но это необходимо.

9. Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Что это значит?

Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои ошибки.

10. Рефлексия. Какую тему изучили. Что бы вы взяли для себя с этого занятия? (поучения, мудрые мысли)

11. Домашнее задание.

Бессовестный человек. Когда так говорят?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Христианская семья"

Цель урока: дать представление о семье как о базовой ценности общества....

План-конспект урока по ОРКСЭ "Календари религий мира. Праздники в религиях мира."

Цель работы: познакомить с основными иудейскими праздниками, с основными православными праздниками ; воспитывать  толерантное отношение к  различным религиям; пробуждать интерес  ...

Конспект урока по ОРКСЭ "Нравственный поступок"

материал содержит подробный конспект урока с таблицами, описанием игры, притчу...

Конспект урока по ОРКСЭ с презентацией "Что такое совесть"

учителям, ведущим ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"...

Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...

Конспект урока по обществознанию в 8 классе "Совесть и долг"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 8 КЛАССЕУчитель истории и обществознанияМБОУ «Школа-гимназия № 10 им. Э.К. Покровского"г. СимферополяФилиппенкова Наталья АлександровнаТема урока: «...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ для 4 класса. Совесть.

Методическая разработка урока по ОРКСЭ. Совесть.  4 класс. Преподавателям ОРКСЭ....