Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Христианская семья"
план-конспект урока (5 класс) по теме
Цель урока: дать представление о семье как о базовой ценности общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hrist.semya_.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс «Основы религиозной культуры и светской этики». Разработка урока по теме «Христианская семья».
Учитель начальных классов
МОУ Григорьевская СОШ
Овчинникова
Любовь Григорьевна.
Ярославль, 2010 год.
Тема урока «Христианская семья»
Цель урока: дать представление о семье как о базовой ценности общества.
Задачи урока:
- Воспитательные: формирование уважительного и бережного отношения к своей семье, умения общаться в кругу семьи;
- Образовательные: познакомить с составляющими компонентами (категориями), необходимыми для создания семьи; раскрыть сущность таинства венчания;
- Развивающие: развивать коммуникативные способности, кругозор, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.
Участники: учащиеся 5-го класса.
Подготовительная работа: подготовка карточек (элементов «домика» и «солнышка») с напечатанными понятиями; подготовка «ладошек» для символизирующего тепло семьи «солнышка»; презентация для сопровождения теоретического материала; подготовка учащимися текстов для выразительного чтения.
Оборудование: учебное пособие «Основы православной культуры» 4-5 классы, рабочие тетради, магнитная доска и магниты, карточки с основными понятиями (элементы «домика» и «солнышка»), «ладошки», компьютер, книга с рассказами К. Д. Ушинского, словарь Ожегова
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Сообщение темы и цели урока.
Учитель зачитывает определение слова «семья» из словаря Ожегова и предлагает детям догадаться, о чём идёт речь.
- … - это группа живущих вместе родственников.
- … - группа людей, сплочённых общими интересами.
Дети говорят варианты ответа, после чего учитель сообщает тему и цель урока:
- Сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья». Итак, тема нашего урока «Христианская семья» (тема написана на доске или внесена в слайд 1 презентации по одноимённой теме), и я вам предлагаю построить дом счастливой семьи.
- Активизация имеющихся знаний по теме, работа с учебником.
- Скажите, с чего начинается строительство дома? (ответы детей) Правильно, вот и мы начнём создавать наш счастливый дом с закладывания фундамента! (учитель раздаёт «кирпичики» с разными понятиями человеческих отношений, из которых дети выбирают необходимые для крепкой семьи, например, любовь, совет, лад, терпение, взаимопонимание) Эти же «кирпичики» нам помогут построить стены дома (дети «закладывают фундамент и строят стены дома из выбранных «кирпичиков»»). А сейчас мы с вами узнаем, с чем сравнивает семью автор учебного пособия. Откройте страницу 86 и прочитайте первое предложение (дети читают). Итак, с чем же сравнивает семью автор учебника? Почему он использует именно это сравнение?
Вывод: Семья – наш дом, наша защита, наша опора; семья убережёт от бед и невзгод. Главная ценность семьи – любовь. И даже в древние времена китайский мудрец Конфуций говорил: «Семья – это маленькое государство, и держится оно на любви» (слайд 2).
- Рассказ учителя и работа с текстом учебного пособия (выборочное чтение).
- Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Венчание – одно из важнейших таинств православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, и никогда не нарушать священного брачного союза. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы (слайды 3 -7). На странице 86 учебника найдите ответы на следующие вопросы:
Каковы значения венца?
Почему венец имеет форму кольца?
(ответы детей) Ответьте, что из прочитанного материала оказалось для вас новым? Что показалось удивительным? (ответы детей) И вот теперь в нашем доме живут муж и жена (дети «заселяют в дом мужа и жену»).
- Обсуждение смысла русской народной пословицы, беседа с учащимися о семейных традициях.
- В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей) Чтобы семья была счастливой, а дом – светлым, в семье нужны дети. Почему дети являются очень важной частичкой дружной семьи? (ответы детей) А теперь, чтобы в нашем «доме» поселились радость и тепло, заселим туда детей (дети «заселяют в дом детей»).
Вывод: Рождение ребёнка наполняет жизнь семьи светом, радостью и смыслом.
- Можно ли жить в таком доме? Почему? (ответы детей) Прочитайте 4 абзац на странице 87 и скажите, что же будет «крышей» нашего дома? Почему? (ответы детей; слайды 8-12 с фотографиями (или рисунками) и рассказами детей о семейных традициях своей семьи).
Вывод: Семейные традиции делают нашу семью дружной, крепкой, защищённой от всех невзгод.
- Чтение и анализ текста К. Д. Ушинского «Дедушка», работа с учебником.
- Учиться любить надо ещё в родительском доме, иначе любовь не приживётся и в твоей новой взрослой семье. Тот, кто не научился любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью. Предлагаю вам послушать поучительный рассказ К. Д. Ушинского «Дедушка» (чтение рассказа учеником; слайд 13). Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Правильно ли поступили сын и его жена с дедушкой? Почему? Что подтолкнуло их к исправлению ошибки? Ребята, что же может стать причиной непонимания и холода в семье? (ответы детей) Значит, жить в семье – это великий труд, ведь надо быть внимательными и тактичными по отношению к родным и уметь нести бремя друг друга. Понятны ли вам слова «тактичность» и «бремя»? (обращение к учебнику, стр. 87 2 и 5 абзац)
Вывод делают учащиеся, исходя из рассказа и текста учебника (над домом прикрепляем солнышко и заранее приготовленные «ладошки», олицетворяющее тепло, заботу, уют и т.п. в доме). Ребята, а вы хотите узнать, почему мы расположили «ладошки» по кругу? В кругу семьи легче решить проблемы, понять каждого, разговаривать, глядя друг другу в глаза. Без постоянного общения, взаимного прощения и терпения жизнь в семье невозможна.
-Домашнее задание.
Прочитать материал учебника – страницы 86-87 вместе с родителями и ответить на вопросы. Тетрадь: страница 10 номер 2.
- Итог.
- Какую семью можно назвать христианской? (ответы детей - слайд 14 с опорными словами) Что же помогло нам построить дом счастливой семьи? (ответы детей; рассказ стихотворения, подготовленного одним из учеников – слайды 15-16).
В семейном кругу мы с вами растём,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из этой семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом!
- Пусть в вашем доме всегда живут любовь, забота, терпение, тепло, взаимопонимание и тактичность! Умейте прощать и не помните зла. Общайтесь друг с другом, ведь только сообща, в кругу семьи можно всё преодолеть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по ОРКСЭ "Календари религий мира. Праздники в религиях мира."
Цель работы: познакомить с основными иудейскими праздниками, с основными православными праздниками ; воспитывать толерантное отношение к различным религиям; пробуждать интерес ...
Конспект урока по ОРКСЭ "Нравственный поступок"
материал содержит подробный конспект урока с таблицами, описанием игры, притчу...
План-конспект урока по ОРКСЭ
Тема урока "История религий в России. Православное христианство в истории России....
Конспект урока по ОРКСЭ "Христианская семья"
Конспект урока по ОРКСЭ "Христианская семья"...
Урок по ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"
урок на тему: "Род и семья - исток нравственных отношений"...
Конспект урока по ОРКСЭ по теме: ""Семья. Портрет счастливой семьи"
Данный урок ОРКСЭ относится к разделу «Религия и мораль». Он построен на основе системно-деятельностного подхода. Главная цель урока - Совместная деятельность детей и родителей....
Телевизионный урок по ОРКСЭ по теме "Семья"
Представленная работа автором, нацелена на развитие духовно-нравственных качеств личности, формирование чувства патриотизма и гражданственности, в которой исключительная роль отводи...