Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения 12 класс I вид
рабочая программа на тему
Предмет «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» является составной частью коррекционного блока и относится к разделу «Обязательные индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения» в перечне обязательных предметов – инвариантная часть.
Цель программы: Продолжать работу по развитию речевого слуха, совершенствованию фонетически внятной, выразительной устной речи, доступной пониманию окружающих.
Создание межанализаторных условных связей восприятия устной речи. Усиление слухового компонента в слухо-зрительном комплексном восприятии речи окружающих людей. Овладение средствами речевого общения, как одного из важнейших факторов социальной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poseva_rsv_i_fp_12kl_1_vid_2018-19g.docx | 43.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА к утверждению методическим объединением блока сурдопедагогов ГБОУ РО Азовской школы-интерната протокол № 1 от «24» августа 2018 Руководитель _______ И. В. Тотмина
| СОГЛАСОВАНА на заседании методического совета ГБОУ РО Азовской школы-интерната протокол № 1 от «27» августа 2018 Руководитель _______ Н.В. Банахевич |
ПРИНЯТА педагогическим советом ГБОУ РО Азовской школы-интерната протокол №1 от «28» августа 2018 | УТВЕРЖДЕНА приказом директора ГБОУ РО Азовской школы-интерната от «31» августа 2018 № 123 _____________ Л.В. Деревянко |
«Азовская школа-интернат»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Развитие слухового восприятия и формирование произношения»
12 - б класс, I вид
(уровень основного общего образования для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья)
на 2018-2019 учебный год
Составитель: Посева Анна Викторовна,
учитель-дефектолог
г. Азов
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) для 12 класса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (глухих) (далее ОВЗ) составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018; с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018);
- Адаптированной образовательной программы ГБОУ РО Азовской школы-интерната, утверждённой приказом директора школы от 30. 08. 2016 г. №237 с изменениями.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Учебного плана ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2018-2019 учебный год.
- Положения о рабочей программе по учебному предмету ГБОУ РО Азовской школы-интерната.
- Учебно-методического комплекса (сборник «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида», Москва, «Просвещение», 2005 К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев и др.; учебник «Произношение», Просвещение, 1989 Ф.Ф Рау. Н.Ф Слезина
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения для 12 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида, Федерального государственного образовательного стандарта, с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, на основании программы «Развитие слухового восприятия. Обучение произношению I вида».
Сборник «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида», Москва, «Просвещение», 2005 г. Авторы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, М.И. Никитина и др., включённый в Федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
ЦЕЛИ ПРЕДМЕТА РСВ и ФП | Продолжать работу по развитию речевого слуха, совершенствованию фонетически внятной, выразительной устной речи, доступной пониманию окружающих. Создание межанализаторных условных связей восприятия устной речи. Усиление слухового компонента в слухо-зрительном комплексном восприятии речи окружающих людей. Овладение средствами речевого общения, как одного из важнейших факторов социальной адаптации. |
ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Коррекционные:
|
МЕСТО РСВ и ФП В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ | Предмет «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» является составной частью коррекционного блока и относится к разделу «Обязательные индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения» в перечне обязательных предметов – инвариантная часть. В соответствии с расписанием и учебным планом-графиком ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2018-2019 уч. г., утвержденным приказом № 123 от 31.08.2018г, на изучение РСВ и ФП в двенадцатом классе , I вид отводится 3 часа на одного обучающегося в неделю. Рабочая программа составлена из расчета 34 учебных недель с учетом праздничных и выходных дней: 3 х 34= 102 часа минус 3 часа согласно учебному плану. Итого: 99 часов |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- развитие положительного отношения ребенка с недостатками слуха к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности воспитанников;
- формирование у неслышащего ребенка положительного самоощущения - уверенности в своих возможностях;
- формирование у обучающихся чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод;
- формирование у обучающихся социальных навыков: освоение различных способов разрешение конфликтных ситуаций, умение договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение знаниями об основных анализаторах, принимающих участие в процессе восприятия и воспроизведения устной речи;
- овладение основными приемами самоконтроля (с опорой на различные анализаторы);
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- умение пользоваться надстрочными орфоэпическими знаками при чтении текста;
- овладение монологической и диалогической речью, понятной для окружающих.
Предметные результаты по развитию слухового восприятия и формированию произношения:
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Развитие слухового восприятия | |
Различать, опознавать и распознавать на слух и слухозрительно с индивидуальными слуховыми аппаратами программный речевой материал (слова, словосочетания, фразы, включающие знакомые незнакомые по значению слова, объяснимые контекстом) обиходно-разговорного характера, относящегося к организации учебной деятельности и связанного с изучением общеобразовательных предметов с голоса учителя и товарищей. Воспринимать на слух и слухозрительно с индивидуальными слуховыми аппаратами адаптированные тексты целиком в естественном звучании. Воспринимать на слух и слухозрительно с индивидуальными слуховыми аппаратами информацию (соответствующую развитию обучащихся) по телевидению, компьютеру. | Воспринимать на слух и слухозрительно с индивидуальными слуховыми аппаратами распространенные и сложные фразы, словосочетания, обиходно-разговорного характера, относящегося к организации учебной деятельности и связанного с изучением общеобразовательных предметов с голоса учителя и товарищей. Воспринимать на слух и слухозрительно тексты, диалогического и монологического характера. Активно участвовать в диалоге по тексту. Воспринимать на слух и слухозрительно с индивидуальными слуховыми аппаратами диалогическую и монологическую речь с аудиозаписи. |
Формирование произношения | |
Говорить внятно, достаточно естественно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, адекватно использовать неречевые средства коммуникации (выразительную мимику, позы, пластику), сопровождающие речь (в рамках речевого этикета); в самостоятельной речи и при воспроизведении отработанного речевого материала соблюдать нормальный темп, передавать различные эмоциональные оттенки высказывания, произносить слова слитно, с ударением, реализуя умения воспроизведения звукового состава и соблюдая орфоэпические правила; произносить фразы слитно и деля на синтагмы, выделяя логическое ударение, по возможности соблюдая мелодический контур фраз. | Осуществлять самоконтроль за различными сторонами произношения. Знать и соблюдать орфоэпические правила. Уметь общаться в социуме со сверстниками и взрослыми |
Развитие жизненной компетенции:
- формирование и развитие коммуникативной компетенции;
- активизация речевого общения;
- формирование произносительной стороны речи;
- формирование потребности в речи;
- использование и развитие остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи;
- формирование слухозрительного восприятие речи окружающих людей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА РСВ и ФП
№ п/п | Раздел программы | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности |
I | Педагогическое обследование состояния слуха и произношения обучающихся. | 12 | |
1 | Определение состояния слуха. Определение режима работы. Проверка уровня восприятия разговорной речи. | 6 | Различение и опознавание речевого материала с предварительной слуховой тренировкой. |
2 | Определение состояния устной речи. Обследование звукопроизношения. Проверка уровня речевого развития. Определение внятности произношения. | 6 | Называние картинок, произнесение слогов, слов (сопряженно и отраженно), ответы на вопросы, чтение речевого материала. |
II | Развитие слухового восприятия | 43 | |
1 | Восприятие на слух речевого материала, связанного с изучением учебных дисциплин. Речевой материал по русскому языку, развитию речи, литературе, алгебре, геометрии, биологии, химии, физике, географии, истории. | 14 | Восприятие, различение и распознавание слов, фраз с помощью индивидуальных слуховых аппаратов в условиях ситуации и вне её. |
2 | Восприятие на слух речевого материала обиходно-разговорного характера и связанного с организацией учебной деятельности по следующим темам: «Начало учебного года», «Осенние изменения в природе», «Города Ростовской области», «Домоводство. Приготовление салата», «Праздники», «Вежливость и культура поведения», «Виды деловых бумаг», «Родной язык», «Здоровье – главное богатство», «О хлебе», «Биография. Автобиография», «Родная природа зимой», «Родина», «Магазин. Покупки», «Просьбы и поручения», «Твоя будущая профессия», «На приеме у врача. В аптеке», «Почта», «Поздравление с 8 Марта», «Разговор по телефону» «Искусство. Живопись», « Человек и общество», «Выпускные экзамены», «Человек и природа», «Героизм на войне». | 15 | Восприятие, различение и распознавание слов, фраз с помощью индивидуальных слуховых аппаратов в условиях ситуации и вне её. Чтение слов, фраз, предложений. Умение вести диалог. |
3 | Восприятие на слух текстов: «Каникулы», «Октябрь», «Семья. Родословная», «Азов - древний город», «Салат «Оливье»», «Минин и Пожарский», «Хозяин и гости», «Заявление – это деловое письмо», «Русский язык», «Телеграф сердца», «Под зонтиком», «Хлеб – всему голова», «Выбор профессии», «Рождество», «Красавица зима», «Наша Родина», «Думай и выбирай», «Руки человека», «День защитника Отечества», «Почтовое отделение», «Мама», «Все живое надо беречь», «Телефонный звон», «А. Г. Саврасов «Грачи прилетели», «Зависть – яд для души человека», «Рассказ о моей школе», «Озеро Байкал», «Дети войны». | 14 | Восприятие на слух и слухозрительно с помощью индивидуальных слуховых аппаратов знакомых и незнакомых по содержанию текстов, отдельных фраз из текстов, вопросов к текстам. Выразительное чтение текстов. |
III | Формирование произношения. | 44 | |
1 | Работа над речевым дыханием | 11 | Слитное произнесение рядов слогов; слов и фраз из 20 слогов (сопряженно и отраженно). |
2 | Работа над голосом | 11 | Умение изменять громкость, тембр, высоту и силу голоса (сопряженно и отраженно). |
3 | Работа над звукопроизношением | 11 | Правильно произносить звуки, их сочетания в различных позициях, дифференцировать звуки в слогах и словах. |
4 | Работа над речью (ударение, интонация) | 11 | Произнесение слов слитно, нормальным голосом, с соблюдением ударения. Произнесение фраз в темпе, близком к естественному. Соблюдение логического ударения, всех видов интонации в тексте. |
Итого: | 99 |
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Формой организации учебных занятий по предмету РСВ и ФП является индивидуальное занятие. На изучение РСВ и ФП в двенадцатом классе по учебному плану отводится 3 часа на одного обучающегося в неделю, которые распределяются на несколько индивидуальных занятий по 20 – 30 минут. Первая половина занятия планируется на формирование произносительных навыков, а вторая — на развитие слухового восприятия.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Контроль и учет состояния слуха и произношения обучающихся – необходимое условие для продуктивной работы. Учет позволяет следить за динамикой развития навыков устной коммуникации: слухового восприятия и воспроизведения речи. Все данные обследований и проверок фиксируются в картах учета на каждого ученика.
В процессе проверки произношения проводится входной, периодический и текущий контроль. Входной контроль осуществляется при поступлении ученика в школу, в начале учебного года и позволяет определить индивидуальный маршрут каждого ребенка: проводятся обязательные проверки особенностей строения и подвижности артикуляторного аппарата, исследование состояния дыхания, двигательной сферы, обследование звукопроизношения, произносительной стороны речи, определяется уровень речевого развития. Все данные обследования и проверок вносятся в карту ученика. Текущий контроль – проверка знаний, умений и навыков на каждом индивидуальном занятии. Периодический учет – проверка за определенный промежуток времени (полугодие, год): обследование звукопроизношения, произносительной стороны речи. Данные проверки произношения каждого ученика записываются в общую таблицу (профиль произношения) и фиксируются в личных картах учащихся. В конце каждого учебного года проводится аудиторская проверка внятности произношения учащихся.
Для диагностики результатов обучения по развитию речевого слуха проводится входной и итоговый виды контроля. Входной контроль осуществляется в начале учебного года: проводится обследование слуха с помощью речи - определяется рабочее и резервное расстояния и определение уровня восприятия речи. Для этого используются сбалансированные списки слов. Контрольные срезы включают в себя отработанные фразы обиходно-разговорного характер и относящиеся к организации учебной деятельности, из учебных дисциплин и индивидуальных занятий. В конце учебного года проводится итоговый контроль – обследование состояния слуха и речи обучающихся.
№ | Месяц | Дата | Наименование контроля |
1 | Сентябрь | 03.09. – 14.09.18 | Диагностическое обследование:
|
2 | Ноябрь | 19.11. – 23.11.18 | Административный контроль: слуховые словарные диктанты. |
3 | Декабрь | 03.12. – 07.12.18 | Проверка внеклассного контрольного речевого материала за I полугодие (12 кл. - 30 фраз). |
4 | Февраль | 04.02. – 08.02.19 | Административный контроль: слуховое восприятие незнакомого текста. |
5 | Март | 11.03. – 15.03.19 | Проверка контрольного речевого материала из индивидуальных занятий (12 кл.- 30 фраз). |
6 | Апрель | 08.04. – 12.04.19 15.04. – 19.04.19 |
(12 кл. - 30 фраз)
|
7 | Май | 13.05 – 17.05.19 | Проверка внеклассного контрольного речевого материала за II полугодие (12 кл. - 30 фраз). |
8 | Май | 13.05. – 27.05.19 | Итоговое обследование речи и слуха обучающихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.
Рабочие программы составлены по программе для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ
Рабочая программа по развитию слухового восприятия в 9 классе II отделения составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 3 273-ФЗ, с соде...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения для работы с обучающимися 2 малокомплектного специального класса слабослышащих детей, имеющих умственную отсталость
Рабочая программа составлена для учащихся 2 малокомплектного специального класса слабослышащих детей , имеющих умственную отсталость в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в ...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию про...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произнош...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 б классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения 10 класс II вид
Предмет «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» является составной частью коррекционного блока и относится к разделу «Обязательные индивидуальные занятия по разви...