Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения 12 класс I вид
рабочая программа на тему

Марченко Анна Викторовна

Предмет «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» является составной частью коррекционного блока и относится к разделу «Обязательные индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения» в перечне обязательных предметов –  инвариантная часть.

Цель программы:  Продолжать работу по развитию речевого слуха, совершенствованию фонетически внятной, выразительной устной речи, доступной пониманию окружающих.

Создание межанализаторных условных связей восприятия устной речи. Усиление слухового компонента в слухо-зрительном комплексном восприятии речи окружающих людей. Овладение средствами речевого общения, как одного из важнейших факторов социальной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poseva_rsv_i_fp_12kl_1_vid_2018-19g.docx43.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА

к утверждению

методическим объединением блока  

сурдопедагогов ГБОУ РО  

Азовской школы-интерната

протокол № 1 от «24» августа 2018

Руководитель _______ И. В. Тотмина                                              

                                                                                                                                       

СОГЛАСОВАНА

на заседании методического

совета  ГБОУ РО

Азовской школы-интерната                                                

протокол № 1 от «27» августа 2018

Руководитель _______  Н.В. Банахевич                                              

ПРИНЯТА

педагогическим советом ГБОУ РО

Азовской школы-интерната

протокол №1  от «28» августа 2018

УТВЕРЖДЕНА                                                           приказом директора ГБОУ РО                                                                    Азовской школы-интерната

от «31» августа  2018  № 123                                             _____________ Л.В. Деревянко                                          

 «Азовская школа-интернат»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Развитие слухового восприятия и формирование произношения»

12 - б класс, I вид

(уровень основного общего образования для обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья)

на 2018-2019 учебный год 

 Составитель: Посева Анна Викторовна,

                                                                             учитель-дефектолог

г. Азов

2018


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) для 12 класса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (глухих) (далее ОВЗ) составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018; с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018);
  2.  Адаптированной образовательной программы ГБОУ РО Азовской школы-интерната, утверждённой приказом директора школы от 30. 08. 2016 г. №237 с изменениями.
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  5. Учебного плана ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2018-2019 учебный год.
  6. Положения о рабочей программе по учебному предмету  ГБОУ РО Азовской школы-интерната.
  7. Учебно-методического комплекса (сборник «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида», Москва, «Просвещение», 2005 К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев и др.; учебник «Произношение», Просвещение, 1989 Ф.Ф Рау. Н.Ф Слезина

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения для 12 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида, Федерального государственного образовательного стандарта, с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, на основании программы «Развитие слухового восприятия. Обучение произношению I вида».

Сборник «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  I вида», Москва, «Просвещение», 2005 г. Авторы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, М.И. Никитина и др., включённый в Федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ЦЕЛИ ПРЕДМЕТА

РСВ и ФП

Продолжать работу по развитию речевого слуха, совершенствованию фонетически внятной, выразительной устной речи, доступной пониманию окружающих.

Создание межанализаторных условных связей восприятия устной речи. Усиление слухового компонента в слухо-зрительном комплексном восприятии речи окружающих людей. Овладение средствами речевого общения, как одного из важнейших факторов социальной адаптации.

ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА

Образовательные:

  • уточнить состояние нарушенной слуховой функции и выявить резерв тонального и речевого слуха;
  • подобрать оптимальный режим звукоусиления с помощью индивидуального слухового аппарата;
  • развивать остаточный слух у глухих обучающихся;
  • совершенствовать навык общения на слухозрительной основе восприятия и продуцирования речи;
  • обучать различению, опознаванию и распознаванию на слух слов, словосочетаний и фраз, текстов диалогического и монологического характера;
  • применять звукоусиливающую аппаратуру, адекватную слуховым возможностям учащихся;
  • целенаправленно побуждать обучающихся произносить отрабатываемый речевой материал внятно, достаточно естественно, в темпе, приближающееся к нормальному, реализуя сформированные навыки воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи;
  • обогащать и закреплять словарный запас обучающихся.

Развивающие:

  • развивать полисенсорную основу для восприятия и продуцирования речи обучающихся;
  • активизировать психические и индивидуальные особенности детей с нарушением слуха для усиления познавательного интереса и мыслительной деятельности.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию коммуникативной потребности обучающихся с нарушениями слуха с учётом их ограниченных индивидуальных физиологических возможностей;
  • способствовать формированию способностей к саморазвитию и саморефлексии.

 

Коррекционные:

  • развитие слухового восприятия на материале слов, фраз, текстов;
  • развитие осознанного восприятия речевого материала;
  • совершенствование произносительной стороны речи;
  • закрепление навыков слухозрительного восприятия фраз;
  • расширение словарного запаса;
  • создание условий для речевого общения обучающихся.

МЕСТО РСВ и ФП

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» является составной частью коррекционного блока и относится к разделу «Обязательные индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения» в перечне обязательных предметов –  инвариантная часть. 

В соответствии с расписанием и учебным планом-графиком ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2018-2019 уч. г., утвержденным приказом № 123 от 31.08.2018г, на изучение РСВ и ФП в двенадцатом классе , I вид отводится   3 часа на одного обучающегося в неделю. Рабочая программа составлена из расчета 34 учебных недель с учетом праздничных и выходных дней: 3 х 34= 102 часа  минус 3 часа согласно учебному плану.

Итого: 99 часов

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

  • развитие положительного отношения ребенка с недостатками слуха к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности воспитанников;
  • формирование у неслышащего ребенка положительного самоощущения - уверенности в своих возможностях;
  • формирование у обучающихся чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод;
  • формирование у обучающихся социальных навыков: освоение различных способов разрешение конфликтных ситуаций, умение договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • овладение знаниями об основных анализаторах, принимающих участие в процессе восприятия и воспроизведения устной речи;
  • овладение основными приемами самоконтроля (с опорой на различные анализаторы);
  • умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • умение пользоваться надстрочными орфоэпическими знаками при чтении текста;
  • овладение монологической и диалогической речью, понятной для окружающих.

Предметные результаты по развитию слухового восприятия и формированию произношения:

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Развитие слухового восприятия

       Различать, опознавать и распознавать на слух и слухозрительно с индивидуальными слуховыми аппаратами  программный речевой материал (слова, словосочетания, фразы, включающие знакомые  незнакомые по значению слова, объяснимые контекстом) обиходно-разговорного характера, относящегося к организации учебной деятельности и связанного с изучением общеобразовательных предметов с голоса учителя и товарищей.

       Воспринимать на слух и слухозрительно с индивидуальными слуховыми аппаратами адаптированные тексты целиком в естественном звучании.

      Воспринимать на слух и слухозрительно с индивидуальными слуховыми аппаратами информацию  (соответствующую развитию обучащихся) по телевидению, компьютеру.

          Воспринимать на слух и слухозрительно с индивидуальными слуховыми аппаратами распространенные и сложные фразы, словосочетания, обиходно-разговорного характера, относящегося к организации учебной деятельности и связанного с изучением общеобразовательных предметов с голоса учителя и товарищей.

       Воспринимать на слух  и слухозрительно тексты, диалогического и монологического характера. Активно участвовать  в диалоге по тексту.

      Воспринимать на слух и слухозрительно  с индивидуальными слуховыми аппаратами диалогическую и монологическую речь с аудиозаписи.

Формирование произношения

       Говорить внятно, достаточно естественно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, адекватно использовать неречевые средства коммуникации (выразительную мимику, позы, пластику), сопровождающие речь (в рамках речевого этикета); в самостоятельной речи и при воспроизведении отработанного речевого материала соблюдать нормальный темп, передавать различные эмоциональные оттенки высказывания, произносить слова слитно, с ударением, реализуя умения воспроизведения звукового состава и соблюдая орфоэпические правила; произносить фразы слитно и деля на синтагмы, выделяя логическое ударение, по возможности соблюдая мелодический контур фраз.

      Осуществлять самоконтроль за различными сторонами произношения.

      Знать и соблюдать орфоэпические правила.

      Уметь общаться в социуме со сверстниками и взрослыми

Развитие жизненной компетенции:

  • формирование и развитие коммуникативной компетенции;
  • активизация речевого общения;
  • формирование произносительной стороны речи;
  • формирование потребности в речи;
  • использование и развитие остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи;
  • формирование слухозрительного восприятие речи окружающих людей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА РСВ и ФП

п/п

Раздел программы

Кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

I

Педагогическое обследование состояния слуха и произношения обучающихся.

12

1

Определение состояния слуха.

Определение режима работы.

Проверка уровня восприятия разговорной речи.

6

Различение и опознавание речевого материала с предварительной слуховой тренировкой.

2

Определение состояния устной речи.

Обследование звукопроизношения. Проверка уровня речевого развития. Определение внятности произношения.

6

Называние картинок, произнесение слогов, слов (сопряженно и отраженно), ответы на вопросы, чтение речевого материала.

II

Развитие слухового восприятия

43

1

Восприятие на слух речевого материала, связанного с изучением учебных дисциплин.

Речевой материал по русскому языку, развитию речи, литературе, алгебре, геометрии, биологии, химии, физике, географии, истории.

14

Восприятие, различение и распознавание слов, фраз

с помощью индивидуальных слуховых аппаратов в условиях ситуации и вне её.

2

Восприятие на слух речевого материала обиходно-разговорного характера и связанного с организацией учебной деятельности по следующим темам: «Начало учебного года», «Осенние изменения в природе», «Города Ростовской области», «Домоводство. Приготовление салата», «Праздники», «Вежливость и культура поведения», «Виды деловых бумаг», «Родной язык», «Здоровье – главное богатство», «О хлебе», «Биография. Автобиография», «Родная природа зимой», «Родина», «Магазин. Покупки», «Просьбы и поручения», «Твоя будущая профессия», «На приеме у врача. В аптеке», «Почта», «Поздравление с 8 Марта», «Разговор по телефону» «Искусство. Живопись», « Человек и общество», «Выпускные экзамены», «Человек и природа», «Героизм на войне».

15

Восприятие, различение и распознавание слов, фраз с помощью индивидуальных слуховых аппаратов в условиях ситуации и вне её.

Чтение слов, фраз, предложений.

Умение вести диалог.

3

Восприятие на слух текстов: «Каникулы», «Октябрь», «Семья. Родословная», «Азов - древний город», «Салат «Оливье»», «Минин и Пожарский», «Хозяин и гости», «Заявление – это деловое письмо», «Русский язык», «Телеграф сердца», «Под зонтиком»,  «Хлеб – всему голова», «Выбор профессии», «Рождество», «Красавица зима», «Наша Родина», «Думай и выбирай», «Руки человека», «День защитника Отечества», «Почтовое отделение»,  «Мама», «Все живое надо беречь», «Телефонный звон», «А. Г. Саврасов «Грачи прилетели», «Зависть – яд для души человека», «Рассказ о моей школе», «Озеро Байкал», «Дети войны».

14

Восприятие на слух и слухозрительно с помощью индивидуальных слуховых аппаратов знакомых и незнакомых по содержанию текстов, отдельных фраз из текстов, вопросов к текстам. Выразительное чтение текстов.

III

Формирование произношения.

44

1

Работа над речевым дыханием

11

Слитное произнесение рядов слогов; слов и фраз из 20 слогов (сопряженно и отраженно).

2

Работа над голосом

11

Умение изменять громкость, тембр, высоту  и силу голоса (сопряженно и отраженно).

3

Работа над звукопроизношением

11

Правильно произносить звуки, их сочетания в различных позициях,  дифференцировать звуки в слогах и словах.

4

Работа над речью (ударение, интонация)

11

Произнесение слов слитно, нормальным голосом, с соблюдением ударения. Произнесение фраз в темпе, близком к естественному.

Соблюдение логического ударения, всех видов интонации в тексте.

Итого:

99

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Формой организации учебных занятий по предмету РСВ и ФП является индивидуальное занятие. На изучение РСВ и ФП в двенадцатом классе по учебному плану отводится 3 часа на одного обучающегося в неделю, которые распределяются на несколько индивидуальных занятий по 20 – 30 минут. Первая половина занятия планируется на формирование произносительных навыков, а вторая — на развитие слухового восприятия.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Контроль и учет состояния слуха и произношения обучающихся – необходимое условие для продуктивной работы. Учет позволяет следить за динамикой развития навыков устной коммуникации: слухового восприятия и воспроизведения речи. Все данные обследований и проверок фиксируются в картах учета на каждого ученика.

В процессе проверки произношения проводится входной, периодический и текущий контроль. Входной контроль осуществляется при поступлении ученика в школу, в начале учебного года и позволяет определить индивидуальный маршрут каждого ребенка: проводятся обязательные проверки особенностей строения и подвижности артикуляторного аппарата, исследование состояния дыхания, двигательной сферы, обследование звукопроизношения, произносительной стороны речи, определяется уровень речевого развития. Все данные обследования и проверок вносятся в карту ученика. Текущий контроль – проверка знаний, умений и навыков на каждом индивидуальном занятии. Периодический учет – проверка за определенный промежуток времени (полугодие, год): обследование звукопроизношения, произносительной стороны речи. Данные проверки произношения каждого ученика записываются в общую таблицу (профиль произношения) и фиксируются в личных картах учащихся. В конце каждого учебного года проводится аудиторская проверка внятности произношения учащихся.

Для диагностики результатов обучения по развитию речевого слуха проводится входной и итоговый виды контроля. Входной контроль осуществляется в начале учебного года: проводится обследование слуха с помощью речи - определяется рабочее и резервное расстояния и определение уровня восприятия речи. Для этого используются сбалансированные списки слов. Контрольные срезы включают в себя отработанные фразы обиходно-разговорного характер и относящиеся к организации учебной деятельности, из учебных дисциплин и индивидуальных занятий. В конце учебного года проводится итоговый контроль – обследование состояния слуха и речи обучающихся.

Месяц

Дата

Наименование контроля

1

Сентябрь

03.09. – 14.09.18

Диагностическое обследование:

  • обследование произношения и речевого развития обучающихся;
  • проверка уровня слухового восприятия;
  •  определение слухового режима работы и др.

2

Ноябрь

19.11. – 23.11.18

Административный контроль: слуховые словарные диктанты.

3

Декабрь

03.12. – 07.12.18

Проверка внеклассного контрольного речевого материала за I полугодие (12 кл. - 30 фраз).

4

Февраль

04.02. – 08.02.19

Административный контроль: слуховое восприятие незнакомого текста.

5

Март

11.03. – 15.03.19

Проверка контрольного речевого материала из индивидуальных занятий (12 кл.- 30 фраз).

6

Апрель

08.04. – 12.04.19

15.04. – 19.04.19

  1. Проверка учебного контрольного речевого материала

(12 кл. - 30 фраз)

  1. Проверка внятности произношения.

7

Май

13.05 – 17.05.19

Проверка внеклассного контрольного речевого материала за II полугодие (12 кл. - 30 фраз).

8

Май

13.05. – 27.05.19

Итоговое обследование речи и слуха обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Рабочая программа по развитию слухового восприятия в 9 классе II отделения составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 3 273-ФЗ, с соде...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения для работы с обучающимися 2 малокомплектного специального класса слабослышащих детей, имеющих умственную отсталость

Рабочая программа составлена для учащихся 2 малокомплектного  специального  класса слабослышащих детей , имеющих умственную отсталость в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в ...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию про...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произнош...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 б классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения 10 класс II вид

Предмет «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» является составной частью коррекционного блока и относится к разделу «Обязательные индивидуальные занятия по разви...