Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения 10 класс II вид
рабочая программа (10 класс) на тему

Марченко Анна Викторовна

Предмет «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» является составной частью коррекционного блока и относится к разделу «Обязательные индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения» в перечне обязательных предметов –  инвариантная часть.

Цель предмета:Формирование и развитие речевого слуха, создание межанализаторных условных связей восприятия устной речи. Усиление слухового компонента в слухо-зрительном комплексном восприятии речи окружающих людей. Овладение средствами речевого общения, как одного из важнейших факторов социальной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poseva_rsv_i_fp_10kl._2016-17gg.docx42.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА

к утверждению

методическим объединением блока  

сурдопедагогов ГБОУ РО  

Азовской школы-интерната

протокол № 1 от «26» августа 2016 г.

Руководитель _______ Белова Е.В.                                              

                                                                                                                                                             

СОГЛАСОВАНА

на заседании методического

совета ГБОУ РО Азовской школы-интерната                                                

протокол № 1 от «29» августа 2016 г.

Руководитель _______  Н.В. Банахевич                                              

ПРИНЯТА

педагогическим советом ГБОУ РО

Азовской школы-интерната

протокол №1  от «30» августа 2016 г.

УТВЕРЖДЕНА                                                           приказом директора ГБОУ РО                                                                    Азовской школы-интерната

от «30» августа  2016 г. № 237                                             _____________ Л.В. Деревянко                                          

 «Азовская школа-интернат»

                                                                               

                                                                                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Развитие слухового восприятия и формирование произношения»

10 - б класс

(уровень основного общего образования для обучающихся с ОВЗ)

на 2016-2017 учебный год

        

                                          Составитель: учитель индивидуальной работы

                                                                   (сурдопедагог) высшей категории:

                                                    Посева Анна Викторовна

                                                                   

г. Азов

2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 б классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее ОВЗ) составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
  2. Образовательной программы ГБОУ РО Азовской школы-интерната, утверждённой приказом директора школы от 30. 08. 2016 г. №237 с изменениями.
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  5. Учебного плана ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2016-2017 учебный год.
  6. Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу ГБОУ РО Азовской школы-интерната.
  7. Учебно-методического комплекса (сборник «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II видов», Москва, «Просвещение», 2005 К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев и др.; учебник «Произношение», Просвещение, 1989 Ф.Ф Рау. Н.Ф Слезина

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения для 10-б класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников, на основании программы «Развитие слухового восприятия. Обучение произношению». Сборник «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II видов», Москва, «Просвещение», 2005 г. Авторы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, М.И. Никитина и др., включённого в Федеральный перечень учебников на 2016-2017 учебный год.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ЦЕЛИ ПРЕДМЕТА

РСВ и ФП

Формирование и развитие речевого слуха, создание межанализаторных условных связей восприятия устной речи. Усиление слухового компонента в слухо-зрительном комплексном восприятии речи окружающих людей. Овладение средствами речевого общения, как одного из важнейших факторов социальной адаптации.

ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА

Образовательные:

  • уточнить состояние нарушенной слуховой функции и выявить резерв тонального и речевого слуха;
  • подобрать оптимальный режим звукоусиления с помощью индивидуального слухового аппарата;
  • развивать остаточный и сниженный слух слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
  • совершенствовать навык общения на слухо-зрительной основе восприятия и продуцирования речи;
  • обучать различению, опознаванию и распознаванию на слух слов, словосочетаний и фраз, текстов диалогического и монологического характера;
  • применять звукоусиливающую аппаратуру, адекватную слуховым возможностям учащихся;
  • целенаправленно побуждать обучающихся произносить отрабатываемый речевой материал внятно, достаточно естественно, в темпе, приближающееся к нормальному, реализуя сформированные навыки воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи;
  • обогащать и закреплять словарный запас учащихся.

Развивающие:

  • развивать полисенсорную основу для восприятия и продуцирования речи обучающихся;
  • активизировать психические и индивидуальные особенности детей с нарушением слуха для усиления познавательного интереса и мыслительной деятельности.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию коммуникативной потребности   обучающихся с нарушениями слуха с учётом их ограниченных индивидуальных физиологических возможностей;
  • способствовать формированию способностей к саморазвитию и саморефлексии.

Коррекционные:

  • развитие слухового восприятия на материале слов, фраз, текстов;
  • увеличение расстояния слухового восприятия материала от исходного до резервного;
  • развитие осознанного восприятия речевого материала;
  • совершенствование произносительной стороны речи;
  • закрепление навыков слухозрительного восприятия фраз;
  • расширение словарного запаса;
  • создание условий для речевого общения обучающихся.

МЕСТО РСВ и ФП

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» является составной частью коррекционного блока и относится к разделу «Обязательные индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения» в перечне обязательных предметов –  инвариантная часть. 

В соответствии с расписанием и учебным планом-графиком ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2016-2017 уч. г., утвержденным приказом № 237 от 30.08.2016г, на изучение РСВ и ФП в десятом классе отводится 2 часа на одного обучающегося в неделю. Рабочая программа составлена из расчета 35 учебных недель с учетом праздничных дней: 2 х 6 х 35= 420 часов с учетом праздничных дней: 408часов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

  • развитие положительного отношения ребенка с недостатками слуха к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
  • формирование у неслышащего ребенка положительного самоощущения - уверенности в своих возможностях;
  • формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод;
  • формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешение конфликтных ситуаций, умение договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • овладение знаниями об основных анализаторах, принимающих участие в процессе восприятия и воспроизведения устной речи;
  • овладение основными приемами самоконтроля (с опорой на различные анализаторы);
  • умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • умение пользоваться надстрочными орфоэпическими знаками при чтении текста;
  • овладение монологической и диалогической речью, понятной для окружающих.

Предметные результаты по развитию слухового восприятия и формированию произношения:

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Развитие слухового восприятия

      Воспринимать на слух указанный речевой материал:

  • без индивидуальных слуховых аппаратов на расстоянии 8м (учащиеся с I степенью тугоухости), более 4м (учащиеся со II степенью тугоухости), 0,5 – 0,6м (учащиеся с III степенью тугоухости);
  • с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии 12 - 13м (учащиеся с I степенью тугоухости), не менее 11м (учащиеся со II степенью тугоухости), 8-9м (учащиеся с III степенью тугоухости);
  • воспринимать на слух с индивидуальным аппаратом и без них сложные тексты (до 25 предложений) целиком в естественном звучании и на всё увеличивающемся расстоянии;

     Воспринимать на слух указанный речевой материал:

  • без аппарата на расстоянии 8,5м (учащиеся с I степенью тугоухости), не менее 4,5 м (учащиеся со II степенью тугоухости), 1 м (учащиеся с III степенью тугоухости);
  • с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии 13 м (учащиеся с I степенью тугоухости), 11 м (учащиеся со II степенью тугоухости), 9м (учащиеся с III степенью тугоухости;
  • воспринимать на слух с индивидуальным аппаратом и без них сложные тексты (до 25 предложений) целиком в естественном звучании и на всё увеличивающемся расстоянии;

Формирование произношения

Говорить внятно, достаточно естественно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, адекватно использовать неречевые средства коммуникации (выразительную мимику, позы, пластику), сопровождающие речь (в рамках речевого этикета); в самостоятельной речи и при воспроизведении отработанного речевого материала соблюдать нормальный темп, передавать различные эмоциональные оттенки высказывания, произносить слова слитно, с ударением, реализуя умения воспроизведения звукового состава и соблюдая орфоэпические правила; произносить фразы слитно и деля на синтагмы, выделяя логическое ударение, по возможности соблюдая мелодический контур фраз;

     Осуществлять самоконтроль за различными сторонами произношения.

      Знать и соблюдать орфоэпические правила.

      Уметь общаться в социуме со сверстниками и взрослыми

Развитие жизненной компетенции:

  • формирование и развитие коммуникативной компетенции;
  • активизация речевого общения;
  • формирование произносительной стороны речи;
  • формирование потребности в речи;
  • использование и развитие остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи;
  • формирование слухо-зрительного восприятие речи окружающих людей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА РСВ и ФП

п/п

Раздел программы

Кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

I

Педагогическое обследование состояния слуха и произношения обучающихся.

48

1

Определение состояния слуха.

Определение режима работы.

Проверка уровня восприятия разговорной, шепотной речи.

24

Различение и опознавание речевого материала с предварительной слуховой тренировкой.

2

Определение состояния устной речи.

Обследование звукопроизношения. Проверка уровня речевого развития. Определение внятности произношения.

24

Называние картинок, произнесение слогов, слов (сопряженно и отраженно), ответы на вопросы, чтение речевого материала.

II

Развитие слухового восприятия

180

1

Восприятие на слух речевого материала, связанного с изучением учебных дисциплин

Учебный материал по русскому языку, развитию речи, литературе, алгебре, геометрии, биологии, химии, физике, географии, истории.

60

Восприятие, различение и распознавание слов, фраз из учебных дисциплин с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без ЗУА в условиях ситуации и вне её.

2

Восприятие на слух речевого материала обиходно-разговорного характера и связанного с организацией учебной деятельности по следующим темам: «Летний отдых», «Сегодня в стране», «В библиотеке», «Вызов «скорой помощи»», «Мой друг», «Футбол», «Осенние изменения в природе»; «В больнице», «Разговор по телефону», «В театре», «Газетная статья», «В музее», «Зимой  в парке», «Новый год», «Новогодние каникулы», «Просьбы и поручения», «Каток», «В кинотеатре», «Социальные сети», «Мои документы», «23 февраля», «В парикмахерской», «Мебельный магазин»; «Просьбы и поручения», «Магазин бытовой техники», «В цирке», «В аптеке», «День Победы», «Кем бы я хотел работать», «Планы на летние каникулы».

60

Восприятие, различение и распознавание слов, фраз с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без ЗУА в условиях ситуации и вне её.

Чтение слов, фраз, предложений.

Умение вести диалог.

3

Восприятие на слух текстов: «В сентябре», «Охрана природы», «Случай в лесу», «Голуби» «Скворечник», «Красавица лягушка», «Пауки-ткачи», «Митины друзья», «Ноябрь», Подготовка к зимней спячке», «Медведи», «Зимний вечер во дворе», «Томка», «О профессии», «Что такое язык», «Л.Н. Толстой», «Русский баян», «Как я однажды поймал щуку», «Облепиха», «Аннотация», «И. К. Айвазовский», «Тюльпан», «Экология и культура», «Основатель Третьяковской галереи», «История авторучки», «Каким тебе быть», «Царица лета», «Весна на Байкале», «Песня», «Старый музыкант», «Последний звонок».

60

Восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них знакомых и незнакомых по содержанию текстов, отдельных фраз из текстов, вопросов к текстам.

III

Формирование произношения.

180

1

Работа над речевым дыханием

45

Слитное произнесение рядов слогов; слов и фраз из 15 слогов (сопряженно и отраженно).

2

Работа над голосом

45

Умение изменять громкость, тембр, высоту  и силу голоса (сопряженно и отраженно).

3

Работа над звукопроизношением

45

Правильно произносить звуки, их сочетания в различных позициях,  дифференцировать звуки в слогах и словах.

4

Работа над речью (ударение, интонация)

45

Произнесение слов слитно, нормальным голосом, с соблюдением ударения. Произнесение фраз в темпе, близком к естественному.

Соблюдение логического ударения, всех видов интонации в тексте.

Итого:

408

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Формой организации учебных занятий по предмету РСВ и ФП является индивидуальное занятие. На изучение РСВ и ФП в десятом классе по учебному плану отводится 2 часа на одного обучающегося в неделю, которые распределяются на несколько индивидуальных занятий по 20 – 30 минут. Первая половина занятия планируется на формирование произносительных навыков, а вторая — на развитие слухового восприятия.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Контроль и учет состояния слуха и произношения обучающихся – необходимое условие для продуктивной работы. Учет позволяет следить за динамикой развития навыков устной коммуникации: слухового восприятия и воспроизведения речи. Все данные обследований и проверок фиксируются в картах учета на каждого ученика.

В процессе проверки произношения проводится входной, периодический и текущий контроль. Входной контроль осуществляется при поступлении ученика в школу, в начале учебного года и позволяет определить индивидуальный маршрут каждого ребенка: проводятся обязательные проверки особенностей строения и подвижности артикуляторного аппарата, исследование состояния дыхания, двигательной сферы, обследование звукопроизношения, произносительной стороны речи, определяется уровень речевого развития. Все данные обследования и проверок вносятся в карту ученика. Текущий контроль – проверка знаний, умений и навыков на каждом индивидуальном занятии. Периодический учет – проверка за определенный промежуток времени (полугодие, год): обследование звукопроизношения, произносительной стороны речи. Данные проверки произношения каждого ученика записываются в общую таблицу (профиль произношения) и фиксируются в личных картах учащихся. В конце каждого учебного года проводится аудиторская проверка внятности произношения учащихся.

Для диагностики результатов обучения по развитию речевого слуха проводится входной и итоговый виды контроля. Входной контроль осуществляется в начале учебного года: проводится обследование слуха с помощью речи - определяется рабочее и резервное расстояния и определение уровня восприятия речи. Для этого используются сбалансированные списки слов. Контрольные срезы включают в себя отработанные фразы обиходно-разговорного характера, из учебных дисциплин и занятий в сурдокабинете. В конце учебного года проводится итоговый контроль – проверка внятности произношения и обследование состояния слуха и речи на конец учебного года.

Месяц

Дата

Наименование контроля

1

Сентябрь

1.09. – 15.09.16

Диагностическое обследование:

  • обследование произношения и речевого развития обучающихся;
  • проверка уровня слухового восприятия;
  •  определение слухового режима работы и др.

2

Октябрь

03.10. – 07.10.16

Уточнение диагнозов обучающихся с ОВЗ. Наличие карт ИПР, индивидуальных аппаратов.

3

Ноябрь

21.11. – 25.11.16

Административный контроль: слуховые словарные диктанты.

4

Декабрь

05.12. – 09.12.16

Проверка внеклассного контрольного речевого материала

(6-12 кл. - 30 фраз).

5

Январь

16.01. – 20.01.17

1.Обследование произношения обучающихся по звуковому профилю.

6

Февраль

06.02. – 10.02.17

Административный контроль: слуховое восприятие незнакомого текста.

7

Март

13.03. – 17.03.17

Проверка контрольного речевого материала из индивидуальных занятий (6-12 кл.- 30 фраз).

8

Апрель

10.04. – 14.04.17

19.04. – 23.04.17

  1. Проверка учебного контрольного речевого материала (6-12 кл. - 30 фраз)
  2. Проверка внятности произношения.

9

Май

15.05. – 24.05. и

22.05. – 30.05.17

Итоговое обследование речи и слуха обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Рабочая программа по развитию слухового восприятия в 9 классе II отделения составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 3 273-ФЗ, с соде...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения для работы с обучающимися 2 малокомплектного специального класса слабослышащих детей, имеющих умственную отсталость

Рабочая программа составлена для учащихся 2 малокомплектного  специального  класса слабослышащих детей , имеющих умственную отсталость в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в ...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию про...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произнош...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 б классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения 12 класс I вид

Предмет «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» является составной частью коррекционного блока и относится к разделу «Обязательные индивидуальные занятия по разви...